Распоряжение правом на жизнь: правовой аспект

(Толстая Е. В.) ("Юридический мир", 2011, N 6) Текст документа

РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВОМ НА ЖИЗНЬ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Е. В. ТОЛСТАЯ

Толстая Елена Владимировна, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Российского государственного института интеллектуальной собственности, кандидат юридических наук.

В статье анализируются возможность распоряжения личным неимущественным правом гражданина на жизнь, способы реализации этого правомочия, а также коллизионный вопрос определения понятия "эвтаназия".

Ключевые слова: право на здоровье, право на жизнь, право на распоряжение здоровьем, право на отказ от лечения, эвтаназия.

Disposal of right to life: legal aspect E. V. Tolstaya

The article analyses the possibility of disposal of personal non-proprietary right of a citizen to life, means of realization of this legal power and also controversial issue of definition of concept "euthanasia".

Key words: right to health, right to life, right to disposal of health, right to refusal from treatment, euthanasia.

В литературе в "соматические" (от греч. "soma" - тело) права человека предлагается относить группу прав, которые основываются на "фундаментальной мировоззренческой уверенности в "праве" человека самостоятельно распоряжаться своим телом: осуществлять его "модернизацию", "реставрацию" и даже "фундаментальную реконструкцию", изменять функциональные возможности организма и расширять их технико-агрегатными либо медикаментозными средствами. Сюда же можно отнести права на смерть, изменение пола, гомосексуальные контакты, трансплантацию органов, употребление наркотиков или психотропных средств, право на искусственное репродуцирование, стерилизацию, аборт и (в уже зримой перспективе) на клонирование, а затем - и на виртуальное моделирование, в смысле полноправного утверждения (дублирования) себя в неметрической форме объективного существования" <1>. -------------------------------- <1> Крусс В. И. Личностные ("соматические") права человека в конституционном и философско-правовом измерении: к постановке проблемы // Государство и право. 2000. N 10. С. 43.

Личные права представляют собой динамично развивающийся комплекс. Многие из них уже закреплены действующим законодательством Российской Федерации, например право на трансплантацию органов и тканей человека, переливание крови, протезно-ортопедическую помощь, искусственное прерывание беременности, суррогатное материнство и искусственное оплодотворение. Однако некоторые "соматические" права, такие, например, как эвтаназия, широко обсуждаются в литературе, поскольку их морально-нравственная оценка вызывает споры медицинского и юридического характера. Распоряжение своей жизнью по аналогии с вещами невозможно. Тем не менее человек в состоянии распорядиться ею несколькими своеобразными способами. Во-первых, он вправе выбрать такие виды деятельности, которые связаны с повышенным риском наступления смерти, - спасатели, альпинисты, минеры и др. Во-вторых, в современном мире значительное число людей сводят счеты с жизнью путем самоубийства. Такой способ решения индивидуальных проблем не преследуется законом, хотя и осуждается обществом в целом и отдельными общественно-политическими и религиозными движениями <2>. -------------------------------- <2> Романовский Г. Б. Право на жизнь и право на самоубийство // Медицинское право. Юрист. 2003. N 1. С. 38 - 42.

Законодательство РФ устанавливает в отношении некоторых категорий граждан обязанность бережно относиться к своей жизни (и здоровью). Так, согласно п. 9 ст. 36 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" "подозреваемые и обвиняемые обязаны не совершать действий, угрожающих собственной жизни и здоровью". Согласно ч. 2 ст. 102 Уголовно-исполнительного кодекса РФ "осужденный должен возмещать ущерб, причиненный исправительному учреждению, дополнительные затраты, связанные с его лечением в случае умышленного причинения вреда своему здоровью". Обязанность жить предусматривается также для военнослужащих и сотрудников некоторых государственных органов. Согласно п. 28 Приложения N 14 к Уставу гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации "О гауптвахте" военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному аресту, обязаны не совершать умышленных действий, угрожающих собственной жизни и здоровью. Перечисленные выше нормы касаются лиц, имеющих особый статус. Покушение на жизнь человека - социально опасное деяние, которое карается действующим уголовным законодательством. Вместе с тем убийство другого человека - не всегда преступление. Если оно совершается в ходе вооруженного конфликта между государствами, военнослужащие каждой из сторон получают официальное поощрение к убийству: тем самым они исполняют свой патриотический долг. Любой человек вправе применить насилие к другому человеку и даже лишить его жизни, если это диктуется условиями необходимой обороны. Государство вправе лишить гражданина жизни в связи с совершением им особо тяжких преступлений. Правда, во многих странах Европы в настоящее время смертная казнь отменена. В России такая мера наказания в Уголовном кодексе предусмотрена, но на ее применение наложен мораторий в связи с вступлением Российской Федерации в Совет Европы. В литературе широко обсуждается вопрос о том, можно ли убить человека по его просьбе <3>. -------------------------------- <3> Дмитриев Ю. А., Шленева Е. В. Право человека в Российской Федерации на осуществление эвтаназии // Государство и право. 2000. N 11. С. 52 - 59.

В настоящее время законодательство подавляющего большинства стран убийство даже по просьбе потерпевшего признает преступлением. И вместе с тем многие годы обсуждается вопрос о допустимости лишения жизни человека по его просьбе в случае его тяжелой и неизлечимой болезни <4>. -------------------------------- <4> Чернышев Ю. А. Активная и пассивная эвтаназия // Юридические науки. 2007. N 2(24). С. 59 - 60; Кручинецкая М. А. Эвтаназия как преступление // "Черные дыры" в российском законодательстве. Юридический журнал. М., 2007. N 5. С. 262 - 263; Караваев Н. В. Субъективное право на жизнь и эвтаназия // Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики. Сборник научных трудов (по материалам 4-й Международной научно-практической конференции, состоявшейся 26 октября 2007 г.): В 2 ч. Киров: Филиал НОУ ВПО "СПбИВЭСЭП", 2007. Ч. 1. С. 199 - 207; Чернышева Ю. А. Эвтаназия: прошлое, настоящее, будущее // Закон и право. 2008. N 5. С. 54; Волженкин Б. В., Каторин П. Ф. Эвтаназия в России: опыт социологических исследований // Право: теория и практика. М., 2008. N 2(103). С. 27 - 30.

В литературе традиционно различают так называемые активную и пассивную формы эвтаназии, разница между которыми состоит в том, что в первом случае смерть безнадежного, умирающего пациента наступает в им самим выбранный момент при содействии лечащего врача, а во втором - от естественного течения заболевания при ограничении или прекращении лечения. Морально-этическое, нравственное отношение к этим двум формам прекращения жизни, их юридические характеристики и последствия различны. Активная эвтаназия пока разрешена только в Нидерландах и Бельгии. Фактическое положение с пассивной эвтаназией таково. Как отмечают медики, проблемы ведения тяжелых, особенно бесперспективных, умирающих больных обсуждаются, прежде всего, исходя из стремления к сокращению периода страданий, когда полноценное облегчение страданий уже невозможно. Поэтому применительно к критическим больным считается оправданным отказ от специфического лечения, обычно проводимого при их заболевании, ввиду его неэффективности <5>. В Заявлении ВМА о политике в области лечения смертельно больных пациентов, испытывающих хроническую боль (1990 г.), указано, что лечение смертельно больных проводится так, чтобы максимально облегчить их страдания и способствовать достойному уходу из жизни. С этой целью надо сосредоточить усилия на правильном методе применения анальгетиков <6>. -------------------------------- <5> Власов В. В. Медицина в условиях дефицита ресурсов. М., 2000. С. 313. <6> Акопов В. И. Медицинское право в вопросах и ответах. М., 2001. С. 70.

В этом случае, скорее всего, следует говорить не о пассивной эвтаназии, а об облегчении болезненных ощущений при жизни. Российская специфика в области эвтаназии заключается в отсутствии и со стороны медиков, и со стороны юристов единообразного толкования термина "эвтаназия", т. е. тех действий, которые следует включать в данное понятие. Так, ст. 14 Этического кодекса российского врача гласит: "Эвтаназия как акт преднамеренного лишения жизни пациента по его просьбе или по просьбе его близких недопустима, в том числе и в форме пассивной эвтаназии" <7>. -------------------------------- <7> Этический кодекс российского врача. М., 1995. С. 11.

В то же время авторы Большой медицинской энциклопедии под эвтаназию подводят только ее "активные" формы, т. е. "намеренное ускорение наступления смерти неизлечимо больного с целью прекращения его страданий", а проблемы возможности прекращения искусственного поддержания основных процессов жизнедеятельности (дыхания и кровообращения) при смерти мозга относят к разряду соприкасающихся с эвтаназией <8>. -------------------------------- <8> Большая медицинская энциклопедия. Т. 27. Издание третье. М., 1986. С. 555.

Рассматривая вопрос о распоряжении правом на жизнь, следует обратить внимание на ситуацию, когда врач непосредственно не совершает акт по преднамеренному лишению жизни пациента. Он лишь предлагает больному рекомендации по применению тех или иных средств в целях самоубийства (например, выписывая желающему покончить с собой пациенту лекарство, врач информирует его о дозе, которая приведет к смертельному исходу). Это так называемое ассистированное самоубийство. Обязательным его признаком является осознание врачом последствий своего поступка, что невозможно без осведомленности врача о намерении пациента лишить себя жизни. В решениях Всемирной медицинской ассоциации и законодательстве ряда зарубежных стран, в частности Голландии, ассистированное самоубийство не признается эвтаназией <9>. Эвтаназия - это активные действия медицинского персонала, направленные на лишение жизни тяжело больного человека по его просьбе. -------------------------------- <9> Акопов В. И. Этические, правовые и медицинские проблемы эвтаназии // Медицинская этика и право. 2000. N 1. С. 51 - 52.

В российском законодательстве эвтаназия безоговорочно запрещена. Согласно ст. 45 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. от 22 августа 2004 г.) эвтаназия представляет собой "удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни". К. А. Чернега считает, что согласно ст. 105 УК РФ убийство представляет собой умышленное причинение смерти другому человеку. Очевидно, что по ряду признаков эвтаназия тождественна убийству. Субъективная сторона эвтаназии характеризуется наличием у врача прямого умысла, направленного на лишение жизни пациента. Вместе с тем некоторые особенности эвтаназии не позволяют отождествить ее с убийством по ст. 105 УК РФ. Прежде всего, отмечает К. А. Чернега, следует иметь в виду состояние пациента, которое вызывает сострадание. На эвтаназии нередко настаивают люди, осознающие, что болезнь приведет к неизбежному распаду их личности (например, в результате утраты отдельных функций головного мозга) со смертельным исходом. Данные факторы придают эвтаназии колорит "милосердного убийства" с типичными мотивами жалости, сострадания к пациенту и (или) его близким, неверного представления о врачебном долге облегчить боль и т. д. Указанные мотивы при определении меры уголовной ответственности за эвтаназию могут рассматриваться как смягчающее обстоятельство. Ведь убийство по ст. 105 УК характеризуется насилием над личностью. Впрочем, осуществление эвтаназии может быть основано на иных мотивах - не исключен, в частности, корыстный мотив получения вознаграждения за последующую трансплантацию органов жертвы. Подобные мотивы, несомненно, должны расцениваться как отягчающее обстоятельство <10>. -------------------------------- <10> Чернега К. А. Правовые проблемы эвтаназии в России // Гражданин и право. 2003. N 1. С. 37 - 55.

Следует согласиться с К. А. Чернегой, которая выступает категорически против законодательного разрешения эвтаназии в любых ее формах. Норма ст. 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (пациент имеет право на "отказ от медицинского вмешательства") послужила основанием для оправдания в российской литературе так называемой пассивной эвтаназии. На наш взгляд, необходимо четко отграничивать эвтаназию (в том числе и ее пассивную форму) от иных действий пациента и врача - отказ от лечения, выбор различных способов лечения, употребление анальгетиков для облегчения боли. Отказ от предложенного лечения не означает неизбежную смерть даже при тяжелых заболеваниях (у пациента есть возможность выбора альтернативного способа лечения, известны также случаи "чудесного" выздоровления). Не следует отождествлять право пациента на отказ от лечения с правом на эвтаназию в пассивной форме. Хотя некоторые авторы допускают ее применение и даже полагают, что отсутствие в законодательстве РФ нормы, разрешающей эвтаназию, унижает человеческое достоинство <11>. Возможность эвтаназии допускает и М. Н. Малеина, но она полагает необходимым ввести сложную процедуру принятия и реализации подобных решений <12>. -------------------------------- <11> Тасаков С. Запрет эвтаназии унижает человеческое достоинство // Российская юстиция. 2003. N 2. С. 40 - 42. <12> Малеина М. Н. Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление, защита. М., 2000. С. 73.

Трудности возникают и при толковании законодательных положений, прямо регулирующих эвтаназию в Российской Федерации, к которым в первую очередь относятся положения ст. 45 Основ законодательства об охране здоровья граждан - "Запрещение эвтаназии". В данной статье говорится, что медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии - удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер поддержания жизни. Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет ее, несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В ст. 60, утверждающей клятву врача, присутствует обещание проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии. К другим положениям, которые также могут быть применимы к тем или иным формам эвтаназии, относятся п. 7 и 8 статьи 30, статей 32 и 33 Основ законодательства. Здесь устанавливается право пациента на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, которое является необходимым предварительным условием последнего, право на отказ от медицинского вмешательства или требование его прекращения со стороны дееспособного пациента. Из указанных статей следует, что любой случай пассивной эвтаназии, в том числе и путем прекращения искусственных мер поддержания жизни, можно вывести за пределы императивно запрещенной эвтаназии, если имеется добровольный отказ пациента, его родственников или законных представителей от медицинского вмешательства либо требование его прекратить. Такие случаи сами медики традиционно называют пассивной эвтаназией. Как отмечает доктор медицинских наук, профессор В. И. Акопов, в случаях тяжелого, опасного для жизни состояния вынужденное бездействие врача, вызванное правомерным отказом пациента от медицинского вмешательства, может рассматриваться как применение пассивной эвтаназии, ибо налицо два важных ее признака: просьба самого больного не оказывать ему помощь, несмотря на тяжелое состояние, с разъяснением врача в доступной для больного форме о возможных последствиях, вплоть до наступления смерти, и неоказание медицинской помощи или прекращение искусственных мер поддержания жизни <13>. -------------------------------- <13> Акопов В. И. Этические, правовые и медицинские проблемы эвтаназии // Медицинская этика и право. 2000. N 1. С. 73.

Эвтаназией от греческих слов "eu" (хорошо) и "tha'natos" (смерть) - принято называть приближение смерти больного по его просьбе какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни. Следует согласиться с тем, что под эвтаназией необходимо понимать специальное медицинское вмешательство в организм человека, направленное на прекращение жизни неизлечимо больного, тяжело страдающего человека, осуществляемое в соответствии с его собственной, добровольно выраженной волей и имеющее единственной целью прекратить ненужные страдания <14>. -------------------------------- <14> Дмитриев Ю. А., Шленева Е. В. Указ. раб. С. 57.

На взгляд автора настоящей статьи, понятие эвтаназии следует применять только к случаям, в которых налицо прямое содействие умиранию. Определенную путаницу создает само введение понятия "пассивная эвтаназия". Любые методы так называемой пассивной эвтаназии, являющиеся обычными для современной медицинской практики, следует исключить из понятия эвтаназии. Возможность согласия на медицинское вмешательство, выбор способа лечения, отказа от него или требования о прекращении лечения представляют собой конкретное субъективное право человека распоряжаться своим здоровьем при оказании медицинской помощи. Данное право включает в себя и отказ от дальнейшего бесперспективного лечения, и возможность требовать прекращения искусственного жизнеобеспечения при соблюдении необходимых условий. Право на отказ от медицинского вмешательства на любой стадии лечения не является правом на эвтаназию. Как следует, например, из отчета Специальной комиссии Палаты лордов по медицинской этике, составленного по запросу британского Правительства в 1994 г., "право на отказ от медицинского лечения далеко отстоит от права на просьбу о помощи в смерти"; даже если такой отказ будет иметь под собой "явное намерение окончить жизнь с целью облегчения безысходных страданий" и повлечет за собой в конце концов смерть пациента, это не будет считаться эвтаназией. Препятствование праву пациента распоряжаться своим здоровьем при оказании медико-социальной помощи в виде понуждения его к дальнейшему принятию медикаментов или прохождению соответствующих процедур, когда летальный исход по всем канонам медицины неизбежен и пациент высказывает добровольное информированное желание прервать такое мучительное "лечение", означает нарушение конституционных прав на достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность. На наш взгляд, многие теоретические и практические споры могут быть разрешены в случае отказа от использования термина "пассивная эвтаназия", в котором искусственно соединены права пациентов на выбор способа лечения и отказ от лечения. Под эвтаназией, исходя из действующего российского законодательства, следует понимать прямые, умышленные действия медицинского персонала, совершенные по просьбе пациента и повлекшие его быструю смерть.

------------------------------------------------------------------

Название документа