Анализ нормативно-правового обеспечения развития физической культуры и спорта в Российской Федерации

(Шахрай С. М., Изаак С. И.) ("Спорт: экономика, право, управление", 2014, N 1) Текст документа

АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <1>

С. М. ШАХРАЙ, С. И. ИЗААК

Шахрай Сергей Михайлович, проректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, член Президиума Ассоциации юристов России, член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России и Национального объединения спортивных юристов России при Международной ассоциации спортивного права IASL, член Президиума Совета по внешней и оборонной политике Российской Федерации, председатель Юридического комитета Олимпийского комитета России, председатель Наблюдательного совета Национальной федерации бадминтона России (НФБР), доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации.

Изаак Светлана Ивановна, исполнительный директор Федерации спортивных менеджеров России, профессор кафедры истории и инновационного развития молодежи ФГБОУ ВПО "Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)", главный редактор журнала "Современная наука: Pro and Contra", член Национального объединения спортивных юристов России при Международной ассоциации спортивного права IASL, доктор педагогических наук, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.

Проведены анализ и систематизация нормативно-правового обеспечения развития физической культуры и спорта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Результаты исследования позволили сформировать предложения по совершенствованию нормативно-правового обеспечения с учетом основных направлений Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 г. Предложения включают: - общие положения нормативно-правового обеспечения развития физической культуры и спорта по вопросам реализации Стратегии; - общие положения нормативно-правового обеспечения развития физической культуры и спорта по вопросам реализации полномочий; - общие положения нормативно-правового обеспечения развития физической культуры и спорта по вопросам заключения соглашений и регламентов взаимодействия с муниципалитетами; - внесение изменений и дополнений в действующее законодательство.

Ключевые слова: Стратегия, физическая культура и спорт, регионы, муниципальные образования.

Analysis of normative-legal support of development of physical culture and sports in the Russian Federation S. M. Shakhraj, S. I. Izaak

Shakhraj Sergej Mikhajlovich, Pro-rector of the Moscow State University named after M. V. Lomonosov, member of the Presidium of the Association of Lawyers of Russia, member of the Commission for Sports Law of the Association of Lawyers of Russia and the National Association of Sports Lawyers of Russia attached to the International Association of Sports Law (IASL), member of the Presidium of the Council on External and Defense Policy of the Russian Federation, Chairman of the Law Committee of the Olympic Committee of Russia, Chairman of the Supervisory Board for the National Federation of Badminton of Russia, doctor of juridical sciences, Honored Lawyer of the Russian Federation.

Izaak Svetlana Ivanovna, Executive Director of the Federation for Sports Managers of Russia, professor of the Chair of History and Innovation Development of Youth of the Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Professional Education "Russian State University of Physical Culture, Sports and Tourism", Editor-in-Chief of journal "Contemporary Science: Pro and Contra", member of the National Association of Sports Lawyers of Russia attached to the International Association of Sports Law (IASL), doctor of pedagogical sciences, Honored Worker of Professional Education of the Russian Federation.

The analysis and systematization of standard legal support of development of physical culture and sport at federal, regional and municipal levels is carried out. Results of research allowed to create standard legal support suggestions for improvement taking into account the main directions of Strategy of development of physical culture and sport for the period till 2020. Offers include: - general provisions of standard legal support of development of physical culture and sport concerning Strategy realization; - general provisions of standard legal support of development of physical culture and sport concerning realization of powers; - general provisions of standard legal support of development of physical culture and sport concerning the conclusion of agreements and interaction regulations with municipalities; - modification and additions in the current legislation.

Key words: The strategy, physical culture and sport, regions, municipalities.

В последнее время вопросы нормативно-правового обеспечения физической культуры и спорта привлекают к себе особое внимание <2>, <3>, <4>, <5>, <6>, <7>, <8>. Этот факт связан с тем, что вопросы физической культуры и спорта в современном обществе приобретают большее значение. Международные и национальные правовые системы не могли не отреагировать на этот социальный феномен. В итоге со второй половины XX в. правовое оформление отношений в области физической культуры и спорта приобрело массовый характер. -------------------------------- <2> Изаак С. И., Аристова Л. В. К вопросу о совершенствовании законодательной базы обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований // Спорт: экономика, право, управление. М.: Изд-во "Юрист", 2013. N 1. С. 23 - 25. <3> Изаак С. И., Аристова Л. В. Совершенствование правового обеспечения предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований // Спорт: экономика, право, управление. М.: Изд-во "Юрист", 2013. N 2. С. 14 - 18. <4> Изаак С. И., Паршикова Н. В. Исследование социально-экономических процессов. База данных. М.: Информрегистр, 2007. PC N 0220711528. 2.4 Мгб. <5> Паршикова Н. В., Виноградов П. А. Нормативно-правовое обеспечение сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации: реализация стратегии развития отрасли: Документы и материалы (2008 - 2011 годы) / Под общ. ред. В. Л. Мутко. М.: Советский спорт, 2012. <6> Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. от 7 августа 2009 г. N 1101-р. <7> Шахрай С. М. Международный спортивный арбитраж. М.: Воениздат, 2011. 112 с. <8> Шахрай С. М. О Конституции: Основной Закон как инструмент правовых и социально-политических преобразований. М.: Наука, 2013. 917 с.

С целью формирования направлений совершенствования действующего нормативно-правового обеспечения развития физической культуры и спорта (ФКиС) проведен опрос органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ФКиС (n = 67) и муниципальных образований (n = 67) <9>, <10>, <11>. -------------------------------- <9> Изаак С. И. Соотношение физической культуры и спорта в аспекте разграничения предметов ведения и полномочий органов государственного управления и местного самоуправления: Материалы XVI Международной научно-практической конференции "Россия в мире XXI века: между насилием и диалогом". Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2013. Т. 2. С. 611 - 615. <10> Изаак С. И. Анализ регионально-муниципального взаимодействия в Российской Федерации с учетом основных направлений Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года: Сборник научных трудов международной научно-практической конференции "Приоритеты и перспективы физической культуры и массового спорта в условиях индустриально-инновационного развития" / Под ред. А. К. Кульназарова, С. И. Изаак и др. Астана, Агентство Республики Казахстан по делам спорта и физической культуры: Изд-во ТОО "Дэме". С. 85 - 90. <11> Шахрай С. М., Изаак С. И., Крохина Ю. А. и др. Методические рекомендации по совершенствованию взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта и муниципальных образований с учетом основных направлений Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года // Сайт Минспорта России. [Электронный ресурс].

Результаты исследования показали, что в каждом пятом субъекте РФ действуют региональные нормативно-правовые документы, в которых учтены основные положения Стратегии. Этими нормативно-правовыми документами являются региональные программы развития ФКиС, региональные отраслевые планы и рекомендации по реализации Стратегии, региональные Стратегии социально-экономического развития, региональные Концепции развития ФКиС. Анализ и систематизация действующего нормативно-правового обеспечения развития физической культуры и спорта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях позволили сформировать научно обоснованные предложения, которые включают: - общие положения нормативно-правового обеспечения развития ФКиС по вопросам реализации Стратегии; - общие положения нормативно-правового обеспечения развития ФКиС по вопросам реализации полномочий; - общие положения нормативно-правового обеспечения развития ФКиС по вопросам заключения соглашений и регламентов взаимодействия с муниципалитетами; - внесение изменений и дополнений в действующее законодательство. Научно обоснованные предложения по совершенствованию нормативно-правового обеспечения развития физической культуры и спорта в Российской Федерации <12>. -------------------------------- <12> Шахрай С. М., Изаак С. И., Крохина Ю. А. и др. Методические рекомендации по совершенствованию взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта и муниципальных образований с учетом основных направлений Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года // Сборник официальных документов и материалов Минспорта России. N 10. М.: Изд-во "Советский спорт", 2013. С. 33 - 50.

1. Общие положения по вопросам реализации Стратегии. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований разработку и принятие Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 г. как на уровне субъектов РФ, так и на уровне муниципальных образований (учитывая то, что в настоящее время Стратегия разработана и реализуется в 1/2 регионов и 1/5 муниципальных образований). Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ в области ФКиС совместно с муниципальными образованиями разработать программу проведения ежегодного мониторинга и контроля реализации Стратегии. По итогам мониторинга проводить соответствующие совещания на лучшее муниципальное образование по ее реализации. Рекомендовать разработать систему стимулирования по результатам мониторинга Стратегии на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Рекомендовать Минспорту России, органам исполнительной власти субъектов РФ совместно с муниципальными образованиями разработать и реализовать положение о ежегодном смотре-конкурсе на лучшее состояние развития ФКиС в регионах, муниципальных образованиях (в соответствии с основными направлениями Стратегии). Рассмотреть вопрос о необходимости введения отдельного показателя (выполняются целевые показатели Стратегии: "да" или "нет") в оценку социально-экономического развития региона. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ в области ФКиС и муниципальным образованиям разработать на основе региональных отраслевых стратегий муниципальные, ведомственные и областные целевые программы, взаимоувязанные по целям, задачам, мероприятиям и ресурсам. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ в области ФКиС совместно с муниципальными образованиями скорректировать целевые программы муниципальных образований по развитию ФКиС в соответствии с приоритетами региональной программы развития ФКиС. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ в области ФКиС и высшим должностным лицам субъектов на своих заседаниях рассматривать вопросы о реализации Стратегии, программах развития ФКиС с приглашением руководства органов местного самоуправления. Рекомендовать внести в уставы муниципальных образований с учетом действующего законодательства вопросы реализации Стратегии. Поручить подведомственным Минспорту России образовательным и научно-исследовательским учреждениям разработать: 1) нормативно-правовые вопросы ФКиС на уровне субъектов и муниципальных образований в части совершенствования системы управления и развития ФКиС; 2) проекты законов, нормативно-правовых актов в области ФКиС для муниципальных образований, сельских поселений. 2. Внесение изменений и дополнений в законодательство. В целях повышения эффективности реализации системы единой спортивной классификации и более объективной оценки деятельности субъектов по развитию ФКиС рекомендовать Минспорту России совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ в области ФКиС и муниципальных образований рассмотреть вопросы о необходимости передачи полномочий на муниципальный уровень: 1) по присвоению юношеских спортивных разрядов; 2) по присвоению квалификационной категории спортивного судьи; 3) по обеспечению участия спортивных сборных команд муниципальных образований. В связи с реализацией Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и принятых поправках к Закону о детско-юношеских спортивных школах, разработать комментарии к данным поправкам.

Литература

1. Изаак С. И., Аристова Л. В. К вопросу о совершенствовании законодательной базы обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований // Спорт: экономика, право, управление. М.: Изд-во "Юрист", 2013. N 1. С. 23 - 25. 2. Изаак С. И., Аристова Л. В. Совершенствование правового обеспечения предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований // Спорт: экономика, право, управление. М.: Изд-во "Юрист", 2013. N 2. С. 14 - 18. 3. Изаак С. И., Паршикова Н. В. Исследование социально-экономических процессов. База данных. М.: Информрегистр, 2007. PC N 0220711528. 2.4 Мгб. 4. Паршикова Н. В., Виноградов П. А. Нормативно-правовое обеспечение сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации: реализация стратегии развития отрасли: Документы и материалы (2008 - 2011 годы) / Под общ. ред. В. Л. Мутко. М.: Советский спорт, 2012. 5. Шахрай С. М. Международный спортивный арбитраж. М.: Воениздат, 2011. 112 с. 6. Шахрай С. М. О Конституции: Основной Закон как инструмент правовых и социально-политических преобразований. М.: Наука, 2013. 917 с. 7. Изаак С. И. Соотношение физической культуры и спорта в аспекте разграничения предметов ведения и полномочий органов государственного управления и местного самоуправления. В кн.: Материалы XVI Международной научно-практической конференции "Россия в мире XXI века: между насилием и диалогом". Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2013. Т. 2. С. 611 - 615. 8. Изаак С. И. Анализ регионально-муниципального взаимодействия в Российской Федерации с учетом основных направлений Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года // Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции "Приоритеты и перспективы физической культуры и массового спорта в условиях индустриально-инновационного развития"; Под ред. А. К. Кульназарова, С. И. Изаак и др. Астана, Агентство Республики Казахстан по делам спорта и физической культуры: Изд-во ТОО "Дэме". С. 85 - 90. 9. Шахрай С. М., Изаак С. И., Крохина Ю. А. и др. Методические рекомендации по совершенствованию взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта и муниципальных образований с учетом основных направлений Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года / С. М. Шахрай, С. И. Изаак, Ю. А. Крохина и др. // Сборник официальных документов и материалов Минспорта России. N 10. М.: Изд-во "Советский спорт", 2013. С. 33 - 50.

Название документа