Отдельные вопросы правового регулирования труда иностранных спортсменов в Российской Федерации

(Бабаев Р. Ю.) ("Спорт: экономика, право, управление", 2012, N 3) Текст документа

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ИНОСТРАННЫХ СПОРТСМЕНОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>

Р. Ю. БАБАЕВ

Бабаев Роман Юрьевич, соискатель ученой степени кандидата юридических наук МГЮА имени О. Е. Кутафина, член Национального объединения спортивных юристов России.

Статья посвящена вопросам правового регулирования труда иностранных спортсменов в Российской Федерации. Рассматриваются существующие нормативные правила и ограничения по участию иностранных спортсменов во внутренних российских спортивных соревнованиях. Автор анализирует проблемы установления лимитов на выступления иностранных спортсменов и связанной с этим трудовой дискриминации.

Ключевые слова: правовое регулирование, спортивное право, трудовой договор, трудовая дискриминация, спортивная федерация.

The article is devoted to the legal regulation of the labor of foreign competitors in the Russian Federation. We consider the existing regulatory rules and restrictions on foreign participation in domestic Russian athletes sporting events. The author analyzes the problem of setting limits on the performance of foreign athletes and related employment discrimination.

Key words: the legal regulation, sports law, employment contract, employment discrimination, sports federation.

Конституция Российской Федерации установила, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Особую актуальность приобретают проблемы, связанные с законодательным регулированием труда иностранных спортсменов. Проблема привлечения иностранных спортсменов в российском спорте вызывает массу споров. Так, например, весьма неоднозначно оценивается новость о том, что корейский шорт-трекист Ан Хен Су, имеющий три титула олимпийского чемпиона и пять званий абсолютного чемпиона мира, пополнит российскую сборную по шорт-треку и выступит за Россию на Олимпиаде-2014. Ан Хен Су намерен отказаться от гражданства Южной Кореи и стать гражданином РФ. Следует ли его в этом случае считать легионером? Имеет ли он право выступать за сборную РФ? По мнению Владимира Путина, иностранных спортсменов в России слишком много. "Нужно это количество ограничивать, потому что, когда составляется национальная сборная, собирать ее не из чего. Это избыточное количество "легионеров" подавляет рост молодых и талантливых игроков" [1]. К сожалению, в России до сих пор не принят специальный закон в отношении труда иностранных спортсменов. К тому же Российская Федерация не является участником Конвенции о трудящихся-мигрантах (Конвенция ООН о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990 г.) [2]). Согласно ст. 3 Федерального закона "О гражданстве РФ" от 31.05.2002 N 62-ФЗ иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательство своей принадлежности к гражданству иностранного государства [3]. Таким образом, иностранным гражданином следует считать любое физическое лицо, которое, находясь в определенной правовой связи с российским государством, не является его гражданином и состоит в гражданстве (подданстве) иного государства. В спорте употребляется понятие "легионер", его формулировка время от времени корректируется. Под легионерами можно подразумевать иностранных игроков, которые заключают контракты с российскими клубами, оставаясь при этом гражданами своих государств и, соответственно, членами зарубежных национальных сборных [4]. Легионерами можно назвать и уроженцев других стран, и воспитанников иностранных клубов, формально имеющих российский паспорт, но во время проведения крупных чемпионатов выступающих за сборные родных стран [5]. В футболе легионер - это футболист (игрок), не имеющий паспорта и гражданства Российской Федерации, имеющий оформленный трансферный сертификат и действующий трудовой договор с клубом [6]. Однако определенная сложность в регулировании правового положения легионеров на территории РФ заключается в том, что в законодательстве РФ нет определения этого понятия. В настоящее время в футболе планируется изменить определение "легионер", под которым следует понимать футболиста, не имеющего права выступать за сборную России. В футболе весьма распространена практика, при которой футболист имеет два паспорта - российский и страны, входившей ранее в СССР или входящей в СНГ, например Украины или Молдавии. Договора о двойном гражданстве между Россией и этими странами нет, и при получении гражданства России указанные футболисты тем не менее оставляют себе паспорт другой страны, что позволяет им выступать за сборную этой страны. В этой ситуации, являясь гражданами России, такие футболисты должны называться легионерами. Вместе с тем понятие "легионер" встречается лишь в футболе, поэтому полагаем ненужным закреплять этот термин на уровне федерального закона применительно ко всем видам спорта. Вместе с тем важной остается проблема привлечения в Российскую Федерацию российских спортсменов, проживающих за рубежом, для чего должны быть приняты соответствующие меры правового регулирования. Отрицательная сторона работы российских спортсменов за рубежом заключается в том, что лучшие отечественные спортсмены в самом расцвете своей спортивной формы не играют в чемпионате России, а значит, отечественные болельщики могут видеть их выступления лишь по телевизору. Для организации процесса возврата российских спортсменов была разработана Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом [7]. Однако количество соотечественников, прибывших в Российскую Федерацию в рамках реализации данной программы, весьма незначительно по сравнению с ожидаемыми показателями, что объясняется ограниченным выбором территории проживания (19 субъектов Федерации), недостаточным размером компенсационных выплат, нерешенным вопросом жилищного обеспечения и иными причинами [8]. Кроме того, трудности в реализации Государственной программы также обусловлены уровнем социально-экономического развития конкретного региона. В условиях кризиса был принят Указ Президента РФ от 30 июня 2009 г. N 716 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" [9], в соответствии с которым в случае отсутствия потребности экономики субъекта РФ в переселенцах и отсутствия у субъекта РФ возможности по их приему и обустройству, а также при наличии рисков в реализации программы Правительство РФ вправе принять решение об отсрочке разработки этим субъектом РФ проекта региональной программы переселения на основании мотивированного обращения высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ. Очевидно, что приведенное положение может также послужить основанием для снижения численности прибывающих в Россию спортсменов-соотечественников, тем более что в случае приостановки действия Государственной программы в пределах одного субъекта Федерации новый участник Государственной программы - другой субъект Федерации - введен не будет. Полагаем, что в сфере физической культуры и спорта вопросы стимулирования возврата российских спортсменов на территорию Российской Федерации должны быть возложены Федеральным законом о физической культуре и спорте на спортивные федерации. В российском хоккее эта проблема успешно решена КХЛ. Если в 1997 г. в НХЛ выступало почти 60 российских хоккеистов [10], а в 2004 г. - 75 (т. е. более 10% всех игроков НХЛ) [11], то в чемпионате 2010/2011 года их выступало лишь 27 [12]. Нерешенной остается проблема осуществления трудовой деятельности иностранными спортсменами на территории РФ. Порядок трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства в спорте в РФ зависит от того, в каком порядке прибыли эти лица в РФ - в порядке, требующем или не требующем получения визы. Для использования труда иностранных спортсменов, прибывающих в РФ в порядке, требующем получения визы, работодатель должен выполнить несколько предусмотренных законодательством процедур. В соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель должен подать в орган миграционной службы: - ходатайство о выдаче приглашения в целях осуществления трудовой деятельности; - разрешение на привлечение и использование иностранных работников; - документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работника. С 1 июля 2010 г. действует новый порядок регулирования трудовой деятельности отдельных категорий иностранных граждан, установленный Федеральным законом от 19.05.2010 N 86-ФЗ [13]. Так, введена новая категория трудовых мигрантов - высококвалифицированные специалисты (ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). Это иностранные граждане, обладающие профессиональными знаниями и признанными достижениями в трудовой деятельности при условии, что их годовая заработная плата составит не менее 2 млн. руб. Разрешение на работу такому работнику выдается на срок действия трудового договора, но не более чем на три года. Работодателями могут выступать лишь три категории организаций: - российские коммерческие организации; - российские научные организации, образовательные учреждения профессионального образования (за исключением учреждений профессионального религиозного образования), учреждения здравоохранения, а также иные организации, осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность; - аккредитованные в установленном порядке на территории Российской Федерации филиалы иностранных юридических лиц. Вместе с тем многие физкультурно-спортивные организации на территории РФ созданы в форме некоммерческих организаций, поэтому на них нововведение распространяться не будет. Согласно ст. 12 Олимпийского закона [14] иностранные граждане, принимающие участие в организации и проведении Олимпийских и Паралимпийских игр, а также иностранные граждане, являющиеся участниками Олимпийских и Паралимпийских игр, имеющие олимпийские удостоверения личности и аккредитации, вправе осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации без получения разрешений на работу в период организации и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр. Правительство Российской Федерации вправе установить ускоренный и упрощенный порядок выдачи разрешений на работу иностранным гражданам, заключившим трудовые или гражданско-правовые договоры с Оргкомитетом "Сочи 2014" и прибывшим на территорию Российской Федерации в период организации и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр. Принятие новых нормативно-правовых актов - важный шаг в процессе совершенствования законодательства РФ, регулирующего труд иностранных спортсменов. В законодательстве РФ не содержится прямых ограничений трудовых прав иностранных спортсменов, тем не менее предусмотрен механизм, с помощью которого это может быть сделано. С принятием Федерального закона "О физической культуре и спорте в РФ" от 04.12.2007 N 329-ФЗ [15] появилось основание для установления лимита для иностранных спортсменов на участие в российских соревнованиях. Согласно подп. 7 п. 1 ст. 16 ФЗ "О физической культуре и спорте в РФ" только общероссийские общественные организации вправе устанавливать ограничения на участие во всероссийских официальных спортивных соревнованиях по соответствующим видам спорта спортсменов, не имеющих права выступать за спортивные сборные команды Российской Федерации в соответствии с нормами международных спортивных организаций, проводящих соответствующие международные соревнования. Другими словами, любая общероссийская спортивная федерация может своими внутренними документами (например, Регламентом по проведению соревнований) установить лимит на участие в официальных спортивных соревнованиях для специальной категории работников. При этом у российских спортивных юристов на данный момент существует две основные точки зрения на проблему лимита. Ученые, придерживающиеся первой точки зрения, считают, что лимит, существующий в футбольных соревнованиях РФС, не допускает дискриминации по отношению к иностранным спортсменам, т. к. лимит не ограничивает клубы в количестве принятых на работу иностранных футболистов, а ограничивает лишь в количестве одновременно появляющихся на поле. Следовательно, теоретически все принятые на работу иностранцы рано или поздно смогут выйти на поле [16]. Аналогичные аргументы выдвигала КФФИ при разбирательстве дела Симутенкова [17]. Полагаем, что указанная позиция не выдерживает критики относительно запрета дискриминации по национальному признаку, определенного в Конвенции МОТ N 111 "Относительно дискриминации в области труда и занятий". Согласно указанной Конвенции термин "дискриминация" включает: - всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного происхождения или социального происхождения, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий; - всякое другое различие, недопущение или предпочтение, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий. Поэтому не допускается абсолютно любое неравенство и дискриминация по национальному признаку. То, что лимит иностранных спортсменов устанавливает неравенство между гражданами России и иностранными гражданами, следует из самих формулировок этого лимита, содержащихся в регламентах. Вторая точка зрения заключается в том, что стоит признать спорт особой сферой общественных отношений и установить для этой сферы особые правила, отличные от правил, действующих в иных сферах [18]. Поэтому требуется законодательное определение данного понятия. Мы придерживаемся особой точки зрения. Любая законодательная дифференциация должна быть оправдана и производиться для большого круга субъектов, определенных особыми объективными признаками. Выделение спортсменов в отдельную группу, установление для них норм изъятий приводят к дискриминации их прав по сравнению с другими категориями работников. Должны быть существенные причины для ограничения их трудовых прав. Такой же позиции придерживается Европейский суд. Так, профессиональный гандболист Колпак (словацкой национальности), который работал в немецком клубе, обратился с иском к Немецкому гандбольному союзу с требованием прекратить дискриминацию его трудовых прав, основываясь на Евро-словацком соглашении. У национальной гандбольной федерации было правило о лимите легионеров. Этот вопрос был рассмотрен судом, и было вынесено постановление в пользу спортсмена. Суд обратил особое внимание на то, что лимит распространялся на официальные матчи команды, которые являлись основной трудовой функцией спортсмена, а значит, лимит, безусловно, дискриминирует спортсмена в условиях труда по сравнению с другими спортсменами - гражданами стран - членов ЕС [19]. Таким образом, еще раз подчеркнем, что любые ограничения в сфере труда являются дискриминацией. Кроме того, необходимо отметить, что меры общероссийских спортивных федераций по установлению лимитов дают сомнительный результат, поскольку спортивные клубы вполне успешно с ними борются, например, оформлением для иностранных спортсменов российского гражданства. Так, к примеру, в настоящее время в составе клубов РФПЛ выступают около 20 футболистов с двойным гражданством, имеющих право выступать за сборные команды Белоруссии, Молдавии, Узбекистана, Украины и т. д. Некоторые виды спорта расширяют понятие лимита иностранных спортсменов. Так, лимит в КХЛ имеет две разновидности - лимит на внесение в заявочный список команды на сезон и лимит на конкретный матч команды. Обратим внимание на то, что регламент КХЛ, устанавливающий лимит иностранных спортсменов, принят коммерческой организацией - ООО "КХЛ", тогда как право на установление таких ограничений согласно Федеральному закону о спорте имеет лишь общероссийская общественная организация. Таким образом, вопросы установления лимита иностранных спортсменов должны быть урегулированы законодателем. Безусловно, указанные проблемы не исчерпывают всего спектра трудностей, существующих в сфере правового регулирования труда иностранных спортсменов, и требуют подробного научного анализа.

1. Российская газета. 2006. 3 ноября. 2. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей: принята 18.12.1990 Резолюцией 45/158 на 69-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Международное публичное право: Сборник документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С. 492 - 515. 3. О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. N 22. Ст. 2031. 4. Стародубцев А. РФПЛ отправила легионеров в запас // URL: Infox. ru (дата обращения: 11.02.2009). 5. Гик Е. Вагнер Лав и другие легионеры // Московский комсомолец. 2008, 22 ноября. 6. Футболисты иностранных сборных с российским паспортом объявлены "легионерами" // URL: Gzt. ru (дата обращения: 15.12.2009). 7. О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: Указ Президента РФ от 22.06.2006 N 637 (в ред. от 12.01.2010) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. N 26. Ст. 2820. 8. По состоянию на 1 декабря 2010 г. от соотечественников принято 22 203 анкеты для участия в указанной Государственной программе. Согласно данным ФМС России, по состоянию на указанную дату число лиц, уже принявших решение о добровольном переселении в рамках Государственной программы, составляет 56 127 человек, в то время как первоначально Программа рассчитывалась более чем на миллион человек. Всего на тот период выдано 8827 свидетельств участника Государственной программы. На территорию Российской Федерации прибыли и состоят на учете в территориальных органах ФМС России 14 331 участник Государственной программы и члены их семей. Действие Государственной программы заканчивается в 2012 г., при этом в настоящее время нет никаких оснований для оптимистических утверждений о том, что количество переселенцев в ближайший период резко возрастет. 9. О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: Указ Президента РФ от 30.06.2009 N 716 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. N 27. Ст. 3341. 10. Семьянинов А. Сборная России по хоккею // Коммерсантъ. 1997. N 54(1236), 17 апреля. 11. Своя игра // URL: www. forbesrussia. ru (дата обращения: 01.08.2005). 12. Зимние Олимпийские игры 2010 // Официальный сайт Федерации хоккея России. 13. О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 19.05.2010 N 86-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. N 21. Ст. 2524. 14. Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. N 49. Ст. 6071. 15. О физической культуре и спорте в РФ: Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. N 50. Ст. 6242. 16. Белов А., Калашников А., Калашников И., Шумаков А. Рейтинг Sports. ru: важнейшие "легионеры" чемпионатов России. 50 - 41. URL: www. sports. ru (дата обращения: 22.12.2008). 17. Arret du 12 avril 2005, Simutenkov/Ministerio de Educacion y Cultura, Real Federacion Espanola de Futbol, C-265/03. 18. См. напр.: Виталий Мутко, экс-президент Российского футбольного союза // Российская газета. 2006, 15 декабря. 19. Case 438/00 DeutscherHandballbundeV v MarosKolpak [2003] ECR I-4135.

Название документа