Проблемы борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ требуют программно-целевого подхода и эффективных законодательных мер
(Косарев В. Н., Косарева Л. В., Макогон И. В.) ("Наркоконтроль", 2012, N 1) Текст документаПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С НАРКОМАНИЕЙ И НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ТРЕБУЮТ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА И ЭФФЕКТИВНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ МЕР <*>
В. Н. КОСАРЕВ, Л. В. КОСАРЕВА, И. В. МАКОГОН
Косарев В. Н., заведующий кафедрой правоведения Урюпинского филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Волгоградский государственный университет", кандидат юридических наук, доцент.
Косарева Л. В., специалист международных отношений, сотрудник посольства России в Южной Корее.
Макогон И. В., преподаватель кафедры предварительного расследования Академии МВД России, кандидат юридических наук.
В статье выделяются и обосновываются в качестве основных направлений государственной политики в сфере оборота наркотиков и в области противодействия их незаконному обороту: установление строгого контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; сокращение числа больных наркоманией; сокращение количества правонарушений и преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и совершенствование уголовного законодательства.
Ключевые слова: борьба с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков, государственная политика, программно-целевой подход, законодательные меры.
This article is about the state policy in sphere of a drug trafficking and in the field of counteraction of illegal circulation. It should solve four primary goals: an establishment of the strict control over a turn of narcotics and psychotropic substances; gradual reduction of drug takers; reduction of quantity of offences and the crimes connected with illegal circulation of narcotics both psychotropic substances and perfection of the criminal legislation.
Key words: struggle against narcotism and drug trafficking, state policy, the programm-target approach, legislative measures.
Использование наркотических средств и незаконный их оборот представляют собой проблемы, выходящие за рамки чисто юридического явления. Наркомания является первопричиной формирования одного из самых опасных нелегальных видов экономической деятельности - наркобизнеса, непосредственно связанного с организованной преступностью. Наверное, нет необходимости приводить подробную статистику и научную аргументацию о проблемах, связанных с наркоманией и преступностью в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Проблемы борьбы с наркоманией осложняются тем, что до сих пор невозможно отказаться от использования наркотических средств и психотропных веществ в медицинской практике. Поэтому правовой режим существования наркотиков заключается не только в установлении запретов, но и в создании эффективных правовых норм для регулирования их законного оборота и использования. Преступность, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, растет интенсивно и повсеместно. Наркобизнес провоцирует и подпитывает общеуголовную преступность, темпы роста которой также велики. Большими темпами растет детская и подростковая наркомания, количество наркоманов в России возросло примерно в 4 раза <1>. Деструктивные тенденции развития наркоситуации в стране по-прежнему сохраняются и остаются злободневными и тревожными <2>. -------------------------------- <1> См.: Информационный бюллетень Следственного комитета при МВД России. М., 2005. N 2 (124). С. 54 - 55. <2> См.: Информация "Об итогах оперативно-служебной деятельности ФСКН России в 2008 году и задачах на 2009 год" // Интернет-Портал "Нет - Наркотикам".
За последние годы переориентировался рынок сбыта и потребления в сторону наиболее опасных для здоровья людей "жестких" синтетических наркотиков. Увеличивается контрабанда наркотиков из Афганистана, Средней Азии, Южной Америки и Китая. Все чаще территория России используется для транзита наркотических средств и психотропных веществ в страны Западной Европы. Надо отметить, что недостаточная обеспеченность безопасности границ стран - членов СНГ и ближнего зарубежья, неэффективность пограничного и таможенного контроля, безработица и материальные трудности людей, низкий уровень профилактической работы среди молодежи - все это провоцирует и развивает наркоманию и наркобизнес. По экспертным оценкам, годовой объем нелегального рынка наркотиков в России составляет свыше 250 млрд. руб. Эти данные корреспондируют с данными Управления ООН по наркотикам и преступности. До 90% наркозависимых в нашей стране потребляют наркотики опийной группы, более половины из них - "тяжелые" наркотики. Как показывает клиническая практика, те, кто регулярно принимает героин, умирают через 5 - 7 лет. Это означает, что ежегодно в России от приема наркотиков умирает, по официальным данным, порядка 10 тыс. человек (по неофициальным - 30 тыс.). Сложившаяся ситуация не может восприниматься в качестве нормы еще и потому, что за последние 20 лет количество стоящих на учете наркозависимых, вовлеченных в наркопотребление, выросло почти в 10 раз и составило величину, в 7 - 10 раз превышающую соответствующие показатели стран Европейского сообщества. Так, процент потребляющих опиаты в той же Швеции, Финляндии или Германии минимум в 8 раз ниже российского. Помимо количественного, если не сказать эпидемиологического, роста, в эти годы резко ухудшилась сама структура наркомании в отношении типа наркотиков. Она сместилась в сторону героина и других "тяжелых" наркотиков. Резко снизился возраст наркоманов, среди наркобольных начала расти доля женщин. За последние 5 лет за незаконный оборот наркотиков в нашей стране было осуждено почти полмиллиона человек <3>. -------------------------------- <3> Там же.
Необходим коренной перелом, который позволил бы решительно изменить наркоситуацию и в ближайшие годы существенно снизить уровень наркотизации населения. Для этого необходимо начинать формировать новую государственную антинаркотическую политику, заложить эффективные меры в структуру разрабатываемой в настоящее время новой Федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту". При этом ключевой проблемой является неадекватность законодательного и правового обеспечения существующей антинаркотической политики. Ярким примером неадекватности уголовного законодательства является то, что большое внимание, и это правильно, уделяется определению понятия крупной и особо крупной дозы наркотиков. Ответственность за хранение наркотика возникает с половины грамма. Но при этом уголовным законодательством никак не выделены и не урегулированы вопросы, связанные с оптовым сбытом наркотиков, когда партия составляет не граммы, а десятки и сотни килограммов. Оптовики сегодня, по сути, приравнены к распространителям мелких доз наркотика <4>. -------------------------------- <4> См.: Костенников Д. УК России и Конвенция ООН о борьбе с незаконным оборотом наркотиков // Профессионал. 2004. N 6. С. 6 - 7.
Очевидно, что существенное снижение уровня наркотизации населения, особенно подрастающего поколения, требует кардинальной перестройки работы всех органов и служб, имеющих отношение к решению этих проблем. Хотелось бы обратить внимание и на необходимость создания новой системы учета наркозависимых и вовлеченных в потребление наркотиков. Международный опыт показывает, что система учета не просто может сочетаться с демократическими устоями общества, соблюдением прав человека, но и необходима для защиты личности. В рамках новой антинаркотической политики необходимо создать действенную систему учета на современных принципах и технологиях. Сегодня все чаще можно встретить точку зрения, что наркомания является не медицинской, а социальной проблемой. Разумеется, никто не будет спорить, что причины наркомании, как, скажем, и ВИЧ-инфекции, и алкоголизма, и терроризма, и преступности в целом имеют социальное происхождение, об этом мы писали в своих работах <5>, но сама наркозависимость является болезнью и в первую очередь требует квалифицированных медицинских мер и длительных социально-реабилитационных действий. -------------------------------- <5> См.: Косарев В. Н., Приказчиков В. П., Резван А. П., Макогон И. В. Методика расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие. Волгоград, 2009. С. 5 - 146; Косарев В. Н. Методика и технология разработки и реализации целевых комплексных программ предупреждения и борьбы с преступностью в субъектах Российской Федерации: Учебно-методическое пособие. Волгоград, 2008. С. 5 - 96; и др.
Происходящие в сфере наркомании тенденции (прежде всего резкое снижение возраста наркоманов, увеличение процента женщин-наркоманок) являются не просто тревожными фактами, но и отражают набирающие силу социально-экономические и культурно-антропологические процессы, такие как рост безнадзорности подростков, снижение возможностей для молодежи получить высшее образование и найти перспективную работу, экономический кризис, снижение благосостояния. Наркозависимость, как и наркопреступность, напрямую вытекает из образа жизни и социально-нравственного потенциала общества. Профилактика и борьба с наркотиками требуют перехода от того, чтобы только ловить и лечить, к тому, чтобы менять культуру в обществе, инфраструктуру и условия социализации молодежи, организацию труда и жизнедеятельности людей. Это требует кардинальных изменений не только в практике наркологии и борьбы с наркопреступностью, но и региональном развитии экономики, демографии, здравоохранения, образования и досуговой среды. В последние годы тревогу мирового сообщества вызывает рост организованной преступной деятельности в сфере наркобизнеса, которая распространяется большими темпами. Это позволяет сделать вывод, что человечество столкнулось с геополитической проблемой, стремительно поражающей все страны мира <6>. -------------------------------- <6> См. подробно: Тимофеев Л. Наркобизнес как экономическая отрасль (теоретический подход) // Вопросы экономики. 1999. N 1. С. 88 - 104.
Современный наркобизнес приобрел такой размах, что он действует сейчас как хорошо отлаженная экономическая отрасль. Причем втянуты в это дело не только непосредственные представители мафиозных группировок, бароны наркотических картелей и синдикатов, но в ряде случаев и обычные служащие различных компаний, далекие от преступного бизнеса. Нередко на наркобизнес работают химики, биологи и ученые других отраслей знаний; в транспортировке наркотиков задействованы радиооператоры, летчики, водители автомобильного, железнодорожного и иного транспорта. Многие незаконные наркотические операции осуществляются под прикрытием чиновников всех уровней, которые обеспечивают наркодельцам надежную безопасность и спокойствие. Государственная политика в сфере оборота наркотиков и в области противодействия их незаконному обороту должна решать четыре основные проблемы: установление строгого контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; сокращение числа больных наркоманией; сокращение количества правонарушений и преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и совершенствование уголовного законодательства. Государство пытается адекватно реагировать на явления, происходящие в обществе. Принимаются целевые антинаркотические программы, совершенствуется структура органов государственной власти, создаются специализированные структуры, призванные осуществлять борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Но этого мало. Надо коренным образом переработать уголовное законодательство в сторону ужесточения санкций за незаконный оборот наркотиков, разрабатывать и реализовывать эффективные целевые комплексные программы противодействия наркомании и наркопреступности. Важно изменить сложившуюся негативную ситуацию. Общество должно прийти к пониманию и полному осознанию всей многогранности вреда и общественной опасности последствий таких явлений, как наркомания, наркотизм и наркобизнес. Государство же должно взять на себя важнейшие задачи: с одной стороны, обучить население выживать в этом сложном мире, наполненном многочисленными опасностями, куда в полной мере относятся и такие социальные болезни, как СПИД, туберкулез, алкоголизм, терроризм, наркомания и преступность; с другой стороны, важно эффективно защитить население от возможности заражения этими опасными заболеваниями: предупредить их дальнейший рост, вести результативную и действенную борьбу с преступностью, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ <7>. -------------------------------- <7> См.: Харабет К. В. Антинаркотическая функция государства и некоторые вопросы ее законодательного обеспечения // Российская юстиция. N 8. 2009. С. 14 - 17; Костенников Д. УК России и Конвенция ООН о борьбе с незаконным оборотом наркотиков // Профессионал. 2004. N 6. С. 6.
Эффективным механизмом решения данных проблем является программно-целевой подход к планированию деятельности с четким определением целей и задач целевой комплексной программы, выбором перечня скоординированных мероприятий по устранению причин и условий, способствующих незаконному распространению наркотиков, и их увязка с реальными возможностями федерального и местного бюджетов. Использование такого подхода позволит мобилизовать ресурсные возможности и сконцентрировать усилия на следующих приоритетных направлениях комплексного решения проблем: - предупреждения (пресечения) незаконного потребления и незаконного оборота наркотиков; - лечения и социальной реабилитации больных наркоманией; - принятия эффективных (жестких) мер уголовно-правового воздействия. Противостоять преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, должна эффективная работа всех правоохранительных органов, их четкое взаимодействие, активная и наступательная деятельность специализированных служб. Для этого необходимо своевременно выявлять и документировать преступные действия с наркотиками, каждый сотрудник антинаркотических подразделений обязан знать уголовное законодательство, криминалистическую характеристику преступлений данной категории, их квалификацию, категории лиц, склонных к совершению данных преступлений, источники приобретения, каналы транспортировки, способы сбыта, потребления, перечень, внешний вид, технологии приготовления, признаки действия наиболее распространенных наркотиков. Кроме того, следователь должен знать методику расследования: типичные ситуации, версии, особенности производства следственных действий, производство судебных экспертиз, вопросы взаимодействия, криминалистические учеты, направленные на раскрытие и расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В научных рекомендациях нуждаются практические работники не только органов наркоконтроля и внутренних дел, но и таможенных подразделений, активно участвующих в пресечении транспортировки незаконного оборота наркотических средств. Согласно результатам проведенных учеными исследований более 80% сотрудников органов внутренних дел считает недостаточным обеспечение практическими рекомендациями деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию незаконного оборота наркотиков.
Название документа