Административно-правовой режим обеспечения безопасности туризма

(Писаревский Е. Л.) ("Административное право и процесс", 2011, N 10) Текст документа

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИЗМА

Е. Л. ПИСАРЕВСКИЙ

Писаревский Евгений Леонидович, заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Минспорттуризма России, кандидат юридических наук.

Административно-правовой режим обеспечения безопасности туризма представляет собой объединенный общей направленностью порядок регулирования, а также создания, функционирования и прекращения деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности туризма и включающий в себя комплекс правовых, а также организационно-технических сил и средств безопасности.

Ключевые слова: туризм, режим, безопасность, комплекс правовых средств, общественная нравственность.

Administrative-law regime of ensuring security of tourism E. L. Pisarevskij

Administrative-law regime of ensuring security of tourism is the united by common direction procedure of regulation and also creation, functioning and termination of activity of agencies of executive power in the sphere of ensuring security of tourism and including a complex of legal and organizational-technical powers and means of security.

Key words: tourism, regime, security, complex of legal means, social morality.

Известно, что в правовом государстве применение мер, использование сил и средств обеспечения безопасности осуществляется на основании права и в соответствии с ним. Наибольший же эффект воздействия права на общественные отношения достигается в том случае, когда задействуется весь допустимый арсенал правовых средств, совокупность юридических и организационно-технических процедур, направленных на реализацию соответствующего публичного интереса (правовой режим). В правовых режимах обычно выделяются две взаимосвязанные стороны: - содержательная - определяет основания установления (или причины и цели), а также вытекающие из этого организационные, политические, идеологические, экономические и иные управленческие аспекты; - юридическая - определяет правовые формы установленного режима (срок действия, территориальные границы, субъекты обеспечения и объекты правового воздействия, процедуру введения в действие, характер правовых ограничений, виды юридической ответственности за их нарушение и т. д.) <1>. -------------------------------- <1> См.: Мелехин А. В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций // СПС "КонсультантПлюс". 2009; Мелехин А. В. Особые правовые режимы Российской Федерации // СПС "КонсультантПлюс". 2007.

А. И. Сапожников полагает, что административно-правовой режим <2> общественной безопасности - это специальный правовой режим создания и деятельности органов государства, использующих разрешительные, надзорные и принудительные методы в качестве социально-объективных и правовых способов обеспечения общественной безопасности. Им выделяется пять административно-правовых режимов: режим социальной безопасности; режим безопасности дорожного движения; режим пожарной безопасности; режим санитарной безопасности; режим безопасности при чрезвычайных ситуациях. Каждый из них представляет собой своеобразный правовой институт с организационными обеспечивающими элементами, нацеленный на установление оптимальных с точки зрения государства отношений в конкретной, сравнительно узкой, но жизненно важной сфере, обеспечивающей общественную безопасность <3>. -------------------------------- <2> О понятии административно-правового режима см.: Лермонтова Н. В. Понятие и признаки административно-правового режима // Административное и муниципальное право. 2009. N 3. <3> См.: Сапожников А. И. Административно-правовой режим общественной безопасности: Автореф. дис. ... к. ю.н. М., 2006. 18 с.

Представляется, что административно-правовой режим обеспечения безопасности туризма (далее также - правовой режим безопасности туризма, режим безопасности туризма) представляет собой объединенный общей направленностью порядок регулирования, а также создания, функционирования и прекращения деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности туризма и включающий в себя комплекс правовых, а также организационно-технических сил и средств безопасности. Целью правового режима безопасности туризма в Российской Федерации, на наш взгляд, является достижение гарантированного правового состояния, при котором укрепляется законность и правопорядок, обеспечивается безопасность личности, общества и государства, создаются правовые условия для достойной жизни и свободного развития человека в социальном правовом федеративном государстве. Ключевое место в системе правовых средств обеспечения безопасности туризма занимают правовые, юридико-технические нормы, а также устанавливающие их правовые акты. Они выступают правовой основой режима обеспечения безопасности туризма и включают в себя: - целевые установки, связанные с назначением, пространственными и временными границами режима безопасности туризма; - специальные требования и правила обеспечения безопасности туризма, в том числе нормы, определяющие квалификационные требования, необходимые для замещения должностей, связанных с обеспечением безопасности туризма; - допустимые законом ограничения прав и свобод граждан в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; - функции и полномочия органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности туризма (далее - субъекты обеспечения безопасности), а также система административных регламентов, включающих в себя административные действия и процедуры; - порядок использования сил и средств обеспечения безопасности туризма; - порядок информирования граждан и организаций о режиме безопасности; - гарантии неукоснительного соблюдения прав и свобод граждан при обеспечении безопасности туризма, в том числе ограничение (минимизация) произвольного административного усмотрения, порядок обжалования неправомерных действий субъектов обеспечения безопасности туризма, а также иные формы защиты прав и охраняемых законом интересов граждан; - нормы, устанавливающие юридическую ответственность за нарушение режима безопасности, а также предусматривающие применение иных мер административного принуждения. Правовые режимы безопасности туризма можно классифицировать по различным критериям. Так, правовые режимы могут быть сгруппированы по объектам безопасности туризма. В этом случае можно выделить следующие режимы, которые, в свою очередь, могут дробиться на подрежимы: - режим безопасности туристов (подрежим личной безопасности туристов; подрежим сохранности имущества туриста; подрежим безопасности персональных данных и иной конфиденциальной информации туриста; подрежим безопасности туристских маршрутов повышенной опасности, подрежим безопасности организованных туристов и другие); - режим безопасности предпринимательской деятельности в сфере туризма (подрежим безопасности туристской деятельности, подрежим безопасности гостиничной деятельности, подрежим безопасности услуг общественного питания, подрежим безопасности экскурсионной деятельности, подрежим безопасности туристских перевозок); - режим охраны (безопасности) труда в сфере туризма; - режим санитарно-эпидемиологического благополучия населения (режим санитарной безопасности); - режим охраны туристских ресурсов и окружающей среды; - режим обеспечения общественного порядка и общественной безопасности; - режим государственной безопасности. Кроме того, по элементному составу режимы могут быть простые (первичные, элементарные) (например, информирование туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания, формирование и ведение реестра туроператоров) и сложные (комплексные, составные) (например, режим обеспечения личной безопасности, режим охраны туристских ресурсов). В зависимости от продолжительности действия режимы могут быть постоянные и временные; по характеру: текущие и чрезвычайные; в зависимости от значения: основные и неосновные; по сферам действия (территории распространения): общефедеральные, региональные, межрегиональные, муниципальные, межмуниципальные; по характеру результата, на достижение которого направлен режим: предметные и функциональные.

------------------------------------------------------------------

Название документа