Формирование конкурентного потенциала предприятий индустрии гостеприимства и туризма в Российской Федерации

(Скобкин С. С.) ("Туризм: право и экономика", 2011, N 4) Текст документа

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА И ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С. С. СКОБКИН

Скобкин С. С., профессор кафедры гостиничного и туристического бизнеса Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова.

В статистических данных, опубликованных Росстатом России, российские граждане, выезжая за рубеж в 2010 г., вывезли из страны $26,5 млрд. Иностранные граждане, посещая Россию, потратили в 2010 г. $8,9 млрд. Таким образом, дефицит туристского баланса составил $17,6 млрд. С учетом наращивания темпов выездного туризма в 2011 г. (прирост за первое полугодие составил 15%) этот дефицит будет только расти. Нетрудно догадаться, какие средства исключаются из экономического кругооборота страны, а реальные экономические блага, производимые российскими экономическими агентами туриндустрии, не находят своего потребителя. Особенность потребления, например, гостиничной услуги такова, что если гостиничный номер не будет реализован сегодня, то это будет упущенная выгода для гостиницы навсегда. Вышеприведенные цифры являются констатацией не отдельного факта, а сложившейся на протяжении последнего десятилетия тенденции, что свидетельствует о неэффективном и нерациональном использовании туристских ресурсов в Российской Федерации. Автор призывает не к ограничению объема выездного туризма, а к повышению конкурентоспособности туриндустрии Российской Федерации, к тому, чтобы российские граждане голосовали рублем в пользу российских турцентров, тем более в преддверии XXII зимних Олимпийских игр, которые пройдут в Сочи с 7 по 23 февраля 2014 года. Это составляет актуальность затрагиваемой в статье проблемы. Проводимые Российским экономическим университетом исследования результатов работы ряда гостиничных, ресторанных и туристских предприятий на российском туристском рынке позволили выявить следующие проблемы, характерные для большинства из них: - планирование деятельности объектов туриндустрии чаще всего повторяет сценарий развития предыдущего года, в результате чего отсутствуют кардинальные действия по укреплению своего положения при возрастающей конкуренции на рынке; - отсутствие возможности расширенного воспроизводства ресурсов предприятий приводит к обесценению их активов и падению их рыночной стоимости и ценности; - несоответствие цены и качества предоставляемых услуг приводит к низкой конкурентоспособности предоставляемого обслуживания и потере позиций на рынке; - неэффективное и нерациональное использование туристских ресурсов; - низкая производительность труда вызывает недопустимо высокие издержки, отражающиеся на результатах финансово-хозяйственной деятельности, снижении рентабельности и ликвидности. Концепция Федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" ставит перед нами задачу развития и повышения конкурентоспособности российского туристского рынка в средне - и долгосрочной перспективе на основе эффективного и рационального использования туристских ресурсов. Решение этой задачи возможно при применении стратегического планирования развития отрасли и составляющих ее предприятий, повышении качества предоставляемых услуг, эффективном и рациональном использовании туристских ресурсов, совершенствовании подготовки профессиональных кадров и высококвалифицированных специалистов. В качестве практических мер мы предлагаем: 1. Курс на стратегическое развитие предприятий. В настоящее время на российском туристском рынке возникла ситуация, когда отдельные хозяйствующие субъекты активно применяют концепцию стратегического развития и в условиях выхода из мирового финансового и экономического кризиса наращивают свой конкурентный потенциал, другие же остаются в прежнем положении. Достаточно вспомнить логическую последовательность стратегических действий в России американских корпораций Марриотт, Карлсон, МакДональдс и др. Все их действия осуществлялись на основе оценки благоприятных экономических последствий принимаемых стратегических решений. Экономическая стратегия стала реальной силой передовых предприятий. Как показывают исследования, существуют системные интегративные этапы стратегического развития предприятий. Комплекс выявленных интегративных характеристик этапов развития может быть объединен в концепцию следующих стратегических целей (см. рис. 1).

III уровень

II уровень Рост стоимости ценности I уровень Усиление компании конкурентной Достижение позиции экономической прибыли

Рис. 1. Интегративные этапы стратегического развития предприятий

При этом переход на последующий уровень стратегического развития возможен при достижении цели предыдущего уровня. Эти стратегические цели достигаются формированием и реализацией составляющих экономической стратегии для каждого соответствующего уровня. Интегративное стратегическое развитие предприятий и отрасли обеспечивает важнейшую стратегическую цель - приращение стоимости на величину кумулятивного эффекта, который представляет собой разницу между рыночной ценой/стоимостью предприятия, достигнутой в условиях действия интегративного стратегического развития, и стоимостью активов предприятия, сформированных за тот же период. Эта дельта является интегративным стратегическим дивидендом и рассчитывается по формуле:

Дист = Рцп - Сап,

где Дист - интегративный стратегический дивиденд; Рцп - рыночная цена/стоимость предприятия, полученная в условиях действия интегративного стратегического развития; Сап - стоимость активов предприятия. Экономическая стратегия является сочетанием экономического и стратегического аспектов управления организацией, определяет на длительную перспективу ее цели, средства и показатели степени их достижения. Главной задачей экономической стратегии является обеспечение конкурентных преимуществ в длительной перспективе. Государству целесообразно пропагандировать и поощрять не только стратегическое развитие туриндустрии, но и входящих в нее предприятий. 2. Повышение качества обслуживания на основе внедрения систем классификации гостиниц и менеджмента качества. Добиться повышения качества, акцентируя внимание только на соответствии конечного продукта установленным стандартам, еще никому не удавалось. Повышение качества - это системный процесс. Он охватывает все уровни и звенья управления, все бизнес - и производственные процессы предприятия и основан на наличии стандартов технического качества (что нас окружает в гостинице?), функционального качества (кто и как нас обслуживает?), а также системы менеджмента качества (СМК), которая управляет этим процессом. Повышение качества реализуется через соответствующую стратегию, которая входит в состав экономической стратегии развития предприятия, кратко изложенной выше. В противном случае попытки поднять качество будут напоминать бег на месте. Система классификации гостиниц и других средств размещения, действующая в Российской Федерации и разработанная на основе рекомендаций Всемирной туристской организации ООН, является, по нашему мнению, достаточной для организации качественной работы российских гостиничных предприятий. Придание Системе классификации обязательного статуса для предприятий, занимающихся предоставлением гостиничных услуг, создает необходимый базис для создания системы менеджмента качества (СМК) в российской гостинице. Полагаем, что подобную регламентирующую систему классификации следовало бы создать и для предприятий общественного питания. Вместе с тем существующая Система классификации гостиниц и других средств размещения в Российской Федерации лишена, на наш взгляд, мотивационной составляющей. Предположение о том, что мотиватором качества услуг на данном этапе развития станет рынок и рыночная конкуренция, себя не оправдало, о чем свидетельствует низкий процент предприятий, включенных в систему классификации. Полученные же в результате аттестации конкурентные преимущества не являются актуальными для большинства российских средств размещения в связи с неразвитостью рынка гостиничных услуг в большинстве туристских зон. Для повышения мотивации Системы классификации целесообразно предусмотреть "премию" за качество, которая может ежегодно присваиваться органом классификации предприятию за безупречное выполнение требований и качество работы. По опыту США процедура присвоения премии за качество обычно включает комплекс мероприятий финансовой и инвестиционной мотивации, пиар-кампании, широко освещаемые в национальной и специализированной прессе. Российский экономический университет, выполняя НИР, разрабатывает модели СМК для отдельных гостиничных, ресторанных и туристских предприятий в Российской Федерации. Модель СМК обычно включает разработку: - концепции маркетинга; - внедрение стандартов технического и функционального качества; - статистического входного и выходного контроля качества; - элементов корпоративной культуры для предприятия. 3. Мобилизация амортизационных средств гостиничных предприятий. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года предусматривает инновационное социально ориентированное развитие гостинично-туристского комплекса на более высоких темпах роста инвестиций в основной капитал и обновления основных фондов материально-технической базы туризма, которые в течение предстоящего периода необходимо поддерживать всеми финансовыми инструментами. По данным Росстата, большинство российских гостиничных предприятий представляют собой устаревшие активы, износ которых составляет до 90%. Действуя в сложной ситуации, вызванной остаточными явлениями экономического кризиса, такие предприятия не имеют средств ни для полноценного текущего ремонта, ни для реконструкции. Несмотря на начисленные амортизационные фонды, денежные средства для восстановления активов в таких предприятиях отсутствуют. Мы полагаем, что наступило время рассмотреть на государственном уровне вопрос о мобилизации амортизационных средств предприятий и их обязательной аккумуляции на счетах в специализированных инвестиционных банках с правом их расходования только на восстановление собственных основных фондов. Положительное решение данного вопроса позволит сконцентрировать средства предприятий для дальнейшего развития. 4. Эффективное и рациональное использование туристских ресурсов. Использование туристских ресурсов в Российской Федерации недавно охарактеризовал премьер-министр Владимир Владимирович Путин. Он констатировал: "Наши города славятся известными памятниками и природным разнообразием, но туристическая жизнь развивается очень медленно - потенциал используется лишь на 30%". Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года развитие гостиничного и туристского бизнеса в Российской Федерации должно базироваться на инновационном сценарии, который предполагает прорыв в повышении производительности труда, ресурсосбережении, информационных технологиях и превращение инновационных факторов в основной источник экономического роста в индустрии гостеприимства и туризма. В качестве инновационного подхода, на наш взгляд, следует активнее внедрять Концепцию устойчивого развития туризма, разработанную и рекомендованную Всемирной туристской организацией ООН странам - участницам этой организации, которая подразумевает, что природные, культурные и другие ресурсы туризма сохраняются для постоянного использования в будущем, принося при этом выгоды обществу в настоящее время. Планирование развития туризма на основе этой Концепции в значительной степени может оправдать и субсидировать затраты на сохранение природных и культурных ресурсов соответствующей территории. Концепция устойчивого развития туризма включает: - Концепцию экологического планирования; - Концепцию мотивации туризма, основанную на поддержке местным сообществом; - Концепцию качественного туризма, основанную на сотрудничестве государственного и частного сектора экономики и обеспечивающую "оптимальное соотношение цены и качества", привлекающее туристов, защищающее туристские ресурсы и являющееся выгодным для местных жителей; - Концепцию туристического кластера, объединяющую в рамках одной ограниченной территории взаимосвязанные предприятия и организации, занимающиеся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. Инструментом реализации Концепции устойчивого развития туризма является Концепция пропускных потенциалов, которая определяет максимальный уровень развития и использования туристских ресурсов какой-либо территории, который допустим без нанесения экономического ущерба, создания социоэкономических проблем и без снижения качества впечатлений посетителя. 5. Совершенствование подготовки профессиональных кадров и высококвалифицированных специалистов. Проблему подготовки специалистов для гостиничной отрасли можно проследить на сопоставлении данных по Москве и Франции, см. табл. 1.

Таблица 1

Сопоставимые данные подготовки специалистов <1>

-------------------------------- <1> Система контроля качества профессиональной подготовки специалистов для гостиничного комплекса города Москвы: Методическое пособие. Изд. ОАО "ГАО "Москва" РЭА Консалтинг Групп, 2007.

Город/Страна Начальное Среднее Высшее образование образование образование Бакалавры Магистры

Москва 1 200 1 200 1 300

Франция 11 000 5 000 1 700 330

Ежегодно в Москве выпускается примерно 3,7 тыс. специалистов для гостиничного комплекса. Причем число специалистов с высшим образованием превышает 35% от общего выпуска. Международный опыт (Франция) показывает необходимость другого подхода. Из общего числа выпускников для работы в гостиничной отрасли Франции, 18,03 тыс. человек, число специалистов с высшим образованием составляет 11,3%. Экстраполируя эти данные на отрасль, можно констатировать, что ощущаются постоянная нехватка специалистов массовых профессий и переизбыток специалистов с высшим образованием. Внешняя и внутренняя разобщенность гостиничных, ресторанных, туристских предприятий и учебных заведений отрицательно сказывается на подготовке специалистов. Исключение составляют отели и рестораны, входящие в корпоративные сети и имеющие отдельные договоры с высшими и средними учебными заведениями на подготовку специалистов. Для совершенствования процесса подготовки специалистов для объектов туриндустрии целесообразно, на наш взгляд, осуществить следующие мероприятия: - сформировать отраслевой заказ на подготовку специалистов высшего и среднего профессионального образования; - увязать учебные программы высшего и среднего профессионального образования по специальностям с требованиями работодателей; - увеличить число образовательных учреждений на начальном и среднем уровнях профессионального образования, поднять качество учебного процесса, наполнить его большим практическим содержанием. Подготовкой профессиональных кадров для туриндустрии в Российском экономическом университете занимаются факультеты: Высшая школа спортивной и туристской индустрии (кафедра гостиничного и туристического бизнеса) и инженерно-экономический факультет (кафедра технологии и организации предприятий питания, кафедра технологических машин и оборудования). В ближайшие три года мы завершаем выпуск дипломированных специалистов по специальности "Экономика и управление на предприятии. Гостиничное, ресторанное и туристское хозяйство". Одновременно началась подготовка бакалавров и магистров по направлению "Туризм" и "Гостиничное дело" по образовательному стандарту 3-го поколения. Основная цель образовательного процесса - повысить качество подготовки специалистов и их конкурентоспособность на рынке труда. Кафедра гостиничного и туристского бизнеса проводит большую научную работу. Научные исследования (НИР) проводятся профессорами и преподавателями кафедры, аспирантами, а также студентами старших курсов, находящимися на преддипломной практике на предприятиях индустрии гостеприимства и туризма. НИР включает разработку научных тем по госбюджетной тематике, финансируемую Минобрнауки России, по федеральным целевым и научным программам и грантам, по хоздоговорной тематике от различных предприятий туриндустрии и т. д. Это направление научной деятельности будет развиваться и в дальнейшем. При университете создана и развивается инновационная инфраструктура, в состав которой входят структурные подразделения: - центр инноваций, основными задачами которого являются "трансфер технологий", содействие коммерциализации результатов научных исследований; поиск стратегических партнеров-инвесторов; создание более тесных связей с реальным сектором экономики; - центр ситуационного анализа и прогнозирования экономики России создает эффективно функционирующие экономико-математические, имитационные и когнитивные модели, программно-технологические средства и информационную базу для проведения анализа и прогнозирования макроэкономических показателей и разработки сценарных прогнозов развития экономики России; - студенческий бизнес-инкубатор анализирует потребности рынка инноваций, осуществляет отбор бизнес-идей по их актуальности и значимости на различном уровне проработки для различных сфер бизнеса, в том числе и для туриндустрии. Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова участвует в реализации Федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" через: - формирование высококвалифицированного кадрового потенциала для гостиничных, ресторанных и туристских предприятий отрасли, обладающего глубокими знаниями и практическими навыками, соответствующими международным стандартам туристского обслуживания; - выполнение НИР по развитию индустрии гостеприимства и туризма на основе результатов научных, маркетинговых и социологических исследований, усовершенствованной системы сбора статистической информации, мониторинга конкурентоспособности туристского продукта и изучения опыта крупнейших компаний туристской сферы деятельности. Мы уверены, что образовательные, научные и деловые связи университета с отраслью туриндустрии будут успешно развиваться.

------------------------------------------------------------------

Название документа