Обзор методов мониторинговых исследований, применяемых и планируемых к применению в федеральных округах и субъектах Российской Федерации
(Нестеров В. Н.)
("Наркоконтроль", 2006, N 2)
Текст документа
ОБЗОР МЕТОДОВ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПРИМЕНЯЕМЫХ И ПЛАНИРУЕМЫХ К ПРИМЕНЕНИЮ
В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГАХ И СУБЪЕКТАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В. Н. НЕСТЕРОВ
Нестеров В. Н., кандидат социологических наук, доцент, г. Москва.
История моральной статистки берет начало с XVIII в. исследованиями совокупностей маргинальных личностей крупных европейских городов. В XIX в. во Франции Э. Дюркгейм провел классическое исследование самоубийства. В России в 20 - 30-х гг. XX в. В. М. Бехтеревым, Д. Н. Вороновым, Э. И. Дейчманом и другими исследованы алкоголизм и его последствия. В советское время наиболее известными являются исследования, проведенные в 70-х гг. А. А. Габиани, о природе наркотизма по материалам Грузинской ССР. Интересное исследование наркомании и наркоманов с применением методов включенного наблюдения проведено отцом и сыном Б. М. Левиным и М. Б. Левиным в 1990 г.
Комплексные исследования и регулярное статистическое наблюдение наркоситуации ведутся в Российской Федерации несколько десятков лет. В статистических, демографических, этнографических, социологических, криминологических и других исследованиях достаточное количество информации, которая может быть положена в основу формирующейся системы мониторинга наркоситуации в России.
В соответствии с Федеральной целевой программой (ФЦП) "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002 - 2004 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2002 г. N 44, Минобрнауки России являлось координатором общероссийского мониторинга по оценке наркоситуации и эффективности профилактики распространения и потребления наркотиков среди подростков и молодежи во всех субъектах Российской Федерации. Из отчета о реализации ФЦП "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002 - 2004 годы" следует, что в рамках выполнения п. 6 в период 2002 - 2004 гг. Федеральным агентством по образованию проводился ежегодный мониторинг наркоситуации в России, ее влияния на состояние правонарушений среди детей и молодежи, который способствовал своевременной оценке актуальных проблем и формирующихся тенденций в сфере распространения наркомании среди детей и молодежи и получению данных для выработки мер профилактики правонарушений в их среде.
По результатам мониторингов подготовлены ежегодные доклады в Правительство Российской Федерации, обобщающие наркоситуацию среди несовершеннолетних и молодежи по России и в субъектах Российской Федерации и содержащие рекомендации по расширению и совершенствованию мер профилактики потребления наркотиков среди всех категорий молодежи.
В проведении мониторинга участвовали научно-исследовательские и информационно-аналитические подразделения всех федеральных органов исполнительной власти, чья компетенция распространяется на вопросы борьбы с незаконным оборотом наркотиков, профилактики и лечения наркозависимости детей и молодежи. Головной организацией по проведению мониторинга являлся Центр социологических исследований Минобрнауки России под руководством Ф. Э. Шереги.
На муниципальном, региональном и федеральном уровнях исполнительной власти в мониторинге наркоситуации участвуют органы здравоохранения и наркологические службы. В ходе его проведения отслеживаются сведения о структуре наркологической сети, кадрах, коечном фонде, а также показатели деятельности наркологической службы (длительность ремиссии у амбулаторных больных, занятость наркологической койки, средняя длительность пребывания и повторность поступления в лечебные специализированные учреждения) и лечебно-профилактических учреждений, оказывающих помощь наркологическим больным.
При осуществлении мониторинга используются сведения, содержащиеся в отчетных формах Минздравсоцразвития России N 17 "Сведения о медицинских кадрах", N 30 "Сведения о лечебно-профилактическом учреждении", N 47 "Сведения о сети и деятельности учреждений здравоохранения".
Для расчета показателей используются сведения отчетных форм Минздравсоцразвития России N 11 "Сведения о больных с наркологическими расстройствами", N 47 "Сведения о больных алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями".
Интенсивные показатели, характеризующие обеспеченность населения врачами и койками, рассчитываются по численности постоянного населения на 1 января следующего за отчетным года. Интенсивные показатели, характеризующие учтенную распространенность и первичную заболеваемость наркоманией, рассчитываются на среднегодовую численность постоянного населения.
Данные, касающиеся смертельных отравлений наркотическими веществами, поступают в Российский центр судебно-медицинской экспертизы из всех регионов Российской Федерации в виде отчетов врача - судебно-медицинского эксперта, бюро судебно-медицинской экспертизы, составленных по форме отраслевой статистической отчетности N 42, утвержденной Приказом Минздрава России от 22 октября 2001 г. N 385.
Для получения объективной информации о распространенности наркологических расстройств среди различных групп населения проводятся социологические тематические опросы методом анонимного анкетирования.
Программы мониторинга наркоситуации, его элементы, периодические опросы детей, подростков, молодежи являются обязательными мероприятиями для большинства региональных антинаркотических программ регионального и муниципального уровня. Во Владимирской и Амурской областях мониторинг наркоситуации проводится в соответствии с постановлением губернаторов этих субъектов Российской Федерации.
В Республике Татарстан решение задачи по созданию системы мониторинга оформлено как государственный заказ Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 23 августа 2004 г. N 387 "Об организации мониторинга наркотической ситуации в Республике Татарстан", которое было разработано УФСКН России по Республике Татарстан совместно с Отделом координации антинаркотической работы Аппарата Кабинета министров Республики Татарстан в тесном взаимодействии с заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями республики.
Мониторинг наркоситуации по федеральным округам проводится по разным методикам. Управление ФСКН России по Центральному федеральному округу планирует провести мониторинг наркоситуации на основе методики "Определения употребления наркотических веществ в разных популяционных группах", разработанной ООО "Прогрессивные биомедицинские технологии".
В Сибирском федеральном округе в соответствии с Планом основных организационных мероприятий Управления по Сибирскому федеральному округу Департамента организационно-региональной деятельности ФСКН России на второе полугодие 2004 г. проводилась разработка методики оценки наркоситуации на территории оперативного обслуживания. Консультантом при ее разработке был доцент кафедры уголовно-правовых наук Новосибирского государственного университета экономики и управления, кандидат юридических наук А. В. Корнилов. Предложенная методика разработана на основе предложений территориальных органов ФСКН России, расположенных на территории Сибирского федерального округа, обобщения практической работы правоохранительных органов и наркологических служб в сфере противодействия наркомании и незаконному распространению наркотиков, анализа статистических сведений, оперативной информации, данных социологических исследований и опросов населения, а также выводов экспертов в исследуемой области. Методика мониторинга наркоситуации базируется на комплексном методологическом подходе, включающем следующие основные составляющие, подлежащие анализу:
- распространенность потребления наркотиков по социально-территориальной структуре региона, структурным особенностям личности потребителей, по соотношению учтенных и латентных потребителей наркотиков, по видам потребляемых наркотиков;
- динамика незаконного оборота наркотиков по состоянию, уровню и структурным особенностям наркопреступности;
- определение криминогенных детерминант наркопреступности на микро-, макро - и мезоуровнях.
В Уральском федеральном округе мониторинг наркоситуации проводится в соответствии с методикой, разработанной Институтом экономики Уральского отделения Российской академии наук.
В Южном федеральном округе мониторинг наркоситуации проводился в 2004 г. по заказу Управления по Южному федеральному округу Департамента организационно-региональной деятельности ФСКН России по оригинальной анкете, разработанной начальником отдела межведомственного взаимодействия и общественных связей доктором психологических наук Е. А. Черновым с учетом методик школьных опросов ООН. Мониторинг наркоситуации проводился в форме независимого исследования совместно с общественными организациями.
В Северо-Западном федеральном округе ЗАО "Лаборатория Макроэкономических исследований" при поддержке Северо-Западного института повышения квалификации ФСКН России разработан проект автоматизированной информационной системы мониторинга наркоситуации в округе и в стране в целом, основная цель которой - создание единой информационно-методической основы для планирования и обоснования ресурсной обеспеченности программ антинаркотической работы в субъектах Российской Федерации. На основе наблюдения за состоянием рынка, ущербом общества от злоупотребления наркотиками, эффективностью деятельности институциональных структур противодействия распространению наркотизма формируются следующие интегральные показатели противодействия и состояния наркоситуации:
- структура распределения бюджетных средств, выделяемых на реализацию программ противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту;
- доля бюджетных средств, расходуемых на борьбу с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков;
- уровень исполнения целевого бюджета;
- эффективность использования целевого бюджета;
- мотивационная динамика потенциальных и реальных потребителей наркотических средств;
- уровень наркологической устойчивости.
В соответствии с решением окружной антинаркотической комиссии при полномочном представителе Президента Российской Федерации Управлению по Северо-Западному федеральному округу Департамента организационно-региональной деятельности ФСКН России было рекомендовано организовать на базе Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) обучение лиц для проведения социологических исследований по оценке наркоугрозы.
Психологический факультет СПбГУ подготовил проект по разработке системы территориального мониторинга наркоситуации, которая будет опробована на территории Северо-Западного федерального округа.
Предлагаемая университетом методика мониторинга представляет собой сбор количественной и качественной информации о потреблении наркотиков, а также обработку этих данных и заполнение аналитических форм.
Основными задачами этого мониторинга являются следующие:
- определение уровня наркопотребления, который фиксируется по хорошо известным и легко идентифицируемым группам риска и количественно описывается в соответствии с социально-территориальной структурой населения административно-территориального образования;
- определение факторов наркопотребления, детерминирующий его уровень в группах риска, которые условно можно разделить на глобальные, региональные и локальные;
- определение динамики наркопотребления на территории административно-территориального образования.
Основными источниками количественной информации являются государственные и ведомственные данные статистического наблюдения и данные социологических исследований. Первые отражают общие тенденции в потреблении наркотиков в субъекте Российской Федерации. Вторые уточняют и детализируют статистические данные и позволяют более подробно исследовать ситуацию с потреблением наркотиков в различных группах населения субъекта. Поэтому в ходе проекта разработаны система статистических и поведенческих индикаторов, а также методики исследований (экспертных оценок и популяционного опроса и репрезентативного опроса представителей групп риска).
Сбор первичной информации и ее предварительный анализ будут осуществляться специалистами на местах. Для обеспечения должного качества этого раздела мониторинговой программы предполагается выполнить следующие мероприятия:
- осуществить отбор лиц, имеющих достаточный уровень предварительной подготовки и способных на этой основе быстро освоить необходимый для участия в программе объем знаний и навыков;
- организовать целевое обучение отобранных специалистов по специально разработанному курсу на базе факультета психологии СПбГУ.
Таким образом, организация полноценной системы территориального мониторинга наркоситуации ориентирует антинаркотическую работу по следующим основным направлениям:
- целенаправленный контроль локальных, т. е. специфичных для данной территории, факторов наркопотребления;
- налаживание вертикального и горизонтального управленческого взаимодействия для минимизации опасного влияния действующих на территории глобальных и региональных факторов;
- разработка и реализация антинаркотических мероприятий, полностью учитывающих культурную, географическую и социально-демографическую специфику выделенного административно-территориального образования;
- наличие текущей количественной оценки эффективности всей антинаркотической работы, проводимой на территории, с возможностью относительно быстрой коррекции неэффективных действий;
- выработка адекватной особенностям территории долговременной превентивной антинаркотической политики, что станет возможным по мере накопления мониторинговых данных.
Реализация проекта позволит осуществлять мониторинг наркоситуации в Северо-Западном федеральном округе по единой схеме, в том числе позволит сопоставлять данные о наркоситуации, полученные в разных субъектах Северо-Западного федерального округа, а также на территории одного субъекта в разные периоды времени, а следовательно, более обоснованно планировать практические мероприятия, направленные на противодействие злоупотреблению наркотиками, и отслеживать эффективность таких мероприятий. В случае успешного применения обучающей и мониторинговой методики в Северо-Западном федеральном округе они будут предложены для транслирования на другие федеральные округа.
В ряде субъектов Российской Федерации для проведения мониторинга наркоситуации используются методики, основанные на современных западных аналогах и творчески переработанные под местные условия. На территории Оренбургской области проведением мониторингов наркоситуации занимаются областной наркологический клинический диспансер ГУЗО Оренбургской области, кафедра психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии факультета последипломной подготовки специалистов Оренбургской государственной медицинской академии, а также автономная некоммерческая организация "Бюро по проблемам наркомании". Методологической основой сбора и анализа данных служат стандартные методики, использующиеся эпидемиологами "Группы Помпиду" Совета Европы: "Сеть городов" и "Локальный мониторинг" (Р. Харнтхолл, 1994 г.; Р. Блесс, 1998 г., 2002 - 2003 гг.) и "Обращаемость потребителей психоативных веществ за лечением" (Р. Хартнхолл, 1994 г.; М. Штауффахер, 1997 г.), Европейского проекта по мониторингу потребителей ПАВ среди школьников - ESPAD (2003 г.), методология исследований отдела эпидемиологии Национального научного центра наркологии (Е. А. Кошкина, 1996 - 2003 гг.), проект Управления по наркотикам и преступности ООН в Оренбургской области, а также авторские подходы к локальному мониторингу ситуации с наркотиками, которые в течение многих лет разрабатываются сотрудниками кафедры психиатрии и наркологии факультета последипломной подготовки специалистов Оренбургской государственной медицинской академии (В. В. Карпец, А. В. Карпец и соавторы, 1994 - 2004 гг.).
Определенный интерес для подготовки медицинской части мониторинга наркоситуации представляет методика исследования заболеваемости и распространения наркомании в г. Чапаевске Самарской области, используемая в течение 10 лет. Результаты изложены в диссертационном исследовании С. А. Царева "Наркомания в малом городе средней полосы России".
В Красноярском крае государственным учреждением здравоохранения "Красноярский краевой центр медицинской профилактики" проводится исследовательская работа по мониторингу и оценке распространенности вредных привычек среди населения. Она проводится по методике, разработанной НПО "Медсоц-эконминформ" ГНИИЦ профилактической медицины Минздравсоцразвития России. Исследование проводится среди детей и подростков на основе анонимного анкетирования. Данные обрабатываются с помощью компьютерной программы.
Полученные результаты позволяют оценить следующее:
- определить уровень начальных знаний о вредных привычках;
- выяснить причины, побудившие начать употребление;
- установить уровень распространенности потребления алкоголя, табака и наркотических средств;
- выявить возрастные пики потребления и приобщения.
В Институте психологии и педагогики развития Сибирского отделения Российской академии образования разработана методика исследования риска зависимого поведения "Группа риска наркозависимости" для подростков 14 - 17 лет. Методика позволяет получить данные для анализа ситуации, связанной с риском зависимого поведения в конкретном образовательном учреждении. В рамках диссертационного исследования врачом-методистом Красноярского государственного учреждения здравоохранения "Красноярский краевой центр медицинской профилактики" Б. Э. Горным разработаны методические рекомендации "Комплексная оценка наркологической ситуации в регионе как основа для планирования целевых программ по профилактике наркопотребления". Данная методика включает определенный набор государственной статистической отчетности, кластерный анализ административных территорий и SWOT-анализ. Проведение комплексной оценки наркологической ситуации по предлагаемой методике позволяет выявить территории повышенного риска на основе сочетания предложенных индикаторов, сформулировать основные проблемы, подлежащие скорейшему разрешению, и выбрать наиболее эффективные стратегии в реализации профилактических программ.
Мониторинг наркоситуации с начала 90-х гг. проводится в городах Ямало-Ненецкого автономного округа научно-исследовательским центром "Горизонт-М" на основе комплексных социологических исследований проблем наркотизации молодежи.
В Иркутской области Р. Е. Ульфан проведено диссертационное исследование "Построение многофакторного алгоритма для выявления лиц, употребляющих наркотические вещества", в котором на основе кластерного анализа исследованы группы потребителей наркотиков, обращающиеся за помощью в медицинские учреждения ненаркологического профиля. Интересным представляется подход автора к патологоанатомическому исследованию трупов и выявлению признаков, по которым с большой долей вероятности можно отнести умершего к потребителям наркотиков.
В заключение следует отметить, что мониторинг наркоситуации является комплексным явлением, затрагивающим различные отрасли знаний. Пока в России не существует единого устоявшегося подхода к его проведению, но многие исследователи уже сделали существенный шаг в данном направлении.
------------------------------------------------------------------
Название документа