Правовой статус спортивных федераций в России

(Жабин Н. А.) ("Юридический мир", 2011, N 9) Текст документа

ПРАВОВОЙ СТАТУС СПОРТИВНЫХ ФЕДЕРАЦИЙ В РОССИИ

Н. А. ЖАБИН

Жабин Никита Александрович, аспирант кафедры административного права МГЮА имени О. Е. Кутафина.

В статье рассматриваются вопросы развития и проблемы совершенствования нормативной базы, регулирующей порядок создания и государственной аккредитации спортивных федераций в России. Исследуются особенности взаимоотношений органов государственной власти, Олимпийского комитета России и спортивных федераций. Анализируются права и обязанности спортивных федераций.

Ключевые слова: спорт, физическая культура, аккредитация спортивных федераций, спортивные организации, Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ.

Legal status of sports federations in Russia N. A. Zhabin

The article dwells with the issues of development and problems of improvement of regulations governing the procedure of establishment and state accreditation for sports federations in Russia. Peculiarities of interrelations among state authorities, Russian Olympic Committee and sports federations are studied; the rights and obligations of sports federations are reviewed.

Key words: sport, physical education, accreditation of sports federations, Ministry for Sport, Tourism and Youth Policy of the Russian Federation.

В создании новой национальной системы организационно-управленческого обеспечения физкультурно-спортивной деятельности важная роль принадлежит спортивным федерациям по различным видам спорта. Сейчас в Российской Федерации функционируют более ста двадцати общероссийских спортивных федераций и три физкультурно-спортивные организации, которые наделены правами и обязанностями общероссийских спортивных федераций. В утвержденной Правительством РФ Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года <1> поставлена задача усилить их влияние при решении специализированными органами исполнительной власти вопросов, касающихся выработки и реализации государственной политики в области физической культуры, массового спорта и спорта высших достижений. -------------------------------- <1> Утверждена распоряжением Правительства РФ от 7 августа 2009 г. N 1101-р.

Определение правовой природы спортивных федераций дано Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" <2>, являющимся базовым отраслевым законодательным актом, который устанавливает общие принципы правового регулирования отношений в области физической культуры и спорта. -------------------------------- <2> СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6242.

Согласно статье 2 названного Закона спортивная федерация - это общественная организация, которая создана на основе членства и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд. Сам факт наличия спортивных федераций в физкультурном движении является показателем того, что спорт и физическая культура имеют весомое значение в жизни общества, которое создает условия для функционирования объединений граждан и организаций в целях реализации конституционных прав на отдых и здоровье. Мировой опыт государственного управления в области физической культуры и спорта весьма многообразен. Но государство всегда вмешивается в сферу физической культуры и спорта, может оказывать поддержку различным общественным спортивным организациям, совместно с ними развивать виды спорта и решать другие задачи в указанной сфере. Практически во всех странах существуют государственные органы (министерства, ведомства), задача которых - развитие спорта. Процедура такова, что министерства, ведомства по делам спорта готовят публикуемые правительством юридические документы, согласовывая определенные вопросы спортивной деятельности со спортивными федерациями. Порядок работы общественных и государственных органов в области управления спортом говорит о специальной форме управленческой деятельности в международном спортивном движении (МСД). В Российской Федерации до принятия в 2007 г. нового Закона о физической культуре и спорте спортивные федерации создавались и функционировали в том числе с участием государства. Государство передавало часть своих управленческих и других функций федерациям и союзам по видам спорта, поэтому федерации должны были работать как государственно-общественные объединения <3>, частично финансироваться государством и нести ответственность перед государством за подготовку и выступления сборных команд на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы. Однако действующий Закон отказался от такой модели объединения, как "с государственным участием". -------------------------------- <3> См.: ст. 51 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

Российское законодательство показывает, что статус спортивных федераций различного уровня отличается от статуса общественных объединений, что предопределяет особые отношения между ними и органами государственной власти. Это объяснимо, поскольку здоровье нации обозначено как одно из направлений Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Задачи, поставленные в указанной Стратегии, недостижимы без соответствующего развития физической культуры и спорта. Исходя из положений Закона, спортивные федерации имеют трехуровневую структуру: общероссийские, региональные и местные. Названная структура предполагает создание соответствующих спортивных федераций в зависимости от особенностей каждого конкретного территориального образования, в котором планируется их функционирование. Можно сказать, что структура спортивных федераций выстроена по аналогии со структурой национально-культурных автономий <4>. При этом подразумевается, что большинство местных спортивных федераций по определенному виду спорта объединяются в региональную спортивную федерацию, а большинство региональных спортивных федераций, в свою очередь, объединяются в общероссийскую спортивную федерацию. Это дает основание говорить о том, что спортивные федерации занимают важное место в числе субъектов управления спортом <5>. -------------------------------- <4> Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". М.: Юстицинформ, 2009. <5> См.: Рогачев Д. И. О новом Федеральном законе "О физической культуре и спорте в РФ" // Спортивное право: перспективы развития. II Международная научно-практическая конференция, Москва, 2008 г. Часть 1: Материалы конференции. М., 2009. С. 9 - 10.

Статья 13 Федерального закона 2007 г. "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" устанавливает статус местных и региональных спортивных федераций, которые рассматриваются как общественные объединения в организационно-правовой форме, - общественная организация. Создание, деятельность, реорганизация и ликвидация местных, региональных и общероссийских спортивных федераций осуществляются в соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях с учетом особенностей, предусмотренных Законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". В соответствии с законодательством Российской Федерации местная спортивная федерация создается и действует в целях развития определенного вида спорта на территориях муниципального района, городского округа, внутригородского муниципального образования города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, а региональная спортивная федерация создается и действует в целях развития определенного вида спорта на территории субъекта РФ. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" <6>, закрепляя понятие общероссийской спортивной федерации, устанавливает их особое правовое положение, а также требования к их уставам. Общероссийские спортивные федерации наделяются широким кругом прав и обязанностей, в том числе в области управления видом спорта, что, во-первых, позволяет им эффективно достигать уставные цели, связанные с развитием спорта в масштабах страны, и, во-вторых, будет способствовать демократизации систем управления спортом в целом и сделает ее более открытой <7>. Общероссийская спортивная федерация - это общероссийская общественная организация, которая создана на основе членства, получила государственную аккредитацию и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд. Членами общероссийских спортивных федераций могут быть как региональные спортивные федерации, так и спортивные клубы при условии, что в высшем руководящем органе общероссийской спортивной федерации не менее двух третей (75%) голосов от общего числа ее членов принадлежит аккредитованным региональным спортивным федерациям. Это очень прогрессивное положение, позволяющее спортивным клубам (как правило, коммерческим, например ЗАО "Спартак") напрямую входить и участвовать в жизни спортивных федераций. -------------------------------- <6> СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6242. <7> Сердюков А. В. Спортивное право как комплексная отрасль законодательства: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 147.

Существуют определенные ограничения на создание и деятельность общероссийских спортивных федераций. Так, запрещены создание и деятельность спортивных федераций по национальным видам спорта, что вытекает из определения "национальные виды спорта", данного в п. 5 ст. 2 Федерального закона о физической культуре и спорте 2007 г. В Федеральном законе закреплено, что эти виды спорта исторически сложились в этнических группах населения, имеют социально-культурную направленность и развиваются в пределах одного субъекта РФ. Очевидно, что по одному виду национального спорта не может быть более одной региональной спортивной федерации. Как говорилось ранее, законодатель подробно установил права и обязанности общероссийских спортивных федераций. Так, федерации вправе осуществлять аттестацию тренеров и спортивных судей, а также контроль за их деятельностью; организовывать и проводить чемпионаты, первенства и кубки России, разрабатывать и утверждать положения о таких соревнованиях; представлять спортсменов, тренеров и спортивных судей на присвоение международными спортивными организациями званий и квалификаций; разрабатывать с учетом правил, утвержденных международными спортивными федерациями, правила соответствующих видов спорта и др. Общероссийские спортивные федерации обязаны разрабатывать и представлять в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта программы развития соответствующих видов спорта в порядке, установленном этим органом; противодействовать использованию допинговых средств и (или) методов в спорте, а также проявлениям любых форм дискриминации и насилия в спорте и исполнять иные обязанности. Одним из инструментов влияния государства на сферу физической культуры и спорта является государственный контроль. В Российской Федерации он осуществляется в первую очередь посредством государственной аккредитации спортивных федераций, развивающих тот или иной вид спорта. Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" 2007 г. предусматривается процедура государственной аккредитации региональных и общероссийских спортивных федераций. Аккредитация региональных спортивных федераций проводится органом исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта. Порядок государственной аккредитации региональных спортивных федераций утвержден Приказом Минспорттуризма РФ от 20 февраля 2009 г. N 49 <8>. В соответствии с этим Порядком аккредитация включает в себя: объявление о государственной аккредитации; рассмотрение заявления о государственной аккредитации и экспертизу представленных документов; принятие решения о государственной аккредитации или об отказе в такой аккредитации; принятие решения о приостановлении или отзыве государственной аккредитации. -------------------------------- <8> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 17.

Следует отметить, что по одному виду спорта на территории субъекта РФ может быть аккредитована только одна региональная спортивная федерация, а в качестве общероссийской спортивной федерации - только одна общественная организация. Срок государственной аккредитации региональных спортивных федераций не может быть менее одного года и более четырех лет. Региональная спортивная федерация признается аккредитованной в течение всего срока государственной аккредитации, если аккредитация не приостановлена или не отозвана в соответствии с установленным порядком. Порядок проведения государственной аккредитации общероссийских спортивных федераций утвержден Приказом Минспорттуризма России от 18 августа 2009 г. N 654 <9> и предусматривает те же этапы, что и аккредитация региональных федераций. Однако государственная аккредитация общероссийских спортивных федераций осуществляется Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации <10>, а по видам спорта, включенным в программу Олимпийских игр, - с учетом мнения Олимпийского комитета России <11>. Срок государственной аккредитации общероссийских спортивных федераций составляет четыре года. -------------------------------- <9> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 46. <10> См.: Положение о Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 408. <11> Подробнее об Олимпийском комитете России см.: Жабин Н. А. Правовой статус Олимпийского комитета России // Материалы круглого стола, посвященного 80-летию П. П. Попова. М., 2010 С. 197 - 205.

Сведения об общероссийских и региональных спортивных федерациях после их государственной аккредитации подлежат внесению в реестр общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций. Ведение реестра осуществляет Минспорттуризм России. Порядок ведения указанного реестра и предоставления сведений из этого реестра утвержден Приказом Минспорттуризма РФ от 20 февраля 2009 г. N 48 <12>. -------------------------------- <12> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 18.

Подводя итог всему сказанному, хотелось бы отметить следующее. Общественные формирования являются неотъемлемой и важнейшей частью мирового спортивного движения. Участие в нем стран предполагает уважение и признание таких организаций. Конечно, при этом должны учитываться особенности национальной правовой системы. В Российской Федерации общественные формирования могут быть созданы в разных организационно-правовых формах. Законодательством о физической культуре и спорте среди них особо выделяются общественные объединения. Установление особенностей правового положения общественных объединений в сфере физической культуры и спорта должно учитывать требования законодательства об общественных объединениях, что налагает определенные ограничения на законодателя. Однако законодатель не стоит на месте, и согласно Федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" <13> к 2015 г. на территории России планируется увеличить число действующих физкультурно-спортивных организаций до 30 на сто тысяч населения, что, конечно же, требует более тщательного подхода к вопросам организации деятельности и вопросам правового статуса данных организаций. -------------------------------- <13> Постановление Правительства РФ от 11 января 2006 г. N 7 // СЗ РФ. 2005. N 3. Ст. 304.

------------------------------------------------------------------

Название документа