Правовое регулирование спортивного спонсорства
(Алексеев С. В.) ("Спорт: экономика, право, управление", 2011, N 4) Текст документаПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРТИВНОГО СПОНСОРСТВА
С. В. АЛЕКСЕЕВ
Алексеев С. В., председатель Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, Президент Национального объединения спортивных юристов, проректор Академического международного института, профессор Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина, юридического факультета Академии труда и социальных отношений Федерации независимых профсоюзов России, юридический консультант спортивных федераций и Олимпийского комитета России, арбитр Дисциплинарного комитета Континентальной хоккейной лиги, судья Спортивного арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ, кандидат экономических наук, доктор юридических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ.
В связи с переходом нашей страны к рыночной системе хозяйствования государство не в состоянии полностью материально обеспечивать и финансировать сферу физической культуры и спорта, несмотря на то что развитие данной сферы является одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации <1>. В условиях рыночной экономики большую роль в развитии спортивной отрасли играют спонсоры. Развитие института спонсорства в спорте способно привлечь значительные внебюджетные средства как на проведение спортивно-массовых мероприятий, строительство спортивных объектов (спортсооружений), развитие отдельных видов, так и на развитие спортивной отрасли в целом. Например, на Западе спонсорство дает до 60% поступлений в спорт. -------------------------------- <1> Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. N 47. Ст. 5489.
Доля спонсорства в развитии спортивного движения зарубежных стран в последние десятилетия постоянно растет <2>. Как и в остальном мире, в Российской Федерации спорт за последние годы стал еще более популярным и коммерческим. Рост профессионализма как на игровых полях, так и за их пределами, освещение в СМИ и в особенности спонсорство превратили спорт в индустрию с многомиллиардными оборотами <3>. -------------------------------- <2> Кузин В. В., Кутепов М. Е. Спонсорство в спорте. М.: Российская государственная академия физической культуры, 1994; Гуськов С. И. Спонсор и спорт. М., 1995; Гусятников А. М., Кузнецов И. С. Институт спонсорства в современном велоспорте // Спорт: экономика, право, управление. 2004. N 3. <3> URL: http://www. sportmanagement. ru/.
Перспективы спортивного спонсорства во многом зависят от его национального правового регулирования. В этой связи небезынтересно отметить, что, когда еще в 1996 г. созданный в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва Комитет по туризму и спорту проводил парламентские слушания на тему "Законодательство о физической культуре, спорте и олимпийском движении в России и странах Европы", присутствовавшие на слушаниях представители Комитета по развитию спорта (CDDS) СЕ, особенно из Германии, в своих выступлениях уделили главное внимание роли и отношению государства к спорту, и прежде всего вопросу о том, как финансируется спорт государством и имеют ли спортивные организации и спонсоры, вкладывающие средства в развитие спорта, какие-либо налоговые льготы и другие преференции, а также имеет ли спонсорство специальное правовое регулирование. Спонсорская деятельность способствует формированию и повышению престижа спонсоров в глазах их потенциальных клиентов. Спонсорство само по себе является своеобразной рекламой, так как свидетельствует о том, что спонсор заботится не только о себе, но и о своих клиентах, об обществе в целом, финансируя различные проекты организаций физкультурно-спортивной сферы и другие, которые не связаны непосредственно с его деятельностью. Следуя современным тенденциям развития рекламной деятельности в стране, Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" ввел понятия новых субъекта и объекта рекламной деятельности: спонсор и спонсорская реклама. В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О рекламе" спонсор - это лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле - или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности (п. 9). Следует отметить, что деятельность в области производства и распространения рекламы весьма разнообразна как по своему содержанию, так и по субъектному составу. При этом в качестве достаточно специфических субъектов рекламной деятельности могут выступать спонсор и спонсируемый. В отношениях спонсорской рекламы между спонсором и спонсируемым фактически присутствуют отношения рекламодателя и рекламораспространителя. В соответствии с действующим Федеральным законом "О рекламе" понятие "рекламодатель" изначально уже включает в себя и деятельность спонсора. Так, рекламодателем может быть помимо изготовителя или продавца товара и иное лицо, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы. Спонсируемый, по сути дела, подпадает под понятие "рекламораспространитель", т. е. лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Спонсор является одним из основных субъектов в сфере развития спорта и рекламных отношений. Это лицо, которое финансирует физкультурно-спортивные проекты, проведение разного рода спортивных и других мероприятий в стремительно развивающихся спортивном движении и рекламной индустрии. Логическим продолжением деятельности спонсора является спонсорская реклама. Поэтому с учетом необходимости учитывать современную практику ст. 3 Федерального закона "О рекламе" законодательно закрепила легальное определение спонсорской рекламы и раскрывает ее как рекламу, распространяемую на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре (п. 10). При этом сразу следует обратить внимание на важность обеспечения точности сведений, содержащихся в таком упоминании о спонсоре. Так, следует, в частности, учитывать позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда, сформулированную в информационном письме ВАС РФ от 25 декабря 1998 г. N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" <4>. В п. 22 данного информационного письма говорится, что на основании п. 1 ст. 54 ГК РФ указание на организационно-правовую форму юридического лица является частью его наименования, неуказание данных сведений не позволяет определить действительного спонсора мероприятия. Соответственно, считать такую публикацию рекламой спонсора нельзя, существенное искажение наименования спонсора не может считаться надлежащей рекламной информацией о спонсоре. -------------------------------- <4> Вестник ВАС РФ. 1999. N 2.
Необходимо также иметь в виду, что в роли спонсора может выступать исключительно физическое или юридическое лицо, а не производимый им товар (работа, услуга). При этом лицо должно быть определено в рекламе именно в качестве спонсора, то есть данное указание является обязательным для спонсируемого. При указании в рекламе на то, что спонсором является тот или иной товар, товарный знак, данная реклама не будет подпадать под понятие спонсорской рекламы <5>. -------------------------------- <5> Письмо ФАС России от 9 августа 2006 г. N АК/13075. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
Чтобы лучше понять правовую природу спонсорства, можно представить, как это выглядит на практике. Например, спортивная школа получает от компании-спонсора спортивную форму (шлемы, майки, перчатки, щитки, иную экипировку), на которую нанесено наименование спонсора. Возможна другая ситуация, когда компания-спонсор выделяет денежные средства на организацию и проведение спортивных мероприятий, обновление материальной базы, приобретение спортивной формы, осуществление иных расходов, связанных с основной деятельностью физкультурно-спортивной организации. За это последняя обязуется выполнить определенные действия, направленные на распространение информации о спонсоре. Изобразим схематично отношения между спонсируемым и спонсором.
Взносы, предоставление имущества <..................................... Спонсируемый Спонсор > Размещение информации о спонсоре
Следует отметить, что в действующем законодательстве определение термина "спонсорство" отсутствует. Вместе с тем, исходя из приведенных понятий и рассмотренной схемы, можно определить спонсорство как отношения между спонсором и спонсируемым (например, спортивной школой), которые выступают в роли рекламодателя и рекламораспространителя. Нужно иметь в виду, что создание многих физкультурно-спортивных телевизионных передач, проведение или трансляция большинства физкультурно-спортивных мероприятий либо вообще не финансируются из государственного бюджета, либо финансируются частично, поэтому привлечение средств спонсоров для представителей спорта является одним из немногих способов осуществлять свою деятельность и доносить ее плоды до широкой аудитории. Например, большая часть спортивных программ на телевизионных каналах основана на спонсорской рекламе. Спонсорство позволяет существенно сократить расходы на производство телепрограммы, при том что качество телепрограммы все равно может оставаться высоким. Рекламодателю такая реклама выгоднее прямой, потому что она в гораздо меньшей степени раздражает потребителя рекламы, поскольку не прерывает трансляцию телепрограммы и усваивается зрителем гораздо лучше. Кроме того, размещение спонсорской рекламы в большинстве случаев помогает создавать телевизионные продукты, рассчитанные на ограниченную целевую аудиторию (например, соревнования по новым видам спорта, интеллектуальные игры, документальные программы о спорте и т. д.). Ранее все вопросы, связанные с размещением спонсорской рекламы, решались в основном в общем порядке, хотя по социальной значимости такая реклама существенно отличалась от остальной. Прежний Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" <6> не применял понятие "спонсор", но в ст. 19 определял понятие "спонсорство" как осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Данное понятие является по своему содержанию более емким и включает в себя одновременно оба понятия - "спонсор" и "спонсорская реклама". -------------------------------- <6> Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. N 30. Ст. 2864.
Утративший силу Федеральный закон "О рекламе" в ст. 19 также определял понятия "спонсорский вклад", признававшийся платой за рекламу, и "спонсируемый", приравненный по своему правовому статусу к рекламораспространителю. Соответственно, спонсор являлся рекламодателем. Но далее понятие "спонсорство" не находило никакого применения на практике, Закон только ограничивался распределением ролей спонсора и спонсируемого (рекламодатель и рекламораспространитель) и закреплением правила, согласно которому спонсор не вправе вмешиваться в деятельность спонсируемого. С учетом особой социальной значимости спонсорской рекламы в новом Федеральном законе "О рекламе", помимо введения нового понятийного аппарата, спонсорская реклама получила ряд преимуществ по сравнению с обычной (прямой) рекламой, в первую очередь в области ограничений на размещение рекламы. Так, согласно ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 15 прерывание теле - или радиопрограммы, теле - или радиопередачи рекламой должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой. То есть спонсорская реклама интегрирована непосредственно в теле - или радиопрограмму. Частью 5 ст. 14 и ч. 4 ст. 15 для спонсорской рекламы сделано исключение в запрете на прерывание рекламой религиозных теле - и радиопередач, а также теле - и радиопередач продолжительностью менее чем пятнадцать минут. Частью 9 ст. 15 для размещения спонсорской рекламы в радиопередачах предусмотрены большие лимиты, нежели для иной рекламы. Частью 4 ст. 10 в качестве исключения из общего правила допускается упоминание о спонсорах в социальной рекламе. Нельзя далее не отметить, что в теории и на практике существуют и иные, более широкие понятия в сфере оказания спонсорской помощи: "спонсор" - это физическое или юридическое лицо, финансирующие какое-нибудь мероприятие", а "спонсорство" - это деятельность спонсора, спонсоров...", которая может быть не только возмездной, как по смыслу Федерального закона "О рекламе", но и безвозмездной. С учетом этого следует различать спонсорскую помощь в рекламных целях и спонсорскую помощь, являющуюся благотворительностью. Благотворительность в данном случае - спонсорская помощь, не предполагающая упоминания о "вносителе" помощи как о спонсоре. При этом нужно учитывать один нюанс: если спонсор не требует упоминать о себе как о спонсоре (спонсорская реклама), но просит, чтобы информация о производимых им товарах, работах или услугах появилась на спонсируемом мероприятии иным образом (например, как логотип на винтовке), то такое спонсорство с точки зрения действующего Федерального закона "О рекламе" остается обычной рекламой и благотворительностью не является. Таким образом, на практике спонсором признается лицо, не только оказывающее помощь в обмен на распространение информации о себе, но и предоставляющее ее безвозмездно, т. е. не рассчитывающее на упоминание своего имени. Следовательно, на деле спонсорство не связано исключительно с рекламой. Если спонсор не нуждается в рекламных услугах, то спонсорство превращается в обычную благотворительность. Единственный критерий для признания помощи спонсорской - предоставление средств (выполнение работ, оказание услуг) для определенных мероприятий. Под благотворительностью в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" <7> понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в т. ч. денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. -------------------------------- <7> Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. N 33. Ст. 3340.
Главные признаки благотворительности - добровольность и бескорыстность. Помощь может быть оказана путем передачи гражданам и юридическим лицам имущества, в т. ч. денежных средств, бескорыстного выполнения работ, предоставления услуг, оказания иной поддержки. Спонсорская помощь может быть признана благотворительностью только в случаях, когда она строго направлена на цели, определенные в ст. 2 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", а именно: 1) социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальная реабилитация безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; 2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; 3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам; 4) содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов; 5) содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе; 6) содействие защите материнства, детства и отцовства; 7) содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности; 8) содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан; 9) содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта; 10) охрана окружающей природной среды и защита животных; 11) охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения. В ст. 5 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" установлено, кто является участником благотворительной деятельности. Это граждане и организации, которые занимаются такой деятельностью (благотворители), а также граждане и организации, в интересах которых она осуществляется (благополучатели). Согласно п. 5 ст. 16 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" полученными на осуществление благотворительной деятельности признаются средства и иное имущество (не для продажи), поступившие некоммерческим организациям, образованным в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях, на оказание благотворительной деятельности. Надо отметить, что спонсорская помощь коммерческим организациям не признается благотворительностью, даже если она оказана без условия обязательного упоминания спонсора. Взаимоотношения спонсора и спонсируемого оформляются спонсорским договором. Следует отметить, что такого договора, как спонсорский, Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит. Вместе с тем согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. Исходя из ст. 423 ГК РФ, спонсорский договор - это договор возмездный, т. е. договор, по которому спонсор должен получить от спонсируемого встречное предоставление за исполнение своих обязанностей. Спонсорским договором обычно устанавливаются следующие обязанности спонсируемого: - распространение информации как о самом факте спонсорства, так и о субъекте спонсорской деятельности в период действия договора в различных формах (официальные публикации, сообщения по радио, телевидению, на пресс-конференциях и т. п.); - содействие в распространении продукции, производимой спонсором. К примеру, участие спонсируемого в презентациях новой продукции, в выставках и ярмарках, на которых демонстрируется продукция спонсора; - использование продукции спонсора в тренировочном и соревновательном процессе. Если продукция спонсора представляет собой спортивные товары общего или специального назначения, в соглашении обычно предусматриваются все случаи использования этих товаров: на тренировках и соревнованиях, в т. ч. во время церемонии вручения призов, на показательных выступлениях, при появлении на публике (пресс-конференции, интервью и т. п.) и др. Как правило, договором устанавливается, что в случае применения спонсируемым хотя бы в одном из предусмотренных случаях хотя бы одной единицы спортивных товаров другой компании-производителя спонсорский договор может быть расторгнут спонсором в одностороннем порядке либо к нарушителю могут быть применены санкции. В то же время в договоре может быть предусмотрено использование спортивных товаров других компаний в случаях, специально оговоренных в нем. Нередко в спонсорском договоре закрепляется положение о том, что при использовании продукции спонсора обязательно должны быть видны и различимы товарные (торговые) знаки (марки) спонсора. В договоре может быть также предусмотрено требование о запрещении перепродажи или передачи получаемой от спонсора продукции третьей стороне; - обслуживание спонсора во время проведения спортивных соревнований. Это обязательство спонсируемого связано, как правило, с бесплатным предоставлением спонсору помещений для различных нужд (проведения, например, деловых встреч и т. п.) в спортивном сооружении во время проведения соревнований, определенного количества билетов и другими формами содействия; - предоставление прав спонсору на использование имен отдельных спортсменов. В случае, когда спонсорство осуществляется по отношению к спортивной организации (федерации, клубу, команде и т. п.), в договоре может быть предусмотрено обязательство спонсируемого предоставить спонсору (на определенных дополнительных условиях или без каких-либо условий) право применять в рекламной деятельности, паблисити и т. д. имен, фотографий и иных изображений отдельных спортсменов (команд), использующих продукцию фирмы-спонсора; - представление спонсируемым отчетности о расходовании полученных от спонсора средств, что облегчает контроль результатов деятельности спонсируемого, и т. д. К основным правам спонсируемого, которые обычно отражаются в спонсорском договоре, можно отнести: - право заключать в период действия спонсорского договора спонсорские договоры с третьими лицами, если иное не предусмотрено договором; - право окончательного утверждения дизайна продукции, прежде всего поставляемых спортивных товаров; - право на определение количества и ассортимента выделяемой спонсором продукции (товаров, работ, услуг), а также сроков и порядка их поставки (предоставления); - право на расторжение договора в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств спонсором и т. д. Спонсорским договором обычно устанавливаются следующие обязанности спонсора: - выплата спонсорского взноса. Если договор заключен на длительный срок, выплата спонсорского взноса обычно предусматривается частями в определенном объеме от общей суммы на каждый конкретный временной период (год, полугодие, квартал и т. д.). В договоре может быть предусмотрена также специальная спонсорская выплата в год проведения Олимпийских игр или других крупнейших международных соревнований, в случае если выступление со стороны спонсируемого планируется на этих соревнованиях. В спонсорском договоре устанавливаются порядок и сроки выставления счетов, прописываются банковские реквизиты сторон, предусматривается, в какой валюте будут производиться выплаты, а также штрафы (пени) за просрочку платежей и т. п.; - дополнительные выплаты. В спонсорском договоре могут быть предусмотрены дополнительные выплаты - премии за отдельные выдающиеся спортивные достижения со стороны спонсируемого (призовое место на крупнейших спортивных соревнованиях, установление рекорда и т. п.) - с указанием конкретных сумм, порядка и сроков их выплаты; - поставка продукции - товаров, работ, услуг. Дополнительно к выплате спонсорского взноса и премии в договоре может быть предусмотрена поставка спонсором определенной продукции (товаров, работ, услуг). Спонсор может взять на себя обязательство только обеспечить спонсируемого определенными товарами (работами, услугами), не беря обязательств по денежным выплатам. В любом случае в договоре необходимо отразить качественно-количественные характеристики поставляемой продукции (например, в денежном выражении), сроки и порядок их поставки и т. д. Спонсорский договор может содержать условие о проведении консультаций со спонсируемым относительно дизайна поставляемой продукции и т. д. К основным правам спонсора, которые обычно отражаются в спонсорском договоре, можно отнести: - право приобретения продукции, передаваемой спонсируемому, у третьих лиц; - право привлечения при необходимости для исполнения договора третьих лиц с передачей им определенных обязательств по поставкам; - право изготавливать копии продукции (в первую очередь спортивных товаров) для производства и продажи или в рекламных целях с эмблемами (товарными знаками, марками) спонсируемого. В этом случае в договоре может быть предусмотрена выплата спонсором роялти в пользу спонсируемого в оговоренных объемах и в установленные сроки. При этом может быть предусмотрено право спонсируемого на проведение независимого контроля за объемом продаж такой продукции с привлечением третьей стороны в виде, например, аудиторской фирмы; - право на расторжение договора в одностороннем порядке в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств спонсируемым и т. д. Кроме того, в спонсорском договоре обычно оговаривается: - порядок уплаты налогов, а также, в случае необходимости, таможенных пошлин; - требование о взаимном информировании сторон договора о назначении посредников спонсорского договора; - определение порядка (сроков, адресов и т. п.) и средств (заказная почта, факсимильная связь и т. п.) переписки и официальных уведомлений; - установление дополнительных областей сотрудничества и обязательств по ним (например, стипендии отдельным выдающимся спортсменам, премии выдающимся тренерам и т. п.) и др. Для развития спортивного спонсорства в России немаловажен зарубежный опыт его развития и регулирования как элемента спортивного маркетинга <8>. -------------------------------- <8> Алексеев С. В. и др. Международный маркетинг: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Н. А. Нагапетьянца. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005; Алексеев С. В. и др. Маркетинг: Учебник для вузов / Под ред. проф. Н. Д. Эриашвили. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005; Алексеев С. В. Маркетинговое право: Краткие учебные курсы юридических наук. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002; Алексеев С. В. Маркетинговое право России: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2003, 2004; Алексеев С. В. Правовое регулирование маркетинговой деятельности: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2003.
Из международной практики заслуживают внимания организационно-структурные формы реализации спонсорских услуг, среди которых: 1) международные агентства по спортивному спонсорству (ISL Marketing AG, Швейцария; West Nally Group, Великобритания); 2) агентства по спортивному спонсорству для спортсменов (International Management Group (IMG) М. Мак-Кормака); 3) специализированные агентства по спортивному спонсорству, связанные с рекламой на спортивных сооружениях (CWL-Werbung, Швейцария); 4) специализированные лицензионные агентства по спортивному спонсорству (Telemundi-Gruppe (подразделение Sport Excellence Marketing, Швейцария)); 5) полносервисные спонсорские агентства (Birkholz + Jedlikki, Германия); 6) учреждения, координирующие спортивное спонсорство (Institute of Sports Sponsorship, Великобритания) <9>. В отношении последнего небезынтересно отметить, что в силу большого развития спонсорства в спорте и в связи с большими финансовыми интересами, нередко вызывающими споры между участниками спонсорских отношений, Институт спортивного спонсорства (ИСС) еще в 1994 г. предложил создать собственное подразделение по разрешению споров, вытекающих из спонсорских договоров <10>. -------------------------------- <9> Сараев В. В. Отдельные вопросы правового регулирования коммерческой деятельности в профессиональном спорте // Спорт: экономика, право, управление. 2010. N 4. <10> Group pushes for sports arbitration // The Lawyer. 1994. 30 August.
Спортивное спонсорство как элемент спортивного маркетинга может иметь следующие разновидности. Спонсорство организационно готовых соревнований, как международных, так и российских. Преимущества данного способа спонсорства заключаются в том, что спонсор имеет выбор между большим количеством разнообразных спонсорских пакетов, в зависимости от поставленных целей и имеющегося бюджета. С другой стороны, при спонсировании уже готовых соревнований спонсору зачастую приходится мириться с тем, что данное соревнование спонсируется и другими спонсорами. Между тем разные спонсоры одного мероприятия зачастую представляют разные сегменты рынка, не конкурирующие друг с другом, скажем, автомобили и спортивные СМИ. Создание собственного спортивного события под конкретный товарный знак или конкретную организацию и его последующее продвижение. Примером может служить хоккейный турнир дворовых команд, организованный компанией Orion несколько лет назад. Данный способ спонсорства предполагает существенно более высокий уровень затрат, однако и эффект от такого мероприятия для спонсора - при условии грамотного подбора вида спорта и эффективной раскрутки мероприятия - может быть выше, чем при спонсировании уже готовых спортивных соревнований <11>. -------------------------------- <11> Маркетинг спорта / Под ред. Джона Бича, Саймона Чедвика. М.: Альпина Паблишер, 2010.
Очевидно, что институт спонсорства является на сегодняшний день неотъемлемой составляющей организации и проведения Олимпийских игр. Еще совсем недавно за проведение Игр 1984 года спорили всего два города: Лос-Анджелес и Тегеран, и 80% жителей победившего американского мегаполиса считали, что в Лос-Анджелесе не нужно проводить Олимпийские игры. Сейчас, как справедливо отмечает Майкл Пейн, специальный советник по маркетингу "Formula 1 limited" и консультант крупных международных спортивных организаций, "бренд Олимпийских игр уже сам помогает "раскрутке компаний". Так, одна известная компания в 1996 году находилась на 96-м месте по узнаваемости, а благодаря сотрудничеству с МОК к 2004 году вышла в этом рейтинге на 21-е место" <12>. -------------------------------- <12> Материалы конференции "Спортивный маркетинг: победа через участие", организованной Ассоциацией менеджеров России и СМА "Спортима" 10 октября 2006 г. в Москве // Спорт: экономика, право, управление. 2006. N 4.
В этой связи некоторые особенности спонсорства при организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи (далее также - Олимпийские игры и Паралимпийские игры) закреплены в Федеральном законе от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <13> (далее также - Олимпийский закон). -------------------------------- <13> Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. N 49. Ст. 6071.
Статья 8 Олимпийского закона закрепляет нормы, касающиеся обеспечения добросовестной конкуренции в связи с проведением Олимпийских игр и Паралимпийских игр. Для целей данной статьи под спонсорами понимаются иностранные и российские организации, заключившие договоры о спонсорстве с Оргкомитетом "Сочи 2014", Международным олимпийским комитетом или Международным паралимпийским комитетом. Согласно ч. 1 названной статьи введение в заблуждение, в т. ч. создание ложного представления о причастности производителя товара, рекламодателя к Олимпийским играм и (или) Паралимпийским играм, в т. ч. в качестве спонсора, признается недобросовестной конкуренцией и влечет наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации. В силу ч. 2 названной статьи действия Оргкомитета "Сочи 2014", а также спонсоров Оргкомитета "Сочи 2014", Международного олимпийского комитета и Международного паралимпийского комитета, связанные с надлежащим исполнением соглашений, заключенных с Международным олимпийским комитетом, Международным паралимпийским комитетом или Оргкомитетом "Сочи 2014", не признаются недобросовестной конкуренцией и не влекут наступления последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации. Как уже говорилось ранее, ст. 6 Олимпийского закона определяет особенности размещения (распространения) рекламы в период проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр. В ней, что касается сферы спонсорства, в ч. 3 говорится, что реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о причастности рекламодателя к Олимпийским играм и Паралимпийским играм, в т. ч. в качестве спонсора, признается недостоверной. Следует также отметить, что ст. 3.1 Олимпийского закона к числу маркетинговых партнеров Международного олимпийского комитета относит российские и иностранные организации, в частности, являющиеся официальными спонсорами Международного олимпийского комитета в рамках организации и проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр. Российскими маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета являются: 1) российские организации, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета; 2) филиалы, представительства в Российской Федерации иностранных организаций, являющихся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета. Иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета являются иностранные организации, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, за исключением филиалов, представительств в Российской Федерации таких иностранных организаций. Перечень маркетинговых партнеров Международного олимпийского комитета утверждается Правительством Российской Федерации. Маркетинговые партнеры Международного олимпийского комитета имеют в соответствии с Олимпийским законом определенные преференции. Так, ст. 10.1 Олимпийского закона дает понятие временного персонала, принимающего участие в организации и (или) проведении Олимпийских игр и Паралимпийских игр. Это граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, и иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, в частности, заключившие трудовой договор с маркетинговым партнером Международного олимпийского комитета на выполнение работы, связанной с подготовкой и (или) проведением Олимпийских игр и Паралимпийских игр. В соответствии со ст. 12.2 Олимпийского закона иностранные граждане, принимающие участие в организации и проведении Олимпийских игр и Паралимпийских игр и являющиеся временным персоналом, вправе осуществлять соответствующую деятельность в период организации и период проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр на территории Российской Федерации без получения разрешений на работу. Кроме того, в период организации и период проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, заключившими с Оргкомитетом "Сочи 2014" договор (который связан с организацией и (или) проведением Олимпийских игр и Паралимпийских игр и неотъемлемой частью которого является утвержденный список соответствующих граждан), не требуются получение разрешений на привлечение и использование иностранных работников и направление маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета уведомлений об этом в уполномоченный орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и налоговый орган по месту постановки на учет маркетинговых партнеров Международного олимпийского комитета. При этом направление Оргкомитетом "Сочи 2014" уведомления о привлечении иностранных граждан к осуществлению указанной деятельности в территориальный орган Федеральной миграционной службы является обязательным <14>. -------------------------------- <14> См. об этом подробнее: параграф 4.6 книги Алексеева С. В. Спортивное право России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям 030500 "Юриспруденция" и 032101 "Физическая культура и спорт" / Под ред. д. ю.н., проф. П. В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012.
Следует отметить, что далеко не все сферы спортивного спонсорства, характерные для развитых зарубежных стран, урегулированы российским законодательством. Так, активными спонсорами спортивной сферы за рубежом являются организаторы интеллектуально-коммерческих игр. С учетом лучшего зарубежного опыта правового регулирования данной сферы возникает необходимость специальной правовой регламентации таких игр в России. В российской правовой системе законодательство о данной сфере общественных отношений находится на стадии формирования. Речь идет о поправках в Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", определяющих правовые основы деятельности по организации и проведению интеллектуально-коммерческих игр на территории РФ. Принятие таких поправок в российское законодательство потребует внесения дополнений в Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", предусматривающих специфические правила рекламы интеллектуально-коммерческих игр. Интеллектуально-коммерческие игры - это умственные игры между соревнующимися людьми, основой которых являются соперничество, стратегия, математический расчет, психология и другие индивидуальные способности состязающихся. В интеллектуально-коммерческих играх ("Game of skill") побеждает сильнейший, а не самый удачливый, как в азартных играх. Вместе с тем в интеллектуально-коммерческих играх присутствует соглашение о выигрыше. Призовые фонды турниров формируются, как правило, из взносов участников, денежные ставки являются инструментом интеллектуальной игры. С учетом передового зарубежного опыта реклама интеллектуально-коммерческих игр, в частности, не должна: 1) обращаться к несовершеннолетним и, влияя на их восприятие, мотивировать участвовать в данных играх. Сюда, в частности, должно относиться ограничение на распространение рекламы в любой форме в СМИ для несовершеннолетних; 2) осуждать неучастие в интеллектуально-коммерческих играх. Реклама интеллектуально-коммерческих игр не должна подрывать доверие к образу жизни, не связанному с участием в данных играх, а также умалять авторитет лиц, которые не играют в интеллектуально-коммерческие игры; 3) позиционировать участие в интеллектуально-коммерческих играх как способ заработка. Реклама интеллектуально-коммерческих игр может допускаться: 1) в теле - и радиопрограммах с 22 до 7 часов местного времени; 2) в информационно-телекоммуникационных сетях, в т. ч. сети Интернет; 3) в зданиях, строениях, сооружениях, в которых проводятся данные игры; 4) в рекламных периодических печатных изданиях, а также в корпоративных изданиях организаторов интеллектуально-коммерческих игр. Все указанные выше требования должны применяться к рекламе организатора интеллектуально-коммерческих игр, сопутствующих услуг и рекламе информационно-телекоммуникационной площадки или заведения интеллектуально-коммерческих игр, в т. ч. мест осуществления деятельности по оказанию сопутствующих таким играм услуг. Реклама интеллектуально-коммерческих игр должна ссылаться на источник информации об организаторе, о правилах и месте их проведения. Одновременно стоит отметить, что не является рекламой непосредственно само проведение интеллектуально-коммерческой игры или ее трансляция по телевидению или радио. Следовательно, такие мероприятия не подпадают под действие Федерального закона "О рекламе", поскольку данный Закон регулирует только отношения, связанные с производством, размещением и распространением рекламы. Подводя некоторый итог сказанному, следует отметить, что в современных условиях формирующейся социально ориентированной рыночной экономики постепенно складывается баланс взаимовыгодного сотрудничества бизнеса, государства и общества. Это касается и такого важного аспекта взаимоотношений государства и бизнеса, как правовое регулирование спонсорства в спорте. Вместе с тем спонсорство, в отличие от благотворительности, ожидает ощутимой отдачи от потраченных денег и усилий спонсора. Спонсорство можно рассматривать как своеобразное коммерческое соглашение, основанное на взаимных обязательствах и соразмерной выгоде обеих сторон - спонсора и спонсируемого. Например, по словам Руслана Тагиева, генерального директора TNS Gallup AdFact, "наиболее популярными (а значит, наиболее эффективными с точки зрения спонсорских вложений) видами спорта в России являются футбол и фигурное катание. С другой стороны, это те виды спорта, которые люди охотнее смотрят, а вот занимаются люди в основном плаванием и аэробикой" <15>. -------------------------------- <15> Взаимовыгодное сотрудничество спорта и бизнеса // Спорт: экономика, право, управление. 2006. N 4.
Рынок спортивного спонсорства характеризуется высокой степенью конкуренции в отношении основных спортивных событий и персонажей спорта. Вместе с тем российский спорт по своей инфраструктуре, качеству и масштабности предлагаемых событий, интересу и интриге не всегда соответствует европейским и мировым аналогам, что затрудняет "продажу" российского спорта как продукта и в России, и за рубежом. Более того, например, детский спорт по-прежнему зачастую обделен вниманием серьезных спонсоров. В случае с социальной сферой рассчитывать на масштабные мероприятия, детерминирующие большой общественный резонанс, и, соответственно, на адекватную отдачу спонсору в виде повышения его социального статуса и расширения общественной узнаваемости можно далеко не всегда. Как справедливо отмечает А. В. Кочетов, "в большом спорте при проведении престижных мероприятий компании сами предлагают спонсорскую помощь, а в детско-юношеском спорте масштабных соревнований и команд с громкими именами просто нет. Кроме того, влияет и специфика малых городов: компаний-спонсоров здесь объективно меньше" <16>. -------------------------------- <16> Руководитель автономного учреждения. 2010. N 5.
В этой связи внешние инвестиции среднего и малого бизнеса - это дополнительный и пока не реализованный потенциал, и именно эти инвестиции могут послужить в первую очередь развитию массового и детского спорта в стране. Но для этого государство должно стимулировать спонсоров вкладывать в развитие спортивной сферы. Поэтому, чтобы изменить ситуацию, вероятно, было бы целесообразным разработать и принять специальный закон о спонсорстве, а также поправки в законодательство в части создания дополнительных налоговых льгот (по налогу на прибыль, по НДС и т. д.) и других преференций для спонсоров, вкладывающих в спорт.
------------------------------------------------------------------
Название документа