О некоторых вопросах реализации принципа профессионализма и компетентности муниципальных служащих <*>

А.Ю. КИРЬЯНОВ

<*> Kir'yanov A.Yu. On certain issues of realization of principle of professionalism and competency of municipal officials.

Кирьянов Артем Юрьевич, Автономная некоммерческая организация "Центр развития местного самоуправления", исполнительный директор, г. Москва, член-корреспондент РАЕН, кандидат юридических наук.

В статье анализируются содержание принципа профессионализма и компетенции и практика его реализации. Дается понятие данному принципу и рассматриваются вопросы его применения на муниципальном уровне. На основе проведенного анализа автор делает выводы, которые могут быть использованы для совершенствования законодательства.

Ключевые слова: муниципальная служба, профессионализм, служебная деятельность, квалификация, компетентность.

The article analyses the contents of principle of professionalism and competency and practice of realization thereof. The author defines this principle and considers the issues of application thereof at municipal level. On the basis of this analysis that author makes conclusions which can be used for improvement of legislation.

Key words: municipal service, professionalism, official activity, qualification, competency.

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" [12] в ст. 4 устанавливает основные принципы муниципальной службы. Под принципами муниципальной службы понимают закрепляемые в Конституции РФ и федеральных законах и обусловленные природой местного самоуправления основополагающие идеи и правила, которые предопределяют актуальное содержание муниципальной службы и перспективы ее правового регулирования [11].

Одним из основных принципов, указанных в Законе, является принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих.

Принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих отражает сущность муниципальной службы. Пункт 1 ст. 2 Закона определяет муниципальную службу как профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) [12]. Таким образом, муниципальная служба является профессиональной деятельностью, требующей для своего осуществления специальных знаний и навыков.

В теории профессионализм определяется как "высший уровень психофизиологических, психических и личностных изменений, происходящих в процессе длительного выполнения человеком служебных обязанностей, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в особых условиях" [8].

Профессионализм тесно связан с понятием "компетентность" (от лат. competens - соответствующий, способный), которая означает доскональное знание своего дела, сути выполняемой работы, норм, правил и процедур организации, а также наличие умений и навыков, способствующих эффективной реализации этих знаний в практической деятельности [4].

Реализации данного принципа должны способствовать закрепляемые нормативно-правовыми актами требования, предъявляемые к уровню и виду образования, профессиональному стажу, знаниям и навыкам лиц, претендующих на занятие должности муниципальной службы. На повышение профессионализма и компетенции муниципальных служащих направлены профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка служащих.

Е.Ю. Киреева сформулировала следующие составляющие реализации рассматриваемого принципа:

- наличие образования;

- наличие опыта работы и стажа;

- знание структуры управления муниципальной службы, схем служебных взаимоотношений, осуществление взаимодействия с коллегами внутри своего подразделения с выше- и нижестоящими структурами;

- знание задач и функций органа местного самоуправления, а также задач и функций, предусмотренных по занимаемой должности муниципальной службы;

- знание и практическая реализация муниципальным служащим своих должностных обязанностей;

- совершенствование профессионализма (повышение квалификации, получение дополнительного образования) [2].

Принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих положен в основу формирования кадрового состава муниципальной службы. В первую очередь законом устанавливаются основные квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы.

В соответствии со ст. 9 Закона о муниципальной службе для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются:

- к уровню профессионального образования;

- к стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности;

- к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей [12].

Данные квалификационные требования устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы [1].

В некоторых случаях требования к отдельным муниципальным служащим могут устанавливаться специальными федеральными законами. Например, п. 2 ст. 7 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" [13] устанавливает, что на должность председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования назначаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и опыт работы в области государственного, муниципального управления, государственного, муниципального контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции.

Например, квалификационные требования, предъявляемые для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Волгограда, к уровню профессионального образования и стажу определяются в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы [9]:

Таблица 1

¦ Группа ¦ Уровень ¦ Стаж ¦ Стаж ¦

¦ должностей ¦ профессионального ¦ муниципальной ¦ работы по ¦

¦муниципальной¦ образования ¦(государственной)¦специальности¦

¦ службы ¦ ¦ службы (лет) ¦ (лет) ¦

+-------------+---------------------------+-----------------+-------------+

¦Высшая ¦высшее профессиональное ¦ 6 ¦ 7 ¦

+-------------+образование +-----------------+-------------+

¦Главная ¦по специализации должностей¦ 4 ¦ 5 ¦

+-------------+муниципальной службы либо +-----------------+-------------+

¦Ведущая ¦иное высшее ¦ - ¦ 4 ¦

¦ ¦профессиональное ¦ ¦ ¦

¦ ¦образование ¦ ¦ ¦

+-------------+---------------------------+-----------------+-------------+

¦Старшая ¦высшее или среднее ¦ - ¦ - ¦

¦ ¦профессиональное ¦ ¦ ¦

¦ ¦образование ¦ ¦ ¦

+-------------+---------------------------+-----------------+-------------+

¦Младшая ¦среднее профессиональное ¦ - ¦ - ¦

¦ ¦образование ¦ ¦ ¦

L-------------+---------------------------+-----------------+--------------

Квалификационные требования, предъявляемые для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Волгограда, к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления Волгограда с учетом их задач и функций:

Таблица 2

¦ Профессиональные знания ¦ Профессиональные навыки ¦

+-----------------------------------+-------------------------------------+

¦ 1 ¦ 2 ¦

+-----------------------------------+-------------------------------------+

¦ Высшая, главная группы должностей муниципальной службы ¦

+-----------------------------------T-------------------------------------+

¦знание: ¦управление персоналом; ¦

¦Конституции Российской Федерации, ¦оперативное принятие и реализация ¦

¦федеральных законов, указов ¦управленческих и иных решений; ¦

¦Президента Российской Федерации, ¦прогнозирование последствий принятых ¦

¦постановлений Правительства ¦решений; ¦

¦Российской Федерации, законов ¦ведение деловых переговоров; ¦

¦Волгоградской области, ¦работа по взаимосвязи ¦

¦муниципальных правовых актов ¦с государственными и иными органами, ¦

¦Волгограда, в соответствии с ¦ведомствами, организациями, ¦

¦которыми регулируются отношения, ¦гражданами; ¦

¦связанные с муниципальной службой ¦предупреждение и разрешение ¦

¦в Российской Федерации; ¦конфликтов; ¦

¦нормативной базы соответствующей ¦организация и проведение заседаний, ¦

¦сферы деятельности, осуществляемой ¦совещаний и других форм коллективного¦

¦в пределах должностных обязанностей¦обсуждения; ¦

¦и полномочий; ¦составление документов ¦

¦основ государственного ¦аналитического, делового и ¦

¦и муниципального управления; ¦справочно-информационного характера; ¦

¦основ трудового законодательства ¦планирование и организация рабочего ¦

¦Российской Федерации; ¦времени; ¦

¦передового отечественного и ¦делегирование полномочий ¦

¦зарубежного опыта по осуществлению ¦подчиненным; ¦

¦местного самоуправления, методов ¦постановка перед подчиненными ¦

¦управления аппаратом муниципального¦достижимых задач; ¦

¦органа; ¦недопущение личностных конфликтов ¦

¦основ ведения деловых переговоров; ¦с подчиненными, коллегами и ¦

¦правил делового этикета; ¦вышестоящими руководителями; ¦

¦порядка работы со служебной ¦умение находить компромиссы при ¦

¦информацией; ¦решении проблем в конфликтных ¦

¦правил и норм охраны труда, техники¦ситуациях; ¦

¦безопасности и противопожарной ¦владение компьютерной техникой и ¦

¦защиты ¦средствами коммуникации; ¦

¦ ¦владение необходимыми программными ¦

¦ ¦продуктами ¦

+-----------------------------------+-------------------------------------+

¦ Ведущая группа должностей муниципальной службы ¦

+-----------------------------------T-------------------------------------+

¦знание: ¦работа в коллективе; ¦

¦Конституции Российской Федерации, ¦предупреждение и разрешение ¦

¦федеральных законов, указов ¦конфликтов; ¦

¦Президента Российской Федерации, ¦взаимодействие с государственными и ¦

¦постановлений Правительства ¦иными органами, ведомствами, ¦

¦Российской Федерации, законов ¦организациями, гражданами; ¦

¦Волгоградской области, ¦разработка предложений для ¦

¦муниципальных правовых актов ¦последующего принятия управленческих ¦

¦Волгограда, в соответствии ¦решений по профилю деятельности; ¦

¦с которыми регулируются отношения, ¦ведение служебного документооборота, ¦

¦связанные с муниципальной службой ¦исполнение служебных документов, ¦

¦в Российской Федерации; ¦подготовка делового письма; ¦

¦нормативной базы соответствующей ¦проведение ¦

¦сферы деятельности, осуществляемой ¦организационно-аналитической работы, ¦

¦в пределах должностных обязанностей¦подготовка и проведение мероприятий в¦

¦и полномочий; ¦соответствующей сфере деятельности, ¦

¦задач и функций органов местного ¦заключающиеся в умении планировать ¦

¦самоуправления Волгограда; ¦профессиональную деятельность, ¦

¦передового отечественного и ¦проявлять активность и инициативу; ¦

¦зарубежного опыта по осуществлению ¦реализация основных форм работы: ¦

¦местного самоуправления; ¦служебной переписки, ведения ¦

¦методов управления коллективом; ¦переговоров; ¦

¦основ ведения деловых переговоров; ¦рациональное применение имеющихся ¦

¦правил делового этикета; ¦профессиональных знаний и опыта; ¦

¦порядка работы со служебной ¦владение компьютерной техникой, ¦

¦информацией; ¦оргтехникой и средствами ¦

¦правил и норм охраны труда, техники¦коммуникаций; ¦

¦безопасности и противопожарной ¦владение необходимыми программными ¦

¦защиты ¦продуктами ¦

+-----------------------------------+-------------------------------------+

¦ Старшая группа должностей муниципальной службы ¦

+-----------------------------------T-------------------------------------+

¦знание: ¦работа в коллективе; ¦

¦Конституции Российской Федерации, ¦умение избегать конфликтных ¦

¦федеральных законов, указов ¦ситуаций; ¦

¦Президента Российской Федерации, ¦исполнительская дисциплина; ¦

¦постановлений Правительства ¦эффективная организация работы; ¦

¦Волгоградской области, ¦работа с законодательными и ¦

¦муниципальных правовых актов ¦нормативными актами; ¦

¦Волгограда, в соответствии ¦организация и планирование ¦

¦с которыми регулируются отношения, ¦выполнения порученных заданий; ¦

¦связанные с муниципальной службой ¦умение эффективно и последовательно ¦

¦в Российской Федерации; ¦организовывать работу ¦

¦нормативной базы соответствующей ¦по взаимодействию с организациями, ¦

¦сферы деятельности, осуществляемой ¦гражданами; ¦

¦в пределах должностных обязанностей¦ведение служебного документооборота, ¦

¦и полномочий; ¦исполнение служебных документов, ¦

¦задач и функций органов местного ¦подготовка делового письма; ¦

¦самоуправления Волгограда; ¦владение компьютерной техникой, ¦

¦правил делового этикета; ¦оргтехникой и средствами ¦

¦порядка работы со служебной ¦коммуникации; ¦

¦информацией; ¦владение необходимыми ¦

¦правил и норм охраны труда, техники¦программными продуктами ¦

¦безопасности и противопожарной ¦ ¦

¦защиты ¦ ¦

+-----------------------------------+-------------------------------------+

¦ Младшая группа должностей муниципальной службы ¦

+-----------------------------------T-------------------------------------+

¦знание: ¦навык исполнительской дисциплины; ¦

¦Конституции Российской Федерации, ¦эффективная организация рабочего ¦

¦федеральных законов, указов ¦времени; ¦

¦Президента Российской Федерации, ¦умение избегать конфликтных ситуаций;¦

¦постановлений Правительства ¦владение компьютерной техникой, ¦

¦Российской Федерации, законов ¦оргтехникой и средствами коммуникации¦

¦Волгоградской области, ¦ ¦

¦муниципальных правовых актов ¦ ¦

¦Волгограда, в соответствии ¦ ¦

¦с которыми регулируются отношения, ¦ ¦

¦связанные с муниципальной службой ¦ ¦

¦в Российской Федерации; ¦ ¦

¦нормативной базы соответствующей ¦ ¦

¦сферы деятельности, осуществляемой ¦ ¦

¦в пределах должностных обязанностей¦ ¦

¦и полномочий; ¦ ¦

¦задач и функций органов местного ¦ ¦

¦самоуправления Волгограда; ¦ ¦

¦правил делового этикета; ¦ ¦

¦порядка работы со служебной ¦ ¦

¦информацией; ¦ ¦

¦правил и норм охраны труда, техники¦ ¦

¦безопасности и противопожарной ¦ ¦

¦защиты ¦ ¦

L-----------------------------------+--------------------------------------

Рациональное формирование кадрового состава муниципальной службы обеспечивается в т.ч. с помощью оценки результатов профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих в ходе проведения аттестации или сдачи квалификационного экзамена.

В соответствии со ст. 18 Закона о муниципальной службе аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы [12]. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года. Можно определить следующие цели, которые преследует аттестация муниципальных служащих:

- формирование кадрового состава соответствующей квалификации;

- определение необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки муниципальных служащих;

- обеспечение возможности профессионального и служебного роста, движения кадров муниципальной службы;

- эффективное использование каждого муниципального служащего в соответствии с его специальностью и уровнем квалификации;

- стимулирование роста профессионализма муниципальных служащих и др.

Автор полагает, что можно встретить и указание на информационную компетентность государственных служащих. При этом под информационной компетентностью государственных служащих подразумевается прежде всего компьютерная грамотность - элементарные навыки владения, умение пользоваться персональным компьютером, другими информационными технологиями, в т.ч. и такими основополагающими интернет-сервисами, как электронная почта, и использовать их в своей профессиональной деятельности [10]. Исходя из такого понимания автор считает, что информационная компетентность государственных служащих на современном этапе информационного развития российского общества и государственных институтов является важнейшей составной частью общей компетенции государственных служащих и фактором, определяющим уровень их профессионализма.

Представляется, что информационная компетентность должна стать и неотъемлемой частью компетенции муниципальных служащих. Владение компьютером, современными информационными технологиями, возможностями интернет-технологий позволяет муниципальным служащим оперативно решать текущие вопросы и задачи по реализации вопросов местного значения, говорит о высоком уровне профессионализма муниципальных служащих. В то же время следует признать, что недостаточный, зачастую низкий уровень информационной компетентности муниципальных служащих является той причиной, которая объективно тормозит развитие взаимоотношений органов местного самоуправления и граждан. Соответственно, решение проблемы низкого уровня информационной компетентности муниципальных служащих будет способствовать в т.ч. и более полной реализации конституционных прав и свобод российских граждан.

Необходимо отметить, что принцип профессионализма и компетентности является также одним из принципов государственной службы, что нашло свое закрепление в соответствующих федеральных законах [14, 15].

Данный принцип обязывает гражданских служащих иметь профессиональное образование, соответствующее должностной компетенции, владеть процедурой деятельности органов государственной власти, знать свои права и обязанности; активно и в полной мере осуществлять функции и полномочия, предусмотренные законодательством и должностными регламентами [5].

Реализации данного принципа должны способствовать закрепляемые Законом о государственной гражданской службе требования, предъявляемые к уровню и виду образования, профессиональному стажу, знаниям и навыкам лиц, претендующих на занятие должности государственной гражданской службы (ст. 12). Кроме того, на повышение профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих направлены профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка служащих (ст. 62 - 63) [7].

Как видно из представленных требований к профессионализму и компетенции государственных служащих, можно отметить единство требований, предъявляемых к профессионализму государственных и муниципальных служащих.

Е.Ю. Киреева отмечает, что единство основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы выступает одним из правовых средств обеспечения взаимосвязи государственной и муниципальной службы. Правовое обеспечение единства основных квалификационных требований, предъявляемых к гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы, и служащим, замещающим муниципальные должности муниципальной службы, возможно вследствие того, что в обоих случаях речь идет о профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, предполагает наличие соответствующего профессионального образования, специализации, квалификации и стажа работы [3].

Литература

1. Закон Волгоградской области от 11 февраля 2008 г. N 1626-ОД (в ред. от 02.03.2011) "О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области" // Волгоградская правда. 2008. 20 февр. N 31.

2. Киреева Е.Ю. Муниципальная служба: проблемы теории и практики: Монография. М.: Изд-во "РАГС", 2009. С. 43.

3. Киреева Е.Ю. Проблемы реализации принципа взаимосвязи государственной и муниципальной службы // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 3.

4. Колесников А.В., Макаров А.О., Осипова И.Н. Комментарий к Федеральному закону от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс", 2007.

5. Комментарий к Федеральному закону "О государственной гражданской службе РФ" (постатейный) / Д.В. Баснак, Д.В. Бедняков, В.А. Галабурда и др.; Под ред. В А. Козбаненко. СПб.: Питер Пресс, 2008. 576 с.

6. Комментарий к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (постатейный) / Под ред. А.Ф. Ноздрачева // СПС "КонсультантПлюс", 2005.

7. Комментарий к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (постатейный) / Под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова. М.: Юстицинформ, 2006.

8. Охотский Е.В., Игнатов В.Г, Лытов Б.В. и др. Государственная служба: теория и организация. Ростов н/Д, 1998. С. 501.

9. Решение Волгоградской городской Думы от 24 марта 2010 г. N 30/920 (в ред. от 06.10.2010) "Об установлении квалификационных требований, предъявляемых для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Волгограда, аппарате избирательной комиссии Волгограда" // Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград. 2010. 10 апр. N 37.

10. Устинович Е.С., Барбашин Е.А. Информационная компетентность государственных служащих // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. N 10.

11. Фабричный С.Ю. Формирование муниципальной службы: проблемы теории и практики. М., 2005. С. 25.

12. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ (в ред. от 03.05.2011) "О муниципальной службе в Российской Федерации" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. N 10. Ст. 1152.

13. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 7. Ст. 903.

14. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ (в ред. от 28.12.2010) "О системе государственной службы Российской Федерации" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. N 22. Ст. 2063.

15. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (в ред. от 11.07.2011) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. N 31. Ст. 3215.