Вести Комиссии по спортивному праву

(Редакционный материал)

("Спорт: экономика, право, управление", 2011, N 2)

Текст документа

ВЕСТИ КОМИССИИ ПО СПОРТИВНОМУ ПРАВУ

Заместителю председателя

Комитета Государственной Думы по образованию,

Председателю Центрального совета Всероссийского

добровольного общества "Спортивная Россия",

трехкратной олимпийской чемпионке

И. К.Родниной

Уважаемая Ирина Константиновна!

В связи с Вашим обращением в Комиссию по спортивному праву Ассоциации юристов России рабочая группа в составе Алексеева С. В., Стасеева Е. Е., Соловьева А. А., Алехиной С. В. и Шевченко О. А. подготовила рекомендации по дополнениям и изменениям в проект Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части определения законодательных основ развития дополнительного образования.

Направляем Вам указанные предложения.

Приложение:

1. Предложения по совершенствованию проекта Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (на 16 л.).

С уважением, Председатель Комиссии

по спортивному праву Ассоциации юристов России

С. В.Алексеев

Приложение N 1

Предложения по совершенствованию проекта Федерального

закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части

определения законодательных основ развития дополнительного

образования)

Предложенный проект Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не решает проблемы формирования и деятельности организаций дополнительного образования.

Концепция проекта Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", утв. Комиссией Правительства РФ по законопроектной деятельности, предусматривает, что вопрос о регулировании отношений в дополнительном образовании заслуживает отдельного внимания. В настоящее время "существует и активно развивается также практически не урегулированный законодательно сектор, в котором осуществляется обучение одновременно и детей, и взрослых". Дополнительное образование представляет собой подсистему, в которой выделяются самостоятельные секторы, различающиеся по своим целям, направленности, формам организации, правовому положению участников. Как указано в Концепции, ограничение сферы образования рамками стандартизированного или цензового (уровневого) образования, оставляя в стороне дополнительное образование, является общей проблемой законодательства в области образования.

1. Отсутствие государственных гарантий предоставления дополнительного образования в новом законодательстве об образовании противоречит уже имеющимся законам и поэтому недопустимо.

Так, законодательство о физической культуре и спорте основывается на принципе обеспечения "права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения" (ст. 3 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее также - Закон о спорте)). Статья 33 Закона о спорте предусматривает, что "в целях подготовки спортсменов создаются и осуществляют деятельность физкультурно-спортивные организации и образовательные учреждения, осуществляющие учебно-тренировочный процесс, в том числе подготовку спортивного резерва и подготовку спортсменов высокого класса. К образовательным учреждениям, осуществляющим указанные задачи, относятся образовательные учреждения дополнительного образования детей и образовательные учреждения среднего профессионального образования, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта".

Необходимо предусмотреть в новом Законе об образовании государственные гарантии общедоступности дополнительного образования. При этом, учитывая многообразие направлений дополнительного образования, необходимо понимать, что в целях исключения злоупотреблений следует либо установить конкурсный прием на бюджетные места, либо предусмотреть общедоступность, но платность (по фиксированным тарифам) дополнительного образования.

Например, изложить часть 3 ст. 8 проекта Закона об образовании в следующей редакции:

"3. В Российской Федерации государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, общего образования и среднего профессионального образования, общедоступность дополнительного образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных стандартов, устанавливаемых университетами, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом" -

и изложить абзац 2 части 4 ст. 8 в следующей редакции:

"Получение повторно (второго или последующего) среднего профессионального образования или высшего образования соответствующего уровня, а также дополнительного образования осуществляется на договорной основе за счет средств физических и (или) юридических лиц, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации устанавливает предельный размер стоимости образования для физических лиц и определяет категории лиц, которым дополнительное образование предоставляется бесплатно".

2. Частью 12 ст. 8 проекта Закона предусмотрено, что "качество образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечивается посредством установления федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, а также осуществления государственного контроля и надзора в сфере образования, формирования общероссийской системы оценки качества образования".

При этом данная норма не корреспондирует со ст. 88 проекта Закона, которая под некачественным образованием понимает "невыполнение в существенном объеме по вине образовательной организации требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами и требованиями, устанавливаемыми университетами, образовательной программой, учебным планом, в части структуры основной образовательной программы, минимума содержания дополнительной профессиональной образовательной программы, количества и продолжительности учебных занятий, предусмотренных учебным планом".

Следует дополнить часть 12 ст. 8 проекта Закона необходимыми формулировками, распространив их на основное и дополнительное образование, и изложить ее в следующей редакции:

"12. Качество образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечивается посредством установления федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, образовательными стандартами и требованиями, устанавливаемыми университетами, образовательной программой, учебным планом, в части структуры образовательной программы, минимума содержания дополнительной профессиональной образовательной программы, количества и продолжительности учебных занятий, предусмотренных учебным планом, а также осуществления государственного контроля и надзора в сфере образования, формирования общероссийской системы оценки качества образования".

3. Статьей 13, часть 1 п. 4, проекта Закона не предусмотрена обязанность субъекта РФ обеспечить реализацию государственных гарантий прав лиц на получение дополнительного образования. Следует привести ее в соответствие с предложенными изменениями в ст. 8 проекта Закона и изложить пункт 4 части 1 ст. 13 в следующей редакции:

"4) обеспечение реализации государственных гарантий прав лиц на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего (начального общего, основного общего, среднего общего) образования и среднего профессионального образования каждого уровня, на конкурсной основе бесплатного высшего образования по программам бакалавриата, а также гарантий прав лиц на получение общедоступного дополнительного образования на территории субъекта Российской Федерации;".

В законопроекте отсутствует порядок финансового обеспечения субъектом РФ государственных гарантий на предоставление дополнительного образования. Пункт 7 части 1 ст. 13 определяет финансирование лишь общеобразовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования. Не ясно, почему предоставление субвенций местным бюджетам ограничено лишь финансированием общеобразовательных организаций? В целях финансового обеспечения государственных гарантий широкому кругу граждан на получение дополнительного образования следует изменить формулировку пункта 7 части 1 ст. 13 проекта Закона и изложить пункт в следующей редакции:

"7) финансовое обеспечение государственных гарантий гражданам на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего (начального общего, основного общего, среднего общего) и общедоступного дополнительного образования в образовательных организациях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в таких образовательных организациях в части финансирования расходов на оплату труда работников образовательных организаций, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;".

Формулировка пункта 8 части 1 ст. 13 проекта Закона подразумевает, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лишены права на получение дополнительного образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях, поскольку организация такого процесса не отнесена к ведению ни субъекта РФ, ни органов местного самоуправления. При таких условиях следует забыть о развитии в нашей стране паралимпийского движения. Следует предусмотреть в пункте 8 части 1 ст. 13 проекта Закона данную бесплатную возможность и изложить пункт в следующей редакции:

"8) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, общего (начального общего, основного общего, среднего общего) образования, дополнительного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для детей, нуждающихся в длительном лечении, для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, для обучающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;".

В целях организации детского свободного времени и воспитания детей с раннего возраста необходимо предусмотреть возможность получения бесплатного дополнительного образования для детей, не достигших возраста 12 лет, например, изложив пункт 10 части 1 ст. 13 проекта Закона в следующей редакции:

"10) организация предоставления дополнительного общедоступного и бесплатного образования детям, не достигшим возраста 12 лет, в учреждениях, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, а также профессионального обучения, среднего профессионального, высшего образования по программам бакалавриата и дополнительного профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);".

Для согласованности норм законопроекта следует внести соответствующие изменения в пункт 2 части 1 ст. 14 законопроекта и изложить его в следующей редакции:

"2) организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, а также дополнительного общедоступного и бесплатного образования детям, не достигшим возраста 12 лет (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации)".

4. Законопроект построен таким образом, что дополнительное образование фактически не является частью системы образования. Так, ст. 16, 18 проекта Закона предусматривают, что федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются лишь к основным образовательным программам. Статья 15 законопроекта не рассматривает дополнительное образование в системе образования. Данные статьи противоречат Концепции законопроекта.

Следует внести необходимые изменения, дополнить часть 1 ст. 15 пунктом 1 (в части указания основного и дополнительного образования), дополнить ст. 15 частью 4 и изложить соответственно части 1, 3 и 4 ст. 15 проекта Закона в следующих редакциях:

"1. Система образования Российской Федерации представляет собой совокупность:

1) основного и дополнительного образования;

далее по тексту...";

или:

"1. Система образования Российской Федерации представляет собой совокупность:

1) федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, образовательных стандартов и требований, устанавливаемых университетами; образовательных программ различного вида, уровня и направленности, а также программ профессионального обучения;

2) организаций, осуществляющих образовательную деятельность и предоставляющих основное и/или дополнительное образование, их работников и обучающихся;

далее по тексту...";

"3. В системе образования устанавливаются следующие уровни основного образования:

далее по тексту...";

"4. Уровни дополнительного образования определяются Правительством Российской Федерации в отношении дополнительных образовательных программ, по которым устанавливаются федеральные государственные требования".

Развивая нормы, следует изменить часть 9 ст. 16 проекта Закона и изложить ее в следующей редакции:

"9. В случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, могут устанавливаться федеральные государственные требования к дополнительным образовательным программам.

Федеральные государственные требования устанавливаются к результатам освоения, структуре и условиям реализации дополнительной образовательной программы и являются обязательными при реализации соответствующих образовательных программ имеющими государственную аккредитацию организациями, осуществляющими образовательную деятельность".

Дополнительно следует дополнить часть 12 ст. 18 проекта Закона абзацем вторым и изложить часть 12 ст. 18 в следующей редакции:

"12. В системе образования с учетом возрастных особенностей, интересов, способностей и (или) уровня образования и (или) профессиональной квалификации обучающихся реализуются дополнительные образовательные программы, к которым относятся дополнительные общеобразовательные и дополнительные профессиональные программы.

По дополнительным образовательным программам могут быть установлены федеральные государственные требования.

Далее по тексту...".

5. Статья 19, часть 2, законопроекта не учитывает возможность использования дистанционных образовательных технологий (ст. 66 проекта Закона).

Следует изложить часть 2 ст. 19 проекта Закона в следующей редакции:

"2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей и возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах, а также с использованием дистанционных образовательных технологий (статья 66)".

6. Законопроектом предусмотрена новелла - экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования. При этом норма части 3 ст. 22 проекта Закона умаляет гарантии организаций, предоставляющих дополнительное образование в части реализации инновационного проекта.

Необходимо предусмотреть, что уровень и качество дополнительного образования при реализации инновационного проекта не могут быть ниже требований, установленных также образовательными программами, которые реализуют организации дополнительного образования в определенном субъекте РФ.

Например, изложить абзац 2 части 3 ст. 22 проекта Закона в следующей редакции:

"При реализации инновационного проекта (программы) должно быть обеспечено соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление образования, уровень и качество которого не может быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, или федеральных государственных требований, образовательных стандартов или требований, устанавливаемых университетами, а в части дополнительных образовательных программ - ниже требований, установленных существующими дополнительными образовательными программами".

7. Законопроект не предполагает возможности контроля качества организаций дополнительного образования. Необходимо изменить часть 2 ст. 75 проекта Закона, дополнив ее корреспондирующими нормами из ст. 88, и изложить ее в следующей редакции:

"2. Государственный контроль качества образования осуществляется посредством проводимых органами по контролю и надзору в сфере образования плановых и внеплановых проверок соответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников организацией, осуществляющей образовательную деятельность, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям, образовательной программе, учебному плану, в части структуры образовательной программы, количества и продолжительности учебных занятий, предусмотренных учебным планом.

В случае выявления нарушения требований федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований, образовательной программы, учебного плана, в части структуры образовательной программы, количества и продолжительности учебных занятий, предусмотренных учебным планом, допущенного организацией, осуществляющей образовательную деятельность, орган по контролю и надзору в сфере образования выдает организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) ее учредителю предписание об устранении выявленного нарушения".

8. Не совсем удачно в законопроекте применено разделение образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение (ст. 32 проекта Закона). Очевидно, что в основе данного деления лежит принцип основного вида деятельности организации. При этом понятие "обучение" создает неопределенность и не отражает сущность деятельности организаций, осуществляющих обучение. При этом, как, например, следует из ст. 102 законопроекта, обучение не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. Более правильно делить организации на "образовательные организации" и "организации, осуществляющие образовательную деятельность".

9. Представленный законопроект ограничивает права обучающихся на получение дополнительного образования: обучающимся предоставляются право на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы обучения после получения основного общего образования (п. 2 ч. 1 ст. 34 проекта Закона). Следует внести изменения и изложить пункт 2 части 1 ст. 34 проекта Закона в следующей редакции:

"2) выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам, формы обучения после получения основного общего образования, а в целях получения дополнительного образования - в любое время, при возможности получить основное общее образование;".

10. В законопроекте недостаточно проработан вопрос охраны здоровья участников образовательного процесса. Например, ст. 39 Закона о спорте предусматривает систематический контроль за состоянием здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом. В этих целях необходимо предусмотреть возможность обязательного страхования жизни и здоровья обучающихся не только при привлечении к работам в период прохождения производственной практики, но и в период учебных занятий по физическому воспитанию.

Следует изложить абзац 3 части 2 ст. 36 проекта Закона в следующей редакции:

"Обязательное страхование жизни и здоровья обучающихся от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при привлечении к работам в период прохождения производственной практики (стажировки), а также в период учебно-тренировочного процесса (в период реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта);".

В целях информирования населения о соответствии учебного процесса требованиям охраны здоровья изложить часть 4 ст. 36 проекта Закона в следующей редакции:

"4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют ежегодную публикацию данных по соответствию образовательных организаций, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы, расположенных на подведомственных им территориях, требованиям охраны здоровья обучающихся".

11. В целях поддержки педагогических работников организаций дополнительного образования необходимы дополнительные решения. Нормы части 3 ст. 132 проекта Закона решают этот вопрос в общем виде. Не совсем ясен круг лиц, на которых распространяется данная норма. Кроме того, они не учитывают соответствующие социальные гарантии на всех стадиях учебно-тренировочного процесса.

Следует изложить абзац 3 части 3 ст. 132 законопроекта в следующей редакции:

"Организация реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта, учебно-тренировочного процесса включает в себя проведение учебно-тренировочных мероприятий, сборов, спортивных соревнований и других спортивных мероприятий, а также обеспечение спортивной экипировкой, спортивным инвентарем и оборудованием, питанием на учебно-тренировочных мероприятиях и других спортивных соревнованиях, медицинское обслуживание, проезд на учебно-тренировочные мероприятия и другие спортивные соревнования. Указанная норма в равной мере распространяется на обучающихся и педагогических работников".

Следует дополнить часть 4 ст. 49 проекта Закона пунктом 7 (в части обязательного страхования жизни и здоровья педагогов) следующего содержания:

"7) право на обязательное страхование жизни и здоровья от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в период реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта;".

12. Необходимо устранить дублирующие нормы:

- часть 4 ст. 49 проекта Закона: "педагогические работники имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации";

- часть 12 ст. 49 проекта Закона: "педагогические работники в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости...".

Кроме того, возможна следующая норма в целях пенсионного обеспечения педагогических работников (часть 12 ст. 49):

"Педагогические работники, не менее 25 лет осуществлявшие выполнение трудовых обязанностей по обучению, воспитанию и (или) организации образовательного процесса, имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости... далее по тексту".

13. В законопроекте не указан порядок обеспечения печатными и электронными образовательными ресурсами организаций дополнительного образования.

Следует изложить часть 3 ст. 67 проекта Закона в следующей редакции:

"3. Нормативы обеспеченности образовательного процесса печатными учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. Нормативы обеспеченности образовательного процесса печатными учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по дополнительной образовательной программе устанавливаются учредителем образовательной организации".

14. При необходимости возможно урегулировать получение дополнительного образования соответствующего уровня определенными документами государственного образца в отношении дополнительных общеобразовательных программ, по которым устанавливаются федеральные государственные требования, например, дополнив ст. 122 проекта Закона частью 6 следующего содержания:

"6. Лицам, успешно прошедшим обучение по дополнительной общеобразовательной программе и прошедшим итоговую аттестацию, образовательной организацией дополнительного образования в соответствии с лицензией выдаются документы о дополнительном образовании, устанавливаемые образовательной организацией дополнительного образования самостоятельно".

Возможно внесение изменений в часть 1 ст. 68 (в части итоговой аттестации лиц, освоивших дополнительные общеобразовательные программы, по которым установлены федеральные государственные требования) и ее изложение в следующей редакции:

"1. Освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, а также в случаях, установленных законодательством об образовании, дополнительных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся.

Освоение основных и дополнительных образовательных программ, имеющих государственную аккредитацию, завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией обучающихся".

Как следует из законопроекта, организации дополнительного образования поставлены в неравное положение по сравнению с организациями дополнительного профессионального образования. Право выдавать документы об образовании и возможность проводить государственную аттестацию предоставлены лишь организациям дополнительного профессионального образования. Поправки относительно возможности для обучающихся в организациях дополнительного образования проходить государственную итоговую аттестацию по дополнительным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, и возможности получать документы, подтверждающие успешное прохождение обучения по дополнительным образовательным программам, помогут сгладить это неравенство. Отсутствие неравенства между организациями дополнительного образования различного вида поможет спортивным школам участвовать на равных условиях в процессе распределения государственных финансов.

Главными определяющими факторами достижений спортсмена в сложившейся практике являются спортивный разряд и звание. Однако законопроект построен таким образом, что вводимая им система образования предполагает наличие в спортивных школах определенного набора образовательных программ (учебно-тренировочных программ). В противном случае финансирование образовательного процесса за счет государства (при отсутствии четкого понимания, что, собственно говоря, финансируется, - если образовательный процесс строится только на выполнении спортсменом разрядных требований) невозможно. Результат освоения спортивных образовательных программ должен фиксироваться в документе, выдаваемом выпускнику. При окончании обучения выпускник получает документ, в котором фиксируются все освоенные в полном объеме образовательные программы. Частично освоенные программы в документе не указываются. Соответственно при переходе в другую спортивную школу спортсмены повторно проходят неоконченное обучение. Возможно, это исключит текучку обучающихся от одного тренера к другому в течение образовательного процесса.

Документ о спортивном образовании может стать документом, дающим право на участие в соревнованиях определенного уровня. С одной стороны, к соревнованиям допускаются лишь лица, прошедшие специальное обучение, с другой - к соревнованиям не допускаются лица, не знающие основ правил безопасности при выполнении спортивных дисциплин и техники их выполнения (возможно, это исключит необоснованные травмы).

Реализация спортивной школой образовательных программ, имеющих государственную аккредитацию, будет содействовать увеличению престижа спортивной школы (при наличии других упомянутых условий). Реализация образовательных программ, имеющих государственную аккредитацию, предполагает итоговую государственную аттестацию. Кроме того, исходя из принципов распределения бюджетных средств между получателями, реализация аккредитованных программ позволит гарантировать для образовательных учреждений дополнительного образования получение бюджетных средств, покрывающих главным образом хозяйственные расходы образовательной организации (аренда, оборудование, заработная плата персонала, расходные материалы и т. п.). Таким образом, спортивные школы, в целях гарантированного финансирования хозяйственных расходов, могут реализовывать программы, имеющие государственную аккредитацию.

При всем при этом в том числе на уровне подзаконного нормотворчества необходимо учитывать следующие моменты.

На сегодняшний день каждая спортивная школа реализует несколько программ с учетом задач, определенных уставом: спортивно-оздоровительную, начальной подготовки, учебно-тренировочную, спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства. Последние две программы реализует лишь часть спортивных школ, так как это требует серьезных финансовых затрат, связанных с материально-техническим обеспечением учебно-тренировочного процесса, наличия высококвалифицированных тренерско-преподавательских кадров и т. д.

Сегодня эти программы называются этапами спортивной подготовки, и они (эти этапы (программы)) указываются в лицензии на образовательную деятельность.

Учебная программа по виду спорта включает в себя несколько программ (на каждый этап подготовки). Ее содержание не ограничивается только тренировочными нагрузками. Она включает также разделы по теоретической подготовке, тактической подготовке, соревновательной деятельности, вопросы гигиены, восстановления после физических нагрузок. Выполнение программы контролируется через контрольные нормативы по общей и специальной физической подготовленности, одним из которых является спортивный разряд. Одновременно контрольные нормативы являются переводными на следующий этап.

Если в соответствии с рассматриваемым законопроектом эти программы должны будут пройти аккредитацию, а учащиеся, освоившие одну или несколько программ, получить документ о дополнительном образовании, что, в частности, позволит избежать повторного освоения программ, то необходимо предусмотреть отдельную норму для тех, кто не смог с первой попытки сделать правильный выбор вида спорта. Ведь освоение, например, программы начальной подготовки в одном виде спорта не может освободить человека от повторного освоения программы начальной подготовки, но уже другого вида спорта, так как именно эта программа позволяет освоить азы техники вида спорта.

Кроме того, с учетом специфики физкультурно-спортивной подготовки нужно определить, в какие сроки должна будет осуществляться итоговая аттестация. Например, в общеобразовательной школе установлены определенные сроки.

В учреждениях дополнительного образования (в частности, спортивных школах) переход от программы одного этапа подготовки к следующему может быть осуществлен в любое время. Основанием в данном случае служит факт освоения программы. В то же время программа начальной подготовки рассчитана на 3 года. Соответственно итоговая аттестация должна проводиться по истечении трех лет занятий. Это нормально, если школа не ставит перед собой цель выявить наиболее способных и перспективных в спортивном отношении детей.

Но вместе с тем спортивная школа призвана выявлять наиболее способных и перспективных и создавать им условия для совершенствования, в том числе на освоение указанной программы с учетом индивидуальных способностей. Для них итоговая аттестация должна осуществляться по факту освоения этапов программы.

Переход от почасовой оплаты труда к "подушевому", осуществленный в 1990 г., позволил тренерам-преподавателям формировать смешанные группы. В одной группе могут проходить подготовку спортсмены, имеющие разный уровень физической подготовленности и спортивного мастерства, с разницей не более двух разрядов. Эта система оплаты труда позволила тренерам-преподавателям отказаться от так называемого балласта.

Для тех же, кто не сможет достичь высоких спортивных результатов, оставлена возможность продолжать занятия в спортивно-оздоровительных группах. В связи с этим итоговая аттестация этой категории занимающихся может осуществляться по истечении определенного законодательно установленного срока завершения занятий с последующей выдачей документа для занимающихся в этих группах о соответствующем дополнительном образовании.

15. Законопроект не содержит четких положений о финансировании организаций дополнительного образования.

Необходимо изложить часть 4 ст. 80 проекта Закона в следующей редакции:

"4. За счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации может осуществляться финансовое обеспечение подготовки научно-педагогических кадров, реализации дополнительных образовательных программ, программ профессионального обучения.

Число обучающихся по программам подготовки научно-педагогических кадров, дополнительным образовательным программам, программам профессионального обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в каждой образовательной организации определяется путем распределения контрольных цифр приема граждан на обучение в соответствии со ст. 81 настоящего Федерального закона".

Для корреспонденции норм часть 6 ст. 81 следует изложить в следующей редакции:

"6. Порядок и критерии распределения контрольных цифр приема граждан на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров и образовательным программам дополнительного образования за счет средств федерального бюджета определяются Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за счет средств местного бюджета - органами местного самоуправления".

Эти нормы корреспондируют со ст. 38 Закона о спорте.

16. В целях соблюдения единства терминов, используемых в законодательстве РФ ("центр спортивной подготовки" - ч. 2 ст. 33 Закона о спорте), следует изложить абзац 2 части 2 ст. 122 проекта Закона в следующей редакции:

"Центр (дворец) детского творчества (технического творчества, детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), физической культуры, спортивной подготовки и школьного спорта, станция юных техников, юных туристов, юных натуралистов, детская экологическая (эколого-биологическая) станция) - вид образовательной организации дополнительного образования детей, которая реализует одну или несколько дополнительных общеразвивающих программ для детей определенной направленности;".

17. Необходимо изменить содержание абзаца 2 части 3 ст. 122 проекта Закона:

есть: "В образовательные организации дополнительного образования при наличии условий могут также реализовываться дополнительные общеобразовательные программы для детей и (или) осуществляться обучение взрослых и несовершеннолетних в смешанных группах, если это предусмотрено уставом такого центра",

должно быть:

"в образовательных организациях дополнительного образования при наличии условий могут также реализовываться дополнительные общеобразовательные программы для детей и (или) осуществляться обучение взрослых и несовершеннолетних в смешанных группах, если это предусмотрено уставом такой образовательной организации".

18. Применительно к рассматриваемым вопросам (дополнительное образование молодых спортсменов) представляется целесообразным учесть зарубежный опыт в данной области. В частности, член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, федеральный судья, кандидат юридических наук А. А. Соловьев предлагает обратить внимание на некоторые положения Спортивного кодекса Франции.

18.1. Во Франции действует система специализированных центров подготовки, к которым относится любая организация, учрежденная спортивной ассоциацией или созданным ею спортивным обществом, позволяющая молодым спортсменам, возраст которых по состоянию на год зачисления в центр подготовки составляет 14 и более лет, получать, с одной стороны, спортивную подготовку, позволяющую достичь высоких результатов в виде спорта, которым они занимаются, а с другой стороны, школьное, основное профессиональное или высшее образование.

Аккредитация (признание) производится в отношении центров подготовки, отвечающих критериям, определенным в перечне типовых условий.

Типовые условия устанавливаются уполномоченной признанной спортивной федерацией и передаются на утверждение министру по делам спорта.

Указанные типовые условия определяют следующие критерии:

1) уровень соревнований, в которых должна принимать участие профессиональная команда спортивной ассоциации или созданного ею спортивного общества;

2) минимальный и максимальный возраст молодых спортсменов;

3) минимальное и максимальное число молодых спортсменов, которые могут быть приняты в центры подготовки;

4) состав и квалификацию лиц, ответственных за спортивное, медицинское и социальное развитие молодых спортсменов;

5) характер школьного, основного профессионального или высшего образования, доступного для лиц, обучающихся в центре, а также материально-технические ресурсы, необходимые для его получения;

6) наличие соглашений, заключенных между центром подготовки и образовательными учреждениями среднего или высшего образования;

7) спортивные объекты и оборудование, предоставляемые в распоряжение проходящим подготовку молодым спортсменам;

8) характер и условия проведения медицинского контроля;

9) еженедельную продолжительность тренировок или соревнований молодых спортсменов, а также периоды, предусмотренные для восстановления и отдыха, необходимые в целях охраны их здоровья;

10) условия размещения, питания, тренировок и обучения проходящих подготовку молодых спортсменов;

11) перечень отчетности и бухгалтерской документации центров, касающейся его финансирования. Эти сведения ежегодно передаются министру по делам спорта в конце спортивного сезона.

Ходатайство о получении аккредитации представляется спортивной ассоциацией или спортивным обществом, к которым относится соответствующий центр подготовки.

Уполномоченная спортивная федерация направляет министру по делам спорта вместе со своим заключением предложение о предоставлении аккредитации.

Аккредитация предоставляется сроком на четыре года постановлением министра по делам спорта после уведомления Национальной комиссии по вопросам спорта высших достижений.

Аккредитация отзывается в случае, если центр подготовки прекращает соответствовать любому из критериев, предусмотренных типовыми условиями, а также по иным существенным основаниям.

Вместе с тем аккредитация может быть сохранена на оставшийся срок ее действия, но не свыше двух лет, в случае, когда профессиональная команда ассоциации или общества, к которым относится соответствующий центр подготовки, больше не принимает участия в соревнованиях, предусмотренных типовыми условиями.

Разрешение отзывается министром по делам спорта по его инициативе или по ходатайству уполномоченной признанной спортивной федерации, после уведомления последней и Национальной комиссии по вопросам спорта высших достижений.

Аккредитованный центр предварительно информируется о причинах, по которым отзывается аккредитация и может представить свои пояснения в письменном виде.

Министр по делам спорта контролирует работу аккредитованных центров подготовки. Уполномоченная спортивная федерация содействует осуществлению этого контроля, передавая министру по делам спорта любые необходимые документы, и вправе самостоятельно проводить любые проверочные мероприятия.

18.2. Определенный интерес представляет также активно используемая во Франции система соглашений о подготовке.

Подготовка, осуществляемая центрами, производится на основании соглашения, заключенного между лицом, проходящим подготовку, или его законным представителем и спортивной ассоциацией или обществом.

Соглашение определяет срок, уровень и условия подготовки.

Соглашение предусматривает, что если лицо, проходящее подготовку, намеревается профессионально заниматься видом спорта, по которому ее проходило, то оно обязано заключить с ассоциацией или обществом, к которому относится центр, трудовое соглашение на срок не более трех лет.

Если ассоциация или спортивное общество не предлагает ему заключить трудовое соглашение, они обязаны оказать лицу помощь в трудоустройстве или обучении на условиях, предусмотренных соглашением.

Условия соглашения определяются для каждой спортивной дисциплины в соответствии с типовыми условиями.

Соглашение может быть заключено только в случае, если лицо, проходящее профессиональную подготовку, достигло на момент его заключения четырнадцати лет.

Соглашением определяется срок подготовки, которая не может начаться ранее даты его заключения.

В нем также указываются условия прекращения и расторжения соглашения (в одностороннем порядке, по соглашению сторон, по истечении срока действия).

Соглашением определяются виды спортивной подготовки, проходимой заинтересованным лицом. В нем указывается характер среднего образования, которое оно получает, а также, в случае необходимости, дополнительные условия, касающиеся оказания ему содействия при обучении.

Соглашением определяется максимальная еженедельная продолжительность соревнований для лица, проходящего подготовку, по спортивной дисциплине, которой он занимается.

В соглашении также устанавливается продолжительность каникул лица, проходящего подготовку, а также минимальный срок его отдыха между соревнованиями.

Соглашением определяются условия и порядок проведения медицинского контроля, который центр подготовки должен организовать и который лицо, проходящее профессиональную подготовку, обязано проходить.

Соглашением определяются условия проживания и питания лица, проходящего подготовку, а также порядок оказания ему дополнительных услуг.

Если лицо, проходящее подготовку, является несовершеннолетним, в соглашение включаются условия организации его свободного времени, а также порядок проезда от места проживания до центра подготовки.

Соглашением определяются обязанности лица, проходящего подготовку, по отношению к спортивному клубу, управляемому спортивной ассоциацией или спортивным обществом, к которым относится соответствующий центр подготовки. Оно может предусматривать, что лицо, проходящее подготовку, обязано вступить в этот клуб.

Соглашением устанавливается порядок распределения расходов на осуществление подготовки между его сторонами. Оно также устанавливает, в случае необходимости, условия и порядок выплаты вознаграждения лицу, проходящему подготовку.

Представляется, что указанные выше положения Спортивного кодекса Франции могут быть использованы при подготовке нормативных правовых актов по рассматриваемой проблематике.

------------------------------------------------------------------

Название документа