Деятельность по оказанию медицинских услуг - разновидность деятельности предпринимательской

(Мохов А. А., Мелихов А. В.) ("Медицинское право", 2006, N 2) Текст документа

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОКАЗАНИЮ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ - РАЗНОВИДНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

А. А. МОХОВ, А. В. МЕЛИХОВ

Мохов А. А., кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник НИИ современного права Волгоградской академии государственной службы.

Мелихов А. В., судья Советского районного суда г. Волгограда.

Решение целого ряда практических проблем правоприменительной практики требует ответа на следующий вопрос: может ли быть отнесена медицинская деятельность или ее часть (например, в плане оказания медицинских услуг населению) к деятельности предпринимательской? Легальное определение понятия предпринимательской деятельности содержится в п. 1 ст. 2 ГК РФ: "Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке". Несмотря на кажущуюся четкость и лаконичность определения предпринимательской деятельности, на практике разрешение вопроса об отнесении той или иной деятельности (включая медицинскую) к предпринимательской представляет иногда значительные трудности. Эти трудности еще больше усиливаются в связи с тем, что законодатель непоследователен в отнесении тех или иных видов деятельности к категории предпринимательской. Если на начальном этапе социальных преобразований все, что не вписывалось в "старую" систему, сразу же получало статус "предпринимательского" или даже "коммерческого" вида деятельности как элемента противопоставления, то в дальнейшем - во многие законодательные акты, направленные на урегулирование отдельных видов деятельности, стала проникать (не без помощи заинтересованных лиц) формулировка "деятельность, не являющаяся предпринимательской". Доктринальные толкования предпринимательской деятельности также отличаются известным многообразием <*>. -------------------------------- <*> См.: Жилинский С. Э. Предпринимательское право: Учебник для вузов. М., 2004. С. 48; Предпринимательское право: Учебник / Под ред. С. А. Зинченко, Г. И. Колесника. Ростов-на-Дону, 2003. С. 3; Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. М., 2001. С. 60.

На основе анализа специальной литературы А. А. Лукьянцев предпринял весьма удачную попытку сформулировать основные признаки предпринимательской деятельности. По его мнению, среди признаков предпринимательской деятельности можно выделить следующие: предпринимательская деятельность - это деятельность экономическая; предпринимательская деятельность - это деятельность самостоятельная личная (или коллективная - корпоративная) и инициативная; предпринимательская деятельность - это законная деятельность субъектов, зарегистрированных государством в качестве субъектов предпринимательской деятельности либо субъектов, предпринимательская деятельность которых санкционирована государством; это деятельность, осуществляемая на основе использования имущества, находящегося на титуле собственности либо на ином законном праве; это деятельность, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность (полную или ограниченную законом); это деятельность, осуществляемая в целях систематического извлечения прибыли от производства и/или продажи товаров, выполнения работ, реализации услуг на рынке (рынках) различных масштабов <*>. -------------------------------- <*> См.: Лукьянцев А. А. Применение гражданско-правовой ответственности при осуществлении предпринимательской деятельности: теория и практика. Ростов-на-Дону, 2005. С. 10 - 11.

Рассмотрим эти признаки применительно к оказанию медицинской помощи, проявляющей себя обычно посредством медицинской услуги. Экономика - понятие весьма емкое. Под экономикой понимают и совокупность производственных отношений, и хозяйство района, страны, территории, и научную дисциплину, занимающуюся изучением секторов (промышленность, сельское хозяйство, услуги и т. д.) и отраслей (машиностроение, образование и т. д.) <*>. -------------------------------- <*> Словарь иностранных слов. М., 1996. С. 574.

Экономику условно можно поделить на два больших сектора: производственный сектор и сферу услуг. Сфера услуг - это область экономики, производящая услуги в интересах клиента. К сфере услуг традиционно относят торговлю, финансы и страхование, транспорт, коммунальные, информационные, медицинские, консультационные и прочие услуги. Причем сфера услуг после Второй мировой войны во многих странах сначала сравнялась по своим масштабам с производственным сектором, а затем и стала опережать его. Например, в США сфера услуг приносит более 70% доходов, которые производятся в стране <*>. -------------------------------- <*> См.: Современный бизнес: Учебник в 2 т. Т. 1 / Пер. с англ. / Д. Дж. Речмен, М. Х. Мескон, К. Л. Боуви, Дж. Тилл. М., 1995. С. 67.

Следовательно, услуги, включая медицинские, становятся традиционным направлением экономической деятельности <*>. -------------------------------- <*> См.: Экономика здравоохранения: Учебное пособие / Под ред. А. В. Решетникова. М., 2004.

Деятельность по оказанию медицинских услуг населению осуществляется юридическими лицами различных организационно-правовых форм (государственными и муниципальными учреждениями, кооперативами, обществами с ограниченной ответственностью и проч.), а также индивидуальными предпринимателями, следовательно, налицо критерий самостоятельности, который может быть легко выведен из самого понятия субъекта права (ст. 48 ГК РФ). Инициативный характер деятельности хозяйствующих субъектов в сфере здравоохранения также не вызывает сомнений. Иного в современных условиях им просто не дано - осуществление деятельности по оказанию медицинской помощи предписано им учредительными документами <*>, да и фактически бездействие хозяйствующего субъекта смерти подобно. Бюджетное финансирование, покрывающее в полном объеме безубыточное существование клиники, - дело прошлого и составляет лишь часть средств, получаемых от своей профильной деятельности и идущих в первую очередь на поддержание инфраструктуры, коммунальные платежи и проч. Не менее важными составляющими финансового благополучия клиники выступают средства обязательного и добровольного медицинского страхования, а также средства граждан и юридических лиц. -------------------------------- <*> См.: Акимцева Г. В. Медицинская организация как субъект гражданского права: особенности лицензирования и аккредитации медицинской деятельности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2004.

Законность деятельности также никем не подвергается сомнению. В негосударственном секторе медицины функционируют хозяйствующие субъекты, которые не только зарегистрированы в установленном законом порядке в качестве субъектов предпринимательской деятельности, но их учредительные документы содержат прямое указание на осуществление деятельности по оказанию медицинских услуг населению. Для государственного сектора здравоохранения предпринимательская деятельность или, как следует из содержания соответствующих правовых актов, деятельность по оказанию медицинских услуг санкционирована <*>. -------------------------------- <*> См.: Акимцева Г. В. Медицинская организация как субъект гражданского права: особенности лицензирования и аккредитации медицинской деятельности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2004.

Деятельность по оказанию медицинских услуг осуществляется на основе использования имущества, находящегося на титуле собственности (для организаций частной системы здравоохранения) либо на ином законном праве (на праве оперативного управления для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения). Вопрос об ответственности хозяйствующих субъектов в сфере здравоохранения также не вызывает больших проблем. Имущественная ответственность определяется организационно-правовой формой хозяйствующего субъекта. Для большинства организационно-правовых форм характерна полная самостоятельная имущественная ответственность. Отдельные юридические лица несут по своим обязательствам ограниченную ответственность. В частности, учреждение отвечает перед своими кредиторами не всем своим имуществом, а только имеющимися у них денежными средствами, при отсутствии которых наступает неограниченная ответственность их собственников-учредителей (п. 2 ст. 129 ГК РФ, п. 2 ст. 9 Закона "О некоммерческих организациях") <*>. -------------------------------- <*> См.: Рыженков А. Я., Садков А. Н. Правовое положение некоммерческих организаций: Учебное пособие. Волгоград, 2004. С. 95 - 97.

Рисковый характер медицинской деятельности также не вызывает сомнений. По данным Всемирной организации здравоохранения, сегодня неблагоприятные исходы в медицине становятся причиной смерти пациентов чаще, чем от несчастных случаев на дорогах, рака и СПИДа. Так, Канадский институт медицинской информации на основе обработки статистических данных о неблагоприятных исходах в медицине приводит следующие цифры: один из 9 взрослых пациентов в больнице инфицируется; один из 9 пациентов получает неправильное назначение лекарства или неправильную дозу препарата; у каждой из 20 женщин при родах отмечаются серьезные повреждения родовых путей; у каждого из 229 пациентов, которым переливались компоненты крови, развивались побочные реакции; у каждого из 6667 оперированных хирурги оставляют в организме инородные тела (инструмент, тампоны и проч.) <*>. -------------------------------- <*> Ошибки врачей стоят канадцам 750 миллионов долларов // Медицинские новости. 2004. 10 июня.

В России имеются только отдельные упоминания на этот счет в специальной литературе, так как официальная статистика не ведется. Так, главный пульмонолог России академик А. Чучалин в одном из докладов заявил, что процент врачебных ошибок (видимо, речь все-таки шла обо всех дефектах медицинской помощи, а не только врачебных ошибках) очень высок и составляет более 30% <*>. -------------------------------- <*> Доля врачебных ошибок в России составляет более 30 процентов // REGIONS. RU. 2003. 11 дек.

Приведенные цифры наглядно иллюстрируют существующие высокие риски в медицине, обусловленные совокупностью объективных и субъективных факторов <*>. -------------------------------- <*> См.: Мохов А. А. Некачественное медицинское обслуживание как источник повышенной опасности для окружающих // Современное право. 2004. N 10. С. 2 - 6.

Последний из отмеченных признаков предпринимательской деятельности - деятельность, осуществляемая в целях систематического извлечения прибыли от производства и/или продажи товаров, выполнения работ, реализации услуг на рынке (рынках) различных масштабов также, на наш взгляд, очевиден. Правда, по нашему мнению, целесообразнее вести речь не о прибыли как таковой, а о доходе. Иногда встречающиеся в специальной литературе ссылки на особый характер медицинской деятельности, особую миссию и проч., на наш взгляд, лишены оснований. Так, С. В. Нагорная пишет: "Цель деятельности любой медицинской организации любой организационно-правовой формы - реализация конституционного права каждого на медицинскую помощь (ст. 41 Конституции), охрана здоровья" <*>. -------------------------------- <*> Нагорная С. В. Договор об оказании медицинских услуг: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2004. С. 19.

А. А. Внукова полемизирует с С. В. Нагорной: "Если согласиться с этим утверждением, то по аналогии - цель деятельности юридического лица, работающего в сельском хозяйстве, - накормить всех людей. Трудно сказать, что эта цель менее социально значима, чем оказание медицинской помощи, однако в ее коммерческом характере никто не сомневается. Или целью деятельности юридического лица, предоставляющего юридические услуги, является защита прав и свобод всех граждан" <*>. -------------------------------- <*> Внукова В. А. Субъекты фармацевтического рынка // Медицинское право. 2005. N 1. С. 23.

Несомненно, данные права граждан закреплены на конституционном уровне, что свидетельствует об их значимости для общества и государства, но в дальнейшем они наполняются специфичным содержанием, попадая в орбиту отраслевого регулирования. Институты охраны здоровья и медико-социальной помощи являются комплексными. Они охватывают нормы права, закрепляющие (нормы конституционного права), регулирующие и защищающие принадлежность данных благ конкретным лицам (нормы гражданского, административного, уголовного, экологического и других отраслей). Частная система здравоохранения изначально существует за счет непосредственной оплаты произведенных или оказанных услуг гражданином (пациентом). Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения в большинстве своем функционируют в рамках обязательного медицинского страхования. Закон РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" прямо указывает, что граждане России имеют право на получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора медицинского страхования, который содержит перечень медицинских услуг, входящих в территориальную программу. Оплата за предоставленные медицинскими организациями услуги вносится страховыми компаниями, вступающими с исполнителями услуг в договорные отношения. Медицинские учреждения строят свою деятельность на основе договоров со страховыми медицинскими организациями, в условия которых включена стоимость выполненных работ (оказанных услуг). При этом в соответствии с п. 2.5 действующих Рекомендаций по расчетам тарифов на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан финансирование медицинского учреждения должно обеспечивать рентабельность этого вида деятельности (возмещение текущих затрат и финансирование развития деятельности или расширенного воспроизводства). Следовательно, ни о какой благотворительности речи идти не может, функционируя в системе обязательного медицинского страхования граждан, даже медицинское учреждение должно сегодня получать прибыль. Другое дело, что сами тарифы на обязательное медицинское страхование граждан в отдельных регионах не выдерживают никакой критики и не обеспечивают возможностей по расширенному воспроизводству. Но это уже вопрос не юридический, а политический. Следует также отметить следующий принципиальный момент, связанный с некорректным, на наш взгляд, использованием термина "платная услуга". Все медицинские услуги в Российской Федерации в силу прямого указания Закона являются платными, соответственно подчиняются единому гражданско-правовому режиму. Даже если бы законодатель прямо не поименовал услуги в качестве возмездных, они таковыми являются в силу законодательного закрепления презумпции возмездности гражданско-правового договора. Так, согласно п. 3 ст. 423 ГК: "Договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное". Здесь же, в п. 1 ст. 423 ГК, содержится определение возмездного договора: "Договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным". При этом конечно же отсутствует упоминание, что для признания договора возмездным оплата должна производиться именно потребителем. Целым рядом норм как самого ГК РФ <*>, так и специальных законодательных актов прямо допускается возможность оплаты как потребителем, так и третьими лицами - важно, чтобы эта оплата была получена исполнителем за выполнение своих обязанностей. -------------------------------- <*> См.: ст. 430 ГК РФ.

В условиях расширения самостоятельности хозяйствующих субъектов, в том числе государственных и муниципальных учреждений, в границах, определяемых ГК РФ и специальным законодательством, такая возможность у них имеется <*>. В ст. 41 Конституции РФ записано: "Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений". Бесплатно для граждан, а не для исполнителя услуги. Медицинская помощь не является безвозмездной. Она в установленных Законом случаях "бесплатна" для конкретного пациента, который не оплачивает услуги непосредственно. -------------------------------- <*> См.: ст. 50 и 120 ГК РФ; Постановление Правительства РФ от 13 января 1996 г. N 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями"; Решение Верховного Суда РФ от 18 апреля 2002 г. N ГКПИ 2002-364.

Поэтому, на наш взгляд, к ним также применимы положения ГК РФ об услуге, обязательствах, договорах, в том числе и ст. 426 ГК о публичном договоре <*>. Не случайно в целом ряде диссертационных работ, исследующих особенности правосубъектности некоммерческих организаций, в качестве предложений высказываются следующие: заменить в ст. 426 ГК РФ слова "коммерческая организация" на "субъект предпринимательской деятельности" <**>; под коммерческой организацией "следует понимать в том числе и некоммерческую организацию, которая согласно учредительным документам имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность" <***>. -------------------------------- <*> См.: Калашникова Г. А. Публичный договор: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2002. С. 14. <**> См.: Садков А. Н. Религиозные организации как субъекты гражданского права: Дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2004. С. 56; Зайцева Н. В. Договор по оказанию медицинских услуг: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2004. С. 9. <***> Калашникова Г. А. Публичный договор: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2002. С. 14.

Опыт европейских стран показывает, что внедрение предпринимательства благотворно сказывается на развитии здравоохранения, но при условии, что предпринимательство в сфере здравоохранения помогает решать государству стоящие перед ним задачи, а не является самоцелью. Предпринимательство стремится к модернизации, рационализации и повышению эффективности. Высокая эффективность позволяет увеличивать объем и улучшать качество услуг, обеспечивать определенный уровень благ. При этом масштаб предпринимательской активности в европейских странах значительно выше в периферийных, чем в центральных клинических областях системы здравоохранения. Значительные возможности предпринимательства имеются в стоматологии, фармацевтике, домашней (семейной) медицине. Предпринимательские инициативы по-прежнему не играют существенной роли в двух самых дорогих отраслях здравоохранения европейских стран: оказании стационарной и экстренной медицинской помощи <*>. Однако и здесь отмечаются существенные перемены. Так, в Германии в настоящее время в государственной собственности находится 55% больниц, во Франции - 65%, в Нидерландах - практически все больницы (за исключением университетских клиник). При этом на фоне снижения числа государственных больниц в странах Европы отмечается постоянный рост частных коммерческих больниц. В Италии таких больниц насчитывается 10%, в Испании - 18%, во Франции - 20% <**>. -------------------------------- <*> См.: Регулирование предпринимательской деятельности в системах здравоохранения европейских стран / Под ред. Солтман Р. Б., Буссе Р., Моссиалос Э. / Пер. с англ. М., 2002. С. 5, 29. <**> Регулирование предпринимательской деятельности в системах здравоохранения европейских стран / Под ред. Солтман Р. Б., Буссе Р., Моссиалос Э. / Пер. с англ. М., 2002. С. 137 - 138.

На наш взгляд, применительно к тезису о предпринимательском характере деятельности по оказанию медицинских услуг населению вне зависимости от источников финансирования (система страхования, непосредственная оплата) следует отметить одно важное положение: предпринимательство предпринимательству рознь, оно не является монолитным явлением, что должно учитываться законодателем. Именно в этой плоскости, на наш взгляд, и происходит "связка" с нормами Конституции РФ, с социально полезными и обязательными для любого общества видами деятельности. Предпринимательство в сфере здравоохранения можно отнести к разновидности социального предпринимательства, особенностью которого является одновременно и частный, и публичный характер оказываемых услуг, а также медицинских, финансовых, социальных результатов функционирования системы здравоохранения в целом; потребность в достаточно жестком регулировании (включая надзор). Частный характер услуги проявляется в способности удовлетворения потребностей личности (диагностика, профилактика, лечение заболеваний, устранение косметических дефектов и проч.). Публичный характер услуги проявляется в следующем. Во-первых, здоровье населения, которое складывается из здоровья отдельных граждан, - это достояние всего общества, страны, определяющее перспективы и возможности их развития. Во-вторых, при оказании услуги конкретному пациенту могут выявляться карантинные, особо опасные и социально значимые заболевания, которые представляют угрозу не только для этого пациента, но и для общества в целом, что требует проведения комплекса специальных мероприятий, направленных на защиту населения от исходящих угроз. Медицинские услуги могут при этом быть отнесены к категории социальных услуг. Социальные услуги, как пишет Л. К. Терещенко, выделяют по той сфере, в которой данные услуги оказываются. Это здравоохранение, культура, образование, наука, что само по себе показывает их общезначимую направленность и ставит в один ряд с публичными услугами <*>. Критерием выделения социальных услуг (в отличие от государственных) является не круг субъектов, их оказывающих, а сфера, в которой они реализуются. -------------------------------- <*> Терещенко Л. К. Услуги: государственные, публичные, социальные // Журнал российского права. 2004. N 10. С. 17.

Для таких услуг в литературе приведены следующие признаки: они обеспечивают деятельность общезначимой направленности; имеют неограниченный круг субъектов, пользующихся ими; осуществляются либо органом государственной или муниципальной власти, либо другим субъектом; основываются как на публичной, так и на частной собственности <*>. -------------------------------- <*> См.: Талапина Э., Тихомиров Ю. Публичные функции в экономике // Право и экономика. 2002. N 6. С. 5.

Социальные услуги могут и уже оказываются как субъектами частного, так и субъектами публичного права (государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения). Поэтому в сфере здравоохранения можно различать негосударственные и государственные социальные услуги. Различие между ними может также быть проведено по критерию "платности" или "бесплатности" для пациента (потребителя) оказываемой услуги. По общему правилу "бесплатная" для пациента услуга оказывается субъектами публичного права. Вместе с тем полная бесплатность социально значимой услуги делает ее фактически благом свободного доступа (если не используется другой метод рационирования, основанный на идентификации необходимого для бесплатного получения данной услуги социального статуса того или иного человека), т. е. создает стимулы к чрезмерному ее потреблению и социально неоптимальному распределению ресурсов <*>. Поэтому, по мнению экономистов, рационально введение "символической" платности подобных услуг, которая не приводила бы к существенному недопотреблению услуги и одновременно предотвращала бы ее перепотребление. -------------------------------- <*> См.: Шаститко А. Е. Неоинституциональная экономическая теория. М., 1999.

Следует также заметить, что "бесплатные" для пациента социальные медицинские услуги в принципе могут в перспективе оказываться и субъектами частного права, получающими денежные средства за оказанную помощь из бюджетных источников. Власти могли бы размещать государственный (или муниципальный) заказ на оказание определенной группы услуг населению, за который можно и побороться медицинским организациям (конечно, при условии прибыльности размещаемого заказа). Реализация такой идеи на практике может повлечь за собой существенное снижение доли государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. В настоящее время в России осуществляется административная реформа, призванная изменить технологию функционирования исполнительной власти и имеющая своей целью повышение эффективности и качества исполнения государством его функций, в том числе за счет предоставления услуг на основе внедрения различных механизмов оптимизации использования бюджетных средств, а также настройки соответствующих стимулов служащих. Президентом Российской Федерации В. В. Путиным была провозглашена в качестве одного из направлений административной реформы задача повышения качества государственных услуг <*>. -------------------------------- <*> См.: Известия. 2004. 13 февр.

Проводимая реформа не может не затронуть в ближайшей перспективе деятельность государственных учреждений здравоохранения, которые предполагается реорганизовать в некоммерческие партнерства либо в автономные некоммерческие организации. Услуги, предоставляемые от лица государства (государственные, публичные, социальные), уже в ближайшей перспективе могут стать одной из форм отношений гражданина, юридического лица и власти, где государство рассматривается как своеобразный "поставщик услуг". Во многих зарубежных странах государственные или публичные услуги - обычное явление. Обслуживание заключается в оказании специально созданными службами услуг гражданам, хозяйствующим субъектам, органам государственной власти и местного самоуправления (речь идет об услугах, которые в силу таких причин, как нерентабельность, необходимость поддержания монополии и т. д., не могут оказываться субъектами частного права, либо их участие в данных направлениях деятельности ограничено) <*>. -------------------------------- <*> См.: Василенко И. А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. М., 2000. С. 88 - 94.

Такого рода деятельность уже в усеченном виде начала осуществляться созданными в России отдельными агентствами при министерствах Российской Федерации. Внедрение в российскую правовую материю "новых" видов услуг требует значительной коррекции законодательства, регулирующего деятельность по оказанию отдельных видов услуг. Действующая гл. 39 ГК РФ, посвященная правовому регулированию возмездного оказания услуг, является лаконичной и не претендует на то, чтобы полностью охватить различные типы договоров, отвечающих признакам возмездного оказания услуг. Напротив, ее задача - выделить лишь общие признаки соответствующего договора, а также устранить за счет общих норм пробелы и противоречия, которые могут возникнуть при правовом регулировании отдельных договоров, отвечающих признакам возмездного оказания услуг, причем как поименованных, так и непоименованных. Как пишет М. И. Брагинский: "Появление таких пробелов и, следовательно, потребность в их устранении являются прямым результатом последствий развития различных отраслей человеческой деятельности, прежде всего науки и техники, поскольку едва ли не любой шаг в этом направлении порождает потребность в самых различных видах услуг. При этом многие из таких услуг настолько специфичны, что влекут за собой необходимость формирования новых правовых моделей, а до этого - использование общих статей, помещенных в гл. 39 ГК РФ" <*>. -------------------------------- <*> Брагинский М. И. Договор подряда и подобные ему договоры. М., 1999. С. 253.

Объединение в гл. 39 ГК РФ договоров возмездного оказания услуг, кроме выделенных в самостоятельные типы, отнюдь не исключает присущих отдельным договорам услуг особенностей <*>. Эти особенности предстоит выявить с целью разработки в последующем специальных норм, направленных на четкую, обстоятельную и непротиворечивую регламентацию социальных медицинских услуг. -------------------------------- <*> См.: Брагинский М. И. Договор подряда и подобные ему договоры. М., 1999. С. 244.

Подводя итоги изложенному, можно сделать вывод, что медицинская деятельность по общему правилу (т. е. деятельность по оказанию медицинских услуг) является частным и особым случаем предпринимательской деятельности. За "границами" услуги имеются и другие направления медицинской деятельности, которые не могут ни при каких условиях рассматриваться как предпринимательство. Это относится к деятельности высокоспециализированных субъектов здравоохранительных правоотношений, функционирование которых не может быть переведено из публичной плоскости в частную (например, реализация принудительных мер медицинского характера специализированными психиатрическими учреждениями, реализация специфических функций учреждениями диспансерного типа и др.).

------------------------------------------------------------------

Название документа