Административно-правовое регулирование оказания психологической помощи гражданам

(Дашко М. Н., Арчибасова Л. А., Зубцова Е. Н., Бережкова Н. Ф.) ("Административное право и процесс", 2011, N 8) Текст документа

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ГРАЖДАНАМ

М. Н. ДАШКО, Л. А. АРЧИБАСОВА, Е. Н. ЗУБЦОВА, Н. Ф. БЕРЕЖКОВА

Дашко Михаил Николаевич, главный специалист ЦОКР Департамента кадрового обеспечения МВД России, кандидат психологических наук. Арчибасова Лариса Анатольевна, начальник филиала ВНИИ МВД России (г. Омск), кандидат юридических наук. Зубцова Елена Николаевна, соискатель Академии управления МВД России. Бережкова Надежда Федоровна, главный специалист-эксперт администрации Ленинского района г. Ульяновска.

Авторами затронуты весьма актуальные вопросы о правовом регулировании деятельности психологов, а также защиты от незаконных действий психологов. Разработанная статья по существу способствует регулированию правовых механизмов по вопросам обеспечения личной безопасности и тайны.

Ключевые слова: гражданин, защита, лицензирование, право, правонарушитель, психолог, помощь, регулирование.

Legal regulation to provide psychological assistance to citizens M. N. Dashko, L. A. Archibasova, E. N. Zubcova, N. F. Berejkova

The authors raised very pertinent questions on the legal regulation of psychologists, as well as protection against unlawful acts by psychologists. The article essentially contributes to the otregulirovaniы legal arrangements on personal security and secrecy.

Key words: citizen, protection, licensing, law, offender, psychologist assistance regulation.

В целях консолидации усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, организаций и граждан Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности Президентом России издан Указ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года". Данная Стратегия является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности страны, в которой изложены порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Она является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов страны и обеспечения безопасности личности, общества и государства. В деятельности органов и должностных лиц исполнительной власти важно помнить и руководствоваться пониманием исключительной важности административно-правового регулирования оказания психологической помощи гражданам современной России. По существу, психологические феномены, закономерности и механизмы, действующие в обществе, и их существенная роль обусловливают необходимость использования различных видов психологического воздействия в единстве с другими управленческими функциями. Практические навыки использования психотехнологий для развития личности, для оказания экстренной или необходимой психологической помощи индивидууму как стержневой элемент необходимо, чтобы вошли в целевую структуру регулирования социальных (правовых) отношений как одно из самых важных и перспективных звеньев в психологии управления деятельностью любого субъекта, имеющего непосредственное отношение к вопросам регулирования государственной политики. В связи с этим следует проанализировать основные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы оказания психологической помощи гражданам, нуждающимся в ней. Так, в ст. 19 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" говорится, что социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористического акта, и лиц, участвующих в борьбе (см. ст. 20 ФЗ) с терроризмом, включает в себя психологическую, медицинскую и профессиональную реабилитацию, правовую помощь, содействие в трудоустройстве, предоставление жилья, проводится в целях социальной адаптации лиц, пострадавших в результате террористического акта, и их интеграции в общество и осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством России, а также средств бюджета субъекта РФ, на территории которого совершен террористический акт, и иных источников, предусмотренных законодательством. В Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" мы не обнаружим даже оговорку о необходимости оказания (поддержки) психологической помощи гражданам. В Федеральном законе от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" в ст. 6 конкретно перечислены такие меры безопасности, как: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; переселение на другое место жительства; замена документов; изменение внешности; изменение места работы (службы) или учебы; временное помещение в безопасное место; применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое. Законодатель не учитывает такой наиважнейший элемент, как оказание психологической помощи (поддержки). В итоге на сегодняшний день правоохранительные органы (кроме МЧС России) МВД, ФСБ, ФСНК, ФСИН России не имеют отдельного нормативного акта (инструкции, положения и т. д.) о порядке оказания психологической помощи гражданам - потерпевшим, ставшим жертвами тяжкого преступления. Эти особенности прослеживаются и в Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации". В настоящее время основным документом по вопросам оказания непосредственной психологической помощи граждан в России является Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". В целях реализации данного Закона и совершенствования специализированной помощи лицам с психическими расстройствами, возникающими в чрезвычайных ситуациях, Приказом Минздрава России от 24 октября 2002 г. N 325 утверждено Положение об организации психологической и психиатрической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Данный документ обязывает: - организовать и развивать услуги по оказанию психологической помощи населению; - анализировать на уровне субъектов РФ о состоянии работы по организации психологической и психиатрической помощи граждан в ЧС. А также в документе рекомендуется органам управления здравоохранением осуществлять на период ЧС психологическую и психиатрическую помощь пострадавшим. Активизировать работу по использованию действующих служб: телефонов доверия, кабинетов социально-психологической помощи, отделений кризисных состояний, врачебных и фельдшерских бригад скорой психиатрической помощи. При этом не конкретизируются виды ЧС, а также проведение данной работы во взаимодействии с психологами правоохранительных органов, скажем, МЧС России или МВД России. Или же Приказ Минздравсоцразвития России от 16 июня 2008 г. N 281н "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан" конкретно определяет порядок психологической поддержки безработного. Необходимо отметить: современные психологи непосредственно принимают участие в управленческом механизме и влияют непосредственно на индивидуумов путем оказания индивидуальных услуг <1>, а в то же время зачастую психологическую помощь оказывают множество различных категорий лжепсихологов-"магов". Свои действия они осуществляют без разрешения (согласования) с правоохранительными органами, даже с теми, кто является участником по расследуемому уголовному делу. -------------------------------- <1> В данном случае следует иметь в виду, когда психолог обязан осуществлять свои действия (как лицензированный, так и нелицензированный) не от имени государственного органа - субъекта управления.

Всему этому способствует рекламирование бесконтрольными психологами своих достижений, талантов, титулов, полученных через различные общественные организации (негосударственные) через интернет-сайты. В итоге они становятся владельцами фактов, как известных следственным (судебным) органам, так и неизвестных для правоохранительных органов (органов дознания и следствия). При таких обстоятельствах можем ли мы говорить о гарантиях сохранения следственной и личной (иной) тайны?.. В связи с этим возникает необходимость издания совместного Приказа "Об утверждении условий и порядка профессиональной аттестации психологов всех категорий, осуществляющих (оказывающих) психологическую помощь гражданам", в том числе требований к экспертам-психологам. Кроме того, в целях определения их профессиональной пригодности, почему бы Минюсту, Минобрнауки и Минздраву, СК РФ, МВД, ФСИН и МЧС России не разработать совместный приказ (Административный регламент), регулирующий вопросы деятельности и профессиональной аттестации психологов? Так, например, во исполнение п. 3 Постановления Правительства России от 24 апреля 2003 г. N 238 Приказом от 28 января 2009 г. N 14/24/58 Минтранса России, Минюста России, МВД России утверждены Требования к образовательным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации экспертов-техников. По существу, сегодняшние психологи в основном не контролируются со стороны государства. В отношении их прав и обязанностей, порядка оказания ими помощи определенным лицам, прежде всего потерпевшим от противоправных действий властей или от различных происшествий техногенного характера или от террористических актов, должны быть приняты конкретные нормативные правовые акты. В настоящее время для них нет предписаний, в каких случаях и когда, в отношении кого, что и где им запрещено. Современная ситуация показывает, что лжепсихологов фактически невозможно контролировать (не только их доходы, но и их действия). Если мы можем иметь представление о деятельности адвокатов, юристов, то в отношении психологов у нас нет прозрачности. Если же вопросы вероисповедования контролируются государством, то почему здесь нельзя, когда и психолог получает своеобразную исповедь от человека единолично. Так, например, Постановлением Правительства России от 30 июня 2004 г. N 323 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, который обладает правом выдачи лицензии в области медицинской деятельности. При исполнении государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания осуществляются следующие административные процедуры: получение и анализ сведений о соблюдении государственных стандартов социального обслуживания; осуществление проверок деятельности субъектов, осуществляющих социальное обслуживание. К указанным субъектам относятся: комплексные центры социального обслуживания населения, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры социального обслуживания, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты для детей и подростков и ряд др. Несмотря на то что Приказом Минздравсоцразвития России от 27 ноября 2007 г. N 726 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан, разработанный в целях повышения качества предоставления и доступности государственной услуги, создания комфортных условий для получателей государственной услуги, который определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия России в области содействия занятости населения, и государственных учреждений службы занятости населения при осуществлении ими полномочий по психологической поддержке граждан, признанных безработными, отсутствует Административный регламент о предоставлении государственной услуги - оказания психологической помощи населению, пострадавшему в различных жизненных ситуациях. Они выступают, по существу, как субъекты правоотношения по любым направлениям. Эти "домашние" психологи должны быть контролируемы по вопросам оказания помощи консультации детям (в том числе трудно воспитуемым), пострадавшим от различных событий или от преступлений, семейных конфликтов, государственным органом (должностным лицом - полицейским), который имеет или обязан иметь прямое отношение к гражданину, нуждающемуся в психологической поддержке, помощи, консультации и т. д. Проникая в сферу той или иной тайны, психолог может стать и причиной не только развала любого уголовного дела на любой стадии, но и разрушения личности, психики личности, семейных уз, а также распространителем недопустимой информации (в том числе и криминалу). Для разрешения существующих вышеуказанных проблем, на наш взгляд, будет уместно привести Указ Президента страны от 24 января 2011 г. N 86 "О единой национальной системе аккредитации", который в целях повышения эффективности государственного управления в сфере аккредитации обязал: 1. Считать целесообразным формирование единой национальной системы аккредитации, основанной на следующих принципах: а) осуществление полномочий по аккредитации единым национальным органом РФ по аккредитации; б) компетентность и независимость единого национального органа Российской Федерации по аккредитации; в) добровольность; г) открытость и доступность правил аккредитации; д) недопустимость совмещения полномочий единого национального органа Российской Федерации по аккредитации и полномочий учредителя; е) недопустимость совмещения единым национальным органом России по аккредитации полномочий по аккредитации и полномочий по оценке соответствия; ж) единство правил аккредитации и обеспечение равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации; з) обеспечение конфиденциальности сведений, полученных в процессе осуществления деятельности по аккредитации, составляющих государственную, коммерческую и другую охраняемую законом тайну, и использование таких сведений только в целях, для которых они предоставлены; и) недопустимость ограничения конкуренции и создания препятствий для пользования услугами аккредитованных лиц; к) создание условий для взаимного признания результатов оценки соответствия государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, а также государствами - основными торговыми партнерами Российской Федерации. В настоящее время нельзя говорить и о том, что Закон "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 г. N 5487-1, по существу, выступает как гарант защиты граждан от лжепсихологов, так как в Законе уделяется внимание только проведению экспертиз, а о предварительной помощи не упоминается. По мнению авторов, всех психологов негосударственных организаций следует взять под контроль со стороны государства на основе президентских требований. Так, Указ Президента России от 24 января 2011 г. N 86 "О единой национальной системе аккредитации" в целях повышения эффективности государственного управления в сфере аккредитации обязывает: 1. Считать целесообразным формирование единой национальной системы аккредитации, основанной на следующих принципах: а) осуществления полномочий по аккредитации единым национальным органом РФ по аккредитации; б) компетентности и независимости единого национального органа РФ по аккредитации; в) добровольности; г) открытости и доступности правил аккредитации; д) недопустимости совмещения полномочий единого национального органа РФ по аккредитации и полномочий учредителя; е) недопустимости совмещения единым национальным органом РФ по аккредитации полномочий по аккредитации и полномочий по оценке соответствия; ж) единства правил аккредитации и обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации; з) обеспечения конфиденциальности сведений, полученных в процессе осуществления деятельности по аккредитации, составляющих государственную, коммерческую и другую охраняемую законом тайну, и использования таких сведений только в целях, для которых они предоставлены; и) недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий для пользования услугами аккредитованных лиц; к) создания условий для взаимного признания результатов оценки соответствия государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, а также государствами - основными торговыми партнерами Российской Федерации. Проведенный научный анализ позволяет утверждать, что среди нормативных актов отсутствует единый административный регламент о порядке оказания помощи психологами гражданам, в том числе и пострадавшим от террористических актов или иных тяжких преступлений. Подобный регламент необходим МВД России и другим правоохранительным органам. Система контроля и аккредитации негосударственных структур, оказывающих психологическую, "магическую", целительную и иные виды деятельности, поможет не только сократить случаи мошенничества, но и осуществит консолидацию разноименных организаций, оказывающих помощь населению, произведет ротацию и профессиональный "отсев", позволит осуществлять внутренний контроль, создаст внутреннюю конкурентную среду. Сотрудничество органов государственной власти с данными негосударственными структурами позволит объемнее осуществлять социальную функцию государства, как в оказании психологической помощи гражданам, так и в развитии и гармонизации отдельных личностей, семей, сообществ.

------------------------------------------------------------------

Название документа