Необходимость усиления публично-правового воздействия в сфере физической культуры и спорта

(Сараев В. В.) ("Спорт: экономика, право, управление", 2011, N 2) Текст документа

НЕОБХОДИМОСТЬ УСИЛЕНИЯ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В. В. САРАЕВ

Сараев В. В., руководитель Рабочей группы по толкованию спортивного законодательства Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, руководитель Центра по научному обеспечению уголовно-правового воздействия на преступления в сфере спорта, вице-президент - директор Правового управления Континентальной хоккейной лиги, кандидат юридических наук.

Согласно тождественным энциклопедическим дефинициям публичное право - это совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, публичный интерес <1>, в отличие от отраслей, призванных охранять частный интерес (частное право). Отраслями публичного права являются: международное публичное право, конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное и уголовно-процессуальное право и др. Деление права на публичное и частное - специфическая черта романо-германской правовой системы <2>, сохраняющая и на современном этапе развития российской правовой системы актуальные темы для научных исследований <3>. -------------------------------- <1> URL: http://www. glossary. ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi? RPzhro, tul! vwgiu (дата обращения: 13.05.2011). <2> URL: http://dic. academic. ru/dic. nsf/lower/17766 (дата обращения: 13.05.2011). <3> См., например: Дорохин С. В. Деление права на публичное и частное: конституционно-правовой аспект. М., 2008.

Рассматривая необходимость усиления публично-правового воздействия на общественные отношения, формирующие сферу физической культуры и спорта, автор прежде всего акцентирует внимание на отраслях административного права <4> и уголовного права в теоретических аспектах. -------------------------------- <4> В настоящей статье упоминание административного законодательства включает административно-процессуальное законодательство и законодательство об административных правонарушениях субъектов Российской Федерации.

Как части системы публичного права данные отрасли наряду с другими "представляют собой совокупность относительно обособленных автономных юридических норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений" <5>. -------------------------------- <5> Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Основы права: Учебник. М., 2010. С. 47.

Значимость для жизнедеятельности государства, общества и граждан национально приоритетных общественных отношений сферы физической культуры и спорта (Универсиада-2013, Олимпиада-2014, Чемпионат мира по хоккею - 2016, Чемпионат мира по футболу - 2018) ставит отрасли административного права и уголовного права в особое положение. Премьер-министр РФ В. В. Путин отмечает, что число людей, которые систематически занимаются спортом, на 2011 г. составило свыше 26 млн. человек, а к 2015 г. эта цифра должна превысить 42 млн. человек <6>. -------------------------------- <6> URL: http://newsru. com/sport/20apr2011/put. html (дата обращения: 20.04.2011).

Общеполезная цель и социальная значимость физической культуры и спорта в обществе приобретают всеобъемлющий характер, статус национальных проектов и уровень государственной политики. На развитие физической культуры и спорта только на федеральном уровне на трехлетний период запланировано более 90 млрд. руб. Финансирование физической культуры и спорта в федеральном бюджете с 2011 г. выделено в отдельный раздел 1100 "Физическая культура и спорт". Дополнительные средства направляются на спортивную медицину. В 2011 г. на это направление государство потратит 2,5 млрд. руб. (в 2010 г. было выделено 130 млн. руб.) <7>. -------------------------------- <7> URL: http://www. garant. ru/news/303570/ (дата обращения: 21.01.2011).

В целом спортивная отрасль в 2011 г. из федерального бюджета получит свыше 42 млрд. руб. По словам Министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Виталия Мутко, часть этой суммы будет потрачена на развитие массового спорта, строительство объектов для занятий физической культурой. "В этом году была проведена большая работа по массовому спорту. В рамках федеральной целевой программы активными темпами идет строительство спортивных объектов. За период с 2006 по 2010 г. в строй введено 699 спортивных сооружений", - сообщил В. Л. Мутко <8>. Говоря о спорте высших достижений, Министр подчеркнул, что на его развитие выделяется 28 млрд. руб. <9>. -------------------------------- <8> URL: http://www. gazeta. ru/news/sport/2010/12/20/n_1625797.shtml (дата обращения: 20.12.2010). <9> Там же.

В профессиональном спорте бюджеты профессиональных спортивных клубов на 70 - 80% состоят из фондов оплаты труда (фактически в некоторых клубах футбола и хоккея достигающих размеров 800 млн. - 1 млрд. руб.) и трансфертных расходов/доходов за переходы спортсменов, достигающих сумм в несколько десятков млн. евро. С учетом финансирования сферы физической культуры и спорта из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, увеличивающихся инвестиций в формате государственно-частного партнерства, прямых и опосредованных вложений бизнеса данная область общественных отношений становится капиталоемкой, коммерческой, но недостаточно административно - и уголовно охраняемой. С отраслевой позиции правовое регулирование общественных отношений в сфере физической культуры и спорта осуществляется: 1. Конституцией Российской Федерации (часть 2 статьи 41), предоставляющей конституционную гарантию деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта. 2. Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" <10>, являющимся базовым нормативным правовым актом, но вместе с тем содержащим общие нормы и отправные положения. В связи с этим статьи Закона отличаются очевидной степенью бланкетности и отсылают к иным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации, иным нормативным правовым актам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальным правовым актам и правилам международного договора Российской Федерации (статья 4). -------------------------------- <10> Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 50. Ст. 6242.

3. Нормами, утвержденными общероссийскими спортивными федерациями, в том числе принятыми на основе норм международных спортивных федераций по данному виду спорта (например, в футболе - ФИФА, хоккее - ИИХФ). 4. Положениями (регламентами) о физкультурных мероприятиях или спортивных соревнованиях, утверждаемыми его организаторами. Последние наряду со спортивными корпоративными нормами формируют так называемое регламентное право, часто называемое спортивными юристами и как мягкое право. В части правового воздействия через положение (регламент) определяются составы спортивных дисциплинарных (спортивных корпоративных) нарушений по принципу их спортивной противоправности, устанавливаются виды наказаний, конкретные меры (размеры) наказаний и финансово-корпоративные санкции. Ранее автором на примере функционирования профессионального спорта уже отмечался бессистемный, ограниченный, а иногда и противоречивый характер его правового регулирования, что затрудняет адекватную и своевременную реакцию государства на последствия деяний и общественно опасные правонарушения в данной области <11>. Актуальность выявленной тенденции следует распространить на всю сферу физической культуры и спорта в Российской Федерации, требующую в совокупности и отдельно более эффективных способов административно-правового и уголовно-правового воздействия. -------------------------------- <11> Сараев В. В. Уголовно-правовая охрана современного профессионального спорта в России: Учеб. пособие. Омск, 2010.

С. Э. Бахриддинов и Т. Ш. Шарипов отмечают, что "между административным правонарушением и преступлением имеется больше сходных черт, нежели между другими деликтными проявлениями" <12>. -------------------------------- <12> Бахриддинов С. Э., Шарипов Т. Ш. Теоретические вопросы отграничения административного правонарушения от преступления // Соотношение преступлений и иных правонарушений: современные проблемы: Материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 250-летию образования МГУ им. М. В. Ломоносова, 27 - 28 мая 2004 г. М., 2005. С. 45.

В административном праве институт административно-правового воздействия, по существу, подменяется понятиями "административное правовое принуждение", "административное принуждение", определяемыми как "особый вид государственного принуждения, имеющий своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления, и заключающийся во внешнем государственно-правовом психическом (угроза, страх наказания) и физическом воздействии на сознание и поведение людей в форме ограничений (лишений) личного организационного или имущественного характера, то есть тех или иных неблагоприятных последствий в целях восстановления социальной справедливости, воспитания правонарушителей, предупреждения новых правонарушений" <13>. -------------------------------- <13> Цит. по: Серков П. П. Административно-правовое принуждение в производстве по делам об административных правонарушениях // Закон. 2010. N 6. С. 84.

Д. Н. Бахрах полагает, что "административно-правовое принуждение - это особыйреда здоровью по неосторожности спортсменам при проведении спортивных мероприятий; за незаконный оборот субстанций и (или) методов, включенных в перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте при предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним, контрабанду данных субстанций; 2) усиление уголовно-правового запрета в отношении: хулиганства при проведении спортивных соревнований, в том числе драк на спортивной площадке (поле) среди спортсменов, а также до и после проведения спортивных соревнований среди фанатов; подкупа участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований в части дополнения специальных субъектов преступления, в частности спортивных агентов, уголовно-правовой квалификации и законодательного определения "подкупа" и др.; незаконного предпринимательства в форме осуществления нелицензированной медицинской деятельности в спорте; мошенничества при трансферах спортсменов, хищений инвестиций при строительстве спортивных объектов и нецелевого расходования средств при организации и проведении спортивных мероприятий; принуждения к совершению сделки или отказу от ее совершения при договорном обеспечении коммерческой деятельности в спорте; злоупотребления полномочиями руководителями физкультурно-спортивных организаций или структурных подразделений вопреки законным интересам организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц в виде необоснованного премирования и вознаграждения, при отсутствии спортивных результатов и убыточной деятельности организации.

------------------------------------------------------------------

Название документа