Партнерство бизнеса и власти для устойчивого развития туризма в регионе

(Столбиков А. И.)

("Туризм: право и экономика", 2006, N 2)

Текст документа

ПАРТНЕРСТВО БИЗНЕСА И ВЛАСТИ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ

А. И. СТОЛБИКОВ

Столбиков А. И., первый заместитель генерального директора ОАО "Интур-Хабаровск", заместитель председателя правления Азиатско-Тихоокеанского представительства Российского союза туриндустрии (РСТ).

В настоящее время туризм считается одним из перспективных направлений в экономике, которое на сегодняшний день получает все большее развитие.

Туристическая отрасль в состоянии обеспечить значительную часть трудоспособного населения края рабочими местами, пополнить доходную часть бюджета, решить многочисленные проблемы окружающей среды, став хорошей альтернативной некоторым типам природопользования.

Хабаровский край обладает множеством предпосылок для развития туристической деятельности: это и богатый ресурсный потенциал, и выгодное географическое положение, и этнокультурная уникальность территории, и наличие развивающейся образовательной базы. Край привлекателен своими разнообразными природными богатствами, уникальной флорой и фауной, многочисленными ландшафтами, историческими объектами. Кроме того, Хабаровский край является одним из крупнейших центров пересечения международных транспортных маршрутов на Дальнем Востоке. Благодаря всем этим имеющимся условиям край имеет возможность стать одним из центров туризма и отдыха в Дальневосточном регионе. Наиболее перспективными направлениями в крае являются развитие экологического и приключенческого, этнографического туризма, организация транзитных туристических групп из зарубежных стран и восточных регионов России в западные туристические районы и города, а также проведение в дальневосточных городах международных научно-практических конференций, симпозиумов, выставок, семинаров и рабочих встреч в самых отраслях деятельности.

В 2003 году Правительством края утверждены основные направления туризма в Хабаровском крае до 2007 года, основной целью которых является развитие въездного туризма на основании использования передового международного опыта, направленного на совершенствование материально-технической базы и менеджмента туротрасли края, содействие реализации и доведение до международного уровня имеющихся проектов и программ по развитию инфраструктуры туризма в крае.

Результатом мер, предпринимаемых Правительством края, направленных на развитие туристической отрасли, стало ежегодное увеличение общего туристского потока. По итогам 2003 года, край посетило 33,7 тыс. иностранных туристов, количество туристов на внутренних маршрутах возросло до 25 тыс. человек, превысив показатели предыдущего года на 16,6% и 13,6% соответственно. Дополнительные расходы иностранных туристов в Хабаровском крае составили в прошедшем году около 20 млн. долларов США, что явилось существенным источником инвестирования в экономику края.

За последние пять лет поток иностранных туристов, въезжающих на территорию края, увеличился более чем в два раза. В 2003 году с целью туризма Хабаровский край посетило около 33,7 тыс. иностранных граждан. Устойчивый интерес к краю проявляют туристы из Китая - 63,2% от общего числа иностранных туристов, Японии - 26%, Республика Корея - 7,1%.

За весь 2004 г. на территорию Хабаровского края въехало 25100 иностранных туристов. Налицо снижение турпотока, которое, однако, произошло из-за недозаезда китайских туристов, что объясняет сокращение уполномоченных компаний с 15 до 8.

Что касается этого года, то есть данные, что турпоток вернется на уровень 2003 года.

В настоящее время в Хабаровском крае общественные организации представлены двумя ассоциациями:

1. Азиатско-Тихоокеанское представительство Российского союза предприятий туристской индустрии (РСТ).

2. Международная ассоциация независимых туроператоров Дальнего Востока (МАНТ-ДВ).

Данные организации объединяют и представляют интересы большинства турпредприятий и организаций края, включая научные и образовательные структуры, заинтересованные в успешном развитии туристской отрасли края в целом. Ассоциации способствуют выработке единых взглядов, позиций и приоритетов в турбизнесе, координируют деятельность турфирм в области лоббирования своих интересов. В то же время туристские ассоциации края оказывают содействие государственным управленческим структурам в реализации совместных мероприятий, направленных на повышение эффективности турбизнеса.

Сотрудничество бизнеса и власти дает положительные результаты. Ежегодно делегация края принимает участие в ведущих международных туристических выставках. Организованы и проведены презентации туристских возможностей Хабаровского края в городах: Осака (Япония), Шанхай (КНР), Париж (Франция), Сеул (Республика Корея), Токио (Япония), Гуаньчжоу (КНР). При организационной поддержке управления по туризму турпредприятия края участвовали в международной туристской ярмарке "JATA world travel fair 2003" в г. Йокогама, международной туристической выставке "Путешествия и туризм" (МИТТ).

Также проведены презентации туристских возможностей края в г. Пекине и Даляне, а также делегация края участвовала в международной туристической выставке в г. Шанхае "SITM" 2004 (КНР) и туристических ярмарках "JATA-2004" и "JATA-2005".

Данные проекты позволяют осуществлять целенаправленную работу по освещению и рекламированию потенциала края, находить новых партнеров и привлекать их в край.

Из 122 зарегистрированных в Хабаровске туристических фирм - 20 компаний ставят своей основной целью въездной туризм, и около 50 фирм рассматривают его как перспективное направление в будущем.

Совместно с управлением по туризму на заседаниях правления РСТ регулярно обсуждаются вопросы маркетинговой политики по продвижению турпродукта края на международном и российских рынках, а также вопросы государственной поддержки развития туризма на Востоке России.

Наряду с проблемами, характерными для всего российского туризма, а именно несовершенство законодательства, отсутствие федеральной целевой программы развития туризма, ориентированной на регионы Востока России, неразвитость туристской инфраструктуры, отсутствие четкого плана действий по защите национального рынка туристских услуг в преддверии и после вступления Российской Федерации в ВТО, недостаточность инвестиций в туристскую индустрию, наличие дефицита квалифицированных кадров, отсутствие достоверной статистики туризма, существуют и региональные особенности:

- удаленность от центральных регионов и, как следствие, высокая стоимость туристских перевозок;

- ярко выраженная сырьевая направленность экономики регионов и дотационность большинства регионов Востока России;

- значительная протяженность туристских маршрутов;

- удаленность уникальных объектов туристского показа от основных транспортных узлов;

- отсутствие эффективного регионального законодательства о туризме;

- недостаточный уровень взаимодействия дальневосточных регионов по вопросам развития туризма, в том числе по созданию и продвижению единого дальневосточного туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках.

Сдерживающее влияние на развитие туризма на Востоке России оказывают:

- отсутствие финансовой и информационной поддержки туризма со стороны государства;

- неразвитость туристической инфраструктуры;

- изношенность транспортных средств, осуществляющих туристские перевозки (автобусы, самолеты, подвижной железнодорожный состав);

- усложненная процедура получения туристских виз гражданами государств Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР);

- отсутствие надлежащей системы безопасности туристов, их имущества и другое.

Одной из мер стимулирования въездного туризма могло бы стать льготное налогообложение туристских компаний, занимающихся приемом туристов на территории Дальнего Востока. Однако существующая налоговая система не направлена на увеличение объемов оказываемых туристических услуг.

Важными вопросами, удерживающими развитие въездного туризма и не требующими для решения финансовых вложений, является правильная политика ценообразования. Цены на туристские услуги не должны быть выше мировых цен на те же услуги в других странах. Цены необходимо привести в соответствие с уровнем предоставляемых услуг. Политика ценообразования на транспорте и в гостиницах не способствует сервисному приему гостей в дальневосточных регионах.

С целью расширения возможностей путешествий необходимо развитие транспортной инфраструктуры. Для упрощения передвижения иностранных туристов требуется создание эффективно работающей сети международных и внутренних перевозок. Проблемы въездного и внутреннего туризма прямо или косвенно влияют на объемы воздушных перевозок, поскольку практически 95 туристов из 100 являются авиапассажирами.

Для туристических компаний важнейшими условиями приема туристов являются повышение уровня обслуживания и комфорта и главное - снижение тарифов на авиаперевозки.

Связующим звеном перспективных маршрутов являются дороги, поэтому обеспечение доступа особенно к географически удаленным турресурсам возможно путем строительства автомобильных дорог, что расширит возможности для путешествия туристов на автобусах и прочим наземным транспортом.

Снижение количества посещений Хабаровского края иностранными туристами обусловлено также отсутствием классных гостиниц на уровне мировых стандартов, небольших благоустроенных мест проживания (типа мотелей, кемпингов), ограниченным набором сервисных услуг, высокими ценами.

В крае существует 69 гостиниц. Из них по уровню удобству и качеству сервиса в Хабаровске к приему иностранных туристов готовы четырнадцать и еще одна - в Комсомольске-на-Амуре. В остальных же населенных пунктах туристов в основном селят в специальных гостевых домиках или на базах отдыха.

Инфраструктура туризма является одним из важнейших факторов, оказывающих определяющее влияние на состояние индустрии туризма в регионе, а если говорить о роли инфраструктуры в развитии въездного туризма, то она является решающей.

Для более комфортного пребывания иностранных, да и наших туристов на территории края крайне актуальной является работа по строительству городских туалетов, придорожных центров и кафе, особенно по пути основных туристических маршрутов. Хочу не в целях саморекламы заметить, что наша компания стала первой, кто построила мотель и кафе для автомобилистов на 14-м км. Владивостокского шоссе, где поворот на Сосновку. Также необходимо обеспечить наличие указателей на английском языке в центральной части городов края и местах посещения объектов туристами, осуществляется перевод надписей в музеях, ресторанных меню.

В районе международного аэропорта можно организовать различные сервисные и досуговые центры, необходимы реконструкция объектов аэропорта и убыстрение пограничных формальностей, чтобы иностранные туристы получали приятные впечатления с первых минут пребывания в Хабаровском крае.

В развитии въездного туризма особое внимание уделяется организации культурной программы. Край обладает значительным культурным потенциалом. Существует достаточное количество культурных проектов для предоставления туристам широкого набора дополнительных платных услуг - прогулки на теплоходе по Амуру, организация "Русских посиделок", встречи с национальными и фольклорными коллективами и посещение этно-культурного центра в с. Гвасюги, писаниц села Сикачи-Алян, реабилитационного центра диких животных "Утес", организация и проведение календарных народных праздников, обрядовых шоу. Особую популярность у туристов получило посещение творческих мастерских, изб ремесел. В крае работает около 400 клубных учреждений, 19 кинотеатров, 382 массовые библиотеки.

Национальные села (Иня, Аим, Удское, Оремиф, Булава, Дада и другие) с очагами национальной культуры представляют собой исключительную ценность и уникальную базу для развития этнического и этно-экологического туризма в крае.

При выборе туристом места своего путешествия одним из привлекательных факторов является шопинг и приобретение сувенирной продукции. К тому же это дает прямой экономический эффект для региона. Поэтому, хотя у нас и имеются сувениры, обладающие достаточной известностью, необходимо вести работу по созданию большого разнообразия изделий декоративно-прикладного творчества. Для лучшей сохранности и транспортабельности сувенирной продукции необходимо решить вопросы по современной упаковке. На сегодняшний день не всегда можно встретить фирменные пакеты для упаковки и футляры для сувенирной продукции.

В перспективе идеальным было бы создание сети специализированных магазинов по реализации сувенирной продукции. Необходимо решить вопрос о принятии нормативных актов по льготному налогообложению предприятий, занимающихся вопросами возрождения и производства изделий народных промыслов.

Для решения существующих проблем и скоординированного взаимодействия бизнеса и власти необходимо проработать вопросы по созданию региональной программы развития туризма на период до 2015 года, разработать пакет туристических маршрутов, характеризующих уникальные особенности и в полной мере отражающих туристический потенциал региона для их дальнейшего включения в единый дальневосточный туристический маршрут "Восточное кольцо России", проработать совместно с органами местного самоуправления вопрос о подготовке пакета инвестиционных строительных площадок под строительство гостиниц или гостиничных комплексов.

При создании программы перспективных действий по развитию туристической отрасли в крае важную роль играет объединение усилий государственных органов, предприятий индустрии туризма, коммерческих предприятий, некоммерческих и общественных организаций, заинтересованных в выработке единых позиций и приоритетных направлений.

Для нашей компании, которая является крупнейшим оператором въездного туризма, очень показательным и полезным является активность краевых властей в деле развития туризма.

Важным элементом нашей работы является участие в международных туристических выставках. На протяжении не менее десяти лет нам приходилось самостоятельно нести все расходы по аренде выставочных площадей, привлечению артистов и т. д. Затраты были значительными, причем от края рекламировалась только одна наша компания.

Начиная с 2003 года осуществляется целевое финансирование туризма из бюджета края, к примеру, в 2004 и 2005 годах оно составило 5 млн. рублей, что позволило управлению по туризму организовать все те мероприятия, а именно: презентации края и участие в турбиржах, о которых я уже говорил выше.

Это позволило увеличить количество туркомпаний-участников до 8 - 10 на одно мероприятие и, естественно, экономило их расходы.

Очень важным в нашей работе является информационное обеспечение бизнеса. В этой связи очень полезным для всего турбизнеса явились разработка и создание раздела "Туризм и отдых" сервера Правительства края.

Кроме того, ежегодно издаются рекламно-информационные материалы о туризме в Хабаровском крае на японском, английском и китайском языках, проводятся рекламные туры для российских и зарубежных представителей турбизнеса и СМИ.

Для развития современной конкурентоспособной туристической индустрии в регионе важную роль играет объединение усилий органов управления и туристического бизнеса.

Сконцентрировав свое выступление на ситуации в сфере въездного туризма, я хотел бы в заключении еще раз отметить те направления, где особо необходимы совместные действия бизнеса и власти:

- гостиничная база - объекты размещения;

- объекты культурно-развлекательного назначения;

- развития этнокультурных центров и природных парков;

- решение вопросов транспорта, особенно авиационного, дороговизны перевозок;

- информационное обеспечение турбизнеса и рекламная деятельность;

- выставочная деятельность.

Из конкретных инициатив очень важным считаю обращение Правительства Хабаровского края в Правительство РФ о включении нашего края в эксперимент по упрощенному визовому режиму для граждан Японии на срок до 120 часов. Опыт Китая и Кореи, отменивших визы для граждан Японии, убеждает в полезности данного шага.

Все мы ждем решения вопросов относительно правового регулирования туризма в Российской Федерации. Но мы должны реально представлять, что наш бизнес может сделать в контакте с властью на краевом уровне, тем более что мы видим как в последние годы власть наконец повернулась лицом к туризму.

------------------------------------------------------------------

Название документа