Проблемы применения медицинского освидетельствования на состояние опьянения: административно-деликтный аспект
(Дерюга А. Н., Мотрович И. Д.) ("Административное право и процесс", 2011, N 9) Текст документаПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ НА СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ: АДМИНИСТРАТИВНО-ДЕЛИКТНЫЙ АСПЕКТ
А. Н. ДЕРЮГА, И. Д. МОТРОВИЧ
Дерюга Артем Николаевич, доцент Дальневосточного юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент.
Мотрович Иван Дмитриевич, адъюнкт Дальневосточного юридического института МВД России.
В статье исследуются проблемы, связанные с применением такой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как медицинское освидетельствование на состояние опьянения, и предлагается их решение.
Ключевые слова: медицинское освидетельствование, состояние опьянения, административное правонарушение.
Problems of medical examination for intoxication: the administrative aspect deliktny A. N. Derjuga, I. D. Motrovich
In article investigates the problems connected with application of such measure of securing of proceeding on the case of an administrative offence as medical examination on a drunken state, and is offered their decision.
Key words: medical examination, a drunken state, administrative offence.
Современное представление о применении медицинского освидетельствования на состояние опьянения основано на бытовом мнении о том, что эта процедура урегулирована только в отношении лиц, подозреваемых в вождении автомобиля в нетрезвом виде. Вместе с тем правоприменительная практика показывает наличие более широкого круга правонарушений, доказывание которых основано на обязательном применении освидетельствования на состояние опьянения. Однако в силу ряда объективных и субъективных причин эта процедура зачастую не применяется, а значит, нарушается закон. В целях определения и устранения вышеуказанных правоприменительных проблем есть необходимость в детальном анализе правового механизма использования медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Согласно п. 6 ст. 27.12 КоАП РФ направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ <1>. -------------------------------- <1> См.: СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
На настоящий момент порядок направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования на состояние опьянения и оформления его результатов определен Правительством РФ только применительно к лицам, которые управляют транспортным средством. То есть к случаям выявления правонарушений в области дорожного движения <2>. При этом определение состояния опьянения согласно п. 16 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинское освидетельствование этого лица на состояние опьянения и оформление его результатов проводится в соответствии с нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития РФ <3>. Таким нормативным правовым актом является Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14 июля 2003 г. N 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения" <4>. -------------------------------- <2> См.: Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475 "Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством" // СЗ РФ. 2008. N 27. Ст. 3280. <3> Там же. <4> См.: БНА ФОИВ. 2003. N 48.
Вместе с тем должностным лицам ОВД согласно п. 14 ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О полиции" предоставлено право: "...проводить в установленном законом порядке освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления либо в отношении которых имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении, для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств либо направлять или доставлять данных лиц в медицинское учреждение, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушении" <5>. Из текста Закона вытекает, что все граждане, которые оказались в ситуации, "интересной" органам внутренних дел, независимо от того, управляют они транспортным средством или нет, могут подвергнуться медицинскому освидетельствованию. Так как же поступать в этих случаях, если медицинское освидетельствование на состояние опьянения просто необходимо? -------------------------------- <5> См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 16. Ст. 504.
Для этого следует обратиться к письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 30 мая 2006 г. N 01И-442/06 "О повышении качества проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения". Согласно ему: "Медицинское освидетельствование лица, которое управляет транспортным средством, производится в соответствии с Приказами Минздравсоцразвития РФ от 10.01.2006 N 1 "О внесении изменений в Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.07.2003 N 308", от 14.07.2003 N 308. При освидетельствовании других лиц реализуются требования Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.08.2003 N 399 "О признании недействующими на территории Российской Федерации документов Министерства здравоохранения СССР", в соответствии с которым Временная инструкция Министерства здравоохранения СССР от 01.09.1988 N 06-14/33-14 "О порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения" и Методические указания Министерства здравоохранения СССР от 02.09.1988 N 06-14/33-14 "Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения" признаны не действующими в части медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, управляющих транспортными средствами" <6>. -------------------------------- <6> См.: URL: http://www. roszdravnadzor. ru.
То есть из текста письма вытекает, что медицинское освидетельствование на состояние опьянения иных лиц, не относящихся к тем, которые управляют транспортным средством, должно осуществляться в соответствии с требованиями Временной инструкции о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, утвержденной заместителем Министра здравоохранения СССР 1 сентября 1988 г. N 06-14/33-14 (далее - Временная инструкция Минздрава СССР) <7>. -------------------------------- <7> Там же.
Однако это противоречит п. 6 ст. 27.12 КоАП РФ, согласно которому, как мы уже отмечали, медицинское освидетельствование и оформление его результатов осуществляются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Поэтому с правовой точки зрения медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, в отношении которых имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении, в соответствии с вышеуказанной Инструкцией проводиться не может. Кроме того, существует и ряд других обстоятельств, обусловливающих невозможность ее применения в рамках КоАП РФ. Во-первых, согласно п. 1 Временной инструкции Минздрава СССР медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения назначается в случаях, когда закон предусматривает дисциплинарную, административную ответственность за: потребление алкоголя либо пребывание в состоянии опьянения; распитие спиртных напитков на работе; при травмах, связанных с опьянением; в случаях, когда состояние опьянения может быть расценено как грубая неосторожность потерпевшего, содействовавшая возникновению или увеличению вреда, и может повлечь полную материальную ответственность за причиненный вред в связи исполнением трудовых обязанностей и т. п. <8>. Из содержания текста вытекает, что данная Инструкция применима лишь к административным деликтам в сфере общественного порядка, связанным с потреблением алкогольных напитков, в частности ст. 20.20, 20.21 и 20.22 КоАП РФ (в части появления несовершеннолетнего в общественных местах в состоянии опьянения). -------------------------------- <8> Там же.
Во-вторых, согласно Временной инструкции Минздрава СССР медицинское освидетельствование осуществляется по направлениям работников правоохранительных органов. При этом прием на освидетельствование от работников правоохранительных органов производится по письменному направлению или лично от сопровождающего представителя правоохранительного органа <9>. -------------------------------- <9> См.: п. 4 Временной инструкции о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, утвержденной заместителем Министра здравоохранения СССР 1 сентября 1988 г. N 06-14/33-14 // URL: http://www. roszdravnadzor. ru.
Например, медицинское освидетельствование на состояние опьянения лица, управляющего транспортным средством, проводится на основании протокола о направлении на освидетельствование, подписанного должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, и водителем транспортного средства, в отношении которого применяется данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении <10>. -------------------------------- <10> См.: п. 2 приложения N 3 к Приказу Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. N 308 // БНА ФОИВ. 2003. N 48.
В-третьих, обращает на себя внимание и то, что во Временной инструкции Министерства здравоохранения СССР и в Инструкции по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы 307/у-05 "Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством" (далее - Инструкция по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством) <11> предусмотрены различные по содержанию формулировки заключений о состоянии опьянения освидетельствуемого. -------------------------------- <11> См.: приложение N 3 к Приказу Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. N 308 // БНА ФОИВ. 2003. N 48.
Так, согласно п. 13 Временной инструкции Минздрава СССР при составлении заключения врач на основании критериев, изложенных в методических указаниях по медицинскому освидетельствованию, должен установить одно из следующих состояний: - трезв, признаков потребления алкоголя нет; - установлен факт употребления алкоголя, признаки опьянения не выявлены; - алкогольное опьянение; - алкогольная кома; - состояние одурманивания, вызванное наркотическими или другими веществами <12>. -------------------------------- <12> См.: URL: http://www. roszdravnadzor. ru.
При этом следует обратить внимание на то, что во Временной инструкции Минздрава СССР упоминается о состоянии алкогольного опьянения и о состоянии одурманивания, вызванного наркотическими или другими веществами, а само их определение дается в Методических указаниях Минздрава СССР от 02.09.1988 N 06-14/33-14 "Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения" (далее - Методические указания Минздрава СССР) <13>. -------------------------------- <13> См.: URL: http://www. roszdravnadzor. ru.
Согласно им, алкогольное опьянение представляет собой развернутый синдром воздействия алкоголя на организм. Его возникновение свидетельствует о выраженном нарушении способности индивидуума контролировать свое поведение в обычных условиях, что может быть связано как с количеством принятого алкоголя, так и с индивидуальной чувствительностью к нему. Синдром алкогольного опьянения включает в себя патологические изменения в психической сфере и поведении, расстройства в системе вегетативно-сосудистой регуляции, двигательные нарушения, запах алкоголя изо рта и положительные химические реакции на этиловый спирт <14>. Правда, при этом не отражены количественные показатели, на основании которых эти химические реакции на этиловый спирт являются положительными, особенно учитывая то, что Временной инструкцией Минздрава СССР, помимо трезвого состояния, состояния опьянения, предусмотрено такое, как "установлен факт употребления алкоголя, признаки опьянения не выявлены". -------------------------------- <14> Там же.
Факт употребления алкоголя в соответствии с Методическими указаниями Минздрава СССР <15> диагностируется в случаях наличия убедительных данных, подтверждающих потребление освидетельствуемым алкоголя при отсутствии четкой клинической картины алкогольного опьянения. Такие состояния могут наблюдаться при потреблении алкоголя в незначительных дозах, а также через некоторое время после исчезновения выраженного синдрома опьянения в фазе элиминации. Тем самым разница между фактом употребления алкоголя и трезвым состоянием весьма размыта, как, впрочем, между фактом потребления алкоголя, так и алкогольным опьянением. -------------------------------- <15> Там же.
Следует также обратить внимание и на то, что во Временной инструкции Минздрава СССР говорится о "состоянии одурманивания, вызванного наркотическими или другими веществами", а не о "состоянии опьянения, вызванного наркотическими или другими веществами". Вместе с тем Методические указания Минздрава СССР отождествляют понятие "опьянения" и "одурманивание": "Наличие клинических симптомов опьянения при отсутствии запаха алкоголя изо рта и отрицательных химических проб на алкоголь может наблюдаться при опьянении (одурманивании), вызванном наркотическими или другими одурманивающими средствами. В этих случаях для подтверждения диагноза наркотического или токсикоманического опьянения наряду с подробным описанием клинических симптомов опьянения необходимы результаты химических исследований, подтверждающих потребление освидетельствуемым конкретного вещества, оказывающего наркотическое или токсикоманическое воздействие, и на основании которых выносится заключение о наркотическом опьянении или опьянении, вызванном потреблением других одурманивающих средств" <16>. Тем не менее во Временной инструкции Минздрава СССР все-таки говорится об установлении состояния одурманивания, а не опьянения. -------------------------------- <16> URL: http://www. roszdravnadzor. ru.
Подобные проблемы отсутствуют при проведении медицинского освидетельствования лиц, которые управляют транспортным средством, поскольку согласно Инструкции по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, предусмотрено два состояния освидетельствуемого. Так, согласно ей, в зависимости от результатов освидетельствования выносится заключение с одной из следующих формулировок: - состояние опьянения не установлено; - установлено состояние опьянения <17>. -------------------------------- <17> См. п. 15 Инструкции по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы 307/у-05 "Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством", приложение N 3 к Приказу Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. N 308 // БНА ФОИВ. 2003. N 48.
В последнем случае выносятся следующие заключения о состоянии опьянения: 1. Заключение о состоянии опьянения в результате употребления алкоголя. Оно выносится при наличии клинических признаков опьянения и положительных результатах определения алкоголя в выдыхаемом воздухе (наличии абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе 0,15 и более миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха). К клиническим признакам опьянения относятся внешний вид, поведение, вегетативно-сосудистые реакции, двигательная сфера, запах изо рта и т. д. 2. Заключение о состоянии опьянения в результате употребления наркотических средств, психотропных или иных, вызывающих опьянение веществ. Оно выносится при наличии клинических признаков опьянения и обнаружении при химико-токсикологическом исследовании биологического объекта одного или нескольких наркотических средств, психотропных или иных вызывающих опьянение веществ или их метаболитов, вне зависимости от их концентрации (количества). Таким образом, существующий в настоящее время правовой механизм регулирования порядка проведения медицинского освидетельствования лиц, в отношении которых имеется повод для возбуждения дела об административном правонарушении, за исключением тех, кто управляет транспортным средством, несовершенен и противоречит не только требованиям КоАП РФ, но и ст. 15 Конституции РФ <18>. -------------------------------- <18> См.: Российская газета. 25.12.1993.
Сказанное крайне негативно сказывается на качестве правоохранительной деятельности органов внутренних дел, особенно при противодействии административным деликтам, предусмотренным ст. 20.21, 20.22 КоАП РФ, так как одним из обязательных квалифицирующих признаков указанных деликтов является наличие состояния опьянения. В частности, это выражается в том, что сотрудникам ОВД при выявлении данных видов правонарушений приходится либо проводить медицинское освидетельствование в соответствии с требованиями Временной инструкции Минздрава СССР, либо его не проводить вовсе, ограничиваясь отбором объяснений у свидетелей, подтверждающих внешние признаки опьянения привлекаемого к административной ответственности лица. И в первом, и во втором случае происходит нарушение требований КоАП РФ, о чем мы уже говорили, в частности ст. 1.6, нормы которой направлены на реализацию одного из важнейших принципов правового государства - принципа законности, закрепленного ст. 15 Конституции РФ и ч. 6 ст. 27.12 КоАП РФ. Исключение составляют случаи, когда привлекаемое к административной ответственности лицо не оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенного ему административного наказания, и в связи с этим медицинское освидетельствование не проводится. В силу сложившейся ситуации требуется приведение нормативных правовых актов, регламентирующих порядок проведения медицинского освидетельствования, в соответствие с требованиями КоАП РФ, в том числе и восполнения существующих пробелов. Для этого необходима разработка единого нормативного правового акта, регулирующего медицинское освидетельствование всех категорий лиц, совершивших административное правонарушение. При этом за основу могут быть взяты Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правила определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством. Сказанное связано с тем, что и в случае выявления любых административных правонарушений, а не только в области дорожного движения, когда установление состояния опьянения необходимо для подтверждения или опровержения факта правонарушения, например предусмотренного ст. 20.21, 20.22 КоАП РФ, или объективного рассмотрения дела о правонарушении, требуется установление только одного из двух состояний освидетельствуемого: отсутствия или наличия состояния опьянения. Тем более что это вытекает из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Соответственно необходимо обновить и нормативно-правовые акты Минздравсоцразвития РФ, регламентирующие порядок медицинского освидетельствования. В частности, свести их в единый нормативный правовой акт, регламентирующий медицинское освидетельствование на состояние опьянения любых категорий физических лиц.
------------------------------------------------------------------
Название документа