Стенограмма "Круглого стола" на тему "Нормативно-правовые аспекты строительства и эффективности использования физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений"
(Редакционный материал)
("Спорт: экономика, право, управление", 2006, N 1)
Текст документа
СТЕНОГРАММА "КРУГЛОГО СТОЛА" НА ТЕМУ
"НОРМАТИВНО ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ
И СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ"
Председатель Комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи, Третьяк Владислав Александрович.
- Вопросы физкультуры и спорта в нашей стране возвращают себе былую общественную значимость. Победы, одержанные на Олимпиаде в Турине, - лишнее тому доказательство. И общество, и государство начинают проявлять повышенный интерес к тому, что наши люди, в первую очередь молодежь, занимаются спортом. Более осмысленно для своего здоровья проводят свой досуг. Наши достижения открывают новые радужные перспективы. Но, согласитесь, вряд ли наши перспективы возможны без надежной базы в виде сети спортивных сооружений. Многие наши стадионы и спортивные площадки пришли в запустение, перепрофилированы, устарели, в иных случаях просто перестали существовать. Но новое строительство ведется, причем повсеместно. К сожалению, общество недостаточно информировано о его размахах. Хотя объемы строительства нельзя сравнить с теми, которые были десять, пять лет назад. Я много езжу по стране и своими глазами вижу, что всюду появляются новые спортивные объекты, стадионы, спортивные площадки, дворцы спорта. Недавно один из таких дворцов открылся в Чувашии с помощью "Газпрома". В Череповце создан прекрасный хоккейный стадион, в Казани появилось несколько сооружений, которым могут позавидовать другие страны. И в Москве много всего построено. Сегодня в Москве и Московской области имеются 23 стадиона! В Омске благодаря бизнесменам, в частности Абрамовичу, и губернатору построено несколько хоккейных центров, где есть все для того, чтобы вырастить будущих олимпийских чемпионов. Также у нас в Сибири появляются и футбольные поля. В одной из наших губерний только за один год построено 39 спортивных площадок разного уровня. Прекрасный хоккейный стадион построен в Ярославле. Словом, можно долго перечислять. Но суть в том, что сейчас по всей стране проходит бум спортивного строительства. Это также отразилось на решении, которое было принято Федерацией хоккея России. Если команда хочет играть в Высшей лиге, то город, который она представляет, должен иметь дворец спорта, рассчитанный как минимум на пять тысяч зрителей. Подчеркиваю, что наша страна развивается, идет вперед. Государство очень многое делает для спорта.
Что касается роли депутатов, то приведу такой пример. Когда наш Комитет подготовил запрос от имени Государственной Думы премьер-министру Фрадкову о программе развития физической культуры и спорта до 2015 года, то свои подписи поставили все представители самых разных фракций депутатов. И вот первый результат - Правительство приняло решение выделить средства на строительство 4500 стадионов. Это не считая тех спортивных сооружений, которые возводят губернаторы и мэр.
Также предприниматели начинают вкладывать средства в спортивное строительство. Про Абрамовича я уже сказал. Например, саратовские бизнесмены помогают своему городу строить площадки, школы, стадионы для футбола и хоккея. Главное, что нам с вами, мэру, губернаторам надо работать с бизнесом, и тогда дело пойдет.
Будет ли к 2015 году удовлетворена потребность города в спортивных сооружениях? Наверное, сейчас об этом говорить рано. Само по себе строительство пусть и масштабное, но все-таки недостаточное для нас. Вот почему наш Комитет считает очень важным добиться открытых дверей в спортзалах, общественных школах для того, чтобы доступ туда получили все, кто желает заниматься физкультурой и спортом. Вечерами эти залы, как правило, пустуют - так удобно директорам школ. Конечно, нужны деньги на безопасность, инвентарь, оборудование, ремонт, на зарплату преподавателям. Но тем не менее надо открывать школы. Это очень важно, потому что школа и в микрорайоне, и в селе является центром спортивного оздоровления. И наш Комитет разослал письма с предложением открыть двери. В Москве в каждом микрорайоне есть школы. И, возможно, не обязательно торопиться строить там спортзалы. Днем в школе обычная деятельность, а вечером взрослые могут поиграть, например, в волейбол, пусть и на платной основе. Конечно, у нас есть программы строительства школ, именно в микрорайонах они должны быть возведены. Но, во-первых, эта программа не долгосрочная; во-вторых, даже этого количества для нашей страны недостаточно.
Сейчас, как вы знаете, идет работа над новым законом о физической культуре и спорте. Мы хотим тщательно проработать вопрос о налогах, предъявляемых действующим спортивным объектам. Считаем, что спортивные школы должны быть освобождены от налога на прибыль. Кроме того, необходимо, на наш взгляд, внести в закон обязательное требование предусмотреть при планировании застройки жилых микрорайонов наличие бассейнов и стадионов. В противном случае госкомиссия не должна принимать проект. И, конечно, законодательно обеспечить безопасность строительства спортивных объектов.
Развитие спортивных баз имеет колоссальное значение для возрождения былой спортивной славы. Прежде всего нужно, чтобы губернаторы хотели это сделать. Во многих местах детей отбирают по конкурсу. Приходят десять человек, четыре проходят, а остальные идут на улицу. Сегодня мальчишек, желающих играть в футбол, хоккей, очень много, но у них не всегда есть возможность заниматься спортом. Нам надо создать возможности для этого. И самое главное - то, что это в силах местных властей.
Например, в Курске губернатор построил 150 открытых хоккейных площадок, на которых дети занимаются бесплатно. Я считаю, что эта проблема не сложная и муниципальные власти в состоянии ее решить.
В Москве Лужков платит пенсионерам-общественникам деньги за то, что они занимаются детьми по месту жительства. Есть разные возможности и подходы. Было бы желание. Ведь большая масса детей, играющих в хоккей и футбол на дворовых площадках, лучше пойдет в юношескую спортивную школу, а затем в школу высшего спортивного мастерства. Нужно как можно быстрее наладить такую систему, прежде всего в отношении детского и юношеского спорта.
Возвращаясь к теме сегодняшнего "круглого стола", скажу, что тот шанс, который имеет российский спорт в виде новых спортивных строительных сооружений, должен быть использован с умом и по-современному. Я считаю, мы должны уходить от субъективных факторов в расположении спортивных объектов. Должны появиться долгосрочные программы, в которых на научной основе содержались бы перспективы размещения спортсооружений. При этом надо учитывать все факторы: и демографические, и градостроительные, наличие квалифицированных кадров и, конечно, финансовые возможности. Чтобы не просто радоваться новому стадиону, а чтобы он жил и активно работал, и не был финансовой обузой.
Я желаю всем участникам "круглого стола" интересной работы и надеюсь, что работа пройдет с пользой.
Предоставляю слово моему заместителю, который сделает основной доклад.
- Уважаемые коллеги, развитие сферы физической культуры и спорта, обеспечение здорового образа жизни населения невозможно без капиталовложений в физическую культуру. В экономике рыночного типа хозяйствующие субъекты сами принимают решения об осуществлении инвестиций. При этом экономические агенты финансируют капиталовложения либо самостоятельно, либо за счет заимствования средств на финансовых рынках на конкурентной основе. Другим важным источником инвестиций являются средства бюджета всех уровней. В социальных отраслях, в том числе внешней культуры и спорта, именно государство оставляет за собой пункты по созданию приемлемых условий для предпринимательской деятельности и регулирует процессы вложения средств и их развитие. Средств, которые нельзя, или пока нельзя, полностью передавать в управление предпринимательской структуры. Среди основных элементов совокупности инструментов государственного регулирования выделен один из основных. Это программирование экономического развития на разработку и реализацию экономики в целом либо отдельных ее средств. Программы, подчеркиваю, - основной механизм прямого активного вмешательства государства в ход воспроизводственного процесса современных условий, социально-экономических преобразований в России. К таким программам следует отнести Федеральную целевую программу "Развитие физической культуры и спорта на 2006 - 2015 годы", в соответствии с которой предусмотрено строительство большого количества спортивных сооружений. Необходимость в разработке главной реализации указанной Целевой программы непосредственно связана с ранее неблагоприятными показателями демографического развития России. Эти показатели содержатся в проекте рекомендаций "круглого стола".
Нельзя не отметить, что сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений имеет весьма сложную структуру. Она представлена сооружениями, существенно отличающимися друг от друга. Залы, площадки, бассейны различаются между собой по стоимости, по занимаемой территории, по пропускным способностям. Основные спортсооружения отличаются большим разнообразием форм и размеров, что связано прежде всего с конкретными видами физкультурно-спортивных занятий. На конструктивные и планировочные решения сооружений существенное влияние оказывают экономические и природные факторы. Хочу подчеркнуть, что природно-экологические даже более важны, чем экономические. Кстати, крупные соревнования, чемпионаты мира, Олимпийские игры не проводят там, где с экологией есть проблемы.
Хотел бы обратить ваше внимание на то, что уровень обеспечения населения спортивно-физкультурными сооружениями сейчас около 21% от норматива. Велики различия этого уровня обеспечения спортивными сооружениями между отдельными регионами России, городом и селом. При рациональном формировании типов и реализации сети спортивных сооружений необходимо учитывать ряд обстоятельств.
1. В соответствии с размером мест для занятий и вспомогательных помещений, требованиями спортивных технологий, правилами проведения спортивных соревнований, а также строительными нормами и правилами.
2. Максимальную универсализацию сооружений, то есть обеспечение возможностью использовать одно и то же сооружение для проведения занятий по нескольким видам физической культуры и спорта. Сопоставить суммарный показатель всех площадей для проведения мероприятий летних видов спорта с суммарным показателем площадей катков для массового и фигурного катания и хоккея. То есть все площадки для ручных спортивных игр и мини-футбола могут компактно размещаться внутри спортивной коронки.
Кстати, одна из серьезных проблем состоит в том, что сейчас, работая по прошлым ГОСТам, мы забываем о том, что есть мини-футбол, что есть гандбол, и строим спортивные залы в величину баскетбольной площадки. Получается, таким образом, мы игнорируем достаточно серьезные виды спорта. Гандбол, к слову, является олимпийским видом спорта.
3. Максимально компактное размещение сооружений на территории комплексов.
4. Кооперирование эксплуатации сооружений различными организациями и контингентом населения в целях наиболее полного использования пропускных способностей объекта.
5. Разделение комплексных сооружений на функциональные блоки для обеспечения строительства объектов. При отработке целевой программы региона развития сети спортсооружений организации регионов должны рассчитывать оптимизационную задачу совместного использования существующей и планируемой строительством спортивной базы региона независимо от традиционной правовой формы спортсооружения. Другими словами, должна быть разработана генеральная схема развития сети спортсооружений в регионах. В этом отношении хорошо продвинулось вперед катание, где на несколько районов строятся спорткомплексы, и, естественно, эксплуатация у них очень высокая. На практике столь упрощенный подход по строению сети спортсооружений не всегда реален. Так как сложность действующих спортсооружений не позволяет все сразу уложить в рамки проектирования. Вместо практического конструирования адекватной градостроительной модели проектировщик будет вынужден заниматься поштучным проектированием. Поэтому следует перед разработкой общей сети развития спортсооружений в обязательном порядке провести паспортизацию существующей сети спортсооружений и уже с учетом ее строить градостроительные модели, проводить технико-экономические оценки вариантов развития сети, разрабатывать рекомендации по ее проектированию.
Одновременно хочу обратить ваше внимание на то, что у нас есть свой опыт, но не надо только на патриотизме жить. Есть хороший опыт и в ряде зарубежных стран, и, естественно, стоит учитывать все позитивное и даже негативное и у нас на родине, и то, что есть за рубежом в этом отношении. Ведь негативный опыт - это предупреждение, как не надо делать, а положительный опыт указывает на путь, по которому надо идти.
Исходя из накопленного отечественного и зарубежного опыта, учитывая финансовые, временные, правовые, технические, строительные и прочие возможности реальной действительности, на наш взгляд, следует параллельно создавать группы государственных муниципальных образований и совокупно связывать единую систему сети спортсооружений.
1. По статусу как более упрощенная и удешевленная сеть: роликодромы, велодорожки, детские оздоровительные парки и так далее. И объемоплоскостные на более поздней, дальнейшей стадии строительства сооружений.
2. Сеть объемных крытых сооружений нового типа, сеть комплексов спорта для здорового отдыха, название которой конкретизируется в соответствии функцией, отвечающей требованиям конкретного потребителя.
Социологические опросы говорят о том, что население хочет заниматься физкультурой и спортом и просто развлечься. В больших городах показатель равен приблизительно 30 - 40 процентам. Хотя на данный момент мы можем говорить о 10 - 11 процентах и считаем, что это уже приличный результат. Можно сказать, что в какой-то степени крупные города России стоят на пороге бума развития физкультурно-оздоровительных, спортивных услуг. О чем здесь сегодня очень убедительно и говорили. Поэтому так актуальна на сегодня государственная поддержка и инвестиции на строительство, что даст возможность в первую очередь детям заниматься спортом и отвлечет их от правонарушений, наркотиков и алкоголизма. Затем, когда появится интерес и возможность у населения подобного рода развлечений, отдыха и оздоровления, можно будет переходить к абонементам годовым, полугодовым, квартальным и более узким элитным клубам. Хотя, на мой взгляд, сейчас элитные клубы значительно опережают возможности населения, возможность пользоваться такими элитными клубами есть далеко не у всех. При реализации Федеральной целевой программ "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" необходимо учитывать следующие обстоятельства.
1. В основе организации сети территорий, на которых предполагается строительство, должна лежать идея рационального размещения и взаимосвязи, что позволит сформировать территориальную сеть спортсооружений как единую сбалансированную систему.
2. Развитие сети клубов различных типов и видов.
Характерным при этом является то, что в отличие от традиций гигантомании, свойственной спортсооружениям прежней эпохи, возникнут тенденции размельчения объектов, организации клубов небольшого, а зачастую очень малого объема, рассчитанных на ежедневные досуговые и спортивно-оздоровительные занятия населения близлежащих кварталов. Окупаемость этих, подчас достаточно упрощенно сформированных, сооружений с несложным техническим оснащением и их численный рост за последние годы доказывают жизнеспособность этой клубной формы, которая базируется на основах частного предпринимательства и спортивно-оздоровительной потребности горожан. Естественно, при этом должны строить и создавать и другие клубы - это крупные спортивные клубы, элитные клубы. Подчеркиваю: исходя из тех возможностей, которые есть в людских резервах, у тех, с кем мы будем развивать тот или иной вид спорта и те или иные виды упражнений физической культуры.
3. Развитие сети детских спортивных школ. Сооружения данного типа отличают многопрофильный характер использования и многофункциональная структура.
4. Развитие центров или комплексов здоровья, в которых терминологические практики имеют равные названия. Этот тип сооружения, отличающийся от остальных сооружений оптимально широким спектром предоставляемых услуг. Все названные типы сооружений, кроме спортивных элитных, максимально приближаются к потребителям, будут играть роль объектов внутриквартального и районного уровней. В случае если в состав занимающихся входят маломобильный контингент и инвалиды, должен быть предусмотрен ряд специальных планировочных мероприятий.
5. Строительство крытых спортивных сооружений: учебно-тренировочных катков, спортивно-игровых, водноспортивных залов или комплексов целесообразно создавать в качестве объектов межрайонного уровня. Здесь я хотел бы обратить внимание: там, где глава, Президент, губернатор или еще кто-то заинтересован создать соответствующие спортивные сооружения, можно всегда найти и средства, и резервы для этого. Если же главы думают о других экономических вопросах, которые связаны прежде всего с внутренними кланами своей администрации и формированием собственно семейного клана, то, естественно, в этих субъектах Федерации, как правило, не строятся спортивные сооружения. А там работает генеральная прокуратура.
Во всех случаях взаимосвязь сооружений, соответствующих по уровню и значимости, с территорией спортивно-оздоровительного назначения позволяет создать в городах оптимально пространственный и территориальный ландшафт, обеспечивающий лучшие условия для спортивного оздоровления населения и закрепления у людей интереса к здоровому образу жизни.
6. Использование опыта строительства физкультурно-строительных комплексов в разработке методических конструкций.
Всего по программе, которая была принята в 1986 году Советом Министров СССР, в России было возведено 450 блоков, и в стадии незавершенного строительства... Задумайтесь, Советского Союза нет уже 15 лет, а мы в стадии незавершенки имеем 148 сооружений, которые были начаты при Советском Союзе. Как можно оправдать использование средств, если столько спортивных сооружений превратились в кучу металла или же их нужно просто сносить и начинать новое строительство...
Поскольку самой актуальной проблемой в настоящее время является оздоровительная, в том числе спортивно-оздоровительная, деятельность детского и юношеского контингента России, то создание детских спортивных оздоровительных клубов межрайонного уровня является первоочередной задачей. Спортивно-оздоровительные клубы для молодежного контингента, как правило, должны создаваться на спортивных комплексах и в центрах районного, межрайонного или общегородского значения. Однако в отечественной практике при практическом отсутствии комплексов и центров подобного уровня желательно все же создание специализированных спортивно-оздоровительных и развлекательных клубов межрайонного и общегородского уровня. Физические и психологические особенности детского и молодежного организма, требующие различных условий для оптимального формирования и самовыражения, - в идеале возможности для этой реализации надо объединить в рамках одного клуба. Я не против разновозрастных клубов. Это нормально, когда отдельные занятия, отдельные мероприятия могут проводиться в таких формах. Но тогда, когда в одной группе регулярно занимаются подростки восемнадцати лет и те, кому 7 - 8 лет, вы сами понимаете, что это создает определенные сложности. И более того, мне кажется, что тренеру в таких случаях надо проявлять значительно больше профессионального мастерства, чтобы работать с такими разновозрастными группами. На наш взгляд, первоочередному строительству подлежат спортивно-оздоровительные клубы, рассчитанные ввиду внедрения принципов трансформации на обслуживание контингента от детей до лиц пожилого возраста.
И последнее: опыт последних лет показывает необходимость обеспечения безопасности эксплуатации спортивных сооружений всех типов. Я хочу привлечь ваше внимание к этому. Тогда, когда наши зрители, наши физкультурники или спортсмены и тренеры придут на работу или на спортивные занятия и вдруг произойдет трагедия, то надо понимать, что мы потеряем не одного человека, а десятки. Кроме этого, если спортивное сооружение таким образом работает, то на эти спортивные комплексы будет трудно кого-то привлечь. И даже на соседние спортивные комплексы, потому что люди будут бояться и не доверять.
В связи с этим актуальное звучание приобретает идея о том, чтобы территориальные органы исполнительной власти в области обеспечения правопорядка и общественной безопасности, физической культуры и спорта проводили сертификацию физкультурно-спортивных и оздоровительных сооружений, а также организаций, проводящих массовые и спортивно-зрелищные мероприятия. Вполне понятно, что это должно найти отражение в федеральном законодательстве. Также соответствующие службы органов внутренних дел должны проходить соответствующую сертификацию на предмет того, что они способны работать на массовых спортивных мероприятиях. Когда просто бросают в бой ОМОНовцев против болельщиков - это одна история. А когда милиция умеет работать с большими группами, с большими массами людей - думаю, вы понимаете, что это совсем другое. Это те мысли, которые связаны с нашим сегодняшним "круглым столом".
Слово предоставляется заместителю руководителя Федерального агентства по физкультуре и спорту Покровской Лейле Донияровне. Тема доклада "Государственное регулирование и развитие сети физкультур-оздоровительных и спортивных сооружений на 2006 - 2015 годы".
- Я, как всегда, о проблемах. Активное развитие нотариально-технической базы по культуре и спорту требует адекватного правового сопровождения деятельности спортивных объектов. Масштабное строительство, реконструкция, эксплуатация, которая началась после принятия Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в 2006 - 2015 годы" и проекта партии "Единая Россия" по строительству спортивных комплексов, также как и многие другие спортивные объекты, могут реализоваться только в соответствующем правовом поле, включающем законодательные, правовые и нормативные документы. По нашим оценкам, в настоящее время в Российской Федерации на федеральном уровне действуют около 300 документов, регламентирующих деятельность физкультурно-спортивных сооружений. Это и Конституция Российской Федерации, и указы Президента, и федеральные законы, кодексы, постановления Правительства, и решения федеральных органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта, здравоохранения, образования, статистики, сертификации и стандартизации, и ряд других. Специфика спорта такова, что отдельные аспекты деятельности физкультурно-спортивных комплексов являются предметом компетенции спортивных федераций, ассоциаций и союзов, в том числе международных. Прежде всего это относится к сооружениям, где проводятся соревнования высшего уровня, а также к оборудованию, используемому в процессе таких соревнований. Если формализовать нормативные документы, то можно привести такие данные: по общим вопросам, по законодательным фактам - 9, нормативно-правовых методических документов - 8, кадровое обеспечение - 5, нормативные акты - 4, безопасность правил эксплуатации - 18 и 35, оснащение технической эксплуатации - 8 и 60, медицинское обеспечение - 28 законодательных актов и 27 нормативных, функционирование различных типов сооружения - 11 и 25 нормативных.
Анализируя данные документы, можно сказать, что есть целый ряд вопросов, которые они просто не охватывают. Большинство законодательных документов всего лишь констатирует факт существования различных видов сооружения для спорта и декларирует, но не отражает механизм их функционирования в обществе. Имеющиеся законы охватывают лишь один аспект деятельности этих физкультурно-спортивных сооружений. Большинство документов устарели. Так, основной документ, регламентирующий безопасность при проведении массовых спортивных мероприятий, был принят в 1983 году. Правила эксплуатации проведения занятий были приняты в 1987 году, а режим эксплуатации сооружений в 1988 году.
Отсутствие по некоторым вопросам каких-либо документов, регламентирующих работу. Например, отсутствие регламента проведения церемонии открытия и закрытия спортивных соревнований, проводимых под государственным флагом Российской Федерации. Вместе с тем следует отметить, что современная практика развития физической культуры и спорта показывает крайнюю необходимость правового регулирования. В странах, имеющих национальное законодательство в сфере культуры и спорта, отражаются предложения по строительству и эксплуатации спортивных сооружений. Например, в законах Франции, Финляндии, Португалии, Исландии отражены обязательства государства финансирования спортивной инфраструктуры. Более того, законодательство Италии предписывает ответственность министра внутренних дел за безопасность спортивных объектов. Серьезное отношение к правовым вопросам культурно-спортивных сооружений проявляет и Европейский союз, что нашло отражение, в частности, в спортивной партии Европы. Результатом такого отношения стал бум спортивного строительства в 90-е годы в Великобритании, Испании, Германии, Нидерландах. Во многих странах имеются документы, детально и комплексно рассматривающие безопасность и правила посещения сооружений и обслуживания зрителей. В частности, в Великобритании таким документом является пособие по безопасности спортивных объектов и доступных стадионов. В последних документах прописаны все процедурные вопросы, касающиеся безопасности, комфортных условий для посещения спортивных объектов инвалидами и сопровождающими их лицами. Комиссия по футбольному лицензированию Великобритании разработала пакет соответствующих документов по комплексному и правовому регулированию работы стадионов. В Италии Национальным олимпийским комитетом разработан документ, комплексно отражающий технические нормативы и организационные требования различных типов спортивных объектов. Аналогичный документ имеется в Германии.
Разработано два ряда нормативных документов, касающихся Международной спортивной федерации. В частности, Международная федерация баскетбола в 2003 году издала детальное требование по баскетбольным аренам как при учебно-тренировочном процессе, так и для проведения соревнований самого высокого уровня. Европейская ассоциация плавательных бассейнов также разработала соответствующие нормы. Серьезное внимание уделяется вопросам стандартизации используемого на аренах оборудования. В частности, Европейский комитет стандартизации выпустил стандарты для зрительских сооружений, которые распространяются на спортивные сооружения. В 2004 году был издан общий европейский стандарт зрительной зоны для зрительских помещений.
Перейдем к тому, какие проблемы существуют сегодня в нашем законодательстве. Во-первых, отсутствие правового статуса культурно-спортивного сооружения в качестве объекта социальной инфраструктуры как в федеральных, так и в региональных законах. Приравнивание спортивных объектов к промышленным и торговым предприятиям приводит к нерегулируемому росту цен на социально значимые услуги, особенно физкультурно-оздоровительного характера, что в конечном счете отражается на возможности населения заниматься физической культурой и спортом. Это требует изменения и дополнения прежде всего в федеральных законах, связанных с налогообложением имущества, налогом на землю, налогом на добавленную стоимость; установления арендной платы за пользование участками, находящимися в муниципальной и государственной собственности, занятыми физкультурно-спортивными сооружениями, ставок земельного налога для данной категории земель в городах и поселках Российской Федерации без применения повышающих коэффициентов.
Вы знаете, что на сегодняшний день спортивные объекты имеют достаточно большие земельные участки. Сейчас в регионах принимаются новые законы, и спортивные объекты очень редко исключаются из правил. И налог на землю платится как промышленной организацией. Поэтому это достаточно приличные затраты, которые начиная с 2006 года будут расти по каждому региону.
Во-вторых, это нерегулируемость вопросов приватизации физкультурно-спортивных сооружений, перепрофилирование деятельности, сноса, ответственность за то, что у нас на сегодняшний день несоблюдение действующего законопорядка решения этих вопросов. В действующем Законе о физической культуре и спорте до 1999 года есть 33-я статья, которая не позволяет ни приватизировать, ни перепрофилировать спортивные объекты. Тем не менее данная статья используется во многих регионах, используется по своим законодательным актам. Это приводит к тому, что вместо спортивного объекта начинают появляться торговые комплексы или жилые дома.
В-третьих, это отсутствие в принципе нормативных и правовых документов, регламентирующих такие вопросы, как разработка видов стандартов различного типа сооружений.
В-четвертых, в несоответствие современным требованиям и в противоречие федеральному и региональному законодательству пришли нормативы физкультурно-спортивных сооружений.
Отрицательное положение с общим развитием отрасли, ее отдельных направлений и некоторых положений законодательства и правовых документов общей компетенции. Например, отсутствие санкций за профессиональную деятельность в области физической культуры и спорта без специального образования или наличие ряда положений таможенного законодательства, препятствующего ввозу спортивного технологического оборудования, одобренному международными спортивными организациями. Для того чтобы устранить данные недостатки, нужен целый ряд разных мероприятий. Например, на федеральном и региональном уровнях нужно законодательно урегулировать вопросы безопасности при проведении спортивно-зрелищных и массовых мероприятий, допуск у специалистов профессиональной деятельности в физкультурно-спортивном комплексе, врачебного контроля и медицинской помощи, отнесение спортивных сооружений к объектам социальной инфраструктуры, изменение налогов на имущество и налогов на землю.
Спортивные сооружения должны заняться регулировкой вопроса перечня оказанных услуг, ценами на эти услуги и материально-техническим оснащением и страхованием занимающихся. Федеральные органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта совместно с Федерацией по видам спорта, ассоциациями и союзами должны заняться разработкой вопроса системы сертификации, в том числе разработкой технических регламентов, национальных стандартов, типовых правил оказания физкультурно-оздоровительных услуг.
Я хочу сказать, что сегодня мы начали этим заниматься, мы вошли в Федеральную целевую программу технического регулирования. Также федеральные органы исполнительной власти должны внести изменения по вопросам классификации физкультурно-спортивных сооружений, режима его эксплуатации, типовых правил безопасности, правил безопасности при проведении спортивно-массовых мероприятий, типовых правил эксплуатации материально-технического оснащения стандартов оснащенности, что тоже нами делается в рамках работы по техническому регламенту.
Региональные органы власти должны разработать правила обслуживания посетителей физкультурно-спортивных сооружений, участников спортивных мероприятий, нормативное возведение различных типов физкультурно-спортивных комплексов в регионах, установление ставок арендной платы для физкультурно-спортивных комплексов, существенно более низких относительно производственных услуг.
Федеральные органы исполнительной власти, Правительство Российской Федерации и Федеральная таможенная служба должны разработать правила проектирования физкультурно-спортивных сооружений для открытых сооружений, сооружений для зимних экстремальных видов спорта. Изменить размер вводимой таможенной пошлины на спортивно-технологическое оборудование, не имеющее аналогов в Российской Федерации, а также на технологию для производства. Словом, решить все вопросы развития физкультурно-спортивных комплексов.
Слово предоставляется Вячеславу Александровичу Фетисову, руководителю Агентства по физической культуре и спорту.
- Спасибо Вам, нашим друзьям из Госдумы и Комитета за то, что вы организовали "круглый стол". Можно говорить об успехе этой выставки в плане того, что она привлекла внимание Государственной Думы. Вопросы, которые здесь затронуты, очень важные. Мы сегодня говорим об отечественном производстве спортивных товаров, об инвентаре, оборудовании. Мы говорим сегодня о строительстве спортивных объектов. Не зря мы приурочили коллегию Росспорта к самому главному вопросу - вопросу реализации федеральной целевой программы. Сегодня мы говорим о выставке, которую мы три года назад рискнули организовать, не понимая вообще, что есть у нас в стране, потому что добиться с мест информации о происходящем было довольно сложно. Я рад приветствовать всех своих коллег, которых собрала эта выставка. Три года назад многие министры познакомились с местными производителями этой выставки - это тоже одно из достижений. И хочется, пройдя по всем стендам, заметить, что прогресс уже произошел. И сами стенды по-другому оформлены, и качество продукции уже совершенно другое, и продажа ведется иначе. Это радует, и мы сегодня радуемся вместе с этими производителями. Вопросы, которые сегодня затронули докладчики, связаны в том числе и с тем, что у нас есть свое производство товаров, оборудования, инвентаря. Этому мы можем помочь, постараться зацепиться и конкурировать со многими западными производителями. Наша задача - дать им такой шанс. Здесь и наша Госдума должна подумать, как мы можем сегодня поддержать нашего производителя. Надо дать им шанс, особенно на местах, поучаствовать в целевой программе.
В этом мы отстали. У нас несколько лет назад появилась фирма, которая производила хоккейное оборудование. И даже Казахстан, узнав о наших успехах, сделал нам большой заказ.
На самом деле комплексно разработана хоккейная площадка со всем тем необходимым, что требуется для нашего массового спорта. Поддерживает ли регион своего производителя? Конечно, поддерживает.
Сегодня мы, консолидировав наши усилия, собрались здесь, и работа Росспорта как раз на это нацелена - консолидация, кооперация всех наших усилий и желания двигать государственную политику. Те важные вопросы, которые затрагивались здесь, требуют комплексного решения и консолидации с Госдумой, и Правительством Российской Федерации, и с Президентом. Все, что связано с поддержкой того, что происходит сегодня, что мы видим здесь вместе с вами.
Конечно, вопрос стандартизации затрагивается. Как мы сегодня можем этот вопрос в рамках развития рынка решить, упорядочить моменты? Насколько строящиеся и построенные сегодня спортивные объекты отвечают требованиям, насколько сегодня задействованы наши научные институты для того, чтобы понять, не опасно ли заниматься в этих объектах? Это тоже очень важный вопрос.
Насколько справедлива сегодня налоговая государственная политика по отношению к социальным проектам? Что мы сегодня можем сказать о бассейнах, которые перегружены, которых не хватает в стране? Те же налоги, как и производства, расположенные рядом: насколько это справедливо?
Есть мировая практика: если ты заплатил налог там, где ты живешь, ты имеешь право пользоваться бесплатно тем социально значимым объектом. Это тоже вопрос, который требует комплексного решения. Здесь я надеюсь на комитет Госдумы. Это авторитетное собрание, они знают, о чем говорят. Нужно внести поправки в те законы, которые вам сегодня помогают на местах строить свою систему. Мы этого не сделали, и комитет Госдумы не помог, поэтому у вас сегодня большие проблемы.
Тема очень важная, потому что здесь мы находимся по одну сторону баррикады. Очень важный вопрос развития, реализации и консолидации у нас в Росспорте проходит красной линией. И то, что происходит сегодня в регионах... там много молодых здоровых ребят, которые приходят к нашим корифеям и просят поддержать их, чтобы они оставались сегодня при деле.
Хотелось бы обратиться к коллегам с просьбой делиться тем, что у вас хорошего, вашим положительным опытом, чтобы мы знали об этом и могли говорить и поддержать. Также федеральная программа, то, что сегодня делают, - это помощь вам. Поэтому активнее участвуйте во всех отношениях, мероприятиях, которых очень много в последнее время проводят. Мы обращаемся к вам и просим вас помогать.
Еще раз хочу выразить благодарность комитету за ту активную работу, которую он проводит у нас. Завтра мы приглашаем наших депутатов, если у них есть возможность и желание, поучаствовать в нашей коллегии. Мы будем рады вас видеть. Завтра у нас должен состояться интересный разговор. Правительство на последнем заседании, где Герман Греф отчитывался по 2005 году, четко озвучило, что ответственность за реализацию сегодня лежит на заказчиках. То есть в каждом конкретном случае и в каждом регионе, с которым у нас подписано соглашение. Я хочу попросить всех своих коллег озвучить все те проблемы, которые сегодня есть. Вы должны прекрасно понимать важность первого года реализации программы. Ни один объект, который заявлен, сегодня не должен быть не построен. Прошу вас это учесть.
Естественно, сегодня формируется программа 2007 - 2008 годов. Сегодня Правительство предоставило нам систему финансирования, трехлетний план. Очень важно то, насколько в регионах сегодня подойдут к реализации этой программы местные лидеры. Надо понимать, что если не будет заложено денег в бюджет, то с неба они не появятся. Это очень важный момент.
Опять же, многие регионы, которые есть, выставились... Это может служить примером того, как сегодня региональный лидер рассматривает развитие физкультуры и спорта, решение социальных проблем. То есть руководители регионов сегодня прекрасно понимают, что без здоровых амбициозных молодых людей невозможно решить ни экономические вопросы, ни вопросы, связанные с перспективой регионов в целом. Поэтому сегодня на нас с вами лежит колоссальная ответственность.
Мы готовы эти вопросы рассмотреть в ближайшее время, экономический и финансовый блок работает с утра до поздней ночи. Так что обращайтесь. Мы в ближайшее время создадим дирекцию, которая будет сегодня работать в текущем режиме, то есть все готовы взаимодействовать с вами в любое время. Очень важно для нас в ближайшие два месяца выдержать это направление. Все, что мы задекларировали, все, что мы сегодня объявили, мы должны выполнить. Спасибо за то, что предоставили слово, и как всегда мы готовы к взаимодействию, к сотрудничеству.
Аристова Людмила Вениаминовна, президент Российской ассоциации спортивных сооружений.
- В предыдущих выступлениях были освещены практически все концептуальные проблемы и направления строительства и эффективного использования спортивных сооружений. Была четко обозначена задача, уже можно сказать, программа, требующая государственного регулирования в области разработки нормативной базы как в проектировании, так и в использовании технической эксплуатации спортивных сооружений. Я вижу, что сегодня на "круглом столе" присутствует много специалистов и работников спортсооружений, которые были на предыдущем пленарном заседании, поэтому не буду очень подробно рассказывать по теме доклада о нюансах и современных тенденциях разработки свода правил, раз в предыдущих докладах довольно подробно было об этом сказано. Я хотела остановиться на таком важном аспекте, как подготовка свода правил по проектированию физкультурно-спортивных сооружений, особенно сейчас, когда у нас начинается момент реализации Федеральной целевой программы, о которой все говорят. И мы все видим уже представленные проекты. Как мы знаем, когда у нас идет управление проектами и большие государственные программы, то в основе лежит проектирование. Есть так называемый жизненный цикл проекта и очень важный момент начальной стадии этого жизненного цикла - это дистанционная или начальная стадия. Потому что заказчик, проводя конкурсы, должен выдать необходимый исходный материал, среди многих прочих составляющих; самым главным и важным элементом должно быть функциональное, технологически нормальное физкультурно-спортивное сооружение и правильные стандарты их проектирования. Как вы знаете, в советский период были СНиПы, они есть и сейчас. Но в области спортивных сооружений, к сожалению, в 90-е годы все это было отменено. Другими словами, в числе основных проблем, которые должны решаться, в формировании реализации политики управления инвестиционными проектами является внедрение, проектирование и строительство прогрессивных функциональных и технических решений, а также совершенствование процесса проектирования в связи с отсутствием типового проектирования. Учитываю один момент по заданию Росспорта, это было предусмотрено в Федеральной целевой программе, которая является первой ласточкой в области физической культуры и спорта, это комплексная программа. Это физическое воспитание и оздоровление детей и молодежи. Было разработано четыре свода правил по проектированию физкультурно-спортивных сооружений - это физкультурно-спортивные залы всех размеров для 22 видов спорта, легкой атлетики и футбола. И свод правил для проектирования бассейнов для плавания. В этих сводах правил предусмотрены практически все требования, предъявляемые для разработки норм и условий для проектирования. Здесь я не буду останавливаться более подробно, потому что об этом было сказано в предыдущих выступлениях. Хочу подчеркнуть, что помимо свода правил, необходимых для архитектурно-планировочных работ, нам нужно сейчас отработать изменения нормативной базы в области градостроительной практики. Потому что сегодняшняя действующая нормативная база в СНиПах и нормах по градостроительству не дает нам нормальный уровень обеспеченности спортсооружений, что сегодня недопустимо. Если мы берем уровень необеспеченности спортивных сооружений по единовременным пропускным способностям, то их около 20 процентов. Если говорить об обеспеченности по видам спорта - плавательные бассейны, спортивные залы, то по плавательным бассейнам около 5 процентов. По плоскостным у нас 50%. Но это по статистке. Но мы с вами ходим на улицу и видим, что на тех дворовых площадках, которые еще числятся в статистике, давно уже стоят гаражи и другие сооружения. Помимо того что градостроительная база не обеспечивает норматив на должном уровне, она еще путает статистику.
Последний момент, на который я хотела обратить ваше внимание. Перед всеми разработками нормативных документов необходимо в первую очередь учесть спрос населения на те или иные виды физкультурно-оздоровительных занятий. Уровень обеспеченности, например, спортивными залами у нас составляет 20 процентов. Давайте так и будем строить по типовым проектам. Это уже недопустимо. Надо учитывать конъюнктуру, которая есть на рынке в данный момент, и при проектировании учитывать спрос населения на те или иные виды услуг.
Я хочу сказать руководству Росспорта, что мы закончили четыре вида сводов правил. Все 22 вида спорта для физкультурно-спортивных залов и манежей, для плавательных бассейнов. Сейчас у нас заканчивается работа по плоскостным открытым спортивным сооружениям. Я бы хотела, чтобы мы продолжили эту хорошую традицию - разработку сводов правил. Сейчас у нас есть предложения для зимних видов спорта, потому что прошла Олимпиада, и мы видим, что зимние виды спорта пользуются большим спросом. И население отдает предпочтение этим видам. Поэтому обязательно нужен свод правил для зимних видов спорта. Был проведен опрос молодежи, по результатам которого мы выяснили, что на втором месте по предпочтениям стоят экстремальные виды спорта. Если мы не сделаем свод правил по этим видам спорта, которые связаны с риском, здоровьем и всякими тонкостями, которые нужно четко понимать и знать, то это будет серьезным минусом в нашей большой работе, которую мы ведем последние почти три года.
Я полностью поддерживаю предложения, прозвучавшие здесь сегодня, по поводу внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс, Таможенный кодекс. Особенно у всех вызывает беспокойство налог на имущество и землю для спортивных сооружений. В пример можно привести московские сооружения. Например, такое огромное сооружение, как спортивный комплекс "Олимпийский". У него годовой налог на имущество - два миллиона долларов. Вы понимаете, что это с неба не упадет. Значит, упадет на стоимость абонементов и занятий, проводимых в спорткомплексе. И получается, что сейчас в спорткомплексе "Олимпийский" занимается около 15 - 16 спортивных школ. И либо детские спортивные школы должны закрываться, либо государство должно обеспечить это бюджетное финансирование. Выходит, что из одного кармана перекладывают в другой, забирая в виде налогов, а потом компенсируя детским спортивным школам. Если захочет. А если не захочет, то эти детские спортивные школы просто закроются. Я призываю Комитет обратить внимание, что в закон о налоге на имущество и землю надо обязательно внести соответствующие поправки. И в Земельный кодекс.
Вопрос из зала:
- Кому сейчас принадлежит спортивный комплекс "Олимпийский" - частному лицу или государственному?
- Если говорить об организационно-правовой форме, то это открытое акционерное общество. Но контрольный пакет у государства.
Вопрос из зала:
- А зачем тогда брать друг у друга?
- Нет разницы... Это Налоговый кодекс, и там записано... Я, собственно, об этом и говорила... А детские спортивные школы могут Министерству образования принадлежать. Значит, из разных уровней бюджета все равно мы перекладываем. И тогда спортивное сооружение либо превратится в элитное, либо пойдет по тому пути, который был в 90-е годы, когда мы сооружения превращали в стоянки для автомобилей и мебельные магазины.
- Спасибо.
- Можно эту тему закрыть, чтобы не было вопросов. В соответствии с Налоговым кодексом все налоги на имущество (налог областной и республиканский, налог на землю) - это налоги муниципального района. Поэтому вы на местах вправе принимать решения либо об освобождении от этих налогов, либо компенсировать их. Другого пути нет. Я в свое время направила письмо руководителям законодательных собраний с просьбой обратить на это внимание и принять решение. Могу сказать, что ряд регионов такие решения принял. Например, из Иркутской области мне пришел ответ Председателя комитета, что они приняли решение освободить от уплаты налога на имущество на областном уровне спортивные объекты. А также порекомендовали муниципальным районам и городам принять аналогичное решение на этом уровне. Но один нюанс: в отношении федеральных учреждений они такого решения не приняли. То есть федеральный центр возместит им, хотя я с этим не согласна, потому что в этих же федеральных учреждениях учатся, занимаются дети данной области. Я прошу вас обратить на это внимание. Уже в ряд спортивных учреждений приходят налоговые органы и говорят, что по итогам первого квартала за вами долг. И, как правильно сказали, все это ляжет на себестоимость. Я очень прошу руководителей и депутатов законодательного собрания обратить на это внимание и принять соответствующее решение. На федеральном уровне никакого другого решения не будет.
- Давайте не будем сейчас затрагивать тему Земельного кодекса и еще ряд нюансов, которые удивительны в России. И неправда, что нельзя ничего сделать. Можно, и очень многое.
Слово предоставляется Михаилу Николаевичу Артамошкину, первому заместителю начальника Департамента охраны общественного порядка МВД РФ, генерал-майору милиции.
- Уважаемый Президиум, уважаемые участники "круглого стола", мое выступление несколько специфично, и я благодарен тому, что мне предоставлена возможность на этом форуме озвучить ряд вопросов, которые требуют своего решения. В последнее время в футбольной сфере очевидны позитивные тенденции. Проявляется повышенный интерес к матчам Премьер-лиги, профессиональной лиги. 3500000 зрителей в прошлом году посетили стадионы. То есть на 1/3 больше. Футбол сегодня - доходная статья государственного бюджета. Его социальная значимость очень высока прежде всего в формировании поведения молодежи и несовершеннолетних. Все сферы деятельности, связанные с организацией и проведением соревнований, требуют координированных мер защиты, системы совместных действий органов и исполнительной власти, спортивных организаций, а также администраций стадионов, клубов, правоохранительных органов и иных субъектов. Хорошо зарекомендовала себя практика комиссионных обследований стадионов, они проводятся ежегодно перед началом футбольных матчей, футбольного сезона. В 2004 году это позволило существенно поднять уровень безопасности на стадионе "Ротор" в Волгограде, в 2005 году на стадионе "Рубин" в Казани. Несколько лет назад велись споры о том, кто должен участвовать в предматчевых конференциях, брать ответственность за обеспечение безопасности. В прошлом году среди команд Премьер-лиги уже не возникало проблем. Руководители органов внутренних дел, организаторы, представители администраций стадионов решили все вопросы. За сезон претензий не было. МВД получило четыре благодарственных отзыва.
Начался новый футбольный сезон. Мы считаем необходимым ввести обязательные послематчевые конференции с участием всех ответственных за организацию матча лиц, на котором давать оценку состоянию правопорядка и безопасности, определять меры за возможные просчеты и недостатки с включением в протокол. Аналогичная практика уже существует в зарубежных странах, об этом мы проинформировали РФС. Такая управленческая система должна применяться не только в Премьер-лиге, но и на всех уровнях, включая региональные организации.
В Министерство внутренних дел России поступали вопросы об организации и обеспечении правопорядка и безопасности непосредственно на футбольных аренах. Согласно пожеланиям фан-клубов, болельщиков мы разрешили использовать на трибунах баннеры, барабаны, а также многое другое из той атрибутики, которая ранее была запрещена.
Во второй половине прошлого сезона с арен убрали сотрудников ОМОНа, наряды со служебными собаками. Сегодня используем меньше военнослужащих внутренних войск. Мы рекомендовали всем руководителям МВД, ГУВД, ОВД Российской Федерации не допускать без необходимости силовых действий, неадекватного реагирования на правонарушения. На многих матчах, в том числе повышенного риска, порядок контролировали работники службы безопасности "Динамо", "Локомотива". Такой опыт в России появляется. В новом сезоне надо идти на дальнейшее снижение численности милицейских нарядов на стадионах и ускорить создание систем собственной безопасности клубов, как это общепринято в зарубежных странах. Например, в Великобритании безопасность на стадионах и непосредственно на аренах обеспечивают стюарды и служба безопасности. Полиция на территории стадиона меры по обеспечению безопасности не принимает и не отвечает за состояние правопорядка. Если проводится матч повышенного риска, то тогда администрация стадиона может на договорной основе привлечь полицию, которая будет помогать службе безопасности стадиона обеспечивать правопорядок. Такая система нужна и у нас, в Российской Федерации.
Повышенную опасность для окружающих представляет использование различных взрывных и пиротехнических средств на трибунах. Это не детские забавы. Наверное, многие помнят чрезвычайное происшествие, случившееся в Самаре. Сигнальная ракета, выпущенная одним из болельщиков, попала в голову сотруднику ОМОНа, лейтенанту милиции Сергееву. В результате полученной травмы лейтенант Сергеев скончался. Несмотря на существующий пропускной режим, попыток проноса взрывных средств очень много. Только на матче "Локомотив - Спартак" 19 ноября 2005 года была изъято 72 фаера, 14 взрывпакетов, 2 сигнальные ракеты, 2 дымовые шашки. Пресечь все попытки пока не удается. Для этого необходимы современные технические средства, оборудование. Также надо увеличить количество пропускных пунктов на стадионах, оснастить их стационарными металлодетекторами, усилить пропускной режим. Это также требуется для решения основной задачи - антитеррористической безопасности. Эта обязанность возложена законодательством непосредственно на администрации стадионов и на организаторов соревнований. С другой стороны, мы хотели бы видеть большую активность и заинтересованность игроков и тренеров команд в предупреждении правонарушений. Необходимы не только призывы, но и конкретные действия. Результаты принимаемых мер, как и гарантии безопасности для болельщиков, могут быть значительно выше, если будет базовый законодательный акт в этой сфере. Министерство подготовило законопроект об обеспечении правопорядка и общественной безопасности при проведении спортивно-массовых и иных зрелищных мероприятий в Российской Федерации. Получены положительные отзывы, законопроект концептуально поддерживают Росспорт, РФС, Минкультуры, МЧС и другие министерства. От них мы получили хорошие предложения и дополнения. Но есть другой, более короткий, путь - внести дополнения в законы о физкультуре и спорте и о техническом регулировании. В них нужно заложить правовые нормы, которые позволили бы решить следующие ключевые задачи:
1. Сертификация футбольных стадионов с целью соответствия безопасности зрителей, в том числе при эвакуации; требования антитеррористической защищенности, технических, противопожарных, санитарных норм.
2. Организация и управление обязанностей по выдаче и приостановлению действия сертификатов безопасности.
3. О механизме прекращения либо приостановления спортивных мероприятий в случае угрозы жизни их участников и зрителей, особенно при наличии информации о возможном теракте. При этом с 1 марта текущего года по Закону о противодействии терроризму это может сделать руководитель оперативного штаба по проведению контртеррористической операции. Но если на большой спортивный стадионе, например "Лужники", вдруг поступит информация о возможном взрыве во время спортивного соревнования, то вы сами понимаете, сколько уйдет времени на сбор штаба, на принятие решения. А здесь на принятие решения отведены крайне малые сроки.
Это перечень обязанностей органов власти и управления, организаторов соревнований, администраций спортсооружений по обеспечению порядка безопасности проведения спортивных мероприятий внутри стадионов. На последнем матче повышенного риска "Спартак - ЦСКА" было задействовано 3600 сотрудников органов внутренних дел и внутренних войск. За счет средств налогоплательщиков. А все футбольные матчи проходят, как вы понимаете, либо в праздничные дни, либо в предпраздничные в вечернее время. Разделения сотрудников милиции для обеспечения на мероприятиях спортивных сооружений нет. Задействуются сотрудники, которые несут службу на маршрутах патрулирования и на постах. То есть они снимаются в это время со своих постов и обеспечивают правопорядок. В это время город, где проводится матч, оголен. Работы милиции там нет. Законопроектом также следует предусмотреть поручение Правительства Российской Федерации утвердить правила поведения для болельщиков на стадионах, а также разработать иные подзаконные акты.
Кроме того, нужно коренным образом перестраивать работу клубов болельщиков. Должна быть введена четкая система членства клуба. Например, в качестве образца можно привести британскую систему членства. Во главе клуба болельщиков должны стоять авторитетные ветераны футбола и других видов спорта. Сегодня по поручению Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина в стране развернута большая работа по созданию государственной системы профилактики правонарушений. В рамках этой системы крайне важно своевременно было бы организовать работу по созданию добровольных спортивных молодежных объединений. Я прошу присутствующих поддержать перечисленные мною предложения и оказать помощь в их реализации.
Слово предоставляется Владимиру Ильичу Травушу, вице-президенту Российской академии архитектуры и строительных наук, доктору технических наук, профессору.
- Уважаемые коллеги, я хотел бы остановиться на очень важном вопросе - это вопрос безопасности объектов. Здесь сегодня говорили о рынках. Действительно, стало опасно ходить на рынки, но также опасно стало посещать и спортивные сооружения, которые тоже являются в основном большепролетными сооружениями, имеющими большепролетные конструкции. После аварии, произошедшей в "Трансвааль-парке" в Москве, была создана комиссия по безопасности. И эта комиссия наметила список из 60 объектов, которые были проверены. Но, к сожалению, через два года произошла еще одна авария. Сейчас на проверку намечено уже в десять раз больше объектов. Но после первой аварии наша Академия обратилась ко всем заместителям администраций с предложением во всех городах создать подобные комиссии. Потому что в каждом городе есть какое-нибудь учебное заведение, есть специалисты, которые могли бы отслеживать объекты. И мы предлагали в случае необходимости, если будут какие-либо сложные вопросы по техническому состоянию конструкций, свою помощь. Я еще раз обращаюсь к вам с просьбой сделать это, так как необходимость очевидна. Дело в том, что в течение последних 15 - 20 лет у нас была очень плохая эксплуатация объектов, вы это знаете. Вообще меняются условия эксплуатации, меняются грунтовые условия, вследствие чего может произойти авария; меняются нагрузки, в Москве увеличилась снеговая нагрузка, нарушена норма - раньше она равнялась 140 кг, теперь 200 кг. Поэтому такая проверка объектов просто обязательна.
Сегодня говорили о том, что принят закон о технических регламентах. К сожалению, строительная продукция не может иметь такие регламенты, которые принимаются в других видах продукции. В отношении других видов продукции прописано, что берется образец, испытывается, а потом на основании этих испытаний вносится в нормы. В строительной продукции такого не может быть. Мы не можем построить здание, испытать его, а потом решить, что дальше. Поэтому сейчас мы боремся за то, чтобы для строительной продукции были приняты совершенно другие правила и были бы обязательно прописаны нормы. То есть обязательно должны быть прописаны нагрузка, расчетные сопротивления и так далее. Об этом я и хотел вас проинформировать.
Слово предоставляется Александру Сергеевичу Соколову, заместителю руководителя Федерального агентства. Он был четыре года председателем Комитета по физической культуре и спорту в Государственной Думе.
- Та программа, которая есть, - строительство объектов Федеральной программы на 2006 - 2015 годы... Мне очень обидно за те регионы, в которых отсутствуют средства на те условия, которые предлагаются Федеральной программой. Получается, что где не было бассейнов, там их и не будет, где нет спортивных площадок, там и не будет. Я знаю, в каком состоянии у нас ряд областей регионов. Получается, в тех регионах, в которых есть деньги и объекты, их будет еще больше. Мне кажется, что здесь нужен другой подход, исходя из обеспеченности территорий данными объектами. Здесь нормативы по бассейнам и прочим объектам. Чем виноваты здесь регионы? Я бы порекомендовал в этом плане подумать над тем, чтобы Федеральная программа в том числе стимулировала, работала на те области, края, в которых сложилась тяжелая финансовая ситуация. Об этом мы говорили не только в рамках этих проектов, но и в рамках национальных проектов - там тоже есть подобная проблема. Жилье для молодых специалистов, опять же, получают те регионы, в которых есть деньги. А там, где средств нет, и жилья для молодых специалистов не будет. Считаю, что такие подходы не очень-то справедливы, и об этом надо думать.
И второе, где мы сами себя озадачили, и теперь сами себя ругаем. Мы очень плохо работаем с теми большими законами, которые у нас есть. Например, водный закон. Если посмотреть внимательно, в нем есть моменты, касающиеся нашей отрасли. И ни от регионов, ни от комитетов не поступило ни одного предложения по этому закону. Повторяю: там ущемили наши интересы. Например, сегодня строить физкультурно-оздоровительный комплекс для молодежи будет невозможно, потому что нужно участвовать в конкурсе. Кто может участвовать в конкурсе? Детским - можно, а уже молодежным, студенческим - нельзя. Вы представляете, как можно выиграть конкурс, в котором выставляется земля около воды?.. Перспективы строительства оздоровительных конкурсов для молодежи и студентов, к сожалению, нет. Вместо того чтобы нам вместе поработать и прописать кроме детей молодежь... Мы это не сделали.
И такого плана законов впереди много. Я хочу озадачить и вас, и нас этим. Скоро будут принимать закон о техническом регулировании. Все СНиПы и прочее мы должны предусмотреть.
Я абсолютно согласен с уважаемым генерал-майором Артамошкиным в том, что мы сегодня должны предусмотреть все меры для того, чтобы наши спортивные мероприятия проводились в безопасности. То, что у нас есть сегодня, - это только, как говорится, цветочки; ягодки будут впереди. Поэтому все меры, в том числе законодательные... усилить штрафные санкции. Во многих странах огромные штрафы на те безобразия, которые творятся на стадионах. Вплоть до ареста, административных и уголовных мер. В нашем законодательстве ничего подобного нет. Мы должны к этому прийти, и делать это немедленно, не ожидая каких-либо катаклизмов, чтобы только потом по факту...
И еще надо подумать над тем, что у нас очень слабая материальная база студенческих ВУЗов в области культуры и спорта. Близкая к нулю, особенно во многих регионах. Основная масса тех, кто у нас занимается спортом, - это люди студенческого возраста, самого оптимального, активного возраста. Или можно специально сделать подпрограмму в рамках программы по развитию спорта, или что-то иное. Но если мы в ближайшее время не займемся этой проблематикой, то опять опоздаем и отстанем на несколько лет.
Слово предоставляется Алексею Григорьевичу, советнику по спорту, заместителю Министра Правительства Москвы.
- Сегодня очень хорошо выступила Покровская. Сколько бы нам ни говорили о том, что все проблемы с налогообложением решены, на практике получается, что не решены. Сейчас у нас есть письмо от Олимпийского комитета с просьбой вернуться к рассмотрению этих вопросов. И Московское правительство стоит на распутье. Давайте представим: 4500 объектов будет построено. После этого мы ничего не сможем сделать. Вот и все, о чем я хочу сказать. Очень важно, чтобы в новом законе о спорте эти налоги были прописаны. То большое количество спортивных сооружений, которое строится, надо эксплуатировать. Это новые спортивные сооружения, их рентабельность будет очень невысокой. И если сегодня эти спортивные сооружения не сумеют защитить, то ничего из тех программ и того хорошего, что мы хотим, не получится. Будет как всегда. Поэтому я еще раз прошу обратить внимание на то, чтобы все, что касается этого налогового бремени, немедленно, как можно быстрее... Сегодня здесь прозвучало о том, что уже в этом году что-то будет решаться в Государственной Думе. Я считаю, что надо это максимально ускорить, и тогда наши спортивные сооружения будут жить долго и счастливо.
Еще одна деталь: все, что касается налогов, может быть только в Налоговом кодексе. В наш отраслевой закон мы ничего не поместим. Это прописная истина. Если здесь есть кто верующий, я прошу вас сходить в ближайший храм и поставить свечку, чтобы это свершилось.
------------------------------------------------------------------
Название документа