О перспективах развития событийного туризма в Российской Федерации
(Сирченко А. А.)
("Туризм: право и экономика", 2012, N 2)
Текст документа
О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А. А. СИРЧЕНКО
Сирченко А. А., начальник управления развития внутреннего туризма и государственных туристских проектов Федерального агентства по туризму.
С началом реализации Федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" туризм в России вступает в новый этап своего развития.
Статистические данные за 2011 г. показывают, что внутренний турпоток в России составил 33,3 млн. человек. По экспертной оценке, в 2012 г. внутренний турпоток возрастет на 4% и составит порядка 34,6 млн. человек.
Динамика въездного туристского потока (с учетом бизнес-туризма) свидетельствует, по предварительной оценке, о его росте в 2011 г. на 10% по сравнению с 2010 г. Однако число поездок иностранных туристов в нашу страну с целью туризма пока невелико и составляет в 2011 г. только 2,3 млн.
Выезд российских граждан с целью туризма в 2011 г. увеличился по сравнению с 2010 г. на 11% и составил 14 млн. человек. По данным Росстата на 1 июня с. г., количество российских граждан, выехавших за рубеж, в I квартале 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. увеличилось на 12%.
Доля туризма в ВВП страны в 2011 г. составляет не менее 2,5%.
Сегодня можно отметить следующие тенденции развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации:
- активное развитие межрегионального сотрудничества в сфере туризма;
- развитие наиболее перспективных видов туризма;
- усиление роли туризма на федеральном и региональном уровне;
- активизация продвижения национального туристского продукта на мировом и внутреннем туристских рынках.
При анализе структуры внутреннего российского турпотока отчетливо видно, что наибольшей популярностью среди наших граждан пользуется пляжный отдых (38%). Поездки с культурно-познавательными целями выбирают 20% туристов.
Доля событийного туризма в структуре внутреннего российского турпотока занимает всего 1%.
По оценкам международных экспертов, за последние 10 лет одним из наиболее развивающихся видов туризма является именно событийный туризм, мировой оборот которого возрос с десятков до сотен миллиардов долларов. Однако при этом доля России составляет в данном виде туризма всего 2%.
Под событийным туризмом в большинстве стран мира понимается туристская деятельность, связанная с разнообразными значимыми общественными событиями, а также редкими природными явлениями, привлекающими своей уникальностью, экзотичностью, неповторимостью большие массы соотечественников и туристов из зарубежных стран.
Событийный туризм обычно классифицируют по масштабу события (национального или международного уровня) и по тематике события. Зарубежная практика и многие российские источники выделяют, как правило, следующие тематические виды событийного туризма:
- национальные фестивали и праздники;
- театрализованные шоу;
- фестивали: гастрономические, цветочные, музыкальные, театральные, кинофестивали;
- модные показы;
- аукционы;
- спортивные события;
- международные технические салоны.
Не буду подробно останавливаться на каждом из перечисленных видов, приведу лишь несколько наиболее ярких примеров экономической эффективности организации событийных мероприятий мирового масштаба.
Возьмем всем известный Каннский фестиваль.
В 2009 г. экономический эффект Каннского фестиваля составил почти 200 млн. евро (194 млн. 653 тысячи). Он создал 3200 рабочих мест, и на него пришлось 10% годовой заполняемости отелей в регионе (по данным источника BFM. ru от 15 апреля 2011 г.).
Или пользующийся большой популярностью у русских туристов Октоберфест, который ежегодно посещают около 6 млн. человек. Ежегодно на Октоберфесте работает 12 000 человек. Оборот праздника еще в 2006 г. составил 449 миллионов евро, а только на проживание в отелях и проезд в общественном транспорте гости праздника потратили в том же году более 500 миллионов евро (источник: wikipedia. org).
Бразилия вообще стала ярким примером того, как первоначально народный праздник превратился в мероприятие государственной важности и средством пополнения казны. Несмотря на то что бразильский карнавал 2005 года считается одним из самых дорогих за всю историю, казне мэрии он обошелся в 15 миллионов реалов (это более 5,5 млн. долл.), от приехавших семисот тысяч гостей прибыль стране была в разы больше - только в Рио-де-Жанейро туристы оставили 150 млн. долларов (источник: panasia. ru).
После таких цифр, думаю, говорить о значении развития событийного туризма для бюджетов всех уровней не имеет смысла.
В России событийный туризм, приносящий прибыль, широкого развития еще не получил. В стране пока не сформировались периодически повторяющиеся общественно значимые мероприятия, привлекающие большие массы российских и зарубежных туристов.
К событийному туризму международного масштаба сейчас можно отнести лишь некоторые мероприятия: авиакосмический салон "МАКС", "Широкую Масленицу", Московский международный кинофестиваль, Кубок Кремля по теннису, будущие зимние Олимпийские игры в Сочи и Универсиаду в Казани, Чемпионат мира по футболу.
Одним из мощных событийных поводов стало празднование 300-летнего юбилея со дня основания Санкт-Петербурга, 1000-летия Ярославля. Юбилейные торжества в разных городах привлекают приезжих не только из России, но и из-за рубежа.
К факторам, препятствующим развитию событийного туризма в регионах России и формированию конкурентоспособного национального турпродукта на основе событийного туризма, относятся:
- недостаточно развитая туристская инфраструктура в регионах России, в т. ч. инфраструктура, предназначенная для организации событийного туризма;
- недостаточное осознание потенциала событийного туризма, его воздействия на региональную экономику;
- недостаточное внимание местных и региональных властей к событийному туризму на своих территориях, в т. ч. и при разработке стратегий и программ развития сферы туризма;
- низкая инвестиционная и деловая активность местного населения при организации событийных мероприятий, способных привлечь российских и зарубежных туристов;
- дефицит квалифицированных кадров в сфере туризма;
- недостаток информации о проведении событийных мероприятий в регионах России и низкая эффективность систем продвижения продукта событийного туризма на рынок.
При устойчивых темпах развития и при наличии грамотной стратегии продвижения событийного туризма турпродукт, основанный на событийных мероприятиях, способен занять свою нишу внутреннего туристского продукта.
К мерам по развитию событийного туризма в Российской Федерации можно отнести:
1. Создание конвеншн-бюро на принципах государственно-частного партнерства для создания единого информационного пространства и продвижения туристских событий, проводимых в России, на внутреннем и зарубежном туристских рынках.
2. Формирование единого календаря крупных событийных мероприятий в Российской Федерации.
3. Введение упрощенного визового режима в период проведения мероприятий национального масштаба.
4. Государственную поддержку приоритетных общественно значимых событийных мероприятий, таких, как:
1) Всероссийский бал выпускников "Алые паруса" - г. Санкт-Петербург;
2) фестиваль военно-исторической реконструкции "Абалакское поле" - г. Тобольск, Тюменская область;
3) общегородской праздник "Широкая Масленица" - г. Москва;
4) музыкальный рок-фестиваль "Нашествие" - пос. Эммаус, Тверская область;
5) музыкальный фестиваль "Сотворение мира" - г. Казань, Республика Татарстан;
6) Международный фестиваль туристско-спортивных игр "Зимниада" - г. Иркутск, Иркутская область;
7) Открытый российский кинофестиваль "Кинотавр" - г. Сочи, Краснодарский край;
8) Международный фестиваль "Небесная ярмарка Урала" - г. Кунгур, Пермский край;
9) Международный авиационно-космический салон "МАКС" - г. Жуковский, Московская обл.
Информативно
Праздник выпускников в Санкт-Петербурге впервые состоялся в 2005 г. и с тех пор проводится ежегодно. Сейчас "Алые Паруса" стали уже событием международного масштаба. Само название праздника и основной постановочный сюжет были взяты из литературного произведения Александра Грина.
Одним из приоритетных направлений развития регионального туризма в Пермском крае стал событийный туризм. Объектами его уже много лет являются многочисленные фестивали, проходящие на протяжении практически всего года: Дягилевские сезоны, прошедший в десятый раз фестиваль воздухоплавателей "Небесная ярмарка Урала" и другие.
В Иркутской области первый Международный Байкальский фестиваль зимних игр "Зимниада" прошел весной 2003 года. С тех пор "Зимниада" стала ежегодным традиционным мероприятием, которое приобрело популярность и известность как среди местного населения, так и за пределами региона. Так, если в 2003 г. количество гостей и участников фестиваля составляло около 600 человек (в основном спортсмены-любители из России и стран дальнего зарубежья), то в 2011 г. - порядка 40 тыс. человек.
Активное развитие событийного туризма намечено и Правительством Москвы в рамках реализации недавно принятой программы по развитию индустрии отдыха и туризма. Столичные власти планируют создать собственный событийный ряд, способный привлекать значительное количество туристов. Среди удачных московских турпродуктов сегодня - "Ночь музеев", Международный конкурс им. Чайковского, World Press Photo, "Широкая Масленица". Хороший пример успешного события - международный военно-музыкальный фестиваль "Спасская башня". Именно такие мероприятия формируют новое событийное лицо не только столицы, но и страны.
На муниципальном уровне в части событийного туризма тоже есть свои успехи: в Суздале - "День огурца" и фестиваль бань, "Спасская ярмарка" в Елабуге, фестиваль "Абалакское поле" в Тобольске.
Несмотря на то что событийный туризм начал развиваться в стране недавно и занимает пока незначительную долю в структуре внутреннего турпотока России, сегодня мы имеем положительные примеры организации ярких событийных мероприятий на региональном и муниципальном уровнях. Однако все мы прекрасно понимаем, что имеющиеся событийные мероприятия пока сложно отнести к конкурентоспособным на национальном и мировом уровне.
Для развития событийного туризма в регионах России необходимо:
1) включить мероприятия по формированию, продвижению и реализации регионального турпродукта на базе событийного туризма в стратегические документы развития туризма, в т. ч. в региональные целевые программы развития туризма, предусматривать в рамках программ субсидирование строительства туристской инфраструктуры, направленной и на развитие событийного туризма;
2) способствовать созданию условий для разработки новых продуктов событийного туризма с учетом исторических и этнокультурных особенностей регионов, расширению спектра туристских услуг для различных групп туристов, а также интегрированного турпродукта совместно с другими российскими регионами;
3) оказывать содействие в разработке инвестиционных проектов в области событийного туризма, создании благоприятного климата для инвесторов;
4) разработать и использовать стратегию эффективного продвижения турпродукта, сформированного на базе событийного туризма.
В рамках реализации Федеральной целевой программы развития внутреннего туризма по заказу Федерального агентства по туризму был создан и размещен на телеканале "Россия 24" цикл телепередач о туризме, состоящий из 8 программ. Еженедельная программа "PROтуризм" выходила в эфир в апреле - мае 2012 г. с целью продвижения внутреннего туризма. В рамках цикла программ ведущая Анна Кастерова и постоянный эксперт в студии, руководитель Ростуризма Александр Васильевич Радьков обсудили с приглашенными гостями и экспертами такие вопросы, как развитие туризма в малых городах, сельский и гастрономический виды туризма, брендирование в сфере туризма, а также событийный туризм.
В программе, вышедшей в эфир 20 мая 2012 г., в качестве экспертов в студии выступили Вячеслав Гайзер, глава Республики Коми, который рассказал о развитии данного вида туризма в регионе, в частности о фестивале "Ыбица"; Игорь Кехтер, генеральный директор туристического комплекса "Горячие ключи" из города Суздаля и организатор банного фестиваля, привлекающего многочисленных туристов; Сергей Шпилько, председатель комитета по туризму и гостиничному хозяйству г. Москвы, который дал экспертную оценку значения развития событийного туризма как для России в целом, так и для столицы.
Федеральное агентство по туризму в целях продвижения событийных мероприятий формирует по данным, представленным региональными органами власти в сфере туризма, календарь туристических событий и ежемесячно публикует его на официальном сайте Ростуризма.
В заключение хотел бы добавить, что процесс формирования, становления, развития и продвижения событийного туризма в качестве значимой отрасли территориальной специализации в настоящее время невозможен без координации усилий органов государственной власти всех уровней, бизнес-сообщества и науки.
Федеральное агентство по туризму открыто к сотрудничеству, направленному на продвижение туристских возможностей регионов России и превращение ее в развитый мировой туристический центр.
------------------------------------------------------------------
Название документа