Туризм - динамично развивающаяся отрасль экономики Дальневосточного региона

(Осауленко А. П.)

("Туризм: право и экономика", 2006, N 1)

Текст документа

ТУРИЗМ - ДИНАМИЧНО РАЗВИВАЮЩАЯСЯ ОТРАСЛЬ

ЭКОНОМИКИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА

А. П. ОСАУЛЕНКО

Осауленко А. П., председатель правления Азиатско-Тихоокеанского представительства РСТ, президент некоммерческого партнерства "Гильдия туроператоров Дальнего Востока".

Развитие туристического рынка востока России мало чем отличается от развития туризма в целом по России. В массе своей это те же вопросы, проблемы, задачи, решение которых в подавляющем своем большинстве лежит в тесном взаимодействии и сотрудничестве органов управления и самим бизнесом.

Одиннадцать лет назад на Дальнем Востоке России, в частности в Хабаровске, появилась первое общественное объединение туристических компаний. Это было Хабаровское региональное представительство Российской ассоциации туристических агентств. На момент образования в эту организацию входили всего лишь четыре туристические компании из Хабаровского края. Сегодня это уже Азиатско-Тихоокеанское региональное представительство Российского союза туриндустрии, которое объединяет в своих рядах около сорока компаний из четырех дальневосточных территорий. Сюда входят как гранды дальневосточного туризма, так и небольшие агентские туристические компании. Те задачи, которые ставились еще 11 лет назад, безусловно, не идут ни в какое сравнение с теми вопросами, которые сегодня решает ассоциация. Понятно, что сегодня во главе угла стоят вопросы развития туристской инфраструктуры на Дальнем Востоке, создание и продвижение своего, качественного дальневосточного туристического продукта как внутри России, так и за ее пределами.

Но, к сожалению, на сегодняшний день решение по большинству этих вопросов упирается в недостаточное взаимодействие и сотрудничество внутри самого дальневосточного туристического сообщества. Например, сколько говорим о том, что не только за границей, но и внутри России нас воспринимают как единый туристический субъект, а именно - Дальний Восток России, тем не менее до сегодняшнего дня мы не имеем даже единой дальневосточной туристической выставки-ярмарки, где могли бы показать, а самое главное - продать весь спектр нашего дальневосточного турпродукта. Куда бы мы могли пригласить профессионалов туристического бизнеса не только со всей России, но и со всего мира. Мы до сих пор не представляем собой единого целого на крупных российских и международных выставках-ярмарках. Только однажды, если мне не изменяет память, на MITT-2003, был стенд с брендом "Дальний Восток России", на котором были представлены туристические компании пяти дальневосточных регионов. К сожалению, мы мало взаимодействуем и при решении вопросов, которые характерны для большинства наших территорий в сфере туризма. Каждый субъект пытается действовать самостоятельно, безусловно, и в этом никто не сомневается, что КПД подобных действий мог бы быть гораздо выше, если бы мы действовали сообща, единым целым.

Как обычно, осознание этого приходит первым к бизнесу, т. к. именно он раньше всех получает тот негативный результат от невозможности в одиночку решить те или иные проблемы. Именно поэтому сегодня при непосредственном участии Российского союза туриндустрии была создана гильдия туроператоров Дальнего Востока. На сегодняшний день крупные компании трех дальневосточных территорий вошли в это объединение.

Безусловно, двери гильдии открыты для компаний всех территорий Дальнего Востока, и мы бы хотели, чтобы элита дальневосточного туризма была максимально представлена в этом сообществе. Обращаемся также и к руководителям территориальных органов управления туризмом.

Уважаемые коллеги, данная организация создана в первую очередь для того, чтобы помогать вам в решении наших общих вопросов. Формы членства в этом объединении могут быть различны, и, может быть, следующим шагом станет создание межрегионального органа координации и взаимодействия в сфере туризма на Дальнем Востоке. А такая координация и взаимодействие нам в первую очередь необходимы в наших взаимоотношениях с центральными органами управления туризмом. Ведь на сегодняшний день решение многих вопросов переносится в Москву.

Примеры. В настоящее время эти взаимоотношения с центром строятся в одностороннем порядке. Если у вас есть вопросы, пожалуйста, приезжайте в Москву и попытайтесь их объяснить. Однако, как мы с вами знаем из жизненной практики, для того чтобы какой-либо вопрос был решен, необходимо, чтобы его знали не только те, кто ставит этот вопрос, но и те люди, от которых зависит решение этих вопросов. Поэтому, может быть, гораздо быстрее решались бы вопросы: о включении в эксперимент по безвизовому въезду в Россию на период до 72 часов туристов из Японии и Южной Кореи; заходов круизных судов в порты Дальнего Востока; и конечно же безвизовый туристический обмен между Россией и КНР, если бы представители Ростуризма изучали эти вопросы непосредственно на месте. Во всяком случае, мы надеемся, что со временем оно так и будет.

Кстати сказать, безвизовый туристический обмен с Китаем охарактеризовать кроме как наиболее важным направлением в туризме Дальнего Востока России невозможно. Фактически - это хлеб для туристической отрасли Дальнего Востока. Рабочие места, налоги, укрепление межрегиональных связей, приграничная внешнеэкономическая деятельность - это те ингредиенты, которые составляют основу этого хлеба. И сейчас, насколько нам известно, в тот механизм межправсоглашения, который создавался на протяжении пяти лет, пытаются внести дополнения и изменения. Почему я говорю "насколько нам известно"? Потому что до сегодняшнего дня мы пользуемся обрывочной полуофициальной информацией, а также проектами документов, которые иногда нам удается получить. Наверное, это неправильно - пользоваться подобной информацией, но, к сожалению, другой официальной информации нам никто не дает, а на все запросы, которые идут в Ростуризм по данному вопросу, ответов до сегодняшнего дня так и нет.

Что же мы имеем на сегодняшний день? На сегодня мы имеем проект "Генерального соглашения о сотрудничестве" между НП "Мир без границ", ОАО "Военно-страховая компания" и ООО "Частное охранное предприятие "Аклен". Предметом данного соглашения, как указано в п. 1.1 этого документа, является "сотрудничество Сторон в интересах формирования конкретных механизмов реализации "Межправсоглашения". Из этого, видимо, следует, что до настоящего времени таких механизмов не существует, и это при том, что Соглашение действует уже в течение пяти лет. Само по себе данное генеральное соглашение как предмет для сотрудничества трех предпринимательских структур в общем-то ничего не означает. Однако если прочитать проект следующего документа, который называется "Методика работы в регионах по реализации Генерального соглашения о сотрудничестве между НП "Мир без границ", ОАО "Военно-страховая компания" и ООО "ЧОП "Аклен", то в п. 1 данного документа мы видим следующее: "Федеральное агентство РФ по туризму при участии Партнерства формирует список российских туристических организаций, рекомендованных для работы в рамках Соглашения с китайскими туристическими фирмами, и утверждает его на Межведомственной комиссии". Тогда получается, что единственным критерием для компании, которая хотела бы работать по Соглашению, должно стать членство в НП "Мир без границ", что, собственно, подтверждается директорами тех туркомпаний, которым предложено войти в этот список. Читая далее проект данного документа, не понимаешь, что, собственно, нового в механизмах реализации межправсоглашения в отличие от того механизма, который работает сейчас. По сути, в этот существующий прямой и четкий механизм добавляют три новых колена. Понятно, что эти три новые введенные структуры будут требовать и дополнительных финансовых затрат.

В газете "Коммерсант" за 8 сентября 2005 г. в статье "Интурист не ловится" приведены очень интересные официальные цифры и мнения директоров ведущих туроператорских компаний по приему иностранных туристов. Так вот, мнение однозначно: Россия стала слишком дорогой для иностранцев, и, в частности, за первое полугодие 2005 г. поток въехавших в Россию китайских туристов сократился на 20,8%.

Другой вопрос, который возникает в данной ситуации, почему только "Военно-страховая компания" предполагает страхование туристов по межправсоглашению? Как к этому отнесется само страховое сообщество и как это соответствует антимонопольному законодательству? Я уже не говорю о том, каким образом ООО "ЧОП "Аклен" будет обеспечивать "своевременное принятие мер по реализации принятых обращений от китайских граждан", находясь за 10 тысяч верст от этого туриста, и, насколько я понимаю, никто не освобождает правоохранительные органы от тех функций и задач, которыми их наделило государство. А что мы знаем об этом НП "Мир без границ", кроме того, что они хотели бы контролировать безвизовый двусторонний турпоток на китайском направлении? И о каком доверии к "Партнерству" может идти речь, если первоначально разговор шел о списках компаний, занимающихся приемом китайских туристов в России, а в проектах перечисленных мной выше документов мы видим, что речь идет уже и о российских туристах, выезжающих в Китай? Согласно п. 3 Методики работы в регионах по реализации Генерального соглашения о сотрудничестве между НП "Мир без границ", ОАО "Военно-страховая компания" и ООО "ЧОП "Аклен" российские туристические компании обязаны предоставлять списки туристических групп для проверки в НП "Мир без границ". Собственно говоря, больше ничего нового в этой "методике" нет. Получается, что НП "Мир без границ" - всего лишь еще один орган статистики в механизме реализации межправсоглашения. Насколько нам известно, количество компаний, которые по проекту могли бы попасть в списки для работы по межправсоглашению, будет резко ограничено.

Так, в Хабаровском крае не более 2 компаний, в Приморском - не более 3, в Амурской области - не более 2. Сравним эти цифры с реалиями сегодняшнего дня. Так, в Приморском крае сейчас по межправсоглашению работают 40 туркомпаний, а в Хабаровском крае - 17.

Что может произойти на рынке в результате резкого уменьшения количества компаний, работающих по безвизовому обмену с Китаем? Кто будет тем крайним, который должен будет объяснять бизнесу, почему та или иная компания не попадает в новый список по безвизовому обмену, какие критерии она не может выполнить, чтобы войти в этот список. Ответ один - руководители территориальных органов управления туризмом.

Следующий вопрос: почему компании, имеющие своих собственных партнеров в Китае, на протяжении большого количества лет, отправляя на регулярной основе большие группы российских туристов в КНР, должны будут обращаться к избранным с просьбами о включении своих туристов в список на безвизовый обмен, и наверняка услуга эта не будет бесплатной? Безусловно, туристическим бизнесом Дальнего Востока все это будет восприниматься как попытки перераспределения турпотоков, передел существующего рынка, причем не по законам цивилизованного рынка, а фактически силовым путем.

После того как информация об этих проектах попала на места, в ряде территорий состоялись рабочие совещания представителей всех органов государственной власти, отвечающих сегодня за контроль и реализацию межправсоглашения. И, как нам известно, мнение было однозначным, что существующий механизм на сегодняшний день наиболее оптимальный. В этом механизме все сбалансировано и на своих местах. И самое главное - он проверен временем. От добра добра не ищут, так говорится в известной русской поговорке. Подводя итог своему выступлению и переходя на протокольный язык, хотел бы просить уважаемых коллег включить (или поддержать) в проект резолюции нашего круглого стола следующие пункты:

- обратиться в Федеральное агентство по туризму с предложением предоставить территориальным органам управления туризма самостоятельно, неограниченно, в соответствии с существующими требованиями определять списки туркомпаний на осуществление групповых туристических безвизовых обменов с обязательным информированием федеральных властей;

- считать достаточным на списках и приглашениях для контрольных органов РФ печати уполномоченного территориального органа координации по безвизовому обмену;

- выйти с предложением в Федеральное агентство по туризму о проведении рабочего совещания с участием территориальных органов управления туризмом, туристической общественности, представителей туристического бизнеса с целью обсуждения целесообразности внесения изменений в механизм реализации межправсоглашения по безвизовому обмену между Россией и Китаем;

- законодательно закрепить проведение взаиморасчетов на безналичной основе между туркомпаниями РФ и КНР, работающими по безвизовому обмену;

- обратиться в администрации субъектов Дальнего Востока России с просьбой рассмотреть вопрос о возможности создания механизма координации в сфере туризма.

------------------------------------------------------------------

Название документа