Профессиональные стандарты спортсменов и тренеров: будущее национальной системы компетенций и перспективы развития
(Шевченко О. А.) ("Спорт: экономика, право, управление", 2013, N 4) Текст документаПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ СПОРТСМЕНОВ И ТРЕНЕРОВ: БУДУЩЕЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КОМПЕТЕНЦИЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ <*>
О. А. ШЕВЧЕНКО
-------------------------------- <*> Shevchenko O. A. Professional standards of sportsmen and coaches: future of the national system of competences and perspectives of development.
Шевченко Ольга Александровна, доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), ответственный секретарь Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, генеральный секретарь Международной ассоциации спортивного права IASL, вице-президент Национального объединения спортивных юристов России при Международной ассоциации спортивного права IASL, кандидат юридических наук, доцент.
В статье детально рассматриваются вопросы формирования профессиональных стандартов спортсменов и тренеров. Приведен анализ мнений ряда ученых, а также исследованы отечественные и зарубежные правовые акты. Автор приходит к выводу, что традиционно сложившаяся система профессий, квалификаций, трудовых функций работников в сфере физической культуры и спорта требует изменений и новых подходов, ориентированных на результат, сохранение и укрепление здоровья работников и приобщение их к ценностям физической культуры и спорта. Анализируются и предлагаются изменения в профессиональные стандарты спортсменов и тренеров.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, правовое регулирование трудовых отношений, спортсмены и тренеры.
This article analyzes in detail the provisions of formation the professional standards of athletes and coaches. An analysis of the views of some scholars, and also investigated the domestic and foreign legal acts. The author comes to the conclusion that the existing system of traditional occupations, qualifications, job functions of employees in the field of physical culture and sports needs to change and new approaches, result-oriented, maintaining and promoting the health of workers and bringing them to the values of physical culture and sports. Analyzes and proposes changes to professional standards of athletes and coaches.
Key words: professional standard, regulation of labor relations, athletes and coaches.
Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" <1> к 2015 г. в России должны быть разработаны и утверждены не менее 800 профессиональных стандартов. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2012. N 19. Ст. 2334.
В соответствии с этим Указом в Трудовой кодекс РФ внесена ст. 195.1 <2>, которая вводит новое понятие - профессиональный стандарт. Согласно легальному определению это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. -------------------------------- <2> СЗ РФ. 2012. N 50 (ч. 5). Ст. 6959.
Профессиональный стандарт должен заменить единые квалификационные справочники в будущем. Помимо вопроса "Что должен уметь делать работник?" в профессиональном стандарте задается вопрос "Как он должен это делать, чтобы достичь максимальной эффективности труда?". Профессиональные стандарты разрабатываются не на конкретную должность, а на область или вид профессиональной деятельности. Тем самым исключается дублирование трудовых функций по различным должностям <3>. -------------------------------- <3> См. подробно: Алексеев С. В. Спортивное право. Трудовые отношения в спорте: Учебник для вузов / Под ред. д. ю.н., проф. П. В. Крашенинникова. М., 2013.
Структурирование информации в профессиональном стандарте основано на компетентностном подходе, который предусматривает формирование требований к знаниям, умениям и навыкам работника, позволяющим ему качественно выполнять конкретную трудовую функцию (трудовые функции) в рамках соответствующей области профессиональной деятельности <4>. -------------------------------- <4> См. подробно: Шевченко О. А., Сулейманова Ф. О., Шония Г. В. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный). М., 2012.
С учетом обозначенных преимуществ в настоящее время разрабатываются профессиональные стандарты спортсменов и тренеров. Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 <5>. -------------------------------- <5> Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов" // СЗ РФ. 2013. N 4. Ст. 293.
Раньше эти вопросы решало Постановление Минтруда России от 22.01.1993 N 8 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников физической культуры и спорта Российской Федерации" <6>. Данный акт вводил должности спортсмена-инструктора (применительно к спортсменам) и инструктора-методиста (для тренеров). -------------------------------- <6> Документ опубликован не был. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
С 1 декабря 2008 г. Постановление утратило силу в связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития России от 24.11.2008 N 665 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов..." <7>. Новый нормативный акт, устанавливающий квалификационные характеристики по должностям работников физкультуры и спорта, до сих пор не принят. -------------------------------- <7> Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации. 2009. N 2.
Соответственно, работодатель при отсутствии установленных требований вправе самостоятельно разрабатывать квалификационные характеристики и должностные обязанности на основе положений ТК РФ, норм, утвержденных общероссийскими спортивными федерациями, правил соответствующих видов спорта. Вместе с тем согласно ст. 56 ТК РФ трудовая функция работника - обязательное условие трудового договора. При этом если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках и профессиональных стандартах, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Деятельность тренеров предполагает досрочные пенсии по старости; оплата труда работников физической культуры и спорта осуществляется в том числе за счет бюджетных источников финансирования; поэтому профессиональные стандарты являются обязательными для указанных субъектов спорта. Таким образом, имеется несогласованность ст. 56 ТК РФ и Постановления Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 <8>. -------------------------------- <8> СЗ РФ. 2013. N 4. Ст. 293.
Согласно последнему документу профессиональный стандарт применяется: а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления; б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ; в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Вышеизложенное позволяет прийти к выводу, что основная цель профессиональных стандартов - переаттестовать работников, переобучить и тем самым повысить производительность их труда. Очевидно, что профессиональные стандарты в спорте необходимы. Во-первых, труд спортсменов и тренеров всегда позиционировался как высококвалифицированный труд, требующий высочайшего уровня профессиональной спортивной подготовки для спортсменов и творческого мышления для тренеров. Развитие спортивных достижений требует постоянного обновления знаний, умений и навыков для субъектов спорта. Во-вторых, сегодняшняя действительность такова, что система образования в сфере спорта находится в кризисе. Прежде всего кризис проявляется в том, что нарушена связь между требованиями сферы труда и системой подготовки кадров. В-третьих, рынок труда в сфере спорта неоднороден. Существует множество видов спорта. Однако выполняемые трудовые функции спортсменов и тренеров идентичны <9>. -------------------------------- <9> См.: Shevchenko O. Current challenges to sports law development // International Sports Law Review Pandektis. VOL. 10: 1 - 2, 2013.
Таким образом, разработка профессиональных стандартов в сфере физической культуры и спорта актуальна и своевременна. Сегодня появилась острая необходимость в разработке действенного инструмента, позволяющего: 1) обеспечить современный уровень требований к компетенциям работника; 2) четко определить круг профессиональных обязанностей; 3) упорядочить перечень профессий и т. д. Иными словами, пришло время для создания инструмента, позволяющего установить четкие критерии профессиональной деятельности спортсменов и тренеров. Вместе с тем, в целом оценивая позитивно идею разработки профессиональных стандартов на рынке труда применительно к спортсменам и тренерам, необходимо отметить следующие сложности. 1. Классификация областей профессиональной деятельности, в рамках которых должна происходить разработка профессиональных стандартов. В России до сих пор используется ОКВЭД <10>, где сфере физической культуре и спорта уделено лишь два кода: 92.6. Деятельность в области спорта и 92.62. Прочая деятельность в области спорта. -------------------------------- <10> Постановление Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст (в ред. от 14.12.2011) "О принятии и введении в действие ОКВЭД". Документ опубликован не был. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
Очевидно, что такая классификация не отражает профессиональную деятельность в сфере спорта. Целесообразно российскому законодателю использовать позитивный зарубежный опыт. Так, например, в Великобритании профессиональные стандарты разнесены по 14 категориям, объединяющим свыше 50 укрупненных областей профессиональной деятельности. В Испании, к примеру, выделяется свыше 25 кластеров областей профессиональной деятельности, которые получили название "семьи профессий". Они объединяют более 140 профессий <11>. -------------------------------- <11> Прянишникова О. Д., Лейбович А. Н. Профессиональные стандарты: краткий обзор зарубежного опыта // Промышленник России. 2008. N 3 (март).
Таким образом, коды экономической деятельности в сфере физической культуры и спорта должны быть пересмотрены. 2. Международная практика показывает, что профессиональные стандарты являются как бы связующим звеном между требованиями работодателей (рынка труда) к уровню профессиональной подготовленности работника и системой образования, его обеспечивающей. Они позволяют обеспечить оптимальный уровень профессиональной подготовки специалиста с точки зрения его способности эффективно выполнять трудовые функции. В России при разработке профессиональных стандартов не учитываются потребности спортивных школ, клубов, федераций. Кроме того, отсутствуют специальности "спортсмен" и "тренер" в структуре высшего образования. Нет увязки уровня образования и спортивной деятельности. 3. Следует сказать, что на протяжении очень долгого времени квалификационные справочники (ЕТКС и КС) были прообразами того, что мы называем сегодня профессиональными стандартами. На основе содержания тарифно-квалификационных и квалификационных характеристик не только определялись трудовые обязанности работника, но и разрабатывались образовательные программы. Надо сказать, что до определенного времени справочники достаточно успешно справлялись с возложенными на них функциями. В настоящее время квалификационная характеристика состоит из трех разделов: "должностные обязанности", "должен знать" и "требования к квалификации". По сути, получается, что описывается набор знаний, умений и навыков, но не указываются критерии и результаты качественного выполнения трудовых функций, компетенции, которыми должен обладать спортсмен и тренер, каких результатов должен достичь. В новой квалификационной характеристике (профессиональном стандарте) отсутствуют разделы: "должностные обязанности", "должен знать" и "требования к квалификации". Базовой единицей квалификационной характеристики (профессионального стандарта) является трудовая функция, которая и подлежит конкретному описанию. Вместе с тем опять же отсутствует результат. 4. Отсутствует преемственность профессиональных стандартов и квалификационных справочников. Так, например, в настоящее время при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" <12> применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с доп. и изм.), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством РФ. -------------------------------- <12> СЗ РФ. 2001. N 52 (1 ч.). Ст. 4920.
Таким образом, если профессиональный стандарт будет неидентичен справочнику, то работники (тренеры) лишатся права на досрочную пенсию. Все изложенное позволяет утверждать, что традиционно сложившаяся система профессий, квалификаций, трудовых функций работников в сфере физической культуры требует изменений и новых подходов, ориентированных на результат, сохранение и укрепление здоровья работников и приобщение их к ценностям физической культуры и спорта.
Литература
1. Shevchenko O. Current challenges to sports law development // International Sports Law Review Pandektis. VOL. 10: 1 - 2, 2013. 2. Алексеев С. В. Спортивное право. Трудовые отношения в спорте: Учебник для вузов / Под ред. д. ю.н., проф. П. В. Крашенинникова. М., 2013. 3. Зибарев Д. О развитии национальных квалификационных стандартов в Российской Федерации // Труд за рубежом. 2010. N 4. 4. Лушникова М. Право на профессиональное образование и обучение / М. Лушникова, А. Лушников // Управление персоналом. 2007. N 7. С. 52. 5. Машукова Н. Профессиональный стандарт и его назначение // Энергия промышленного роста. 2008. N 4, 5. 6. Прянишникова О. Д. Профессиональные стандарты: краткий обзор зарубежного опыта / О. Д. Прянишникова, А. Н. Лейбович // Промышленник России. 2008. N 3 (март). 7. Федин В. Развитие кадрового потенциала системы управления охраной труда на региональном уровне // Охрана труда и техника безопасности в строительстве. 2011. N 2. 8. Шевченко О. А. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / О. А. Шевченко, Ф. О. Сулейманова, Г. В. Шония. М., 2012. 9. Яворчук Н. Разработка профессиональных стандартов // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2012. N 6.
------------------------------------------------------------------
Название документа