О современных практико-ориентированных подходах в организации переподготовки и повышения квалификации кадров в профильном туристском вузе

(Дусенко С. В.)

("Туризм: право и экономика", 2013, N 1)

Текст документа

О СОВРЕМЕННЫХ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПОДХОДАХ

В ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

КАДРОВ В ПРОФИЛЬНОМ ТУРИСТСКОМ ВУЗЕ

С. В. ДУСЕНКО

Дусенко С. В., проректор ФГВОУ ВПО "Российский государственный университет туризма и сервиса", кандидат социологических наук, доцент.

Декадой образования для устойчивого развития объявлено десятилетие с 2005 по 2014 год 57-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН. Образование для устойчивого развития - это процесс и результат прогнозирования и формирования человеческих качеств - знаний, умений и навыков, отношений, стиля деятельности людей и сообществ, черт личности, компетентностей, обеспечивающих постоянное повышение качества жизни.

Образовательная политика, являясь важнейшей составляющей политики государства, становится эффективным инструментом обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры; устанавливает на основе общественного согласия цели и задачи развития образования, гарантирует их проведение в жизнь путем согласованных действий государства и общества. Ее первейшая задача на современном этапе - достижение современного качества образования и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Правительство Российской Федерации определило приоритетные направления своей деятельности, позволяющие обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста:

- повышение уровня жизни населения, содействие развитию "человеческого капитала";

- устранение структурных ограничений экономического роста;

- содействие повышению конкурентоспособности российских компаний, укрепление их позиций на внутреннем и внешнем рынке;

- социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации;

- рациональная интеграция России в мировую экономику.

Очевидно, что без радикальных изменений системы профессионального туристского образования, без придания ей должного уровня мобильности и гибкости, без соответствия потребностям современного рынка труда, без непрерывного повышения профессионального уровня работников туристской индустрии невозможно обеспечить конкурентоспособность страны на международном туристском рынке.

Современная ситуация в экономике и социальной сфере диктует переход к новой парадигме профессионального туристского образования, неразрывно объединяющего его основные традиционные компоненты - начальное, среднее, высшее и дополнительное профессиональное образование.

Однако в условиях эволюции социально-экономических отношений и смены технологического уклада система начального и среднего образования претерпевает значительные изменения. Сегодня работодатель все больше отдает предпочтение выпускникам профессиональных колледжей, понимая, что их квалификация порой выше, чем у выпускников вуза. Но даже этот путь не позволяет удовлетворить дефицит высококвалифицированных кадров для сферы туризма, что влечет за собой низкую заинтересованность руководителей предприятий во вложении средств в обучение своих сотрудников и низкую мотивацию у населения в получении образования данного профиля.

"В России должен быть устранен перекос в пользу высшего образования, жизнь требует готовить больше специалистов среднего профессионального звена. Без радикального улучшения профессионального образования никакая модернизация у нас не получится, и мы будем жить в технологически отсталом обществе. Но мы должны заниматься всеми этими вопросами в привязке к конкретной жизни" [1].

На наш взгляд, первостепенна задача обновления профессионального туристского образования путем усиления практической направленности при сохранении его фундаментальности (В. Байденко, В. А. Болотов, В. П. Борисенков, В. В. Сериков). Практико-ориентированное образование предполагает изучение традиционных для российского образования фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами технологической или социальной направленности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении фундаментальной науки, развитии прикладных наук, необходимых для устойчивого развития российского общества [2].

В высшей школе существует несколько подходов к практико-ориентированному обучению. Ю. Ветров и Н. Клушина практико-ориентированное образование связывают с организацией практики студентов с целью их погружения в профессиональную среду, соотнесения своего представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным бизнесом. П. Образцов и Т. Дмитриенко считают наиболее эффективным внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности.

Как отмечают сегодня практики, профессиональный уровень молодых специалистов крайне низок. Выпускник обладает серьезной, можно даже сказать фундаментальной, базой общетеоретических знаний и дисциплин. Однако наблюдаются серьезные проблемы в специализации, практическом опыте, знании современных технологий и недостаточная языковая подготовка. Очевиден разрыв между учебными программами по подготовке кадров для отрасли и ее реальными потребностями. Имеют место недостаточная компетентность молодых специалистов и отсутствие адаптационных навыков, которыми они должны обладать в динамично развивающейся конкурентной среде. Отсутствует система диверсифицированного и сбалансированного профессионального образования в сфере туризма. Нет тесной интеграции науки и бизнес-структур, т. е. нет широкого спектра научно обоснованных образовательных программ и образовательных учреждений, осуществляющих непрерывную, многоуровневую профессиональную деятельность по подготовке и переподготовке кадров в сфере туризма в тесном взаимодействии с практикой.

С целью качественной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для индустрии туризма необходимо принять комплекс мер по устранению вышеуказанных проблем, а также целесообразно изучить опыт построения и функционирования ведущих зарубежных систем образования, основанных на непрерывном, многоуровневом, поэтапном принципе подготовки кадров.

Система непрерывного профессионального образования туристского бизнеса должна быть направлена на решение следующих задач: насыщение рынка туризма высококвалифицированными конкурентоспособными кадрами соответствующих специальностей, а в прикладном аспекте - обеспечение студентов возможностью по окончании каждого уровня обучения производительно трудиться, гарантировать экономический эффект и способствовать укреплению авторитета конкретного предприятия.

Решение этой проблемы зависит от эффективного управления всей системой российского образования на основе современных мировых тенденций и опыта в образовательной деятельности.

Очевидно, что получаемое до 25 лет образование не является "судьбоносным", и выпускники учебных заведений воспринимают его только с точки зрения владения дипломом, в лучшем случае государственного образца, обеспечивающим условный карьерный старт. Вследствие этого задача приобретения "полезных и актуальных знаний" возлагается на дополнительное образование и может рассматриваться как часть структуры так называемого обучения в течение всей жизни.

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) - одно из перспективных направлений развития образовательной деятельности, важный компонент, позволяющий интегрировать разные уровни и формы образования в целях более гибкой образовательной траектории. Все формы ДПО направлены на решение следующих задач:

- достижение избыточности образования и опережающего развития образовательных технологий по отношению к текущим профессиональным ориентирам специалиста;

- самоактуализация личности специалиста;

- успешная адаптация педагогов и управленческих кадров к социальной динамике и изменениям в сфере образования.

Хотелось бы заметить, что как регионы России значительно отличаются своими географическими и природными условиями, направлениями производственно-экономической деятельности, так и приоритетные направления деятельности и особенности структур ДПО будут значительно отличаться от региона к региону.

Целым рядом международных соглашений закреплено основополагающее право человека на непрерывное образование в течение всей его жизни. Современное состояние и тенденции социально-экономического развития России, положения Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об образовании", Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Национальной доктрины образования в Российской Федерации и Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования на 2013 - 2020 годы" и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих сферу профессионального образования, а также многообразие образовательных программ позволяют предоставить каждому человеку институциональную возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию и получать ту профессиональную подготовку, которая требуется ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.

Анализ современных мировых тенденций развития системы непрерывного образования позволяет выделить доминирующие процессы, приводящие к смене образовательной парадигмы и реконфигурированию ее в соответствии со следующими принципами:

- признание центральной роли обучающегося;

- системный характер обучения;

- мотивация к обучению и разнообразие задач в области развития образования и обучения, отвечающих интересам всех категорий граждан.

Поэтому удовлетворение потребности индустрии туризма в компетентных специалистах, способных применять знания, умения и навыки на практике, и содействие повышению мотивации обучающихся к получению новых квалификаций являются важной актуальной задачей реализации приоритетных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Потребность региональных туристских систем и работодателей в формировании обоснованных прогнозов в соответствии с изменениями на рынке труда и выстраивании собственной кадровой политики должна быть удовлетворена путем создания мобильно-перестраиваемой системы непрерывного образования, обеспечивающей реализацию многообразия образовательных программ и индивидуальных образовательных траекторий.

Развитие данного подхода позволяет обеспечить большую восприимчивость образовательных программ к запросам индустрии туризма, в том числе с учетом особенностей требований со стороны отдельных предприятий и организаций.

Высокая инновационная активность на рынке образовательных услуг дает возможность сделать выбор в пользу образовательных адаптированных программ, которые используют современные формы и методы обучения.

В свою очередь, в российской индустрии туризма за последние годы произошли кардинальные изменения:

- широкая диверсификация и рост потребностей в высококвалифицированных специалистах туристского профиля, вызванные объективно сложившимися мировыми тенденциями развития индустрии туризма;

- изменение взгляда потребителя на диапазон и качество туристских услуг;

- активное развитие и широкое распространение новых технологий обучения в туристском образовании, базирующихся на синтезе передовой теории и практики лучших российских и зарубежных учебных заведений.

В связи с вышеизложенным одной из первостепенных задач подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала для индустрии туризма является формирование новой идеологии и философии туристского образования, основным критерием качества которого должно стать его соответствие динамично изменяющимся потребностям отрасли и запросам общества и государства, формирование личности во всех многообразных формах ее проявления.

Основополагающими принципами создания, функционирования и развития образовательных систем являются универсальные дидактические принципы научной обоснованности, связи теории и практики, целенаправленности, систематичности, последовательности и доступности информации, усвоения знаний, умений и приобретения навыков, осознанности, активности обучения, индивидуальности подхода и т. д. Выделение отдельных принципов, их разумное сочетание и ранжирование позволяют оказывать существенное влияние на эффективность управления образовательной системой в целом.

Для реализации задач подготовки, переподготовки и повышения квалификации необходимо формирование системы общих знаний, методов обучения, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную ориентацию. Основными частями этой системы являются:

- государственные образовательные стандарты (ГОС) и федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС);

- образовательные программы по подготовке специалистов;

- квалификационные характеристики выпускников;

- положения об итоговой аттестации выпускников;

- положения и программы всех видов практик;

- положения об учебно-методическом обеспечении дисциплин;

- учебно-методические комплексы по дисциплинам.

Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала с учетом туристской специфики, с одной стороны, должна быстро реагировать на изменение потребностей рынка, а с другой - предоставить всем желающим возможность для обучения в соответствии с их интересами.

Принцип "ориентации на социальный заказ" предусматривает анализ потребностей в специалистах определенной квалификации на рынке занятости, а также учет долгосрочного прогноза на развитие той или иной отрасли. В связи с этим ориентация на принцип "отражения" является чрезвычайно важной, так как обеспечивает предотвращение социального "старения" квалификационной характеристики специалиста, на основе которой выстраивается образовательная траектория.

Учет особенностей характеров людей, работающих в туристских организациях, требует не только использования комплексных научно обоснованных подходов, но и искусства их применения в конкретных производственных ситуациях. Каждый работник является индивидом, имеющим свою систему ценностей и мотиваций. Поэтому программы призваны дополнительно развивать личностные качества, их способности, накапливать новые знания и применять их в практической деятельности. Современный специалист должен быть творческим, инициативным, грамотным, умеющим принимать решения в нестандартных ситуациях, обладать навыками самообучения, так как образованность во многом определяет его социальный статус, конкурентоспособность в профессиональной среде.

Поэтому формирование содержания профессиональной туристской подготовки осуществляется на основе модели специалиста как "контекста профессиональной деятельности". В этом случае единицей задания в содержании образования выступает не "порция информации", а проблемная ситуация, отражающая профессиональную деятельность во всей своей предметной и социальной неоднозначности.

Выделение профессиональной деятельности как информационной основы обучения позволяет более детально дифференцировать содержание обучения в зависимости от специфики практической деятельности. Чтобы сделать содержание образования деятельностно-ориентированным, его нужно структурировать одновременно по двум признакам - предметному и деятельностному. Необходимость выделения учебного материала, учитывающего индивидуальные потребности обучаемого, становится обязательным требованием при отборе учебной информации.

Следовательно, формирование содержания профессиональной подготовки специалистов для туристской индустрии должно строиться с учетом всего многообразия современных требований, включая:

- фундаментальность и перспективность направления подготовки;

- возможность получения практических навыков и умений;

- формирование личности будущего специалиста через развитие его социальных и личностных компетенций.

Отмеченное выше позволяет сделать вывод о необходимости разработки методики отбора приоритетных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала, учитывающей, с одной стороны, это соответствие требованиям стандартов, с другой - соответствие запросам потребителя с учетом специфики регионов.

Следует отметить, что качественное профессиональное образование в соответствии с основными принципами концепции непрерывного профессионального образования должно обладать свойством неразрывности - и специалист должен иметь возможность постоянно повышать квалификацию в соответствии с изменяющимися требованиями к характеру его деятельности и личностными запросами. Непрерывное образование сегодня определяет новые функции: вместо традиционного принципа "передачи знания" необходимо обеспечить реализацию принципа "научить учиться". В этой связи основу дополнительного профессионального образования составляют программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации всех уровней.

Учитывая то, что основной целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов, слушатели курсов повышения квалификации имеют право:

- участвовать в формировании содержания образовательных программ и выбирать по согласованию с соответствующими учебными подразделениями образовательного учреждения дисциплины (модули) для факультативной и индивидуальной форм обучения;

- пользоваться имеющейся на факультетах, кафедрах и в других структурных подразделениях образовательного учреждения нормативной, инструктивной, учебной и методической документацией по вопросам профессиональной деятельности, а также библиотекой, информационным фондом, услугами других подразделений в порядке, определяемом уставом образовательного учреждения;

- принимать участие в конференциях и семинарах, представлять к публикации в изданиях образовательного учреждения аттестационные работы и другие материалы.

Преподаватели образовательного учреждения имеют право принимать участие в формировании содержания образовательных программ, выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие запросам потребителей и обеспечивающие высокое качество учебного и научного процессов.

Основным документом, определяющим содержание и объем обучения, является учебная программа, предусматривающая организацию учебного процесса, включающего систематическое, последовательное освоение техники и технологии, методов труда на основе достоверных теоретических данных - обеспечивающего согласованность теоретического и практического обучения. При формировании программы акцент должен быть сделан преимущественно на туристскую специфику регионов. Учебные программы могут разрабатываться как преподавателями, так и представителями туристской индустрии из числа наиболее квалифицированных руководителей и специалистов.

При этом ведущими принципами формирования содержания учебных программ выступают следующие:

- принцип соответствия содержания требованиям социального заказа;

- принцип структурного единства содержания со стороны разработчика каждого модуля программы.

Методика отбора приоритетных программ дополнительного профессионального образования должна представлять упорядоченную последовательность действий, позволяющих выполнить качественную и количественную оценку уровня проработанности и соответствия программы требованиям и условиям подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, в соответствии со следующими комплексными параметрами оценки:

1) новизна, актуальность и практическая ценность;

2) возможность непосредственного практического применения и тиражируемости;

3) системность, межмодульная связанность и логика изложения материалов;

4) полнота и соответствие объема и содержания;

5) обоснованность распределения объемов работ в рамках лекционной, самостоятельной (индивидуальной) работы, занятий в режиме дистанционного обучения (онлайн и офлайн), проведение тестовых и проверочных работ, проведение активных форм обучения (тренингов, деловых игр и т. п.);

6) доступность и понятность;

7) обеспеченность нормативными, методическими и справочными материалами;

8) наличие и состав организационно-технических средств, обеспечивающих самостоятельную работу;

9) наличие и соответствие материалов для самопроверки;

10) наличие и соответствие материалов для проведения активных форм обучения (тренинги, деловые игры и т. п.).

Указанный перечень комплексных параметров оценки программы может быть дополнен рядом параметров, позволяющих обеспечить уточнение результатов оценки:

- предусмотрен ли модульный принцип построения программы и обеспечена ли вариативность в формировании топологичных образовательных программ;

- предусмотрены ли мероприятия по апробации учебно-методического обеспечения программы;

- предусмотрено ли по окончании обучения предоставление рекомендаций и уведомлений о возможности продолжения обучения в рамках возможных образовательных траекторий;

- является ли программа элементом внутрифирменной системы обучения, основанной на накопленном профессиональном опыте;

- является ли программа результатом совместной разработки с представителями бизнеса;

- реализуется ли программа одновременно несколькими организациями;

- разработаны ли мультимедийные презентации лекционных курсов и практических занятий;

- существует ли информационно-программная реализация программы в виде электронного учебника или пособия и т. п.;

- предусмотрена ли возможность реализации программы с использованием дистанционных технологий обучения посредством формирования общедоступных сервисов в сети Интернет;

- способствует ли разработанная программа самообразованию обучающихся;

- представлено ли достаточное количество рекомендаций и ссылок на учебно-методические материалы, способствующие организации самостоятельной образовательной деятельности.

В состав представляемого учебно-методического обеспечения программы ДПО, как правило, должны входить:

- учебный план, отражающий сформулированные цели обучения, категорию обучаемых, продолжительность и режим обучения, перечень разделов и дисциплин, количество часов по разделам и дисциплинам, формы аттестации и контроля;

- учебно-тематический план, включающий описание разделов, виды учебных занятий, количество часов, отводимых на различные виды занятий, конкретизирующий формы и виды контроля, составленный также с учетом модульности программы;

- учебные модули с перечнем формируемых у слушателей компетенций и средствами оценки уровня их достижения;

- учебные пособия и учебно-методические рекомендации;

- мультимедийные презентации лекционных курсов и практических занятий;

- рабочая тетрадь и иные раздаточные материалы;

- сценарии проведения межмодульных тренингов для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

При разработке программ дополнительного профессионального образования в Российском государственном университете туризма и сервиса были использованы следующие подходы:

1. Программы имеют выраженный клиентоориентированный характер и направлены на формирование компетенций.

2. Использование инновационных методик и технологий в обучении.

3. Максимальная индивидуализация программ.

4. Методика и содержательная часть программ хорошо адаптированы к современной ситуации на рынке труда, отличаются достаточной гибкостью и вариативностью.

Практико-ориентированные программы дают возможность объективно оценивать результаты и ход образовательного процесса, а также формировать требования к обучению по определенным запросам работодателей.

На наш взгляд, наиболее эффективными формами обучения являются активные формы с использованием новых информационных технологий: изучение учебного материала с помощью адаптивных компьютерных обучающих программ, телеконференций, вебинаров, круглых столов, деловых игр, активных семинаров с широким применением современных информационных и коммуникационных технологий, основывающихся на использовании глобальных информационных систем и всемирно известных информационных ресурсов, способствующих развитию новой парадигмы образования.

Литература

1. URL: http://grani. ru/Politics/Russia/President/m.181229.php.

2. URL: http://www. edu. ru/db/mo/Data/d_02/393.php.

------------------------------------------------------------------

Название документа