Объективные виктимогенные факторы, влияющие на совершение преступлений в сфере жилья

(Шикула И. Р., Газиев М. С.) ("Российский следователь", 2011, N 20) Текст документа

ОБЪЕКТИВНЫЕ ВИКТИМОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЖИЛЬЯ <*>

И. Р. ШИКУЛА, М. С. ГАЗИЕВ

Шикула Ильмира Рифкатовна, ведущий научный сотрудник ФГКУ "ВНИИ МВД России", кандидат юридических наук.

Газиев Мишель Сардарович, соискатель ФГКУ "ВНИИ МВД России".

Статья посвящена анализу содержания субъективных и объективных виктимогенных факторов, детерминирующих совершение преступных деяний в сфере жилья, проблемным вопросам предупреждения коррупции в государственных и муниципальных органах. Авторами исследуются основные направления виктимологической профилактики корыстно-насильственной преступности в сфере оборота жилой недвижимости.

Ключевые слова: жертвы, недвижимость, виктимогенные факторы, коррупция, преступление, виктимологическая профилактика.

Article is devoted the analysis of the maintenance subjective and objective victimology factors determining fulfillment of criminal activity in sphere of habitation to problem questions of the prevention of corruption in the state and municipal bodies, the basic directions victimology preventive maintenance of mercenarily-violent criminality in sphere of a turn of inhabited real estate are investigated.

Key words: a victim, real estate, victimology factors, corruption, a crime, victimology preventive maintenance.

Жилье является показателем материального благополучия, определенного социального статуса граждан в российском обществе. Реализация гражданином своего права на жилое помещение является в настоящее время одним из важных и актуальных вопросов осуществляемой в Российской Федерации жилищной политики, что выражается прежде всего во все увеличивающихся объемах строительства жилья, предоставляемого гражданам на условиях социального найма, в целевых программах для северян, военнослужащих, подлежащих переселению из закрытых военных городков, строительстве жилья на продажу и т. д. Однако проблемные вопросы владения, пользования и распоряжения жилым помещением до настоящего времени не урегулированы на законодательном уровне, что приводит к возникновению многочисленных конфликтных ситуаций, а порой и к совершению преступных деяний в сфере жилой недвижимости. В результате жертвами квартирных аферистов становится определенная категория граждан, которая представляет интерес для исследования специалистами, занимающимися предупреждением преступлений в сфере жилья. Личность жертвы, ее социально-демографические и социопсихологические характеристики имеют значение для объективной оценки правоохранительными органами всего механизма преступного деяния и выработки виктимологической профилактики преступности в сфере жилья. Немаловажное значение имеет исследование факторов, влияющих на поведение потерпевшего, накануне совершения преступления. Проведенные учеными исследования о роли жертвы в преступлениях корыстно-насильственной направленности показывают, что существуют некоторые факторы, влияющие на механизм виктимизации и определяющие виктимность жертвы, сформировавшиеся на основе взаимодействия ее личности и общественных отношений <1>. -------------------------------- <1> Ситковский А. Л. Виктимологическая характеристика и профилактика корыстных преступлений против собственности граждан. М., 1998. С. 70.

В ответах на вопрос о наиболее значимых факторах, детерминирующих преступления, связанные с завладением жильем граждан, лидирует коррупция в государственных и муниципальных органах, злоупотребление своим служебным положением, предоставление преступникам информации о владельцах жилья и помещений, входящих в группы риска, содействие оформлению незаконных сделок с недвижимостью (62,5%). Принято выделять субъективные и объективные виктимогенные факторы, детерминирующие совершение преступлений в сфере жилья: субъективные факторы включают характеристику структуры личности жертвы, объективные факторы - явления и предметы, существующие во внешней среде независимо от жертвы и влияющие на совершение преступления в обязательном сочетании с субъективными факторами. В данном случае изучение объективных факторов, влияющих на совершение преступлений в сфере жилья, представляет собой интерес с целью совершенствования профилактических мероприятий, проводимых органами внутренних дел <2>. -------------------------------- <2> К наиболее распространенным объективным факторам, влияющим на совершение преступлений в сфере жилья, на наш взгляд, следует отнести несовершенство законодательства, незаконные решения судов, бездействие сотрудников органов внутренних дел, преступления "черных маклеров", недобросовестных сотрудников риелторских компаний, незаконные сделки нотариусов, махинации муниципальных и государственных жилищных организаций, в сфере долевого строительства, злоупотребления с распределением жилья военнослужащим и другим льготным категориям граждан.

В целях полного и объективного изучения виктимогенных факторов в 2010 г. нами было проведено социологическое исследование экспертов по проблеме совершения преступлений в сфере жилья и жилищном строительстве. В опросе в качестве экспертов приняли участие 355 руководителей и сотрудников региональных следственных подразделений (46,2%) и оперативно-розыскных служб (26,5%) органов внутренних дел из различных регионов Российской Федерации. В табл. 1 нами приведены варианты ответов на вопрос о значимости факторов, детерминирующих преступления, связанные с завладением жильем граждан (см. табл. 1).

Таблица 1

Вариант ответа Баллы Проценты

1 низкая обеспеченность граждан жильем 181 51

2 низкий уровень доходов граждан 149 42

3 значительное превышение динамики роста цен на 175 49,3 недвижимость над темпами инфляции

4 низкая правовая культура населения, незнание и 139 39,2 неумение защищать свои права на недвижимое имущество

5 наличие групп населения, входящих в группу риска 63 17,7

6 снижение уровня нравственности в обществе 37 10,4

7 отсутствие четких правовых основ деятельности 39 11 профессиональных субъектов рынка жилой недвижимости

8 отсутствие надлежащего контроля со стороны органов 70 19,7 государственной власти в отношении экономических процессов, протекающих в сфере рынка жилой недвижимости

9 несовершенство законодательства, регулирующего 140 39,4 переход права собственности от одного физического лица к другому не в форме наследования

10 несовершенство законодательства, регулирующего 81 22,8 деятельность по защите прав и интересов лиц, входящих в группы риска

11 коррупция в правоохранительных органах (служба 142 40,0 участковых уполномоченных, паспортно-визовые службы и др.), злоупотребление своим служебным положением, предоставление преступникам информации о владельцах жилых помещений, входящих в группы риска (одиноких, алкоголиках и т. д.)

12 коррупция в государственных и муниципальных органах, 222 62,5 злоупотребление своим служебным положением, предоставление преступникам информации о владельцах жилья и помещений, входящих в группы риска, содействие оформлению незаконных сделок с недвижимостью; недостатки в осуществлении контроля и надзора над деятельностью органов внутренних дел

13 недостатки контроля и надзора над деятельностью 22 6,2 государственных и муниципальных органов, оформляющих сделки с недвижимостью; отсутствие или неэффективность деятельности социальных служб, призванных обеспечивать профилактику и защиту интересов и прав лиц, входящих в группы риска

14 низкий уровень профессионализма сотрудников 93 26,2 оперативно-розыскных служб, следствия

15 иные факторы, способствующие криминальным 47 13,2 завладениям жилыми помещениями

Вслед за ней с небольшим отрывом идут низкая обеспеченность граждан жильем (51%) и значительное превышение динамики роста цен на недвижимость над темпами инфляции (49,3%); в третью группу вошли низкий уровень доходов граждан (42%), коррупция в правоохранительных органах (служба участковых уполномоченных, паспортно-визовые службы и др.), злоупотребление своим служебным положением, предоставление преступникам информации о владельцах жилых помещений, входящих в группы риска (одинокие, лица, злоупотребляющие алкоголем, и т. д.) (40%), несовершенство законодательства, регулирующего переход права собственности от одного физического лица к другому не в форме наследования (39,4%), и низкая правовая культура населения, незнание и неумение защищать свои права на недвижимое имущество (39,2%). Остальные факторы экспертами не были отмечены как существенные. Ниже рассмотрим уже перечисленные факторы в отдельности. Преступники чаще всего, используя несовершенство законодательства, отчуждают жилье граждан, не владеющих юридическими знаниями. Право владения, пользования и распоряжения жильем закрепляется в большом количестве нормативных актов, регулирующих жилищные правоотношения. Однако многие нормативные акты, на основе которых осуществляется регулирование, далеки от совершенства. С одной стороны, законодательство охватывает не все сферы, подлежащие регулированию, а с другой стороны, они очень многочисленны и диспозиция данных правовых норм в практике их применения нередко представляет собой чрезвычайную сложность, в том числе и в судебной практике. С введением института права собственности на жилое помещение граждане получили возможность совершать сделки с жилыми помещениями, покупать, продавать, арендовать, сдавать внаем, закладывать; значительно активизировался рынок недвижимости. Право владения, пользования и распоряжения принадлежащим лицу жилым помещением в соответствии с его назначением закреплено ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации <3>. -------------------------------- <3> См.: ст. 288 Гражданского кодекса РФ // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301.

Правом собственности на жилье и распоряжением могут обладать все лица - физические и юридические лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Учитывая возросшее количество сделок с жильем и пробелы в законодательстве, 15 января 2004 г. был принят ЖК РФ <4>, в котором авторы попытались учесть практически все имевшиеся на тот период проблемы в сфере жилья. Данный Закон предусматривает: -------------------------------- <4> Жилищный кодекс РФ от 29.12.2005 N 188; Парламентская газета. 15.01.2005. N 7 - 8.

- обеспечение органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище; - его безопасность; - неприкосновенность и недопустимость произвольного лишения жилища; - необходимость беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также признание равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями. Жилищный закон также предусмотрел необходимость обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, судебной защиты и обеспечения сохранности жилищного фонда, использование жилых помещений по назначению. Так, некий гражданин С. через знакомых дворников узнает о том, что гражданин М. часто злоупотребляет алкоголем и проживает в муниципальной квартире один, а родственники с ним общаются редко. Гражданин С. и его помощница, она же формально его жена, через своего знакомого дворника знакомятся с гражданином М. и предлагают ему оформить его квартиру в собственность помощнице. Взамен чего С. дает М. деньги в долг, получив расписку. Также он оформляет еще одну расписку, что гражданин М. будет проживать в квартире. После переоформления квартиры в собственность помощницы она обращается в суд с требованием лишить права пользования жильем гражданина М. и выселить его. Суд удовлетворяет иск, и гражданин лишается права пользования жильем, его снимают с регистрационного учета. Суды вышестоящих инстанций оставляют жалобы гражданина С. без удовлетворения. Заявление гражданина С. в органы внутренних дел было рассмотрено, и вынесен отказ в возбуждении уголовного дела. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в данном случае совокупность ряда факторов привела к отчуждению жилья. Нужно отметить, что в отношении гражданина С. было совершено преступление, но в связи с принятием судом решения органы внутренних дел не усмотрели состав преступления. Чаще несовершенство гражданского законодательства может являться причиной совершения преступления, противоречия в оценке деяний, отсутствие судебной практики в вышеприведенном конкретном случае стало причиной незаконного отчуждения жилья. В табл. 2 приведены результаты опроса экспертов на вопрос об эффективности регулирования законодательством перехода права собственности на жилые помещения от одних физических лиц к другим. Насколько оно отвечает правовому решению проблем в этой области <5> ?. -------------------------------- <5> С целью полного объективного изучения виктимогенных факторов в 2010 г. в рамках диссертационного исследования "Виктимологическая характеристика и профилактика корыстных преступлений в сфере жилья" проведено социологическое исследование экспертов по проблеме совершения преступлений в сфере жилья и жилищном строительстве. В опросе в качестве экспертов приняли участие 355 руководителей и сотрудников региональных следственных подразделений (46,2%) и оперативно-розыскных служб (26,5%) органов внутренних дел из различных регионов Российской Федерации.

Таблица 2

Вариант ответа %

1. Да, отвечает полностью 18 5,1

2. Отдельные положения 211 59,4 законодательства нуждаются в совершенствовании

3. Нуждается в кардинальном 86 24,2 пересмотре

4. Затрудняюсь ответить 26 7,3

Из таблицы можно сделать вывод о том, что более половины экспертов ответили "отдельные положения законодательства нуждаются в совершенствовании", 24,2% экспертов считают, что существующее законодательство нуждается в кардинальном пересмотре. Кроме несовершенства законов одним из важных внешних факторов, влияющих на совершение преступления, является коррупция в органах государственной, судебной власти и правоохранительных органах (служба участковых уполномоченных, паспортно-визовые службы и др.), злоупотребление своим служебным положением, предоставление преступникам информации о владельцах жилых помещений, входящих в группы риска (одиноких, алкоголиках и т. д.). Преступления в сфере жилья совершаются не только преступными элементами, но и работниками различных государственных структур. Незаконное решение суда с целью завладения чужой квартирой может являться объективным фактором совершения преступления с жильем граждан или собственности государства. Так, Верховным Судом РФ 25.07.2005 был вынесен приговор по делу трех федеральных судей, обвиняемых в махинациях с 110 квартирами на общую сумму более 5 млн. долл. Осуждены организатор преступления, двое судей Бутырского суда и судья Бабушкинского суда; кроме них в преступную группу входили еще несколько человек, все они осуждены на сроки от 12 до 15 лет лишения свободы. Судьями было вынесено около 80 неправосудных актов в пользу квартирных аферистов <6>. -------------------------------- <6> URL: http:// www. newsru. com/ crime/ 18jul2005/ sud. html.

Участковый уполномоченный московского ОВД создал преступную группу из числа сослуживцев. Используя служебное положение, путем вымогательства и угроз они отчуждали квартиры у одиноких граждан, злоупотребляющих спиртными напитками. Две жертвы были убиты, а остальные были выписаны из своих квартир без предоставления другого жилья. Преступники осуждены по различным статьям: убийство, мошенничество, вымогательство, злоупотребление полномочиями, легализация доходов, полученных преступным путем <7>. По аналогичному преступлению Преображенским судом г. Москвы 22.04.2008 осуждена на 11,5 года лишения свободы бывший заместитель прокурора Преображенского района Москвы Ирина Полякова за махинации с квартирами граждан. -------------------------------- <7> Российская газета (федеральный выпуск). 07.05.2008. N 4653.

В приведенных примерах на совершение преступления повлияли внутренние субъективные виктимогенные факторы личности потерпевших: многие из них были одиноки, в пожилом возрасте, вели асоциальный образ жизни, злоупотребляли алкоголем. Внешним объективным фактором явилось преступное отношение к своим должностным полномочиям сотрудников милиции, которые по долгу службы были обязаны проводить профилактические работы по предупреждению аналогичных преступлений. Совокупность объективных, субъективных виктимогенных факторов, личность жертвы и поведение жертв играли роль детерминанты преступления. Жертвами преступников становятся не только пожилые граждане, злоупотребляющие спиртными напитками, не имеющие близких родственников, но и обычные граждане, информацию о которых сообщают недобросовестные сотрудники ЖКХ и сотрудники паспортных служб. Саратовский областной суд 18 октября 2010 г. вынес приговор по делу банды "черных риелторов", убивших 10 человек с целью завладения их квартирами <8>. Чтобы завладеть недвижимостью жертв, злоумышленники привлекали подставных лиц, которые выступали под видом собственников жилья при оформлении документов на членов группировки. У преступников были связи в паспортно-визовой службе, ЖКХ и БТИ, благодаря которым документы на недвижимость оформлялись в сжатые сроки. Из пяти членов банды двоих (Андрея Кошелева и Антона Сулимова) приговорили к пожизненному заключению. -------------------------------- <8> URL: http:// www. bfm. ru/ news/ 2010/ 10/ 18/ chernye - rieltory - v - saratove - osuzhdeny - pozhiznenno. html.

Ранее, до отмены обязательного нотариального удостоверения договоров с квартирами, нотариусы также совершали преступления, которые были связаны с подделкой доверенностей на продажу квартир, удостоверением подписей лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. В табл. 3 приведены результаты опроса экспертов на вопрос, какова, по мнению респондентов, форма возможного участия перечисленных субъектов в организации и совершении корыстных преступлений, совершаемых на рынке жилой недвижимости <9>. -------------------------------- <9> В целях полного и объективного изучения виктимогенных факторов в 2010 г. нами было проведено социологическое исследование экспертов по проблеме совершения преступлений в сфере жилья и жилищном строительстве. В опросе в качестве экспертов приняли участие 355 руководителей и сотрудников региональных следственных подразделений (46,2%) и оперативно-розыскных служб (26,5%) органов внутренних дел из различных регионов Российской Федерации.

Таблица 3

Субъекты - возможные п/п участники Информационное Организация и завладения жилья содействие планирование криминальным способом

10.1* Работники 57,7 "++" 17,5 судебной системы

10.2* Работники 39,4 "=" 33,5 правоохрани - тельных органов

10.3* Работники 40,8 "-" 54,1 органов, реги - стрирующие сделки с жилой недвижимостью

10.4* Работники 41,4 "-" 49,6 нотариальных контор

10.5* Работники 59,7 "++" 31,0 паспортного стола

10.6* Сотрудники 61,1 "++" 18,0 службы судебных приставов

10.7* Работники 44,8 "+" 42,3 жилищно - коммунальных служб

10.8* Работники 47,3 "+" 37,2 социальных служб

10.9* Работники 47,0 "+" 40,3 жилищных комиссий при администрациях

В результате анализа комплекса виктимогенных факторов, детерминирующих совершение преступлений в сфере жилья, можно сделать следующие выводы: - в совершении преступления в сфере жилья, кроме внутренних субъективных факторов характеристики личности жертвы преступлений, значение имеют внешние объективные факторы внешней среды; - одним из основных внешних виктимогенных факторов является коррупция в государственных и муниципальных органах, злоупотребление служебным положением, предоставление преступникам информации о владельцах жилья и помещений, входящих в группы риска, содействие оформлению незаконных сделок с недвижимостью; - кроме коррупции в различных государственных и муниципальных органах власти на совершение преступления могут повлиять другие внешние объективные виктимогенные факторы, такие как несовершенство законодательства, низкая обеспеченность граждан жильем, динамика роста цен и др.; - при выработке мер виктимологической профилактики корыстно-насильственной преступности в сфере жилья целесообразно также учитывать объективные внешние факторы, влияющие на их совершение.

Литература

1. Кудрявцев В. Н. Причинность в криминологии. М., 2007. 2. Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980. 3. Варчук Т. В. Виктимология. М., 2008. 4. Задорожный В. И. Виктимологическая профилактика преступлений. М., 2005. 5. Квашис В. Е. Основы виктимологии. М., 1999. 6. Полубинский В. И. Криминальная виктимология. М., 2008. 7. Ривман Д. В. Криминальная виктимология. СПб., 2002. 8. Ситковский А. Л. Виктимологическая характеристика и профилактика корыстных преступлений против собственности граждан. М., 1998. 9. URL: http:// www. newsru. com/ crime/ 18jul2005/ sud. html. 10. Российская газета (федеральный выпуск). 07.05.2008. N 4653. 11. URL: http:// www. bfm. ru/ news/ 2010/ 10/ 18/ chernye - rieltory - v - saratove - osuzhdeny - pozhiznenno. html. 12. Жилищный кодекс Российской Федерации. 13. Конституция Российской Федерации. 14. Гражданский кодекс Российской Федерации.

Название документа Вопрос: В соответствии с решением суда командир войсковой части обязан заключить со мной договор социального найма. Войсковая часть перенумерована, реорганизована, так же как и КЭЧ района. От кого и на каком основании требовать исполнения закона. Контракт с Минобороны России подписан в 2004 г. Ветеран боевых действий. Постоянно с семьей зарегистрированы и проживаем с 2001 г. на территории войсковой части. ("Право в Вооруженных Силах", 2011, N 10) Текст документа

Вопрос: В соответствии с решением суда командир войсковой части обязан заключить со мной договор социального найма. Войсковая часть перенумерована, реорганизована, так же как и КЭЧ района. От кого и на каком основании требовать исполнения закона. Контракт с Минобороны России подписан в 2004 г. Ветеран боевых действий. Постоянно с семьей зарегистрированы и проживаем с 2001 г. на территории войсковой части.

Ответ: Отвечая на Ваш вопрос, необходимо отметить следующее. В соответствии с ч. 1 ст. 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства. Частью 2 ст. 44 ГПК РФ определено, что все действия, совершенные до вступления правопреемника в процесс, обязательны для него в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил. При этом на определение суда о замене или об отказе в замене правопреемника может быть подана частная жалоба (ч. 3 ст. 44 ГПК РФ). В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", регулирующей вопросы, связанные с правопреемством в исполнительном производстве, в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга и другое) судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил. Таким образом, Вам необходимо обратиться в суд с соответствующим заявлением о замене должника. После вынесения судом определения о замене должника следует обратиться к судебному приставу-исполнителю с заявлением о вынесении постановления о замене стороны исполнительного производства, приложив соответствующее определение суда. Согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации 2010 г. N 1455 уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам заключения с военнослужащими договоров социального найма жилых помещений определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

С. В.Шанхаев Кандидат юридических наук

Название документа Вопрос: Если военнослужащие являются супругами, проходят военную службу в одной воинской части, должна ли выплачиваться им обоим денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений? А если они живут раздельно и договор найма оформлен на каждого? ("Право в Вооруженных Силах", 2011, N 10) Текст документа

Вопрос: Если военнослужащие являются супругами, проходят военную службу в одной воинской части, должна ли выплачиваться им обоим денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений? А если они живут раздельно и договор найма оформлен на каждого?

Ответ: В соответствии с п. 14 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 г. N 235 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909", выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы на основании рапорта военнослужащего, в котором указываются дата начала найма (поднайма) жилья, дата прибытия членов семьи к новому месту военной службы (регистрации по месту жительства или пребывания), наименование населенного пункта, в котором производится наем (поднаем) жилого помещения, размер фактической оплаты за жилое помещение, а также принимается обязательство сообщить командиру воинской части (начальнику организации) о прекращении действия права на получение денежной компенсации или права на получение ее в повышенных размерах, в том числе в случаях поступления членов семьи на военную или правоохранительную службу в федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений. Одновременно п. 16 указанной Инструкции предусмотрено, что при изменении состава семьи, учитываемого при определении размера денежной компенсации, в том числе в случаях поступления членов семьи на военную или правоохранительную службу в федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, а также при изменении фактических затрат за наем (поднаем) жилого помещения денежная компенсация в новых размерах выплачивается военнослужащему (одному из совершеннолетних членов семьи погибшего или умершего военнослужащего - получателю денежной компенсации) со дня наступления этих изменений на основании рапорта (заявления). Исходя из указанной нормы можно сделать вывод, что право на получение указанной компенсации имеет только один член семьи, обладающий статусом военнослужащего (при соблюдении иных условий, дающих право на получение данной денежной компенсации).

С. В.Шанхаев Кандидат юридических наук

Название документа