О некоторых вопросах совершенствования процессуальной составляющей действующего спортивного законодательства
(Погосян Е. В.) ("Спорт: экономика, право, управление", 2012, N 1) Текст документаО НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО СПОРТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА <*>
Е. В. ПОГОСЯН
Погосян Екатерина Владимировна, старший преподаватель кафедры гражданского процесса Уральской государственной юридической академии, член Национального объединения спортивных юристов, кандидат юридических наук.
В статье анализируется регулирование спортивной деятельности в Российской Федерации. Автор предлагает пути совершенствования процессуальной части спортивного законодательства, в т. ч. в Трудовом кодексе Российской Федерации.
Ключевые слова: спортивная деятельность, процедуры, спортивное законодательство, Трудовой кодекс Российской Федерации.
The article analyzes the regulation of sports activity in the Russian Federation. The author suggests three ways to improve the procedural part of sports legislation including the RF Labor Code.
Key words: sports activity, procedures, sports legislation, the RF Labor Code.
Российская модель построения законодательства о физической культуре и спорте характеризуется сочетанием публичной и частной составляющих (смешанная модель), что обусловливает возможность разрешения спортивных споров как государственными судами, так и при помощи альтернативных форм разрешения споров. В этой связи проведение комплексного анализа процессуальной составляющей спортивного законодательства, выявление специфики спортивных споров, а также разработка наиболее эффективных форм и способов их разрешения имеют важное значение как для процессуальной науки, так и для практической деятельности. Однако на сегодняшний день правовое регулирование спортивной деятельности в Российской Федерации не является достаточным. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 4 декабря 2007 г. <1> N 329-ФЗ и ряд подзаконных актов не учитывают всего многообразия отношений в области физической культуры и спорта, складывающихся между различными субъектами (спортивными организациями и федерациями, спортсменами и спортивными организациями, спортсменами и организаторами спортивных мероприятий и т. д.). Кроме того, рассматриваемые отношения нельзя полностью отнести к сфере регулирования одной из отраслей российского права. Трудовые отношения спортсменов и спортивных организаций урегулированы соответствующими нормами трудового права, возмещение ущерба здоровью спортсмена, причиненного во время тренировочного или соревновательного процесса, подпадает под действие норм гражданского права. Таким образом, отношения в области спорта имеют комплексный характер и нуждаются в соответствующем правовом регулировании. -------------------------------- <1> Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 4 декабря 2007 г. // Российская газета. Федеральный выпуск. N 4539. 2007. 8 декабря.
Многие нормы материального права, закрепляющие права и обязанности субъектов спортивной деятельности, гарантии их осуществления, не могут быть реализованы на практике в связи с отсутствием механизма их реализации. Поэтому особое внимание необходимо уделить разработке новых и совершенствованию уже имеющихся процессуальных норм, регулирующих порядок, процедуру реализации норм материального права. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" не содержит отдельных правил, касающихся порядка разрешения спортивных споров и подробного описания порядка применения мер ответственности на нарушения субъектами общественных отношений правовых норм в области спорта. Иные нормативно-правовые источники материального и процессуального права (Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон "О третейских судах в Российской Федерации") также не предусматривают каких-либо особенностей разрешения спортивных споров. Тем не менее рассмотрение споров в области спортивной деятельности осуществляется как государственными судами, так и специализированными третейскими судами. Кроме того, полномочия по применению отдельных мер ответственности имеют также юрисдикционные органы, созданные при физкультурно-спортивных организациях. Указанное обстоятельство вызывает ряд практических и теоретических вопросов, связанных с разграничением компетенции органов, рассматривающих спортивные споры, определением подведомственных им споров. Решение данных вопросов не может быть построено только на общих нормах о формах и порядке рассмотрения частноправовых споров, поскольку спортивная сфера имеет свою специфику. Так, например, Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" содержит положения об особых мерах ответственности (спортивная дисквалификация), многочисленные правила и регламенты проведения спортивных соревнований регулируют отдельные условия об ответственности (размеры штрафов, случаи вынесения замечания). Данные обстоятельства предопределяют необходимость специальных теоретических исследований вопросов разрешения споров, возникающих в спортивной среде. И в первую очередь хотелось бы обратить внимание на возможные направления совершенствования "процессуальной" части спортивного законодательства. 1. Необходимо внести в действующий Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" изменения, а именно предусмотреть специальную главу, содержащую следующие положения: общие принципы и порядок урегулирования спортивных споров, особенности разрешения спортивных споров в государственных судах. Небезынтересно отметить, что проект Закона "О физической культуре и спорте", подготовленный Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту в 2003 г. <2>, содержал статью, посвященную порядку урегулирования спортивных споров, однако при разработке и принятии действующего Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" этот положительный опыт, к сожалению, не был воспринят. Принятый Государственной Думой 16 ноября 2007 г. и одобренный Советом Федерации 23 ноября 2007 г. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" не содержит процедурных, процессуальных норм, на которые могли бы опираться государственные и третейские суды при разрешении спортивных споров. Не получило в нем закрепления и понятие спортивного спора. -------------------------------- <2> Проект опубликован в журнале: Спорт: экономика, право, управление. 2003. N 1. С. 25 - 41.
2. В Трудовом кодексе целесообразно было бы предусмотреть нормы, регулирующие особенности разрешения трудовых споров с участием профессиональных спортсменов. 15 февраля 2008 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" <3>, предусмотревший ряд существенных новелл, касающихся особенностей регулирования труда профессиональных спортсменов. В частности, в ст. 348.2 ТК РФ, устанавливающей порядок заключения и содержание трудовых договоров со спортсменами, тренерами, впервые были закреплены положения, подчеркивающие специфические особенности, характеризующие статус профессионального спортсмена, отличающие его от других работников по найму. Безусловно, все это - положительные сдвиги на пути реформирования профессионального спорта. Однако хотелось бы заметить, что ряд существенных проблем в определении статуса профессиональных спортсменов остался все же неразрешенным. В первую очередь в законодательстве до сих пор не проведено четкое разграничение между трудовыми и гражданско-правовыми договорами, заключаемыми с профессиональными спортсменами, не предусмотрен порядок разрешения трудовых споров с участием спортсменов. Хотя нельзя не отметить, проект Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", принятый на пленарном заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 29 июня 2007 г. в первом чтении <4>, содержал отдельную статью (348.8), посвященную особенностям рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров спортсменов или тренеров. Данная статья предусматривала возможность образования комиссий по трудовым спорам для рассмотрения индивидуальных трудовых споров спортсменов или тренеров как в физкультурно-спортивных организациях, так и в общероссийских спортивных федерациях (союзах, ассоциациях). -------------------------------- <3> Федеральный закон от 28.02.2008 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. N 9. Ст. 812. <4> Текст законопроекта см.: URL: http://bill. consultant. ru/doc50003.php.
3. Необходимо закрепить обязательный досудебный порядок рассмотрения спортивных споров, относящихся к сфере компетенции юрисдикционных органов национальных физкультурно-спортивных организаций (комитеты, палаты, комиссии и др.). Как известно, каждая федерация с учетом специфики определенного вида спорта устанавливает свои санкции и дисциплинарные меры за нарушения положений, содержащихся в ее организационных документах (регламентах, уставах и др.). Обязательный досудебный порядок защиты права спортсменов в юрисдикционных органах, созданных при общероссийских спортивных федерациях по видам спорта, окажет положительное влияние на более компетентное их разрешение. Таким образом, всю законодательную работу на сегодняшний день следует сосредоточить на подготовке и внесении изменений в действующие федеральные законы, касающиеся процедуры и процессуальных особенностей разрешения спортивных споров. Как справедливо заметила Н. А. Чечина, "закрепление некоторых процессуальных норм в материально-правовых актах целесообразно только тогда, когда содержание этих норм может быть лучше понято, раскрыто при совместном изложении" <5>. Думается, что специфика спортивных отношений в первую очередь отражается именно на институтах процессуального права, что диктует необходимость включения процессуальных норм (правила подведомственности и доказывания, положения о составе лиц, участвующих в деле) в нормативно-правовые акты материального права. -------------------------------- <5> Чечина Н. А. Система гражданского процессуального права и систематизация законодательства // Правоведение. 1984. N 2. С. 32.
Название документа