Модернизация законодательства: проект Закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Сергеев Ю. Д., Боговская Е. А.)
("Медицинское право", 2011, N 4)
Текст документа
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ПРОЕКТ ЗАКОНА
"ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Ю. Д. СЕРГЕЕВ, Е. А. БОГОВСКАЯ
Сергеев Юрий Дмитриевич, член-корреспондент РАМН, заслуженный юрист РФ, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой медицинского права Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова.
Боговская Елизавета Алексеевна, врач, юрист, ассистент кафедры медицинского права Первого МГМУ им. И. М. Сеченова.
Статья посвящена изменениям в нормативно-правовом регулировании по вопросам охраны здоровья и оказания медицинской помощи, в частности проекту нового Закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Ключевые слова: медицинское право, проект закона, дефиниции, медицинская услуга, медицинская помощь, диагностика, лечение, пациент, заболевание, нозологическая единица, стандартизация медицинской помощи.
Modernization of legislation: the bill "About bases of health protection of citizens in the Russian Federation"
Yu. D. Sergeev, E. A. Bogovskaya
Given article is devoted changes in is standard-legal regulation concerning health protection and the medical aid rendering, to be exact to the new bill "About bases of health protection of citizens in the Russian Federation".
Key words: medical law, the draft law, definitions, medical service, medical assistance, diagnosis, treatment, patient, disease, nosologic units, standardization of medical care.
Медицинская и юридическая общественность, российские граждане твердо рассчитывают, что в сложный период инноваций и модернизации значимым и многообещающим может стать Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Основы), проект которого (от 28 февраля 2011 г.) размещен на сайте Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Данный документ (естественно, после существенной и качественной доработки) должен послужить надежной опорой в реализации конституционных прав человека и гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь.
До настоящего времени главным нормативным документом, регулирующим данный правовой аспект, являлись Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1. Они на протяжении уже восемнадцати лет определяют основные задачи и принципы охраны здоровья граждан и декларируют доступность медико-социальной помощи, социальную защищенность граждан. К сожалению, за этот длительный период времени в стране так и не был принят важнейший для любого цивилизованного общества Федеральный закон прямого действия "О здравоохранении".
В проекте нового рассматриваемого документа с современных позиций освещаются правовые, организационные и экономические основы здравоохранения, права человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья и, что немаловажно, указываются гарантии их реализации. Несколько модифицированы полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья, права и обязанности организаций, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья, права и обязанности медицинских и фармацевтических работников.
В Основах отдельная статья (ст. 2) вводит актуальный понятийный аппарат: медицинская услуга, медицинское вмешательство, диагностика, лечение, пациент, медицинская и фармацевтическая деятельность (организации, работники), лечащий врач, заболевание, тяжесть заболевания и другие.
Впервые четко указывается, что такое доступность медицинской помощи и возможность ее реализации за счет: наличия и высокого уровня квалификации медицинских кадров; достаточности финансовых ресурсов; транспортной доступности медицинских организаций и медицинских работников; возможности свободного выбора медицинской организации и медицинского работника, имеющих право на осуществление соответствующих видов медицинской помощи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; стандартизации медицинской помощи, а также размещения медицинских организаций и иных объектов инфраструктуры охраны здоровья граждан, исходя из потребности населения Российской Федерации.
Авторы не ставили перед собой задачи рассмотреть в данной статье все недостатки и недочеты в содержании данного документа или слишком усложненного стиля его изложения (с множеством отсылочных норм, трудно понятных как для врача, так и для пациента). Представляется, что многие специалисты в области медицины и права представят свои соображения по оптимизации проекта и это обязательно найдет отражение на страницах журнала. Обозначим лишь некоторые проблемы, интересующие нас с профессиональных и научно-прикладных позиций.
Проект Основ содержит несколько статей, в той или иной мере затрагивающих актуальный и важный вопрос о заболеваниях, представляющих опасность для окружающих. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 7 определена недопустимость отказа в оказании медицинской помощи пациенту при угрожающих его жизни состояниях и заболеваниях или угрозе обществу в случае распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, медицинской организацией либо медицинским работником, находящимся при исполнении трудовых обязанностей. Но, к сожалению, вызывает недоумение сама формулировка ч. 1 ст. 7 в той части, где указано, что не допускается отказ в оказании медицинской помощи пациенту при угрожающих его жизни состояниях и заболеваниях или угрозе обществу... медицинским работником, находящимся при исполнении трудовых обязанностей (выделено нами. - Авт.). То есть, буквально следуя норме, если медицинский работник не находится при исполнении трудовых обязанностей, он не должен оказывать медицинской помощи?
Учитывая ч. 2 вышеуказанной статьи, медицинская помощь пациенту при заболеваниях или угрозе обществу в случае распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, оказывается безотлагательно в полном объеме, необходимом для устранения угрозы его жизни или угрозы обществу в случае распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, без взимания платы с пациента. Стоит напомнить, что Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, регламентирован Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715 "Об утверждении Перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих". В него входят: болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), вирусные лихорадки, передаваемые членистоногими, и вирусные геморрагические лихорадки, гельминтозы, гепатит B, гепатит C, дифтерия, инфекции, передающиеся преимущественно половым путем, лепра, малярия, педикулез, акариаз и другие инфестации, сап и мелиоидоз, сибирская язва, туберкулез, холера, чума.
Определенный вклад в защиту прав детей внесен п. 9 ст. 8, где закреплены новые уточнения о возможности медицинского вмешательства без согласия одного из родителей или иного законного представителя, когда медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека. Но, к сожалению, построение данной нормы во многих ее частях носит отсылочный характер, что может создавать трудности при пользовании актом для лиц, не владеющих какими-либо юридическими познаниями и навыками.
Положения о предоставлении сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя также модифицированы и дополнены. Допускается, в частности, разглашение: в целях расследования несчастных случаев на производстве; при обмене информацией в медицинских информационных системах и в медицинских организациях в целях оказания медицинской помощи; при осуществлении контроля в системе обязательного социального страхования, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации; при осуществлении государственного контроля качества услуг, оказываемых в сфере охраны здоровья граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 9).
Новеллой в законодательстве об охране здоровья граждан является новая норма-дефиниция (ч. 1 ст. 12). Учитывая ч. 2 ст. 12, ввоз на территорию Российской Федерации клонированных эмбрионов человека запрещается.
Претерпела изменение и формулировка прав пациентов. Основываясь на ч. 6 ст. 18, пациенты имеют право на:
1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
2) выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, а также на выбор медицинской организации в соответствии законодательством Российской Федерации;
3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
4) проведение по их просьбе консультаций врачей-специалистов;
5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
6) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со ст. 20 данного Федерального закона, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
7) получение платных медицинских и иных услуг, в том числе в рамках программ добровольного медицинского страхования;
8) защиту сведений, содержащих врачебную тайну;
9) обращение в суд для защиты своих интересов в случае нарушения прав при оказании медицинской помощи;
10) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании медицинской помощи, в соответствии со ст. ст. 93 - 96 нового Федерального закона;
11) допуск адвоката или иного законного представителя для защиты прав;
12) допуск священнослужителя, а в стационарных условиях на предоставление возможности для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.
В соответствии со ст. 19 проекта Основ возможен выбор медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. Он осуществляется не чаще одного раза в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В указанной медицинской организации гражданин может осуществлять выбор врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации не чаще одного раза в год (за исключением случаев изменения медицинской организации) в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Законодатель уделил внимание и отдельным группам населения: возможен выбор медицинской организации и врача военнослужащими и приравненными к ним лицами, а также гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, задержанными, заключенными под стражу, отбывающими наказание, с учетом особенностей оказания медицинской помощи (ч. 4 ст. 19).
Впервые на федеральном уровне на граждан в сфере охраны здоровья возложены следующие обязанности (ст. 25).
1. Граждане обязаны соблюдать законодательство об охране здоровья, бережно относиться к своему здоровью, здоровью детей и окружающих лиц.
2. Граждане должны заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии своих детей, приучать их к здоровому образу жизни.
3. Граждане обязаны заботиться о своем здоровье и трудовом долголетии, проходить обязательные медицинские осмотры.
4. Граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, обязаны проходить обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
5. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим и выполнять назначения медицинских работников.
Но, к сожалению, такого рода декларативные, неконкретные (хотя по существу и правильные) призывы могут использоваться для оправдания случаев неблагоприятных исходов оказания медицинской помощи. Законодатель не указал, да и не мог указать на какие-либо санкции при несоблюдении возложенных на граждан обязанностей.
Важными новыми элементами законодательства являются: появление и закрепление в основном документе института защиты прав граждан в сфере охраны здоровья (ст. 26), организация сферы охраны здоровья граждан в Российской Федерации (ст. 27). Указано, что приоритетным направлением охраны здоровья граждан в Российской Федерации являются формирование здорового образа жизни, необходимость профилактики заболеваний, включая профилактику социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих (ст. 28).
К сожалению, практически не претерпела корректировки ст. 29 Основ, регламентирующая первую помощь. В соответствии с данной статьей, первая помощь оказывается гражданам до оказания медицинской помощи (?) при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными ее оказывать по федеральному закону или по специальному правилу и имеющими соответствующую подготовку (сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб). Водители транспортных средств и другие лица вправе оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков. На наш взгляд, следовало бы в первую очередь просто и четко указать: "Медицинские и фармацевтические работники обязаны оказывать первую неотложную медицинскую помощь гражданам в дороге, на улице, в иных общественных местах и на дому". Такое однозначное и понятное указание на необходимость выполнения профессиональной обязанности могло бы спасти многие жизни и способствовать профилактике случаев неоказания помощи больному лицами медицинского персонала (ст. 124 Уголовного кодекса РФ).
В этой связи еще об одном. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 8 ноября 2010 г. N 1118 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 "Лечебное дело" (квалификация (степень) "специалист")", Приказом Министерства образования и науки РФ от 12 августа 2010 г. N 847 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060105 "Медико-профилактическое дело" (квалификация (степень) "специалист")", Приказом Министерства образования и науки РФ от 8 ноября 2010 г. N 1122 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060103 "Педиатрия" (квалификация (степень) "специалист") студент медицинского вуза должен уметь: оказывать неотложную помощь пациентам на догоспитальном этапе. Исходя из вышеуказанных стандартов, на наш взгляд, в ст. 29 необходимо внести дополнение о том, что студенты-медики, окончившие 5-й курс медицинского вуза и успешно прошедшие производственную практику после десятого семестра, также обязаны оказывать первую медицинскую помощь больному (пострадавшему), а студенты медицинских вузов, окончившие три курса и прошедшие производственную практику (т. е. априори обладающие медицинскими познаниями, во всяком случае, не меньшими, чем соответствующие водители транспортных средств, - ч. 2 ст. 29), вправе оказывать такую помощь. Это важно, так как таких студентов-медиков, которые способны реально помочь в экстремальной ситуации пострадавшим людям, в стране около 100 тыс.
В новом документе (в ст. 30) законодатель впервые на федеральном уровне закрепил формы медицинской помощи, дал им определение (плановая, неотложная, экстренная медицинская помощь) и указал, в каких условиях может оказываться медицинская помощь (вне медицинской организации, амбулаторно, стационарно). А в ст. 38 отдельно выделил медицинскую помощь при чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях, а также указал на особенности обеспечения медицинской помощью населения отдельных территорий и работников отдельных организаций (ст. 39).
Нельзя не обратить внимание и на модификацию важнейших видов помощи: специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи и скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи (ст. 32, ст. 33), указание на виды и методы медицинской эвакуации.
Хорошим помощником медицинским работникам (да и правоведам) может стать ст. 34, содержащая норму-дефиницию стандартов медицинской помощи, протокола лечения и указывающая на порядок оказания медицинской помощи. Важным аспектом является обязательность соблюдения стандартов на всей территории РФ и для организации любой организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности.
Проект Федерального закона содержит новеллы о: медицинских изделиях (после принятия новых Основ они должны вноситься в государственный реестр (ст. 35) и подлежать мониторингу безопасности (ст. 90)), медицинской реабилитации, санаторно-курортном лечении (ст. 37).
Важнейшим, на наш взгляд, является выделение в отдельные статьи медицинской помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (ст. 40), страдающим отдельными группами заболеваний (орфанными) (ст. 41), разделение медицинских осмотров на виды (ст. 43).
При рассмотрении документа стоит указать на появление в Основах более четкой регламентации вопросов, касающихся донорства органов и (или) тканей человека и их трансплантации (ст. 44), отчасти дублируя давно существующие нормы Закона Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. N 4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека" и Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Проектом Основ закреплено понятие "медицинские отходы" (ст. 46), выделены классы, которые до появления данного акта уже имели подкрепление в подзаконных актах (Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.7.72899 "2.1.7. Почва, очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы. Санитарная охрана почвы. Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 января 1999 г. N 2)).
Отдельная глава посвящена вопросам охраны здоровья матери и ребенка, семьи и репродуктивного здоровья. В соответствии со ст. 48 проекта каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих (п. 1), любому члену семьи предоставляется право при наличии согласия женщины с учетом состояния ее здоровья присутствовать без взимания платы при рождении ребенка (п. 3), находиться вместе с ребенком в медицинском учреждении бесплатно при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях (п. 4).
Учитывая п. 8 ст. 52, в РФ будет существовать возможность суррогатного материнства, если родителями рожденного ребенка будет один или оба человека, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, но тем самым оставляя "за бортом", например, пары, имеющие патологию на генном уровне (хромосомные аберрации) или при отсутствии у данных лиц жизнеспособных половых клеток.
Значительные изменения внесены в актуальный вопрос экспертизы (ст. ст. 55 - 60). Согласно проекту Основ, вводятся новые виды экспертиз: экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией (ст. 60), дифференцируется медицинское освидетельствование (освидетельствование на состояние опьянения, психиатрическое освидетельствование; освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством; освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием; иные виды медицинских освидетельствований) (ст. 61).
Глава VIII проекта посвящена медицинским мероприятиям, осуществляемым в связи со смертью человека. В соответствии со ст. 63 вскрытие производится всегда при: подозрении на насильственную смерть, невозможности установления заключительного клинического диагноза заболевания, приведшего к смерти, и (или) непосредственной причины смерти; пребывании умершего пациента в стационаре менее одних суток; подозрении на передозировку или непереносимость лекарственных препаратов или диагностических препаратов; в случаях смерти: а) связанных с проведением профилактических, диагностических, инструментальных, анестезиологических, реанимационных, лечебных мероприятий, во время или после операции переливания крови; б) от инфекционного заболевания или при подозрении на него; в) от онкологического заболевания при отсутствии гистологической верификации опухоли; г) от заболевания, связанного с последствиями экологических катастроф; д) беременных, рожениц и родильниц (включая последний день послеродового периода); при необходимости судебно-медицинского исследования.
Проектом предусмотрен пересмотр права допуска лиц к медицинской деятельности. Исходя из п. 1 ст. 65 право на занятие медицинской деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и свидетельство об аккредитации специалиста.
Лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности после признания и установления в Российской Федерации эквивалентности имеющихся у них документов об образовании в порядке, установленном законодательством РФ в области образования, сдачи специального экзамена в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, и прохождения аккредитации (п. 7 ст. 65).
В Основах закреплено расширение обязанностей лечащего врача. Так, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, медицинское изделие или заменитель грудного молока, он обязан сообщить ему приблизительные данные о стоимости рекомендуемого, а также информировать о возможности получения соответствующего лекарственного препарата, медицинского изделия или заменителя грудного молока безвозмездно для пациента в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 66).
Одной из важнейших модернизаций является содержание ст. 70, накладывающей ограничения на медицинских и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности. Данная норма частично может быть соотнесена с п. 2 ч. 1 ст. 575 ГК РФ.
Важным, на наш взгляд, является закрепление в основном документе, регулирующем медицинскую деятельность, регламентации предоставления платных медицинских услуг (ст. 79). Так, в соответствии с ч. 8 ст. 79 при оказании пациенту медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет средств пациента: 1) назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов (в случаях их замены из-за непереносимости, отторжения), не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; 2) размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов по медицинским и/или эпидемиологическим показаниям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 3) совместное нахождение одного из родителей или иного законного представителя, иного члена семьи с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях на протяжении всего периода лечения с ребенком в возрасте до трех лет включительно, а с ребенком старше трех лет - при наличии медицинских показаний; 4) транспортные услуги в сопровождении медицинского работника в целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи при необходимости проведения пациенту, находящемуся на лечении в условиях стационара круглосуточного пребывания, диагностических исследований при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту; 5) транспортировка, хранение в морге поступившего для исследования биологического материала, трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях, утилизация биологического материала; 6) оказание медицинской помощи в сроки, установленные лечащим врачом по медицинским показаниям. Отказ пациента от предлагаемых платных медицинских услуг не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых ему бесплатно в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Для осуществления управления медицинской деятельностью в Основы введена новелла о персонифицированном учете, которая регламентирует сбор, хранение, обработку и предоставление сведений о каждом лице, участвующем в оказании медицинских услуг, а также сведений о лицах, получающих медицинские услуги (ст. 83).
Долгожданным является появление в обязанностях медицинских организаций страховать ответственность перед пациентами (п. 12 ч. 1 ст. 74). Данная норма является очень своевременной, так как, в частности, при установлении профессиональной ошибки при оказании медицинской помощи (ст. 93) для реализации п. 1 ст. 1068 ГК у большинства медицинских работников до сих пор не было материальных средств.
Подводя итоги, можно констатировать, что модернизированные Основы являются важным и нужным документом. Вместе с тем о скрытых пробелах в полной мере можно будет говорить только после получения результатов практики его применения. Хотя сам факт, что контроль качества и безопасности медицинской деятельности будет осуществляться на высшем уровне (государственном, ведомственном, внутреннем (ст. ст. 86 - 88)), дает надежду на позитивную реализацию нововведений.
Источники
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая, третья и четвертая).
3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (УК РФ).
4. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (ГПК РФ).
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (СК РФ).
6. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1.
7. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
8. Постановление Правительства РФ от 11 августа 2003 г. N 485 "О перечне социальных показаний для искусственного прерывания беременности".
9. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715 "Об утверждении Перечня социально значимых заболеваний и Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих".
10. Приказ Минздрава РФ от 26 февраля 2003 г. N 67 "О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия".
11. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715 "Об утверждении Перечня социально значимых заболеваний и Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих".
12. Приказ Минздрава РФ от 14 октября 2003 г. N 484 "Об утверждении Инструкции о порядке разрешения искусственного прерывания беременности в поздние сроки по социальным показаниям и проведения операции искусственного прерывания беременности".
13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 ноября 2010 г. N 1118 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 "Лечебное дело" (квалификация (степень) "специалист")".
14. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 августа 2010 г. N 847 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060105 "Медико-профилактическое дело" (квалификация (степень) "специалист")".
15. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 ноября 2010 г. N 1122 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060103 "Педиатрия" (квалификация (степень) "специалист")".
16. Проект Федерального закона от 28 февраля 2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
------------------------------------------------------------------
Название документа