Спортивные школы: образовательные организации или организации, осуществляющие обучение

(Самсонов И. И., Сапунков А. А., Головина Т. В.) ("Спорт: экономика, право, управление", 2014, N 1) Текст документа

СПОРТИВНЫЕ ШКОЛЫ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОБУЧЕНИЕ

И. И. САМСОНОВ, А. А. САПУНКОВ, Т. В. ГОЛОВИНА

Самсонов Иван Иванович, заведующий кафедрой менеджмента, экономики и права физической культуры Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, кандидат педагогических наук, доцент.

Сапунков Андрей Анатольевич, преподаватель кафедры менеджмента, экономики и права Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, аспирант кафедры теории и истории государства и права Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского.

Головина Татьяна Владимировна, проректор по организационно-методической работе Института развития образования Омской области, кандидат педагогических наук, доцент.

Статья посвящена правовому статусу и особенностям деятельности спортивных школ, в качестве учреждений, одновременно реализующих федеральные стандарты спортивной подготовки (ФССП), федеральные образовательные стандарты (ФГОС) в рамках дополнительных общеобразовательных программ. Отмечены коллизии спортивного и образовательного права, проявляющиеся в процессе функционирования спортивных школ.

Ключевые слова: спортивные школы, образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, этапы спортивной подготовки, виды спортивных школ, программы спортивной подготовки, дополнительные общеобразовательные программы, федеральные стандарты спортивной подготовки.

Sports schools how educational institutions or organizations providing training I. I. Samsonov, A. A. Sapunkov, T. V. Golovina

Samsonov Ivan Ivanovich, Head of the Chair of Management, Economics and Law of Physical Culture of Siberian State University of Physical Culture and Sport, candidate of pedagogical sciences, assistant professor.

Sapunkov Andrej Anatol'evich, feacher of the Chair of Management, Economics and Law of Siberian State University of Physical Culture and Sport, graduate student of the Chair of Theory and History of State and Law of Omsk State University named after F. M. Dostoevskij.

Golovina Tat'yana Vladimirovna, Pro-rector for organizational-methods affairs of the Institute of Development of Education of Omsk Region, candidate of pedagogical sciences, assistant professor.

The article is devoted to the legal status and characteristics of sports schools, as institutions, at the same time implementing the federal standards of sports training (FSSP), the federal education standards (GEF) under the additional educational programs. Marked collision sports and educational law-manifested in the operation of sports schools.

Key words: sports schools, educational organizations, providing training, sports training stages, types of sports schools, the program of sports training, additional education programs, federal standards for athletic training.

Повышение требований к качеству результатов образовательной деятельности в условиях развивающегося рынка образовательных услуг обусловило актуальность совершенствования системы подготовки спортивного резерва, на что обращают внимание Президент РФ и другие руководители ведомственных органов и общественных организаций <1>. -------------------------------- <1> Заседание Совета по развитию физической культуры и спорта (6 ноября 2012 г.). URL: http://www. kremlin. ru/news/16760 (дата обращения: 04.05.2013); посещение центра образования "Самбо-70". URL: http://президент. рф/ %D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%Dl%81%Dl%82%D0%B8/17666 (дата обращения: 04.05.2013).

На расширенном заседании коллегии Минспорта России (27 марта 2013 г.) министр В. Л. Мутко заявил: "Наша первоочередная задача - выстроить всю политику подготовки спортивного резерва вертикально. Все дети (более 3,5 млн.) должны работать в одной системе... Во всех спортивных школах должны быть одни стандарты подготовки, требования по материальной базе" <2>. -------------------------------- <2> Расширенное заседание Коллегии Министерства спорта Российской Федерации под председательством Виталия Мутко (27 марта 2013 г.). URL: http://www. minsport. gov. ru/ press-centre/news/3483/ (дата обращения: 04.05.2013).

Однако подготовка спортивного резерва может быть затруднена создающимися объективными условиями. По словам многих ученых <3>, в стране наблюдается высокий процент детей с различными заболеваниями. Например, Н. Ф. Полозкова утверждает о 6% абсолютно здоровых детей, занимающихся в спортивных школах, а А. Н. Хорунжий и А. А. Николаев заявляют положение о безвозвратности времени, когда из 100 занимающихся в спортивных школах "выживало" 1 - 2 перспективных спортсмена. По их словам, необходимо использовать концепцию "здоровьесбережения", направленную на более массовое вовлечение детей в занятия оздоровительной направленности. -------------------------------- <3> Рыбаков В. В. Подготовка спортивного резерва: состояние, проблемы, пути решения / В. В. Рыбаков, В. С. Суравцов, В. М. Болотов // Укрепление и восстановление здоровья средствами физической культуры и спорта: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции (Челябинск, 14 - 15 апреля 2011 г.). Челябинск: УралГУФК, 2011. С. 265 - 271; Полозкова Н. Ф. Здоровьесберегающая функция индивидуализации подготовки высококвалифицированных конькобежцев // Укрепление и восстановление здоровья средствами физической культуры и спорта: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции (Челябинск, 14 - 15 апреля 2011 г.). Челябинск: УралГУФК, 2011. С. 240 - 243; Хорунжий А. Н. Подготовка олимпийского резерва России: проблемы и решения / А. Н. Хорунжий, А. А. Николаев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2012. N 4. С. 34 - 35; Сысоев В. И. Состояние и перспективы развития физической культуры и массового детско-юношеского спорта / В. И. Сысоев, Н. П. Грачев, И. Н. Маслова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2011. N 6. С. 30 - 32; Бауэр В. Г. Современное состояние развития детско-юношеского спорта России // Юношеский спорт XXI века: Материалы конференции в рамках II Международного форума "Молодежь - Наука - Олимпизм" (15 - 18 июня 2002 г., Москва). М., 2002. С. 47 - 51.

Вместе с тем учредители (органы местного самоуправления) большинства спортивных школ РФ не имеют возможности в полном объеме финансировать организацию тренировочного процесса в связи с дефицитом местных бюджетов <4>. -------------------------------- <4> Более 80% муниципалитетов - дотационные. См.: Методика формирования и анализа комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований / В. И. Псарев, Т. В. Псарева, Н. В. Сушенцева, И. А. Гончаров; Под общ. ред. В. И. Псарева, Н. В. Сушенцевой. Новосибирск, 2010. 511 с.

До настоящего времени не определен правовой статус спортивных школ и других физкультурно-спортивных организаций, что влияет на эффективность подготовки спортивного резерва <5>. -------------------------------- <5> Алексеев С. В. Спортивное право России: Учебник для студентов вузов по специальностям 030500 "Юриспруденция" и 032101 "Физ. культура и спорт" / Под ред. П. В. Крашенинникова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА [и др.], 2012. 1055 с; Козлова В. С. Правовые реалии спортивного резерва: ретроспектива и современность // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. N 3. С. 15 - 17; Карякин В. В. Совершенствование законодательства в сфере развития детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва: проблемы и пути решения // Спорт: экономика, право, управление. 2011. N 3. С. 8 - 10; Сердюков А. В. К вопросу о разграничении образования и спортивной подготовки // Право и образование. 2012. N 5. С 48 - 55; Михалев В. И. Проблемы и перспективы подготовки тренерских кадров как работников учреждений спортивной подготовки / В. И. Михалев, И. И. Самсонов, А. А. Сапунков // Омский научный вестник. 2013. N 2(116). С. 193 - 199.

С 01.09.2013 вступил в силу принятый Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон РФ N 273-ФЗ) <6>, где не упоминается норма-определение "спортивная школа". Нам представляется, что если Министр спорта РФ утверждает о создании единой вертикали спортивных организаций, подготавливающих спортивный резерв, то у спортивных школ основной вид деятельности будет заключаться в подготовке спортивного резерва (спортивная деятельность), а как дополнительный вид - обучение (образование). Поэтому проектируемая концепция полностью противоречит доктрине, сложившейся в советской и российской системе законодательства начала 90-х гг. -------------------------------- <6> Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] (последнее обновление: 04.05.2013).

Данное утверждение основано на положениях Закона РФ N 273-ФЗ, где дополнительное образование относится к образованию (ч. 2 ст. 10) и включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых (ч. 6 ст. 10). В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона РФ N 273-ФЗ по дополнительному образованию реализуются дополнительные образовательные программы, которые разрабатываются и утверждаются самостоятельно организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ч. 5 ст. 12). Они определяют содержание образования, которое должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов; способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений; обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями (ч. 1 ст. 12). Мы можем предположить, что спортивные школы должны относиться к образовательным организациям. Это предположение основано на положениях нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность спортивных школ <7>, судебной практике <8>. При этом ст. 21 Закона РФ N 273-ФЗ устанавливает норму закона об образовательной деятельности, которую имеют право осуществлять образовательные организации и организации, осуществляющие обучение. -------------------------------- <7> Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей: Приказ Минобрнауки России от 26.06.2012 N 504 (зарегистрирован в Минюсте России 02.08.2012 N 25082) // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] (последнее обновление: 04.05.2013). <8> Определение Санкт-Петербургского городского суда от 20.06.2012 N 33-8915 // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] (последнее обновление: 04.05.2013); Апелляционное определение Московского областного суда от 13.12.2012 по делу N 33-25852 // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] (последнее обновление: 04.05.2013).

Таким образом, правовой статус спортивных школ, осуществляющих подготовку спортивного резерва, вызывает несколько вопросов об основном виде деятельности, а именно спортивной или образовательной составляющей. Во-первых, деятельность спортивных школ регулируется преимущественно нормами административного права, но федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, не поименован в перечне субъектов физической культуры и спорта (ст. 5 Закона РФ N 329-ФЗ <9>). Но на основании пп. 5.2.62 Положения о Министерстве образования и науки РФ <10> он имеет право принимать нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность спортивных школ. -------------------------------- <9> О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (в ред. от 25.12.2012) // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] (последнее обновление: 04.05.2013). <10> О Министерстве образования и науки Российской Федерации (вместе с Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 15.05.2010 N 337 (в ред. от 01.12.2012)) // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] (последнее обновление: 04.05.2013).

Во-вторых, спортивные школы, согласно институциональному подходу, относятся к образовательным учреждениям, что подтверждается судебной практикой <11>. Мы придерживаемся мнения одного из ведущих ученых в данной области, В. К. Бальсевича, процитированного в трудах И. И. Столова и В. В. Ивочкина <12>. Основной целью данных учреждений является физкультурная деятельность, а не спортивная, как в физкультурно-спортивных организациях. -------------------------------- <11> Определение Воронежского областного суда от 30.09.2004 N 33-2290 // СПС "КонсультантПлюс"; Определение Санкт-Петербургского городского суда от 20.06.2012 N 33-8915 // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] (последнее обновление: 04.05.2013). <12> Столов И. И. Спортивная школа: начальный этап: Учебное пособие / И. И. Столов, В. В. Ивочкин. М.: Сов. спорт, 2007. 140 с.

В Типовом положении об образовательном учреждении детей одной из основных задач рассматриваемого вида организаций является подготовка спортивного резерва. Но она корреспондирует с возможностью реализации спортивной школой программ спортивной подготовки, разработанных на основе федеральных стандартов спортивной подготовки (далее - ФССП) (ч. 3 ст. 32 Закона РФ N 329-ФЗ). Согласно ч. 6 ст. 33 Закона РФ N 329-ФЗ в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, одновременно могут реализовываться программы спортивной подготовки и дополнительные образовательные программы физкультурно-спортивной, спортивно-технической или военно-патриотической направленности. Содержание этапов спортивной подготовки определяется соответствующими программами, разработанными в соответствии с требованиями соответствующих ФССП (ч. 3 ст. 32 Закона РФ N 329-ФЗ). Приказом Минспорттуризма РФ от 03.04.2009 N 157 <13> императивно были определены требования к содержанию этапов спортивной подготовки и учреждениям, имеющим право их реализовывать (табл. 1). -------------------------------- <13> Об утверждении содержания этапов многолетней подготовки спортсменов: Приказ Минспорттуризма РФ от 03.04.2009 N 157 (зарегистрировано в Минюсте РФ 04.05.2009 N 13885) // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] (последнее обновление: 04.05.2013).

Таблица 1. Соотношение этапов спортивной подготовки и видов учреждений дополнительного образования детей

N п/п Этап подготовки Вид учреждения дополнительного образования детей 1 Спортивно-оздоровительный дворец, дом, центр, клуб, школа (ДЮСШ) 2 Начальной подготовки дворец, дом, центр, клуб, школа (ДЮСШ и СДЮСШОР) 3 Тренировочный школа (ДЮСШ и СДЮСШОР) 4 Совершенствования спортивного мастерства школа (ДЮСШ и СДЮСШОР) 5 Высшего спортивного мастерства школа (СДЮСШОР)

Из табл. 1 видно, что образовательным учреждениям дополнительного образования детей следующих видов: дворец, дом, центр и клуб - дозволено осуществлять подготовку спортсменов только на этапах СО и НП. Следовательно, данные виды учреждений на этапах СО и НП имеют право реализовывать дополнительные образовательные программы физкультурно-спортивной, спортивно-технической и военно-патриотической направленности. Мы считаем, что этап начальной подготовки для рассматриваемых видов учреждений ("Дворец", "Дом", "Центр", "Клуб") недопустимо реализовывать по следующим основаниям. Если считать программы спортивной подготовки как дополнительные общеобразовательные программы, то согласно ч. 4 ст. 32 Закона РФ N 329-ФЗ об исключении из числа занимающихся на том или ином этапе спортивной подготовки за невыполнение требований, установленных ФССП, мы нарушаем право детей на образование (ч. 3 ст. 5 Закона РФ N 3266-1 <14>, с 01.09.2013 ч. 3 ст. 5 Закона РФ N 273-ФЗ). -------------------------------- <14> Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (в ред. от 12.11.2012) // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] (последнее обновление: 04.05.2013).

В нормах Законов РФ N 3266-1 и N 273-ФЗ гарантируется общедоступность и бесплатность образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования. В ФГОСах начального общего, основного общего и среднего общего образования указывается на гарантии государства на внеурочную деятельность в рамках реализации основной образовательной программы по различным ступеням образования <15>. В Законе РФ N 273-ФЗ не упоминается о внеурочной деятельности, но устанавливается норма-определение (пп. 14 ст. 2) о дополнительном образовании. Это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования, что абсолютно согласуется с требованиями об условиях и организации внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ по уровням образования на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса. -------------------------------- <15> Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (в ред. от 18.12.2012) (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785) // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] (последнее обновление: 04.05.2013); Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 N 1897 (зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 N 19644) // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] (последнее обновление: 04.05.2013); Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования: Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (зарегистрирован в Минюсте России 07.06.2012 N 24480) // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] (последнее обновление: 04.05.2013).

В-третьих, в проекте приказа Минобрнауки России <16> дополнительные общеобразовательные программы будут реализовываться в детско-юношеских спортивных школах, специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва (не учитывая адаптивных), являющихся организациями дополнительного образования. -------------------------------- <16> Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки. рф/ %D0%B4%D0%BE%D0%BA/2937/.pdf (дата обращения: 04.05.2013).

В проекте Приказа Минобразования РФ (п. 6) "Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" указываются задачи образовательной организации, реализующиеся посредством общеобразовательных программ. Красной нитью прослеживается идея о том, что дополнительные общеобразовательные программы реализуются для удовлетворения детей в занятиях физической культурой и спортом, а также подготовки их к освоению этапов спортивной подготовки, создания и обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, формирования общей культуры детей и др. Правомерно может возникнуть вопрос о том, какой этап спортивной подготовки реализуется посредством осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, так как в концепции разработки ФССП спортивно-оздоровительный этап удовлетворял требованиям подготовки для дальнейшего освоения этапов спортивной подготовки. Таким образом, с 01.09.2013 спортивные школы рассматриваются как организации, осуществляющие обучение. Это, на наш взгляд, будет соответствовать концепции отделения физической культуры как части культуры, представляющей собой совокупность ценностей, норм, знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации от спортивной деятельности, связанной с подготовкой и участием в спортивных соревнованиях. Однако требует дальнейшей проработки вопрос о правах, социальных гарантиях и обязанностях работников физической культуры и спорта, непосредственно реализующих программы спортивной подготовки. Немаловажным является вопрос об установлении идентичности в требованиях к педагогическим работникам (тренерам-преподавателям) и работникам физической культуры и спорта (тренерам). Это требует разработки вопроса о лицензировании деятельности по спортивной подготовке.

Литература

1. Рыбаков В. В. Подготовка спортивного резерва: состояние, проблемы, пути решения / В. В. Рыбаков, В. С. Суравцов, В. М. Болотов // Укрепление и восстановление здоровья средствами физической культуры и спорта: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции (Челябинск, 14 - 15 апреля 2011 г.). Челябинск: УралГУФК, 2011. С. 265 - 271. 2. Полозкова Н. Ф. Здоровьесберегающая функция индивидуализации подготовки высококвалифицированных конькобежцев // Укрепление и восстановление здоровья средствами физической культуры и спорта: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции (Челябинск, 14 - 15 апреля 2011 г.). Челябинск: УралГУФК, 2011. С. 240 - 243. 3. Хорунжий А. Н. Подготовка олимпийского резерва России: проблемы и решения / А. Н. Хорунжий, А. А. Николаев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2012. N 4. С. 34 - 35. 4. Сысоев В. И. Состояние и перспективы развития физической культуры и массового детско-юношеского спорта / В. И. Сысоев, Н. П. Грачев, И. Н. Маслова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2011. N 6. С. 30 - 32. 5. Бауэр В. Г. Современное состояние развития детско-юношеского спорта России // Юношеский спорт XXI века: Материалы конференции в рамках II Международного форума "Молодежь - Наука - Олимпизм" (15 - 18 июня 2002 г., Москва). М., 2002. С. 47 - 51. 6. Методика формирования и анализа комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований / В. И. Псарев, Т. В. Псарева, Н. В. Сушенцева, И. А. Гончаров; Под общ. ред. В. И. Псарева, Н. В. Сушенцевой. Новосибирск, 2010. 511 с. 7. Алексеев С. В. Спортивное право России: Учебник для студентов вузов по специальностям 030500 "Юриспруденция" и 032101 "Физ. культура и спорт" / Под ред. П. В. Крашенинникова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА [и др.], 2012. 1055 с. 8. Козлова В. С. Правовые реалии спортивного резерва: ретроспектива и современность // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. N 3. С. 15 - 17. 9. Карякин В. В. Совершенствование законодательства в сфере развития детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва: проблемы и пути решения // Спорт: экономика, право, управление. 2011. N 3. С 8 - 10. 10. Сердюков А. В. К вопросу о разграничении образования и спортивной подготовки // Право и образование. 2012. N 5. С 48 - 55. 11. Михалев В. И. Проблемы и перспективы подготовки тренерских кадров как работников учреждений спортивной подготовки / В. И. Михалев, И. И. Самсонов, А. А. Сапунков // Омский научный вестник. 2013. N 2(116). С 193 - 199.

------------------------------------------------------------------

Название документа