Особенности использования санитарно-защитной зоны
(Бондарь О. С.)
("Правовые вопросы строительства", 2011, N 1)
Текст документа
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ
О. С. БОНДАРЬ
Бондарь О. С., ведущий специалист ОАО "СГ-транс".
В целях обеспечения безопасности населения вокруг промышленных предприятий, вошедших в санитарную классификацию в соответствии с санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами и являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровья человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона.
Территория санитарно-защитной зоны предназначена для: обеспечения снижения уровня воздействия до требуемых гигиенических нормативов по всем факторам воздействия за ее пределами; создания санитарно-защитного и эстетического барьера между территорией предприятия (группы предприятий) и территорией жилой застройки; организации дополнительных озелененных площадей, обеспечивающих экранирование, ассимиляцию и фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха и повышение комфортности микроклимата.
Требования по созданию санитарно-защитных зон регулируются Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом "Об охране окружающей среды", Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха", Федеральным законом "Об использовании атомной энергии".
Для определения необходимости установления санитарно-защитной зоны для предприятия законодатель утвердил санитарную классификацию промышленных объектов и производств.
Впервые класс опасности промышленных объектов и производств был установлен в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах, утвержденных в 1996 г. и введенных в действие Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31 октября 1996 г. N 41 (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1567-96 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"), в соответствии с которыми ориентировочно определялись размеры санитарно-защитных зон:
- для предприятий первого класса - 2000 м, второго класса - 1000 м, третьего класса - 500 м, четвертого класса - 300 м, пятого класса - 100 м.
Далее были приняты нормы 2000 г., 2001 г. и 2003 г. В последующем, с момента ввода новой редакции СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г.), размер санитарно-защитной зоны устанавливается ориентировочно и обосновывается исключительно проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и уровней физического воздействия на атмосферный воздух:
- для предприятий первого класса - 1000 м, второго класса - 500 м, третьего класса - 300 м, четвертого класса - 100 м, пятого класса - 50 м.
Оформление земельных участков в санитарно-защитной зоне
Оформление земельно-правовых отношений санитарно-защитной зоны начинается с проведения межевания и постановки на государственный кадастровый учет как обособленного земельного участка либо как части земельного участка.
Границы санитарно-защитной зоны определяются в соответствии с проектом санитарно-защитной зоны на основании постановления Главного государственного санитарного врача РФ (для 1 и 2 класса) или на основании решения и заключения Главного государственного санитарного врача субъекта РФ (3, 4 и 5) от источников химического, биологического и/или физического воздействия либо от границ земельного участка, принадлежащего предприятию и оформленного в установленном порядке, до ее внешней границы в заданном направлении.
Ограничения по использованию земельных участков в санитарно-защитных зонах вводятся на основании акта уполномоченного органа об утверждении перечня условий использования и об установлении режима санитарно-защитной зоны и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Ограничения устанавливаются для вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов, находящихся в стадии технического перевооружения, при увеличении мощности, изменении технологических процессов, применении технологий, не имеющих аналогов на территории РФ, в том числе для действующих предприятий 1, 2, 3 и 4 классов опасности, располагаемых в жилой застройке или в зоне других нормируемых территорий без соблюдения ориентировочной санитарно-защитной зоны, также по требованию владельца предприятий и по решению органа местного самоуправления.
С ноября 2010 г. упростились требования к действующим промышленным объектам и производствам по установлению размера санитарно-защитной зоны.
В случае если расстояние от границы территории предприятия до нормируемых территорий составляет ориентировочный размер санитарно-защитной зоны для указанного класса объекта или превышает его размер, границы санитарно-защитной зоны не устанавливаются.
Также границы не устанавливаются для предприятий, работающих стабильно без изменений показателей выбросов и изменений технологических процессов в течение последних пяти лет, для предприятий, расположенных в промышленной зоне и не граничащих с нормируемыми территориями, и для объектов, удаленных от нормируемой территории более чем на 10 км.
Таким образом, санитарно-защитная зона считается установленной с момента государственной регистрации соответствующего права на нее в ЕГРП на основании акта уполномоченного органа согласно проекту организации санитарно-защитной зоны.
Режим территории и использование санитарно-защитной зоны
СанПиН предусматривает, что в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
И допускает размещение: нежилых помещений для дежурного аварийного персонала, помещений для пребывания работающих по вахтовому методу (не более двух недель), зданий управления, конструкторских бюро, зданий административного назначения, научно-исследовательских лабораторий, поликлиник, спортивно-оздоровительных сооружений закрытого типа, бань, прачечных, объектов торговли и общественного питания, мотелей, гостиниц, гаражей, площадок и сооружений для хранения общественного и индивидуального транспорта, пожарных депо, местных и транзитных коммуникаций, ЛЭП, электроподстанций, нефте - и газопроводов, артезианских скважин для технического водоснабжения, водоохлаждающих сооружений для подготовки технической воды, канализационных насосных станций, сооружений оборотного водоснабжения, автозаправочных станций, станций технического обслуживания автомобилей.
Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны.
Ранее согласно п. 2.9 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (действие редакции до 2008 г.) на предприятия возлагалась обязанность по содержанию санитарно-защитной зоны.
В настоящий момент СанПиН (новая редакция) не обязывают предприятия проводить озеленение и благоустройство санитарно-защитной зоны.
На что следует обратить внимание при выборе
земельного участка под строительство либо приобретении
промышленного предприятия
Практика показала, что многие предприятия осуществляли свою деятельность на поднадзорной территории без требуемых проектов организации санитарно-защитных зон.
Согласно ст. 8.1 КоАП отсутствие на объекте санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Также предусмотрена ст. 6.3 КоАП ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В связи с этим при выборе земельных участков для организации промышленного предприятия либо при рассмотрении вопроса приобретения конкретного предприятия целесообразно проводить следующую проверку:
1) получить информацию о санитарных ограничениях земельного участка в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствующем районе (городе);
2) обратить внимание на возможную необходимость компенсации лицам, чьи земельные участки попадают в санитарно-защитную зону (ст. 57 Земельного кодекса РФ);
3) наличие санитарно-эпидемиологического заключения об отсутствии нарушений санитарных норм и правил либо согласование проектной документации органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
4) обратить внимание на смежные участки, в частности нахождение на них жилых застроек, в целях исключения последствий, предусмотренных п. 3.2 СанПиН ("В проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств").
------------------------------------------------------------------
Название документа