Оленеводство Корякского автономного округа как объект этнографического и экономического туризма

(Мизин Н. В.)

("Туризм: право и экономика", 2006, N 2)

Текст документа

ОЛЕНЕВОДСТВО КОРЯКСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА КАК ОБЪЕКТ

ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

Н. В. МИЗИН

Мизин Н. В., начальник управления Корякского автономного округа.

Корякский автономный округ обладает высококачественными природными и культурно-этнографическими ресурсами, способными привлечь туристов как из-за рубежа, так и из различных регионов России и СНГ. Основу туристического потенциала округа составляют: экзотика предгорий, речных долин (в. ч. обилие зверей и птиц) и морских прибрежий (лежбища морского зверя, птичьи базары, фьорды северо-восточного побережья); остроконечные гребни, глубокие ущелья, троги, обусловленные интенсивностью новейших тектонических движений и оледенением; экологическая чистота; термальные источники; наличие потухших вулканов; большие охотничьи возможности (бурый медведь, снежный баран, дикий северный олень, лось), а также оленеводство, являющееся неотъемлемой частью жизни коренных малочисленных народов Корякского автономного округа и представляющее собой объект этнографического, орнитологического, познавательно-делового, оздоровительно-лечебного и приключенческого туризма.

Оленей очень любят и почитают во всей Корякии. Посетив оленеводческие хозяйства, вы сможете воочию увидеть красивых и благородных животных, услышите рассказ об оленях, оленеводстве округа и об истории развития хозяйства. Тут же вам покажут, как правильно набрасывать чаут, с помощью которого оленей отделяют от стада (и, конечно же, дадут возможность всем желающим сделать это самостоятельно). Вы сможете собственноручно покормить животных и совершить незабываемую поездку на оленьей упряжке. Совершить поездку на снегоходах от нескольких часов до нескольких дней, проходящую по специально проложенным трассам с учетом условий местности и движения оленьих стад. Посетив объекты этнографического промысла, вы сможете на память приобрести сувениры (резьба по кости, дереву, изделия из мехового сырья), сделанные с учетом уклада жизни и обычаев коренных народов округа.

Наиболее перспективными для первоочередного освоения является туристический край Северного Хребта, включающий Тигильский административный район и часть Карагинского района. В несколько более отдаленной перспективе - территории Пенжинского и Олюторского районов.

За основу при формировании типологии туристических зон предлагается так называемый рассеянный тип туристического образования, для которого характерно существование основного центра обслуживания - своеобразной туристической фактории, - и множества объектов инфраструктуры, размещаемых в радиусе доступности, в основном до 60 км. В качестве туристских факторий - объектов туристской суперструктуры - могут выступать как гостиницы с развитой системой услуг, так и специализированные туристские деревни, размещаемые в развитых, сельских поселках.

При размещении туристских факторий в пгт. Палана и Оссора отсутствует необходимость в новом строительстве, так как здесь уже существуют здания гостиниц, соответственно на 49 и 36 номеров. Необходима лишь их реконструкция с целью приведения в соответствие с классификационными требованиями для 2-звездочных отелей.

Для формирования туристкой суперструктуры в п. Хайрюзово предлагается создание туристской деревни и оленеводческой фермы, объектов этнографического промысла.

Этот тип туристского образования в наибольшей степени соответствует характеру и специфике туристских ресурсов этой зоны. Он является новым для отечественного туристского рынка объектов туристского обслуживания, получивших в последнее десятилетие широкое распространение на вновь осваиваемых туристских территориях зарубежных стран ("Робинзонклубы" и пр.). Поселок такого типа может быть с успехом создан на базе древнейшего поселения ительменов в с. Ковран и родовой общины "Коврал", занимающейся охотой, рыбным промыслом и оленеводством. Идея создания туристской деревни в п. Хайрюзово базируется на тенденциях проведения "отпуска нового типа", рассчитанного в основном на зарубежных туристов, которые хотели бы провести отпуск, абсолютно отличающийся от всего, что включает в себя обычное туристское путешествие, и ознакомится с незнакомой культурой с ее традициями и историей.

Объекты инфраструктуры предусматривают в своем составе как несколько услуг, так и какую-либо одну из них. В основном это сеть туристских приютов, предоставляющих малым группам туристов услуги проживания и питания. Остальными услугами туристы могут воспользоваться, приехав в туристскую факторию (центр).

Экономико-финансовая оценка проекта "Развитие туризма в Корякском АО" включает определение потребности в инвестициях на осуществление программы, прогноз роста объемов обслуживания поселений КАО, расчет ожидаемого объема доходов и прибыли от сферы туризма, определение общей эффективности программы, первоочередные организационные и финансовые предложения по реализации программы.

Проведенные расчеты показали, что указанные объемы материальной базы способны обеспечить прием и обслуживание примерно 3700 чел. туристов в год (46 тыс. чел./день в год) при средней длительности пребывания в округе - 12 дней и порядка 6 - 7 тыс. бизнесменов, командированных, местных жителей, в том числе выезжающих на выходные дни (35 тыс. чел./дней в год), при средней длительности поездки 5 - 6 дней.

Ориентировочный рост ожидаемого объема доходов выполнен с учетом прогнозируемого уровня наполняемости объектов всеми категориями посетителей на основе сложившихся цен на отечественном и международном туристском рынке на аналогичные услуги. Уровень цен для отечественных посетителей в объектах размещения принят на 30% ниже цен, чем для иностранных. Намечен такой уровень цен, который, с одной стороны, обеспечит достаточную эффективность программы, а с другой - даст возможность успешно конкурировать предлагаемому туристскому предложению на отечественном и международном туристских рынках.

Проведенная прогнозная оценка финансово-экономических результатов развития туризма в КАО показала ее достаточно высокую экономическую эффективность.

При общей потребности в инвестициях в размере порядка 100 млн. рублей размер чистой прибыли после осуществления развития материальной базы может составить около 10 млн. руб. в год.

Предлагаемые проектные решения дают возможность поэтапного развития туризма в КАО на базе существующих гостиниц.

Динамика роста доходов прибыли, поступлений в бюджеты будет пропорциональна росту объемов обслуживания и развития материальной базы туризма.

Большой проблемой является устойчивое обеспечение туристских объектов всеми видами инженерного оборудования. Поэтому в объемах капитальных вложений на строительство объектов туризма предусмотрены затраты на строительство инженерных сетей и сооружений, которые составляют порядка 30% от стоимости туристского объекта.

Кроме затрат на инженерные сети и сооружения для обеспечения функционирования туристской системы требуются вложения в туристскую инфраструктуру (приобретение вездеходов и микроавтобусов, катеров, байдарок, палаток, снегоходов и т. п.). Проектом учитывались также затраты на подготовку кадров, рекламу и создание сети агентств, развитие сувенирного хозяйства и других этнографических объектов, контрольно-спасательной службы.

Программой туристского развития КАО предусмотрено создание:

- гостиниц - 100 мест;

- туристской деревни - 100 мест;

- приютов общей вместимостью 210 мест;

- площадок отдыха с возможностью установок палаток на 230 мест;

- оленеводческих ферм;

- объектов этнографического промысла.

Одной из важнейших задач, стоящих перед организаторами туризма КАО, является обеспечение безопасности туристско-экскурсионных мероприятий, т. е. создание специализированной контрольно-спасательной службы. Выход территории на мировой или отечественный рынок требует значительной подготовки. В случае с КАО это требование не исключение. Принято решение о выходе туристских продуктов КАО на мировой рынок, чему должно предшествовать тщательное маркетинговое исследование, итогом которого является маркетинг-программа. Маркетинг-программа определяет стратегию и тактику продвижения туристского продукта на рынке. В нашем случае туристский продукт уже начал формироваться, но необходимы средства на его развитие и продвижение, с тем чтобы первые ячейки создаваемой системы туристского обслуживания (в виде хотя бы одного материально и организационно обеспеченного тура) уже в сезон 2005 года начали функционировать.

Формы участия в проекте инвесторов могут варьироваться и Администрацией КАО не ограничиваться.

------------------------------------------------------------------

Название документа