Получаем лицензию по-новому <*>

А.В. КУЧЕРЕНКО

<*> Kucherenko A.V. We obtain license in a new fashion.

Кучеренко Анна Вячеславовна, доцент кафедры гражданского права юридического факультета Амурского государственного университета, кандидат юридических наук.

В статье приведен анализ изменений правового регулирования лицензирования как формы государственного контроля за предпринимательской деятельностью; выявлены тенденции и основания законодательного реформирования указанной сферы.

Ключевые слова: лицензирование, государственный контроль, предпринимательство, реформы.

In the article the analysis of changes of legal regulation of licensing as forms of the state control over enterprise activity is resulted; tendencies and the bases of legislative reforming of the specified sphere are revealed.

Key words: licensing, government control, business, reforms.

4 мая 2011 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - ФЗ N 99) <1>, пришедший на смену действовавшему ранее Закону 2001 г. (далее - ФЗ N 128) <2>. Однако, несмотря на доставшееся новому Закону "по наследству" название, он не просто внес перемены в регулирование лицензирования, а изменил сам подход к определению и осуществлению отдельных процедур, производимых в его рамках. Такой шаг законодателя, воплотившийся не во внесении отдельных изменений в текст ФЗ N 128, а в коренном его преобразовании, вполне оправдан. Ведь на протяжении десяти лет его существования теорией и практикой неоднократно обозначались "болевые точки" рассматриваемой формы воздействия государства на рынок, в частности отсутствие антикоррупционных механизмов во взаимодействии субъектов лицензионных правоотношений <3>.

<1> Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 19. Ст. 2716.

<2> Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3430.

<3> Куликова Т.В. Лицензирование как форма реализации исполнительной власти: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2007. С. 4.

Также следует отметить как фактор, обусловливающий обновление лицензионного законодательства, и постоянное развитие предпринимательской деятельности, появление новых видов деятельности, приносящих доход, а также новых форм ее осуществления. Так, например, только за последний год в Российской Федерации правовую регламентацию получили микрофинансовая деятельность <4>, клиринговая деятельность <5> и пр.

<4> Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. N 27. Ст. 3435.

<5> Федеральный закон от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 7. Ст. 904.

Более того, если в период становления в России института лицензирования, в начале 90-х годов XX века, активное участие государства в управлении экономикой было необходимостью, сегодня лицензирование как вид разрешительной деятельности отходит на второй план, уступая место "концепции самоуправления профессионального сообщества" <6>. В Концепции административной реформы (далее - Концепция) "упорядочение лицензирования" было названо в качестве одной из важнейших мер, направленных на дальнейшее сокращение административных ограничений в предпринимательстве и предусматривающих повышение эффективности государственного контроля и надзора <7>. При этом часть функций по контролю и надзору была передана саморегулируемым организациям, действующим в отдельных сферах предпринимательской и профессиональной деятельности <8>.

<6> Мельничук Г.В. Лицензирование как форма государственного регулирования предпринимательской деятельности в России и США: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 3.

<7> Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р "О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. N 46. Ст. 4720.

<8> Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. N 49. Ст. 6076.

Как верно отмечают Д.А. Войтова и С.А. Максименя, "проводимая сегодня административно-правовая реформа не может быть сведена лишь к оптимизации и адаптации существующей системы государственного управления к новым условиям, ибо в основе современных взаимоотношений исполнительной власти и общества лежит не принцип безусловного приоритета интересов государства или личности, а идея их "взаимовыгодного" сотрудничества, основанная на принципе разумного баланса публичных и частных интересов" <9>.

<9> Войтова Д.А., Максименя С.А. Коррупционные риски в сфере лицензирования // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. 2009. N 2. С. 122.

Так что же изменилось с принятием нового Закона о лицензировании? Рассмотрим ответ на этот вопрос подробнее.

Как известно, критериями отнесения того или иного вида деятельности к числу лицензируемых являются опасность нанесения ущерба частным или публичным интересам, а также несостоятельность других методов воздействия на указанные отношения. Кроме того, отдельными авторами приводится и третий критерий - повышенная доходность вида деятельности, приводящая к злоупотреблениям со стороны хозяйствующих субъектов <10>. К числу объектов, которым может быть причинен ущерб той или иной деятельностью, новый Закон отнес, помимо предусмотренных ФЗ N 128 (права, законные интересы, здоровье граждан, объекты культурного наследия, оборона и безопасность государства), жизнь граждан и окружающую среду (ч. 1 ст. 2). Внесение этих объектов в указанный перечень представляется вполне оправданным и обоснованным, ведь право на жизнь и на благоприятную окружающую среду является одним из основных прав, гарантируемых Конституцией Российской Федерации (ст. ст. 20, 42 и др.).

<10> Калинина А.С. Объекты лицензирования // Актуальные проблемы российского права. 2008. N 3. С. 80.

Впервые в Законе четко сформулированы задачи лицензирования: предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ (ч. 2 ст. 2).

Существенно расширены полномочия Правительства Российской Федерации в сфере лицензирования и лицензирующих органов (ст. 5). Так, Правительство РФ получило право утверждать:

- порядок представления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в т.ч. единого портала государственных и муниципальных услуг;

- типовую форму лицензии;

- показатели мониторинга эффективности лицензирования, порядок проведения такого мониторинга, порядок подготовки и представления ежегодных докладов о лицензировании <11>.

<11> Необходимость осуществления мониторинга эффективности мер государственного надзора, включая лицензионный, была предусмотрена еще в 2005 г. в Концепции, однако ее реализация стала возможной лишь с принятием ФЗ N 99.

К полномочиям лицензирующих органов Закон отнес в числе других:

- проведение мониторинга эффективности лицензирования, подготовку и представление ежегодных докладов о лицензировании;

- утверждение форм заявлений о предоставлении лицензий, переоформлении лицензий, а также форм уведомлений, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, выписок из реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов;

- предоставление заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования, включая размещение этой информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах лицензирующих органов с указанием адресов электронной почты, по которым пользователями этой информации могут быть направлены запросы и получена запрашиваемая информация.

Одним из наиболее обсуждаемых аспектов принятия нового Закона о лицензировании стало сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, что, впрочем, представляет собой четко прослеживаемую тенденцию последних лет, говорящую о стремлении государства снизить административную нагрузку на предпринимателей. Так, если Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <12> предусматривал более 200 видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию, а аналогичный закон 2001 г. на момент принятия ФЗ N 99 - порядка 80-ти, то действующий Закон в названный перечень включил лишь 49 видов (ст. 12). Последнее соотносится и с положениями Концепции, прямо предусматривающими необходимость сократить количество лицензируемых видов деятельности до минимума, обеспечивающего безопасность товаров, работ и услуг.

<12> Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. N 39. Ст. 4857.

Следует отметить, что сокращение указанного перечня произошло во многом за счет объединения нескольких видов деятельности, имеющих общий предмет, в один. Параллельно этому было отменено лицензирование ряда видов деятельности, в частности экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию; производства, хранения, применения, распространения взрывчатых материалов промышленного назначения; производства пиротехнических изделий; изготовления протезно-ортопедических изделий по заказам граждан и пр.

Еще одним существенным новшеством ФЗ N 99 явилось исчезновение упрощенного порядка лицензирования.

Впервые Закон конкретизировал понятие "лицензионные требования" посредством установления их примерного перечня (ст. 8), а также установил революционное по сути правило, отменяющее такую характеристику лицензирования, как срочность (ч. 4 ст. 9). Если ранее лицензия выдавалась на срок не менее чем 5 лет, то сегодня лицензия действует бессрочно, в т.ч. в случае, когда она была выдана до вступления в силу рассматриваемого Закона (ч. 3 ст. 22).

Также впервые в Законе нашли отражение права, обязанности и ответственность должностных лиц лицензирующих органов (ст. 7), что было связано, по всей видимости, с необходимостью исключить неоправданно широкое применение лицензионной процедуры, приводящее к серьезным ограничениям свобод предпринимателей и нарушениям их прав. Более того, Законом уточнен срок - тридцать рабочих дней, в течение которого лицо, пострадавшее от незаконных действий должностных лиц, должно быть оповещено о мерах, принятых в их отношении.

Уточнен порядок представления соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии (ст. 13). В частности, Законом конкретизируются реквизиты подаваемого соискателем лицензии заявления, перечень прилагаемых к нему документов (так, заявитель теперь должен самостоятельно представлять в лицензирующий орган опись прилагаемых к заявлению документов), а также впервые предусматривается возможность устранения недочетов в представленных документах в тридцатидневный срок.

Кроме того, детализирована регламентация порядка принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении лицензирующим органом.

Изменению также подверглись основания и порядок выдачи дубликатов лицензий, их переоформления, а также порядок приостановления, возобновления, прекращения действия и аннулирования лицензии.

Впервые в Законе о лицензировании нашел отражение вопрос о возможности использования в рассматриваемых отношениях документов не только в бумажной, но и в электронной форме. Последнее, несомненно, связано со вступлением в силу Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" <13>, давшего возможность облекать в форму электронного документа саму лицензию (п. 2 ст. 3), заявление о предоставлении лицензии (ч. 6 ст. 13) или о ее переоформлении (ч. 4 ст. 18), лицензионное дело (ч. 3 ст. 16), заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности (ч. 15 ст. 20), реестры лицензий и выписки из них (ст. 21).

<13> Российская газета. 2011. N 75. 8 апреля.

Информационная составляющая Закона также расширена посредством введения обязанности лицензирующих органов по формированию открытого и общедоступного государственного информационного ресурса, содержащего сведения из реестра лицензий, из положений о лицензировании конкретных видов деятельности, технических регламентов и иных нормативных правовых актов РФ, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности. Безусловно, не подлежат внесению в указанный ресурс сведения, доступ к которым ограничен в интересах сохранения государственной или служебной тайны.

Существенным новшеством Закона стала регламентация порядка организации и осуществления лицензионного контроля (ст. 19). Бесспорно, лицензирование призвано выполнять в т.ч. контрольные функции, причем не только на стадии выдачи лицензии (предварительный контроль), но также в процессе осуществления лицензируемого вида деятельности (последующий контроль). Указанное позволяет в определенной степени обеспечить интересы граждан и организаций, имеющих статус потребителя товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) или реализуемых лицензиатом.

Лицензионный контроль осуществляется посредством проведения документарных и внеплановых выездных проверок с соблюдением, за некоторым исключением, положений Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <14>. Так, например, указанные проверки в большинстве случаев проводятся без согласования с органом прокуратуры.

<14> Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.

Подводя итог, следует отметить, что ФЗ N 99 содержит в себе массу существенных нововведений, не только упрощающих взаимодействие реальных и потенциальных лицензиатов с лицензирующими органами, но и делающих лицензионные процедуры более прозрачными и эффективными с точки зрения обеспечения прав потребителей. Однако в новом Законе по-прежнему остался неразрешенным ряд важных вопросов. В их числе один из наиболее сложных и спорных, неоднократно обсуждавшийся в теории: можно ли утверждать, что государство, выдавая лицензию определенному предпринимателю, принимает на себя ответственность перед обществом за безопасность его деятельности? Представляется, что на этот вопрос сегодня следует ответить однозначно отрицательно. Закон не содержит норм, которые позволяли бы говорить о субсидиарной или иной ответственности лицензирующих органов перед лицами, пострадавшими от действий предпринимателя, имеющего лицензию, деятельность которого, следовательно, является формально безопасной.

В целом же эффективность нового Закона о лицензировании покажет время и практика его применения. Федеральный закон N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" вступит в силу в полном объеме 1 июля 2012 года.