Конституционное право граждан на проведение судебно-медицинского исследования трупа

(Купрюшин А. С.) ("Медицинское право", 2013, N 3) Текст документа

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАН НА ПРОВЕДЕНИЕ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ТРУПА

А. С. КУПРЮШИН

Купрюшин Алексей Степанович, кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой клинической морфологии и судебной медицины ФГБОУ ВПО "Пензенский государственный университет" (г. Пенза).

Действующий в настоящее время ведомственный Приказ N 346н, регламентирующий проведение судебно-медицинских экспертиз и исследований в государственных судебно-экспертных учреждениях РФ, не позволяет проводить исследования трупов по заявлениям граждан. В статье рассматриваются нормативные основы, позволяющие реализовать конституционное право граждан на медицинскую помощь, к которой относится посмертная судебно-медицинская диагностика, возможные поводы к проведению судебно-медицинского исследования и способы его нормативного закрепления.

Ключевые слова: медицинская помощь, посмертная диагностика, право граждан на судебно-медицинское исследование трупа.

Constitutional right of citizens to judicial-medical examination of a corpse A. S. Kupryushin

Departmental order N 346n currently in force which regulates the carrying out of medical-forensic examination in the state medical-forensic examination institutions of the Russian Federation does not specify medicolegal autopsy on citizens' written request. The article deals with regulatory principles of providing citizens with their constitutional right for medical aid including medicolegal autopsy, available motives for doing the medical-forensic examination and the ways of its legal regulation.

Key words: medical aid, autopsy, citizen's right for medicolegal autopsy.

Основным нормативным документом, регламентирующим судебно-медицинскую деятельность, является Приказ от 12.05.2010 N 346н Министерства здравоохранения и социального развития РФ "Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации" <1>. В п. 1 ч. 1 "Общие положения" утвержденного этим Приказом Порядка отмечается, что последний "регулирует вопросы организации и производства судебно-медицинской экспертизы (СМЭ), включая судебно-медицинскую экспертизу и исследование трупа". Здесь же в п. 4 отмечено, что "основаниями для осуществления экспертизы являются определение суда, постановление судьи, дознавателя или следователя". В контексте первой части этого документа следует считать, что основанием для проведения судебно-медицинского исследования трупа (СМИТ) является направление дознавателя или следователя. Тем самым Приказ напрямую ограничивает круг лиц, которые могут инициировать проведение СМИТ. Следовательно, родственники и близкие умерших людей не могут реализовать право на проведение посмертной диагностики без участия в этом процессе правоохранительной системы, а руководство Бюро СМЭ по их заявлению не может провести такую диагностику. -------------------------------- <1> Приказ от 12.05.2010 N 346н Министерства здравоохранения и социального развития РФ "Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации".

Наша многолетняя практика работы в отделе СМЭ трупов подтверждает это положение Приказа. За 25 лет ни разу не было произведено ни одного исследования по просьбе или заявлению родственников. Это объясняется тем, что не только в настоящем, но и в ранее действующих приказах, регулирующих судебно-медицинскую деятельность, было закреплено положение о проведении СМИТ только после получения официального направления от работника правоохранительных органов. Рассмотрим эти нормативные документы. Так, в Инструкции Приказа от 24.04.2003 N 161 Минздрава РФ "Об утверждении Инструкции по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы" <2> хотя и нет прямого указания на лиц, имеющих право назначения СМИТ, однако в п. 2.2.1 говорится о необходимости перед исследованием ознакомиться "с постановлением или определением о назначении экспертного исследования трупа". В п. 2.2.2 "Планирование исследования трупа" также указывается, что эксперт должен руководствоваться "поставленными в постановлении (определении) вопросами". В п. 2.2.5.3.1 отмечена необходимость указания экспертом в бланке направления на лабораторное исследование трупного материала, "кем и когда вынесено постановление о назначении экспертного исследования трупа и вопросы из постановления, подлежащие разрешению". О решении "вопросов, изложенных в постановлении", упоминается и в п. 5.1.2, относящемся к установлению "наличия и оценки патологических изменений в органах и тканях" при судебно-гистологическом исследовании. -------------------------------- <2> Приказ от 24.04.2003 N 161 Минздрава РФ "Об утверждении Инструкции по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы".

Аналогично решался вопрос о проведении СМИТ Приказом от 09.07.1991 N 182 Минздрава СССР "О введении в практику "Правил судебно-медицинской экспертизы трупа" <3>. В п. 1.2.1 Правил указывается на проведение исследования трупа, если "имеется только препроводительное письменное отношение лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи". -------------------------------- <3> Приказ от 09.07.1991 N 182 Минздрава СССР "О введении в практику "Правил судебно-медицинской экспертизы трупа".

В еще более раннем документе, относящемся к затронутой проблеме, в Приказе Минздрава СССР от 10.04.1962 N 166 "О мерах улучшения судебно-медицинской экспертизы в СССР" <4>, в Приложении N 8 к Приказу "Правила направления, приема, порядка исследования, хранения и выдачи трупов в судебно-медицинских моргах" можно отметить тот же порядок назначения СМИТ. В п. 4 Приложения отмечается, что в судебно-медицинские морги трупы принимаются при наличии "направления органов милиции или прокуратуры". В примечаниях N 1 к этому пункту имеются упоминания об "отношении из отделения милиции", на основании которого принимаются трупы, в примечании N 2 указывается на то, что "труп направляется в морг при отношении" милиции или прокуратуры. -------------------------------- <4> Приказ от 10.04.1962 N 166 Минздрава СССР "О мерах улучшения судебно-медицинской экспертизы в СССР".

Таким образом, во всех указанных документах прослеживается устоявшееся отношение к основанию для производства СМИТ, которое всегда проводилось только по направлению (отношению) сотрудников правоохранительных органов, и родственники умершего к этому не имеют никакого отношения. Поводом для проведения настоящего исследования послужили несколько случаев обращения родственников к автору, ранее работавшему заведующим отделом судебно-медицинской экспертизы трупов государственного учреждения здравоохранения "Областное бюро судебно-медицинской экспертизы". Родственники обращались с просьбой о проведении повторного судебно-медицинского исследования (СМИ) молодого человека, умершего во время прохождения военной службы далеко за пределами области. Первичное исследование было произведено военными судебно-медицинскими экспертами по месту службы умершего солдата, а установленная при этом причина смерти вызывала у родных и близких сомнение. Обращение в правоохранительные органы для получения направления на повторное исследование трупа было безрезультатным. В областной прокуратуре причину отказа объясняли тем, что умерший был военным, а в военной прокуратуре - тем, что место смерти военного обеспечивается прокурорским надзором другого гарнизона. В Бюро СМЭ на основании соответствующих положений вышеуказанного ведомственного приказа было отказано в проведении исследования. Еще одним из поводов для проведения СМИТ по заявлению родственников может быть их сомнение в объективности патологоанатомической диагностики. В таких случаях граждане без лишних затрат времени на проведение процедуры осмотра трупа и оформление необходимых документов будут иметь возможность обратиться с соответствующим заявлением в Бюро СМИ и на основании результатов проведенного СМИТ убедиться в качестве проведенной аутопсии - и уже в случае выявления существенных противоречий обратиться с соответствующим заявлением в правоохранительные органы. Насколько правомочной может быть такая практика и каковы права граждан в сфере здравоохранения при проведении судебно-медицинского исследования трупа? Для ответа на эти и некоторые другие вопросы следует рассмотреть место судебно-медицинского исследования трупа в системе оказания медицинской помощи. В ст. 2 Конституции Российской Федерации <5> указано, что соблюдение прав человека является обязанностью государства, в котором, как отмечено в ст. 7, охраняется "здоровье людей". Статья 41 Основного Закона определяет право каждого гражданина "на охрану здоровья и медицинскую помощь", которая оказывается "в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения". Бюро СМЭ является государственным учреждением, в соответствии с п. 2.2 Приложения к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 октября 2005 N 627 "Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения" <6> - медицинской организацией "особого типа" и в соответствии с Конституцией РФ должно оказывать медицинскую помощь. -------------------------------- <5> Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в посл. ред., с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. 25.12.1993; 21.01.2009. <6> Приказ от 7 октября 2005 г. N 627 Министерства здравоохранения и социального развития РФ "Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения".

Права человека и обязанности медицинских организаций "в сфере охраны здоровья" являются предметом урегулирования другого закона - Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <7>, что отмечено в п. 2 и п. 4 его ст. 1. Под охраной здоровья граждан, в соответствии со ст. 2 этого Закона, помимо прочего, понимается предоставление каждому человеку "медицинской помощи" (п. 2), которая предполагает предоставление "медицинских услуг" (п. 3). Медицинской услугой применительно к СМИТ является "комплекс медицинских вмешательств, направленных" на диагностику заболеваний, что, в свою очередь, должно иметь "самостоятельное законченное значение" (п. 4). -------------------------------- <7> Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // Российская газета. 23.11.2011. N 5639.

Медицинским вмешательством, в соответствии с текстом п. 5 цитируемой статьи, являются "выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту" медицинские обследования, имеющие диагностическую направленность. Судебно-медицинская диагностика составляет довольно большой объем работы врача-эксперта отдела судебно-медицинской экспертизы трупов и соответствует определению диагностики п. 7 упомянутой статьи как распознаванию "факта наличия либо отсутствия заболеваний", осуществляемых посредством "патологоанатомических и иных исследований в целях определения диагноза". Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.12.2011 N 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" <8> к таковым напрямую относит "проведение экспертизы (исследования) причины смерти", эта медицинская услуга имеет свой код - B01.045.003. -------------------------------- <8> Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.12.2011 N 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг".

Из изложенного выше становится понятно, что с позиции правовых норм судебно-медицинское исследование трупа соответствует медицинской услуге и составляет один из видов медицинской помощи, поэтому в соответствии с п. 6 ст. 4 Закона N 323-ФЗ она должна быть доступной, а в соответствии с п. 7 ее отказ должен быть недопустимым. Для осуществления медицинской помощи гражданам п. 3 ст. 10 указанного Федерального закона предоставляется возможность "выбора медицинской организации", которой при необходимости СМИТ является Бюро СМЭ, а п. 1 ст. 19 закрепляется право на такую помощь. В ч. 1 п. 5 ст. 19 прямо отмечается право выбора медицинской организации, которая в соответствии с п. 2 ст. 79 обязана осуществлять медицинскую деятельность, а значит, проводить посмертную судебно-медицинскую диагностику. Таким образом, анализ законодательных и нормативных актов свидетельствует о возможности проведения в Бюро СМЭ исследования трупа на основании заявления родственников или законных представителей умершего человека, а отказ в проведении исследования будет являться нарушением прав граждан на предоставление медицинских услуг со всеми вытекающими для медицинской организации негативными юридическими последствиями. По нашему мнению, для обеспечения права граждан на проведение СМИТ в Бюро СМЭ Российской Федерации следует издать приказ, регламентирующий проведение судебно-медицинского исследования трупа по заявлению родственников или законных представителей умершего человека и форму такого заявления.

------------------------------------------------------------------

Название документа