О необходимости правового регулирования проблем пренатального периода (постановка проблемы)

(Эртель Л. А.)

("Административное право и процесс", 2006, N 3)

Текст документа

О НЕОБХОДИМОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМ

ПРЕНАТАЛЬНОГО ПЕРИОДА (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)

Л. А. ЭРТЕЛЬ

Эртель Л. А., кандидат медицинских наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Адыгейского филиала Московского открытого социального университета.

В последнее время в обществе активно обсуждается вопрос о правах человеческого тела до и после рождения. Как ни сложны эти вопросы, в подходе к ним существует твердое согласие о необходимости уважительного отношения к человеческому телу и защиты человеческой жизни при всех нормальных условиях. Однако если мы обратимся к жизни до момента рождения, к эмбрионам и зародышам, то окажется, что такого единодушного согласия нет. Для многих людей не является самоочевидным, что жизнь эмбриона и зародыша нуждается в том же уровне защиты, что и жизнь человека после рождения. К тому же важное этическое значение имеет и такая проблема, как автономия Матери.

В научной литературе проблемы, касающиеся этических и правовых аспектов плода человека, обсуждаются в вопросах по исследованию плода и в проблемах, касающихся аборта. Искусственный аборт - одна из самых напряженных этических проблем современной медицины.

Правовая легализация абортов в России базируется на п. 2 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой "основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения". В силу приведенной статьи право на жизнь как основное естественное право возникает у человека не с момента зачатия, а с момента рождения. Закрепленное в п. 2 ст. 17 Конституции РФ положение не вполне согласуется с нормами международного права. Так, в преамбуле Конвенции о правах ребенка указано, что государства - участники Конвенции, в том числе и Россия, принимают во внимание, что "ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в надлежащей правовой защите, как до, так и после рождения". Кроме того, ст. 1 Конвенции, согласно которой "ребенком признается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста...", не установлен начальный момент, с которого следует признавать человеческое существо ребенком. Смысл приведенной статьи определяет ребенком не только рожденное человеческое существо, но также и то, которое еще находится в материнской утробе и не появилось на свет. Таким образом, на ребенка до рождения распространяются все нормы, касающиеся прав и интересов детей, в том числе и ст. 6 Конвенции о правах ребенка, в силу которой каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

В некоторых странах, в том числе и в России, нормы гражданского законодательства, регулирующие правовой статус плода, императивны и, таким образом, исключают возможность решения вопроса об охране его прав в зависимости от соответствия такой охраны интересам последнего. Вместе с тем в зарубежном законодательстве некоторых стран встречается иной подход к проблеме охраны прав человеческого плода. Так, в Нидерландах еще не родившийся ребенок считается уже появившимся на свет, если эта презумпция соответствует его интересам.

В настоящее время правовое регулирование искусственного прерывания беременности (аборта) осуществляется посредством Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (далее - Основы). Согласно ст. 36 Основ "искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласия женщины - независимо от срока беременности...". Таким образом, в силу приведенной статьи при сроке беременности до 12 недель судьба человеческого зародыша может быть решена по любым основаниям независимо от наличия медицинских и социальных показаний для такого уничтожения, и только женщина вправе решать вопрос о материнстве, значит, право на жизнь плода в этом случае защищено частично. По смыслу Основ жизнь человеческого зародыша подлежит правовой охране лишь по истечении 12 недель с момента зачатия при условии отсутствия у матери социальных и медицинских показаний для искусственного прерывания беременности. При наличии медицинских показаний жизнь человеческого плода вообще не составляет предмета правовой охраны - женщина, а в некоторых случаях врачи могут распорядиться этой жизнью по собственному усмотрению. При наличии социальных показаний человеческий зародыш может быть лишен жизни при сроке беременности до 22 недель.

В соответствии со ст. 36 Основ "незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством РФ". В силу ст. 123 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) "незаконное производство аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от 100 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от 1 года до двух лет". При сопоставлении ст. 36 Основ и ст. 123 УК РФ обнаруживается их некоторое несоответствие. Во-первых, в ст. 36 указанных Основ используется исключительно термин "искусственное прерывание беременности", слово "аборт" не употребляется. В ст. 123 УК РФ об "искусственном прерывании беременности" не сказано ни слова, употребляется термин "аборт". То есть отсутствует единый понятийный аппарат. Во-вторых, исходя из смысла ст. 36, а также ст. 31 Основ, незаконное прерывание беременности имеет место в случае нарушения сроков, произвольного расширения медицинских и социальных показаний, отсутствия необходимой и достоверной информации о последствиях аборта и т. п. Между тем в ст. 123 УК РФ в качестве "незаконного аборта" рассматривается лишь аборт, произведенный лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля. Не менее актуален вопрос о праве врача на отказ от проведения вмешательства по прерыванию беременности. Российское законодательство не предусматривает этого права для врача. Указанные права декларируются п. 6 Декларации ВМА "О медицинских абортах", ст. 7, 10 Этического кодекса российского врача (утвержденного Конференцией Ассоциации врачей России, ноябрь 1994 г.). Указанные документы являются этическими, а не правовыми. Однако Этический кодекс российского врача подлежит применению, поскольку принят в рамках предусмотренных ст. 62 Основ полномочий профессиональной медицинской ассоциации - Ассоциации врачей России. Представляется, что при отстаивании своего права на отказ от производства аборта акушеры-гинекологи должны ссылаться на ст. 7 Этического кодекса, так как российское законодательство не предусматривает права врача на отказ от прерывания беременности. Действия врача в этой ситуации сдерживают ст. 124 и 125 УК РФ, согласно которым врач привлекается к уголовной ответственности за "неоказание помощи больному без уважительных причин", а также за "заведомое оставление в опасности лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии". Поэтому имеет смысл предусмотреть в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан специальную статью, допускающую возможность отказа врача от производства аборта по морально-этическим соображениям, религиозным и иным убеждениям. В нынешних условиях, при отсутствии такой специальной статьи, врач вправе в обоснование своего отказа ссылаться на п. 1 ст. 3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", согласно которому в Российской Федерации каждому гарантируется право на свободу совести и свободу вероисповедания, суть которого состоит в возможности иметь и распространять религиозные и иные убеждения, а также действовать в соответствии с ними.

Из вышесказанного следует сделать вывод о том, что в аспекте правового регулирования абортов на первый план выступают проблемы соотношения прав женщины и прав плода. Чтобы законодательно урегулировать производство абортов, необходимо соблюсти следующие принципы:

- четкое определение правового статуса эмбриона и плода;

- уважение права женщины самостоятельно распоряжаться своим телом;

- создание условий по предупреждению проведения криминальных искусственных прерываний беременности;

- внедрение в жизнь государственной политики, направленной на уменьшение количества абортов как средства регулирования рождаемости.

Название документа

Вопрос: Существует ли какая-нибудь практика по определению досрочных пенсий руководителям больниц? Что имеется в виду в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, что руководитель должен совмещать или учреждение должно осуществлять врачебную деятельность? В то же время главная сестра имеет льготы без всяких оговорок, а руководитель и замы нет.

("Медицинское право", 2006, N 3)

Текст документа

Вопрос: Существует ли какая-нибудь практика по определению досрочных пенсий руководителям больниц? У нас из льготного стажа исключили весь период работы в должности главного врача и его заместителя (даже тот период, когда я был главным врачом участковой больницы, где, кроме меня, других врачей не было). Что имеется в виду в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, что руководитель должен совмещать или учреждение должно осуществлять врачебную деятельность? В то же время главная сестра имеет льготы без всяких оговорок, а руководитель и замы нет.

Ответ: Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом (ч. 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются Законом (ч. 2). Таким законом является Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в ред. от 14 февраля 2005 г.).

В соответствии с нормой пп. 11 п. 1 ст. 28 Закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах независимо от их возраста. Главный врач и его заместитель выполняет функции, связанные с осуществлением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей, и поэтому являются должностными лицами. Лечебной деятельностью такие лица могут заниматься отдельно или при определенных условиях, совмещая ее с основной.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 3 июня 2004 г. N 11-П отметил, что, закрепляя в указанном выше Законе правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода); при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. В указанный Список включены врачи - специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи - руководители учреждений (их структурных подразделений), при условии, что они осуществляют врачебную деятельность. Термин "врачебная деятельность" в данном контексте следует трактовать как относящийся к медицинским работникам. К юридическим лицам, в том числе учреждениям, которые занимаются предоставлением медицинских услуг (оказанием медицинской помощи) населению применяется термин государственное, муниципальное учреждение здравоохранения (или лечебно-профилактическое учреждение государственной или муниципальной системы здравоохранения).

Для уяснения понятия "врачебная деятельность" следует обратиться к Приказу Минздрава РФ от 27 августа 1999 г. N 337 "О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации" (в ред. от 31 января 2006 г.), который относит к врачебной деятельности для главного врача (директора, заведующего, начальника) и его заместителя организацию здравоохранения и общественного здоровья или клиническую специальность, а для главного врача центра госсанэпиднадзора - главного государственного санитарного врача, главного врача, (руководителя, директора, начальника) и его заместителя - социальную гигиену и организацию госсанэпидслужбы или медико-профилактическую специальность.

Применительно к данному случаю следует отметить, что тождественность выполняемых лечебных и иных функций по охране здоровья населения, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может быть установлена судами общей юрисдикции. Этот факт был отмечен в Определении Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 г. N 81-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Чкаловского районного суда города Екатеринбурга о проверке конституционности положения подпункта 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Ю. В.Павлова

Старший преподаватель кафедры

медицинского права ММА ИМ. И. М. Сеченова

С. И.Поспелова

Старший преподаватель кафедры

медицинского права ММА ИМ. И. М. Сеченова

Название документа

Вопрос: Наша организация получила лицензию на проведение экспертизы профпригодности, а также периодических и предварительных медицинских осмотров. Имеем ли мы право на проведение медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, в том числе мотоблоков, с последующей выдачей медицинских справок для получения водительских удостоверений?

("Медицинское право", 2006, N 3)

Текст документа

Вопрос: Наша организация получила лицензию на проведение экспертизы профпригодности, а также периодических и предварительных медицинских осмотров. Имеем ли мы право на проведение медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, в том числе мотоблоков, с последующей выдачей медицинских справок для получения водительских удостоверений?

Ответ: Для проведения медицинских осмотров с последующей выдачей медицинских справок для получения водительских удостоверений юридическое лицо вне зависимости от организационно-правовой формы должно иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 26 июля 2002 г. N 238 "Об организации лицензирования медицинской деятельности" (в ред. от 22 октября 2003 г.) утверждена номенклатура работ и услуг по оказанию медицинской помощи, подлежащих лицензированию. В указанном документе предусмотрены работы и услуги по проведению экспертизы профпригодности (06.028) и предварительных и периодических медицинских осмотров (06.033), которые включают проведение медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, в том числе мотоблоков.

Порядок проведения осмотров водителей автотранспортных средств регламентируется Приказом Минздрава СССР от 29 сентября 1989 г. N 555 "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств" (в ред. от 14 марта 1996 г.). Периодические и предварительные медицинские осмотры, в том числе осмотр водителей транспортных средств, проводятся в соответствии с Приказом Минздравмедпрома России от 14 марта 1996 г. N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" (в ред. от 6 февраля 2001 г.) и Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16 августа 2004 г. N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)" (в ред. от 16 мая 2005 г.).

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в письме от 14 июня 2005 г. N 02И-262/05 "О лицензировании медицинской деятельности" отметила, что организация, имеющая лицензию на проведение экспертизы профпригодности, а также периодических и предварительных медицинских осмотров, имеет право заниматься проведением медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, в том числе мотоблоков, с последующей выдачей медицинских справок для получения водительских удостоверений при следующем условии: в состав соответствующей комиссии необходимо включить врачей психиатра и психиатра-нарколога. При наличии у организации лицензии на выполнение таких работ и услуг в рамках амбулаторно-поликлинической помощи, как "психиатрия" и "психиатрия-наркология" указанными специалистами проводится освидетельствование водителей автотранспортных средств в рамках проведения медицинских осмотров.

Ю. В.Павлова

Старший преподаватель кафедры

медицинского права ММА ИМ. И. М. Сеченова

С. И.Поспелова

Старший преподаватель кафедры

медицинского права ММА ИМ. И. М. Сеченова

Название документа

Вопрос: Могут ли платные медицинские услуги оказываться в основное рабочее время?

("Медицинское право", 2006, N 3)

Текст документа

Вопрос: Могут ли платные медицинские услуги оказываться в основное рабочее время?

Ответ: Действующее законодательство прямо не устанавливает запрет на оказание платных медицинских услуг в основное рабочее время медицинского учреждения. Однако представляется очевидным, что недопустимо ухудшение возможности получения гражданами бесплатной медицинской помощи, например, из-за параллельного оказания в одних и тех же кабинетах платных и бесплатных услуг или предоставление приоритета гражданам, желающим получить медицинскую услугу за плату, и т. д. Это являлось бы прямым нарушением ст. 41 Конституции Российской Федерации, провозгласившей "право каждого гражданина на бесплатное получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений".

Также, согласно Постановлению Правительства РФ от 13 января 1996 г. N 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями" основанием для оказания платных медицинских услуг является выполнение медицинским учреждением в полном объеме территориальной программы гарантий бесплатной медицинской помощи.

Следовательно, оказание платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в основное рабочее время вряд ли возможно без ущемления прав граждан, получающих медицинскую помощь на основании полиса обязательного медицинского страхования.

Таким образом, целесообразно было бы для оказания платных медицинских услуг создавать или хозрасчетные отделения или отдельные кабинеты, в которых оказывалась только платная медицинская помощь. Например, в Приказе Департамента здравоохранения г. Москвы от 19 сентября 2004 г. N 446 "О мерах по упорядочению практики оказания платных медицинских услуг в медицинских учреждениях Департамента здравоохранения города Москвы" (в ред. от 7 апреля 2005 г.) четко указано место и время оказания платных медицинских услуг: "Оказание платных медицинских услуг должно проводиться в специально организованных структурных подразделениях (отделениях, кабинетах) медицинского учреждения. Оказание платных медицинских услуг медицинским персоналом осуществляется в свободное от основной работы время. Графики учета рабочего времени по основной работе и по оказанию платных медицинских услуг составляются раздельно" (п. 2.6 Приказа). Пунктом 2.7 указанного документа установлено, что оказание платных медицинских услуг в основное рабочее время персонала допускается в порядке исключения (при условии первоочередного оказания гражданам бесплатной медицинской помощи и при выполнении специалистами объемов медицинской помощи по Гарантированной программе) в следующих случаях:

- когда технология их проведения ограничена рамками основного рабочего времени медицинского учреждения. Часы работы медицинского персонала, оказывающего платные услуги во время основной работы, продляются на время, затраченное на их предоставление;

- когда условия работы за счет интенсивности труда позволяют оказывать платные медицинские услуги без ущерба для оказания бесплатной медицинской помощи.

Ю. В.Павлова

Старший преподаватель кафедры

медицинского права ММА ИМ. И. М. Сеченова

С. И.Поспелова

Старший преподаватель кафедры

медицинского права ММА ИМ. И. М. Сеченова

Название документа