Приоритетные направления развития туризма на Востоке России

(Скрыбыкин А. Н.)

("Туризм: право и экономика", 2006, N 1)

Текст документа

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА ВОСТОКЕ РОССИИ

А. Н. СКРЫБЫКИН

Скрыбыкин А. Н., министр по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия), заместитель председателя Координационного совета по развитию туризма Межрегиональной ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье".

Дальний Восток и Забайкалье является одним из наиболее крупных по экономическому потенциалу регионов России благодаря своему географическому положению, богатой истории и уникальным природным ресурсам, идеальным для туризма.

Если говорить о перспективах сохранения и развития туризма на Дальнем Востоке и Забайкалье в целом, то государству следует заботиться не о туризме и турбизнесе вообще, а только о его въездной и внутренней частях, так как въездной туризм неразрывно связан с внутренним, у них одни и те же инфраструктура, материально-техническая база, сервис и прочее.

Для развития въездного туризма, как правило, необходимо наличие следующих факторов:

1) культурно-исторического потенциала (исторические памятники, памятники архитектуры, музеи, памятные места, культурно-зрелищные и развлекательные объекты);

2) природных ресурсов (ландшафт, благоприятный климат, гидроминеральные ресурсы, экологические условия и др.);

3) материально-технической базы и инфраструктуры туризма (гостиницы, отели, кемпинги, пансионаты, сфера услуг, предприятия общественного питания и т. д.);

4) кадровых ресурсов (квалифицированные специалисты в области туризма, обслуживающий персонал).

Стоит отметить, что степень развития туризма в Дальневосточном регионе обусловлена наличием одних и качеством других факторов. Упомянутые факторы являются туристскими ресурсами, так как они способны удовлетворить духовные потребности туристов, а также содействуют восстановлению и укреплению их здоровья.

Туризм на Дальнем Востоке и Забайкалье должен стать составной частью экономики и социально-культурной жизни региона в силу своего географического положения, культурно-исторического, природного потенциала, наиболее перспективными сегментами туристского рынка являются: экологический туризм, специализированный туризм и круизы. В настоящее время туризм на Дальнем Востоке переживает трудный период становления в условиях рынка, адаптации к изменяющимся условиям как внутри страны, так и за рубежом. Развитие туризма на Дальнем Востоке должно основываться преимущественно на тех видах и формах туризма, которые позволяют максимально и комплексно использовать имеющийся туристский потенциал.

Развитие туризма в регионе характеризуется рядом факторов.

Во-первых, отсутствием единой системы управления по развитию туризма на Дальнем Востоке и Забайкалье.

Во-вторых, наличием конкурентоспособного регионального туристского продукта.

В-третьих, приграничное расположение большинства территорий региона.

1. Одной из важнейших современных тенденций развития мирового туристского рынка является все более усиливающаяся дифференциация туристской политики в региональном разрезе, децентрализация управления и регулирования туристской деятельности. Международный опыт свидетельствует о том, что успешное развитие туристского комплекса и расширение экспорта туристских услуг требуют активного государственного участия, при этом важная роль принадлежит деятельности национальных туристских администраций. Анализ материалов по вопросам государственного регулирования туристской деятельности позволяет выделить несколько основных моделей управления туристским комплексом.

Основные показатели развития туристской отрасли ДВФО

Годы Объем услуг Налоговые поступления Число Число занятых

(млн. руб.) (млн. руб.) турфирм (чел.)

2000 381,0 98,9 509 2465

2001 943,5 235,9 635 6319

2002 852,0 263,4 549 4639

2003 877,0 246,0 736 6881

2004 1295,0 230,0 715 6909

Первая модель предполагает наличие влиятельной и авторитетной национальной туристской администрации, функции которой выполняет специально созданное министерство туризма. Как правило, она представлена в государствах, которые относительно недавно освоили массовый прием иностранных посетителей, рассматривают туризм как важный сектор экономики.

Вторая модель представлена в большинстве европейских стран, где вопросы развития туризма входят в компетенцию какого-либо многоотраслевого министерства, как правило экономического профиля.

Третий вариант модели управления индустрией туризма сложился в США, в стране отсутствует центральная государственная туристская администрация и функционирует модель рыночной саморегуляции отношений между субъектами туристского комплекса, основанная на преобладающем участии частного капитала.

Некоторые развивающиеся государства, специализирующиеся на рекреационном обслуживании, несмотря на наличие собственных государственных органов регулирования туристской деятельности, по сути, вовлечены в транснациональную модель управления туристским хозяйством.

Анализ современных тенденций развития туризма на Дальнем Востоке и Забайкалье позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на все усилия региональных предприятий туристской отрасли, они не способны в полной мере работать в новых рыночных условиях. Это связано с целым рядом причин: отсутствие квалифицированных кадров, отсутствие знаний и опыта работы в области обслуживания зарубежных и отечественных туристов, незнание собственных рекреационных ресурсов и многое другое. Единственно возможным путем решения данных проблем является разработка региональной Программы развития туризма, которая должна стать научной и практической основой развития туризма в регионе и должна формироваться с учетом уникальных особенностей региона.

Основными проблемами, возникающими на пути разработчиков региональной Программы развития туризма, являются: отсутствие системного подхода в развитии регионального туризма, в настоящее время информация о различных компонентах туристского потенциала региона рассредоточена в десятках организаций разной ведомственной принадлежности, ведомственные планы освоения территорий, как правило, разрабатываются без учета планировочных ограничений, возникающих в результате деятельности соседних ведомств (в том числе работающих в рамках ограниченного доступа к информации - военные ведомства, геологи и т. д.), отсутствие квалифицированных специалистов в области управления туристским бизнесом.

Данные проблемы обусловливают необходимость проведения ряда мероприятий, на основании результатов которых в дальнейшем можно будет разрабатывать региональную программу развития туризма, реализовывать конкретные проекты и вести работы по созданию на территории региона целостного туристского комплекса: проведение предпроектных исследований и разработок, проектные работы планировочного характера, включающие градостроительное, экономическое, социальное и экологическое планирование, проектные работы по основным "узлам" структуры туристского комплекса, проектные работы по конкретным, уже существующим, объектам туризма.

На основе изучения объективных и субъективных факторов, влияющих на развитие региональной туристской индустрии, можно сделать вывод о том, что единственным механизмом, позволяющим разрабатывать и реализовывать региональные программы развития туризма, является создание регионального туристского управления. Для Дальнего Востока крайне необходима региональная Программа развития туризма на Дальнем Востоке, куда была бы заложена новая туристическая стратегия.

В связи с этим первоочередные мероприятия по развитию инфраструктуры туризма должны быть сосредоточены в регионах, требующих относительно низких капиталовложений, где развитие туризма позволяет рассчитывать на скорую отдачу. Цели выживания региона посредством развития туризма должны основываться не на развитии конкуренции между предприятиями, а на объединении их общих усилий с целью формирования туристского региона как целостной конкурентоспособной единицы посредством объединения туристских ресурсов в единую систему. Развитие туризма предполагает создание необходимой инфраструктуры в регионах, привлечение инвестиций, рост доходов жителей. Все это объясняет актуальность разработки единой Государственной программы развития туризма на Дальнем Востоке.

2. Необходимыми условиями успешного развития внутреннего и въездного туризма являются формирование качественного конкурентоспособного туристского продукта, наличие грамотной маркетинговой стратегии продвижения внутреннего туристского продукта на российском рынке, отработанные методы и механизмы реализации рекламно-информационной политики, создание системы профессиональной подготовки персонала, привлечение инвестиций в развитие туристской инфраструктуры.

При неравномерности распределения туристского потенциала на территории региона и различном уровне развития туристской инфраструктуры в основе разработки направлений развития туризма должен лежать принцип зонирования территории Дальнего Востока. По нашим оценкам, зонирование территории Дальнего Востока для целей развития туризма может быть рассмотрено следующим образом.

Зоны, располагающие большими туристско-рекреационными ресурсами, в которых туризм должен стать доминирующей отраслью экономики региона.

Зоны, располагающие туристско-рекреационными ресурсами, но в которых туризм должен развиваться наравне с традиционными промыслами и отраслями.

Зоны, располагающие туристско-рекреационными ресурсами, но в которых развитие туризма будет зависеть от развития отраслей специализации региона.

Для успешного развития туризма по зонам Дальнего Востока необходим приток инвестиций, как российских, так и зарубежных, в первую очередь на развитие инфраструктуры для формирования сети гостиниц туристского класса и, в частности, малых гостиниц, а также мотелей, расположенных на дорогах федерального значения, обеспечивающих комфортные условия проживания при невысоких ценах. Финансирование строительства средств размещения туристов должно осуществляться преимущественно за счет привлечения внебюджетных источников. Необходимый для этого объем инвестиций может быть рассчитан на основе потребностей отдельных регионов в современных средствах размещения и соответствующей туристской инфраструктуре (дороги, инженерные сети и др.).

Например, регион озера Байкал всегда привлекал внимание иностранных и отечественных туристов как один из немногих памятников природы, обладающих статусом объекта уникального природного наследия ЮНЕСКО. Для успешного развития экологического туризма в Прибайкалье необходима реконструкция существующих объектов размещения туристов, а также строительство цепей малых экологически безопасных гостиниц. Республика Саха (Якутия), Камчатская область, Чукотка и Курильские острова также являются наиболее перспективными районами для развития экологического туризма. В южных районах Дальнего Востока (Приморский и Хабаровский края, Амурская и Сахалинская области) перспективным видится реконструкция и расширение туристских объектов, а также создание тематических парков, центров приграничного и курортного туризма.

Следует отметить, что уникальные природные ресурсы и духовно-культурное наследие, которыми обладает наш регион, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для успешного развития туризма в стране, так как представляют собой лишь один элемент туристского предложения. Развитие круизного туризма в Камчатской области, Республике Саха (Якутия) является одним из приоритетов местной индустрии гостеприимства.

На Дальнем Востоке и Забайкалье можно реализовать три амбициозных конкурентоспособных проекта, которые должны повысить их туристическую привлекательность: круизы, полюс холода, Байкал. Первый проект предполагает создание межрегиональных круизов, ставка должна делаться не только на традиционные круизы - морские (Камчатка, Сахалин) и речные (р. Амур, р. Лена), но и смешанные круизы типа "река - море". Второй проект предусматривает создание межрегиональных маршрутов по экстремальным турам (мамонтовые туры, сплавы, охота, рыбалка с заходом на полюс холода). Третий проект - международное и межрегиональное освоение туристских возможностей озера Байкал.

3. Приграничное месторасположение ряда регионов Дальнего Востока и Забайкалья создает в них особые условия для развития туризма, ориентированного в основном на рынки прилегающих стран. Для трансграничного туризма характерна высокая составляющая краткосрочных туров, а также экскурсионного (однодневного) туризма. Высокая мобильность туристских потоков в зонах трансграничного туризма особенно остро ставит визовые проблемы и задачи организации пунктов перехода госграницы. Основными трансграничными регионами, имеющими высокий туристский потенциал, являются Хабаровский и Приморский края, Камчатская, Сахалинская, Амурская области.

Ключевыми проблемами развития туризма в ДВФО являются:

- определение оптимальной способности туристической системы и рациональное распределение потока туристов по туристическим зонам, его сезонного характера;

- привлечение и оптимальное использование инвестиций в развитие туризма;

- оптимальное направление и специализация туристической деятельности;

- снижение издержек на производство услуг, повышение качества услуг;

- выявление источников сезонных трудовых ресурсов, расселение работников, обслуживающих туристические хозяйства, и определение оптимальной экономической структуры пунктов размещения туристов;

- снижение сезонного характера туризма.

Таким образом, перед региональными органами туризма встали следующие главные задачи в области туризма.

1. Срочное реформирование регионального туристского комплекса с целью обеспечения его выхода на международные рынки, создание конкурентоспособного туристского продукта, ускоренное развитие сферы услуг, привлечение иностранных туристов и увеличение валютных поступлений.

2. Подготовка и внедрение адаптированной к международным стандартам нормативно-правовой базы в процесс управления туристским комплексом.

3. Создание в регионе здоровой конкурентной среды на рынке туристских услуг, преодоление его раздробленности, формирование высококачественного государственного сектора туризма, опирающегося на инфраструктуру, находящуюся в государственной собственности.

4. Создание широкой гаммы рекламно-информационного продукта, обеспечивающего продвижение национального туристского продукта на основных международных туристских рынках.

------------------------------------------------------------------

Название документа