Уровни гражданско-правовой охраны прав потребителей медицинских услуг
(Гибадуллина Л. Т.) ("Медицинское право", 2011, N 5) Текст документаУРОВНИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
Л. Т. ГИБАДУЛЛИНА
Гибадуллина Лилия Тахировна, ассистент кафедры частного права юридического факультета филиала ФГАОУВПО "Казанский (Приволжский) федеральный университет", г. Набережные Челны.
Статья посвящена классификации уровней гражданско-правовой охраны прав потребителей при оказании медицинских услуг и выявлению их особенностей.
Ключевые слова: медицинские услуги, права потребителей, гражданско-правовая охрана.
Levels of civil-law protection of rights of consumers of medical services L. T. Gibadullina
The article is devoted to categorizations level civil-legal guard of the rights of the consumers when rendering the medical services and discovery of their particularities.
Key words: health care, consumer rights, civil and legal protection.
Гражданско-правовая охрана прав потребителей медицинских услуг представляет собой систему гражданско-правовых мер (средств), обеспечивающих реализацию субъективных прав потребителя при оказании ему медицинских услуг. Тогда как защита прав потребителей медицинских услуг представляет собой систему мер (средств), направленных на восстановление и (или) компенсацию нарушенных субъективных прав потребителей медицинских услуг. Для наиболее четкого представления всей системы мер, направленных на урегулирование и защиту прав потребителей медицинских услуг, нам видится необходимым деление средств охраны на уровни. Слово "уровень" имеет несколько значений. Одно из них - подразделение чего-нибудь целого, получаемого при его расчленении <1>. Средства охраны прав потребителей медицинских услуг представляют собой многоуровневую систему, для которой как иерархической структуры характерны последовательное вертикальное расположение подсистем (вертикальная соподчиненность), приоритет подсистем верхнего уровня <2>. При этом иерархическая структура не является абсолютно жесткой. Иерархия сочетается с большей или меньшей автономией нижележащих уровней по отношению к вышестоящим <3>. -------------------------------- <1> Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1989. С. 837. <2> См.: Толстик В. А. Иерархия источников российского права: Дис. ... д. ю.н. Н. Новгород, 2002. С. 23. <3> См.: Толстик В. А. Указ. соч. С. 32.
Возможно выделение уровней охраны по стадиям существования субъективного права: на стадии возникновения субъективного права, на стадии реализации права и на стадии нарушения права (т. е. применения мер защиты). Первый уровень связан с правовыми нормами, регулирующими контакты потребителя медицинских услуг с исполнителем (медицинской организацией) до оказания медицинских услуг, в том числе отношения, в которых потребитель непосредственно не участвует (так называемые вспомогательные, сопутствующие - по медицинскому страхованию, заключению договоров на оказание услуг). Здесь сущность охранительных мер заключается в установлении гарантий получения медицинских услуг потребителями. Это и правовое регулирование организации всей системы здравоохранения, обязательного и добровольного медицинского страхования, регулирование содержания договоров на оказание медицинской помощи и т. д. Кроме того, на этом уровне происходит регулирование медицинской деятельности путем установления в правовых нормах обязанности лицензирования, аккредитации, сертификации и т. д. Второй уровень гражданско-правовой охраны прав потребителей связан с правовыми нормами, опосредующими отношения пациента с исполнителем по поводу оказания медицинских услуг, т. е. происходит реализация субъективных прав потребителя (право на качество, безопасность медицинской услуги, право на информацию, право на отказ от медицинского вмешательства и т. д.). На этом уровне осуществляется правовое регулирование путем установления прав и обязанностей пациента и исполнителя при непосредственном оказании-потреблении медицинской услуги. Законодатель как устанавливает императивно закрепленные обязанности исполнителя (в том числе в форме стандартов), так и предусматривает возможность урегулирования отношений между исполнителем и пациентом самостоятельно (с помощью договора). Третий уровень охраны устанавливает гражданско-правовые последствия нарушения исполнителем прав пациента-потребителя, в том числе применение мер ответственности <4>. Меры защиты и ответственности могут быть установлены как законодательно, так и по соглашению сторон. -------------------------------- <4> См.: Шерстобитов А. Е. Гражданско-правовые вопросы охраны прав потребителей. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 30, 31.
А. Е. Шерстобитов <5> полагает, что в рамках института гражданско-правовой охраны прав потребителей существуют и активно применяются два вида правовых норм - регулятивные и охранительные, поэтому, на наш взгляд, можно выделить два уровня охраны - регулятивный и охранительный <6>. -------------------------------- <5> Шерстобитов А. Е. Указ. соч. С. 33. <6> В силу того что отсутствует термин "защитительный", охранительный уровень следует понимать как уровень защиты (т. е. охраны в узком смысле).
Регулятивный уровень связан с правовым регулированием отношений по оказанию медицинских услуг. Правовое регулирование представляет собой результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями <7>. Следовательно, правовое регулирование прав потребителей медицинских услуг следует определить как нормативно-организационное воздействие на общественные отношения по оказанию медицинских услуг с целью охраны прав и законных интересов пациентов. -------------------------------- <7> Алексеев С. С. Теория права. М.: БЕК, 1995. С. 209.
Охранительный же уровень связан с установлением и применением правовых средств защиты нарушенного права и мер ответственности к правонарушителю. Однако при определении уровней гражданско-правовой охраны прав потребителей медицинских услуг следует учесть, что помимо норм права (нормативных актов) правила поведения субъектов отношений могут содержаться в договоре. Об этом свидетельствуют и ст. ст. 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации <8>. Содержание договора, в том числе права и обязанности сторон, определяется сторонами по их усмотрению, за исключением тех случаев, когда содержание соответствующего условия предписано императивной нормой. -------------------------------- <8> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301.
Следовательно, можно говорить о нормативном уровне правовой охраны прав потребителей медицинских услуг и о договорном уровне. Такое деление обосновывается следующими положениями. Во-первых, правоотношения по оказанию медицинских услуг по своей юридической природе являются гражданско-правовыми, т. е. их субъекты согласно п. 2 ст. 1, ст. 421 ГК могут самостоятельно урегулировать отношения между собой. Во-вторых, ст. ст. 421, 422 ГК допускают возможность установления в договоре прав и обязанностей, не предусмотренных нормативными правовыми актами и даже не соответствующих им (речь только о диспозитивных нормах). Из этого следует, что стороны правоотношения по оказанию медицинских услуг могут предусмотреть в отношениях друг с другом какие-то иные, дополнительные средства охраны прав потребителей медицинских услуг. В-третьих, условия договора являются обязательными для его сторон, не обладая при этом признаками нормы права. Однако это не умаляет их действия и обязательности, так как за их несоблюдение (неисполнение или ненадлежащее исполнение) стороны несут ответственность, которая, кстати, также может быть предусмотрена в договоре (не только в нормах права). Все это свидетельствует о необходимости выделения нормативного правового и договорного уровней охраны прав потребителей медицинских услуг. Деление на нормативный правовой и договорный уровни позволяет: во-первых, выделить универсальные средства охраны прав пациентов и дополнить их специальными, предусмотренными в различных договорах; во-вторых, обозначить тенденции развития средств регулирования и защиты прав пациентов; в-третьих, позволяет выявить пробелы в правовом регулировании (т. е. на первом уровне) и компенсировать их на втором уровне. Нормативный правовой уровень охраны представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих права и обязанности субъектов отношений по оказанию медицинских услуг, а также средства защиты нарушенных прав потребителей медицинских услуг, т. е. состоит из регулятивных и охранительных норм права. Договорный уровень охраны представляет собой совокупность условий договоров (медицинского страхования, возмездного оказания услуг и т. д.), устанавливающих права и обязанности сторон правоотношений по оказанию медицинских услуг, а также предусматривающих средства защиты и меры ответственности (санкции) за нарушение субъективных прав потребителей и условий договоров. Различие этих двух уровней состоит прежде всего в том, что первый формируется из норм права - правил поведения, рассчитанных на многократное применение и обязательных для всех, а второй - из условий договора, который связывают строго определенные лица в определенном правоотношении. Меры охраны первого уровня действуют на всех, кто вступает в правоотношения по оказанию медицинских услуг, средства защиты применяются ко всем правонарушениям в этой сфере, они универсальны. Меры охраны второго уровня для каждого правоотношения по оказанию медицинских услуг устанавливаются заново, они могут быть различны. При этом возможна ситуация, когда этот уровень охраны вообще отсутствует, т. е. когда стороны в договоре соглашаются с установленными в нормативных правовых актах условиями, не изменяют и не дополняют их (то есть договор состоит из условий, определенных императивными нормами, и условий, определенных диспозитивными нормами и не измененных сторонами). Первый уровень охраны - нормативный правовой - универсален. Он охраняет - регулирует и защищает - субъективные права на здоровье и медицинскую помощь любого гражданина, обращающегося в медицинскую организацию. Для отдельных категорий правоотношений по оказанию медицинских услуг могут быть установлены и дополнительные меры охраны. При этом можно выделить способы защиты, которые могут быть применены для защиты любого субъективного права, а также средства защиты, применяемые для защиты только определенного субъективного права, в частности права на здоровье, права на медицинскую помощь. Договорный уровень охраны часто выступает в качестве дополняющего элемента системы охраны прав. Его роль в основном состоит в детализации регулирования субъективных прав, установлении дополнительных способов защиты и мер ответственности за нарушение субъективного права, а также в установлении способов обеспечения исполнения обязательства. Однако при наличии пробелов в праве его значение резко возрастает. Кроме того, на наш взгляд, следует отдельно выделять уровень саморегулирования поведения участников исследуемых правоотношений. Следует отметить, что особенностью сферы оказания медицинских услуг является существование системы нормативно-правового ограничения, которое выражается в превалировании нормативно-правового уровня в указанном механизме. Нормативно-правовое ограничение договорного уровня выражается в регулировании содержания договоров посредством утверждения типовых договоров. Воздействие публичного права на правоотношения по оказанию медицинских услуг приводит к тому, что потребитель и исполнитель могут согласовывать лишь некоторые условия оказания медицинской услуги (личность исполнителя, цену услуги и т. п.). Нормативно-правовое ограничение уровня саморегулирования связано с ограничением его содержания: на этом уровне допускается принятие (установление) профессиональными объединениями исполнителей правил этики, стандартов поведения в профессиональной деятельности. Правила ведения медицинской деятельности, стандарты оказания медицинских услуг, требования к качеству принимаются на нормативном правовом уровне. Поскольку различаются правоотношения по оказанию медицинских услуг и правоотношения по организации оказания медицинской помощи, то можно выделить уровень непосредственной реализации субъективных прав потребителей медицинских услуг (т. е. в правоотношении по оказанию медицинских услуг), а также организационный уровень, связанный с обеспечением конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Организационный уровень представляет собой совокупность правовых средств (причем не только гражданско-правовых), направленных на обеспечение доступности медицинской помощи гражданам, оплату оказанных медицинских услуг (из различных финансовых источников, в том числе страховых взносов), организацию системы здравоохранения (органы управления, медицинские организации и частнопрактикующие врачи, допуск к медицинской деятельности). К нему следует также отнести и деятельность организаций по защите прав пациентов-потребителей (страховых компаний, различных ассоциаций, центров по защите прав пациентов, правозащитных организаций и т. д.). Этот уровень является основой для следующего - уровня осуществления (реализации) субъективных прав потребителей медицинских услуг. Уровень непосредственной реализации субъективных прав потребителей медицинских услуг - это совокупность правовых средств (в первую очередь гражданско-правовых), обеспечивающих надлежащее осуществление субъективных прав пациентов в процессе оказания медицинской услуги, а также за ее пределами в случае наступления негативных последствий. В первую очередь эти средства связаны с установлением особого правового статуса пациента-потребителя и исполнителя, во вторую очередь - с гражданско-правовой ответственностью за нарушение прав потребителей медицинских услуг. Надо отметить, что оба указанных уровня охраны прав потребителей медицинских услуг включают в себя как правовые средства, установленные нормативными актами, так и предусмотренные договорными условиями и актами саморегулирования.
------------------------------------------------------------------
Название документа