Особенности государственной регистрации общественных спортивных объединений (часть 3)

(Братановский С. Н., Вулах М. Г., Майстровой В. В.) ("Спорт: экономика, право, управление", 2012, N 4) Текст документа

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ СПОРТИВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ (ЧАСТЬ 3) <*>

С. Н. БРАТАНОВСКИЙ, М. Г. ВУЛАХ, В. В. МАЙСТРОВОЙ

Братановский Сергей Николаевич, профессор Поволжского института им. П. А. Столыпина (филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации), член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России и Национального объединения спортивных юристов России, доктор юридических наук.

Вулах Михаил Григорьевич, директор Балаковского института техники, технологии и управления (СБИТТиУ) - филиала СГТУ им. Ю. А. Гагарина, кандидат юридических наук, доцент.

Майстровой Валерий Вадимович, аспирант Поволжского института им. П. А. Столыпина (филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации), президент ассоциации окинава кобудо.

В научной публикации анализируются юридические особенности регистрации общественных спортивных объединений в качестве специфического вида общественных организаций. Предлагается авторский анализ специального законодательства и новаторское решение возникающих на практике проблем в этой сфере.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, общественные спортивные объединения, организационная структура, руководящие органы, регистрационная процедура, спортивное право.

In the scientific publication legal features of registration of public sports associations as a specific kind of public organizations are analyzed. The author's analysis of the special legislation and the innovative decision of problems arising in practice in this sphere are offered.

Key words: physical training and sports, public sports associations, organizational structure, directing bodies, registration procedure, the sports right.

Продолжая анализ особенностей административной процедуры государственной регистрации общественно-спортивных объединений (далее - ОСО), отметим, что Минюст России или его территориальный орган в течение 30 дней со дня подачи заявления о государственной регистрации ОСО обязан принять решение о его государственной регистрации либо отказать в ней и выдать заявителю мотивированный отказ в письменной форме. Минюст России или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации ОСО направляет в уполномоченный регистрирующий орган (ФНС, его территориальные органы) сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функции по ведению Единого государственного реестра юридических лиц. ФНС, ее территориальные органы в срок не более чем 5 рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения. За государственную регистрацию ОСО, изменений, вносимых в устав, взимается государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены законодательством РФ о налогах и сборах. Размеры и порядок взимания государственной пошлины установлены гл. 25.3 Налогового кодекса РФ (ст. 333.33). В качестве документа, свидетельствующего об уплате государственной пошлины, представляется платежное поручение или иной документ, подтверждающий уплату в федеральный бюджет государственной пошлины за государственную регистрацию некоммерческой организации. Основания для отказа в государственной регистрации ОСО перечислены в ст. 23 Федерального закона "Об общественных объединениях", ст. 14 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". 1. Положение устава ОСО противоречит Конституции РФ, Федеральному закону "Об общественных объединениях", федеральным законам об отдельных видах общественных объединений (в нашем случае - Федеральному закону "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"). Возможность отказа в регистрации в данном случае основана на системной связи п. 14 ст. 15 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", согласно которой нормы устава должны соответствовать действующему законодательству, и ч. 1 ст. 4, предусматривающей, что деятельность физкультурно-спортивных организаций основывается на Конституции РФ и регулируется федеральными конституционными законами и федеральными законами. Противоречие устава ОСО положениям подзаконных актов, в т. ч. нормативных актов Президента и Правительства Российской Федерации, не является основанием для отказа в регистрации ОСО, даже если они действительно имеют место <1>. -------------------------------- <1> Черчелуков Г. В. Уставы корпоративных организаций // Человек. Общество. Государство: Сборн. науч. трудов. Пенза: ПДЗ, 2006. С. 30.

Основанием для отказа в регистрации не может служить и противоречие норм уставов ОСО законам субъектов Российской Федерации. Это положение относится к регистрации не только ОСО, но, что особенно важно, и его региональных отделений. Осуществляющие свою деятельность на всей территории Российской Федерации и имеющие статус общероссийских ОСО могут быть ограничены в своем уставном нормотворчестве только рамками федерального законодательства. Как показывает правоприменительная практика, наиболее характерными основаниями для отказа в регистрации являются следующие отступления от норм законодательства: - наличие в уставе положений, не совместимых со статусом общественного объединения (возможность использования ОСО средств международных организаций в рамках осуществления его проектов без учета требований норм Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" по отношению к спортивным федерациям, создание хозяйственных обществ и коммерческих организаций и др.) <2>; -------------------------------- <2> Маргулис М. А. Нормотворчество корпоративных объединений в области спорта: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 92.

- выявленные внутренние противоречия устава (например, отнесение вопроса об избрании высших руководящих органов ОСО к ведению конференции региональных отделений ОСО). Противоречия, содержащиеся в уставе, порой являются следствием неудачных компромиссов, достигнутых при его обсуждении: предлагаемые на съезде поправки принимаются "с голоса", без предварительной проработки. Впоследствии, когда выявляется юридическая несостоятельность отдельных формулировок, возможность их исправления уже утрачена; - наличие в уставе правовых пробелов по вопросам, которые должны быть урегулированы уставом данного ОСО (например, порядок учета членов ОСО (в первую очередь для массовых физкультурно-спортивных обществ), нормы, определяющие порядок избрания отдельных руководящих органов ОСО, реорганизации и ликвидации ОСО и ее отделения) <3>; -------------------------------- <3> Селибунжилов Р. Х. Практика деятельности общественных организаций в Татарстане. Казань, 2008. С. 112.

- нарушения предусмотренных законом принципов добровольности, самоуправления, законности и гласности. Типичным нарушением является ограничение прав членов ОСО на избрание в состав его высших руководящих органов (например, в ряде случаев это право закрепляется за делегатами съезда ОСО), а также делегирование руководителям, руководящим органам и иным лицам прав на принятие решений, отнесенных нормами закона к исключительной компетенции съезда ОСО <4>. -------------------------------- <4> Братановский С. Н. Административно-правовое регулирование отношений с участием общественных объединений. Саратов: Научная книга, 2009. С. 36.

2. Несоответствие наименования и символики ОСО требованиям, установленным Федеральными законами "Об общественных объединениях" и "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Несоответствие может выражаться в нарушении запрета на использование в наименовании ОСО названий органов государственной власти и местного самоуправления, указаний по признанию национальной или религиозной принадлежности, а также имени и фамилии гражданина. Отказ в регистрации в связи с наименованием также возможен, когда последнее нарушает требование законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности. В практике встречаются ситуации, когда ранее было зарегистрировано ОСО с тем же либо схожим наименованием. Так, в 2009 г. в регистрации было отказано физкультурно-спортивным клубам "Тяжелые перчатки", "Летающий лыжник", "Кожаный мяч" на том основании, что в Едином государственным реестре физических лиц уже значились физкультурно-спортивные клубы с такими названиями <5>. -------------------------------- <5> Там же. С. 74.

3. Непредставление необходимых документов. Часть 2 ст. 23 Федерального закона "Об общественных объединениях" предусматривает возможность отказа общественному объединению, "если представлен неполный перечень необходимых документов, либо данные документы оформлены ненадлежащим образом...". В этой связи возникает вопрос о трактовке термина "ненадлежащим образом", т. к. правоприменительная практика в сфере физической культуры и спорта свидетельствует об имеющихся отличиях в ее реализации <6>. -------------------------------- <6> Сочинский Г. А. Теоретико-правовые и организационные проблемы физкультурно-спортивных обществ. Волгоград, 2010. С. 77.

На наш взгляд, возможны два пути решения вопроса со стороны регистрирующих органов юстиции. В первом случае орган юстиции по результатам проверки представленных документов с точки зрения правильности их оформления должен указать на ошибки уполномоченным лицам ОСО и дать возможность исправить эти ошибки или неточности, не откладывая решение вопроса на срок в пределах месяца. Если уполномоченные лица ОСО считают, что претензии к оформлению документов необоснованны, они вправе потребовать оформления письменного отказа в соответствии с ч. 8 ст. 23 Закона "Об общественных объединениях" и затем обжаловать этот отказ в суде. Полагая вышеприведенное толкование правовой нормы обоснованным, необходимо вместе с тем отграничить в правоприменительной практике регистрации ОСО неправильно оформленные документы, представленные для регистрации (например, копии решений об образовании ОСО, не заверенные уполномоченными лицами региональных отделений), от документов, принятых с нарушением законодательно установленного порядка. К случаям, которые следует расценивать в качестве оснований для отказа в регистрации, однозначно может быть отнесено непредставление в требуемом количестве протоколов конференций или общих собраний, проведенных более чем в половине субъектов Российской Федерации (например, вместо 45 необходимых протоколов представлено только 40), а также копий решений о принятии устава всероссийского ОСО. При этом не могут быть приняты во внимание решения учредительных съездов ОСО о принятии проектов указанных документов "за основу". 4. Федеральным уполномоченным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации ОСО документах информация не соответствует требованиям Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Например, в случаях, когда при анализе представленных на регистрацию документов выяснилось, что число голосов от общего числа членов общероссийской спортивной федерации в высшем руководящем органе этой федерации, которое должно принадлежать членам такой федерации - аккредитованным региональным спортивным федерациям, составляет менее 75%, что является нарушением положений ч. 9 ст. 14 рассматриваемого Закона. 5. Нарушены установленные Федеральным законом "Об общественных объединениях" сроки представления документов, необходимых для государственной регистрации ОСО. Например, когда уполномоченные лица ОСО не уложились в трехмесячный срок со дня проведения учредительного съезда (собрания) ОСО. В этом случае отказ в регистрации может быть вынесен лишь по этому формальному основанию, без детальной проверки содержания представленных для регистрации документов. Отказ в государственной регистрации ОСО по мотивам нецелесообразности его создания не допускается. В случае отказа в государственной регистрации ОСО заявителю сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положений Конституции и законодательства РФ, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данного объединения. Отказ в государственной регистрации ОСО, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в вышестоящий орган или в суд. Отказ в государственной регистрации ОСО не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации при условии устранения оснований, вызвавших отказ <7>. При этом рассмотрение повторного обращения в орган, регистрирующий ОСО, и вынесение по данному обращению решения производятся в порядке, рассмотренном выше. Следует отметить, что закон не устанавливает предела числа возвратов документов ОСО федеральным уполномоченным органом и числа подачи вновь направляемых документов. -------------------------------- <7> Хлистун Ю. В., Братановский С. Н. Комментарий к Федеральному закону от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" // СПС "Гарант".

Таким образом, на данной стадии государственной регистрации ОСО органу юстиции очень важно принять правильное решение. Грамотно воспользовавшись правом отказа в государственной регистрации, органы юстиции тем самым предупреждают совершение ОСО правонарушений и защищают права и законные интересы граждан от возможных нарушений. Так, Министерством юстиции Саратовской области за период с 1999 г. по 2009 г. было отказано в государственной регистрации шестнадцати ОСО <8>. -------------------------------- <8> Аналитическая справка по регистрации общественных и религиозных организаций Саратовской области и по контролю за их уставной деятельностью с 1999 г. по 2009 г. // Общественные объединения Саратовской области: проблемы правового регулирования. Саратов: Мадригал, 2009. С. 119 - 122.

Двум ОСО - Саратовскому физкультурно-спортивному обществу "Здоровье" и Ртищевскому районному отделению Саратовской региональной спортивной федерации конного спорта - было отказано в государственной регистрации по формальным критериям. Это: указание в уставе местонахождения действующего руководящего органа в жилом помещении, что противоречит п. 3 ст. 288 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в "нежилое"; и неуказание в уставах данных ОСО срока полномочий постоянно действующего руководящего органа ОСО (этого требует п. 4 ст. 20 Закона "Об общественных объединениях"). В уставе Ртищевского районного отделения Саратовской региональной спортивной федерации конного спорта, кроме того, содержались и другие положения, противоречащие законодательству. Например, в качестве одной из задач этого ОСО в п. 2 устава было указано на "...содействие укреплению обороны и национальной безопасности Российского государства". Представляется, что данное положение противоречит ст. 17 Закона "Об общественных объединениях", где говорится о том, что "...вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц не допускается...". А в данном случае ОСО ставит перед собой задачи, которые вправе решать только государственные органы. Пункт 4 ст. 3 Конституции РФ достаточно определенно гласит: "...присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону". Так как устав Ртищевского районного отделения Саратовской региональной спортивной федерации конного спорта противоречил указанному положению Конституции РФ, то в государственной регистрации ему было отказано. С другой стороны, Министерство юстиции Саратовской области, на наш взгляд, неправомерно отказало в регистрации физкультурно-спортивному обществу "Здоровье" по такому основанию, как нарушение ст. 288 Гражданского кодекса РФ, т. к. в соответствии со ст. 23 Закона "Об общественных объединениях" "в государственной регистрации общественного объединения может быть отказано... если устав общественного объединения противоречит Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов РФ, положениям статей 16, 19, 20 и 21 настоящего Федерального закона и законам об отдельных видах общественных объединений". То есть такого основания отказа в государственной регистрации ОСО, как противоречие его устава Гражданскому кодексу РФ, Закон не содержит. Не усматривается в уставе данного ОСО и противоречия специальному законодательному акту - Федеральному закону "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Одним из направлений совершенствования организационной структуры и увеличения диверсификационности физкультурно-спортивной деятельности является образование новых отделений ОСО. Применительно к анализируемому аспекту их создания закономерным является вопрос: с какого момента отделение ОСО может обладать правами юридического лица? Эта проблема решена в ч. 9 ст. 21 Закона "Об общественных объединениях", в соответствии с которой "государственная регистрация отделения общественного объединения производится органом юстиции соответствующего субъекта РФ на основании документов, представленных отделением общественного объединения, заверенных центральным руководящим органом общественного объединения, а также копии свидетельства о государственной регистрации общественного объединения. В случае, если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган указанного объединения уведомляет орган юстиции соответствующего субъекта РФ о наличии указанного отделения, его месте нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах. В этом случае права юридического лица указанные отделения приобретают с момента государственной регистрации общественного объединения". Таким образом, Закон устанавливает два варианта приобретения прав юридического лица отделением ОСО в зависимости от того, есть ли у него свой устав. С позиций анализа особенностей государственной регистрации ОСО представляется необходимым исследовать вопросы, связанные с их реорганизацией и ликвидацией. В соответствии со ст. 16 Федерального закона "О некоммерческих организациях" ОСО как некоммерческая организация может быть реорганизована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и другими федеральными законами. Формами реорганизации ОСО могут быть: слияние; присоединение; разделение; выделение; преобразование. Государственная регистрация ОСО, создаваемого путем реорганизации, осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с учетом особенностей такой регистрации, установленных ст. 25 Федерального закона "Об общественных объединениях". В соответствии с положениями этой статьи реорганизация осуществляется по решению: - съезда (конференции) ОСО; - общего собрания ОСО. Документы, необходимые для осуществления государственной регистрации ОСО, создаваемого путем реорганизации, представляются в федеральный орган государственной регистрации или его территориальные органы в соответствующих субъектах (Минюст России и его территориальные органы). При этом перечень указанных документов и порядок их представления определяются Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. N 212 <9>. -------------------------------- <9> СЗ РФ. 2006. N 17 (ч. II). Ст. 1869.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальные органы после принятия решения о государственной регистрации ОСО, создаваемого путем реорганизации, направляют в уполномоченный регистрирующий орган (ФНС или ее территориальные органы) сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению государственного реестра юридических лиц. На основании решения, принятого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более 5 рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом органу, принявшему указанное решение. Государственная регистрация ОСО, создаваемого путем реорганизации, в случае если не принято решение об отказе в указанной регистрации на основании ст. 23 Федерального закона "Об общественных объединениях", осуществляется в срок не более 30 рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов. Имущество ОСО, являющегося юридическим лицом, переходит после его реорганизации к вновь возникшим юридическим лицам в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ (ст. 58 - 60). В Федеральном законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" установлена особенность одной из форм реорганизации - выделения - в отношении исключительно общероссийской спортивной федерации. Эта особенность заключается в том, что реорганизация общероссийской спортивной федерации в форме выделения из нее одной или нескольких общероссийских спортивных федераций не допускается в том случае, если в результате такой реорганизации образуется общероссийская спортивная федерация, осуществляющая развитие того же вида спорта, развитие которого осуществляет реорганизуемая общероссийская спортивная федерация. Это положение основывается в свою очередь на норме ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", в соответствии с которой по одному виду спорта на территории РФ может быть аккредитована в качестве общероссийской спортивной федерации только одна общественная организация <10>. -------------------------------- <10> Хлистун Ю. В., Братановский С. Н. Указ. соч.

Оценивая правовую природу этого запрета, необходимо отметить, что формулировка рассматриваемого запрета представляется не вполне совершенной. Дело в том, что согласно ч. 2 ст. 14 статус общероссийской спортивной федерации общественная организация приобретает только после прохождения процедуры государственной аккредитации. Там же установлено, что по одному виду спорта на территории России может быть аккредитована в качестве общероссийской спортивной федерации только одна общественная организация. Соответственно, уже в силу этого в результате реорганизации общероссийской спортивной федерации не может быть образована (говоря точнее, аккредитована) еще одна общероссийская спортивная федерация, осуществляющая развитие того же вида спорта, развитие которого осуществляет реорганизуемая общероссийская спортивная федерация. Изложенное даже ставит под сомнение необходимость закрепления нормы этой статьи. Видимо, при формировании ст. 14 допущена терминологическая неточность - при реорганизации ОСО, имеющего статус общероссийской спортивной федерации, из нее могут быть выделены одна или несколько ОСО, но не общероссийских спортивных федераций, поскольку о правопреемстве статуса общероссийской спортивной федерации (результата государственной аккредитации), т. е. "разделении" этого статуса реорганизуемой и вновь образованной (вновь образованными) ОСО речи быть не может. Ликвидация ОСО осуществляется: - по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного ОСО; - по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 44 Федерального закона "Об общественных объединениях". Основания ликвидации ОСО или запрета его деятельности регламентированы ст. 44 Федерального закона "Об общественных объединениях". Структурные подразделения - организации, отделения ОСО - ликвидируются в случае ликвидации соответствующего общественного объединения. Заявление в суд о ликвидации общероссийского ОСО вносится Генеральным прокурором РФ или федеральным органом государственной регистрации. Заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального или местного ОСО вносится прокурором соответствующего субъекта РФ в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" <11>, или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации. -------------------------------- <11> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 8. Ст. 366.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по его ликвидации. Ликвидация ОСО по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации. ОСО может быть ликвидировано, а деятельность общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена также в порядке и по основаниям, которые предусмотрены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" <12>. -------------------------------- <12> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3031.

Государственная регистрация ОСО в связи с его ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с учетом особенностей такой регистрации, установленной ст. 26 Федерального закона "Об общественных объединениях". Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации ОСО в связи с его ликвидацией, представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения при его создании <13>. -------------------------------- <13> Хлистун Ю. В., Братановский С. Н. Указ. соч.

Имущество, оставшееся в результате ликвидации ОСО, после удовлетворения требований кредиторов направляется: - на цели, предусмотренные уставом ОСО; - если отсутствуют соответствующие разделы в уставе ОСО, - на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации ОСО; - в спорных случаях - на цели, определяемые решением суда. Решение об использовании оставшегося имущества публикуется ликвидационной комиссией в печати. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ОСО, ликвидированного в порядке и по основаниям, которые предусмотрены Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности", обращается в собственность РФ. Итак, административно-правовые нормы, регулирующие порядок создания ОСО как элемент их административно-правового статуса, делятся на две группы: 1) нормы, закрепляющие совокупность действий, при совершении которых ОСО считается созданным, но не обладает правами юридического лица; 2) нормы, регулирующие процесс государственной регистрации ОСО. В свою очередь, последняя группа административно-правовых норм подразделяется на: а) нормы, регулирующие порядок подачи ОСО документов, необходимых для государственной регистрации; б) нормы, запрещающие процесс рассмотрения органами юстиции заявления ОСО и иных представленных им документов для государственной регистрации; в) нормы, регулирующие порядок принятия решения органами юстиции; г) нормы органов, регулирующих процесс обжалования ОСО решения органов юстиции об отказе или об уклонении от государственной регистрации <14>. -------------------------------- <14> Соболева Ю. В. Общественные объединения как субъекты административного права: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2000. С. 132.

Литература

1. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 8. Ст. 366. 2. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3031. 3. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" // СЗ РФ. 2006. N 17 (ч. II). Ст. 1869. 4. Аналитическая справка по регистрации общественных и религиозных организаций Саратовской области и по контролю за их уставной деятельностью с 1999 г. по 2009 г. // Общественные объединения Саратовской области: проблемы правового регулирования. Саратов: Мадригал, 2009. 5. Братановский С. Н. Административно-правовое регулирование отношений с участием общественных объединений. Саратов: Научная книга, 2009. 6. Маргулис М. А. Нормотворчество корпоративных объединений в области спорта: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 7. Селибунжилов Р. Х. Практика деятельности общественных организаций в Татарстане. Казань, 2008. 8. Соболева Ю. В. Общественные объединения как субъекты административного права: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2000. С. 132. 9. Сочинский Г. А. Теоретико-правовые и организационные проблемы физкультурно-спортивных обществ. Волгоград, 2010. 10. Хлистун Ю. В., Братановский С. Н. Комментарий к Федеральному закону от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" // СПС "Гарант". 11. Черчелуков Г. В. Уставы корпоративных организаций // Человек. Общество. Государство: Сборн. науч. трудов. Пенза: ПДЗ, 2006.

Название документа