Анализ реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. в регионах и муниципальных образованиях
(Шахрай С. М., Изаак С. И.) ("Спорт: экономика, право, управление", 2013, N 4) Текст документаАНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 Г. В РЕГИОНАХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ <*>, <1>
С. М. ШАХРАЙ, С. И. ИЗААК
-------------------------------- <*> Shakhraj S. M., Izaak S. I. Analysis of realization of implementation and strategy of development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period till 2020 in regions and municipal formations. <1> Работа выполнена в 2012 г. в рамках темы НИР Минспорта России совместно с НИИ системного анализа Счетной палаты РФ "Разработка научно-обоснованных предложений по совершенствованию взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта и муниципальных образований с учетом основных направлений Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года" (N гос. регистрации 01201263640).
Шахрай Сергей Михайлович, проректор МГУ имени М. В. Ломоносова, член Президиума Ассоциации юристов России, член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России и Национального объединения спортивных юристов России при Международной ассоциации спортивного права IASL, член Президиума Совета по внешней и оборонной политике Российской Федерации, председатель Юридического комитета Олимпийского комитета России, председатель Наблюдательного совета Национальной федерации бадминтона России (НФБР), доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации.
Изаак Светлана Ивановна, исполнительный директор Федерации спортивных менеджеров России, профессор кафедры истории и инновационного развития молодежи ФГБОУ ВПО "Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)", главный редактор журнала "Современная наука: Pro and Confra", член Национального объединения спортивных юристов России при Международной ассоциации спортивного права IASL, доктор педагогических наук, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.
В России разработана и реализуется Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. Целью Стратегии является создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта. В статье проведен анализ реализации Стратегии в регионах и муниципальных образованиях с учетом выполнения основных целевых показателей.
Ключевые слова: Стратегия, физическая культура и спорт, регионы, муниципальные образования.
Russia has developed and implemented a strategy for development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2020. The purpose of the Strategy is to create conditions that provide an opportunity for citizens to lead a healthy lifestyle, regularly engage in physical culture and sports, and access to a developed sports infrastructure, and to increase the competitiveness of Russian sport. The article analyzes the implementation of the strategy in the regions and municipalities with the implementation of the main targets.
Key words: the Strategy, physical culture and sport, regions, municipalities.
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р. Целью Стратегии является создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом (ФКиС), получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта <2>. -------------------------------- <2> Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. от 7 августа 2009 г. N 1101-р.
В Стратегии определены следующие основные направления: - создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения; - разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни; - модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в т. ч. в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях; - совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене. Усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров; - развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности; - развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности; - создание системы обеспечения безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями. В распоряжении Правительства рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать меры по содействию развитию физической культуры и спорта с учетом положений Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. Для того чтобы проанализировать выполнение основных положений Стратегии в регионах и муниципальных образованиях по прошествии 3 лет после ее принятия (2010 - 2012 гг.), проведен социологический опрос органов исполнительной власти в области ФКиС 67 субъектов РФ и 67 муниципальных образований <3>. -------------------------------- <3> Шахрай С. М., Изаак С. И., Крохина Ю. А. и др. Методические рекомендации по совершенствованию взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта и муниципальных образований с учетом основных направлений Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года" [Электронный ресурс] // Сайт Минспорта России.
Реализация Стратегии в субъектах Российской Федерации
Более чем в половине регионов (55%) Стратегия разработана и реализуется, в каждом пятом субъекте данный основополагающий документ пока только разрабатывается (19%). Каждый третий муниципалитет (37%) информирован о том, что Стратегия в регионе разработана и реализуется, каждый четвертый считает, что в регионе Стратегия пока только разрабатывается. В каждом пятом субъекте РФ (25%) основные положения Стратегии учтены в других региональных нормативно-правовых документах: региональных программах развития ФКиС, региональных отраслевых планах и рекомендациях по реализации Стратегии, региональных стратегиях социально-экономического развития, региональных концепциях развития.
Реализация Стратегии в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации
Практически в каждом пятом муниципальном образовании, по мнению экспертов органов исполнительной власти (24%) и муниципальных образований (28%), Стратегия разработана и реализуется; пока только реализуется - 28% и 30% соответственно; не реализуется и не разрабатывается - 16% и 10% соответственно. В 31% муниципальных образований основные положения Стратегии учтены в других региональных и муниципальных нормативно-правовых документах: региональных отраслевых стратегиях, муниципальных отраслевых планах мероприятий по реализации Стратегии, муниципальных программах развития ФКиС, региональных стратегиях социально-экономического развития.
Информационная составляющая реализации Стратегии в регионах и муниципальных образованиях
Информационная составляющая реализации Стратегии более чем в половине (61%) регионов и муниципальных образований находится на среднем уровне. Неудовлетворительный уровень информирования о реализации Стратегии (низкий и ниже среднего уровни) наблюдается только в 8% субъектов РФ и муниципальных образований.
Мониторинг и контроль реализации Стратегии в регионах и муниципальных образованиях
По вопросу мониторинга и контроля реализации Стратегии можно констатировать, что эту процедуру осуществляют в настоящее время почти 2/3 регионов страны и муниципальных образований. Несмотря на значительное количество применяющих эту управленческую процедуру, 1/3 субъектов РФ и муниципальных образований мониторинг и контроль Стратегии не осуществляют.
Обсуждение вопросов реализации Стратегии в субъектах РФ
В среднем более чем в половине субъектов (55%) ежегодно рассматривают вопросы реализации Стратегии на уровне губернатора или президента республики; в каждом четвертом субъекте (25%) рассматриваются вопросы на заседании городской Думы; в 84% субъектов - каждое полугодие на уровне исполнительной власти субъекта в области ФКиС. Практически в каждом третьем субъекте (30%) вопросы рассматриваются на уровне муниципальных образований в среднем на трех заседаниях в год.
Эффективная реализация в муниципальных образованиях основных направлений Стратегии
Наиболее эффективно в муниципальных образованиях Стратегия реализуется по направлению развития инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствованию финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности, а также по разработке и реализации комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни. Самым малоэффективным направлением в муниципальных образованиях субъектов РФ является создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения.
Выполнение основных целевых показателей реализации Стратегии
Подавляющее большинство субъектов РФ (88%) и муниципальных образований (69%) дали в целом положительные оценки, что основные целевые показатели Стратегии выполняются или скорее выполняются. При этом однозначно утвердительные ответы дали практически половина опрошенных регионов (45%) и 28% муниципальных образований. 43% регионов и 40% муниципальных образований ответили "скорее да", что свидетельствует о неоднозначности выполнения основных целевых показателей Стратегии.
Проблемная ситуация в реализации управленческих функций в звене "субъект РФ - муниципальное образование" в области ФКиС
Чаще всего в субъектах РФ создает проблемную ситуацию в звене "субъект РФ - муниципальное образование" в области ФКиС реализация управленческих функций "координация" (37%), обеспечивающая бесперебойность и непрерывность процесса управления, и "контроль" (31%). Что же касается муниципальных образований, то реализация управленческих функций "организация" (24%) и "планирование" (23%) создает проблемную ситуацию в звене "субъект РФ - муниципальное образование" в области ФКиС.
Оценка эффективности взаимодействия между органами исполнительной власти субъекта РФ в области физической культуры и спорта и муниципальными образованиями в рамках реализации Стратегии
Взаимодействие положительно оценивают, т. е. считают эффективным, подавляющее большинство органов исполнительной власти субъектов РФ (94%) и муниципальных образований (88%). Из них 27% регионов и 42% муниципальных образований считают, что взаимодействие между органами исполнительной власти субъекта РФ в области ФКиС и муниципальными образованиями в рамках реализации Стратегии "хорошее и отличное", т. е. считают его эффективным.
Эффективность взаимодействия между органами исполнительной власти субъекта РФ в области ФКиС, муниципальных образований и общественными физкультурно-спортивными организациями
Более чем в половине субъектов РФ (58%) и муниципальных образований (51%) удовлетворительно оценивается взаимодействие между органами исполнительной власти субъекта РФ в области ФКиС, муниципальных образований и общественными физкультурно-спортивными организациями. Неудовлетворительное взаимодействие наблюдается только в 11% субъектов и 14% муниципальных образований.
Положительный опыт работы по эффективному взаимодействию в звене "субъект РФ - муниципальное образование" в области физической культуры и спорта
Инновационные модели эффективного взаимодействия наблюдаются в Белгородской области, Краснодарском крае, Красноярском крае, г. Москве, Нижегородской обл., Омской области, Томской области, Республике Бурятия, Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Республике Саха - Якутия, Республике Татарстан, Ростовской области, Томской области, Тюменской области, ХМАО, Чувашской Республике, Ярославской области.
Оценка организации системы и состояния физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях
Организация системы ФКиС в муниципальных образованиях региона в современных социально-экономических условиях в большинстве случаев находится на удовлетворительном уровне: такую характеристику дали 61% регионов и 52% муниципальных образований. Тем не менее практически каждый пятый субъект РФ (24%) и каждое четвертое муниципальное образование (21%) считают, что организация системы ФКиС в муниципальных образованиях находится на неудовлетворительном уровне. Более чем в половине субъектов РФ (61%) и муниципальных образований (51%) состояние ФКиС в муниципальных образованиях региона в современных социально-экономических условиях оценивается на "удовлетворительно". Считают, что состояние ФКиС в муниципальных образованиях региона хорошее, 15% субъектов РФ и 13% муниципальных образований. Неудовлетворительное состояние ФКиС в муниципальных образованиях (низкий и ниже среднего уровень) отмечают 22% субъектов РФ и 27% муниципальных образований. В целом можно констатировать единое мнение органов исполнительной власти субъектов и муниципальных образований по вопросам состояния ФКиС. Одно из основных условий, способствующее развитию ФКиС, - кадровое обеспечение. Проблемы с подбором квалифицированных управленческих кадров в области ФКиС существуют в 73% регионов и в 80% муниципальных образований. Проблем с подбором кадров нет только в 19% субъектов РФ и 13% муниципальных образований. При существующей в большинстве случаев проблеме с подбором квалифицированных управленческих кадров в области ФКиС система повышения квалификации управленческих кадров для региона и муниципальных образований налажена в 63% субъектов РФ. Проблемы организации ФКиС на региональном уровне: - финансовое обеспечение развития ФКиС (недостаточное финансирование физической культуры и спорта, недостаточная средняя заработная плата специалистов физической культуры и тренеров, недостаточное выделение финансовых средств на подготовку кадров сферы физкультуры и спорта: повышение квалификации и переподготовку); - материально-техническое обеспечение развития ФКиС (недостаточное количество спортивных сооружений, отвечающих современным требованиям; износ материально-технической базы и инфраструктуры спортивных сооружений в целом); - организационно-управленческое обеспечение развития ФКиС (отсутствие обособленных самостоятельных структур в управленческом звене физической культуры и спорта, недостаточный уровень контроля и координации деятельности муниципальных органов власти в области ФКиС, нечеткое разграничение полномочий; слабая организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства); - кадровое обеспечение развития ФКиС (дефицит квалифицированных тренерских и руководящих кадров в сфере ФКиС, недостаток молодых тренеров и менеджеров в области физической культуры и спорта, "старение" кадров, проблемы подготовки и повышения квалификации спортивных кадров); - программно-методическое обеспечение развития ФКиС (низкий уровень методического обеспечения); - информационно-пропагандистское обеспечение развития ФКиС (отсутствие эффективных механизмов и инструментов оперативного сбора и обработки информации в сфере ФКиС, в т. ч. статистических данных по показателям Стратегии; низкий уровень использования современных информационных технологий).
------------------------------------------------------------------
Название документа