Планирование деторождения - конституционный и отраслевой принцип современного семейного права Китая
(Косарева И. А.) ("Международное публичное и частное право", 2006, N 3) Текст документаПЛАНИРОВАНИЕ ДЕТОРОЖДЕНИЯ - КОНСТИТУЦИОННЫЙ И ОТРАСЛЕВОЙ ПРИНЦИП СОВРЕМЕННОГО СЕМЕЙНОГО ПРАВА КИТАЯ
И. А. КОСАРЕВА
Косарева И. А., доцент кафедры гражданского права юридического факультета ГОУ ВПО "Хабаровская государственная академия экономики и права", кандидат юридических наук.
Регулирование (посредством обычного права и законодательства) структуры семейной организации, внутрисемейных отношений практически на всем протяжении существования государства в Китае является, по всей видимости, необходимым фактором выживания и поступательного развития китайской цивилизации <*>. Планирование деторождения, матримониальный брак, свобода заключения брака, единобрачие (моногамия), равенство и взаимоуважение супругов вне зависимости от национальности, пола, образования, рода занятий, защита прав женщин, детей и стариков - основные принципы семейного права Китая. В целом основные начала китайского семейного права схожи с демократическими принципами развитых государств, хотя есть и особые положения. На взгляд автора, к числу таких специфичных принципов можно отнести планирование деторождения. -------------------------------- <*> См.: Почагина О. В. Новая редакция закона КНР о браке // Проблемы Дальнего Востока. 2002. N 3. С. 22.
Основополагающий принцип семейного права Китая - планирование деторождения <*> - законодательно был закреплен сравнительно недавно. В Китае исторически под влиянием конфуцианства существовали такие взгляды на рождение детей, как "раннее рождение наследника", "много детей - много богатства", "продолжение рода из поколения в поколение". До середины двадцатого века рождаемость китайскими женщинами держалась на высоком уровне - 5,68, в 1980 - 2000 гг. снизилась до уровня 1,75. "В Новом Китае от самой женщины зависит, быть ей матерью или нет. Китайские женщины, которых в историческом прошлом принудительно выдавали замуж и заставляли рожать много детей, с большим энтузиазмом встретили осуществляемую государством политику контроля над рождаемостью" <**>. -------------------------------- <*> В некоторых источниках этот принцип называют "планирование семьи", "контроль над рождаемостью". Представляется возможным употреблять эти термины как равнозначные. <**> Положение женщин в Китае. Пресс-канцелярия Госсовета КНР. Пекин, 1999. С. 41.
Политика планирования деторождения была начата государствами Юго-Восточной Азии в 50-х гг. прошлого столетия в связи с быстрым ростом населения этих стран и глобальной проблемой перенаселения на Земле. Первыми среди азиатских стран, если не считать Японию, которая встала на путь снижения рождаемости еще в начале XX в., оказались Шри-Ланка и Сингапур (вторая половина 50-х гг. XX в.), затем - Республика Корея, Тайвань и Филиппины (первая половина 60-х гг. XX в.), несколько позже - Гонконг (ОАР Сянган), Малайзия и Таиланд (вторая половина 60-х гг. XX в.), последними - Индия, Индонезия и КНР (первая половина 70-х гг. XX в.). Не подключились к этому движению Пакистан, Афганистан и Лаос <*>. -------------------------------- <*> См.: Бергер Я. М. Планирование семьи в Китае: итоги и перспективы // Проблемы Дальнего Востока. 2001. N 1. С. 101 - 102.
Мировое сообщество заинтересовано в регулировании репродуктивных процессов. На Международной конференции по проблемам народонаселения и развития в Каире (1994 г.) подчеркивалась важность интегрирования программ регулирования семьи в новую всеобъемлющую систему. Китай - большая страна с огромным населением в 1,3 млрд. человек, что составляет 20 процентов численности населения земного шара. При этом на Китай приходится 7 процентов общемировой площади пахотных земель, острыми являются вопросы недостаточности природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды. Многие проблемы и противоречия социально-экономического развития связаны с демографическим состоянием китайского общества. С момента образования КНР политика государства в области народонаселения не отличалась стабильностью. Если в первые годы после революционного подъема не могла возникнуть мысль о необходимости сдерживания роста населения, то несколькими годами позже наметились некоторые тенденции по ограничению рождаемости, в настоящее время политика государства в этой области является жесткой. Первые документы Народного правительства прямо устанавливали запрет на искусственное прерывание беременности не по медицинским показаниям и закрепляли право на стерилизацию женщин только при одновременном наличии нескольких условий: женщина должна быть старше 35 лет, состоять в браке, иметь шесть и более детей, в числе которых не менее чем одному исполнилось десять лет, последующие беременность и роды создавали бы реальную угрозу ее здоровью и даже жизни <*>. Основные нормативно-правовые акты того периода: "Правила по ограничению абортов женщин - кадровых работников в организациях и войсках" 1950 г., "Временные правила по ограничению стерилизации и искусственных абортов" 1952 г. В это же время в Китае существовал запрет на импорт противозачаточных средств, введенных Министерством здравоохранения, местное производство контрацептивов также было под запретом. -------------------------------- <*> См.: Фен Литянь, Мао Итун, Лэн Моуцяо. Эволюция политики Китая в области рождаемости за 50 лет. Пекин, 1999. С. 4.
Несколькими годами позже ЦК КПК (1954 - 1955 гг.) на специальных совещаниях по проблемам рождаемости и народонаселения указывалось, что быстрый рост численности населения создает трудности для семьи, общества и государства. Политика контроля над рождаемостью была признана гуманной. "В современных исторических условиях во имя интересов государства, семьи и нового поколения наша партия одобряет соответствующее ограничение рождаемости" <*>. -------------------------------- <*> Там же. С. 5.
Быстрый рост населения Китая беспокоил не только государство, но и общественность <*>. -------------------------------- <*> С публикациями по проблемам народонаселения Китая выступали демографы, экономисты, общественные деятели: Чэнь Чжанхэн, Чень Да, У Цзинчао, Фей Сяотун, Сунь Бэнвэнь, Чжун Хуэйлань, Ма Иньчу и др.
Незначительное снижение рождаемости и высокий рост смертности отмечались в период экономических трудностей (1959 - 1962 гг.). Первые документы рекомендательного характера по планированию семьи были опубликованы в начале 60-х гг. прошлого века. Наиболее значимым является "Указание о последовательной пропаганде планирования семьи". В этом партийном документе предлагалось снижение брачного возраста, превращение абсолютно бесплановой рождаемости в плановую. "Культурная революция" полностью дезорганизовала социально-экономические процессы в КНР. Китайское государство в 70-х гг. прошлого столетия вернулось к политике планового деторождения, сдерживания рождаемости, повышения качества человеческих ресурсов. Государственная политика планирования рождаемости строилась на принципах направляющего руководства государством в сочетании с "добровольным" желанием граждан. Основные направления государственной политики планового деторождения были сформулированы Мао Цзэдуном в 1971 г. в Докладе о налаживании работы в области планового деторождения и сводились к разъяснительной работе с целью превращения позднего брака и плановой рождаемости в сознательные действия широких масс в городах и деревнях. Во всех учреждениях здравоохранения были созданы отделения по плановой рождаемости. В декабре 1973 г. состоялось совещание по отчету о работе в области планового деторождения, на котором впервые было выдвинуто требование "поздно, редко, мало". "Поздно" - поздний брак, "редко" - рождение детей с промежутком в четыре года, "мало" - рождение малого количества детей. Одновременно с выдвижением этого лозунга были созданы руководящие органы по плановой рождаемости в системе местного самоуправления. Государство выделило необходимое количество средств для осуществления основных направлений своей политики. По стране бесплатно выдавались контрацептивы, безвозмездно проводились противозачаточные операции. В ходе реализации намеченных мероприятий отмечались случаи принудительной стерилизации и абортов. В отношении национальных меньшинств правительство проводило особую политику, ограничиваясь агитацией за разумность в рождаемости, воспитание и обеспечение качества потомства. Вместе с тем государственная политика планового деторождения не имела законодательного закрепления. Ее реализация осуществлялась на уровне партийных директив, административных указаний и местных постановлений. Однако отмечались желаемые результаты, наблюдалось снижение роста численности населения до показателей развитых стран. В 1981 г. 4-я сессия ВСНП пятого созыва приняла Доклад "О политике в области народонаселения", в котором говорилось о рождении супружеской парой только одного ребенка. В деревнях семьи, имеющие одного ребенка, могли подать заявку на второго ребенка в органы местной власти, к заявке должно было быть приложено подтверждение наличия трудностей с ведением хозяйства. Рождение третьего ребенка запрещалось. Несмотря на жесткую государственную политику по планированию рождаемости, в деревнях продолжали рожать столько детей, сколько требовалось рабочих рук в хозяйстве. В сентябре 1982 г. Всекитайский съезд КПК официально возвел плановую рождаемость в разряд первой основной политики государства. В декабре того же года плановое деторождение было закреплено в Конституции КНР, в ст. 25 говорится: "Государство проводит плановое деторождение с тем, чтобы рост населения соответствовал плану социально-экономического развития"; в 49-й статье предусмотрено: "Оба супруга должны осуществлять плановое деторождение". Других официальных актов не принималось вплоть до 2001 г. На 25-м заседании ПК ВСНП девятого созыва 29 декабря 2001 г. был одобрен законопроект о народонаселении и плановой рождаемости. Этот акт обсуждался в течение 23 лет, было предоставлено более 30 вариантов этого законопроекта. Закон был введен в действие с 1 сентября 2002 г. Обнародование Закона "О народонаселении и плановой рождаемости" покончило с историей, на протяжении которой работа в этой области велась в основном по политическим установкам и постановлениям органов местной власти. Статья 18 этого Закона предусматривает, что осуществляемая государством политика о плановой рождаемости поощряет граждан к позднему браку и позднему рождению ребенка, выступает за рождение одной супружеской парой одного ребенка, вместе с тем в условиях, отвечающих правовым актам, можно ходатайствовать о рождении второго ребенка. В этой же статье закреплено, что "национальные меньшинства тоже обязаны осуществлять плановую рождаемость". Норма ст. 4 закрепляет следующее положение: "Народные представительства всех ступеней и их работники при внедрении планового деторождения обязаны в административном порядке действовать строго по закону, при осуществлении закона быть культурными и вежливыми, недопустимо нарушение законных прав граждан". В ст. 39 исчерпывающе дан перечень действий работников государственных учреждений по плановому деторождению, являющихся правонарушениями: "ложные данные о численности населения и статистики плановой рождаемости", "задержание казенного имущества, присвоение, коррупция, использование денег, выделенных на плановую рождаемость или социальное содержание", "взяточничество", "злоупотребление должностью, халатность при исполнении обязанностей, злоупотребление ради личной выгоды", "нарушение гражданских прав, прав на имущество и других законных прав". Предусмотрены формы административного и судебного контроля работы по плановому деторождению (ст. 44). Санкцией за нарушение законодательства о народонаселении и плановой рождаемости граждан выступает "уплата социальных расходов на содержание" (ст. 41). Эта же статья предусматривает: "Если установленная сумма социальных расходов на содержание не уплачивается в срок, то, начиная с установленной даты по уплате денег, согласно соответствующим государственным постановлениям взимается налог за неустойку; если и тогда не уплачены деньги, то административные ведомства плановой рождаемости, установившие дату уплаты денег, должны согласно закону заявить в народный суд о насильственных мерах". Такая мера ответственности является административным штрафом. Не решен вопрос о продолжительности политики "о рождении одного ребенка". Неоднозначными были выступления государственных деятелей и научной общественности, обсуждения были горячими, мнения самыми разными. Сложилось три противоречивых взгляда: 5 - 8 лет, 50 - 80 лет, действовать по обстоятельствам <*>. За 5 - 8 лет эта политика не может дать желаемого результата, поскольку объективно невозможно за такой короткий период снизить численность населения до уровня развитых стран. Длительное существование планирования рождаемости может повлечь серьезные проблемы в воспроизводстве населения, некоторые отрицательные последствия отмечаются уже сегодня. Оптимальный период - одно поколение, т. е. 25 - 30 лет. -------------------------------- <*> См.: Тянь Сюеюань, Чжоу Липин. Народонаселение Китая. Межконтинентальное издательство Китая, 2005. С. 117.
Принцип планового деторождения призван обеспечить снижение быстрого роста населения Китая, повысить материально-культурный уровень жизни в стране. Вместе с тем отмечаются и негативные моменты: старение населения, сокращение численности населения в рабочем возрасте и дисбаланс полов <*>. Соотношение новорожденных мальчиков и девочек в КНР на 10 процентных пунктов выше нормального показателя. Помимо этого, в Китае ежегодно 5 процентов детей рождается с физическими и умственными недостатками. В стране 60 млн. инвалидов, а также в настоящее время зарегистрировано 840 тыс. ВИЧ-инфицированных. В настоящее время принцип плановой рождаемости - единственно возможный способ, хотя может быть и не лучший, ограничения роста численности населения КНР. -------------------------------- <*> См.: Бергер Я. М. Планирование семьи в Китае: итоги и перспективы // Проблемы Дальнего Востока. 2001. N 2. С. 76.
------------------------------------------------------------------
Название документа