Обеспечение общественной безопасности в сфере туризма (зарубежный опыт)

(Писаревский Е. Л., Трунцевский Ю. В.) ("Международное публичное и частное право", 2011, N 2) Текст документа

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА (ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ) <*>

Е. Л. ПИСАРЕВСКИЙ, Ю. В. ТРУНЦЕВСКИЙ

-------------------------------- <*> Pisarevskij E. L., Truncevskij Yu. V. Ensuring public security in the sphere of tourism (foreign experience).

Писаревский Евгений Леонидович, заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Минспорттуризма России, кандидат юридических наук.

Трунцевский Юрий Владимирович, профессор кафедры "Анализ рисков и экономическая безопасность" Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

Анализ российской и зарубежной правоприменительной практики свидетельствует о том, что среди преступлений, совершаемых в отношении туристов, выделяются насильственные действия. В целях совершенствования мер предупреждения данного вида правонарушений в сфере туризма в нашей стране необходим анализ соответствующего положительного опыта зарубежных стран, результаты которого позволяют заключить о существовании действенных организационных и правовых мер обеспечения общественной безопасности в сфере туризма.

Ключевые слова: общественная безопасность, туризм, меры предупреждения правонарушений, зарубежный опыт, совершенствование организации профилактики правонарушений.

Analysis of Russian and foreign law-application practice proves that among the crimes committed with regard to tourists the violence actions can be pointed out. For the purposes of improvement of measures of prevention of this type of violations in the sphere of tourism the analysis of the relevant positive experience of foreign countries the results of which allow to conclude on the existence of active organizational and legal measures of ensuring public security in the sphere of tourism is necessary.

Key words: public security, tourism, measures of prevention of violations, foreign experience, improvement of organization of prevention of violations.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации среди основных источников угроз, в том числе личной безопасности граждан, можно выделить такие как сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности граждан, наркомания, незаконный оборот оружия <1>. -------------------------------- <1> Пункт 37 Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.

Одними из самых опасных угроз личной безопасности туристов являются насильственные действия. Обеспечение безопасности туризма невозможно без принятия комплекса мер, направленных на противодействие преступлениям и иным правонарушениям в сфере туризма <2>. -------------------------------- <2> См.: Маринин М. М. Туристские формальности и безопасность в туризме. М., 2003; Вавилова Е. В. Основы международного туризма. М., 2005; Интернет-сайт о безопасности: http://www. sec4all. net/securcountry. html; и др.

Во время совершения путешествия, особенно в развивающиеся страны, у туриста высока вероятность стать жертвой насилия. Из более чем 500000 убийств в год 90% приходится на развивающиеся страны. На одно убийство приходятся десятки травм, требующих медицинской помощи, и сотни случаев более изощренных форм насилия и жестокого обращения, которые приводят к долгосрочным негативным последствиям физического, психологического, поведенческого и социального характера. Анализ российской и зарубежной правоприменительной практики свидетельствует о том, что среди преступлений, совершаемых в отношении туристов, выделяются: насильственные действия <3> (убийство, умышленное причинение вреда здоровью различной степени тяжести, побои, истязания, угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью), заражение инфекциями, торговля людьми, кражи, грабежи, разбои, мошенничество, вымогательство, нанесение ущерба нравственности, здоровью туристов, в том числе с использованием наркотических и психотропных средств, гипноза, совершение развратных действий и насильственных действия сексуального характера, умаление (унижение) чести, достоинства и доброго имени туристов (клевета, оскорбление), незаконное распространение персональных данных туристов <4>, нарушение неприкосновенности частной жизни туриста и другие. -------------------------------- <3> Среди видов насилия традиционно выделяют: насилие в молодежной среде, жестокое обращение с детьми и отсутствие заботы со стороны родителей и других воспитателей, насилие со стороны интимного партнера, жестокое обращение с пожилыми людьми, сексуальное насилие, насилие, направленное против собственной жизни и здоровья, коллективное насилие (см.: Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире / Под ред. Э. Г. Круга и др.; пер. с англ. М.: "Весь Мир", 2003. 376 с.). <4> Под угрозами безопасности персональных данных при их обработке в ИСПДн понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность несанкционированного, в том числе случайного, доступа к персональным данным, результатом которого может стать уничтожение, изменение, блокирование, копирование, распространение персональных данных, а также иных несанкционированных действий при их обработке в информационной системе персональных данных (см.: Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утв. ФСТЭК РФ 14.02.2008).

Меры общественной безопасности в сфере туризма включают в себя мероприятия в области антикриминальной безопасности, противодействия правонарушениям в отношении туристов, а также иные меры, направленные на укрепление законности и правопорядка в стране (месте) временного пребывания туристов. Очевидно, что преступления в отношении туристов наносят серьезный удар по имиджу и привлекательности страны (места) временного пребывания (далее также - туристская дестинация). Поэтому вполне оправданными представляются действия тех государств, которые в интересах развития туризма устанавливают жесткие юридические санкции в отношении лиц, посягающих на жизнь, здоровье и имущество туристов. Так, например, в Бразилии представители властей Рио-де-Жанейро, курирующие туристическую отрасль, предложили принять закон, согласно которому максимальное наказание за совершение грабежа в отношении иностранцев должно составить 15 лет лишения свободы, тогда как сейчас согласно бразильскому законодательству за подобное деяние может быть назначено наказание до 10 лет лишения свободы вне зависимости от национальности жертвы <5>. -------------------------------- <5> URL: http://Reuters http:// www. gazeta. ru/ travel/ 2006/ 01/ 26_n_526263.shtml.

Социальная природа преступности требует системного подхода к противодействию преступлениям против туристов, постоянного взаимодействия государства и институтов гражданского общества. В связи с этим американские ученые-юристы на основе обобщения опыта США, Великобритании, Канады, Новой Зеландии, Нидерландов и Скандинавии разработали рекомендации по противодействию преступлениям против туристов, а также их собственности <6>. -------------------------------- <6> Crimes against tourists by Ronald W. Glensor Kenneth J. Peak / U. S. Department of Justice, 2004. URL: www. cops.

Данные рекомендации предполагают активное участие в охране общественного порядка в туристской дестинации не только правоохранительных органов, но и представителей гражданского общества (волонтеры, работники организаций туристской индустрии и др.).

Основные предложения эффективной стратегии противодействия преступлениям против туристов

N Рекомендация Как она Работает Предложения по работает лучше, если... осуществлению

1 Работа с Повышает ...полиция Следует индустрией вероятность знает и может реализовывать туризма по профилактики проинформировать данный опыт с противодействию посредством других о участием преступному взаимодействия позитивном полиции, а также сообществу полиции и опыте опыте обеспечения организаций представителей безопасности туристской индустрии туристов, индустрии; туризма применяемом не следует как на местном ограничивать уровне, так и в дополнительное других странах патрулирование полицией

2 Обучение Повышает ...используются Выделение денег сотрудников компетенцию высококачественные для полиции или полиции и персонала, учебные органов местного частных а также доверие программы, самоуправления охранных к нему при основанные на ранее на разработку предприятий решении использованном обучающих выявлению и проблем лучшем опыте программ пресечению преступлений против туристов, а также оказанию туристам экстренной помощи

3 Упрощение Повышает ...законодательство Повысить расходы процедуры вероятность предусматривает на местное дачи привлечения финансирование правосудие; в показаний преступников к расходов на результате туристами, уголовной дорогу потерпевшим увеличится ставшими ответственности или обеспечение вероятность жертвами и, таким оборудованием для вынесения преступлений образом, дачи показаний преступнику сокращение посредством обвинительного количества телеконференции приговора потенциальных преступников

4 Введение для Осуществляет ...представители Налогоплательщики собственников финансирование местного могут отказаться недвижимости для усиления мер самоуправления и платить дополнительных безопасности организации дополнительные налогов в туристических туристической налоги, если они (сборов), за дестинациях индустрии готовы убеждены, что счет которых оплатить расходы по полиция должна финансируется обустройству взять на себя всю создание и территории и ответственность функционирование сокращению рисков за обеспечение систем для туристов безопасности обеспечения туристов безопасности туризма в дестинации

5 Поощрение Снижает ...гостиницы и Расходы на гостиниц и возможность другие средства реализацию могут других средств для туристов размещения быть высокими; размещения стать жертвой имеют высокую управляющие туристов, преступления мотивацию для гостиниц и других использующих профилактики средств дополнительные преступлений и размещения могут силы и нанимают отказаться от средства для сотрудников, реализации обеспечения способных дополнительных безопасности определить мер, направленных гостей потребности на усиление (идентификация гостей и правильно безопасности личности использовать туристов туриста перед необходимое заселением в оборудование гостиницу, электронные перепрограм - мируемые замки в номерах, сейфы, видеонаблюдение, охранники, информирование туристов о мерах безопасности через кабельное телевидение)

6 Вознаграждение Повышает ...предложения Расходы на за информацию, вероятность денежного изготовление и способствующую наказания вознаграждения распространение задержанию потенциальных широко освещены в памяток преступников и преступников и местной прессе, (инструкций) по привлечению их к правонарушителей и размер такого безопасности уголовной вознаграждения ответственности достаточно высок

7 Опытные туристы Распространение ...информация для Расходы на сами снижают правил и лучшей туристов доступна изготовление и риски стать практики на разных языках распространение жертвой безопасности памяток преступления среди туристов (инструкций)по (интернет - безопасности ресурсы, содержащие сведения о правилах безопасности при передвижении на автомобилях и общественном транспорте, использование кредитных карт, дорожных чеков и других финансовых инструментов, перечень контактных телефонов экстренных служб, актуальная информация о состоянии преступности в отношении туристов, о туристской полиции или других специализирован - ных подразделениях, обеспечивающих безопасность туристов); телефоны круглосуточной помощи туристам, консульские службы иностранных государств, безопасные места проживания и отдыха и иная полезная для туристов информация

8 Увеличение числа Удерживает ...сотрудники Требования к патрулей преступников от полиции активному в форменной совершения патрулируют места использованию одежде как реальных повышенной сотрудников способ преступлений и опасности правоохранитель - профилактики предупреждает ных органов и преступлений и потенциальные других ресурсов правонарушений преступления правосудия против туристов в туристских дестинациях

9 Дежурные патрули Удерживает ...добровольцы Расходы на горожан в преступников от (волонтеры) привлечение, дополнение к совершения хорошо обучены, обучение и полицейским реальных имеют быстрый экипировку патрулям, преступлений и доступ к патрулей на особенно в предупреждает сотрудникам добровольной "сезон пик" потенциальные полиции и основе преступления соответствующим образом экипированы

10 Дополнительный Повышает ...особо опасные Мероприятие контроль в вероятность территории трудоемкое и местах выявления оборудованы дорогостоящее повышенной преступников и камерами или/и их для опасности потенциальных патрулируют осуществления; нарушителей офицеры наблюдение посредством камер должно осуществляться непрерывно

11 Обустройство Создает ...изменения должны Требует глубокого окружающей дополнительные быть адаптированы к понимания среды сложности для определенным рискам принципов и туристской совершения конкретной среды методов дестинации с преступлений профилактики целью преступлений создания через безопасных обустройство условий для окружающей туристов, среды сохранности их имущества (информационные табло, знаки безопасности в ключевых местах (аэропортах, автодорогах, других местах повышенной опасности и др.))

Зарубежный опыт обеспечения общественной безопасности в отдельных туристских дестинациях показывает необходимость принятия специальных правовых актов, связанных с вопросами обеспечения личной безопасности туристов. Так, например, туристической администрацией штата Гавайи (США) был подготовлен стратегический план в области обеспечения антикриминальной безопасности туристов на период 2005 - 2015 годы <7>. -------------------------------- <7> URL: http:// www. hawaiitourismauthority. org/ pdf/ HTA_ Safe - ty_ Security_ Report. pdf.

Основными целями принятия документа явилось: - предотвращение преступлений и других угроз безопасности путем обучения и просвещения туристов, местного населения и работников туристской индустрии в области потенциальных рисков, связанных со здоровьем и безопасностью туристов; - поддержка и усиление мер антикриминальной безопасности, в том числе осуществляемых правоохранительными органами; - усиление мер личной безопасности туристов и местного населения в аэропортах, морских гаванях и других местах повышенной опасности для личной безопасности туристов; - пресечение наркоторговли и других преступлений; - оказание содействия туристам, которые стали жертвами преступлений, несчастных случаев и других опасностей, в том числе в результате чрезвычайных ситуаций. Эффективным средством противодействия правонарушениям в сфере туризма в отдельных странах мира выступают специализированные подразделения органов правопорядка ("туристская полиция"). Так, при Исполнительном совете Всемирной туристской организации в 1994 г. создан Комитет по качеству туристского обслуживания, который отвечает за вопросы безопасности путешествий. В том же году Всемирная торговая организация представила обзор по 73 странам мира на тему: "Безопасность и защита путешественников, туристов, туристских объектов". Результаты данного исследования были озвучены летом 1995 г. в Эстерунде (Швеция) во время I Международной конференции по безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях. Авторы исследования пришли к выводам о том, что в 71% стран объекты и достопримечательности, посещаемые туристами, обеспечиваются охраной со стороны специальной туристской полиции или службы безопасности. Первое подразделение туристской полиции было создано Королевской полицией Малайзии 22 февраля 1988 г. В настоящее время только контингент туристской полиции Куала Лумпура насчитывает около 200 сотрудников. Более чем в половине таких стран подобная служба является частью государственной или муниципальной полиции (Малайзия, Египет, Израиль, Иордания и др.). На туристскую полицию, кроме противодействия преступности в сфере туризма (включая наркопреступность), возлагаются также функции охраны памятников культуры, окружающей среды, предоставление туристам необходимой информации, охрана местных этнических групп. Сотрудники туристской полиции в 41% стран обучаются иностранным языкам, в 26% - проходят подготовку по специальным туристским дисциплинам, в 37% стран поддерживают регулярную связь с туристскими ведомствами, фирмами и обычной полицией. Следует отметить: цели туристской полиции: - обеспечить достижение цели правительства по развитию индустрии туризма; - обеспечить безопасность и помощь внутренним и иностранным туристам; - предотвращать и/или расследовать преступления, связанные с внутренними и иностранными туристами; - не допускать участия туристов в преступных действиях, а в случае необходимости - проводить расследование таких фактов; роль и функции туристской полиции: - обеспечивать безопасность и помощь туристам; - хорошо знать турцентры и туристские достопримечательности; - предоставлять туристам необходимую информацию и помогать советами; - обеспечивать безопасность на территории турцентров для туристов и не допускать никаких преступных действий; - не допускать насильственных действий или мошенничества по отношению к туристам во время их пребывания в стране; - заботиться о том, чтобы туристы были проинформированы о местных нормах поведения и обычаях, законах и правилах; - ускорять процедуры, связанные с расследованием и слушанием в судах уголовных дел, имеющих отношение к туристам; - отслеживать и не допускать любые неправомерные действия или мошенничества в индустрии туризма; - предоставлять помощь и необходимую информацию туристам, пострадавшим в результате несчастных случаев, краж или потери важных документов <8>. -------------------------------- <8> Безопасность туристов. Практические меры для дестинаций. М.: Всемирная туристская организация, 1996. С. 66.

В Российской Федерации "туристской полиции" как самостоятельного правоохранительного органа не существует. Вместе с тем в ряде территориальных подразделений органов внутренних дел, а также в иных органах власти служат сотрудники, которые отвечают за профилактику, расследование и пресечение преступлений и правонарушений в отношении иностранных туристов. Так, в ГУВД г. Санкт-Петербурга функционирует оперативно-розыскная часть (ОРЧ N 6 (линии УР) КМ ГУВД), специализирующаяся на противодействии преступлениям в отношении иностранных граждан. Данное подразделение разработало, например, рекомендации иностранным туристам <9>, которые содержат советы не только в области личной безопасности, но и предостерегают иностранных туристов от совершения правонарушений. -------------------------------- <9> Рекомендации подготовлены ГУВД г. Санкт-Петербурга (ОРЧ N 6 (линии УР) КМ ГУВД.

В заключение отметим, что эффективным средством профилактики преступлений и иных правонарушений против туристов в нашей стране могут стать "зоны (территории) безопасности", которые могли бы создаваться в туристских дестинациях. Под "зоной безопасности" обычно понимается территория или место, наиболее уязвимое для противоправных проявлений, где после принятого комплекса профилактических мер укрепляется правопорядок, а туристы в большей степени ощущают себя в безопасности и под защитой правоохранительных органов <10>. -------------------------------- <10> См: Богатырев Р. М. Создание "зон безопасности" в наиболее криминогенных местах мегаполиса // Законность. 2009. N 7.

Эта территория (место) не огораживается и не оцепляется, границы "зоны" подвижны. Особенностью таких зон безопасности является не столько наличие усиленных патрулей (сотрудников правоохранительных органов, добровольцев), систем видеонаблюдения и других современных сил и средств обеспечения личной безопасности, сколько осуществляемые на систематической основе мероприятия, направленные на повышение информированности туристов и местного населения о мерах личной безопасности в туристской дестинации, воспитание туристского сознания местного населения (идеологии гостеприимства по отношении к туристам), обустройство безопасной туристской инфраструктуры, включая оборудование территории туристскими обозначениями, символами и знаками безопасности.

------------------------------------------------------------------

Название документа