Правовое регулирование аттестации тренерского состава спортивных школ

(Самсонов И. И., Сапунков А. А., Лазуткин В. В.) ("Спорт: экономика, право, управление", 2013, N 2) Текст документа

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АТТЕСТАЦИИ ТРЕНЕРСКОГО СОСТАВА СПОРТИВНЫХ ШКОЛ <*>

И. И. САМСОНОВ, А. А. САПУНКОВ, В. В. ЛАЗУТКИН

-------------------------------- <*> Samsonov I. I., Sapunkov A. A., Lazutkin V. V. Legal regulation of assessment of coaching staff of sport schools.

Самсонов Иван Иванович, заведующий кафедрой менеджмента, экономики и права Сибирского государственного университета физической культуры, кандидат педагогических наук, доцент.

Сапунков Андрей Анатольевич, преподаватель кафедры менеджмента, экономики и права Сибирского государственного университета физической культуры, аспирант кафедры теории и истории государства и права Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского.

Лазуткин Вадим Валерьевич, доцент кафедры менеджмента, экономики и права Сибирского государственного университета физической культуры, кандидат философских наук.

Статья посвящена рассмотрению вопроса о противоречиях в подходах к аттестации тренерского состава спортивных школ. Сложность правового регулирования спорта состоит в многообразии его социальных проявлений, множественности функций, одновременно выполняемых спортом. Особую актуальность в настоящее время обрели коллизии норм образовательного и спортивного права.

Ключевые слова: аттестация тренерского состава, этапы спортивной подготовки, федеральные стандарты спортивной подготовки, контрольно-переводные нормативы, субъекты экономической деятельности, спортивные школы, физкультурно-спортивные организации.

The article deals with the question of contradictions in the ways of sport schools coaching stuff review. The difficulty of sports law regulation lays in the variety of its social display, multiplicity of functions executing by the sport simultaneously. At the present time collisions of education and sports law norms seem to be specially actual.

Key words: coaching stuff review, stages of sports training, Federal specifications of sports training, transferable standards, subject of business activity, sport schools, sports and physical-training organizations.

Спортивная подготовка регулируется одновременно Федеральным законом N 329-ФЗ (в ред. от 25 декабря 2012 г.) "О физической культуре и спорте в РФ" [1] (далее - Закон РФ N 329-ФЗ) и Законом РФ N 3266-1 "Об образовании" [2] (далее - Закон РФ N 3266-1), Федеральным законом "Об образовании в РФ" [3] (далее - Закон РФ N 273-ФЗ) (вступает в силу с 1 сентября 2013 г.), подходы которых различны. Коллизия не ограничивается нормами законов, а переходит в подзаконные нормативно-правовые акты. Закон РФ N 3266-1 и Закон РФ N 273-ФЗ видят в тренере-преподавателе прежде всего педагога и соответственно определяют его правовой статус. Закон РФ N 329-ФЗ видит в тренере специалиста по спортивной подготовке. Обе позиции крайние, спорт в целом и деятельность тренера полифункциональны: деятельность любого тренера нацелена на спортивный результат, и в то же время в ней есть педагогическая составляющая. Согласовать множественность правовых статусов невозможно до тех пор, пока не будет определен ведущий (приоритетный) из них. Коллизия двух специальных законов, имеющих равную юридическую силу, и основанных на них подзаконных нормативно-правовых актов по классификации Н. И. Матузова [4] может быть отнесена к коллизии целей. Исходя из концепции целеполагания, должен решиться вопрос о приоритете одной из целей и основанных на ней нормативно-правовых актов в области спорта. Анализ современного состояния нормативного регулирования. В настоящее время вопрос о порядке аттестации работников физической культуры и спорта федеральным законодательством адекватно не урегулирован. Это связано со стремительным концептуальным изменением законов, за которым не успевают подзаконные акты. Принятый Минспортом России Приказ от 24 октября 2012 г. N 325 "О методических рекомендациях по организации спортивной подготовки в РФ" [5] (далее - Приказ Минспорта России N 325) не прошел регистрацию в Минюсте как нормативно-правовой акт, затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина; устанавливающий правовой статус организаций, имеющий межведомственный характер, независимо от срока их действия; содержащий сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, т. е. не имеет юридического значения. Однако в условиях правового "вакуума" данный правовой акт может применяться на территории РФ, т. к. не существует иных правовых средств. На наш взгляд, в данной ситуации необходимо "опережающее законодательство" регионов. Опираясь на концепцию, изложенную в Законе РФ N 329-ФЗ, необходимо регулировать вопрос на уровне субъектов РФ. Согласно ч. 3 ст. 5 Конституции РФ, федеративное устройство РФ основывается на разграничении полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Пункт "е" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ [6] относит общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта к находящимся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Для решения сложившейся ситуации предпочтительным является вариант внесения в Закон субъекта РФ "О физической культуре и спорте" поправок, координирующих его с Законом РФ N 329-ФЗ по вопросам спортивной подготовки, подготовки спортивного резерва, программам спортивной подготовки (т. е. их этапности), разработанным согласно федеральным стандартам спортивной подготовки (далее - ФССП), а также аттестации тренерского состава. Необходимой является оговорка, что, пока требования федерального законодательства об этапности и стандартах спортивной подготовки по видам спорта в полной мере не урегулированы федеральными нормами, по вопросам аттестации работников образовательных и "необразовательных" организаций органы государственной власти субъектов РФ руководствуются квалификационными требованиями, основанными на общих требованиях Трудового кодекса РФ [7], Приказов Минздравсоцразвития России N 761н [8] и N 916н [9], Закона N 3266-1 (Закона РФ N 273-ФЗ (с 1 сентября 2013 г.)), Закона РФ N 329-ФЗ, Приказа Минобрнауки России N 209 [10], Приказа Минспорта России N 325, что носит временный характер до урегулирования положений федеральным центром. Под определения понятия "тренер" п. 24 ст. 2 Закона РФ N 329-ФЗ подпадают как работники физкультурно-спортивных организаций - тренеры (для органов управления физической культурой и спорта), так и работники спортивных школ - тренеры-преподаватели (для органов управления образованием). Требования к аттестации для них общие, но для тренеров-преподавателей в качестве факультативного признака добавляется наличие знаний, умений, навыков в области педагогики. Надо подчеркнуть, что для аттестации углубленная педагогическая подготовка работника физической культуры и спорта - это не основной признак, а дополнительный, и только для данной категории работников. В современных условиях хозяйствования спортивные школы рассматриваются как образовательные учреждения дополнительного образования детей (ч. 2 ст. 26 Закона РФ N 3266-1). Но последнее решение Правительства РФ о принятии Государственной программы по развитию физической культуры и спорта [11], а также официальное выступление руководителя федерального ведомства по спорту заставляют нас пересмотреть концепцию правового статуса спортивных школ. На расширенном заседании коллегии Министерства спорта Российской Федерации (27 марта 2013 г.) Министр спорта В. Л. Мутко заявил: "Наша первоочередная задача - выстроить всю политику подготовки спортивного резерва вертикально. Все дети должны работать в одной системе... Во всех спортивных школах должны быть одни стандарты подготовки..." [12]. Заявление четко иллюстрирует концепцию Закона РФ N 329-ФЗ. Особенности разработки квалификационных требований к тренерскому составу организаций, осуществляющих спортивную подготовку. Для определения приоритетов в аттестации работников "спортивных школ" необходимо установить, какая из сфер деятельности учреждения является ведущей - спорт (спортивная подготовка) или школа (обучение, воспитание средствами физической культуры). Оба компонента априорны, но их взаимодействие возможно только при наличии приоритета одного, акцентуация цели определяет применимые методы регулирования. Для осуществления разных целей нужны и разные специалисты. В первом случае - тренер, глубоко владеющий методикой спорта; во втором - тренер-мотиватор, руководитель секции или кружка, учитель физической культуры. Речь идет о двух разных квалификациях. По аналогии квалификация юриста (юриспруденция, правоохранительная деятельность или национальная безопасность) не тождественна квалификации учителя права (педагога с углубленным изучением права). К сожалению, в квалификационных требованиях к работникам с физкультурно-спортивным образованием данная проблема не находит своего разрешения [8, 9]. При трудоустройстве дипломы выпускников спортивного или педагогического высших учебных заведений абсолютно равнозначны, оба признаются лицами с высшим физкультурно-спортивным образованием, а специализация не учитывается. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту (т. е. не педагогов) со средним профессиональным образованием в стране не организована [13]. Указанной проблематике авторы также посвятили отдельное исследование, апробированное на 17-м Международном научном конгрессе "Олимпийский спорт и спорт для всех" в г. Пекине (Китайская Народная Республика). Исходя из цели - оказания качественных услуг в области физической культуры и спорта - формируются и аттестационные требования к работникам. Сравнительный анализ квалификационных требований по должности "тренер" (Приказ Минздравсоцразвития России N 916н) и "тренер-преподаватель" (Приказ Минздравсоцразвития России N 761н) дает основания утверждать, что данные должности идентичны по характеристике выполняемых должностных обязанностей. По существу, речь идет об установлении единой квалификации - специализированной и в корне отличной от "учителя физической культуры". В свете планирующейся отмены лицензирования образовательных учреждений (распоряжение Правительства РФ от 10 июня 2011 г. N 1021-р) [14] значение педагогической деятельности как факультативного признака будет ослабевать. С другой стороны, значение ФССП должно возрастать. К сожалению, федеральным центром достаточных усилий для этого не предпринимается. В качестве временного механизма регулирования на региональном уровне возможно применение "общественной аккредитации" всех организаций, осуществляющих спортивную подготовку на основе временных региональных ССП. Во-первых, достигается цель единства правового статуса тренеров и осуществления контроля в сфере деятельности. Во-вторых, вместо жесткого лицензирования используется более демократичный регулирующий механизм. Институт ФССП получил нормативное закрепление в Законе РФ N 329-ФЗ в результате внесенных в 2011 г. поправок (Закон РФ от 6 декабря 2011 г. N 412-ФЗ). По идее разработчиков, финансирование программ на основе соответствия спортивным стандартам должно было создать экономическую базу для реформирования [15]. Однако в настоящее время разработка ФССП не завершена, утвержден только один стандарт - по виду спорта "дзюдо" [16], что тормозит процесс реформирования отрасли в целом. Система государственного учета субъектов экономической деятельности. Другое подтверждение точки зрения о приоритете спортивной составляющей над педагогической можно найти в системе регистрации организаций. По видам экономической деятельности (ОКВЭД) физкультурно-спортивные организации и спортивные школы могут выполнять различные виды: подкласс "80.10.3 - Дополнительное образование детей" и подкласс "92.62 - Прочая деятельность в области спорта" [17]. Таким образом, противоречивость правоприменительной практики и толкования правовых норм приводит к проблемам правореализации. Данный вывод основан на том, что при определении основного вида деятельности хозяйствующие субъекты используют ОКВЭД. Казалось бы, спортивные школы должны относиться к подклассу "80.10.3 - Дополнительное образование детей", но на практике они относятся к подклассу "92.62 - Прочая деятельность в области спорта". Мы считаем, что коллизия возникает вследствие упоминания термина "спортивная школа" в описании к подклассу 92.62, располагающемуся в приложении А раздела "О". В свою очередь, Общероссийский классификатор услуг населению [18] (код "071100" - проведение занятий в учебных группах, школах и т. д. по физической культуре и спорту и, в частности, "071101" - "071163" - услуги физической культуры и спорта) не рассматривает раздельно реализацию данных услуг. Следовательно, применяя методические указания по расчету основного вида деятельности хозяйствующих субъектов [19], учредители приходили к мнению о том, что тренеры-преподаватели являются работниками физической культуры и спорта. Это позволяло устанавливать подкласс ОКВЭД "92.62 - Прочая деятельность в области спорта", а не подкласс "80.10.3 - Дополнительное образование детей". История вопроса. В 50-е гг. XX в. в СССР "спортивные школы" становятся массовым явлением. Развитие они получают как образовательные учреждения, что вполне логично для страны, культивирующей исключительно "любительский" спорт. Необходимость заинтересовать тренера в результатах труда на базе этапности оценки в соответствии с возрастными достижениями лиц, проходящих спортивную подготовку, была осознана уже в 70-е гг. XX в. В образовательных программах, самостоятельно разработанных спортивными школами на основе примерных учебно-тренировочных программ, существовали примерные контрольно-переводные нормативы (далее - КПН). Стоит заметить, что официально нормативы согласовывались с органами здравоохранения только в 1977 г. [20, с. 13]. Поскольку примерные учебно-тренировочные программы по видам спорта носили рекомендательный характер, каждая спортивная школа имела право разрабатывать собственные нормативы физической подготовленности. Лица, не сдавшие КПН, могли быть условно оставлены на каждом этапе спортивной подготовки не более одного раза. Фактически тогда были созданы прообразы ФССП в том виде, как о них сейчас говорит законодательство. В настоящее время необходимо только использовать опыт прошлого и адаптировать разработки к современным условиям, завершить процесс разработки правовой нормы, начатый предшественниками. Ограниченность "педагогической концепции" спортивной подготовки в полной мере проявилась в 80-е гг. XX в. Первой непоследовательной попыткой перехода к "профессионально-спортивной концепции" развития стало внедрение "результативного подхода". "Результативный подход" был внедрен в 1989 г. для оценивания эффективности труда тренерского состава [21], в отличие от предшествующего "процессного подхода" - за количество выполненной педагогической нагрузки. "Результативный подход" на определенном этапе дал положительный результат [22], а затем отрицательно отразился на эффективности подготовки спортивного резерва [23]. Слабость "результативного подхода" заключается в отсутствии дифференцированности оценки результатов в зависимости от возраста и квалификации спортсмена, которого готовят несколько тренеров. Поэтому "слава" достается одному, и как правило - последнему. Критерий оценки - не объективные показатели ФССП, а результат выступления спортсмена на соревнованиях, отсюда возможна ситуация высокой оценки "лучшего среди худших". Нам представляется, что полный отказ как от "результативного подхода", так и "процессного подхода" невозможен. Из обоих подходов необходимо взять лучшее. Но объединить их придется на принципиально новой основе - ФССП. Результатом является достижение стандартов спортивного мастерства, а не разовые соревновательные успехи. Процесс важен в виде последовательности этапов в соответствии со спортивным, а не образовательным стандартом. Независимо от правового статуса "тренера" внедрение единых спортивно-ориентированных критериев и показателей при аттестации на квалификационную категорию представляется весьма актуальным и эффективным. Введение показателей, разработанных на основе единых квалификационных требований, будет способствовать повышению профессионализма тренерского состава и планомерной подготовке спортивного резерва. Так, например, в ЯНАО внедрена в практику модель аттестации педагогических и непедагогических кадров, организующих подготовку спортивного резерва [24, 25]. Она учитывает как личностный, профессиональный рост тренерского состава (владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное использование их в практической деятельности; личный вклад в повышение результатов деятельности учреждения и отрасли в целом на основе совершенствования методов профессиональной деятельности, инновационной деятельности, распространение собственного опыта), так и планомерные достижения их воспитанников (стабильные результаты профессиональной деятельности и показатели динамики их достижений). Следующая концепция "смешанного" (результативно-процессного) подхода объясняется отставанием современных детей от своих сверстников прошлых десятилетий по уровню физического развития [26] или закономерностями развития физических качеств, что в большей мере связано с процессом биологического созревания, а не хронологического (паспортного) возраста [27, 28]. А. Н. Хорунжий и А. А. Николаев также указывают на безвозвратность времен, когда из 100 занимающихся в спортивных школах "выживали" 1 - 2 спортсмена, современный спорт должен основываться на концепции "здоровьесбережения" [29]. Необходимо признать, что советская "педагогическая модель спорта" с тренером-мотиватором, а не специалистом по методикам спорта себя уже изжила. Современная демографическая ситуация не позволяет "хищнически" относиться к людским ресурсам. Тем более "педагогическую модель" уже успешно применяет Китай, и здесь мы ему не конкуренты. Этапность подготовки подразумевает массовое достижение промежуточных результатов, согласно требованиям ФССП по этапам спортивной подготовки. Тренер, проведя набор в тренировочную группу, должен не сразу выдать готовых чемпионов, а подготовить их до определенного уровня, соответствующей определенной возрастной категории по уровню результатов. В связи с этим мы солидарны с мнением В. Д. Фискалова [28, с. 336 - 367] о том, что специализированная тренировка обеспечивает высокие темпы роста спортивного результата в первые 3 - 4 года. Затем наступает замедление темпов их роста, последующая стабилизация и спад. Такая зависимость наблюдается независимо от возраста. Поэтому чем раньше начал специализироваться спортсмен, тем раньше он находится в зоне индивидуально возможных высших достижений и, соответственно, покидает ее. В связи с чем зависимость заработной платы тренера от результата выступления спортсмена создает ложные ориентиры; стремление к сиюминутному успеху подменяет плановую работу по кропотливой наработке "почвы" для будущего спортивного роста. Таким образом, рационально разработанная система аттестации тренерских кадров, учитывающая комплексное всестороннее развитие тренера, а также учет физической подготовленности занимающихся на этапах спортивной подготовки, установленный ФССП, позволит эффективно заниматься подготовкой спортивного резерва. Федеральные стандарты спортивной подготовки - это выработка единых критериев для этапной подготовки в каком-либо виде спорта. В конкретном случае результатом являются не победы ("лучший среди худших"), а достигнутый уровень мастерства. К огромному сожалению, выработка ФССП, вопреки требованию Закона N 329-ФЗ, идет крайне медленно, и стремление отдельных регионов взять инициативу на себя должно только приветствоваться. Вывод. Современная коллизия норм образовательного и спортивного права возникла из столкновения узковедомственных подходов к такому сложному и многогранному социальному явлению, как физическая культура и спорт. Парадокс в том, что избыточное параллельное регулирование одного явления взаимоисключающими методами ведет к недостаточности регулирования и возникновению "белых пятен" в законодательстве. Аттестация тренерского состава спортивных школ является ярким примером недостаточного регулирования при избытке руководящих указаний. В конкретном случае коллизия носит системный характер и может быть устранена только путем толкования и согласования норм законов на основе общей парадигмы, т. е. приоритета в рамках спортивной подготовки спортивных стандартов над стандартами образовательными. Осуществить данные положения возможно только одним способом - перейти от слов к делу, т. е. сформировать ФССП на основе давно имеющихся разработок и изменить принципы финансирования в соответствии с ФССП. В настоящее время ситуацию можно охарактеризовать как "безвременье" - отсутствие четких ориентиров и хаос разнородных правовых норм.

Библиографический список:

1. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 4 дек. 2007 г. N 329-ФЗ (в ред. от 25 дек. 2012 г.) // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] (дата обращения: 20.04.2013). 2. Об образовании: Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в ред. от 12 нояб. 2012 г.) // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] (дата обращения: 26.04.2013). 3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 дек. 2012 г. N 273-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] (дата обращения: 20.04.2013). 4. Матузов Н. И. Коллизии в праве: причины, виды и способы разрешения // Правоведение. 2000. N 5. С. 231 - 232. 5. О методических рекомендациях по организации спортивной подготовки в Российской Федерации: Приказ Минспорта России от 24 окт. 2012 г. N 325 // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] (дата обращения: 20.04.2013). 6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ) // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] (дата обращения: 20.04.2013). 7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (в ред. от 5 апреля 2013 г.) // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] (дата обращения: 20.04.2013). 8. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования": Приказ Минздравсоцразвития России от 26 авг. 2010 г. N 761н (в ред. от 31 мая 2011 г.) (зарегистрирован в Минюсте России 6 окт. 2010 г. N 18638) // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] (дата обращения: 20.04.2013). 9. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта": Приказ Минздравсоцразвития России от 15 авг. 2011 г. N 916н (зарегистрирован в Минюсте России 14 окт. 2011 г. N 22054) // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] (дата обращения: 20.04.2013). 10. О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений: Приказ Минобрнауки России от 24 марта 2010 г. N 209 (зарегистрирован в Минюсте России 26 апр. 2010 г. N 16999) // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] (дата обращения: 20.04.2013). 11. Об утверждении Государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта": распоряжение Правительства РФ от 20 марта 2013 г. N 402-р // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] (дата обращения: 20.04.2013). 12. Расширенное заседание коллегии Министерства спорта Российской Федерации под председательством Виталия Мутко // URL: http://www. minsport. gov. ru/press-centre/news/3483/ (дата обращения: 16.04.2013). 13. Проблемы и перспективы подготовки тренерских кадров как работников учреждений спортивной подготовки / В. И. Михалев, И. И. Самсонов, А. А. Сапунков // Омский научный вестник. 2013. N 2. С. 193 - 199. 14. Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции: распоряжение Правительства РФ от 10 июня 2011 г. N 1021-р (в ред. от 28 авг. 2012 г.) // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] (дата обращения: 20.04.2013). 15. Правонарушения в сфере спорта: криминализация, декриминализация, предупреждение: Материалы Круглого стола, провед. каф. уголов. права и криминологии юрид. фак. Омс. гос. ун-та им. Ф. М. Достоевского (16 нояб. 2012 г.) // http://www. omlaw. ru/index. php? option=com_content&view=article&id=339:pravonarusheniya-v-sfere-sporta&catid=82&Itemid=294 (дата обращения: 04.04.2013). 16. Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по дзюдо: Приказ Минспорта России от 19 сент. 2012 г. N 231 (зарегистрирован в Минюсте России 17 дек. 2012 г. N 26156) // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] (дата обращения: 20.04.2013). 17. О принятии и введении в действие ОКВЭД (вместе с "ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности"): Постановление Госстандарта России от 6 нояб. 2001 г. N 454-ст (в ред. от 14 дек. 2011 г.) // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] (дата обращения: 20.04.2013). 18. ОК 002-93. Общероссийский классификатор услуг населению (утв. Постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. N 163) (в ред. от 12 дек. 2012 г.) // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] (дата обращения: 20.04.2013). 19. О Методических указаниях по расчету основного вида деятельности хозяйствующих субъектов на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) для формирования сводной официальной статистической информации (вместе с "Методическими указаниями по расчету основного вида экономической деятельности хозяйствующих субъектов на основе общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) для формирования сводной официальной статистической информации"): Приказ Росстата от 1 окт. 2007 г. N 150 // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] (дата обращения: 20.04.2013). 20. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва: Моногр. / В. Г. Никитушкин, П. В. Квашук, В. Г. Бауэр. М.: Совет. спорт, 2005. 21. Бауэр В. Г. Современная система подготовки спортивного резерва России и пути ее совершенствования // Спорт: экономика, право, управление. 2004. N 3. С. 12 - 15. 22. Бауэр В. Г. Нормативное обеспечение подготовки спортивного резерва в РФ // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. N 2. С. 2 - 3. 23. Бауэр В. Г. Современное состояние развития детско-юношеского спорта России // Юношеский спорт XXI века: Материалы конф. в рамках II Междунар. форума "Молодежь - наука - олимпизм", 15 - 18 июня 2002 г., г. Москва. М., 2002. С. 47 - 51. 24. О порядке и проведении аттестации работников государственных и муниципальных учреждений сферы физической культуры и спорта на территории Ямало-Ненецкого автономного округа: Приказ Департамента по физ. культуре и спорту ЯНАО от 25 янв. 2013 г. N 29-п // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] (дата обращения: 20.04.2013). 25. Об утверждении Положения об организации и формах аттестации педагогических работников окружных государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере физической культуры и спорта: Приказ Департамента по физ. культуре и спорту ЯНАО от 26 июля 2012 г. N 210-п // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] (дата обращения: 20.04.2013). 26. Уфимцев А. В. В каком возрасте детям можно заниматься спортом // Укрепление и восстановление здоровья средствами физической культуры и спорта: Сб. науч. тр. Всерос. науч.-практ. конф. (Челябинск, 14 - 15 апр. 2011 г.) / УралГУФК. Челябинск, 2011. С. 308 - 312. 27. Суслов Ф. П. Проблемы детско-юношеского спорта на современном этапе его развития // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008. N 3. С. 2 - 6. 28. Фискалов В. Д. Спорт и система подготовки спортсменов: Учеб. для высш. проф. образования. М.: Совет. спорт, 2010. 29. Хорунжий А. Н., Николаев А. А. Подготовка олимпийского резерва России: проблемы и решения // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2012. N 4. С. 34 - 35.

------------------------------------------------------------------

Название документа