Рекомендации "Круглого стола" на тему "Нормативно-правовые аспекты строительства и эффективности использования физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений"

(Редакционный материал)

("Спорт: экономика, право, управление", 2006, N 1)

Текст документа

РЕКОМЕНДАЦИИ "КРУГЛОГО СТОЛА" НА ТЕМУ

"НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СТРОИТЕЛЬСТВА

И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ

И СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ"

Заслушав доклады и выступления депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей органов государственной власти, законодательных собраний субъектов Российской Федерации, научных учреждений, архитектурно-проектных организаций, общественных объединений, руководителей физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, предприятий спортивной индустрии, участники "круглого стола" отмечают следующее.

Экономике сферы физической культуры и спорта необходим мощный приток инвестиций для обновления материально-технической базы, в первую очередь физкультурно-спортивных сооружений, развития человеческого капитала (улучшения структуры кадров, повышения их квалификации, уровня дисциплины и качества образования), внедрения активной наступательной стратегии здорового образа жизни как важного фактора оптимизации жизнедеятельности человека.

В сфере физической культуры и спорта накопился ряд не решенных до настоящего времени проблем:

- резкое изменение демографических показателей общества: снижение рождаемости и превышающий ее рост смертности отмечены на 77 территориях России, где проживает 93% населения. Естественная убыль населения приблизилась к 1 млн. человек в год, что эквивалентно потере ежегодно одного крупного города;

- рост числа инвалидов, в том числе детей-инвалидов;

- отсутствие у населения культуры ведения здорового образа жизни, общая некомпетентность взрослых в вопросах оздоровления средствами физической культуры.

В России, по данным статистической отчетности, занимаются физической культурой и спортом только 15,5 млн. человек, что составляет 10,6% от всего населения страны;

- экономическое и социальное расслоение общества, проявляющееся в формировании у различных групп населения различных стандартов и ориентации в сфере физической культуры и спорта;

- старение и выбытие основных фондов и оборудования физкультурно-спортивных сооружений.

Сегодня стержнем стратегического направления решения проблем развития физической культуры должна быть реализация Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы", в которой предусматривается строительство более 4000 физкультурно-спортивных сооружений.

Развитие сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений в последние годы (с 1999 по 2006 г.) характеризуется увеличением общего их количества (прирост составил почти 17%), но пока не достигнут уровень 1991 г. (238,6 тыс. в 1991 г. и 221,1 тыс. в 2005 г.). При этом следует отметить особенно резкое сокращение числа плоскостных сооружений: с 216 тыс. в 1987 г. и 112 тыс. в настоящее время. При этом стабильно из года в год увеличивается количество плавательных бассейнов: за период с 1991 по 2005 г. включительно их количество возросло с 2194 до 3074, т. е. на 40%.

Уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями составляет около 21% от норматива.

Велики различия по уровню обеспеченности между отдельными регионами России.

Тюменская область обеспечена спортивными залами на 23,1%, а крытыми бассейнами - только на 0,5%. В Омской области обеспеченность залами - 57,8%, бассейнами - 5,2%. Особенно отстает развитие сети спортсооружений в республиках: Ингушетия - 7,2%, Адыгея - 11,4%, Кабардино-Балкария - 13,9%, Удмуртия - 14,7%, Бурятская - 13,3%; краях: Приморский - 11,9%, Краснодарский - 14,8%; областях: Иркутская - 11,9%, Читинская - 13,7%, Камчатская - 12,5%.

Значительны различия в обеспеченности спортсооружениями городского и сельского населения. Сельские школы лишь на 50% обеспечены спортивными залами, практически отсутствуют бассейны для обучения плаванию дошкольников и младших школьников.

Наряду с вышеуказанными проблемами в использовании существующих физкультурно-спортивных сооружений, их технической эксплуатации существуют и специфические проблемы:

- управление физкультурно-спортивными сооружениями не всегда соответствует принципам и методам современного эффективного менеджмента;

- обеспечение безопасности при проведении массовых спортивных мероприятий на физкультурно-спортивных сооружениях;

- отсутствие системы технического регулирования, в том числе сертификации физкультурно-спортивных сооружений;

- физический и моральный износ объектов физкультурно-спортивных сооружений;

- большинство физкультурно-спортивных сооружений построены 20 и более лет назад, в том числе по устаревшим уже тогда типовым проектам, не обеспечивающим необходимый уровень комфорта пребывания как для населения, так и для спортсменов;

- малая интенсификация использования ведомственных физкультурно-спортивных сооружений, особенно учебных заведений;

- недостаточная оснащенность физкультурно-спортивных сооружений спортивно-технологическим оборудованием и техническими средствами эксплуатации.

Основными факторами, которые необходимо учитывать при разработке стратегии развития сети физкультурно-спортивных сооружений, являются:

- обеспечение соответствия размеров мест для занятий и вспомогательных помещений требованиям спортивной технологии, правилам проведения спортивных соревнований;

- максимальная универсализация физкультурно-спортивных сооружений;

- разделение комплексных сооружений на функциональные блоки для обеспечения строительства объекта на несколько очередей.

Помимо этих факторов необходимо учитывать специфику регионов и мест размещения, особенности территорий с экстремальными природными условиями и крупнейших городов.

Рассмотрев проблемы перспектив строительства и эффективности использования физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, участники "круглого стола" рекомендуют:

Правительству Российской Федерации поручить Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Федеральному агентству по физической культуре и спорту разработать и осуществить внедрение системы технического регулирования (сертификации) физкультурно-спортивных сооружений, оборудования и инвентаря, а также разработку национальных стандартов для этих целей.

Федеральному агентству по физической культуре и спорту:

- разработать своды правил по проектированию физкультурно-спортивных сооружений для зимних и экстремальных видов спорта и специализированных видов сооружений (стрельбища, велотреки, гребные каналы и т. п.);

- ввести специализированную спортивно-технологическую экспертизу предпроектной и проектной документации спортивных сооружений;

- увеличить расходы на социальную рекламу, ориентированную на пропаганду здорового образа жизни и деятельности физкультурно-спортивных сооружений, обеспечивающую привлечение к занятиям физической культурой и спортом детей, подростков и молодежь;

- учредить Национальную премию "Лучшее физкультурно-спортивное сооружение года", утвердив соответствующее Положение о ней;

- совместно с Министерством образования и науки РФ обеспечить подготовку специалистов в области управления - менеджеров спортивных сооружений.

Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству совместно с Общероссийскими физкультурно-спортивными общественными организациями:

обеспечить разработку нормативно-методической базы по техническому обслуживанию физкультурно-спортивных сооружений и обеспечению их экологической и эксплуатационной безопасности и конструктивной надежности.

Законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

- рассмотреть возможность внесения поправок в законодательные акты субъектов Российской Федерации в части предоставления льгот по налогам и тарифам на коммунальные услуги для физкультурно-спортивных сооружений;

- ввести практику масштабных предпроектных проработок по региону в целом (а именно маркетинговые исследования "на опережение") и разработку на их основе долгосрочных и всесторонне сбалансированных программ создания (схем размещения) спортивных сооружений, на основе которых принимать решение о строительстве таких сооружений.

Комитету Государственной Думы Российской Федерации по физической культуре, спорту и делам молодежи:

внести в Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" поправку, касающуюся обеспечения общественной безопасности и правопорядка при проведении массовых спортивных мероприятий на физкультурно-спортивных сооружениях.

------------------------------------------------------------------

Название документа