Законы, оказывающие влияние на литовский спорт: их развитие и перспективы

(Теснесите К.)

("Спорт: экономика, право, управление", 2006, N 2)

Текст документа

ЗАКОНЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ЛИТОВСКИЙ СПОРТ:

ИХ РАЗВИТИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

К. ТЕСНЕСИТЕ

...повернув бег времени вспять...

К. Теснесите, начальник отдела международных связей и главный юрист Государственного департамента физической культуры и спорта Литовской Республики.

Организованная система физической культуры и спорта начала формироваться в Литве только после объявления независимости Литвы 16 февраля 1918 г. На родину один за другим возвращались накопившие за рубежом опыт организации спорта спортивные общественники, которые проявляли инициативу и объединяли молодежь в клубы и другие спортивные организации, проводили различные спортивные соревнования, праздники. В 1919 г. была учреждена первая литовская спортивная организация - Спортивный союз Литвы, который, правда, просуществовал недолго и уже в 1920 году ему на смену пришел Союз физического воспитания Литвы. Количество спортивных организаций постепенно росло. Созданы: Литовская федерация гимнастики и спорта, Женский спортивный кружок, Союз велосипедистов Литвы и др.

Хотя не хватало спортивных баз, средств для спортивной работы, спортивное движение развивалось: множились спортивные организации, усиливалась их деятельность, спортсмены страны участвовали в соревнованиях, проводимых не только в Литве, но и за рубежом. Возникла потребность в правовом регулировании системы спорта. Так, 70 лет назад был принят первый Закон о физической культуре, который вступил в силу с 15 июля 1932 г. после публикации в "Виряусибес жинес" ("Правительственном вестнике").

Закон о физической культуре был базисным актом, на основе которого позднее были приняты другие регулирующие спортдокументы.

Первым Законом о физической культуре была установлена государственная система организации спорта - создана Палата физической культуры, которая находилась в ведении Министра просвещения. Этим Законом предусматривалось выделение средств на физкультуру и спорт из государственного бюджета, акцентировались важность спортивных баз, их содержание и развитие, проявлена озабоченность квалификацией спортивных специалистов: предусмотрена подготовка учителей, спортивных инструкторов, организация курсов, введение лицензий и т. п.

В течение последующих лет продолжалось интенсивное создание системы правового регулирования спорта: 16 января 1935 г. была принята Инструкции о построении физкультурной организации, 22 декабря 1937 г. - Правила оформления и регистрации физкультурных организаций, 20 марта 1936 г. утвержден Статут Государственного физкультурного знака, 28 декабря 1937 г. - Статут национальной олимпиады.

К сожалению, в 1940 г. эта активная работа была прервана на целых пятьдесят лет. Литва попала "под опеку" Советского Союза, и в нашей стране применялись законы чужого государства. Закон о регулировании спорта был заменен постановлениями Центрального Комитета Коммунистической партии и Совета Министров о дальнейшем развитии массовости физической культуры; для государственных спортивно-развлекательных учреждений были приспособлены положения о социалистическом государственном производственном предприятии и т. д. По постановлениям Советского Союза не раз реорганизовывалась система управления спортом Литвы.

Долгожданный закон

С середины 1990 г. начался период создания новых законодательных актов. 8 июня 1990 г. было принято Постановление Правительства Литовской Республики "Об основных функциях и организационных вопросах Департамента физической культуры и спорта при Правительстве Литовской Республики". Это был первый шаг к возрождению национальной системы управления спортом. 17 ноября 1992 г. было принято Постановление Правительства Литовской Республики "О порядке регистрации спортивных федераций (союзов, ассоциаций, обществ) Литвы".

Постепенно накопив опыт в сфере организации спорта, состоявшийся 3 ноября 1993 г. Спортивный конгресс Литвы обсудил и одобрил основные принципы закона о физической культуре и спорте.

Основное новшество этого Закона - в законодательстве Литвы впервые был узаконен профессиональный спорт, детализирован договор (контракт) о спортивной деятельности. В нем должны быть указаны спортивная организация, в которой спортсмен осуществляет свою деятельность, функции спортсмена; обязательства спортсмена соблюдать правила и другие положения, установленные спортивным клубом, а также ассоциацией, обществом, федерацией того вида спорта, к которым принадлежит спортсмен; оплата спортсмена; условия страхования здоровья спортсмена; порядок возмещения ущерба, нанесенного здоровью спортсмена при подготовке к соревнованиям и во время соревнований; время действия договора; ответственность сторон за невыполнение указанных в договоре обязательств; условия учебы несовершеннолетнего спортсмена.

По договору о спортивной деятельности стороны устанавливают взаимную ответственность за невыполнение предусмотренных в договоре обязательств в соответствии с положениями законов. В договоре о спортивной деятельности могут быть предусмотрены и другие условия, не противоречащие законам. Совершеннолетние профессиональные спортсмены заключают договор сами или через уполномоченных ими лиц, несовершеннолетние - с 15 лет заключают сами при наличии письменного согласия родителей и других законных представителей ребенка. Договор за несовершеннолетних профессиональных спортсменов до 15 лет от их имени заключают родители или другие законные представители ребенка.

В данном Законе было определено понятие профессионального спортивного клуба. Это юридическое лицо, финансирующее подготовку спортсменов к соревнованиям и их участие в соревнованиях, организующее спортивные мероприятия, выплачивающее профессиональным спортсменам вознаграждение согласно заключенным с ними договорам о спортивной деятельности и получающее доходы от деятельности представляющих клубы спортсменов или другой предусмотренной уставом деятельности.

Профессиональные спортсмены в Литве имеют право перейти из одного профессионального спортивного клуба в другой или в иностранный спортивный клуб только после окончания действия договора о спортивной деятельности и выполнения предусмотренных в договоре обязательств спортсмена; если профессиональный спортсмен хочет перейти в другой литовский профессиональный спортивный клуб или в иностранный спортивный клуб до окончания действия договора о спортивной деятельности или не выполнив предусмотренных в договоре обязательств спортсмена, то переход возможен только в том случае, если об этом договорятся отпускающий спортсмена и принимающий спортсмена спортивные клубы.

Правила перехода профессиональных спортсменов из одного литовского спортивного клуба в другой профессиональный спортивный клуб или в иностранный спортивный клуб устанавливают:

1) если профессиональный спортсмен переходит из одного спортивного клуба в другой, принадлежащий той же ассоциации клубов (лиге, союзу), - ассоциация клубов (лига, союз);

2) если профессиональный спортсмен переходит из спортивного клуба одной ассоциации (лиги, союза) в клуб, принадлежащий другой ассоциации (лиге, союзу), - федерация данного вида спорта;

3) если профессиональный спортсмен переходит из литовского спортивного клуба в иностранный спортивный клуб или спортсмен иностранного спортивного клуба переходит в литовский спортивный клуб, - правила международной федерации данного вида спорта, а если таковых нет, то взаимное соглашение клубов.

Законом о физической культуре и спорте довольно детально закреплена система управления физкультурой и спортом в Литве. Специальная государственная институция - Департамент физической культуры и спорта при Правительстве Литовской Республики. Департамент готовит, координирует и контролирует программы развития физкультуры и спорта, распоряжается государственными бюджетными средствами, выделенными на физкультуру и спорт; готовит систему спортивных соревнований, финансируемых из средств государственного бюджета и бюджетов самоуправлений; заботится о научно-исследовательской работе, готовит и выпускает научно-методическую литературу по вопросам физкультуры и спорта; вместе с Министерством просвещения и науки, федерациями соответствующих видов спорта и научными учреждениями заботится об исследовании потребности в специалистах по физкультуре и спорту, их подготовке, профессиональном совершенствовании; выдает лицензии спортивным тренерам, решает вопросы досрочного прекращения их действия; выдает лицензии на учреждение школ спортивного профиля; представляет Литовскую Республику в сотрудничестве с другими государствами в области физкультуры и спорта.

В данном Законе определена компетенция в области физкультуры и спорта Министерства науки и просвещения, начальника уезда, самоуправления. Законом предусмотрены обязательные занятия по физкультуре в просветительных учреждениях (общеобразовательных школах, гимназиях) и высшей школе - не менее трех часов в неделю.

Основной спортивной институцией, объединяющей жителей и спортсменов в деле развития и популяризации физической активности, здорового образа жизни, физкультуры и спорта, является спортивный клуб. Согласно данному закону спортивный клуб - это обладающая правами юридического лица спортивная организация, учрежденная в установленном законами и другими нормативными актами порядке. Могут учреждаться любительские и профессиональные спортивные клубы, любительские спортивные клубы учреждаются на основании Закона Литовской Республики об общественных организациях. Они обосновывают свою деятельность уставами, зарегистрированными в установленном законом порядке.

Одна из основных проблем, которая осталась нерешенной после принятия данного Закона, - не были перечислены конкретные критерии, позволяющие отличить спортивную организацию от других организаций, не учрежден их специальный реестр, не предусмотрено их оформление.

Согласно данному Закону спортивные организации - это обладающие правами юридического лица спортивные клубы, спортивные школы, спортивные базы, федерации видов спорта, общества и другие занимающиеся физкультурной и спортивной деятельностью организации и институции, которые создают условия для занятия физкультурой и спортом, подготовки спортсменов, организации спортивных соревнований и других физкультурных и спортивных мероприятий.

Спортивные организации в установленном законом порядке имеют право объединяться в общественные неприбыльные спортивные организации, а также учреждать профессиональные спортивные организации и участвовать в их деятельности.

Таким образом, регламентация спортивной организации практически была оставлена для других специальных законов. Это создает соответствующие трудности при реальном применении налоговых льгот для спортивных организаций, поскольку любая общественная организация или даже предприятие может воспользоваться статусом спортивной организации. Без определения компетенции отдельных органов в законе были закреплены обязательства государства финансировать физкультуру и спорт, научные исследования в этой области, заботиться о строительстве физкультурных и спортивных сооружений, их материально-техническом состоянии, организовать подготовку специалистов по физкультуре и спорту и ее совершенствование. Побуждать жителей к заботе о своем здоровье и здоровому образу жизни. Данным законом установлено, что для достижения спортивных результатов не разрешается использовать методы и средства, запрещенные документами, принятыми международными и литовскими федерациями видов спорта, обществами, ассоциациями. Тренеры, другие физкультурные и спортивные работники или лица не могут выполнять и отдавать каких-либо распоряжений, которые могут нанести вред здоровью лиц, практикующих физкультуру и спорт, не могут давать указаний, нарушающих нормы морали. Лица, нарушившие эти требования, несут ответственность в установленном законами порядке.

Спортсменам запрещается применять, а врачам, тренерам и другим лицам - прописывать, побуждать и вынуждать к применению допинга или использовать его методы, установленные медицинской комиссией Международного олимпийского комитета и международными федерациями видов спорта.

Допинг-контроль в Литовской Республике осуществляют утвержденная Постановлением Правительства комиссия и обладающие соответствующими полномочиями международные организации. К лицам, применяющим, побуждающим, вынуждающим применять допинг или использовать его методы, применяются предусмотренные международными спортивными организациями и литовскими спортивными федерациями (ассоциациями, обществами) санкции.

Законом регламентируется собственность спортивных организаций. Спортивные организации могут владеть по праву собственности любым имуществом, обладания которым не запрещают законы Литовской Республики. Имя, фамилию спортсмена, его изображение, подпись или другие символы данного спортсмена разрешается использовать для рекламы товаров, изделий или услуг только при наличии письменного согласия. Использование для рекламы товаров, изделий или услуг наименований спортивных команд, их изображений либо других символов спортивной команды, сборной разрешается только при наличии письменного разрешения спортивных организаций, создавших данную спортивную команду. Если это сделано без согласия спортсменов, спортсмен или создавшая спортивную команду спортивная организация имеет право в установленном законом порядке обратиться в суд по поводу возмещения нанесенного им ущерба.

Другие актуальные для спорта законы

Наряду с Законом о физической культуре и спорте в последнее время было принято немало изменений законов, чрезвычайно актуальных для развития спорта.

Одним из важнейших является Закон о поддержке и благотворительности. После увеличения коэффициента освобождения от государственных налогов для подателя поддержки (спонсора) с 1 до 2 сложились куда более благоприятные условия для поддержки спорта.

Уже обсуждены изменения Закона о подоходном налоге с физических лиц. После вступления в силу этих изменений спорт будет приравнен к индивидуальной деятельности. Это означает, что налоги с контрактов спортсменов составят не 33, а 15%. Кроме того, не подлежат налогообложению присуждаемые спортсменам призы, получаемые за участие в национальных соревнованиях, а также вручаемые спортсменам подарки. Согласно данному Закону каждый житель 2% от своего подоходного налога может направить на поддержку выбранной жизненной сферы, а значит, и спорта.

Для спортивной общественности актуален также Закон об общественных организациях, который стимулирует создание спортивных клубов.

В ближайшее время Сейм предполагает обсудить проект Закона о налоге на недвижимое имущество. В соответствии с ним недвижимое имущество общественных спортивных организаций налогом облагаться не будет. В Законе о местном самоуправлении спорт должен быть определен как необходимая деятельность. В Законе о просвещении спорту также уделяется недостаточно внимания: спорт отнесен к неформальному воспитанию, статут высших школ позволяет каждому вузу выбирать, сколько часов отвести на физическое воспитание, поэтому возникает опасность того, что физвоспитание может оказаться вообще вычеркнутым из их программы.

Жизнь не стоит на месте

Хотя в вопросе создания правовой системы регулирования спорта сделано немало, но многое еще предстоит привести в порядок. В течение нескольких лет практической реализации Закона о физической культуре и спорте выявилась необходимость его исправления и дополнения. Очевидно, что не названы конкретные критерии, позволяющие отличить спортивную организацию от других организаций, не узаконен их специальный регистр, не предусмотрено его ведение. Регламентация спортивных организаций оставлена в других специализированных законах. Актуальна гармонизация Закона о физической культуре и спорте с нормами правового регулирования ЕС. Необходимо определить и унифицировать использование понятий физкультуры и спорта. Представляется, что нужно конкретизировать регламентацию профессионального спорта, более подробно регламентировать подготовку детей-спортсменов, условия контрактов. Важно, чтобы были узаконены социальные гарантии бывшим спортсменам и спортивным специалистам. Установлен порядок выдачи лицензий, аттестации по определенным формам. При обсуждении проекта закона возникли новые идеи, в частности, с помощью норм закона постараться решить проблему безопасности в спортивных сооружениях, проблему лицензирования спортивного инвентаря и др.

С учетом данных реалий уже начата подготовка проекта изменения Закона о физической культуре и спорте. В подготовке проекта участвуют не только юристы, но и представители спортивной общественности: руководители общественных организаций, руководители и владельцы профессиональных спортивных клубов, представители высших учебных заведений. Надеемся, что новый закон будет отражать если не все, то большинство аспектов спорта и позволит эффективно распространять спорт среди всех жителей Литвы.

------------------------------------------------------------------

Название документа