Правовое регулирование отношений по оказанию военнослужащим медицинской помощи

(Антипьева Н. В.) ("Право в Вооруженных Силах", 2012, N 4) Текст документа

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ПО ОКАЗАНИЮ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Н. В. АНТИПЬЕВА

Антипьева Н. В., советник Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Конституционного Суда Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.

В статье анализируется правовое регулирование отношений по оказанию военнослужащим медицинской помощи и лекарственному обеспечению указанной категории граждан.

Ключевые слова: военнослужащие, медицинская помощь, лекарственные препараты, учреждения здравоохранения.

Legal regulation of relations on rendering by the military man of medical aid N. V. Antipeva

In article the legal regulation of administering medical aid for military man of medical aid and pharmacological support of there category of citizens is analyzed.

Key words: Military men, medical aid, pharmaceuticals, health care providers.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь имеет особое значение в системе прав человека, провозглашенных Конституцией Российской Федерации, которая в ч. 1 ст. 41 установила, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, оказываемую гражданам бесплатно в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Конституции Российской Федерации нашли свое отражение положения международных актов, важнейшим из которых является Всеобщая декларация прав человека <1>, закрепившая право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи (ст. 25). В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах признается право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (п. 1 ст. 12). К числу мер, которые должны быть приняты государствами, участвующими в Пакте, для полного осуществления этого права наряду с другими включаются мероприятия, необходимые для создания условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни. В Конвенции Международной организации труда N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" медицинской помощи посвящен специальный раздел <2>. -------------------------------- <1> Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года // Российская газета. 1998. 10 декабря. <2> До настоящего времени она не ратифицирована Российской Федерацией.

Для того чтобы наиболее полно раскрыть содержание конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, необходимо обратиться к нормативным правовым актам, принятым в целях обеспечения его надлежащей реализации. В настоящее время российское законодательство в данной сфере реформируется, значительные преобразования происходят в системе оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения. В первую очередь это обусловлено тем, что в конце 2011 г. был принят и вступил в силу Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <3>. С 1 сентября 2010 года применяется Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" <4>. -------------------------------- <3> Далее - Закон об основах охраны здоровья. <4> Далее - Закон об обращении лекарств.

В Законе об основах охраны здоровья закреплено, что охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (ст. 2). Данная дефиниция по своему содержанию во многом повторяет ранее закреплявшуюся в ч. 1 ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья от 22 июля 1993 г. (данный нормативный правовой акт утратил силу в связи с принятием Закона об основах охраны здоровья) <5>. Основное различие между ними заключается в том, что в Законе об основах охраны здоровья приводится круг субъектов, в обязанности которых входит реализация перечисленных мер. -------------------------------- <5> Далее также - Основы.

Термин "медицинская помощь" в настоящее время раскрыт в ст. 2 Закона об основах охраны здоровья <6> как комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг, которые, в свою очередь, рассматриваются как медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Определено в указанном Законе и понятие "медицинское вмешательство". Это выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности. -------------------------------- <6> В период действия Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан данное понятие не имело четкого легального определения, что стало предметом научных дискуссий (см. об этом, напр.: Соколова Н. А. Соотношение первичной и специализированной медицинской помощи: правовые аспекты // Вестник Омского ун-та. Серия "Право". 2007. N 4 (13). С. 140 - 144), в ходе которых предлагались различные дефиниции. Так, Л. В. Жильская рассматривала медицинскую помощь как "определенный спектр услуг, оказываемый профессиональными медицинскими работниками с целью поддержания и восстановления здоровья путем профилактики, диагностики и лечения заболеваний, ухода за больными и их реабилитации, оплачиваемый за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений, а также личных средств пациента" (Жильская Л. В. Социальная функция государства по охране и укреплению здоровья населения и ее реализация в Российской Федерации: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2006. С. 13).

Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья установлены гл. 4 Закона об основах охраны здоровья. Она закрепляет собственно право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также права пациента, в числе которых право: 1) на выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с данным Законом; 2) на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; 3) на получение консультаций врачей-специалистов; 4) на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами; 5) на получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья; 6) на защиту сведений, составляющих врачебную тайну, и др. Кроме того, Законом об основах охраны здоровья, как и утратившими силу Основами, выделяются некоторые категории граждан (например, работники, занятые на отдельных видах работ, беременные женщины, несовершеннолетние), имеющие особые права в сфере охраны здоровья. К их числу относятся и военнослужащие: их права установлены ст. 25 Закона об основах охраны здоровья. Реализация права военнослужащих на охрану здоровья и медицинскую помощь регулируется также и ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" <7>. Значимость совершенствования правового регулирования в данной сфере предопределяется тем, что, как сказано в Стратегии социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года <8>, более половины военнослужащих не удовлетворены доступностью, полнотой и качеством медицинских услуг и медицинского обеспечения в целом. Свыше четверти военнослужащих отмечают изношенность материально-технической базы военно-медицинских учреждений, нехватку современного медицинского оборудования. Треть военнослужащих и более 40% лиц гражданского персонала сталкиваются с отсутствием нужных медикаментов и лекарств, а также завышенными ценами на них. -------------------------------- <7> Далее - Закон о статусе военнослужащих. <8> URL: http://sc. mil. ru/social/strategy. htm.

Согласно п. 1 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти. В п. 2 ст. 16 установлено, что военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения <9>. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации <10>. -------------------------------- <9> См. об этом также: Антипьева Н. В. Содержание договоров об оказании медицинской помощи военнослужащим в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 10. <10> Правила возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911. Далее также - Правила возмещения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим.

Аналогичные правила предусмотрены в ч. 3 ст. 25 Закона об основах охраны здоровья. Однако ее положения в определенной мере отличаются от норм п. 2 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих. Во-первых, в Законе об основах охраны здоровья не сказано, какие именно учреждения здравоохранения должны в таких случаях оказывать военнослужащим медицинскую помощь. Во-вторых, сам перечень этих случаев сформулирован несколько иначе: помимо отсутствия военно-медицинских учреждений или отделений соответствующего профиля в их структуре либо специального медицинского оборудования учитывается также и отсутствие необходимых специалистов. В ч. 4 ст. 25 Закона об основах охраны здоровья сказано, что порядок организации медицинской помощи военнослужащим устанавливается Правительством Российской Федерации, а особенности организации оказания медицинской помощи, в том числе порядок освобождения от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с заболеванием и иными причинами, - федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Кроме того, особенности охраны здоровья военнослужащих, а также отдельных категорий граждан, проходящих военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, определяются законодательством Российской Федерации, регламентирующим деятельность этих органов (ч. 6 ст. 25). Ранее такие нормы не предусматривались законодательством, поэтому их появление следует оценить положительно, поскольку они будут способствовать разрешению некоторых трудностей, прежде возникавших в правоприменительной практике. Изложенное позволяет сделать вывод, что вопросы охраны здоровья военнослужащих регламентированы не только нормативными правовыми актами общего характера, но и специальным законодательством. В частности, соответствующие нормы содержатся в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации <11> (гл. 8). Согласно ст. 336 УВС ВС Российской Федерации охрана здоровья военнослужащих достигается: 1) проведением командирами (начальниками) мероприятий по оздоровлению условий службы и быта; 2) систематическим закаливанием военнослужащих, регулярными занятиями физической подготовкой и спортом; 3) осуществлением санитарно-противоэпидемических (профилактических) и лечебно-профилактических мероприятий. В состав лечебно-профилактических мероприятий, в соответствии со ст. 348 УВС ВС РФ, входит диспансеризация, амбулаторное, стационарное и санаторно-курортное лечение военнослужащих. -------------------------------- <11> Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года N 1495. Далее также - УВС ВС РФ.

Следует отметить, что категорию "лечебно-профилактические мероприятия" действующее законодательство об охране здоровья граждан специально не выделяет, поскольку она, по существу, аналогична медицинской помощи. Предваряя дальнейший анализ правового регулирования реализации права военнослужащих на медицинскую помощь, необходимо подчеркнуть, что целью настоящего исследования не является рассмотрение особенностей охраны здоровья названных граждан, так как это потребовало бы обращения к вопросам, лежащим за пределами заявленной темы. Глава 8 УВС ВС РФ, регулирующая осуществление лечебно-профилактических мероприятий, напрямую касается прав и обязанностей военнослужащих в сфере охраны здоровья. Так, согласно ст. 356 УВС ВС РФ военнослужащий не должен скрывать своего заболевания, о котором обязан немедленно доложить непосредственному начальнику и с его разрешения обратиться за медицинской помощью в медицинский пункт полка. В ст. 353 УВС ВС РФ сказано, что на медицинских обследованиях личного состава роты обязаны присутствовать все офицеры и прапорщики роты. Они должны сообщать врачу о своих наблюдениях за состоянием здоровья подчиненных. Согласно ст. 355 УВС ВС РФ результаты медицинского обследования личного состава полка начальник медицинской службы полка докладывает командиру полка. Случаи проведения медицинских осмотров военнослужащих закрепляются в ст. 351 УВС ВС РФ. Для сравнения нужно отметить, что обязательные медицинские осмотры предусмотрены для различных категорий работников и нормами Трудового кодекса Российской Федерации (например, ст. 213), поэтому такой подход для нашего законодательства является традиционным. Кроме медицинских осмотров УВС ВС РФ предусматривает проведение медицинских обследований. Время, место и порядок проведения медицинского обследования и осмотра личного состава подразделений полка объявляются приказом командира полка (ст. 352). При этом военнослужащие, отсутствующие по каким-либо причинам на медицинском обследовании, при первой возможности направляются командиром роты для обследования в медицинский пункт полка (ст. 354). Для установления подобных правил существуют значимые причины. Как отмечает А. А. Ивашин, "снижение уровня охраны здоровья военнослужащих способно значительно ослабить боеспособность частей и подразделений". Это означает, что "обеспечение права военнослужащих на охрану здоровья является неотъемлемой частью всестороннего обеспечения высокой боевой готовности Вооруженных Сил" <12>. С учетом этого на лиц, проходящих военную службу, могут возлагаться дополнительные обязанности в сфере охраны здоровья, предполагающие их активное участие в обеспечении профилактики возможных заболеваний. Представляется целесообразным закрепление таких норм как в УВС ВС РФ, так и в соответствующих законодательных актах <13>, а именно в ст. 16 Закона о статусе военнослужащих и ст. 25 Закона об основах охраны здоровья. -------------------------------- <12> Ивашин А. А. Право военнослужащих на охрану здоровья (организационно-правовые вопросы). М., 2001. С. 46. Цит. по: Военное право (электронное периодическое издание). 2006. Вып. 5. <13> На наличие объективных предпосылок для законодательного регулирования отношений по поводу сохранения здоровья военнослужащих указывал в вышеназванной работе А. А. Ивашин.

В названные нормы необходимо включить и положения, касающиеся объема медицинской помощи, оказываемой военнослужащим. На сегодняшний день этот вопрос остается недостаточно урегулированным. По общему правилу на основании ч. 2 ст. 19 Закона об основах охраны здоровья каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи <14>. В субъектах Российской Федерации принимаются соответствующие территориальные программы. Поскольку никаких особенностей разрешения этого вопроса применительно к военнослужащим законодательство не содержит, логично сделать вывод, что объем гарантированной им медицинской помощи определяется таким же образом. Вместе с тем в разд. III Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год сказано, что медицинская помощь на территории Российской Федерации оказывается за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов <15> и средств бюджетов государственных фондов обязательного медицинского страхования. Однако медицинская помощь лицам, проходящим военную службу, финансируется из средств федерального бюджета. Военнослужащие не подлежат обязательному социальному страхованию, поэтому страховые средства на оплату оказанной им медицинской помощи направляться не могут. Представляется, что в Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (или в иной правовой акт) могли бы включаться нормы, более подробно характеризующие особенности финансирования медицинской помощи, оказываемой военнослужащим. -------------------------------- <14> Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2011 г. N 856. <15> В том случае, когда в соответствии с законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены государственным полномочием субъекта Российской Федерации по решению вопросов организации оказания медицинской помощи.

Следует подчеркнуть, что установление специальных условий оказания медицинской помощи лицам, проходящим военную службу, может рассматриваться в качестве средства компенсации повышенного риска, которому они подвергаются при исполнении своих обязанностей, и объясняется объективной необходимостью в медицинской помощи и реабилитации. Офицерам, прапорщикам и мичманам, уволенным с военной службы по "льготным" основаниям <16>, при наличии определенной продолжительности военной службы предоставляется возможность сохранения предусмотренных п. п. 2 - 4 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих прав в сфере охраны здоровья. Офицерам, общая продолжительность военной службы которых составляет 25 лет и более, данная гарантия предоставляется вне зависимости от основания увольнения. Участникам войны при увольнении из Вооруженных Сил Российской Федерации по "льготным" основаниям предоставляется преимущественное право на получение медицинской помощи и санаторно-курортное лечение (п. 5 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих). -------------------------------- <16> В связи с достижением ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

При этом граждане, уволенные с военной службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, а также граждане, уволенные с военной службы вследствие отдельных заболеваний, полученных в период прохождения военной службы, могут приниматься на обследование и лечение в военно-медицинские учреждения в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), без ущерба для граждан, пользующихся правом на получение медицинской помощи, в соответствии с законодательством. В п. 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2006 г. N 20 "Об организации оказания медицинской помощи в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации" дано распоряжение принимать на обследование и лечение в военно-медицинские подразделения, части и учреждения Министерства обороны Российской Федерации лиц, получивших в период прохождения службы увечья и отдельные заболевания. Одним из важнейших условий эффективности медицинской помощи является лекарственное обеспечение. Положения п. 2 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих предоставляют данной категории граждан право на бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей в военно-медицинских учреждениях. При этом в ст. 359 УВС ВС РФ сказано, что больные, которым назначено амбулаторное лечение, для приема лекарств направляются в медицинский пункт полка в дни и часы, указанные врачом (фельдшером) в книге записи больных. Каким образом осуществляется лекарственное обеспечение военнослужащих в случае получения медицинской помощи в иных учреждениях здравоохранения, в Законе о статусе военнослужащих не определено. По мнению А. В. Кудашкина и К. В. Фатеева <17>, это означало, что вне военно-медицинских учреждений военнослужащие получают лекарственное обеспечение в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 22 июня 1998 г. "О лекарственных средствах" (вместо данного нормативного правового акта в настоящее время действует Закон об обращении лекарств). В целом этот вывод следует и из Правил возмещения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, которые предусматривают, что государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения при оказании медицинской помощи лицам, проходящим военную службу, компенсируются расходы и на лекарственное обеспечение (п. 1). -------------------------------- <17> См. об этом: Кудашкин А. В., Фатеев К. В. Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих". М., 2005. С. 404.

При этом Закон об обращении лекарств, как ранее Федеральный закон "О лекарственных средствах" <18>, не дает полного представления о порядке лекарственного обеспечения граждан Российской Федерации. Нормы Закона об обращении лекарств связаны с Законом об основах охраны здоровья, закрепляющим в ч. 2 ст. 80, что при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Законом об обращении лекарств. Следует иметь в виду, что перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов - это ежегодно утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, обеспечивающих приоритетные потребности здравоохранения в целях профилактики и лечения заболеваний, в том числе преобладающих в структуре заболеваемости в Российской Федерации (ст. 4 Закона об обращении лекарств) <19>. -------------------------------- <18> Первоначально государственные гарантии доступности лекарственных средств устанавливались в гл. 10 данного Закона, которая утратила силу с 1 января 2005 г. в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". <19> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. N 2199-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 год".

Закон об основах охраны здоровья также устанавливает правило о том, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, не подлежат оплате за счет личных средств граждан, равно как и назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям (ч. 3 ст. 80). Еще одним условием эффективной реализации права на медицинскую помощь является обеспечение пациенту возможности придерживаться рекомендаций врача и соблюдать предписанный режим. Если совмещать лечение с профессиональной деятельностью невозможно, гражданин освобождается от ее выполнения. Лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, в этих целях выдаются листки нетрудоспособности <20>. -------------------------------- <20> Порядок выдачи листков нетрудоспособности, утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н.

Регулирование отношений, связанных с освобождением от исполнения служебных обязанностей, имеет свои особенности. Как уже было отмечено ранее, согласно ч. 4 ст. 25 Закона об основах охраны здоровья соответствующий порядок должен устанавливаться федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. Специальный нормативный акт для регламентации этого вопроса пока не принят, а в Законе о статусе военнослужащих освобождение граждан от исполнения обязанностей военной службы в случае нетрудоспособности не урегулировано. Лишь в п. 9 ст. 11 данного правового акта сказано о том, что военнослужащим на основании заключения военно-врачебной комиссии предоставляются отпуска по болезни, что регулируется также Положением о порядке прохождения военной службы <21> (ст. 31) и Положением о военно-врачебной экспертизе (п. п. 31 - 34) <22>. -------------------------------- <21> Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. <22> Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. В данной сфере применяется также Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 августа 2003 г.

Частичная регламентация вопроса об освобождении от служебных обязанностей в период болезни осуществляется в УВС ВС РФ. Так, в ч. 3 ст. 358 УВС ВС РФ сказано, что после осмотра врачом (фельдшером) заболевшие в зависимости от характера заболевания направляются для лечения в лазарет медицинского пункта полка или госпиталь, а при необходимости в другие учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения либо им назначается амбулаторное лечение. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, по заключению врача могут оставаться для лечения на квартирах (на дому). На основании ст. 359 УВС ВС РФ заключение о частичном или полном освобождении военнослужащего от исполнения должностных и специальных обязанностей, занятий и работ дается врачом на срок до шести суток, а в воинских частях, где должность врача штатом не предусмотрена, - фельдшером на срок до трех суток. В случае необходимости освобождение может быть продлено. Рекомендации врача (фельдшера) о частичном или полном освобождении военнослужащего от исполнения обязанностей подлежат обязательному выполнению должностными лицами. По истечении предоставленного срока освобождения солдаты и сержанты должны быть направлены на повторный медицинский осмотр, если они в этом нуждаются. Об освобождении от исполнения обязанностей военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и о выходе их на службу после болезни объявляется в приказе командира полка. Однако в приведенных нормах нет указания на то, какой документ, подтверждающий факт освобождения от служебных обязанностей, является основанием издания приказа командира полка. Приложение N 10 к УВС ВС РФ содержит форму книги записи больных роты, где делаются отметки о прибытии в медицинский пункт военнослужащих, нуждающихся в лечении (ч. 2 ст. 358), необходимости лечения и консультаций (ч. 4 ст. 359). Представляется, что данный вопрос должен быть регламентирован также и в нормативном правовом акте общего характера, где следовало бы закрепить наименования документов, подтверждающих временную нетрудоспособность для различных категорий граждан: застрахованных по обязательному социальному страхованию, проходящих военную или правоохранительную службу, обучающихся в образовательных учреждениях, пенсионеров. В тех случаях, когда это необходимо, такой документ должен давать право и на освобождение от выполнения профессиональных обязанностей. Резюмируя сказанное, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что военнослужащие представляют собой одну из категорий граждан, в отношении которых действующее законодательство устанавливает особенности реализации права на медицинскую помощь, обусловленные особенностями их деятельности, поскольку, как сказано в п. 2 ст. 1 Закона о статусе военнослужащих, на них возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

------------------------------------------------------------------

Название документа