Проблемы правового регулирования экологического туризма как вида предпринимательской деятельности

(Анисимов А. П., Злобин С. В., Рыженков А. Я.) ("Туризм: право и экономика", 2011, N 3) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА КАК ВИДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. П. АНИСИМОВ, С. В. ЗЛОБИН, А. Я. РЫЖЕНКОВ

Анисимов А. П., профессор кафедры конституционного и административного права Волгоградской академии государственной службы, доктор юридических наук, профессор.

Злобин С. В., заместитель Председателя Волгоградского областного суда, кандидат юридических наук.

Рыженков А. Я., профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Волгоградской академии государственной службы, доктор юридических наук, профессор.

Туризм является одной из важнейших сфер современной экономики, нацеленной на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения и не приводящей (в отличие от ряда других отраслей экономики) к истощению природных ресурсов. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет большую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках <1>. -------------------------------- <1> Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года / Федеральное агентство по туризму. Москва, 2008 г. // http://www. russiatourism. ru/.

Правовое регулирование сферы туристской деятельности осуществляется главным образом Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о туристской деятельности) <2>. Данным нормативным актом определены принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого рынка туристических услуг в России, регулируются отношения, возникающие при реализации права граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определен порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации. -------------------------------- <2> Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5491; 2010. N 32. Ст. 4298.

В федеральном законодательстве, регулирующем сферу туризма в России, туризм рассматривается как вид предпринимательской деятельности, а в научной доктрине даже как ее классическое проявление <3>. Действительно, туризму присущи все признаки предпринимательской деятельности - это общественно значимая, самостоятельная, инициативная деятельность лиц, связанная с осознанным принятием на себя потенциального риска наступления допустимых законом невыгодных последствий в сфере производства, выполнения работ и оказания услуг, направленная на получение прибыли (дохода). -------------------------------- <3> Белов В. А. Гражданское право: Общая и Особенная части: Учебник. М., 2003. С. 789; Рабец А. М. Основы теории предпринимательского права: Курс лекций. М., 2007. С. 67; Гражданское право России. Общая часть / Под ред. А. Я. Рыженкова. М., 2011. С. 201.

В проекте Федерального закона N 377260-3 "О туризме и туристской индустрии" (был внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ Н. Н. Губенко, Е. Г. Драпеко, И. Д. Кобзоном, Д. О. Рогозиным, Ю. Н. Родионовым) <4> глава VI называлась "Публичная организация предпринимательской и иной экономической деятельности субъектов туристской индустрии", а ст. 26 проекта определяла виды предпринимательской и иной экономической деятельности субъектов туристской индустрии. Но данный законопроект был отклонен. -------------------------------- <4> Проект Федерального закона N 377260-3 "О туризме и туристской индустрии в Российской Федерации" (ред., внесенная в ГД ФС РФ) // http://bill. consultant. ru/docl9943.php.

Гражданский кодекс РФ своими нормами охватывает и сферу туристской деятельности. В нем даны определения предпринимательской деятельности (ст. 2), юридического лица (ст. 48), индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (ст. 23), коммерческих и некоммерческих организаций и их организационно-правовых форм (ст. 50). Услуги рассматриваются в ГК РФ как один из объектов гражданских прав (ст. 128), а туристское обслуживание названо в числе услуг, предусмотренных в договоре возмездного оказания услуг (ст. 779 - 783). В ГК РФ сформулированы общие положения о договоре (ст. 420 - 453), дана развернутая система норм об отдельных обязательствах и договорах (ст. 454 - 1109). Судебная практика <5> также исходит из того, что отношения между покупателем тура и турфирмой должны рассматриваться в контексте главы 39 ГК РФ "Возмездное оказание услуг". В случае спора суды применяют положения главы III Закона РФ от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей" - "Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)" <6>. -------------------------------- <5> См., например: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 2797/08 // Вестник ВАС РФ. 2008. N 8. <6> Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 766; СЗ РФ. 2009. N 23. Ст. 2776.

Таким образом, можно констатировать, что гражданское законодательство является непосредственной основой правового регулирования туризма как вида предпринимательской деятельности. В соответствии со ст. 2 Закона о туристской деятельности законодательство Российской Федерации о туристской деятельности относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ и состоит из Закона о туристской деятельности, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Необходимо обратить внимание, что в состав законодательства Российской Федерации о туристской деятельности не включен ГК РФ, причем законодательство о туристской деятельности рассматривается как сфера совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Например, Закон Республики Казахстан о туристской деятельности в ст. 2 прямо указывает, что Гражданский кодекс Казахстана является составной частью законодательства о туристской деятельности <7>. На наш взгляд, это правильный подход к данному вопросу, поскольку, исходя из анализа ГК РФ, туристская предпринимательская деятельность - это деятельность по оказанию туристских услуг. В связи с этим является необходимым внести дополнения в ст. 2 Закона о туристской деятельности, особо указав, что ГК РФ является источником правового регулирования этой деятельности. -------------------------------- <7> См.: Закон от 13 июня 2001 г. N 211 "О туристской деятельности в Республике Казахстан" // http:// www. tourkz. com/ tourism/ law/ lawl. htm#3.

Необходимо поддержать ученых, утверждающих, что туристские отношения опосредуются гражданско-правовыми договорами. Заключение договора представляет собой завершающую стадию оформления соглашения между договаривающимися сторонами, подписание документов и совершение других необходимых формальностей, после чего возникают взаимные права и обязанности обеих сторон, участвующих в соглашении. Заключенный договор является обязательным для исполнения сторонами. Отказаться от исполнения заключенного договора в одностороннем порядке возможно лишь в случаях, прямо предусмотренных законом либо договором. Исходя из того что туристская деятельность является предпринимательской, необходимо отметить, что к туристским организациям применяется положение, предусмотренное п. 3 ст. 401 ГК РФ, устанавливающее повышенную ответственность туристских организаций за нарушение обязательств по договору. В соответствии с данной нормой, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т. е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Таким образом, поскольку гражданское законодательство (в любом его значении) в соответствии со ст. 71 Конституции России и ст. 3 ГК РФ есть сфера исключительного ведения Российской Федерации, регулирование туристских услуг законами субъектов РФ недопустимо <8>. -------------------------------- <8> Губенко Н. Н., Писаревский Е. Л. Законодательство о туризме в Российской Федерации и за рубежом. Состояние и перспективы // http:// travel. rin. ru/ cgi-bin/ pages-tree. pl? n=3337.

Л. В. Щенникова считает необходимым включение в ГК РФ специальной главы, посвященной туристско-экскурсионному обслуживанию <9>. Действительно, договор о туристском обслуживании получил закрепление в Германском гражданском уложении в разделе II главы седьмой "Договор подряда и подобные договоры" <10>. Учитывая данный зарубежный опыт, предложение Л. В. Щенниковой заслуживает одобрения и поддержки. -------------------------------- <9> Щенникова Л. В. Право на туристическо-экскурсионное обслуживание: Правовое регулирование отношений в сфере обслуживания граждан. М., 1983. С. 96. <10> Германское право. Часть I. Гражданское уложение: Пер. с нем. Серия "Современное зарубежное и международное частное право". М., 1996. С. 156 - 158.

На сегодняшний день существует большое количество научной литературы, посвященной особенностям управления, маркетинга, менеджмента туризма. В практической деятельности туристских фирм уделяется большое внимание особенностям и объемам продаж, бухгалтерскому учету и налогообложению туристской деятельности. Вместе с тем недостаточно правовой литературы, научных исследований, учебных пособий, раскрывающих содержание нормативно-правовой базы, учитывающих правовые аспекты осуществления туристской деятельности <11>. Данный вывод особенно очевиден при обращении к правовым проблемам экологического туризма. -------------------------------- <11> Муталиева А. А. Туристская деятельность как вид предпринимательской деятельности // Предпринимательское право. 2006. N 2. С. 26.

Последнее время на разных уровнях обсуждается вопрос о его развитии в России <12>, поскольку данная сфера способна обеспечить прочную экономическую основу существования целых регионов. -------------------------------- <12> http://www. vesti. ru/doc. html? id=403314

По различным оценкам, экологический туризм составляет 10 - 20% всего рынка мирового туризма и является наиболее динамично развивающейся отраслью. 2002 год Организацией Объединенных Наций был объявлен Годом экологического туризма. ООН считает экологический туризм не только сегментом туристского рынка, но и целой философией. Впервые экотуризм (ecotourism) появился в Африке в 1950 г., что было связано с легализацией охоты (Kamuaro, 2007). Потребность в рекреационных зонах охоты привела к созданию заповедников, национальных парков и охотничьих угодий. Сегодня эти районы превратились в важные, приносящие огромный доход места. С конца 1980-х понятия "экотуризм" (ecotourism), "ответственный туризм" и "устойчивое развитие" стали преобладающими <13>. -------------------------------- <13> http://www. ecotours. ru/ru/

К сожалению, несмотря наряд опубликованных научных работ, до сих пор не существует единого универсального определения понятия "экологический туризм". Такое единое понимание экологического туризма отсутствует в экологии, экономике, географии, менеджменте и иных науках. В юриспруденции экологический туризм ни с каких позиций не рассматривался. Анализ немногочисленных отечественных исследований в области экологического туризма свидетельствует, что в основном они посвящены экономическим, географическим и историческим аспектам функционирования экологического туризма <14>. Как отмечается в научной литературе, проблемы, связанные с определением экологического туризма, привели к путанице как среди туристов, так и среди ученых <15>, поскольку существует более 30 в той или иной степени родственных и взаимосвязанных понятий и терминов <16>. -------------------------------- <14> См., например: Тихонова И. В. Экономика экологического туризма на Байкале: проблемы и пути развития: Дис. ... канд. экон. наук. Иркутск, 1999; Казаков Н. П. Теория и методология развития экологического предпринимательства в рекреационной сфере: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. СПб., 2009. <15> См. подробнее: Кузьменко Ю. Туризм: экологический, зеленый или сельский? // http:// ruraltourism. com. ua/ index2.php? a= viewmaterial&id=4. <16> Пименова Е. Л. История становления и развития экологического туризма в России на рубеже XX - XXI веков (на примере Удмуртской Республики): Автореф. дис. ... канд. истор. наук. Ижевск, 2006. С. 11.

Международный союз охраны природы определяет экологический туризм (экотуризм) как путешествие с ответственностью перед окружающей средой по отношению к ненарушенным природным территориям с целью изучения и наслаждения природой и культурными достопримечательностями, которое содействует охране природы, оказывает "мягкое" воздействие на окружающую среду, обеспечивает активное социально-экономическое участие местных жителей и получение ими преимуществ от этой деятельности <17>. -------------------------------- <17> http://www. iucn. ru/

Всемирный фонд дикой природы определяет экотуризм как путешествия в места с относительно нетронутой природой с целью получить представление о природных и культурно-этнографических особенностях данной местности, которые не нарушают при этом целостности экосистемы и создают такие экономические условия, при которых охрана природы и природных ресурсов становится выгодной для местного населения <18>. -------------------------------- <18> http://www. wwf. ru/

В Квебекской декларации, принятой на Всемирном экотуристском саммите, была достигнута договоренность о толковании термина "экотуризм" и его отличий от термина "устойчивый туризм". Экологический туризм - это вид туризма, направленный на политическую и финансовую поддержку защиты окружающей среды, на признание и уважение прав местного и коренного сообществ, на культурное и природоохранное образование туристов <19>. -------------------------------- <19> www. ecotourism. org

Природоориентированные формы туризма, получившие в последнее время широкое распространение во всем мире, такие, как мягкий туризм (англ. soft tourism), горный, природный туризм, а также путешествия в дикую природу (англ. mountain, nature, wilderness tourism), зеленый, приключенческий, сельский туризм (англ. green, adventure, agrotourism), биотуризм (англ. wildlife tourism), активный туризм (англ. aktive tourism), экологический туризм, или экотуризм (англ. ecological or ecotourism), на наш взгляд, не более чем разные эпитеты одного и того же явления. Представляется, что нет неэкологического туризма, поскольку экологичные технологии могут быть использованы и в организации пляжного туризма, и в гостиничном деле в крупных городах, и в авиаперевозках. Но существует отличие между туроператорами, предлагающими туры. Как обращалось внимание в специальной литературе <20>, туроператоры, организующие традиционные туры на природу, не берут на себя обязательств по охране природы или управлению природными территориями, предлагая клиентам возможность побывать в экзотических местах и познакомиться с культурами традиционных коренных народов "до того, как они исчезнут", и напротив, организаторы туров экологических устанавливают партнерские отношения с охраняемыми территориями и местными жителями, стремятся к тому, чтобы их бизнес вносил реальный вклад в охрану дикой природы и развитие местных поселений в долгосрочной перспективе, ищут пути улучшения взаимопонимания между туристами и местным населением. Считаем, что данные отличия обязательно должны быть отражены в учредительных документах лиц, занимающихся экологическим туризмом. -------------------------------- <20> Экологический туризм на пути в Россию. Принципы, рекомендации, российский и зарубежный опыт. Тула: Гриф и К, 2002. С. 16.

Несмотря на разночтения в понимании термина "экологический туризм" в различных областях научного знания, из большинства существующих определений следует, что экотуризм - это вид рекреации, предполагающий: - организованное посещение ненарушенных, уникальных природных территорий с целью изучения природы, культурных достопримечательностей и этнографических особенностей данной местности; - осуществление экологического просвещения и образования туристов; - повышение уровня экологической культуры всех участников туристского процесса; - соблюдение природоохранных норм и технологий; - ее устойчивое развитие; - организацию такой деятельности, которая будет оказывать минимальное воздействие на окружающую среду и не приведет к разрушению природной среды и ухудшению ее качеств; - будет обеспечивать активное социально-экономическое участие местного населения и получение им преимуществ от этой деятельности. Заметим, что законодательное понятие "экологический туризм" в Российской Федерации отсутствует. Не определяется экологический туризм и в Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) <21>. -------------------------------- <21> Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. N 163) // Издательство стандартов. 2000.

Согласно ст. 1 Закона о туристской деятельности, под туризмом понимаются временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания. В этой же статье определяются виды туризма, исходя из различных критериев: соотношения места постоянного проживания туриста и места (цели) путешествия (туризм внутренний, выездной, въездной, международный), источника финансирования (туризм социальный), способа организации путешествия (туризм самодеятельный). Закон о туризме Украины <22>, например, также указывает возможные виды туризма в зависимости от категорий лиц, осуществляющих туристские путешествия, их целей, объектов, которые используются или посещаются, либо иных признаков: детский, молодежный, семейный, для лиц преклонного возраста, для инвалидов, культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, спортивный, религиозный, экологический (зеленый), сельский, подводный, горный, приключенческий, охотничий, автомобильный, самодеятельный и т. п. Особенности осуществления отдельных видов туризма устанавливаются законом. -------------------------------- <22> Закон Украины от 15 сентября 1995 г. N 324/95-ВР "О туризме" (по состоянию на 19 октября 2010 г.) // www. base. spinform. ru/ show. fwx? Regnom= 9550.

Закон Молдовы <23> в составе пяти основных видов упоминает понятия сельского и экологического туризма. Экологический туризм понимается как форма туризма, осуществляемого с целью познания природы и ее сохранения. Сельский туризм - форма туризма, осуществляемого в сельской среде, ориентированного на использование местных туристических ресурсов (природных, культурных и др.) и направленного на ознакомление с местными обычаями и традициями, крестьянским (фермерским) хозяйством и т. д. -------------------------------- <23> Закон о туризме N 798-XIV от 11 февраля 2000 г. // Официальный монитор Республики Молдова. 2000. N 54 - 56. Ст. 357.

Модельный закон о туристской деятельности <24>, принятый в г. Санкт-Петербурге 16 ноября 2006 г. на 27-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, в ст. 2 дает определения видов туризма, среди которых упоминает отдельно понятия сельского (деревенского) и экологического туризма. -------------------------------- <24> Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. 2007. N 39 (часть 2). С. 262 - 369.

Под сельским (деревенским) туризмом, понимается деятельность по организации отдыха туристов в сельской местности или в малых городах (при отсутствии промышленных зон и застройки) с предоставлением услуг гостеприимства в частном секторе с возможностью трудового участия (агротуризм), ориентированная на использование природных, культурно-исторических и других ресурсов, традиционных для данной местности. Под экологическим туризмом Модельный закон понимает природоориентированную туристскую деятельность, имеющую целью организацию отдыха или получение естественнонаучных или практических знаний и опыта, не наносящую вред природной среде. На официальном сайте Федерального агентства по туризму Минспорттуризма России <25> среди основных видов туризма, которые существуют в Российской Федерации, назван в том числе и экологический туризм, который никак не определяется в отличие от сельского туризма (последний предполагает временное пребывание туристов в сельской местности с целью отдыха и (или) участия в сельскохозяйственных работах). В проекте Федерального закона N 377260-3 "О туризме и туристской индустрии" <26> понятие экологического туризма отсутствовало, а в ст. 3 "Типы и виды туризма" к видам туризма были отнесены социальный, культурно-познавательный, деловой, сельский, а также другие виды туризма, определяемые законодательством Российской Федерации. Законопроект давал понятие только социального и делового туризма, остальные виды туризма не раскрывались. -------------------------------- <25> http:// www. russiatourism. ru/ rubriki/ -1124140243/ <26> Проект Федерального закона N 377260-3 "О туризме и туристской индустрии в Российской Федерации" (ред., внесенная в ГД ФС РФ) // http://bill. consultant. ru/docl9943.php.

В отличие от Закона РФ о туристской деятельности Закон Волгоградской области "О развитии туризма в Волгоградской области" <27> среди видов туризма выделяет экологический туризм, понимая под ним путешествия, ориентированные на углубленное ознакомление с природными ценностями, находящимися на территории Волгоградской области. -------------------------------- <27> Закон Волгоградской области от 27 декабря 1999 г. N 358-ОД "О развитии туризма в Волгоградской области" // Волгоградская правда. 2000. 25 янв.; 2008. 10 дек.

На наш взгляд, экологический туризм должен удовлетворять целому ряду критериев: сохранение биологического и культурного разнообразия в рамках защиты экологических систем; поощрение устойчивого использования биологического разнообразия; совместное использование социально-экономических выгод с местным населением на основе осознанного согласия и участия; повышение экологических и культурологических знаний; уменьшение объемов и производства отходов, а также минимизация собственного воздействия экологического туризма на окружающую среду. Исходя из этого, мы предлагаем понимать под экологическим туризмом разновидность предпринимательской деятельности, связанная с организацией туристских маршрутов, ориентированных на познание и сохранение окружающей среды. В связи с этим требуется включить понятие экологического туризма и его видов в ст. 1 Закона РФ от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и в ст. 1 Закона РФ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Одним из приоритетных направлений государственного регулирования являются поддержка и развитие въездного туризма. Россия имеет огромные возможности для развития въездного туризма: разнообразие природных ландшафтов, большое количество заповедников, национальных парков, иных памятников истории и культуры <28>. На сегодняшний день подготовлена и распоряжением Правительства РФ утверждена Концепция Федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)", которая среди видов туризма, подлежащего развитию в нашей стране, называет и экологический туризм <29>. -------------------------------- <28> Муталиева А. А. Туристская деятельность как вид предпринимательской деятельности // Предпринимательское право. 2006. N 2. С. 27. <29> Распоряжение Правительства РФ от 19 июля 2010 г. N 1230-р "О Концепции Федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)" // Текст распоряжения размещен на сайте Правительства РФ в Internet (http://www. government. ru).

Экологический туризм, будучи разновидностью экологического предпринимательства, выполняет также и социальные функции, являясь общественно значимой деятельностью. Другими словами, по сравнению с другими видами туризма он обладает более выраженной социально-экономической направленностью. Прежде всего, речь идет о создании новых рабочих мест для местного населения, стимулировании традиционных форм природопользования; производстве экологически чистых продуктов питания; увеличении инвестиций как в инфраструктуру и сервис, так и в охрану природы; росте благосостояния местного населения и развитии специального образования, направленного на приобретение туристских и природоохранных профессий; развитии ремесел; развитии местного самоуправления и т. д. <30>. -------------------------------- <30> Экологический туризм на пути в Россию. С. 44.

Таким образом, мы можем говорить о сегменте рынка, который требует своего четкого правового регулирования посредством принятия отдельного Федерального закона "Об экологическом туризме". В данном Законе должны быть определены цели, задачи, понятие экологического туризма, указаны его субъекты и объекты, урегулированы права и обязанности, а также ответственность сторон, установлены условия обязательной и добровольной сертификации турагентств и туроператоров, занимающихся экологическим туризмом. Кроме того, необходимо дополнить ГК РФ специальной главой, посвященной туристско-экскурсионному обслуживанию, где будет дано определение и указаны виды туризма, включая и экологический туризм. Председатель Правительства РФ В. В. Путин 29 октября 2010 г. провел совещание по вопросам развития федеральной системы охраняемых природных территорий. На нем говорилось, в частности, о необходимости создания инфраструктуры для экологического туризма. Основная задача, которая была поставлена В. В. Путиным, - это необходимость развития экологического туризма в нашей стране <31>. О значимости развития экологического туризма в России свидетельствует тот факт, что из семи первых особых экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа в шести предполагается развитие экологического туризма. Необходимо обратить внимание на тот факт, что основное развитие экологического туризма в России будет осуществляться на территориях с особым эколого-правовым статусом. -------------------------------- <31> http://www. vesti. ru/doc. html? id=403314

В Российской Федерации на сегодняшний день насчитывается 101 заповедник, 41 национальный парк, 69 заказников, что является одной из крупнейших в мире систем особо охраняемых природных территорий. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2009 г.) "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон об ООПТ) различаются следующие категории указанных территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты. Наиболее перспективным является развитие экологического туризма в границах государственных природных заповедников. Сегодня заповедники испытывают большие финансовые затруднения, и поэтому развитие в них экологического туризма в познавательных целях могло бы частично решить ряд финансовых проблем, принося доход государству и государственным природным заповедникам. В свою очередь, для жителей регионов, где расположены заповедники, экологический туризм - это условие для дополнительного заработка. Так, доходы от эколого-экскурсионной деятельности, получаемой за летний период экоцентром Дальневосточного морского заповедника, сравнимы с масштабами бюджетного финансирования <32>. -------------------------------- <32> Экологический туризм на пути в Россию. С. 60.

Следует поддержать разработчиков проекта нового закона об особо охраняемых природных территориях, предлагающих законодательно закрепить за государственными природными заповедниками возможность организации и обустройства экскурсионных экологических троп и маршрутов в государственных заповедниках, а также размещения музеев природы заповедников, в том числе с экспозицией под открытым небом <33>. -------------------------------- <33> Проблемы законодательства об особо охраняемых природных территориях и предложения по его совершенствованию (Аналитический обзор законодательства и проект новой редакции Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях") // Всемирный фонд дикой природы (WWF). М., 2009. С. 97 - 98.

Кроме того, представляется, что в целях содействия развитию экологического туризма, формирования его конкурентоспособности представляется целесообразной разработка отдельной Федеральной целевой программы "Развитие экологического туризма в Российской Федерации" с входящими в нее подпрограммами по отдельным направлениям экотуризма. Обобщая вышеизложенное, отметим, что в целях устранения пробелов в действующем законодательстве необходимо внести изменения и дополнения в следующие нормативно-правовые акты Российской Федерации: - в ст. 1 "Основные понятия" Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды": "экологическое предпринимательство - это общественно значимая, самостоятельная, инициативная деятельность лиц, связанная с осознанным принятием на себя потенциального риска наступления невыгодных последствий в сфере производства продукции природоохранного назначения, заключающаяся в проведении научно-исследовательской, кредитно-финансовой деятельности, выполнении экологически значимых работ и оказании услуг, направленная на получение прибыли (дохода)"; - дополнить ст. 1 "Основные положения Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" следующей дефиницией: "экологический туризм - разновидность предпринимательской деятельности, связанная с организацией туристических маршрутов, ориентированных на познание и сохранение окружающей среды, разновидностями которой являются: ботанические, зоологические, геологические; эколого-этнографические, археологические, эколого-культурные туры; агротуры, или сельские зеленые туры; спелеологические, водные, горные туры и т. п."; - ст. 2 данного Закона дополнить специальным указанием на то, что Гражданский кодекс РФ также является источником правового регулирования туристской деятельности; - п. "г" ст. 7 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" изложить в следующей редакции: "г) экологическое просвещение и организация в этих целях экологического туризма"; - п. 1 ст. 12 данного Закона изложить в следующей редакции: "Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для экологического туризма"; - подп. "б" п. 3 ст. 18 данного Закона изложить в следующей редакции: "б) создание условий для экологического туризма и сохранение рекреационных ресурсов".

------------------------------------------------------------------

Название документа