Тренер или тренер-преподаватель?
(Самсонов И.) ("ЭЖ-Юрист", 2014, N 4) Текст документаТРЕНЕР ИЛИ ТРЕНЕР-ПРЕПОДАВАТЕЛЬ?
И. САМСОНОВ
Иван Самсонов, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по спортивной работе Алтайского училища олимпийского резерва, г. Барнаул.
В настоящее время осуществляется модернизация системы подготовки спортивного резерва. Однако она происходит без учета сложившихся правоотношений в рассматриваемой сфере. Это порождает путаницу в правовом регулировании трудовых отношений с тренерскими кадрами, осуществляющими подготовку спортивного резерва в одной и той же организации по программам, относящимся к различным видам экономической деятельности - образованию и физической культуре и спорту. Есть ли решение?
Определиться с должностью
Необходимость системного реформирования физкультурно-спортивной деятельности назрела уже давно. Законодательство о физической культуре и спорте меняется стремительно и кардинально, но реальные результаты воздействия на социальные процессы зачастую ничтожны. Спорт - слишком сложное социальное явление, чтобы его регулирование могло базироваться только на юридических знаниях. На наш взгляд, самым перспективным для разработки является практико-ориентированный подход. С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который внес ряд существенных изменений в организацию спортивной подготовки в спортивных школах. В действующем законодательстве РФ (ч. 3 ст. 23 Закона N 273-ФЗ, Приказе Госкомспорта СССР от 09.04.1987 N 228 "О введении в действие Положения о детско-юношеской спортивной школе, специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва, специализированных классах по видам спорта" (вместе с Положением о специализированных классах по видам спорта с продленным днем обучения и с углубленным учебно-тренировочным процессом в общеобразовательных школах), а также ненормативных правовых актах федеральных органов управления образованием, физической культурой и спортом (письмах Минобрнауки России от 29.09.2006 N 06-1479, Росспорта от 12.12.2006 N СК-02-10/3685, Приказе Министерства спорта РФ от 24.10.2012 N 325) данные организации рассматриваются как образовательные учреждения дополнительного образования. Спортивные школы реализуют дополнительные общеобразовательные программы (ч. 3 ст. 84 Закона N 273-ФЗ), которые подразделяются на дополнительные общеразвивающие и дополнительные предпрофессиональные программы (подп. 1 ч. 3 ст. 84 Закона N 273-ФЗ), а также имеют право осуществлять подготовку спортивного резерва по программам спортивной подготовки, разработанным на основе федеральных стандартов спортивной подготовки (ч. 6 ст. 33 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ, п. 21 проекта Приказа Министерства спорта РФ "Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта" <1> (далее - проект Приказа Минспорта). -------------------------------- <1> http://www. minsport. gov. ru
При принятии проекта Приказа Минспорта может возникнуть противоречивая ситуация, связанная с регулированием трудовых отношений работников, реализующих в одной и той же спортивной школе, с одной стороны, дополнительные общеобразовательные программы, с другой - программы спортивной подготовки (учет рабочего времени, тарификация работы, социальные гарантии и т. д.) (п. 21). Работодателю будет весьма сложно регулировать трудовые отношения с работниками, так как наименование должности, указываемой в штатном расписании и трудовом договоре, должно соответствовать требованиям квалификационного справочника (абз. 8 ст. 57 ТК РФ). При реализации дополнительных образовательных программ тренер-преподаватель - педагогический работник (Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н), а при реализации программ спортивной подготовки - тренер - работник физической культуры и спорта (Приказ Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 N 916н). Кроме этого, наименование должности может соответствовать разработанным профессиональным стандартам. В проекте профессионального стандарта тренера <2> упоминаются наименования должностей "тренер" и "тренер-преподаватель" без учета реализуемых ими видов программ, то есть выполняемого вида экономической деятельности. Мы считаем, что разработчики проекта неоднозначно учитывали действующие Общероссийский классификатор занятий ОК 010-93, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 N 298 (далее - ОКЗ), и Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (вместе с ОК 016-94. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов), утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 (далее - ОКПДТР), в которых должности тренера (код 27164) и тренера-преподавателя по спорту (код 27168) отнесены к базовой группе спортсменов 3475 (ОКЗ). -------------------------------- <2> http://standartprof. ru
В проекте стандарта тренер относится к базовой группе 2359 ОКЗ (специалисты по обучению, не вошедшие в другие группы) (образовательная деятельность), но в ОКПДТР деятельность тренера относится к базовой группе 3475 ОКЗ (физическая культура и спорт). Кроме этого, разработчики не учитывали, что при установлении требований к квалификации указываются требования для работников физической культуры и спорта (ЕКС N 916н) и профессиональное образование по физической культуре (030000 - гуманитарные науки, 050000 - образование и педагогика) <3>, а базовая группа 2359 относится к образовательной деятельности. -------------------------------- <3> Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2003, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 N 276-ст; Михалев В. И., Самсонов И. И., Сапунков А. А. Проблемы и перспективы подготовки тренерских кадров как работников учреждений спортивной подготовки // Омский научный вестник. 2013. N 2 (116).
На наш взгляд, данная проблема возникла не случайно, а является апогеем многолетнего затянувшегося кризиса в правовом регулировании трудовых отношений тренерских кадров.
История вопроса
Начиная с 1934 года до настоящего времени в практике преобладает мнение о том, что должность тренера является педагогической, так как соответствует всем признакам процесса обучения (двусторонний характер, совместная деятельность учителей и учащихся, руководство со стороны учителя, специальная планомерная организация и управление, целостность и единство, соответствие закономерностям возрастного развития учащихся, управление развитием и воспитанием учащихся) <4>. Федеральный орган управления физической культурой и спортом разъясняет, что наименование должности часто менялось в разные годы: "тренер", "тренер-преподаватель", "тренер-преподаватель по спорту", "тренер-преподаватель образовательного учреждения". Данная должность является педагогической только в образовательных учреждениях (Приказ ГКФТ РФ от 28.12.1995 N 1588-ИТ). -------------------------------- <4> Ильина Т. А. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1984; Педагогика: Учеб. для ин-тов физ. культуры / Под ред. В. В. Белорусовой, И. Н. Решетень. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Физкультура и спорт, 1986.
Кроме этого, выигранные судебные дела по отстаиванию прав тренерских кадров на пенсионное обеспечение сформировали искаженное правопонимание о тождественности должностей "тренер-преподаватель" и "тренер". Пленум ВС РФ в Постановлении от 11.12.2012 N 30 указал, что установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей исходя из судебных решений не допускается. В свою очередь, не претендуя на всесторонний анализ правовых статусов рассматриваемых нами должностей, мы рассмотрели минимальные социальные гарантии и компенсации, предоставляемые действующим трудовым законодательством РФ тренеру-преподавателю и тренеру.
Соотношение параметров режимов правового регулирования по должностям "тренер-преподаватель" и "тренер"
N п/п Параметры Должность Тренер-преподаватель Тренер 1 Трудовой договор Срочный (до 5 лет) (подп. 8 ч. 1 ст. 48 Закона N 273-ФЗ; п. 17 Приказа Минобрнауки России от 24.03.2010 N 209) По соглашению сторон могут заключаться как на неопределенный срок, так и срочные (абз. 1, 2 ст. 348.2 ТК РФ) 2 Продолжительность рабочей недели Не более 36 часов (ст. 333 ТК РФ) Не более 40 часов (абз. 2 ст. 91 ТК РФ) 3 Норма учебной нагрузки в неделю 18 часов (Приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 N 2075) 24 часа (Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 16.07.1990 N 280/12-1) 4 Дополнительная учебная нагрузка, не считающаяся совместительством До 18 часов (подп. "б" п. 1 Постановления Минтруда России от 30.06.2003 N 41) Отсутствует 5 Аттестация кадров Обязательная (подп. 4 ч. 5 ст. 47 Закона N 273-ФЗ); один раз в 5 лет (п. 17 Приказа Минобрнауки России N 209) Государственная: рекомендуется один раз в 4 года (п. 7.4 Приказа Минспорта России N 325); общественная: разрабатывается федерациями по видам спорта 6 Длительный отпуск До одного года (ст. 335 ТК РФ; подп. 4 ч. 5 ст. 47 Закона N 273-ФЗ) Не предусмотрен 7 Совместительство 9 часов (абз. 6 п. 1 Постановления Минтруда России N 41; абз. 8 разд. 3 Рекомендаций <5>); не регламентируется обязательность извещения работодателя 12 часов (подп. "з" п. 2 Постановления Минтруда России N 41), но с разрешения работодателя по основному месту работы (абз. 1 ст. 348.7 ТК РФ) 8 Отпуск (основной + удлиненный) (28 + 14) дней (ст. 334 ТК РФ; Постановление Правительства РФ от 01.10.2002 N 724) (28 + 4) дней (минимум) (абз. 2 ст. 348.7 ТК РФ) 9 Квалификация после прохождения аттестации Высшая, первая, соответствие должности (п. 2 Приказа Минобрнауки России N 209) Государственная: высшая, первая, вторая, без категории (п. 7.4 Приказа Минспорта России N 325); общественная: устанавливается федерациями по видам спорта
-------------------------------- <5> Рекомендации по установлению учебной нагрузки учителей и преподавателей (письмо Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 11.05.2012 N 113).
Из таблицы видно, что минимальные социальные гарантии и компенсации по должностям "тренер" и "тренер-преподаватель", имеющим право осуществлять обучение по программам спортивной подготовки и дополнительным общеобразовательным программам, не совпадают. Причем тарификация работы тренера осуществляется по нормативно-правовым актам, принятым еще в СССР. Иных документов, по которым осуществляется правовое регулирование трудовых отношений данной должности, мы не выявили. В настоящее время существует ряд позиций научных работников, которые выступают за тождество в правовом регулировании должностей тренеров и тренеров-преподавателей <6>. Однако концепции научных работников в большинстве своем теоретические. На наш взгляд, они не учитывают реалии настоящего времени, складывающиеся на практике. -------------------------------- <6> Базыкин А. Е. Правовое регулирование труда тренеров: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Науч. рук. А. И. Шебанова. М., 2012; Гусов К. Н., Шевченко О. А. Спортивное право. Правовой статус спортсменов, тренеров, спортивных судей и иных специалистов в области физической культуры и спорта. 2-е изд. М.: Проспект, 2014.
Таким образом, для разрешения сложившейся противоречивой ситуации необходимо: - во-первых, проработать вопрос о возможности установления единого административно-правового статуса спортивных школ как организаций, осуществляющих обучение (ст. 31 Закона N 273-ФЗ); - во-вторых, в условиях, когда образование и спорт относятся к разным видам экономической деятельности, Минспорту России необходимо ходатайствовать перед Правительством РФ об установлении тождества наименований должностей "тренер" и "тренер-преподаватель"; - в-третьих, при разработке профессионального стандарта тренера необходимо учитывать сложившуюся практику получения профессионального образования работниками по гуманитарным и педагогическим специальностям в области физической культуры и спорта.
------------------------------------------------------------------
Название документа