Вопросы регламентации наркотических средств и психотропных веществ в нормативных актах Российской Федерации и международных конвенциях
(Иванова Е. В.) ("Наркоконтроль", 2013, N 2) Текст документаВОПРОСЫ РЕГЛАМЕНТАЦИИ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В НОРМАТИВНЫХ АКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНВЕНЦИЯХ <*>
Е. В. ИВАНОВА
-------------------------------- <*> Ivanova E. V. Regulatory issues of narcotic drugs and psychotropic substances in the regulations of the Russian Federation and international conventions.
Иванова Е. В., доцент кафедры судебных экспертиз Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук, доцент (г. Москва).
В статье рассматриваются особенности терминологии нормативной регламентации наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации и международных конвенциях. Показано, что в нормативных актах Российской Федерации отсутствует единообразный подход к понятиям веществ, подлежащих контролю в качестве наркотических средств и психотропных веществ. Высказаны предложения, которые позволят обеспечить терминологическую точность понятий при формировании перечня наркотических средств и психотропных веществ.
Ключевые слова: наркотические средства, психотропные вещества, понятия, термины, нормативные документы.
The normative regulations terminology features of drugs and psychotropic substances in the Russian Federation and the international conventions are discussed in article. The uniform attitude to concepts of monitored as drugs and psychotropic substances does appear in the regulations of the Russian Federation. The article states offers which will allow to provide the terminological accuracy of concepts when forming the list of drugs and psychotropic substances.
Key words: drugs, psychotropic substances, concepts, terms, normative documents.
В настоящее время в Российской Федерации создана объемная нормативная база, включающая правовые акты, которые определяют концепцию и направления антинаркотической деятельности. Основными нормативными документами, регламентирующими объекты, подлежащие контролю в качестве наркотических средств и психотропных веществ, являются Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" <1> и Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 "Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" <2> (далее - Перечень). -------------------------------- <1> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 2. Ст. 219. <2> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 27. Ст. 3198.
Понятия, ставшие основой нормативного регламентирования наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации, были введены антинаркотическими конвенциями - Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г. <3> (далее - Конвенция 1961 г.) и Конвенцией о психотропных веществах 1971 г. <4> (далее - Конвенция 1971 г.) <5>. -------------------------------- <3> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXIII. М., 1970. С. 105 - 136. <4> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами". Вып. XXXV. М., 1981. С. 416 - 434. <5> Подробно о понятиях наркотических средств и психотропных веществ в антинаркотических конвенциях см.: Федоров А. В. Определение наркотических средств и психотропных веществ в Конвенциях ООН и его значение для уголовного законодательства // Наркоконтроль. 2012. N 4. С. 2 - 22; Он же. Определение наркотических средств и психотропных веществ в конвенциях ООН и его значение для борьбы с контрабандой // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2012. N 4(44). С. 98 - 137; Иванова Е. В. Расследование преступлений, совершенных с использованием веществ, опасных для здоровья. М.: Юрлитинформ, 2012. С. 17 - 47.
Вместе с тем как в текстах антинаркотических конвенций, так и в нормативных актах Российской Федерации отсутствует единообразный подход к понятиям веществ, включенных в соответствующие списки. При этом неопределенность сущности употребляемых понятий и отсутствие критериев включения веществ в соответствующие списки приводят к серьезным злоупотреблениям и коррупции со стороны правоохранительных органов, контролирующих оборот рассматриваемых средств и веществ. Анализ Конвенций 1961 и 1971 гг. позволяет заключить, что в качестве наркотических средств и психотропных веществ Списки Конвенций образованы терминами, обозначающими фармацевтические субстанции <6> (например, этилморфин <7>), систематическими названиями по номенклатуре IUPAC <8> (3-ацетокси-6-диметиламино-4,4-дифенилгептан), т. е. индивидуальными соединениями, а также понятиями, определения которых даны в самой Конвенции. Кроме того, в Списках Конвенций присутствуют термины, употребляющиеся в значении названий лекарственных средств (например, клобазам, диазепам, эктазолам, оксикодон, ремифентанил, пиритрамид и др.) <9>, что позволяет трактовать данные термины и как препараты. -------------------------------- <6> Согласно ст. 4 Федерального закона от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" фармацевтическая субстанция представляет собой вещество растительного, животного или синтетического происхождения, обладающее фармакологической активностью и предназначенное для производства и изготовления лекарственных средств. <7> Этилморфина гидрохлорид применяют для успокоения кашля при хронических бронхитах, туберкулезе легких и т. д., а также как болеутоляющее средство. <8> Номенклатура IUPAC - это система наименований химических соединений, которая развивается и поддерживается Международным союзом теоретической и прикладной химии. <9> Например, в Справочнике лекарственных средств указана форма выпуска лекарственного средства "Оксикодон" - таблетки по 5 мг. 2008. 1999 - 2008. Павел Козловский. Keepsoft Itc.
Анализ Списков действующего в настоящее время в Российской Федерации Перечня наркотических средств и психотропных веществ показывает, что к наркотическим средствам и психотропным веществам Списка I Перечня отнесены вещества, обозначенные Международными непатентованными названиями (ДОЭТ, 6-Моноацетилморфин) терминами систематической номенклатуры IUPAC ((1-Бутил-1H-индол-3-ил)(нафталин-1-ил)метанон и др.), понятиями, установленными антинаркотическими конвенциями (каннабис, лист кока, опий, маковая солома, кокаиновый куст). Следует отметить, что авторы неоднократно указывали на возможность различной активности данных веществ. Например, марихуана может содержать активное вещество, оказывающее психоактивное действие (тетрагидроканнабинол), в широком диапазоне <10>. Это связано с селекциями растения Cannabis, направленными как на уменьшение количества каннабиноидов, так и на их увеличение. -------------------------------- <10> Grotenhermen F., Karus M. Industrial hemp is not marijuana: Comment on the drug potential of fiber Cannabis / Journal of the International hemp Ass., Vol. 5. 1998. N 2. P. 96 - 99.
Наряду с этим в Списке I Перечня присутствуют термины, содержание которых характеризует способ изготовления того или иного объекта (кустарно изготовленные препараты из эфедрина (псевдоэфедрина) или из препаратов, содержащих эфедрин (псевдоэфедрин), экстракт маковой соломы и др.). Данные термины не указывают на вещества, обладающие наркотической активностью. Например, термин "кустарно изготовленные препараты из эфедрина (псевдоэфедрина) или из препаратов, содержащих эфедрин (псевдоэфедрин)", не определяя конкретного соединения или вещества, указывает лишь на способ изготовления какого-либо соединения из сильнодействующего вещества "эфедрин". Разъясняют содержание данного понятия методические рекомендации "Экспертное исследование наркотических средств, получаемых из эфедрина" <11>. -------------------------------- <11> Савенко В. Г., Семкин Е. П., Сорокин В. И., Казанков С. П. Экспертное исследование наркотических средств, получаемых из эфедрина. М.: ВНИИ МВД СССР, 1989.
Таким образом, документом, относящим вещество к наркотическому средству, выступают методические рекомендации, т. е. документ, процессуально не регламентированный и имеющий рекомендательный характер. Термин "экстракт маковой соломы" характеризует процесс экстракции компонентов из наркотического средства - маковой соломы. При этом для установления принадлежности вещества к наркотическому средству - экстракту маковой соломы, согласно методическим рекомендациям необходимо выявить наличие хотя бы одного из наркотических алкалоидов опия (морфина, кодеина, тебаина или орипавина) и отсутствие меконовой кислоты. Такие признаки вполне могут быть выявлены при исследовании, например, лекарственного препарата "Коделак", который наркотическим средством не является. Наряду с наркотическими средствами, включенными в Список I Перечня, наркотическими средствами являются и смеси, их содержащие. Анализируя данную позицию, А. В. Табаков отмечает, что к наркотическим средствам относятся "все смеси, в которых обнаружено хотя бы одно индивидуальное соединение (наркотическое средство или психотропное вещество), внесенное в рассматриваемый Список, независимо от количественного содержания этого соединения в исследуемой смеси" <12>. -------------------------------- <12> См.: Табаков А. В. Особенности правового статуса, нормативного определения, формирования и применения Списков наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ и прекурсоров // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2005. N 1(23). С. 35 - 97.
С подобной трактовкой трудно согласиться, поскольку указанная в Перечне формулировка позволяет отнести к наркотическим средствам не только смеси, содержащие индивидуальное соединение, но и смеси, в составе которых обнаружено хотя бы одно наркотическое средство, которое не обязательно является индивидуальным соединением (например, каннабис не является индивидуальным соединением, однако смесь каннабиса с табаком должна рассматриваться как наркотическое средство, согласно законодательству Российской Федерации). В соответствии с законодательством Российской Федерации, наркотическими средствами являются только те вещества и препараты, которые включены в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. За пределами поименованных в Перечне веществ, препаратов и прекурсоров находятся смеси, препараты и другие образования, контроль над которыми устанавливается дополнительно в примечаниях к спискам.
Некорректное употребление терминов в примечаниях также имеет неоднозначные последствия. Так, в правоприменительной практике достаточно вольно употребляются понятия "смесь" и "примесь" по отношению к веществам, содержащим наркотически активные компоненты <13>. Например, неоднократно осуждались лица за сбыт и хранение семян мака, содержащих в качестве примеси частицы коробочек, листьев мака в количестве менее 0,01%. При этом содержание морфина, собственно психоактивного вещества (Список II), в таких -4 объектах, как правило, составляет менее 10 %. С другой стороны, в Российской Федерации разрешено культивирование сортов конопли, содержащих в сухой массе листьев и соцветий верхних частей растения не более 0,1% тетрагидроканнабинола (Список I).
-------------------------------- <13> Подробнее об этом см.: Иванова Е. В. Вопросы квалификации незаконного оборота семян растения мак // Законность. 2011. N 2. С. 25 - 30.
Следует отметить, что понятия "смесь" и "примесь" не тождественны. Смесь, согласно толковому словарю, представляет собой все разнородное, перемешанное, смешанное в одно целое <14>. Термин "примеси", согласно пояснению к товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД России), используется исключительно для веществ, присутствие которых в отдельном химическом соединении является единственным и непосредственным результатом процесса производства (включая очистку) <15>. -------------------------------- <14> Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка (современное написание слов). М.: Цитадель; OCR Палек, 1998. <15> Пояснения к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД России). М.: ФТС, 2007. Т. 2. Разделы VI - VIII. Группы 29 - 43.
Кроме того, примесь не образует совокупности признаков, характеризующих конкретный объект, поскольку распределена в массе фрагментарно, в виде отдельных элементов. Отделение примеси - это, по сути, переработка наркотических средств - действия, в результате которых происходит повышение в препарате концентрации наркотических средств, т. е. искусственно создается наркотическое средство, что представляется недопустимым. По-видимому, при оценке понятий "смесь" и "примесь" наркотических средств или психотропных веществ следует исходить из следующих критериев: 1) используется ли вся смесь в качестве наркотического средства или психотропного вещества; 2) обусловлено ли наличие сопутствующих веществ технологией изготовления какого-либо компонента в совокупности веществ. Определение понятия "смесь" должно быть приведено в примечании к Перечню. Вопросы также вызывает включение в Списки изомеров, стереоизомеров, сложных и простых эфиров, солей и производных <16> наркотических средств и психотропных веществ. -------------------------------- <16> Подробнее о производных и соотношении понятий "аналоги наркотических средств и психотропных веществ" и "производные наркотических средств и психотропных веществ" см.: Федоров А. В. О необходимости дальнейшего совершенствования законодательного определения производных наркотических средств и психотропных веществ // Материалы 4-й Международной научно-практической конференции "Теория и практика судебной экспертизы в современных условиях" (г. Москва, 30 - 31 января 2013 г.). М.: Проспект, 2013. С. 312 - 314; Он же. Аналоги наркотических средств и психотропных веществ как предмет контрабанды // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2012. N 3(43). С. 115 - 123; Иванова Е. В. Инновации в вопросах отнесения веществ к категориям наркотических и психотропных // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. N 3. С. 82 - 85; Она же. Расследование преступлений, совершенных с использованием веществ, опасных для здоровья. М.: Юрлитинформ, 2012.
Список II Перечня сформирован понятиями, имеющими значение индивидуальных соединений (4-МТА (альфа-метил-4-метилтиофенетиламин), кодеин) и лекарственных препаратов (таблетки "Алнагон", таблетки "Кодтерпин" и т. д.). Кроме того, в качестве наркотических средств Списка II Перечня могут рассматриваться препараты и индивидуальные соединения, имеющие смысл синонимов включенных в Список наркотических средств, а также препараты, содержащие наркотические средства и психотропные вещества и нейтральные компоненты (вода, крахмал, сахар, бикарбонат натрия, тальк и т. п.). Таким образом, все смеси, препараты и комбинированные лекарственные препараты, включающие кроме основного контролируемого вещества другие фармакологически активные компоненты, за исключением включенных в Список рецептурно, не являются контролируемыми. При этом следует отметить недостаточное акцентирование медицинской направленности данного Списка, поскольку смесь, содержащую кодеин, красный фосфор и йод <17>, с учетом неопределенного понятия "препарат", устанавливаемого Законом о наркотических средствах и психотропных веществах, также можно отнести к смесям, содержащим наркотическое средство данного (т. е. имеющего терапевтическое значение) Списка, т. е. препаратам. -------------------------------- <17> Смесь, приготовленная к изготовлению дезоморфина (Список I Перечня).
Критерии контролируемости того или иного вещества в Российской Федерации не установлены. В Конвенциях же присутствуют нормы, регламентирующие условия внесения изменений в Списки Конвенции, среди которых указываются данные о том, что: 1) определенное вещество способно быть предметом аналогичного злоупотребления и вызывать аналогичные вредные последствия, что и наркотические средства, включенные в Список I или в Список II, или что оно может быть превращено в наркотическое средство. Комиссия по наркотическим средствам Экономического и Социального Совета Организации Объединенных Наций, в соответствии с рекомендацией Всемирной организации здравоохранения, может постановить, что данное вещество должно быть добавлено к Списку I или к Списку II; 2) если Всемирная организация здравоохранения находит, что какой-нибудь препарат, вследствие содержащихся в нем веществ, не способен быть предметом злоупотребления и не может вызывать вредных последствий (п. 3) и что содержащееся в нем наркотическое средство не может быть легко извлечено, Комиссия может, в соответствии с рекомендацией Всемирной организации здравоохранения, добавить этот препарат к Списку III; 3) если Всемирная организация здравоохранения находит, что какое-нибудь наркотическое средство, включенное в Список I, особенно способно быть предметом злоупотребления и вызывать вредные последствия и что такая способность не компенсируется существенными терапевтическими преимуществами, которыми не обладают другие вещества, помимо наркотических средств, включенных в Список IV, Комиссия может, в соответствии с рекомендацией Всемирной организации здравоохранения, внести это наркотическое средство в Список IV. В Конвенции 1971 г. установлено, что вещество может быть включено в один из списков Конвенции, если данное вещество обладает способностью: - вызывать состояние зависимости и оказывать стимулирующее или депрессивное воздействие на центральную нервную систему, вызывая галлюцинации или нарушения моторной функции, либо мышления, либо поведения, либо восприятия, либо настроения, или - приводить к аналогичному злоупотреблению и аналогичным вредным последствиям, что и какое-либо вещество, включенное в Список I, II, III или IV этой Конвенции, и - есть достаточные свидетельства того, что имеет место злоупотребление данным веществом или существует вероятность такого злоупотребления, которое представляет или может представить собой проблему для здоровья населения и социальную проблему. Поскольку международные договоры Российской Федерации о наркотических средствах и психотропных веществах являются частью правовой системы России, в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" о приоритете международных норм, обеспечением законности контроля веществ, не включенных в список индивидуально, должно являться установление неоднократно проявляющихся в противоправных действиях фактов использования веществ или их смесей в целях оказания наркогенного воздействия на организм человека. Подводя итог порядку формирования Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, следует отметить его несовершенство. В законотворческой деятельности и в правоприменении важны ясность и точность использованных в Законе понятий и терминов, а также единообразие их толкования. Обеспечить терминологическое единство возможно с учетом следующих положений: 1. Формирование Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров должно осуществляться в соответствии с единым подходом к обозначению веществ. Под веществом должен подразумеваться активный ингредиент. Во избежание разночтений активный ингредиент следует обозначать терминами систематической номенклатуры IUPAC (обязательный элемент), в качестве синонимов могут быть указаны международные непатентованные названия (факультативный элемент). 2. В случае невозможности обозначения вещества посредством систематической номенклатуры IUPAC (если вещество растительное или природное и активный ингредиент не может быть выделен) в Перечне должно присутствовать определение вещества с четким указанием на признаки, его характеризующие, и активный ингредиент, присутствие которого определяет отнесение вещества к наркотическим или психотропным <18>. -------------------------------- <18> Например, "каннабис" означает верхушки растения каннабис с цветами или плодами (за исключением семян и листьев, если они не сопровождаются верхушками), содержащие тетрагидроканнабинол.
3. Из Списков Перечня должны быть исключены термины, имеющие элемент неопределенности (например, указывающие на способ изготовления, но не характеризующие состав). 4. Если к наркотическим средствам или психотропным веществам относятся лекарственные препараты, их обозначение должно содержать указание на качественный и количественный состав препарата и контролируемые лекарственные формы.
------------------------------------------------------------------
Название документа