Нормативно-правовое обеспечение организации оказания населению высокотехнологичной медицинской помощи

(Кочетов Д. М., Григорьев Ю. И.)

("Медицинское право", 2011, N 5)

Текст документа

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ

НАСЕЛЕНИЮ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Д. М. КОЧЕТОВ, Ю. И. ГРИГОРЬЕВ

Кочетов Дмитрий Михайлович, аспирант Научно-клинического центра оториноларингологии ФМБА РФ.

Григорьев Юрий Иванович, доктор медицинских наук, профессор кафедры медико-биологических дисциплин Тульского государственного педагогического университета.

В статье проанализировано нормативно-правовое обеспечение в области оказания населению страны высокотехнологичной медицинской помощи. Представлены материалы по развитию этого направления медицинской деятельности на базе Научно-клинического центра оториноларингологии ФМБА России.

Ключевые слова: нормативно-правовое обеспечение, высокотехнологичная медицинская помощь, оториноларингология.

Normative-law provision of organization of rendering high-technology medical assistance to population

D. M. Kochetov, Yu. I. Grigor'ev.

The article considers the analysis of legal regulations in the sphere of high tech medical aid to the population of the country. The data about the development of this sphere are shown on the basis of Scientific-Clinical Center of otorhinolaryngology FMBA of Russia.

Key words: legal regulations, high-technologic medical aid, otorhinolaryngology.

Серьезной проблемой в области здравоохранения является рост стоимости медицинского обслуживания. Это обусловлено такими факторами, как старение населения, повышение уровня заболеваемости и инвалидности, появление новых методов лечения и медицинских технологий. Необходимо отметить, что рост числа пожилых людей и уровня бедности, безработица и миграция, возросшая интенсивность ритма жизни и экономическая нестабильность, обусловившие возникновение стрессовых ситуаций и эмоциональных перегрузок, способствуют повышению показателей хронической заболеваемости и инвалидности, что приводит к увеличению общих расходов на здравоохранение [1, 6]. Кроме того, увеличивается среди населения распространенность заболеваний, оказание медицинской помощи при которых может осуществляться в настоящее время только на основе ресурсоемкого бюджетного финансирования. Все это свидетельствует о необходимости дальнейшего развития новых, наукоемких и инновационных способов диагностики заболеваний и лечения больных, что сопровождается значительным удорожанием медицинских услуг [5].

Концепция развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. (URL: http://www. zdravo2020.ru) направлена на совершенствование здравоохранения на основе применения системного, инновационного подхода к развитию его инфраструктуры и ресурсного обеспечения, а также принципов стандартизации. Решение указанных задач предусматривает улучшение материально-технического и кадрового обеспечения учреждений здравоохранения в соответствии с существующими стандартами, повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной.

Высокотехнологичная медицинская помощь, предоставляемая гражданам в специализированных федеральных и региональных медицинских организациях, объединяет сложные, уникальные и (или) ресурсоемкие медицинские технологии, выполняющиеся высококвалифицированными специалистами с использованием современного оборудования. Современные высокие медицинские технологии отражают научные достижения медицинского сообщества. Неоценимый вклад в решение фундаментальных задач в медицине, связанных с разработкой новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации пациентов, вносят научные организации и учреждения РАМН, федеральные научно-клинические центры, учреждения высшего профессионального образования, оказывающие высокотехнологичные виды медицинской помощи.

В связи с вышеизложенным следует отметить, что высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП) является наиболее эффективной помощью, приводящей к существенному и стойкому улучшению состояния здоровья, качества жизни пациента, пользующейся высоким спросом у населения. ВМП в значительной степени расширяет возможности и повышает эффективность здравоохранения, поэтому данному направлению уделяется все большее внимание со стороны государственных органов [5].

Обеспечение населения ВМП регулируется российскими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ и федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения - Минздравсоцразвития России.

Законодательство, касающееся оказания ВМП, появилось в начале 90-х годов XX в. Здесь следует обратить внимание на то, что до 1991 г. термин "дорогостоящий" по отношению к медицинским услугам в нормативных документах системы здравоохранения не употреблялся. В толковом словаре русского языка под редакцией С. И. Ожегова и И. Ю. Шведовой термин "дорогостоящий" также отсутствует. Впервые этот термин, примененный к видам медицинской помощи, упоминается в ст. 11 Закона РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан", где речь идет об оплате особо дорогостоящих видов медицинской помощи. В то же время вопрос о финансировании дорогостоящей медицинской помощи оказался поставленным только годом позже. Его правовое обоснование было изложено в Указе Президента РФ от 26 сентября 1992 г. N 1137 "О мерах по развитию здравоохранения в Российской Федерации". При этом Правительству страны было поручено "предусматривать из республиканского бюджета Российской Федерации целевое финансирование дорогостоящих видов медицинской помощи по списку заболеваний, утверждаемому ежегодно Министерством здравоохранения РФ" [2].

Так появился новый вид медицинской помощи. В отличие от других видов медицинской помощи дорогостоящие ее виды должны финансироваться из федерального бюджета, и она стала оказываться только в федеральных специализированных медицинских учреждениях. В развитие этого направления Министерством здравоохранения и медицинской промышленности РФ был издан Приказ от 18 апреля 1994 г. N 73 "О порядке финансирования и расходования ассигнований, выделяемых из федерального бюджета РФ на проведение дорогостоящих видов медицинской помощи, отчетности и контроля за их использованием". Приказ обязывал руководителей федеральных медицинских учреждений разработать Положение об использовании средств, выделяемых на дорогостоящее лечение, согласно перечню заболеваний, утвердить смету расходов, списки специалистов и форму отчетности об используемых денежных средствах. Однако самого перечня заболеваний и собственно определения, что относится к дорогостоящей и высокотехнологичной медицинской помощи, в этом Приказе не содержалось. Кроме того, следует указать, что в дальнейшем в период с 1995 по 1997 г. приказов, регламентирующих дорогостоящее и высокотехнологичное лечение в федеральных медицинских учреждениях за счет средств федерального бюджета, Минздравом России не издавалось.

Первым наиболее значимым документом, регламентирующим оказание дорогостоящей медицинской помощи, стал Приказ Минздрава России от 29 января 1998 г. N 30 "О мерах по упорядочению организации медицинской помощи населению РФ в клиниках федеральных учреждений здравоохранения". В Приказе приводятся: Положение о порядке направления, отбора и вызова больных на лечение в учреждения здравоохранения федерального подчинения, Перечень видов дорогостоящей медицинской помощи, Перечень научно-исследовательских медицинских учреждений и центров Минздрава России и РАМН, выполняющих высокотехнологичные виды медицинской помощи, финансируемые из республиканского бюджета РФ, разрешенные виды такой помощи, временные учетные формы Лист ожидания госпитализации и Отчет о дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи.

На основании Постановления Правительства РФ от 11 сентября 1998 г. N 1096 ВМП вошла в состав Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. После реализации Программы издание нормативных актов, регулирующих вопросы организации оказания дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи, проводилось практически ежегодно.

Начиная с 2000 г. Министерство здравоохранения РФ совместно с Российской академией медицинских наук (РАМН) стало постоянно проводить работу по планированию, организации и управлению обеспечением населения страны высокотехнологичной медицинской помощью. Так, 14 мая 2001 г. был издан совместный Приказ Минздрава России и РАМН N 147/43 "Об организации оказания высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи в учреждениях здравоохранения федерального подчинения". В этом Приказе были представлены: Положение о порядке направления больных в федеральные медицинские учреждения; Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, включающий 111 видов ВМП; Перечень федеральных специализированных медицинских учреждений, в котором указано 71 такое учреждение; Примерное закрепление субъектов РФ за медицинскими учреждениями федерального подчинения по оказанию высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи и форма учета числа пролеченных больных. Кроме того, необходимо отметить совместные Приказы Минздрава России и РАМН от 20 февраля 2002 г. N 50/14 и от 28 февраля 2003 г. N 69/22, в которых было установлено 132 вида ВМП, при этом число федеральных специализированных медицинских учреждений Минздрава и РАМН увеличилось до 80. В дальнейшем ежегодно вплоть до 2006 г. издавались совместные приказы об организации оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи в учреждениях здравоохранения федерального подчинения за счет средств федерального бюджета.

6 мая 2003 г. Правительством РФ было принято Постановление N 255 "О разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи и контролю за их реализацией". На основании данного Постановления началась подготовка к переводу федеральных медицинских учреждений (ФМУ) к работе в условиях государственного задания [8].

В октябре 2005 г. было проведено заседание Президиума Государственного Совета РФ, посвященное формированию государственного задания ФМУ на оказание ВМП за счет средств федерального бюджета. Президентом РФ было дано соответствующее поручение Правительству РФ. Во исполнение этого поручения Минздравсоцразвития России (далее - МЗСР РФ) начало проводить формирование соответствующей нормативной правовой базы, разработку и утверждение государственного задания на оказание гражданам страны ВМП за счет средств федерального бюджета, а также организацию деятельности медицинских учреждений по выполнению указанного задания [5].

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ (2004 г.) задача повышения качества и доступности медицинской помощи была признана одной из "самых насущных для граждан страны проблем". Решение этой задачи предполагало существенную модернизацию здравоохранения. В связи с этим МЗСР РФ был разработан приоритетный национальный проект "Здоровье", в рамках которого запланирована реализация такого раздела, как "Обеспечение населения дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощью", направленного на увеличение ее доступности для населения и качества данного вида медицинской помощи. На обеспечение населения ВМП в течение 2006 - 2007 гг. планировалось выделить из федерального бюджета 48,1 млрд. рублей.

С реализацией приоритетного национального проекта "Здоровье" начался новый этап оказания ВМП. Поэтому в 2006 г. ее организация претерпела существенные изменения. В основу планирования и оказания ВМП было положено государственное задание. Изменилась единица объема предоставляемой ВМП. Вместо ранее использовавшегося термина "квота" было введено новое понятие - "пролеченный больной". При этом единственным заказчиком ВМП на основе государственного задания было определено Министерство здравоохранения и социального развития РФ как субъект бюджетного планирования. Исполнителями государственного задания назначены такие распорядители бюджетных средств, как Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное медико-биологическое агентство, Российская академия медицинских наук.

Таким образом, основным документом, регламентирующим оказание ВМП, стало государственное задание. Государственное задание устанавливает: гарантированный объем ВМП, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет ассигнований федерального бюджета; перечень медицинских учреждений, участвующих в выполнении государственного задания; профили и виды ВМП, оказываемые в рамках задания; распределение плановых объемов ВМП в виде показателей по числу пролеченных больных; нормативы финансовых затрат на оказание ВМП; порядок направления граждан РФ для оказания ВМП.

Государственное задание формируется МЗСЦ РФ с учетом: заявленной органами исполнительной власти субъектов (ОИВС) РФ в сфере здравоохранения потребности населения в оказании ВМП; мощности федеральных учреждений, участвующих в выполнении государственного задания; нормативов финансовых затрат на оказание ВМП; бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на эти цели.

Для развития соответствующей нормативно-правовой базы Минздравсоцразвития России издан Приказ от 29.03.2006 N 220 "Об оказании высокотехнологичных видов медицинской помощи за счет средств федерального бюджета в федеральных специализированных медицинских учреждениях, подведомственных Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, Федеральному медико-биологическому агентству и Российской академии медицинских наук, во II - IV-м кварталах 2006 г.", положивший начало нового этапа организации оказания ВМП. В этом Приказе представлено содержание таких документов, как:

- перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета в федеральных специализированных медицинских учреждениях, подведомственных Росздраву, ФМБА и РАМН, - в целом 272 вида;

- государственное задание по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации;

- процедура согласования распределения планового количества больных субъектов РФ в подведомственных федеральных специализированных медицинских учреждениях;

- примерная форма соглашения о выполнении государственного задания по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи гражданам РФ и др.

В 2006 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 30.06.2006 N 658 "О Федеральном агентстве по высокотехнологичной медицинской помощи" был создан новый федеральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере разработки и реализации современных медицинских технологий, новых методов диагностики и организации оказания ВМП, - Федеральное агентство по ВМП (Росмедтехнологии). Этим федеральным органом был реализован комплекс новых организационных мероприятий в сфере высоких медицинских технологий. В 2007 г. Росмедтехнологиями впервые осуществлена полномасштабная коррекция показателей государственного задания на оказание гражданам РФ ВМП за счет ее резервных фондов с учетом оценки результативности деятельности ФМУ. Плановые показатели государственного задания на оказание ВМП доводились одновременно до медицинских учреждений - исполнителей задания и органов власти субъектов РФ в области здравоохранения с ежеквартальной их корректировкой.

При этом медицинским учреждениям, эффективно исполняющим государственное задание, его плановые показатели увеличивались на очередной отчетный период (квартал) в пределах плановых резервных объемов ВМП, которые в начале финансового года не распределялись ни по медицинским учреждениям, ни по субъектам РФ. Подобный алгоритм обеспечивал сочетание действия факторов внутреннего и внешнего регулирования. Основной фактор внутреннего регулирования - это появление у ФМУ экономической заинтересованности в выполнении установленного государственного задания, показатели которого в этом случае увеличивались на следующий год. Внешнее регулирование основано на ежеквартальном анализе показателей, а также результатов оказания ВМП и управления плановыми резервными объемами помощи.

Однако в дальнейшем Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" Росмедтехнологии были упразднены, а их функции по организации оказания населению ВМП были переданы МЗСР РФ. Данным Министерством был издан Приказ от 27.08.2008 N 458н "О государственном задании на оказание ВМП гражданам РФ за счет средств федерального бюджета в 2008 г." Следует отметить, что в Приказе не оказались предусмотренными резервные объемы ВМП, обеспеченные дополнительным финансированием. При этом в основу распределения дополнительных ресурсов были положены не результаты оценки деятельности ФМУ по выполнению установленного государственного задания, а их заявки и заявки органов управления здравоохранением субъектов РФ.

Как известно, уровень развития системы здравоохранения любого государства определятся главным образом тем, насколько полно оно способно удовлетворять потребности населения в ВМП, основанной на самых передовых достижениях медицинской науки. Увеличение для населения доступности и качества ВМП является одной из основных задач государственной политики в сфере здравоохранения, осуществляемой МЗСР РФ, а также важным направлением реализации приоритетного национального проекта "Здоровье".

В настоящее время понятие "высокотехнологичная медицинская помощь" стало более уточненным и объемным по содержанию. В частности, в его структуру включена дорогостоящая медицинская помощь, выполняемая высококвалифицированными медицинскими кадрами с использованием сложных и уникальных медицинских технологий, основанных на современных достижениях науки и техники. По сути, оказание ВМП населению страны считается довольно актуальным направлением реализации национального проекта в сфере здравоохранения. Оно является одним из самых ощутимых для населения, так как здесь оказывается реальная медицинская помощь большому количеству больных за счет средств федерального бюджета. Так, например, за период с 2002 по 2007 г. количество пролеченных больных в федеральных медицинских учреждениях, выполняющих высокотехнологичные виды медицинской помощи, увеличилось с 94,1 тыс. человек до 160,1 тыс. человек, или на 70%, а число федеральных медицинских учреждений выросло с 73 до 93.

В соответствии с Приказом МЗСР РФ от 13 октября 2005 г. N 633 "Об организации медицинской помощи" организация и оказание ВМП должны были осуществляться только в федеральных медицинских учреждениях, что не учитывало и даже ущемляло права иных медицинских организаций, в которых также существовали такие возможности. В дальнейшем правовая основа возможности оказания ВМП в медицинских учреждениях государственно-муниципального сектора здравоохранения была закреплена в Постановлениях Правительства РФ, в том числе и в таком, как "Об оказании ВМП гражданам РФ за счет средств федерального бюджета" (от 05.05.2007 N 266). Согласно нормативным правовым актам Правительства РФ, регламентирующим оказание ВМП гражданам РФ, данный вид помощи может быть представлен в рамках государственного задания в федеральных клиниках за счет целевых ассигнований федерального бюджета, а в региональных и муниципальных бюджетных учреждениях - за счет целевых субсидий федерального бюджета. При этом целью субсидирования учреждений субфедерального уровня является снижение межтерриториальных различий в обеспеченности населения высокими медицинскими технологиями.

После принятия указанных документов впервые ВМП стала оказываться в медицинских учреждениях, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципальных образований. Начиная со II-го квартала 2007 г. всего выполняли государственное задание на оказание ВМП за счет средств федерального бюджета 73 медицинских учреждения, расположенных во всех федеральных округах (Приказ МЗСР РФ от 07.05.2007 N 320). Что касается структуры оказания в них ВМП, то следует обратить внимание на то, что эта помощь осуществлялась больным только по трем профилям: нейрохирургия, сердечно-сосудистая хирургия, травматология и ортопедия. Всего в 2007 г. за счет средств федерального бюджета в федеральных медицинских учреждениях и медицинских учреждениях субъектов РФ было пролечено более 175 тысяч человек с использованием высоких медицинских технологий, из которых около 15 тысяч человек получили помощь в медицинских учреждениях субъектов РФ.

Рассматривая в динамике численность оказывающих ВМП медицинских учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципальных образований, следует отметить, что их количество составило в 2007 г. - 73, в 2008 г. - 86, в 2009 г. - 103 соответствующих юридических лиц (Приказ МЗСР РФ от 29.12.2008 N 786н). Все они вошли в состав исполнителей государственного задания на оказание ВМП за счет средств федерального бюджета. В целом по стране оказание ВМП за счет средств федерального бюджета в 2009 г. осуществляло более 200 медицинских учреждений федерального, регионального и муниципального уровней.

Вместе с тем к медицинским учреждениям, заявленным субъектами РФ для оказания ВМП за счет средств федерального бюджета, предъявляются особые требования. Они должны оказывать медицинскую помощь в соответствии со стандартами ВМП, обладать высококвалифицированными кадрами и необходимым оборудованием. Для включения лечебно-профилактических учреждений здравоохранения субъектов РФ и муниципальных образований в список организаций, выполняющих государственное задание, проводится их предварительная оценка по следующим показателям: мощность учреждения (койки, кадры), показатели деятельности медицинского учреждения, объем оказанной ВМП за предыдущий год, объем оказанной ВМП больным из других регионов.

В 2009 г. Минздравсоцразвития России был расширен спектр профилей ВМП, оказываемых за счет субсидий федерального бюджета в учреждениях здравоохранения субъектов РФ и муниципальных образований. Всего региональным ЛПУ в 2009 г. было запланировано в рамках государственного задания на оказание ВМП пролечить 30 тыс. больных по следующим профилям медицинской помощи: сердечно-сосудистая хирургия, травматология и ортопедия, нейрохирургия, онкология, педиатрия, гематология, акушерство и гинекология, офтальмология, абдоминальная хирургия.

Несмотря на стремительное развитие медицинской науки и внедрение новых технологий в практическую деятельность, потребность в видах высокотехнологичной медицинской помощи в настоящее время неуклонно растет. В то же время необходимо указать, что ее реальное удовлетворение в целом остается на достаточно низком уровне. Так, в 2009 г. государственное задание с учетом его корректировки обеспечило потребность населения в ВМП только на 57%.

Известно, что около 30% высокотехнологичных видов медицинской помощи, оказываемой в последние годы федеральными медицинскими учреждениями, финансировалось за счет бюджетов всех уровней. Большая часть оказываемых объемов ВМП оплачивалась из внебюджетных источников, в том числе за счет средств граждан и работодателей. Во многих случаях возможности медицинских учреждений по оказанию ВМП из-за отсутствия финансовых средств и низкой платежеспособности населения в начале текущего десятилетия оставались неиспользуемыми. Негативные тенденции в оказании населению ВМП и послужили основанием для включения ВМП в приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения.

В последние годы объем финансирования и количество пациентов, получивших высокоспециализированную медицинскую помощь и нуждающихся в ней, постоянно увеличивается. Для наиболее полного удовлетворения потребности населения в ВМП объемы финансовых средств, запланированные в бюджете РФ на предоставление такой помощи в федеральных медицинских учреждениях (включая новые федеральные центры высоких медицинских технологий), в 2008 г. составили 23,4 млрд. рублей (195 тыс. пролеченных больных), в 2009 г. - 30,0 млрд. рублей (227 тыс.), в 2010 г. - 36,2 млрд. рублей (274 тыс.), а по расчетам Минздравсоцразвития России к 2020 г. должны вырасти до 176,5 млрд. рублей (500 тыс.) [3, 7].

При этом средние расходы на одного пролеченного больного возрастут со 120 тыс. рублей в 2008 г. до 353,0 тыс. рублей в 2020 г. Как видим, решение задач, которые стоят перед российским здравоохранением, направлены и на то, чтобы полностью обеспечить население ВМП.

Для профиля "Оториноларингология" с 2008 г. (Приказ от 28.12.2007 N 812) установлено шесть видов ВМП по ЛОР-заболеваниям:

- 10.1. Тимпанопластика при хроническом туботимпанальном гнойном среднем отите; хроническом эпитимпано-антральном гнойном среднем отите, а также при адгезивной болезни среднего уха;

- 10.2. Удаление доброкачественного новообразования основания черепа;

- 10.3. Кохлеарная имплантация при двусторонней нейросенсорной потере слуха;

- 10.4. Стапедэктомия со стапедопластикой при отосклерозе;

- 10.5. Удаление новообразования или рубца гортани и трахеи с использованием микрохирургической и лучевой техники;

- 10.6. Ларинготрахеопластика при доброкачественных новообразованиях гортани, параличе голосовых складок и гортани, стенозе гортани.

Согласно Приказу от 31 декабря 2010 г. N 1248н Минздравсоцразвития России для профиля "Оториноларингология" утвердил новые виды ВМП со следующими кодами и названиями, а именно:

- 10.00.001. Реконструктивные операции на звукопроводящем аппарате среднего уха;

- 10.00.002. Хирургическое лечение болезни Меньера и других нарушений вестибулярной функции;

- 10.00.003. Хирургическое лечение доброкачественных новообразований околоносовых пазух, основания черепа и среднего уха;

- 10.00.004. Реконструктивно-пластическое восстановление функции гортани и трахеи;

- 10.00.005. Хирургические вмешательства на околоносовых пазухах, требующие реконструкции лицевого скелета;

- 10.01.006. Хирургическое лечение сенсоневральной тугоухости высокой степени и глухоты.

Начиная с 2008 г. 10 федеральных медицинских учреждений (ФМУ) участвовали в выполнении государственного задания по оказанию ВМП больным с ЛОР-заболеваниями, в 2009 г. их было 14, в 2010 г. - 16, в 2011 г. количество ФМУ доведено до 18.

Плановые объемы ВМП ЛОР-профиля по числу пролеченных больных на протяжении трех лет с 2008 по 2010 г. имели явную тенденцию к их существенному росту. Так, планом было установлено пролечить в 2008 г. - 627, в 2009 г. - 1605, в 2010 г. - 2541 больных (в том числе 1520 детей). Как видим, в 2010 г. по отношению к 2008 г. и 2009 г. произошло увеличение плановых показателей соответственно в 4,05 и 1,58 раза.

Однако, несмотря на значительное увеличение, плановые объемы не удовлетворяют истинной потребности населения в оказании ВМП по ЛОР-заболеваниям. Согласно сводной заявке субъектов РФ на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации по государственному заданию на 2010 г. 4200 больных (в том числе 2808 детей) нуждались в оказании такой помощи. Неудовлетворенность заявок составила 39,5%, в том числе среди детей - 45,9%. Это означает, что 1659 больных (в том числе 1288 детей) в 2010 г. не получили бесплатную медицинскую помощь за счет средств федерального бюджета.

Следует указать, что государственное задание на 2011 г. устанавливает снижение оказания гражданам страны высокотехнологичной медицинской помощи по профилю "Оториноларингология". При этом плановые объемы рассчитаны только на 2411 больных (в том числе 1182 пациентов-детей), т. е. по сравнению с 2010 г. они будут меньше на 5,1% по общему числу больных и соответственно на 22,2% по числу пациентов-детей.

Рассмотрим особенности осуществления высокотехнологичной медицинской помощи пациентам с ЛОР-заболеваниями на базе ФГУ "Научно-клинический центр оториноларингологии" ФМБА России (далее - НКЦО). В первую очередь следует указать, что здесь оказывается помощь по всем разделам оториноларингологии, как включенным в стандарты ВМП, так и в смежных областях. В составе центра созданы, активно развиваются и эффективно функционируют научно-клинические отделы, в которых проводится оказание различных видов ВМП. В НКЦО выполняется весь спектр операций при заболеваниях уха, глотки, носа, околоносовых пазух, гортани, а также при опухолях ЛОР-органов и внеорганных опухолях шеи.

В показателях работы Центра за последние три года отмечается стабильная тенденция роста численности пролеченных больных. В 2008 г. плановое задание было установлено для 40 больных, в 2009 г. - для 230 больных, т. е. оно увеличилось в 5,75 раза. Согласно государственному заданию на 2010 г. (Приказ от 7 октября 2010 г. N 858н) планируемые объемы были рассчитаны на 739 больных, которые увеличились по сравнению с 2009 г. в 3,2 раза. Из них "Кохлеарная имплантация" (код 10.3) установлена для 400 больных, что составляет 54,1% от всех видов ВМП больным с ЛОР-заболеваниями, т. е. по сравнению с 2009 г. произошло увеличение по этому виду в 7,8 раза.

В 2010 г. органами управления здравоохранением субъектов РФ направлена в Минздравсоцразвития России сводная заявка на оказание в НКЦО ВМП больным с заболеваниями ЛОР-органов на 1266 больных, из них по виду "Кохлеарная имплантация" - 522 пациента. Однако плановые объемы были значительно меньше заявленных. Это значит, что 527 больных (41,6%) не получили ВМП за счет бюджетных ассигнований, а также 122 пациента (23,4%) по виду "Кохлеарная имплантация". Плановые объемы по государственному заданию на 2011 г. для НКЦО составили 676 больных (в том числе 296 детей).

Оказание НКЦО высокотехнологичной медицинской помощи оториноларингологическим больным в рамках государственного задания стало возможным благодаря тому, что в его структуру вошли филиалы в Астрахани, Томске и Уфе. Открытие филиалов позволило приблизить специализированную медицинскую помощь непосредственно к нуждающимся пациентам в административных округах; более тесно контактировать регионам с федеральными учреждениями; проводить оперативные вмешательства, комплекс реабилитационных мероприятий и катамнестическое наблюдение пациентов в филиалах, имеющих высококвалифицированные кадры и оснащенных современным оборудованием. НКЦО оказывает ВМП населению шести федеральных округов (Сибирский, Дальневосточный, Уральский, Северо-Кавказский, Южный, Приволжский ФО).

Как известно, определенность и конкретность государственных гарантий в виде четкого определения минимума государственных обязательств в сфере здравоохранения достигается через процедуру утверждения Правительством РФ и реализации государственными медицинскими учреждениями Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, а также путем стандартизации медицинской помощи. Стандартизация является ключевым фактором поддержки социально-экономической политики во всех сферах деятельности, способствует внедрению инноваций, повышению уровня и безопасности жизни, здоровья граждан, обеспечивает охрану интересов потребителей, окружающей среды и экономию всех видов ресурсов [4].

В заключение следует отметить, что как вид медицинской помощи, имеющий целевое финансирование из государственных источников, ВМП существует в РФ около 20 лет. За истекший период многое изменилось в вопросе организации оказания ВМП гражданам РФ. Целевые средства федерального бюджета стали поступать не только в федеральные медицинские учреждения, но и в региональные и муниципальные медицинские учреждения в виде субсидий. В то же время определение правильного направления и перспектив развития федеральных медицинских учреждений, выбор оптимальных управленческих решений должны осуществляться на основе результатов научных исследований и проведения системного анализа процессов, происходящих в сфере обеспечения населения ВМП, что может сыграть ключевую роль в решении задач по удовлетворению потребности граждан страны в высокотехнологичной медицинской помощи. Однако это может быть более эффективно осуществлено только на основе современной юридической поддержки, в том числе с помощью таких подзаконных нормативных правовых актов, как расширенные и усовершенствованные стандарты оказания различных видов ВМП, включая лечение больных с оториноларингологической патологией.

Таким образом, в настоящее время нормативно-правовая база оказания населению высокотехнологичной медицинской помощи продолжает развиваться, охватывая все больший круг вопросов. К сожалению, необходимо отметить, что в рассматриваемом направлении медицинского обслуживания граждан страны еще остаются достаточно существенные правовые пробелы и противоречия, поскольку ВМП сильно отличается от иных видов медицинской помощи и требует особого внимания, а также научно обоснованного подхода к современной организации оптимального и более эффективного обеспечения населения различными ее видами. Решению этих вопросов как раз и уделяется большое значение в Концепции развития отечественного здравоохранения на период до 2020 г. При этом в ней указывается на необходимость разработки современного нормативно-правового обеспечения медицинской деятельности, в том числе в процессе оказания высокотехнологичной медицинской помощи, что направлено на создание соответствующей юридической базы для реализации положений Концепции на практике. В конечном итоге, по-видимому, это позволит в большей степени обеспечить доступность ВМП населению, проживающему в различных даже территориально отдаленных от центра регионах страны, и будет способствовать более полной удовлетворенности заявок субъектов РФ на потребность больных в такой помощи.

Список литературы

1. Белостоцкий А. В. Опыт становления центра высокотехнологичной медицинской помощи // Пробл. соц. гигиены, здравоохр. и истории медицины. 2010. N 6. С. 34 - 37.

2. Горбунов С. Н., Никонов Е. Л. Оказание высокотехнологичной медицинской помощи населению Российской Федерации: анализ нормативных документов // Вестник Росздравнадзора. 2008. N 2. С. 31 - 38.

3. Перхов В. И. О проблемах обеспечения населения бесплатной высокотехнологичной медицинской помощью // Здравоохранение. 2009. N 2. С. 36 - 45.

4. Перхов В. И. Перспективы использования стандартов для планирования объемов и оценки качества ВМП, оказываемой детям // Российский педиатрический журнал. 2009. N 4. С. 46 - 51.

5. Перхов В. И. Современные аспекты обеспечения населения РФ высокотехнологичной медицинской помощью // Здравоохранение. 2010. N 2. С. 29 - 38.

6. Салтман Р. Б., Фигейрас Дж. Реформы системы здравоохранения в Европе. Анализ современных стратегий. М.: ГЕОТАР Медицина, 2000. 432 с.

7. Точилова Н. Н. Что за привлекательностью высоких технологий? // Медицинская газета. 2010. 10 февраля. N 9.

8. Хальфин Р. А., Кузнецов П. П. Высокотехнологичная медицинская помощь: проблемы организации и учета. М.: Менеджер здравоохранения, 2008. 192 с.

------------------------------------------------------------------

Название документа