Путешествие из Владивостока в Москву

(Горячкин А.)

("Туризм: право и экономика", 2006, N 3)

Текст документа

ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ВЛАДИВОСТОКА В МОСКВУ

(дневник одного автопробега двух резвых японских джипов марки "Исудзу"

под названием "Вехикросс", оседланных четырьмя простыми русскими

парнями, преодолевших длиннейший путь от Владивостока до Москвы,

который со всей тщательностью и объективностью вел

его участник Андрей Горячкин)

Уважаемые читатели!

Федеральный научно-практический журнал "Туризм: право и экономика" выступил информационным спонсором автопробега "Владивосток - Москва", который был организован холдинговой компанией "Форекс Клуб".

Автопробег был направлен на содействие развитию конкурентоспособной, социально ответственной предпринимательской деятельности в сфере биржевой торговли на валютном рынке. Наряду с этим задачами автопробега были:

- продвижение знаний о рынке ФОРЕКС, его роли и значении для экономики и социальной сферы Российской Федерации, для развития регионов России;

- повышение общей предпринимательской и правовой культуры участников рынка ФОРЕКС;

- формирование рынка ФОРЕКС, основанного на принципах добросовестной конкуренции, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества между всеми его участниками;

- интеграция российских предпринимателей в мировую экономическую и финансовую системы.

Все цели и задачи автопробега были успешно выполнены.

Настоящая публикация рассказывает об увлекательных деталях пробега и незабываемых впечатлениях, которые получили его участники при совершении 10000-километрового путешествия по необъятным просторам нашей Родины.

Редакция журнала "Туризм: право и экономика"

Организатор пробега:

Холдинговая компания "Форекс Клуб", созданная в 1996 г. Основным видом деятельности компании является предоставление возможности совершать сделки в режиме реального времени на рынке Форекс. Наряду с этим в структуре холдинга успешно функционирует Международная академия биржевой торговли. Компания имеет дилинговые центры, представительства и филиалы в 20 городах России, СНГ, а также в Нью-Йорке и Пекине.

Почему именно мы стали участниками пробега? Наверное, основную роль сыграло желание лично объять то, что невозможно окинуть одним взглядом. Столько раз расстояние в 10000 км с легкостью преодолевалось всего за девять часов перелета! И пожалуйста, такая возможность! Вот мы ее и не упустили! Кроме того, география членов нашего клуба настолько широка, что наш пробег как бы охватил всю эту большую территорию и аудиторию, которая встречала и провожала нас по всей необъятной России...

Для достижения поставленной цели "Форекс Клуб" приобрел двух четырехколесных полноприводных близнецов. Выбор пал на небольшие трехдверные спортивные джипы марки ISUZU VEHICROSS. Для большей привлекательности джипам была придана боевая сине-оранжевая окраска. Мы хотели, чтобы "свои" нас узнавали, а у тех, кто еще не стал "своим", редкие машины вызвали интерес не только к себе, но и к информации, носителями которой они являлись.

Сам дневник пробега появился спонтанно, в результате творческих выплесков от полученных впечатлений в течение долгого путешествия. Наше детище состоит из 20 частей - по количеству дней пути. Здесь мы хотим поделиться увиденным, услышанным и прочувствованным. Будем искренне рады, если наш рассказ будет для вас не только интересным, но и полезным. Ничего нет лучше опыта, приобретенного на чужих ошибках!

Выделены шрифтом общеизвестные, малоизвестные и известные только нам четверым дорожные поговорки, которые то приходили на память, то как-то сочинялись сами.

День первый.

Тише едешь - дальше будешь.

Владивосток. Утро. Корабельная набережная, место, где 145 лет назад высадились первые жители "города нашенского", как говорил Ленин. В начале одиннадцатого пополудни в окружении друзей, родственников, коллег, партнеров мы наконец стартуем. Провожающих - около сотни, проводы могут затянуться до вечера. Поэтому уже на старте мы решили свою первую трудную задачу: достойно и красиво уехать.

ЧЕМ БОЛЬШЕ ПРОВОЖАЮЩИХ, ТЕМ ДЛИННЕЕ ПРОВОДЫ.

Умудрились заработать первый штраф... Идеально ровная дорога с новым асфальтом и тщательно замаскированным знаком "40 км". Усиленно мигают встречные. Снижаю скорость до 60, что невыносимо больно нашему быстрому зверю. И все-таки попадаем в лапы довольным гаишникам. Не так жалко 100 рублей, как жалко потерянного времени на оформление протокола.

В районе с. Черниговки проехали речку Скотская.

В НАЗВАНИЯХ РЕК, КАК ЗЕРКАЛЕ, ОТРАЖЕНА НАША ЖИЗНЬ...

Да, стартовали мы лихо: едем всего лишь один день, а уже второй штраф! Скорость была значительно больше максимальных 90 км/час, и мы тут ни при чем: вехикроссики так и рвутся навстречу необъятным просторам России. В этот раз я был умнее. Пробежка к машине инспектора: "Виноват, нарушил, в пробеге мы", - вручаю сотку. Так же бегом обратно - пока зверь не остыл.

На выезде из г. Лучегорска стоит пост ДПС. Почему-то останавливают всех. Несмотря на запрет инспектора, Олег снимает скрытой камерой проверку документов, при этом наивно вопрошая: "А почему нельзя?"

Двигаем дальше. Пришла пора второй дозаправки первого дня пути. Открываем крышку бензобака, а крышки-то нет! Оказывается, так поспешили наполнить бак на предыдущей АЗС, что хотелось наполнить бак с максимальной скоростью, вот я и возомнил себя заправщиком болида Ф-1. Все было сделано быстро и четко, только крышку бензобака оставили на крыше зверька.

ПЛЕСК БЕНЗИНА МОЖЕТ БЫТЬ БОЛЕЕ МНОГОЗНАЧИТЕЛЬНЫМ, ЧЕМ ЕГО МОЛЧАНИЕ.

На очередном участке пути развлекаемся подсчетом рек. Остается удивляться потрясающей "изобретательности" тех, кто дает рекам название: "1-я Седьмая", "2-я Седьмая", "3-я Седьмая"... Все гениальное просто?.. Увы, проверка знаний числительных на этом остановилась. С такими "нерадивыми" учителями мы навсегда бы остались в первом классе. А нам бы хотелось узнать, что следует за миллиардом...

ЕСЛИ УЧИШЬСЯ СЧИТАТЬ, ИДИ РЕКИ НАЗЫВАТЬ!

Ура! Хабаровск!!!

В качестве приветствия дружно жмем на клаксоны! На спидометре "всего" 760 км, на дворе еще светло. Встречающие, ждущие нас целый день, ждут интересных рассказов о путешествии. И разочарованы тем, что наши мысли устремлены лишь к теплому душу и мягкой постели...

День второй.

Великое переселение народов.

С утра купили на рынке две крышки от бензобака (одну про запас). И не пожалели потом, что взяли лишнюю. Сделали рокировку экипажей - это чтобы не надоедать друг другу. Этой традиции мы следовали ежедневно.

На выезде из Хабаровска перед мостом ГИБДД тормозит всех перегонщиков. Зачем - догадаться нетрудно. Проехав очередные "пережитки криминального прошлого", обгоняем группу бегунов: на своих двоих они также следуют нашим маршрутом до Москвы! Голову сверлит вопрос: наверное, и они тоже как-то перестраиваются в колонне? Или с неизменным постоянством несутся через всю Россию? Ужас...

Вот и Биробиджан!

ВЕРНОЙ ДОРОГОЙ ИДЕМ!

Правда, с пути немного сбились. Ситуации дали звучное название "затуп", так как она повторялась с завидной регулярностью. Река Азеран. Какая-то "больничная" атмосфера: остановившись на одной площадке, масса перегонщиков дружно заклеивает пластырем оптику, "морды" и даже бока своих машин... Для посвященных это означало: "Асфальту - хана!"

ЧТОБ НЕ ТРЕБОВАЛСЯ МАСТЕР - ТЫ ЛЕПИ СКОРЕЕ ПЛАСТЫРЬ...

И действительно, очень скоро асфальтовое шоссе сменила грунтовая дорога.

"Зверей" наших на бездорожье трясет так, что открывается аэрокапсула. Попытка перетянуть ее брючными ремнями привела впоследствии и к потере самих ремней. Замотали буксировочным тросом, который изрядно истерся за всю поездку.

Деревня Будукан, что на речке Будуканке (названия, видимо, сохранились со времен монголо-татарского нашествия). Запомнилась тем, что далее качество "грунта" еще более ухудшилось. Видимо, Господь побивал серой и камнями не только Содом и Гоморру... Чтобы у путешественников не терялась надежда, что в Чите асфальт будет, этот признак цивилизации кое-где, в микроскопических вкраплениях в дорожную пыль в пути еще встречался.

ЕСЛИ ЕДЕШЬ ПО ГРУНТОВКЕ, РАДУЙСЯ СВОЕЙ СНОРОВКЕ.

Пос. Теплоозерье - преддверие райских кущ, так как каждый после трудных испытаний может получить свою "долю ангела" в виде обеда в одноименном баре. Создатели сего - армянской национальности. Молодцы: и с названием попали в точку, да и просто порадовали усталых путешественников.

До Облучья всего 66 км. Прогноз дорожного покрытия неблагоприятный. Удивляемся: неужели бывает хуже? Новые испытания обещают после какого-то Сковородино. (Опять топоним в цель - не на адские ли муки намек?) Но будущее не пугает: похоже, выросли крылья (видимо, после того самого "ангельского" обеда).

Стела "Москва - Владивосток". "Памятник" пребывания здесь Президента России Владимира Путина в честь открытия данного участка. Строители действительно постарались на славу: всего два года прошло, а широченная трасса с разметкой, без преувеличения - хороший автобан длиной около трех километров все еще действует. Красотища и мажорная основательность.

Остается пожалеть, что Владимир Владимирович не проехал по всей трассе Чита - Хабаровск "оставшиеся" 2100 км! Тогда бы и мы, и последующие поколения преодолевали этот путь гораздо быстрее!

Ручей Первый Долдыкан. Новая считалочка непонятных имен, предполагаемая водная артерия (или воспоминание о ней?) и другие "тайны имени" призывают остановиться. Вняли и не пожалели, так как выиграли целый час, никуда не двигаясь!

Открою тайну: таких "аномальных" зон в мире 24. На нашем пути попалось семь. Если Вы, уважаемый читатель, все еще в недоумении, отсылаем Вас к роману Жюля Верна. Его герой Филлеас Фог подобно нам открывал географические явления: проехав вокруг света за 80 дней, он обнаружил, что выиграл целые сутки, так как двигался на Запад. Наш путь также ведет на Запад и, пересекая вечером часовой пояс в 7 часов, на границе мы перевели стрелки часов на отметку "6".

Как, Вы думаете, мы использовали этот "подаренный" часок? Правильно, съехали с трассы в самом живописном месте. Пока мои товарищи осваивают место, расскажу подробнее о технической стороне подготовки нашего пробега.

Помимо двух запасных колес, лебедки (я так и не понял, зачем она была нужна), канистры, инструментов, палаток, спальников и многого другого, у нас был в запасе сухой аварийный паек, рассчитанный на то, чтобы мы, четыре мужика, продержались, если что, автономно три дня. Также были: походная газовая плита, котелки, кружки, словом, все, чтобы готовить пищу вдали от цивилизации. А еще мы основательно запаслись "Бибаном" и другими штуками от комаров и прочего гнуса. Этого скромного запаса хватило бы с лихвой на целую неделю поездки наших экипажей в глухую тайгу!

Отдельно надо отметить 4 литра чистого медицинского спирта в очень удобных 100-граммовых флакончиках. Мы долго спорили: не мало ли? И лишь в дороге осознали, что мы в общем-то за рулем. Да принимать на грудь и не хотелось. За весь пробег, поверите, было выпито всего 600 г! Смех да и только.

Приходит тут на ум простая детская задачка: "Сколько будет 10 раз по 100 грамм?" Подумайте внимательно... Ответ очевиден: килограмм. Однако русский человек отвечает не задумываясь, быстро: "Литр".

ПОМИМО ЕВКЛИДОВОЙ И НЕЕВКЛИДОВОЙ ГЕОМЕТРИИ ЕСТЬ ЕЩЕ НЕВЕДОМАЯ УЧЕНЫМ РУССКАЯ АРИФМЕТИКА!

Привал устроили на славу. По периметру зажгли факелы - отпугивать комаров; из чистой родниковой воды приготовили чай. Консервы с галетами, чай с конфетами... Длительный перекус тем не менее не отнял у нас ни минуты времени. По окончании трапезы мы просто перевели стрелки часов на один час назад.

Белогорск. Мотайте на ус: "Это небольшой, славный, уютный с приличной гостиницей городок". После 700-километрового дневного пробега такой подарок в пути каждый оценит по достоинству.

День третий.

В шкуре "первых" землепроходцев.

Совещание по выбору маршрута. Возомнив себя знатоком карт, убеждаю всех, что мы значительно срежем путь, если проедем через Сергиево в Свободный. Оказалось, нельзя верить ни мне, ни тем более картам! Удалось достать лишь старые, и к тому же приблизительные. Новые, возможно, есть разве что у американских шпионов и английских лордов.

Понимая это, со мной никто не спорит, считая, что главное - скорее сесть за руль. Проехав 30 км, узнаем от местных жителей, что срезав путь, мы можем проиграть во времени, так как придется ожидать паром. А он после строительства моста-"конкурента" через реку Зею ходит без какого-либо расписания.

Пришлось узнать всю горечь позора. Мой рейтинг первопроходца шлепнулся наземь: как мальчишки, мои товарищи стали показывать на меня пальцами, улюлюкать. В итоге поехали в обход через деревню Украинку.

НЕ ЗНАЮЩИМ БРОДУ ПАРОМ НЕ ПОМОЖЕТ!

Вот и космодром "Свободный". Дух свободы чувствуется издалека и загодя: кругом колючая проволока и полно охраны. Свобода, то бишь запуск ракеты, как всегда, сокрыта "за семью печатями". Ну и ладно! Мы - не "Иваны-царевичи": нас есть ТВ.

Шимановск. Поспеваем сюда точно к обеду. Здесь же прощаемся с асфальтом - почти до Читы. Маленькая радость для уставшего позвоночника: наличие бесплатного тренажера на свежем воздухе - турничка у придорожной забегаловки. Сервис очень полезен для здоровья. И клиентов привлекает: после физзарядки аппетит особенно зверский.

Отсутствие асфальта компенсирует дождичек, прибивающий пыль. Да, такой "ненавязчивый сервис" имеет свои минусы: грязно, скользко. Но и плюсы налицо: воздух свежеет. А еще приятно, что перегонщики "почтительно" пропускают наших несущихся Вехикроссов. Берегут не голову, а машины, которые предназначены на продажу. А у нас броня крепка, так и навертываются слова нового гимна лихим наездникам.

Знали бы, чем рискуем, может, и примкнули бы к рядам осторожных? "Тише едешь - дальше будешь" - смысл народной мудрости доходит иногда с опозданием...

Поселок Магдагачи. Смеркается. Спутниковых тарелок больше, чем домов. Верная примета: значит, есть устойчивая сотовая связь. Под разными предлогами все бросаются к мобилам, чтобы похвастаться таким далеким родным и близким, что, дескать, живы-здоровы, бодры-веселы.

Двигаем дальше. Гребенка продолжает раскрывать свое коварство. На скорости 60 км/ч при жесткой подвеске срывает порой так, что впору менять памперсы. Потери были, видимо, неизбежны...

Тьма сгущается. Пробой колеса. Как всегда, такое происходит в самый неблагоприятный момент. Да какой пробой! Двойной боковой порез с наружной стороны! Новехонькое колесо, но ремонту уже не подлежит! Сами виноваты: лихо шли по крупному скальному грунту на скорости 50 - 70 км/ч, обгоняя кавалькады перегонщиков. Смеялись еще их плетущемуся черепашьему шагу - до 20 - 30 км/ч.

"Тише едешь...", "Хорошо смеется тот..." - на ум приходили эти пословицы, когда мимо нас, менявших колесо, отмахивавшихся от приставучих назойливых комаров с "триумфом" проследовали те, кого мы некогда обогнали!

Впрочем, на трассе всегда существует чувство локтя, тем более при таких боевых условиях езды. Каждый готов был нам помочь. Просто и по-человечески.

ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ ДРУГ И ТОВАРИЩ - ЕСЛИ ПЕРЕГОНЩИК.

Кстати, запас огненной воды сослужил нам добрую службу. Подвозя по пути типичного строителя дороги, который ехал за спиртным в Сковородино, мы угостили его своей бутылочкой. Отхлебнув из нее сразу добрую половину (чистейшего спирта!), он разговорился. И поведал о недостроенной федеральной дороге: всего 45 км напрямую, вместо официальной петли в 120 км. Распрощавшись с попутчиком, мы сильно срезали крюк, лавируя между КамАЗами, БелАЗами, экскаваторами и огромными валунами.

И даже многочисленные остановки для запечатления прекрасных закатов на фоне девственной природы не помешали нам прийти к "финишу" первыми. Нашим старым знакомым - колонне перегонщиков, которая двигалась по большому пути, оставалось лишь недоумевать, как мы смогли их опередить.

МИНУС НА МИНУС ДАЕТ ПЛЮС, А НЕПРИЯТНОСТЬ НА НЕПРИЯТНОСТЬ ДАЕТ ПРИЯТНОСТЬ!

Выведенная формула справедлива не всегда, в чем мы вскоре убедились. Поиски ночлега в темноте поселка Тахтамыгда привели нас в общежитие исправительной "зоны". Впрочем, у нас сразу же возникло непреодолимое желание путь продолжить. И мы не стали ему противиться. Даже несмотря на то, что путь предстоял далеко за полночь, по грунтовой дороге под проливным дождем. Сверкающие молнии придавали особый блеск нашему путешествию, подобно стробоскопам на веселой дискотеке. Но усталость взяла свое, так как было пройдено 740 км. Самое верное решение было ночевать в машинах, несмотря на то что в багажнике "мирно посапывали" палатки. Отход ко сну был отмечен глотком спирта и банкой консервов на закуску.

ЛУЧШЕ КАЛАЧИКОМ В МАШИНЕ, ЧЕМ С УДОБСТВАМИ НА ЗОНЕ.

День четвертый.

Накопление опыта.

Встав с ранним солнышком, мы получили награду - речку Урушу. Купание в ее свежем чистом потоке и чай из речной воды оказались для нас самым лучшим живительным средством.

Указатель "885 км" до Читы. На самом деле расстояние оказалось больше. Но что такое перебор каких-то 200 км, перед теми громадными просторами, которые предстояло преодолеть.

Граница Амурской и Читинской областей. Качество дороги резко ухудшилось. Но подобные дорожные казусы уже не удивляют, не напрягают, а, скорее, забавляют.

Речка Потайка. Тишь да глушь. И здесь не подводят бизнесмены-армяне: в кафе "Уют" все очень вкусно.

ТАМ, ГДЕ НЕ СТУПАЛА НОГА ЧЕЛОВЕКА, АРМЯНСКИЙ СЛЕД НАЙДЕТСЯ НАВЕРНЯКА.

В полдень встретили по дороге "таиландский тук-тук". Это нечто среднее между мотороллером "Муравей" и моторикшей. Такой способ путешествия выбрала себе молодая немецкая пара, возвращаясь из Камбоджи через Владивосток и Москву к себе домой в Германию!

Пристыженно мысленно втягиваем свои головы в плечи... На двух крепких машинах едут четыре мужика, оснащенные спутниковыми телефонами и запасом еды на несколько суток. Да еще считают себя героями! Немного облегчили свою совесть, поделившись с молодыми экстремалами едой и пожелав им "семь футов под килем".

Этот день ознаменовался потерей второго колеса. В два дня - по одному?! При такой статистике в Москву этак влетим "на честном слове и на одном крыле"... И случилось-то все как-то неожиданно. Ранний вечер, отличная грунтовка, скорость порядка 110 км/ч. Наш экипаж с Олегом сзади, Слава и Женя - впереди. К тому времени аккумуляторы на рациях сели, поэтому передать ребятам, что они пробили колесо, мы никак не могли. Пытались мигать фарами, сигналить... Бесполезно! Пыль из-под их колес застилала глаза, а "Чиж и Ко", грохочущий в их машине, перекрывал все внешние звуки.

Встречки не предвиделось (за день мелькнет их с десяток - и все), и мы решились на обгон, чуть не попав при этом под колеса неизвестно откуда вынырнувшего мотоцикла. Попали еще и под душ ошметков колеса машины наших товарищей. Успели как раз вовремя. Резко затормозив, наш флагман остановился и сразу упал на голый правый задний диск. Свою "беспечность" Слава объяснил так: когда машина начала терять немного тягу, он разумно предположил, что бензин на исходе, и немного притопил педальку. Вехикросс, "чувствуя" отсутствие опоры на заднее колесо, дал нагрузку на передок и продолжил путь на трех колесах. Ничего не скажешь: с умной машиной нам повезло!

УМНАЯ МАШИНА ВЫРУЧИТ НЕОПЫТНОГО ВОДИТЕЛЯ. А НЕИСПРАВНОЕ КОЛЕСО "ЗАМЕНИТ" ЛИШНИЕ ДЕЦИБЕЛЫ.

Поздний вечер. Поселок Чернышевск. Долго ищем улицу Центральная и "чистые комнаты отдыха", наивно поверив придорожному плакату.

Впрочем, кое-что нашли: местный житель Володя (спасибо ему) предложил койкоместо за 200 руб. в сутки. В общем, почти даром, прикинули мы в уме, вспомнив, что это цена двух стаканов чая с плюшками и конфетами в придачу или похода в баньку. Прямо праздник какой-то! Учитывая всего 567 км на спидометре и "увеселительное" катание на трехколесном вехикроссе.

Проживание в "уютных чистых комнатах" заслуживает отдельного описания.

На три комнатушки оказалось шесть кроватей. Две были уже заняты. На одной спал перегонщик, которому нужно было вставать в 5 утра. Другую кровать занимал очень странный бородатый мужик, который представился Александром. Сказал, что идет пешком вокруг земного шара (не больше, не меньше!!!). За 4 года, 1 месяц и 3 недели он проделал свой путь от Севастополя. И вот уже за Читой. Идет не спеша на Восток, за день проходя по 30 км (то есть один конный переход). Почему-то я ему сразу поверил... Друзья - почему-то не очень. Уже потом мы навели справки и узнали, что он действительно гуляет по миру (не пО миру, а по мИру). Во Владивостоке планирует быть в сентябре - октябре, полагаю, что там я его еще раз встречу.

ДОВЕРЯЯ - ПРОВЕРЯЙ. ПРОВЕРИВ, ДВЕРИ ОТВОРЯЙ.

Советы бывалого путешественника дорогого стоят. Благодаря его рекомендациям мы свернули с федералки и проехали через в Кижингу, чтобы по пути посетить бурятский дацан (буддийский храм).

День пятый.

Путевый массаж.

Расставание с гостеприимным Володей и его постояльцами. Завтрак - сметану и невероятно вкусный творог купили на рынке по невообразимо низкой цене 35 руб. за кило творога.

Недостающие силы почерпнули на берегу красивейшего озера недалеко от Чернышевска. Так не хотелось менять этот маленький эдем на пыльную Читу!

РОВНАЯ ГЛАДЬ ОЗЕРА СПОСОБСТВУЕТ ХОРОШЕМУ ПИЩЕВАРЕНИЮ.

И вот в обед произошло радостное событие! После стольких километров грунта начался асфальт! На нем-то мы и расслабились и потеряли (вернее, забыли) на заправке вторую крышку от бензобака. Спасибо хабаровскому рынку, потеря не стала для нас драмой. Мы просто достали запасную. Даже как-то неинтересно стало от такой обыденности.

На полдник была Чита. Очень ей радовались, так как это первый большой город после Хабаровска. Еще на въезде доброжелательные милиционеры (действительно, доброжелательные!) порекомендовали лучшую гостиницу. Это "Панама сити" - место приятное с хорошим европейским сервисом и дружелюбными ценами. Рядом с гостиницей мы обнаружили "китайскую массажню", где нас очень качественно вернули к жизни. Молодцы китайцы, проникают везде и очень стараются... После вездесущих выходцев из Армении, разумеется...

Перечисленные приятности резко затормозили наш пробег. Прошли всего 342 км.

День шестой.

Необычное пожертвование.

На утро озадачились покупкой колеса, так как остались только две штатные запаски. Купили хорошее отечественное, полагаем, что наши японские звери не обидятся. А вот бортировку произвели только в Улан-Удэ, до которого от Читы было рукой подать - 700 км.

Не смогли пропустить милое придорожное озеро, несмотря на почти отвесный спуск. У его глади и чай приятнее, и пузатый арбуз вкуснее. Тянет искупаться, подурачиться. Заодно испытываем спутниковые телефоны. Радуемся как дети, что работают, и связь отменная.

От окружающей красоты отрывает непреодолимое желание ехать.

Проскакиваем поворот на Кижингу, так как нет указателя. Возможно, мы бы его все равно не заметили, так как сильный ливень заливал стекла. Впрочем, для наших резвых зверьков 15 км - не крюк. И вот, по милой ямочно-асфальтовой дороге, разбрызгивая лужи, въезжаем в Бурятию.

В Новокижингинске небольшая остановка: навещаем друга нашего нового знакомого Александра - ходока на Восток. Выясняется, что его там знают и рады, что с ним все в порядке.

А вообще мы свернули сюда, чтобы посетить дацан, буддийский храм. Стоит он в чистом поле, очень простой, душевный и безлюдный. Мы долго бродили по нему, пока не встретили живого человека, который там и сторож, и немного монах, и экскурсовод. Он открыл нам все двери, обо всем поведал, а мы в свою очередь подарили ему 20-литровую абсолютно новую канистру. Кстати, очень нужная в дороге вещь, которая помогала нам спокойно протягивать до заправки. Реакция бурята нас поразила: он принял наш "дар" с благодарностью, но с таким выражением, будто канистры в подарок - здесь обычное явление.

Впрочем, в хозяйстве все пригодится.

По совету нового знакомого мы решили немного отклониться от намеченного пути и заехать в центральный бурятский дацан, который находится недалеко от Улан-Удэ в Иволгинске. Тем более что там находится "тот самый" нетленный лама Этигелов. За это Бурятия "дарит" лишний час времени, так как находится на границе поясов.

Улан-Удэ вселил в нас уверенность, что мы не буряты. Оказывается, если ты - бурят, тебе делают исключение и не селят в гостиницу. А нам удалось-таки доказать свою принадлежность к "некоренным жителям Республики" и отстоять законное право на ночлег.

ЖИВЯ В БУРЯТИИ, СТАРАЙСЯ БЫТЬ НЕБУРЯТОМ.

Сколько там на спидометре? Около 700 км.

День седьмой.

Сидя - это не лежа.

Утро в Улан-Удэ подготовило для нас небольшой сюрприз: из Москвы прилетели Сергей с Ольгой, чтобы поддержать нас в дороге. Оля - Славина жена, а Серега - директор нашей компании. Но в пробеге все равны, поэтому наших гостей мы любезно размещаем на задних сидениях, где не то чтобы жестко ехать, а ОЧЕНЬ жестко. Мягкие "пятые точки" превращаются в отбивные. Уже за первую сотню километров тряски наши гости познают все прелести дороги и активно зазывают нас меняться местами. Что ж, приходится соглашаться. Так появляется жесткая плацкарта, где каждые 50 км происходит смена жильца "собачника".

ЛУЧШЕ ПЛОХО ЕХАТЬ, ЧЕМ ХОРОШО ИДТИ.

Но всему приходит конец. И вот Оля прощается с нами в Иркутске, а Серега остается еще до Красноярска.

К обеду добрались до поселка Иволга и провели больше двух часов в центральном бурятском дацане. Нетленный лама "сидит" там уже три года. Нетленный потому, что умер 78 лет назад, 75 лет пробыл в земле (хоронят у них сидя). А когда достали его останки - "покойник" оказался таким, каким ушел 78 лет назад. Чтобы увидеть и даже потрогать нетленного Хамбо-ламу Багши Даши-Доржо Этигелова XII, нам пришлось излить все свое красноречие и внести посильную финансовую помощь на строительство храма, куда поместят Этигелова. Проверить подлинность излагаемого явления вы можете на многочисленных интернет-сайтах.

Вечер. Вот оно: славное море, священный Байкал - перед нами!

Честно сказать, не впечатлил: то ли потому, что воздух был около 10 градусов, а вода еще на градус ниже, то ли потому, что мы выросли на берегу более великих просторов Тихого океана. И все-таки соглашусь: озеро уникально. Выглядит, как маленькое море, а вода пресная, и ее можно пить. Еще можно развести ею чистый спирт, выпить и искупаться. Никаких проблем со здоровьем! Мы убедились в этом наутро. А ночевали - в заповедном поселке Танхой, где в замечательной гостиничке "Визит центр" всего за 200 руб. с человека нас кормили сутки практически на убой.

Рецепт идеальной водки: чистая вода, чистый спирт и чистый воздух!

А проехали мы всего-то 322 км, даже разогнаться не успели.

День восьмой.

Комментарии излишни...

Утром - 11-километровая прогулка по заповеднику. Приятно размять ноги в сказочном прибайкальском лесу. Рука устала щелкать фотки, чему не мог помешать даже зарядивший надолго мелкий дождик.

После обеда двинули на Иркутск.

Город Байкальск. Целлюлозный комбинат. Ужасное зрелище на берегу уникального, единственного в мире самого глубокого и чистого озера. No comments...

Большой привет забайкальскому ГИБДД!!! Мы синхронно, двумя машинами, пересекли сплошную линию и обогнали идущее спереди авто по встречке, прямо перед постом. Это получилось, право, нечаянно. Очень приветливый и добрый милиционер нас понял и, сделав лишь строгое устное предупреждение, пожелал счастливого пути.

ДОБРЫЙ ГАИШНИК СОХРАНИЛСЯ ЛИШЬ ВБЛИЗИ ЗАПОВЕДНИКОВ - КАК РЕДКИЙ "ВИД" HOMO MENTOS?

Ура! Иркутск. 223 км показались нам просто веселыми покатушками.

День девятый.

Чем подсушить мокрое и отогреть холодное?

Утро выдалось на редкость удачным. При выезде из Иркутска, как обычно, заблудились. Подъехали к первому попавшемуся гибэдэдэшнику: "Не подскажешь, как выехать в сторону Красноярска?"

"Во-первых, - говорит он, - вы едете по встречке, здесь дорога односторонняя. А во-вторых, вот вам схемка выезда", - и набросал на листике. "Удачного пути, и всего вам доброго!" Вот такие иркутские и байкальские милиционеры! Схему мы сохранили и приводим ниже, может пригодиться.

Чтобы двигаться дальше, мы сытно накормили наших Вехикроссов 98-м бензином. Они в благодарность быстро домчали нас до Тайшета. На 708-километровой трассе асфальт был далеко не везде. Но и грунт доставлял одно удовольствие, обильно поливаемый как из ведра дождем большую часть пути.

Поселок Зима на реке Ока. Новое географическое открытие для нашей команды. Из школьной программы знаем, что Ока впадает в Волгу, а до Волги еще далеко. Долго сверяемся с картой, компасом и секстантом (шутка, у нас не было ни того, ни другого, только карта) и находим гениальную отгадку: в России есть как минимум две большие реки с названием "Ока". Вот если бы их пронумеровали - нам бы пришлось полегче.

Река Мокрая Десятая. Ну что за название?! Разве бывают сухие реки? Впрочем, если взять вино - бывает "сухое", хотя оно, так же как река, мокрое.

Сегодня разменяли 5000 км. Ночевка прошла в г. Тайшет. Гостиница "Бирюса". Выдвигаем версию, что она собрана из холодильников с одноименным названием, так как воды горячей нет, а холодную на ночь отключают. Душ мы смогли принять только утром.

День десятый.

Дорожные физзарядки.

Все-таки хорошая дорога - это немного скучно, едешь себе и едешь...

"Разгоняли тучи руками": въехали в Красноярский край - радовались, прыгали, кувыркались, резвились как дети.

Очередной перевод стрелок также отметили пикником с купанием на речке, рыбалкой и уничтожением части нескончаемого "аварийного" запаса. К полднику, проскочив 693 км, прибыли в Красноярск. Незабываемая чудесная встреча с членами родного "Форекс Клуба"...

День одиннадцатый.

Полеты фантазии наяву.

Утром нам слегка подпортили настроение красноярские гаишники. Считают, что на знак "50" нельзя ехать со скоростью 65 км/ч! А мы после Иркутска всерьез, было, уверовали в доброту и чуткость дорожных блюстителей порядка.

Выбирая путь, дружно согласились с картой, что через Кемерово ехать не надо.

626 км до Томска пролетели так, что обогнали собственные мысли.

Красив город Томск... И с пробками! Значит, настоящая столица.

День двенадцатый.

Постой, паровоз...

Выехали после обеда, 280 км - и мы в Новосибирске.

На железнодорожном переезде перед въездом в город застряли. Здесь около часа маячил вперед-назад маневровый, собрав огромную пробку с обеих сторон федеральной трассы.

ХОРОШО БЫТЬ ПАРОВОЗОМ, ЕМУ ВСЕ ПЕРПЕНДИКУЛЯРНО.

День тринадцатый.

Где находятся те самые кулички.

Новосибирск. Короткие встречи, длинные проводы... Выезжаем только в полдень. После споров по рации, какую скорость выбрать, выбираем среднее арифметическое 150 км/ч между предложенными вариантами 130 и 140 км/ч.

Дорога ровная, прямая, никаких гаишных засад.

Промелькнуло название села Чертокулич. Вот и отгадка, где эти самые пресловутые "чертовы кулички": между Новосибирском и Омском!

После обеда вспомнили о подаренной канистре бурятскому дацану, и вот почему. У нас было заведено останавливаться на первой встречной заправке, когда в баке остается четверть топлива. Эта "четверть" настала в очередной раз, и мы ищем по обочинам заправки. А их нет. 50 км, 100 км... В обеих машинах горят красные лампочки. Идем без фар и кондиционеров в максимально экономичном режиме. Знак "18 км до заправки"! Пошел "final countdown", как пела в 80-е группа "Европа". 18, 17, 16... 1, 0! Дотянули практически на парах бензина! Как сладок вкус даже такой малой победы!

ЧТОБЫ НЕ ПОПАСТЬ ВПРОСАК, ЧАЩЕ ЛЕЙ БЕНЗИН В СВОЙ БАК!

До Омска осталось немного... И на тебе, новое приключение! За рулем Олег. Обгоняем очередной длинномер-машиновоз. Выходим на встречку. И тут выясняется, что впереди еще два таких же, едут с дистанцией в один метр. А навстречу нам несется "Ленд Крузер". Длинномеры не пускают к себе. "Крузер" тормозить не торопится. Не желая повторять подвиг Талалихина - идти на таран, мы все-таки завершаем обгон, так как "Крузер" притормаживает и сворачивает на обочину.

"Добрые наблюдатели" Женька и Славка "сочувственно" предлагают нам по рации сменить памперсы. Напряжение снято, всем становится весело, и мы с Олегом дружно распеваем песню.

Кстати, это был первый аварийный прецедент за 7330 км пути!

Рано вечером нас встречали в Омске на машине с воздушными шариками: намек не в бровь, а в глаз. Верный спидометр показывал "683 км".

ЛЕТАЙТЕ ВОЗДУШНЫМИ ШАРАМИ, И НЕ БУДУТ СТРАШНЫ НИ КАМАЗЫ, НИ ВСТРЕЧНЫЕ, НИ ПОПУТНЫЕ.

День четырнадцатый.

По дороге длинной, скучной...

Нескончаемые встречи и проводы. И подспудная мысль, терзающая всех: "Надо ехать!!!" Тем не менее выехали только к обеду!

ЕСЛИ УГОДИЛ В ПРОБЕГ, ПОСТАРАЙСЯ МЕНЬШЕ ЕХАТЬ.

Данный посыл может показаться кому-то парадоксальным. Но его понять можно лишь в соответствующих условиях: за рулем Вехикросса на прогулке по дорогам России с расстоянием примерно в четверть экватора.

На заправке заправщик пытался лишить нас третьей крышки от бензобака. От новой утраты нас спасла моя бдительность.

УСТРОЙСТВО БЕНЗОБАКА ВЕХИКРОССА ПРЕДРАСПОЛАГАЕТ К ПОТЕРЕ КРЫШКИ!

Проезжая селение Б. Уки оценили чувство юмора автора этого звучного названия. На въезде в Тюмень нас встретила женщина с ключом, которая оказалась памятником, и туча комаров. 660 км за день - баловство! Отметить практически нечего, так как дорога прекрасная, ровная, асфальтированная и поэтому, да извинят меня жители Тюменской области, скучная.

День пятнадцатый.

Победа сама рвалась в руки.

Унылое настроение развеяли местные соревнования. И до них дошли слухи о наших легендарных "достижениях", и нас пригласили поучаствовать. Увы, названия самих соревнований не запомнились: то ли "Дикий", то ли "Тюменский асфальт".

Представьте себе лес с несколькими узкими заасфальтированными тропинками, шириной ровно для одной машины. Всем выдают карту, где цифрами обозначены повороты, к карте - легенду с предписанием, какой поворот проезжать и в какой последовательности. Тестовый заезд не положен, на прохождение трассы дается лишь одна попытка. Причем все загадочные зигзаги надо преодолеть очень быстро. Штраф - 5 секунд за каждый ошибочный поворот. Мы для себя задачу упростили: финишировать живыми и на целых машинах, что и сделали с честью! В итоге увезли серебро и бронзу!

Мы были просто обречены на победу: в нашем классе свыше 2,5 литров было всего три агрегата... Но ведь победителей не судят?

Машин было довольно много, но мне особенно запомнился тюбинговый "Запорожец"... А еще в этот день мы побили антирекорд: с натягом проехали сотню километров своего основного маршрута.

День шестнадцатый.

И все-таки она вертится...

И все-таки они ломаются, эти Вехикроссы. Наши "близнецы" настолько сроднились, что сломались одновременно. Со вторым проще, отказала сигнализация, заблокировав на всякий случай все что можно. Но вовремя сработал завет моего товарища, данный перед дорогой: "Читай инструкцию". Полчаса глубокомысленного перелистывания мануала (англ. Manual) позволили найти кнопку reset, и все заработало.

СИГНАЛИЗАЦИЯ МАШИНЕ НУЖНА НЕ ОТ УГОНА, А ДЛЯ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ЕЕ ВЛАДЕЛЬЦА!

С первым резвышом все оказалось запутаннее. Исчезла жидкость в гидроусилителе руля, о чем мы узнали по лампочке критического давления масла в двигателе и жуткому вою при попытке повернуть. Искушенный спросит - какая связь между давлением масла и гидроусилителем? Правильно, никакой связи нет, просто одновременно вытек декстрон и сломался датчик давления масла! Но разобрались мы в этом, только доехав до Екатеринбурга. В Тюмени же мы полдня потратили на поиски и установку нового шланга на гидроусилитель. Спасибо местным друзьям огромное!

НЕ ИМЕЙ СТО РУБЛЕЙ, А ИМЕЙ ХОТЯ БЫ ПО ОДНОМУ ДРУГУ В КАЖДОМ ГОРОДЕ!

Все больше и больше деревень по дороге. Растет соответственно и число ограничителей "40 км/ч". Гаишников мы уже чуем за версту...

Весело мигает лампочка критического давления масла в двигателе первого Вехикросса, заставляя нас часто останавливаться и с умным видом осматривать уровень масла на щупе. Уровень неизменно в порядке, просто вышел из строя датчик. Но это очевидно сейчас, а тогда это было настоящим приключением.

День семнадцатый.

Сила внушения вместо кондиционера.

Екатеринбург. И здесь у нас много друзей. Вехикросс радостно взбирается на эстакаду, чтобы мы могли снизу им полюбоваться. Загляденье!.. Даже невооруженным взглядом видно, что глушитель сгнил практически полностью. А мы-то полагали, что он рычит от удовольствия. Зато теперь нам точно известно, что с двигателем, с маслом, с давлением полный порядок. А ехать можно и без глушителя, тем более что до Челябинска 248 км. Еще все отчетливее замечаем, как выхлопные газы через прорехи глушителя врываются в салон, и, раздирая глаза пилота и штурмана, заставляют их плакать горючими слезами. Решили заняться самовнушением и договорились что смрад в салоне - это всего лишь игра воображения. Воздух действительно становится как бы чистым.

ЧЕМ СЕБЯ НАДОУМИЛ, ТЕМ И ДЫШИ!

День восемнадцатый.

Боливар не увезет двоих...

Прекрасная гостиница "Славянская" в Челябинске! Мировой класс: номера, сервис, персонал, реальные пять звезд, только без бассейна. Рекомендуем (хором)! Поражает количество дымящих труб в городе. А ЛЮДИ ЖИВУТ И ЗДЕСЬ, ЛЮДЕЙ МНОГО, И ОЧЕНЬ ХОРОШИХ, КАК И ВЕЗДЕ.

Сегодня будет рекорд! Мы к нему не особо стремились: просто по карте до Казани 960 км, хотя ей (карте) уже давно никто не верит.

Надежда только на Вехикроссов, что они домчат нас!

Но "боливар не увезет двоих": непредвиденные обстоятельства оказались сильнее.

1. 25 постов, из них 20 скрытых.

2. Менты на деревьях с биноклями.

3. Радары, камеры, засады и 650 рублей в копилку ГИБДД! Таков итог дня!

И все-таки, в этот день до Казани мы доехали, ровно в 24.00, так как стрелки на часах перевели еще на два часа назад! А вот границу Азия - Европа проскочили, не заметив...

И еще рекорд! Больше 1000 км за день, несмотря и невзирая ни на что!

В России Азия и Европа на одно лицо.

День девятнадцатый.

Мимолетом.

Описание культурной программы по 1000-летней Казани опускаю. Иначе не доедем до конца рассказа. Лишь отмечу, что глушитель нам починили именно в этом славном городе. Не ехать же в душегубке 1000 км!

Лихо мчим до Нижнего, где запланирован тест-драйв на полигоне ГАЗа. 480 км пролетаем легко! Со съемочной группой, что ждала нас на въезде, тоже "пролетели": въехали не в те "городские ворота". Зато посчастливилось промчаться по проспекту Гагарина, что весьма символично, согласитесь!

НЕ ВСЕГДА ВЫХОД НАХОДИТСЯ ТАМ ЖЕ, ГДЕ И ВХОД!

День двадцатый (последний).

Пир на весь мир.

Маленький подвиг: подъем в 6 утра. Надо успеть до отъезда на полигон ГАЗа проверить наших "зверей" по полной программе; заодно сняться в местной популярной автопередаче. Проходимость наших Вехикроссов выше всяких похвал. Чего только стоит один легендарный прыжок "Кобра" (аналогия с современным истребителем), который впоследствии вызвал восторг даже в Японии у производителей ISUZU. Скорость в 170 км/ч по прямой по асфальту - это не суперрезультат, но для джипа вполне достойно.

Ну а нам пора на Москву! Остались какие-то считанные 416 км.

В Белокаменную принеслись к полднику... И был пир на весь мир в дружной компании "Форекс Клуба" и его партнеров. Большое спасибо всем этим замечательным людям, которые собрались под нашими замечательными знаменами. Тем, кто встречал и провожал нас на всем длинном нелегком пути. И без кого наш пробег, возможно, и не состоялся бы...

Мы доехали, и всем, кто нам помогал и поддерживал, - низкий поклон!

Финиш!

P. S. Для тех, кто захочет просуммировать всю дистанцию: в сумме на две машины мы преодолели 22 тыс. км.

Неважно, на чем и сколько ты едешь, важно с кем, с чем и зачем.

С кем? С друзьями!

С чем? С хорошим настроением!

Зачем? Думаю, что вы и сами догадались!

------------------------------------------------------------------

Название документа