Актуальные проблемы спортивного права и спортивного законодательства на современном этапе
(Сихарулидзе А. Т., Алексеев С. В.) ("Спорт: экономика, право, управление", 2011, N 2) Текст документаАКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СПОРТИВНОГО ПРАВА И СПОРТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
А. Т. СИХАРУЛИДЗЕ, С. В. АЛЕКСЕЕВ
Сихарулидзе А. Т., председатель Комитета Государственной Думы по физической культуре и спорту, член Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, член Редакционного совета журнала "Спорт: экономика, право, управление", олимпийский чемпион, заслуженный мастер спорта Российской Федерации по фигурному катанию.
Алексеев С. В., председатель Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, профессор Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина, Академии труда и социальных отношений Федерации независимых профсоюзов России, проректор Академического международного института, научный руководитель Академии спортивного права при Олимпийском комитете России, доктор юридических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.
К началу нового тысячелетия в ведущих странах мира сложилось общее понимание роли и места спорта в жизни государства, общества и личности. Являясь неотъемлемой частью общественной жизни, спорт зачастую называют социально-экономическим феноменом XX и начала XXI в., одним из важнейших элементов созданной человечеством системы ценностей современной нам культуры. Как подчеркнул в одном из своих выступлений Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, "значение спорта для любого общества невозможно переоценить, особенно для растущего общества, для укрепления государства. Поэтому то, чем мы с вами сегодня занимаемся, - по сути, один из важнейших государственных приоритетов" <1>. Без массового развития спорта в нашей стране невозможно формирование здорового образа жизни, решение демографических проблем, увеличение достижений и авторитета страны в большом спорте на международной спортивной арене. -------------------------------- <1> Совместное заседание Президиума Государственного Совета и Совета при Президенте по развитию физической культуры и спорта (14 октября 2008 г., Одинцово) // URL: http://www. kremlin. ru/.
Основой модернизации современной системы физической культуры и спорта, развития массового и большого спорта в России является совершенствование системы норм, т. е. нормативно-правовой базы, регулирующей данную сферу общественных отношений. Система норм, регулирующих физкультурно-спортивные отношения, то есть спортивное право, - это новейшее направление российской юриспруденции, охватывающее общественные отношения, возникающие в сфере физической культуры и спорта. По мере развития физкультурно-спортивной деятельности, укрепления рыночной экономики в России все более значимым и тонким становится механизм ее правового регулирования. В настоящее время в стране активно формируется и развивается законодательство, регулирующее физкультурно-спортивные отношения, постепенно нарабатывается административная и судебная практика применения этого законодательства. Со дня вступления в силу (30 марта 2008 г.) Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон) прошло три года, что позволяет подвести первые итоги реализации положений Федерального закона. Со времени его введения накоплен определенный опыт применения установленных им норм, а также иных нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию положений Федерального закона. Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте в Российской Федерации. В связи с принятием Федерального закона в ряде субъектов Российской Федерации были приняты новые законы о физической культуре и спорте. За время действия Федерального закона в него внесен ряд изменений, а именно: Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ предусматривает, что ряд нормативных правовых актов в области физической культуры и спорта будет утверждаться не Правительством Российской Федерации, а уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти; Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ уточняет полномочия органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта; Федеральный закон от 7 мая 2009 г. N 82-ФЗ дополняет перечень прав спортсменов правом на включение в составы спортивных сборных команд Российской Федерации при условии соответствия критериям отбора спортсменов и соблюдения порядка формирования спортивных сборных команд Российской Федерации; Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 175-ФЗ предусматривает, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в проведении государственной политики в области физической культуры и спорта, а порядок финансирования проведения физкультурных и спортивных мероприятий, включенных в соответствующий Единый календарный план, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 276-ФЗ устанавливает, что организаторы физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий определяют условия их проведения, в том числе условия и порядок предоставления компенсационных выплат спортивным судьям, связанных с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых ими для участия в спортивных соревнованиях; Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 196-ФЗ уточняет основания принадлежности спортсмена к физкультурно-спортивной организации - на основании трудового договора, заключенного между спортсменом и физкультурно-спортивной организацией, и (или) на основании членства спортсмена в физкультурно-спортивной организации в организационно-правовой форме общественной организации или общественно-государственной организации; Федеральный закон от 7 мая 2010 г. N 82-ФЗ вносит дополнения в части усиления мер по противодействию использованию допинговых средств и (или) методов в спорте. Он, в частности, установил перечень обязанностей общероссийских спортивных федераций по борьбе с допингом в спорте; Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 321-ФЗ вводит статью 37.1 о Всероссийском реестре объектов спорта, который формируется в целях систематизации данных о количестве, назначении и состоянии объектов спорта, находящихся на территории Российской Федерации и используемых для проведения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, которой определяются цель, задачи и основные направления реализации государственной политики в области развития физической культуры и спорта на период до 2020 г. Как видно, с принятием Федерального закона законотворческая работа не закончилась и на сегодняшний день осталось еще много нерешенных проблем. Предстоит дальнейшее совершенствование отдельных положений Федерального закона и других нормативных правовых актов с учетом правоприменительной и судебной практики. Например, анализ правоприменительной практики главы 4 Федерального закона, посвященной подготовке спортивного резерва, показал, что существует правовой пробел, выражающийся в отсутствии конкретных правовых механизмов ее реализации, в том числе в неопределенности статуса организаций, осуществляющих подготовку спортсменов, отсутствии прав, обязанностей и порядка деятельности этих организаций. В этой связи необходимо внести в действующее спортивное законодательство соответствующие дополнения о спортивной подготовке. В связи с выведением спортивного покера из Всероссийского реестра видов спорта, не урегулированного законодательством, в настоящее время возникла необходимость внесения в законодательство дополнений об интеллектуально-коммерческих играх. Требует совершенствования правовой статус спортивных федераций, в том числе в части оптимизации их взаимодействия с органами управления физической культурой и спортом, чему специально было посвящено заседание Круглого стола в Государственной Думе Федерального Собрания РФ 4 апреля 2011 г., организованное Комитетом Государственной Думы по физической культуре и спорту совместно с Комиссией по спортивному праву Ассоциации юристов России на тему: "Законодательное обеспечение совершенствования деятельности общероссийских и региональных спортивных федераций в области физической культуры и спорта". Федеральным законом впервые установлены новый вид общественного объединения - спортивная федерация и правовой статус общероссийских и региональных спортивных федераций как общественных организаций, созданных на основе членства, целями которых являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд. При этом создание, деятельность, реорганизация и ликвидация общероссийских и региональных спортивных федераций осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законом. Федеральным законом предусмотрена государственная аккредитация общероссийских и региональных спортивных федераций. По одному виду спорта на территории Российской Федерации может быть аккредитована в качестве общероссийской спортивной федерации только одна общественная организация, а на территории субъекта Российской Федерации соответственно может быть аккредитована только одна региональная спортивная федерация. В соответствии с Федеральным законом Минспорттуризмом России утверждены: Порядок государственной аккредитации региональных спортивных федераций, осуществляемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Приказ от 20 февраля 2009 г. N 49); Порядок проведения государственной аккредитации Российской Федерацией общественных организаций для наделения их статусом общероссийских спортивных федераций (Приказ от 18 августа 2009 г. N 654). Вместе с тем до настоящего времени не утвержден порядок получения государственной аккредитации и приобретения статуса общероссийской спортивной федерации общественной организацией, членами и (или) структурными подразделениями которой являются аккредитованные региональные спортивные федерации, осуществляющие свою деятельность на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации и развивающие сложные виды спорта. Также Федеральный закон устанавливает: - ведение реестра общероссийских и региональных аккредитованных спортивных федераций; - требования к уставу, права и обязанности общероссийских спортивных федераций; - переходные положения, согласно которым в течение четырех лет со дня вступления в силу Федерального закона (с 30 марта 2008 г. до 30 марта 2012 г.) для сохранения статуса общероссийских спортивных федераций учредительные документы ранее аккредитованных общероссийских физкультурно-спортивных общественных объединений (федераций, союзов, ассоциаций) по соответствующим видам спорта должны быть приведены в соответствие с установленными Федеральным законом требованиями к общероссийским спортивным федерациям. Федеральный закон от 23 февраля 2011 г. N 20-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (в части совершенствования правового положения региональных спортивных федераций) установил, что региональная спортивная федерация может не приобретать права юридического лица в случае, если такая федерация является структурным подразделением общероссийской спортивной федерации. Документ также уточняет условия для получения государственной аккредитации и приобретения статуса общероссийской спортивной федерации. Для приобретения указанного статуса у организации должны быть созданные и осуществляющие свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации аккредитованные региональные спортивные федерации, которые могут быть как членами общероссийской спортивной федерации - юридическими лицами, так и структурными подразделениями общероссийской спортивной федерации. Реализация указанного Федерального закона упростит создание, аккредитацию региональных и общероссийских спортивных федераций. Федеральным законом от 28 февраля 2008 г. N 13-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" предусмотрено установление особенностей регулирования труда спортсменов и тренеров, в том числе с учетом норм, утвержденных общероссийскими спортивными федерациями. Кроме того, согласно Федеральному закону от 5 апреля 2010 г. N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" спортивным федерациям как социально ориентированным некоммерческим организациям в области физической культуры и спорта может быть оказана финансовая поддержка за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий. Президентом Российской Федерации в октябре 2009 г. поручено не допускать случаев избрания руководителей федеральных органов исполнительной власти в руководящие органы общероссийских спортивных федераций, за исключением наблюдательных (попечительских) советов. Вместе с тем в сфере правового регулирования деятельности общероссийских и региональных спортивных федераций осталось еще много нерешенных проблем: 1) корреспонденция положений Федерального закона и Федерального закона от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях" при регулировании деятельности спортивных федераций, в том числе вопросы правомерности: исключения уставом общероссийской спортивной федерации членства в ней физических лиц; принятия в члены общероссийских спортивных федераций в соответствии с их уставами спортивных клубов независимо от организационно-правовой формы; 2) создание общероссийской спортивной федерации не только в форме общественной организации, но и в форме ассоциации (союза) общественных объединений; 3) установление прав и обязанностей аккредитованных региональных спортивных федераций; 4) неисполнение общероссийскими спортивными федерациями положений Федерального закона в части разработки и представления в Минспорттуризм России в соответствии с Приказом от 8 июня 2009 г. N 369 программ развития соответствующих видов спорта; 5) введение помимо государственной аккредитации иных методов государственного контроля за деятельностью спортивных федераций для обеспечения эффективного развития видов спорта, включая установление критериев эффективности работы спортивной федерации; 6) осуществление общероссийскими спортивными федерациями не в полной мере аттестации тренеров и спортивных судей по соответствующим видам спорта и контроля за их деятельностью; 7) назначение на должности тренеров спортивных сборных команд Российской Федерации в некоторых общероссийских спортивных федерациях, профессиональный уровень которых не соответствует современным требованиям и которые не ориентированы на достижение высоких спортивных результатов российскими спортсменами; 8) совершенствование критериев отбора спортсменов для включения их в составы спортивных сборных команд Российской Федерации, формируемых общероссийскими спортивными федерациями; 9) осуществление эффективной координации между Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Олимпийским комитетом России, общероссийскими спортивными федерациями по вопросам подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации. При этом Федеральным законом обязанность обеспечивать подготовку спортивных сборных команд Российской Федерации по соответствующим видам спорта возложена на общероссийские спортивные федерации. Основным недостатком при реализации указанных полномочий, влияющим на результаты выступления российских спортсменов, является осуществление не в полной мере скоординированных действий Минспорттуризма России, Олимпийского комитета России и общероссийских спортивных федераций. Президентом Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в Казани 26 марта 2010 г. поручено Правительству Российской Федерации разработать комплекс мер по совершенствованию системы управления спортом высших достижений и обеспечить их реализацию. В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 8 апреля 2010 г. N Пр-996 по итогам указанного заседания Совета при Президенте Российской Федерации Минспорттуризм России разработал проект Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - законопроект), направленный на совершенствование системы управления спортом высших достижений (прилагается). Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в части совершенствования деятельности общероссийских спортивных федераций, конкретизации их прав и обязанностей, а также ответственности за развитие соответствующих видов спорта и подготовку спортивных сборных команд Российской Федерации, достижение ими высоких спортивных результатов на международных официальных спортивных мероприятиях. Кроме того, законопроектом предусматривается разграничение сфер ведения Минспорттуризма России и органов исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации, совершенствование вопросов кадровой политики в области физической культуры и спорта. Законопроект направлен также на уточнение понятийного аппарата Федерального закона, устранение имеющихся пробелов в законодательстве Российской Федерации в области физической культуры и спорта, централизацию управления сферой физической культуры и спорта. В этой связи Комитет Государственной Думы по физической культуре и спорту совместно с Комиссией по спортивному праву Ассоциации юристов России продолжает работу по анализу практики применения законодательства и подготовке предложений по внесению изменений в федеральные законы, направленных на совершенствование деятельности общероссийских и региональных спортивных федераций. В настоящее время законопроект, направленный на совершенствование деятельности общероссийских спортивных федераций, конкретизацию их прав и обязанностей, а также на повышение ответственности за развитие соответствующих видов спорта и подготовку спортивных сборных команд Российской Федерации, достижение ими высоких спортивных результатов на международных официальных спортивных мероприятиях, находится в Правительстве Российской Федерации, и в ближайшее время ожидается его внесение в Государственную Думу. Важно также со стороны Правительства РФ продолжение практики предоставления субсидий из федерального бюджета общероссийским спортивным федерациям на финансовое обеспечение спортивных мероприятий, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий, а также на материально-техническое обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации. С учетом сказанного выше со стороны Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации немаловажно: - обеспечить до 30 марта 2012 г. государственную аккредитацию общероссийских спортивных федераций; - внести изменения в нормативные правовые акты и методические рекомендации по вопросам государственной аккредитации общероссийских и региональных спортивных федераций в соответствии с Федеральным законом от 23 февраля 2011 г. N 20-ФЗ; - принять порядок получения государственной аккредитации и приобретения статуса общероссийской спортивной федерации общественной организацией, членами и (или) структурными подразделениями которой являются аккредитованные региональные спортивные федерации, осуществляющие свою деятельность на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации и развивающие сложные виды спорта; - активизировать разработку общероссийскими спортивными федерациями программ развития соответствующих видов спорта и правил соответствующих видов спорта. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации следует обеспечить государственную аккредитацию региональных спортивных федераций в соответствии с Федеральным законом от 23 февраля 2011 г. N 20-ФЗ. Олимпийскому комитету России необходимо: - усилить взаимодействие с общероссийскими спортивными федерациями и Минспорттуризмом России по вопросам подготовки спортсменов - кандидатов в Олимпийскую команду России; - обеспечить оказание правовой, организационной и финансовой поддержки общероссийским спортивным федерациям в отстаивании ими своих интересов в международных организациях, а также в привлечении высококвалифицированных иностранных специалистов с целью совершенствования спортивной подготовки к Олимпийским зимним играм 2014 г. в городе Сочи. Общероссийским спортивным федерациям необходимо: - ускорить приведение учредительных документов в соответствие с установленными Федеральным законом требованиями к общероссийским спортивным федерациям; - активизировать разработку программ развития соответствующих видов спорта и правил соответствующих видов спорта и их представление в Минспорттуризм России. Разработка всех рассмотренных нововведений и инициатив невозможна без применения научного инструментария, использования современных достижений теории спортивного права. "Научная основа - единственно верный камертон правотворческой и законодательной деятельности" <2>. -------------------------------- <2> См.: Крашенинников П. В. Спортивное право, которое нужно всем: вступительная статья к учебнику: Алексеев С. В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта: Учебник для вузов / Под ред. д. ю.н., проф. П. В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2005, 2007. С. 8 - 9.
Наука спортивного права предполагает изучение закономерностей правового регулирования физкультурно-спортивных отношений, а также генерацию новых знаний в данной области. Результатом является формирующееся учение о спортивном праве - специфическая система взаимосвязанных и взаимосогласованных понятий, взглядов, выводов, суждений, идей, концепций и теорий <3>. -------------------------------- <3> См.: Алексеев С. В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта: Учебник для вузов / Под ред. д. ю.н., проф. П. В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2005, 2007. С. 141.
Учитывая сказанное выше и многое другое, сегодня можно с удовлетворением и уверенностью констатировать о формировании в структуре современного права комплексной отрасли - спортивного права, что позволяет решить, в частности, следующие задачи: - придать системе управления спортивным движением оптимальную управляемость, целенаправленность и гарантированность; - создать условия для разработки долговременной программы развития этой системы; - более четко формулировать, юридически выражать и закреплять, а также обеспечивать претворение в жизнь основных норм и принципов спортивного движения; - охватить единым нормативным регулированием спортивные отношения с учетом как уже достигнутой общности в их правовом регулировании, так и сохраняющихся различий, обусловленных многообразием национальных спортивных законодательств; - систематизировать и кодифицировать обширный нормативно-правовой массив, обеспечивающий спортивную сферу, в значительной мере преодолеть пробелы в правовом регулировании физкультурно-спортивного движения. Это позволит одновременно существенно обновить и обогатить соприкасающиеся со спортивным правом правовые структуры; - предупредить, а в случае возникновения повысить эффективность разрешения в рассматриваемой сфере спортивных споров; - активизировать и сделать более целеустремленной научную разработку актуальных спортивно-правовых проблем, включая и научную концепцию развития спортивного права; - способствовать улучшению подготовки в юридических вузах кадров для работы в государственных и коммерческих структурах, обслуживающих сферу физической культуры и спорта, а также совершенствованию правового обучения студентов в учреждениях олимпийского образования, физкультурных, педагогических и других неюридических вузах, готовящих специалистов для физкультурно-спортивной сферы. Одним из важнейших механизмов развития современной науки спортивного права и совершенствования спортивного законодательства является взаимодействие и сотрудничество теории и практики, в частности Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России с Комитетом Государственной Думы по физической культуре и спорту. Это способствует обмену положительным опытом научно-практической юридической и законотворческой работы в различных областях спортивного движения, формированию научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию спортивного законодательства. В том числе может способствовать систематизации и кодификации нормативно-правового массива, обеспечивающего спортивную сферу, в значительной мере преодолеть пробелы в правовом регулировании спортивных отношений, а также одновременно обновить и обогатить смежные и сопутствующие спортивному праву направления юриспруденции. Не сомневаемся, что укрепление сотрудничества Комитета Государственной Думы по физической культуре и спорту с Комиссией по спортивному праву Ассоциации юристов России будет максимально эффективно способствовать становлению и развитию российского и международного спортивного права и законодательства, его последовательному внедрению в практику отечественного и мирового спорта, что, в свою очередь, будет способствовать: - созданию эффективного механизма правового регулирования спортивного движения, основанного на теории российского и международного спортивного права; - укреплению правового сознания и правового порядка в сфере спорта; - динамичному развитию российского и международного спортивного движения, новым большим спортивным успехам, победам и рекордам; - претворению в жизнь олимпийских идей и принципов; - укреплению мира и международного сотрудничества между народами; - будет способствовать России удержать и приумножить завоеванные позиции в мировом спорте, сохранить статус великой спортивной державы; - а также даст возможность в XXI в. полностью реализовать огромный социальный потенциал спорта и физической культуры на благо современного общества.
Приложение
Вносится Правительством Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Статья 1 Внести в Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 50. Ст. 6242; 2008. N 30. Ст. 3616, N 52. Ст. 6236; 2009. N 19. Ст. 2272, N 29. Ст. 3612, N 48. Ст. 5726) следующие изменения: 1) в статье 2: а) пункт 6 изложить в следующей редакции: "6) общероссийская спортивная федерация - общероссийское общественное объединение, которое создано в форме общественной организации или ассоциации (союза) общественных объединений, получило государственную аккредитацию и целями которого являются развитие одного или нескольких видов спорта на территории Российской Федерации, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд Российской Федерации;"; б) дополнить пунктом 6.1 следующего содержания: "6.1) региональная спортивная федерация - региональное общественное объединение, которое создано в форме общественной организации, получило государственную аккредитацию и целями которого являются развитие одного или нескольких видов спорта на территории субъекта Российской Федерации, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации;"; в) пункт 16 изложить в следующей редакции: "16) спортивная федерация - общественное объединение, которое создано в форме общественной организации и целями которого являются развитие одного или нескольких видов спорта (кроме военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта), их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд;"; 2) в статье 11: а) в части 3 дополнить пунктами 2.1 и 2.2 следующего содержания: "2.1) представляет олимпийское движение России, членов Олимпийского комитета России, а также иных субъектов олимпийского движения России в органах государственной власти и органах местного самоуправления, российских организациях, а также в международных спортивных объединениях; 2.2) координирует деятельность общероссийских спортивных федераций, физкультурно-спортивных объединений в области олимпийского движения;"; б) пункт 5 изложить в следующей редакции: "5) утверждает официальную спортивную форму и спортивную экипировку членов олимпийской делегации Российской Федерации, за исключением формы и экипировки, используемых во время соревнований;"; в) дополнить пунктами 9 - 10 следующего содержания: "9) использует в установленном Международным олимпийским комитетом порядке олимпийские: символ, флаг, девиз и гимн, наименования "олимпийский" и "олимпиада" в целях развития олимпийского движения; 10) получает финансовую и иную поддержку, предоставленную для реализации своих уставных задач, из различных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников"; г) в части 4 слова "пунктом 6" заменить словами "пунктами 3 и 6"; 3) статью 13 дополнить частями 6 - 8 следующего содержания: "6. Региональной спортивной федерации, после ее включения в реестр общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации выдается документ установленного образца, подтверждающий наличие статуса региональной спортивной федерации. Форма документа о государственной аккредитации утверждается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. 7. Статус региональной спортивной федерации считается приобретенным со дня государственной аккредитации после включения соответствующих сведений о региональной спортивной федерации в реестр общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций. 8. В целях выполнения требований к региональным спортивным федерациям, установленных законодательством Российской Федерации, соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе направлять своих представителей на спортивные мероприятия, проводимые региональной спортивной федерацией, и заседания ее руководящих органов, а также запрашивать и получать от руководящих органов региональной спортивной федерации распорядительные документы и иную информацию, подтверждающую выполнение требований к региональным спортивным федерациям, установленных законодательством Российской Федерации"; 4) в статье 14: а) часть 2 изложить в следующей редакции: "2. По одному виду спорта на территории Российской Федерации может быть аккредитовано в качестве общероссийской спортивной федерации только одно общественное объединение (общественная организация, ассоциация (союз) общественных объединений). Порядок проведения государственной аккредитации Российской Федерацией общественных объединений для наделения их статусом общероссийских спортивных федераций (далее - порядок государственной аккредитации) определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Олимпийского комитета России. При этом указанная государственная аккредитация для общественных объединений по видам спорта, включенным в программу Олимпийских игр, осуществляется сроком на 4 года, а по иным видам спорта, не включенным в программу Игр Олимпиады, - на срок не менее одного года и не более четырех лет"; б) дополнить частями 2.1 - 2.2 следующего содержания: "2.1. Общероссийской спортивной федерации выдается документ установленного образца, подтверждающий наличие статуса общероссийской спортивной федерации. Форма документа о государственной аккредитации утверждается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. 2.2. Для прохождения государственной аккредитации Российской Федерацией и приобретения статуса общероссийских спортивных федераций общественные объединения представляют документы, предусмотренные порядком государственной аккредитации. Срок подачи документов определяется порядком государственной аккредитации"; в) в части 3: в абзаце первом слова "соответствующая общественная организация" заменить словами "соответствующее общественное объединение", слово "должна" заменить словом "должно"; пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции: "1) официальное наименование общественного объединения должно отвечать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об общественных объединениях, и содержать указания на организационно-правовую форму (общественная организация, ассоциация (союз) общественных объединений), территориальную сферу его деятельности (общероссийская), а также на вид или виды спорта, в целях развития которых создано такое объединение; 2) в числе членов общественного объединения наряду с возможными иными членами общественного объединения должны быть созданные и осуществляющие свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации региональные спортивные федерации, аккредитованные соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В целях определения территориальной сферы деятельности общероссийской спортивной федерации учитываются ее структурные подразделения и (или) являющиеся ее членами аккредитованные региональные спортивные федерации;"; дополнить пунктом 3 следующего содержания: "3) в постоянно действующие руководящие органы общественного объединения не могут быть избраны лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации"; г) часть 4 изложить в следующей редакции: "4. Общероссийскими могут быть признаны общественные объединения (общественные организации, ассоциации (союзы) общественных объединений), которые не имеют возможности развивать виды спорта на территории более половины субъектов Российской Федерации в связи с их сложностью. Перечень таких видов спорта и перечень таких общественных объединений утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта с учетом мнения Олимпийского комитета России"; д) в части 5: слово "организации" заменить словом "объединения"; второе предложение исключить; е) дополнить частью 5.1 следующего содержания: "5.1. Общественное объединение считается приобретшим статус общероссийской спортивной федерации со дня государственной аккредитации после включения в реестр общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций"; ж) дополнить частью 5.2 следующего содержания: "5.2. Государственная аккредитация общероссийской спортивной федерации может быть приостановлена или отозвана федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта в случаях, если соответствующая общероссийская спортивная федерация не соблюдает требования и условия, установленные законодательством Российской Федерации, или международные нормы и правила в области спортивной деятельности и развития соответствующего вида спорта"; з) в части 6: слова "общероссийской общественной организации" заменить словами "общероссийской спортивной федерации"; дополнить абзацем следующего содержания: "В случае если аккредитованная общероссийская спортивная федерация по соответствующему виду или видам спорта, включенным в программу Олимпийских игр, не соблюдает требования и условия, установленные законодательством Российской Федерации, Олимпийский комитет России вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта с ходатайством о рассмотрении вопроса о приостановлении или отзыве государственной аккредитации соответствующей общероссийской спортивной федерации"; и) в части 9 после слов "региональным спортивным федерациям" дополнить словами "и (или) делегатам от региональных отделений общероссийской спортивной федерации"; к) дополнить частью 12 следующего содержания: "12. В общероссийских спортивных федерациях могут создаваться попечительские или наблюдательные советы. Попечительские (наблюдательные) советы могут создаваться в целях содействия решению текущих и перспективных задач развития соответствующих видов спорта, привлечения дополнительных финансовых ресурсов для обеспечения деятельности общероссийских спортивных федераций по приоритетным направлениям развития и осуществления дополнительного общественного контроля за их использованием. Порядок формирования попечительского (наблюдательного) совета, срок его полномочий, компетенция и порядок деятельности определяются уставом общероссийской спортивной федерации"; 6) в статье 16: а) в части 1: в пункте 1 после слов "таких соревнований" дополнить словами ", при этом все указанные в настоящем пункте полномочия организатора могут осуществляться совместно с иными организаторами данных мероприятий согласно части 2 настоящей статьи"; в пункте 2 после слова "символики" дополнить словами "и наименований", после слов "спортивных сборных команд" дополнить словами "Российской Федерации"; в пункте 3 после слова "осуществлять" дополнить словами "организацию системы подготовки и", слова "тренеров и" исключить; б) в части 2: после слов "спортивные федерации" дополнить словами ", если иное не предусмотрено"; дополнить вторым и третьим предложениями следующего содержания: "Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут осуществлять совместно с общероссийскими спортивными федерациями организацию и проведение по соответствующему виду спорта чемпионатов, первенств и кубков России в случае принятия общероссийскими спортивными федерациями решения о совместной организации данных спортивных соревнований в соответствии с частью 11 статьи 20 настоящего Федерального закона. Иные лица могут осуществлять совместно с общероссийскими спортивными федерациями организацию и проведение по соответствующему виду спорта чемпионатов, первенств и кубков России в случае принятия общероссийскими спортивными федерациями решения о совместной организации данных спортивных соревнований в соответствии с частью 11 статьи 20 настоящего Федерального закона и с согласия федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта"; в) в части 3: пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции: "2) обеспечивать подготовку спортивных сборных команд Российской Федерации по соответствующим видам спорта для участия в международных официальных спортивных мероприятиях, а также участие таких команд в международных официальных спортивных мероприятиях и достижение ими высоких спортивных результатов на таких мероприятиях; 3) участвовать в реализации Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, в том числе ежегодно организовывать по соответствующему виду спорта (по всем его спортивным дисциплинам) чемпионаты и (или) первенства и (или) кубки России, если иное не установлено федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта;"; пункт 5 после слов "установленном этим органом" дополнить словами ", а также реализовывать указанные программы и представлять ежегодные отчеты об их реализации"; дополнить пунктами 8 - 14 следующего содержания: "8) организовывать и (или) проводить ежегодно детско-юношеские спортивные соревнования по развиваемому виду спорта; 9) проводить ежегодно учебно-методические семинары (или иные аналогичные мероприятия) для спортсменов, тренеров, спортивных судей и иных специалистов в развиваемом виде спорта; 10) обеспечивать публикацию в официальных средствах массовой информации годовой сметы (бюджета), а также утвержденных в надлежащем порядке правил вида спорта, регламентов (положений) о проводимых соревнованиях; 11) разрабатывать и представлять на утверждение в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта правила вида спорта в порядке и в сроки, которые установлены этим органом; 12) письменно уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта о предстоящих заседаниях своего высшего руководящего органа не позднее чем за 15 календарных дней до их проведения, а также письменно уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта о кандидатах на пост руководителя общероссийской спортивной федерации не позднее чем за 30 календарных дней до даты проведения заседания соответствующего руководящего органа, уполномоченного на решение такого вопроса; 13) ежегодно представлять в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта отчет о деятельности общероссийских спортивных федераций; 14) предусматривать проведение выборов руководителей общероссийских спортивных федераций по видам спорта, включенным в программу Олимпийских игр, один раз в четыре года, при этом заседания высших руководящих органов таких общероссийских спортивных федераций должны проводиться в течение трех месяцев после окончания Игр Олимпиады (для летних олимпийских видов спорта) или Олимпийских зимних игр (для зимних олимпийских видов спорта)"; г) дополнить частями 4 и 5 следующего содержания: "4. При организации по командным игровым видам спорта чемпионатов, первенств и кубков России с участием спортивных клубов общероссийские спортивные федерации обязаны предусмотреть в положении (регламенте) о таком спортивном соревновании в качестве условия допуска к участию необходимость наличия у соответствующего спортивного клуба и участия за его счет и от его имени минимум одной детско-юношеской спортивной команды минимум в одном официальном спортивном соревновании любого уровня. Перечень таких видов спорта определяется федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. 5. Общероссийские спортивные федерации реализуют выполнение стоящих перед ними уставных задач и программ развития физической культуры и спорта за счет собственных источников финансирования, в том числе за счет добровольных пожертвований граждан и организаций, а также в виде субсидий в случае, если предоставление субсидий предусмотрено в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, а также за счет иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников"; 7) дополнить статьей 16.1 следующего содержания: "Статья 16.1 Права и обязанности аккредитованных региональных спортивных федераций 1. Аккредитованные региональные спортивные федерации в установленном настоящим Федеральным законом, а также актами субъектов Российской Федерации порядке вправе: 1) организовывать и проводить по соответствующему виду спорта чемпионаты, первенства и кубки субъекта Российской Федерации, разрабатывать и утверждать положения (регламенты) о таких соревнованиях, наделять статусом чемпионов, победителей первенств, обладателей кубков субъекта Российской Федерации; 2) обладать всеми правами на использование символики и наименования спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации по соответствующим видам спорта, за исключением символики субъекта Российской Федерации; 3) осуществлять формирование, подготовку спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации по соответствующим видам спорта для участия в межрегиональных и всероссийских спортивных соревнованиях и направлять их для участия в этих соревнованиях; 4) принимать участие в формировании календарного плана официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъекта Российской Федерации; 5) организовывать и проводить региональные и местные официальные спортивные мероприятия по соответствующим видам спорта; 6) вступать в общероссийские спортивные федерации, приобретать права и нести обязанности, соответствующие статусу таких членов; 7) получать финансовую и иную поддержку, предоставленную для развития соответствующих видов спорта, из различных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников; 8) осуществлять иные права в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Аккредитованные региональные спортивные федерации обязаны: 1) во взаимодействии с иными субъектами физической культуры и спорта обеспечивать развитие соответствующих видов спорта в субъекте Российской Федерации; 2) обеспечивать подготовку спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации по соответствующим видам спорта для участия в межрегиональных и всероссийских официальных спортивных мероприятиях и достижения ими высоких спортивных результатов на таких мероприятиях; 3) участвовать в реализации календарного плана официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъекта Российской Федерации, в том числе ежегодно организовывать по соответствующему виду спорта (по всем его спортивным дисциплинам) чемпионаты и (или) первенства и (или) кубки субъекта Российской Федерации, если иное не установлено органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; 4) организовывать и (или) проводить ежегодно региональные спортивные соревнования по развиваемому виду спорта; 5) разрабатывать и представлять в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области физической культуры и спорта программы развития соответствующих видов спорта в порядке, установленном этим органом, а также реализовывать указанные программы и представлять ежегодные отчеты об их реализации; 6) противодействовать использованию допинговых средств и (или) методов в спорте, а также проявлениям любых форм дискриминации и насилия в спорте; 7) ежегодно представлять в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации отчет о деятельности региональных спортивных федераций, в порядке, устанавливаемом этим органом; 8) исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и со своими уставами"; 8) статью 17 дополнить частями 5 и 6 следующего содержания: "5. Сведения и документы о региональных спортивных федерациях представляются в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня принятия ими решений о государственной аккредитации общественных объединений в качестве региональных спортивных федераций. Формы заявлений о включении указанных сведений и документов в реестр общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций, внесении в него изменений, а также об исключении сведений из данного реестра утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. 6. В случае принятия федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта решения об отказе во включении в реестр общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций сведений и документов о региональной спортивной федерации в связи с несоответствием решения о государственной аккредитации данного общественного объединения частям 2, 5 статьи 13 настоящего Федерального закона указанное решение о государственной аккредитации подлежит отмене в течение 5 рабочих дней"; 9) статью 36 дополнить частями 4 и 5 следующего содержания: "4. Для участия в Олимпийских играх и юношеских Олимпийских играх Олимпийским комитетом России на основе предложений общероссийских спортивных федераций формируется Олимпийская команда России, порядок и принципы формирования которой определяются Олимпийским комитетом России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. 5. Спортсмены - кандидаты в члены Олимпийской команды России, тренеры и иные специалисты в области физической культуры и спорта приобретают статус члена Олимпийской команды России с момента заключения договора присоединения с Олимпийским комитетом и утверждения Олимпийским комитетом России окончательного состава Олимпийской команды России".
Статья 2 Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 года.
Президент Российской Федерации
------------------------------------------------------------------
Название документа