Социально-нравственные причины криминализации подкупа участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов

(Хакулов М. Х.) ("Российский следователь", 2006, N 9) Текст документа

СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРИЧИНЫ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ПОДКУПА УЧАСТНИКОВ И ОРГАНИЗАТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ И ЗРЕЛИЩНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ КОНКУРСОВ

М. Х. ХАКУЛОВ

Хакулов М. Х., кандидат юридических наук, доцент.

Уголовный закон устанавливает ответственность как за подкуп спортсменов, спортивных судей, тренеров, руководителей команд и других участников или организаторов профессиональных спортивных соревнований, организаторов и членов жюри зрелищных коммерческих конкурсов, так и за получение ими незаконного вознаграждения имущественного характера, предусмотрев это в различных частях ст. 184 УК. Отнесение тех или иных факторов к основаниям криминализации (социально-политическим, социально-правовым, нравственным) подкупа, названного в ст. 184 УК РФ, невозможно без определенной доли условности, а раздельный анализ этих факторов - скорее, методическая необходимость. Социально-экономическими причинами криминализации подкупа участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов можно считать следующие. 1. Распространенность и социальная полезность профессионального спорта и шоу-бизнеса. Современный переход российских экономических отношений от государственного монополизма к рыночной экономике предполагает наряду с разгосударствлением собственности и развитием иных форм собственности возникновение новых отраслей предпринимательской деятельности, в т. ч. предпринимательской деятельности в сфере шоу-бизнеса, профессионального спорта. О признании современным обществом социально и экономически полезной деятельности по проведению профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов свидетельствуют положения действующего законодательства. Нормы Гражданского кодекса РФ (гл. 57, 58) закрепляют основные положения организации и проведения конкурсов, а также игр и пари; Федеральный закон РФ от 29 апреля 1999 г. "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" устанавливает нормативные основы для занятий спортом как профессиональной деятельностью. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг определяет спортивную деятельность, а также деятельность по организации отдыха и развлечений населения (в т. ч. азартные игры, заключение пари, организацию ярмарок и шоу развлекательного характера) как экономическую, социально полезную, деятельность. Такая оценка названных видов деятельности соответствует оценкам наиболее развитых мировых держав, где социальная значимость шоу-бизнеса, спорта, в т. ч. и профессионального, не вызывает сомнений. Президент США Д. Кеннеди в свое время сказал: "Престиж нации по-настоящему определяют две вещи: полет на Луну и золотые олимпийские медали". Известные социологи Д. Таламини и К. Пейдж указывают, что "социальный мир спорта... - неотделимая часть общества. Его культурные характеристики отражают внутреннюю культуру и, в свою очередь, помогают формировать стандарты общества и стиль жизни". Приведенные оценки ученых подтверждаются статистическими данными. Телетрансляции международных конкурсов ("Оскар", "Евровидение"), шоу-программ различной направленности смотрят сотни миллионов людей на всех континентах. Круглосуточную развлекательную программу "Музыкальное телевидение Европы" принимают более 22 млн. европейских квартир. Телетрансляцию вручения музыкальных премий "Грэмми-2001" смотрело около 1,5 млрд. зрителей. По оценкам специалистов, за ходом видеоконкурса "Евровидение-2001" наблюдало свыше 110 млн. человек. В США более 260 млн. зрителей, ежегодно посещая соревнования по профессиональным видам спорта, расходуют на приобретение билетов около 5 млрд. долларов в год. 2. Масштабы экономической деятельности в сфере профессионального спорта и шоу-бизнеса. Профессиональный спорт и шоу-бизнес превратились в мощную индустрию спортивно-развлекательного и рекламно-коммерческого бизнеса, который по своим доходам не уступает иным отраслям предпринимательства. Кратко обратимся к характеристикам экономической деятельности профессионального спорта и шоу-бизнеса в наиболее развитых странах. Суммарный доход всех видов американского профессионального спорта в 1996 г. превысил 8 млрд. долларов, а доход четырех основных лиг (американский футбол, бейсбол, баскетбол и хоккей) - около 6 млрд. долларов; общая стоимость 109 профессиональных команд названных четырех лиг в 1996 г. составляла примерно 11 млрд. долларов. Средняя зарплата спортсмена-профессионала в американской лиге бейсбола в 1997 г. оценивалась в 1,37 млн. долларов, лучший из них получил 10 млн. долларов; средняя зарплата американских профессиональных баскетболистов - 2,2 млрд. долларов. По оценкам специалистов, в мировой футбольной индустрии "крутится" около 250 млрд. долларов в год; только за выход в групповой турнир Лиги чемпионов каждый футбольный клуб получает 1,4 млн. долларов, а за победу еще около 3 млн. долларов. Несмотря на безусловное отставание России в развитии шоу-бизнеса и профессионального спорта, следует признать, что эти сферы предпринимательской деятельности в настоящее время достаточно активно формируются. ОАО "Лужники" (г. Москва) в 1997 г. получило чистую годовую прибыль в размере 204 млрд. руб., в т. ч. от проведения спортивных соревнований - около 9 млрд. руб., от проведения иных зрелищных мероприятий - свыше 9 млрд. руб. Годовой бюджет московского баскетбольного клуба "Динамо" в 1995 г. составлял более 2 млн. долларов; общий бюджет футбольного клуба первой лиги "Сокол-ПЖД" (Саратов) в 1997 г. - 22 млрд. руб.; только собственный бюджет футбольного клуба "Спартак" (Москва) в 1999 г. составил 10 млн. руб. Приведенные данные, не претендуя на исчерпывающую экономическую характеристику профессионального спорта и шоу-бизнеса, способны тем не менее проиллюстрировать масштабы финансово-экономической деятельности в названных отраслях предпринимательства. 3. Интегрированность названных сфер экономической деятельности в иные сферы экономики. Об усилении влияния деятельности, осуществляемой в сфере шоу-бизнеса и спорта, на иные сферы предпринимательской деятельности указывают многие авторы. Ю. А. Фомин отмечает, что с развитием телевидения, проникающего во все уголки земного шара, предпринимателям стало выгодно рекламировать свою продукцию через телевидение, и наибольшая аудитория телезрителей собирается у экранов именно в период проведения крупных международных спортивных соревнований. В связи с этим затраты на телевизионную рекламу в ходе спортивных соревнований измеряются астрономическими цифрами. По подсчетам специалистов, стоимость 30 секунд телевизионной рекламы в ходе трансляции матча за Суперкубок Национальной хоккейной лиги (где играют как американские, так и канадские хоккейные команды) в 1996 г. составила 1,3 млн. долларов. Доходы американской хоккейной команды "Нью-Йорк Рейнджерс" от концессий за игры на льду дворца спорта "Мэдисон сквер гарден" в одном сезоне превышают 3 млн. долларов. Бейсбольный стадион команды "Цинциннати Рэдс" ежегодно продает пива на сумму около 5 млн. долларов. Общие доходы в результате проведения зрелищных развлекательных мероприятий (к числу которых относятся спортивные соревнования и зрелищные коммерческие конкурсы) складываются из доходов: от продажи билетов и прав на трансляцию; от концессий стадионов, концертных залов, дворцов спорта; от парковки автомашин зрителей во время мероприятий; от рекламно-спонсорской, коммерческо-лицензионной, издательской деятельности и др. Учитывая изложенное, нетрудно понять, что в зрелищности, увлекательности, а следовательно, и в бескомпромиссности борьбы за победу в ходе соревнований и конкурсов, помимо зрителей и участников, экономически заинтересован и широкий круг третьих лиц. 4. Опосредованное воздействие профессионального спорта и шоу-бизнеса на иные сферы жизнедеятельности общества. Об опосредованном воздействии профессионального спорта и шоу-бизнеса на иные сферы жизнедеятельности общества свидетельствуют следующие факторы. Различные тотализаторы, пари и игры со ставками на результаты спортивных и иных состязаний ("тотто", "Спортпрогнозматч" и др.), спортивные и иные лотереи, телеигры ("Кто хочет стать миллионером?", "Слабое звено", "Поле чудес" и др.) получают все более широкое распространение в России. В свою очередь, профессиональный спорт и шоу-бизнес не остаются "глухими" к столь тесному взаимодействию с другими сферами предпринимательства. Многие спортивные федерации намеренно изменяют правила проведения спортивных соревнований в целях повышения зрелищности соревнований. Рождаются новые виды спорта, правила которых создаются для удобного осуществления иных видов предпринимательской деятельности (например, со второй половины 90-х гг. в России проводятся соревнования по кэйрину - разновидности велосипедных гонок на треке, который "чрезвычайно удобен для тотализатора"). В этой связи несомненный интерес представляют оценки американских специалистов, считающих, что в сфере легального и нелегального "гэмблинга" (заключение пари на результаты игр, поединка и т. д.) ежегодно вращается от 80 до 120 млрд. долларов. Вышеизложенное свидетельствует, с одной стороны, что социальная распространенность и экономическая значимость предпринимательской деятельности в сфере профессионального спорта и шоу-бизнеса для современного российского общества несомненна. Данное обстоятельство служит одной из причин государственной защиты такой деятельности от неправомерного вмешательства в процесс организации и проведения профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов, в т. ч. путем подкупа участников и организаторов названных мероприятий. С другой стороны, к числу важнейших социально-экономических причин криминализации подкупа, описанного в ст. 184 УК РФ, являются интегрированность предпринимательской деятельности в сфере профессионального спорта и шоу-бизнеса в жизнедеятельность современного общества, а также социально-экономическая значимость результатов этой предпринимательской деятельности. Исследуя социально-политические основания криминализации определенного деяния, следует учитывать, что ведущая роль в уголовно-правовой политике государства принадлежит именно правотворческой деятельности, поскольку установление круга общественно опасных деяний, признаваемых преступными, характера их наказуемости, условий освобождения от уголовной ответственности и от наказания - один из основных способов воздействия на преступность. В основе причисления конкретного деяния к преступным лежит признание обществом наличия угрозы в таком деянии общественным отношениям, а установление уголовно-правового запрета на такое деяние направлено на стабилизацию названных отношений. О негативной общественной оценке фактов подкупа в сфере спорта, шоу-бизнеса неоднократно говорилось в международных и отечественных средствах массовой информации. Учитывая относительно более позднее развитие в России профессионального шоу-бизнеса, информация о подкупе лиц, организующих коммерческие конкурсы, встречается в средствах массовой информации значительно реже. Некоторые из этих сообщений получают достоверное подтверждение либо опровержение через соответствующие судебные решения. Такие примеры, к сожалению, достаточно редки. В некоторых случаях подтверждение фактов коррупции в спорте влечет за собой санкции спортивных административных органов. Следствием признания таких фактов противоречащими интересам общества явилось создание в отечественном спорте специализированных административных органов, рассматривающих наряду с иными вопросами и обстоятельства "подозрительных" результатов спортивных соревнований (контрольно-дисциплинарный комитет Российского футбольного союза; экспертно-судейская комиссия Профессиональной футбольной лиги; Комитет безопасности Российского футбольного союза). Председатель одного из таких органов - экспертного совета Профессиональной футбольной лиги - В. Царев заявил, что в случае подтверждения обвинений в организации "договорного" матча руководителей команд должны ждать суровые наказания, вплоть до лишения свободы. За ложные обвинения лиц в сговоре о результате соревнований к отечественным спортсменам применяются дисциплинарные санкции. Факты проведения в отечественном спорте состязаний, игр с заранее оговоренным результатом (так называемых договорных матчей) приводятся различными авторами. Р. Ф. Иванов справедливо отмечает, что "спорт является сферой деятельности мафии во всех странах, в т. ч. и в России". Как правило "антифутбол" достигает апогея во втором круге чемпионата, когда команды-середнячки начинают щедро, но, разумеется, не бескорыстно, делиться очками с аутсайдерами. Они же "идут навстречу" лидерам, ведущим гонку за медалями. Почти все отечественные клубы играют так называемые договорные матчи. Руководители российского футбола неоднократно заявляли о необходимости борьбы с такими матчами. А. Гуров, занимавший должность начальника Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД СССР, в 1995 г. в одном из интервью заявил: "В футболе "гуляют" большие деньги, мафия заинтересована в их перераспределении. Возможно, в ближайшее время будет создано мобильное подразделение по борьбе с футбольными махинаторами. Я говорил с министром Куликовым - в милиции есть внутренние резервы. Почему бы, например, игроков, замешанных в сомнительных сделках, не привлекать к ответу как соучастников дачи взятки, как вымогателей, наконец. И статья найдется - отправятся мафиози за решетку". Отмечая свое несогласие с позицией А. Гурова о возможных вариантах квалификации действий названных им лиц, считаем необходимым указать, что в период действия УК РСФСР 1960 г. в судебной практике имели место случаи оценки статуса спортивных судей как должностных лиц, а в теории уголовного права к должностным лицам предлагалось относить начальников спортивных команд и даже спортсменов. О необходимости борьбы с фактами подкупа в области спорта ранее говорили и другие юристы. Вышеизложенное подтверждает признание обществом опасности коррупции в области спорта и шоу-бизнеса, что следует рассматривать в качестве социально-политического основания уголовно-правового запрета подкупа участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов. Уголовный закон должен иметь не только политическое, но и нравственное обоснование. В литературе справедливо выделяется в качестве отдельного вида социальных оснований установления уголовной ответственности за конкретное деяние - соответствие уголовно-правовых норм и взглядов системе социально-нравственных ценностей и представлений. Экономическая жизнь общества, его правовые установления, социальная сфера, идеология и политика не могут быть "свободными" от нравственности. Спортивные соревнования выполняют важную нравственно-регулятивную функцию, выступая в качестве формы проявления и оценки различных нравственных качеств человека, а также способа общественной оценки определенных социально значимых нравственных норм <*>. Полагаем, что подобные утверждения справедливы не только применительно к состязаниям спортивного характера. -------------------------------- <*> Фомин Ю. А. Указ. работа. С. 12; Переверзин И. И. Менеджмент спортивной организации. М., 1998. С. 70.

Общественная опасность подкупа участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов с точки зрения нравственных начал проявляется в том, что такое поведение виновных лиц деформирует общественное сознание, нивелирует представления о справедливой честной борьбе в ходе зрелищных состязаний. Установлено, что наиболее значимой нормой спортивных отношений является честная спортивная борьба (62,1% опрошенных мужчин, 63,5% женщин), которая трансформируется в определенную систему этических требований, предъявляемых к соревнующимся. Мнение общественности о необходимости честной игры получает свое выражение в нормативных актах, в иных документах либо фактах. Международная хартия физического воспитания и спорта, принятая на 20-й сессии ООН 21 ноября 1978 г., закрепляет, что спортивные состязания, содержащие зрелищные элементы, должны оставаться в соответствии с олимпийским идеалом на службе воспитательного спорта, высшим проявлением и примером которого они являются; следует прилагать все усилия для защиты ценностей справедливой игры и соревнования. В п. 6 Кодекса спортивной этики "Справедливая игра - путь к победе", принятого в 1985 г. министрами стран Европы, ответственными за спорт, определяется понятие "справедливая игра", которая исключает обман, неравные возможности и коррупцию. В силу п. 8.3 названный Кодекс должен соблюдаться независимо от того, осуществляется ли деятельность на добровольной или профессиональной основе. В связи с инициативой Международной федерации футбола о проведении Всемирного дня честной игры Российский футбольный союз выступил со специальным заявлением, в котором говорится: "Мы всегда поддерживали дух честной игры в нашем футболе, все мы должны поощрять хорошую игру не только с точки зрения техники, но и с точки зрения честности". Вышеприведенные факты свидетельствуют о соответствии установления уголовно-правового запрета на подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов представлениям современного общества о нормальной моральной атмосфере, в которой оно должно существовать. Названное соответствие есть нравственное причинное основание криминализации данного вида подкупа. Определяя круг социально-правовых оснований криминализации любого деяния, следует исходить из тезиса о том, что любая норма, выражающая уголовно-правовой запрет, должна органично сочетаться как с иными уголовно-правовыми нормами, так и с нормами других отраслей права, с положениями международных обязательств. Порядок проведения профессиональных спортивных соревнований либо зрелищных коммерческих конкурсов регламентируется как положениями международных нормативных актов, так и нормами отечественного права. К первым, в частности, относятся: Международная хартия физического воспитания и спорта от 21 ноября 1978 г.; Спортивная хартия Европы от 15 мая 1992 г.; Европейская конвенция о насилии и недостойном поведении зрителей на спортивных мероприятиях, и особенно во время футбольных матчей, от 19 августа 1985 г.; нормативные акты о порядке действий международных спортивных организаций (Кодекс Международного спортивного арбитража; Устав Международной федерации футбола (ФИФА); Устав Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) и др.). К числу национальных законодательных актов следует отнести Конституцию РФ, акты трудового и гражданского законодательства, Федеральный закон РФ от 29 апреля 1999 г. "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и др. Кроме этого, принято немало нормативных актов субъектов РФ (например, Закон города Москвы от 26 июня 1996 г. "О физической культуре и спорте", Закон Амурской области от 29 ноября 1999 г. "О физической культуре и спорте"), локальных нормативных актов, регулирующих порядок деятельности организаций, работающих в сфере шоу-бизнеса и профессионального спорта (например, Устав Российского футбольного союза, Устав Ассоциации "Профессиональная футбольная лига", контракты с менеджерами и др.). Противоправность деяния при подкупе лиц, названных в ст. 184 УК РФ, прямо сформулирована в данной статье путем указания на "незаконное получение" вознаграждения. Такая оценка уголовного закона согласуется с запрещением получения вознаграждений при обстоятельствах, описанных в ст. 184 УК РФ, нормами гражданского, трудового законодательства, (например, ст. 309 ГК РФ; ст. 2 Трудового кодекса РФ), а также локальными нормативными правовыми актами (например, контрактами с начальниками команд, тренерами, спортсменами, Регламентом Российской хоккейной лиги, запрещающим давать информацию о дополнительных призах и денежных вознаграждениях после начала матча под угрозой штрафа в размере 5000 долларов). Резюмируя изложенное, укажем, что следует присоединиться к мнению авторов, считающих обоснованным включение в УК РФ ст. 184 "Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов".

------------------------------------------------------------------

Название документа