Характеристика правовой информированности медицинских работников муниципального здравоохранения

(Светличная Т. Г., Цыганова О. А., Зинькевич В. К.) ("Медицинское право", 2011, N 6) Текст документа

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОЙ ИНФОРМИРОВАННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Т. Г. СВЕТЛИЧНАЯ, О. А. ЦЫГАНОВА, В. К. ЗИНЬКЕВИЧ

Светличная Татьяна Геннадьевна, профессор кафедры общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск), доктор медицинских наук.

Цыганова Ольга Альбертовна, доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск), кандидат медицинских наук.

Зинькевич Вячеслав Куприянович, главный врач ГУЗ "Мурманский областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями".

В статье приведены результаты изучения информированности медицинских работников муниципального здравоохранения о правах пациентов и их мнений о практике реализации этих прав при получении медицинской помощи. Опрошено 562 медицинских работника из девяти учреждений здравоохранения г. Мурманска. Выявлены удовлетворительные общие и неудовлетворительные частные знания медицинских работников о правах пациентов при получении медицинской помощи. При этом врачи имеют несколько лучшие правовые знания, чем медицинские сестры, и выше оценивают возможности пациентов по реализации своих прав. Практике их обеспечения в учреждениях здравоохранения медицинскими работниками дана в целом удовлетворительная оценка.

Ключевые слова: правовая информированность, медицинские работники, права пациентов, практика реализации прав.

Characteristics of legal information awareness of medical workers of municipal health care T. G. Svetlichnaya, O. A. Tsy'ganova, V. K. Zin'kevich

The study results of awareness of municipal healthcare medical professionals about patients' rights and their opinions on how these rights are respected in terms of medical care realization, are quoted in the article. 562 medical professionals from 9 healthcare institutions of Murmansk are interrogated. Satisfactory general and unsatisfactory private medical professionals' knowledge about patients' rights in medical care realization is revealed. Thereby, medical officers possess a bit more profound judicial awareness than paramedics and also they evaluate higher patients' possibilities in the practice of their rights enforcement. In general, medical professionals give satisfactory evaluation to the procedure of knowledge provision in healthcare institutions.

Key words: judicial awareness, medical professionals, patients' rights, practice of the rights enforcement.

В последние годы в решении комплекса нереализованных медико-социальных проблем современного здравоохранения все большее внимание уделяется практическому воплощению легитимных прав граждан на получение доступной и качественной медицинской помощи. Исследования отечественных ученых <1> по установлению влияния информированности медицинских работников о правах пациентов на удовлетворенность граждан качеством медицинской помощи выявили наличие между ними прямой сильной связи. Последнее обстоятельство убедительно свидетельствует о том, что повышение правовой грамотности персонала здравоохранения является одним из необходимых условий решения проблемы обеспечения населения доступной и качественной медицинской помощью <2>. Данные научной литературы и официальной статистики представляют надежные доказательства наличия существенных различий в нормативно-правовом обеспечении прав граждан при получении медицинской помощи в учреждениях здравоохранения разных уровней и этапов ее оказания <3>. Вышеизложенные обстоятельства явились основанием для проведения специального медико-социологического исследования по изучению информированности медицинских работников о правах пациентов и их мнений о практике реализации этих прав в учреждениях муниципального здравоохранения. -------------------------------- <1> Галанова Г. И. К вопросу совершенствования знаний медицинских работников в области нормативно-правовой базы здравоохранения // Менеджер здравоохранения. 2009. N 1. С. 24 - 28; Гоголев В. В. Социально-гигиеническое исследование роли информированности потребителей и производителей медицинских услуг о защите прав граждан по охране здоровья в повышении качества медицинской помощи: Автореф. дис. ... к. м.н. М., 1998. 23 с. <2> Азаров А. В. Обеспечение и защита прав граждан при оказании медицинской помощи. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. 192 с.; Васильева Т. П., Шишкова О. В., Шалопьев А. Г. Пути оптимизации управления информированностью населения по вопросам прав граждан по охране здоровья // Научные труды III Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву. М.: НАМП, 2007. С. 304 - 306; Методологические и методические подходы к управлению профессиональной компетентностью медицинского персонала в современных условиях / Т. П. Васильева, В. В. Трофимов, Т. Н. Батыгина и др. // Общественное здоровье и здравоохранение. 2008. N 1. С. 45 - 53; Нуженкова М. В. Медико-организационные и социально-гигиенические аспекты реализации прав несовершеннолетних пациентов (младше 15 лет): Автореф. дис. ... к. м.н. Иваново, 2005. 23 с. <3> Абросимова М. Ю., Садыков М. М. Информированность и мнение врачей амбулаторной педиатрической сети о правах пациента // Научные труды III Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву. М.: НАМП, 2007. С. 288 - 292; Канунникова Л. В. Обоснование модели оказания правовой помощи медицинским работникам, учреждениям и организациям в субъекте Российской Федерации: Автореф. дис. ... д. м.н. Новосибирск, 2006. С. 35; Шумилина Э. Г. Методологические подходы к оптимизации деятельности учреждений здравоохранения по обеспечению прав граждан при оказании медицинской помощи (на примере учреждений здравоохранения МПС России): Автореф. дис. ... к. м.н. СПб., 2004. С. 23.

Материалы и методы

Базой для проведения исследования послужили девять муниципальных учреждений здравоохранения г. Мурманска. Включение медицинских работников в выборочную совокупность осуществлялось методом простой случайной выборки. Социологический опрос проводился с помощью специально разработанной и одобренной Комитетом по этике статистической Карты изучения информированности медицинских работников о правах пациентов при получении медицинской помощи. Методика сбора информации включала три блока вопросов: первый характеризовал общие знания медицинских работников о правах пациентов; второй отражал частные аспекты обеспечения прав и третий - практику их реализации при получении медицинской помощи в лечебных учреждениях. Вопросы первого блока предусматривали только один ответ из трех предложенных ("да", "нет", "не знаю"). Второй блок вопросов допускал выбор нескольких вариантов ответов. При ответах на вопросы третьего блока использована 5-балльная оценочная шкала: 1 - очень плохо; 2 - плохо; 3 - удовлетворительно; 4 - хорошо; 5 - очень хорошо. Ответ на вопрос о причинах ненадлежащей реализации прав пациентов давал возможность выбора трех вариантов ответов из восьми предложенных. К независимым переменным нами отнесены демографические (пол; возраст), социальные (образование; стаж работы) и профессиональные (специальность; место работы; квалификационная категория; стаж работы в должности; наличие сертификата специалиста) факторы. В качестве зависимых переменных нами приняты три показателя: - удельный вес правильных ответов медицинских работников, характеризующих их общие знания о правах пациентов при получении медицинской помощи; - удельный вес исчерпывающих ответов медицинских работников, отражающих их частные знания о механизмах реализации прав пациентов в учреждениях здравоохранения; - средняя балльная оценка медицинскими работниками практики реализации прав пациентов в учреждениях здравоохранения. В исследовании приняли участие 562 медицинских работника, в том числе 42,0% - врачей и 58,0% - медицинских сестер. Подавляющее большинство (87,2%) опрошенных составили женщины. При распределении по возрасту больше половины (53,2%) находились в наиболее активном творческом периоде жизни (30 - 49 лет), а каждый третий (32,4%) - в предпенсионном и пенсионном возрасте (50 лет и старше). И лишь 14,4% медицинских работников были моложе 30 лет. Распределение изученного контингента по полу и возрасту соответствовало половозрастной структуре медицинских кадров муниципального здравоохранения. В составе изученного контингента медицинский персонал поликлиник и стационаров был представлен практически поровну (50,5 и 49,5% соответственно). Большинство медицинских работников (70,9%) являлись высококвалифицированными специалистами: 22,3% были аттестованы на вторую, 30,3% - на первую и 18,3% - на высшую квалификационные категории. Практически все (92,3%) медицинские работники имели сертификат специалиста. При распределении медицинских кадров по возрасту нами установлено, что удельный вес работающих в муниципальном здравоохранении с увеличением возраста снижается. В составе трудовых ресурсов лечебных учреждений наиболее представлены медицинские работники с небольшим стажем работы в должности (до 10 лет) - 40,1%. Удельный вес лиц со стажем 10 - 19 и 20 - 29 лет практически одинаков (25,6 и 19,2% соответственно). Наименьшую долю (15,1%) составили самые "стажированные" специалисты (30 лет и более). Относительно молодой состав медицинских работников г. Мурманска можно объяснить высокой убылью "стажированных" специалистов из-за неблагоприятных климатических условий. При распределении медицинских работников городских ЛПУ по занимаемым должностям на долю руководителей учреждений и структурных подразделений пришлось 10,0%, рядовых специалистов - 90,0%. Качественные параметры результатов исследования представлены процентными долями и средними значениями балльных оценок. Определение статистической значимости различий между группами по анализируемым признакам осуществлялось с использованием t-критерия для двух независимых выборок, однофакторного дисперсионного анализа (F) для нескольких независимых выборок, показателя соответствия (ч. 1). Критический уровень значимости (p) при проверке статистических гипотез принимался равным 0,05. Статистическая обработка данных проводилась с использованием программы SPSS 14 for Windows.

Результаты исследования и их обсуждение

По нашим данным, доля правильных ответов медицинских работников, отражающих их общие знания о правах пациентов, достаточно велика (79,4%). Подавляющее большинство (92,2 - 87,0%) специалистов знают о наличии у пациентов прав на сохранение сведений, содержащих врачебную тайну (92,2%), получение информации о своем здоровье (90,2%), добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство (89,5%) или отказ от него (90,6%) и выбор лечащего врача (87,0%). Вместе с тем лишь весьма небольшая доля (51,1%) медицинских работников владеет информацией о праве пациентов знакомиться с содержанием записей в первичной медицинской документации. Примерно такой же их части (55,3%) известен основной нормативно-правовой документ, регламентирующий реализацию прав пациентов при получении медицинской помощи, которым являются Основы законодательства об охране здоровья граждан. Выявленные нами различия в уровне общих правовых знаний медицинских работников разного пола (t = 3,7; p < 0,001), по-видимому, обусловлены влиянием вмешивающегося (confounding) фактора, а именно медицинской специальности. Это подтверждается тем, что в профессиональных группах врачей и медицинских сестер статистически значимых различий в величине анализируемого показателя у мужчин и женщин не выявлено (t = 1,4; p = 0,2 и t = 0,6; p = 0,5 соответственно). Вместе с тем нами установлена зависимость между уровнем общих правовых знаний и специальностью медицинских работников (t = 5,9; p < 0,001). Как и следовало ожидать, врачи имели лучшие знания (85,6%) по сравнению с медицинскими сестрами (74,9%). Обнаруженная зависимость объясняется более высоким уровнем профессионального образования врачей. Так, доля правильных ответов лиц с высшим медицинским образованием составила 85,0%, со средним специальным - 74,9% (t = 5,7; p < 0,001). На величину показателя статистически значимое влияние оказывает занимаемая должность (t = 3,5; p < 0,001). Так, почти все руководители учреждений здравоохранения (89,0%) правильно ответили на вопросы первого блока анкеты. Таких среди рядовых специалистов было существенно меньше (78,3%). Отсутствие влияния вмешивающегося фактора - медицинской специальности подтверждается наличием статистически значимых различий в общих правовых знаниях врачей (t = 2,1; p = 0,04) и медицинских сестер руководящего и рядового состава (t = 2,0; p = 0,05). Удельный вес правильных ответов больше (84,5%) у лиц с высшей и меньше (76,4%) - у специалистов без квалификационной категории. Лица с первой и второй категориями имели практически равные доли правильных ответов (79,7% и 80,0% соответственно). Выявленные нами различия в общих правовых знаниях медицинских работников разной квалификации (F = 3,0; p = 0,03), скорее всего, обусловлены влиянием вмешивающегося фактора - медицинской специальности. Сделанный вывод подтверждается отсутствием статистически значимых различий в общих правовых знаниях врачей и медицинских сестер разной квалификации (F = 1,0; p = 0,4 и F = 1,9; p = 0,1 соответственно). Как и следовало ожидать, на уровень общих правовых знаний влияет стаж работы в должности (F = 3,9; p = 0,003). Наибольшими (83,0%) знаниями по изучаемому нами предмету владеют молодые специалисты - медицинские работники со стажем работы менее 5 лет, и наименьшими (72,1%) - врачи и медицинские сестры с большим опытом работы (30 лет и более). При этом различия в показателях нельзя объяснить лишь тем, что учебные программы додипломной подготовки медицинских работников последних лет стали включать учебную дисциплину "Правоведение", поскольку значимые различия в правовых знаниях медицинских работников разного возраста и общего стажа работы отсутствуют. О весьма невысоком уровне правовой информированности врачей свидетельствуют и результаты других исследователей. Так, по данным А. С. Дудова и М. А. Шишова <4>, изучавших правовые знания хирургов и акушеров-гинекологов, доля правильных ответов на тестовые задания составила лишь 34,0%. Ю. Д. Сергеев и Н. Д. Владыченкова <5> выявили почти такой же уровень правовых знаний у врачей-стоматологов (32%) и вдвое выше у организаторов здравоохранения (73%). Средний уровень правовой информированности педиатров (2,31 балла по трехбалльной шкале) выявлен Е. К. Баклушиной и соавт. <6>. По результатам исследования, проведенного среди медицинских работников Архангельской области, доля правильных ответов врачей разных специальностей на тестовые вопросы по правовым основам профессиональной деятельности составила в среднем 58,5% <7>. По данным Г. А. Пашиняна и Н. Е. Добровольской, изучавших правовую информированность стоматологов г. Москвы, знали об основных нормативно-правовых актах, регулирующих правовые отношения при оказании стоматологических услуг, лишь 10,7% врачей <8>. Уровень правовой информированности врачей, по мнению О. В. Кулигина и Я. В. Крутовой, опрашивавших хирургов г. Иваново, свидетельствует о недостатке знаний юридических основ их профессиональной деятельности (10 - 40%) <9>. -------------------------------- <4> Дудов А. С., Шишов М. А. Современное состояние профессиональной правовой информированности медицинских работников // Научные труды III Всероссийского съезда (национального конгресса) по медицинскому праву. М.: НАМП, 2007. С. 588 - 592. <5> Сергеев Ю. Д., Владыченкова Н. Д. Мониторинг правовых знаний стоматологов // Научные труды III Всероссийского съезда (национального конгресса) по медицинскому праву. М.: НАМП, 2007. С. 631 - 637. <6> Баклушина Е. К., Нуженкова М. В., Ерофеев С. В. Анализ состояния информированности медицинских работников о правах несовершеннолетних пациентов в возрасте младше 15 лет // Научные труды II Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву. М.: НАМП, 2005. С. 298 - 302. <7> Цыганова О. А., Светличная Т. Г. Оценка знаний медицинского персонала о правовых основах профессиональной деятельности // Кафедра как центр научной и учебно-методической работы в медицинском вузе: Мат-лы XIII межрегион. межвуз. учебно-методич. конференциии. Архангельск, 2008. С. 90 - 93. <8> Пашинян Г. А., Добровольская Н. Е. Правовая грамотность медицинского работника: механизм реализации прав пациента в стоматологии // Электронный ресурс. URL: http:// www. organumvisus. com/ 2010-02-26-23-16-35/ 2010-02-28-01-49-09/ 500-2010-01-01-23-52-15.php. <9> Кулигин О. В., Крутова Я. В. Хирург и закон: уровень знаний о правовых аспектах профессиональной деятельности // Научные труды II Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву. М.: НАМП, 2005. С. 338 - 344.

Особое внимание нами было уделено изучению осведомленности медицинских работников по частным аспектам реализации правовых норм при получении медицинской помощи. По нашим данным, уровень частных правовых знаний (53,6%) опрашиваемых был значительно ниже их общих правовых знаний (79,4%) (t = 19,9; p < 0,001). Хороший уровень (83 - 88%) общих знаний врачей-педиатров и их низкая информированность о конкретных механизмах реализации прав пациентов (27 - 39%) выявлен и в исследовании М. Ю. Абросимовой и М. М. Садыкова в г. Казани <10>. -------------------------------- <10> Абросимова М. Ю. Указ. соч.

При этом лучше всего медицинские работники осведомлены о содержании понятия "лечащий врач" (79,2%); условиях предоставления сведений, содержащих врачебную тайну, без согласия пациента (75,4%); правах и обязанностях лечащего врача (72,4%); объеме прав пациентов (68,5%); условиях оказания медицинской помощи без согласия пациента (65,8%); содержании понятия "врачебная тайна" (62,8%). Значительно ниже среднего - знания пациентов о видах медицинских вмешательств, при которых необходимо получение добровольного информированного согласия пациента (49,5%); о правилах оформления отказа от медицинского вмешательства (40,7%); о возрасте пациента, когда он может самостоятельно давать добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство (37,5%); об условиях предоставления сведений, составляющих врачебную тайну с согласия пациента (27,4%); о перечне лиц, обязанных сохранять сведения, составляющие врачебную тайну (13,0%). На уровень частных правовых знаний оказывают влияние практически те же факторы, что и на общие знания. Так, нами выявлено статистически значимое влияние на уровень показателя специальности (t = 7,1; p < 0,001), образования (t = 5,7; p < 0,001), должности (t = 3,5; p < 0,001), квалификационной категории (F = 3,0; p = 0,03), общего стажа работы (F = 2,5; p = 0,04) и стажа работы в должности (F = 3,2; p = 0,01). Врачи имеют лучшие частные правовые знания (60,9%), чем медицинские сестры (48,3%). Выявленные нами различия в знаниях медицинских работников разного пола (t = 3,7; p < 0,001), по-видимому, обусловлены влиянием медицинской специальности (confounding factor). Это подтверждается тем, что статистически значимых различий в величине анализируемого показателя у мужчин и женщин в профессиональных группах врачей и медицинских сестер не выявлено (t = 0,2; p = 0,8 и t = 0,8; p = 0,4 соответственно). Работники здравоохранения с высшим медицинским образованием более компетентны в частных вопросах медицинского права (60,8%) по сравнению с имеющими среднее специальное (48,3%), а представители руководящего состава (64,4%) - по сравнению с рядовыми сотрудниками (52,4%). Обнаруженное нами влияние квалификации на уровень частных правовых знаний медицинского персонала также обусловлено вмешивающимся фактором медицинской специальности. Это подтверждается отсутствием статистически значимых различий в частных правовых знаниях врачей и медицинских сестер (F = 1,7; p = 0,2 и F = 0,7; p = 0,6 соответственно). Уровень показателя увеличивается со стажем работы с 54,9% у самых молодых (до 5 лет) до 56,6% у специалистов со стажем 20 - 29 лет, достигая максимума (57,1%) в стажевой группе 5 - 9 лет. Нами установлено, что возраст, место работы, наличие/отсутствие сертификата специалиста не влияют на уровень частных правовых знаний медицинских работников. Мы специально изучили мнение медицинских работников о практике реализации прав пациентов в учреждениях здравоохранения. Так, значение средней оценки реализации прав пациентов равнялось 3,2 балла, едва превысив середину оценочной шкалы. По мнению медицинских работников, лучше всего в лечебных учреждениях реализовано право пациентов на облегчение боли, связанной с заболеванием или медицинским вмешательством (4,1 +/- 1,3 балла); на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при обследовании и лечении (4,0 +/- 1,3 балла); на уважительное и гуманное отношение медицинского персонала (3,8 +/- 1,2 балла); на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям (3,8 +/- 1,2 балла); на отказ от медицинского вмешательства (3,7 +/- 1,8 балла); на получение информации о правах, обязанностях и состоянии здоровья (3,6 +/- 1,6 балла); на получение медицинских и иных услуг по программам добровольного медицинского страхования (3,4 +/- 1,7 балла). Соответствует среднему значению оценка реализации прав пациентов на выбор врача (3,2 +/- 1,6 балла) и лечебного учреждения (3,1 +/- 1.6 балла), а также проведение по его просьбе консилиума и консультации специалистов (3,2 +/- 1,7 балла). Уровень показателя оказался ниже среднего при реализации права на допуск священнослужителя (2,6 +/- 2,2 балла) и/или адвоката (2,5 +/- 2,2 балла). Самый низкий уровень установлен при оценке реализации прав на возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью пациентам при оказании медицинской помощи (2,0 +/- 2,0 балла). По нашему мнению, столь низкая оценка реализации данного права связана с недостаточными знаниями медицинских работников о предусмотренных законодательством возможностях на до - и судебную защиту пациентов при причинении им вреда в случае ненадлежащего оказания медицинской помощи. По нашим данным, на оценочные суждения медицинских работников о практике реализации прав пациентов в лечебных учреждениях оказывает влияние их медицинская специальность. Врачи выше оценили реализацию прав пациентов (3,5 балла), чем медицинские сестры (3,0 балла) (t = 5,0; p < 0,001). Статистически значимые различия в оценках мужчин и женщин, скорее всего, объясняются влиянием на значение показателя медицинской специальности. Наше предположение подтверждается отсутствием различий в величине показателя у врачей и медицинских сестер разного пола (t = 1,4; p = 0,2 и t = 0,6; p = 0,5 соответственно). Нами выявлена обратная зависимость между возрастом медицинских работников и их мнением о практике реализации прав пациентов. Молодые специалисты (до 30 лет) выше оценивают данный показатель (3,4 балла), чем лица в возрасте 50 лет и старше (3,1 балла). Различия статистически значимы (F = 2,8; p = 0,04). Аналогичные тенденции выявлены у лиц с разным общим стажем работы и стажем работы в должности. Медицинские работники с высшим образованием более оптимистичны в своих оценках (3,5 балла), чем имеющие среднее специальное образование (3,0 балла) (t = 5,7; p < 0,001). Место работы, должность, квалификационная категория, наличие/отсутствие сертификата специалиста не влияют на мнение медицинского персонала о практике реализации прав пациентов в лечебных учреждениях. По результатам исследования установлено, что в структуре причин ненадлежащей реализации прав пациентов первое место занимает отсутствие у них знаний о своих правах при получении медицинской помощи (29,4%). Второе место принадлежит большой загруженности медицинских работников другими видами работ (26,6%) и третье - низкой требовательности пациентов по обеспечению своих прав при получении медицинской помощи (17,4%). В совокупности эти три основания составили 73,4% всех причин ненадлежащей реализации прав пациентов. Существенно меньшая доля пришлась на отсутствие в ЛПУ условий для соблюдения данных прав (13,1%), на недостаток специальных знаний о правах пациентов у медицинских работников (4,6%) и незаинтересованность администрации лечебного учреждения в их соблюдении (3,0%), а также на нежелание медицинских работников соблюдать данные права (2,3%). Группа прочих причин составила 3,6%. Структура причин ненадлежащей реализации прав пациентов представлена на рисунке. Таким образом, по результатам исследования нами выявлены удовлетворительные общие (79,4%) и неудовлетворительные частные (53,6%) знания медицинских работников о правах пациентов при получении медицинской помощи. При этом врачи имеют несколько лучшие и общие, и частные правовые знания (85,6 и 60,9% соответственно), чем медицинские сестры (74,9 и 48,3% соответственно), и выше оценивают возможности пациентов при реализации их прав на получение доступной и качественной медицинской помощи (3,5 балла против 3,0 балла). В целом практике их обеспечения в учреждениях здравоохранения медицинскими работниками дана лишь удовлетворительная оценка (3,2 балла). Все вышеперечисленные обстоятельства обусловливают необходимость введения учебных тем медико-правовой направленности в программы обучения медицинских кадров на до - и последипломном этапах их профессиональной подготовки. Вместе с тем одно лишь включение в структуру образовательных программ тематики правовой регламентации медицинской деятельности не является единственным и достаточным условием повсеместной и полной реализации прав пациентов при получении медицинской помощи. Для этого прежде всего необходимо осознание медицинским персоналом своего правового статуса и восприятие себя полноценным субъектом складывающихся в системе здравоохранения правоотношений. Реализация этих и других мер послужит необходимой предпосылкой для неукоснительного соблюдения законодательно-нормативных предписаний по реализации прав пациентов, что в конечном итоге явится надежным фундаментом формирования правового поля оказания доступной и качественной медицинской помощи всем без исключения гражданам России.

------------------------------------------------------------------

Название документа