Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения

(Русецкий А. Е., Нестерова А. Ю.)

("Законность", 2011, N 1)

Текст документа

МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

А. Е. РУСЕЦКИЙ, А. Ю. НЕСТЕРОВА

Русецкий Александр Евгеньевич, начальник отдела по надзору за исполнением законов о безопасности дорожного движения главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Нестерова Александра Юрьевна, прокурор отдела по надзору за исполнением законов о безопасности дорожного движения главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

На основе анализа состояния законности в сфере медицинского обеспечения безопасности дорожного движения и высоких показателей аварийности авторы статьи делают вывод о необходимости не только внесения изменений в действующее федеральное законодательство, но и активизации прокурорского надзора в указанной сфере.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, дорожно-транспортные происшествия, надзор, водительские удостоверения.

Medical traffic safety support

Rusetsky Alexander Yevgenyevich

Nesterova Alexandra Yuryevna

Based on the analysis of the state of legality in the sphere of medical traffic safety support and high accident rates, the authors of the article conclude that it is necessary not only to make amendments in the effective legislation but to intensify prosecutorial supervision in this sphere.

Key words: traffic safety, traffic accidents, supervision, driver's license.

Анализ состояния законности в сфере медицинского обеспечения безопасности дорожного движения и высокие показатели аварийности свидетельствуют о необходимости не только внесения изменений в действующее федеральное законодательство, но и активизации прокурорского надзора в указанной сфере.

Согласно данным департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России в 2009 г. из-за нарушения Правил дорожного движения водителями транспортных средств в состоянии опьянения совершено 12326 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 2217 человек и 18206 - ранено. За 9 месяцев 2010 г. совершено 8930 подобных ДТП, в которых 1397 человек погибло, 13069 - ранено.

Несмотря на незначительное снижение общих показателей аварийности по стране в целом (- 6,3%), ситуация в этой сфере остается сложной. Так, только в г. Москве рост ДТП указанной категории за 9 месяцев 2010 г. составил более 20%, Пермском крае и Нижегородской области - 27%, Красноярском крае - 30%, а в Астраханской области - 108%. В отдельных субъектах Федерации растет и количество погибших и раненых в подобных авариях. Например, в Краснодарском крае при росте количества ДТП из-за нарушения водителями Правил дорожного движения в состоянии опьянения на 58% количество погибших в этих происшествиях выросло на 72,7%, а раненых - на 50%. При этом наибольшее количество таких аварий происходит в Свердловской области и Красноярском крае - 350 ДТП, Нижегородской области - 298 ДТП, Владимирской области - 283 ДТП, в то время как в Москве - 178 ДТП.

Негативное влияние на состояние законности и правопорядка в сфере медицинского обеспечения безопасности дорожного движения оказывает наличие водительских удостоверений у лиц, имеющих противопоказания к водительской деятельности. Так, прокурорами Кабардино-Балкарской Республики, республик Коми, Татарстан, Курганской, Челябинской, Ярославской областей выявлены лица, состоящие на диспансерном учете с диагнозами - наркотическая и алкогольная зависимость, которым органами ГИБДД в нарушение требований законодательства были выданы водительские удостоверения. В Республике Мордовия органы прокуратуры в 2010 г. выявили более 100 лиц этой категории.

В соответствии со ст. ст. 1, 23 и 29 ФЗ от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения" одним из видов медицинского обеспечения безопасности дорожного движения является обязательное медицинское освидетельствование и переосвидетельствование кандидатов в водители и водителей транспортных средств, цель которого - определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.

Названные требования направлены на выполнение задач ФЗ "О безопасности дорожного движения" по охране жизни, здоровья и имущества граждан, защите их прав и законных интересов, а также защите интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Наличие противопоказаний к управлению транспортными средствами, подтвержденное соответствующим медицинским заключением, - одно из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами. Так, в Республике Татарстан с начала 2010 г. по искам прокуроров суды лишили права управлять транспортными средствами 540 лиц, состоящих на учете с диагнозом наркомания или алкоголизм, уклоняющихся от врачебного наблюдения и лечения, которым в нарушение закона органы Госавтоинспекции выдали водительские удостоверения.

Согласно п. 4 ст. 23 ФЗ "О безопасности дорожного движения" периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину РФ запрещается управлять транспортными средствами, устанавливаются федеральным законом. Однако до сих пор соответствующий федеральный закон не принят.

В настоящее время перечень ограничений к водительской деятельности и периодичность медицинских осмотров водителей транспортных средств установлены Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и Приказом Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1989 г. "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств". Названным Постановлением Правительства РФ утвержден и Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.

Медицинские противопоказания для водителей авто-, мототранспортных средств следующие: пограничная умственная отсталость и задержки умственного развития (индивидуально, переосвидетельствование через три года), эпилепсия и синкопальные состояния, алкоголизм, наркомания, токсикомания (допускаются при стойкой ремиссии).

Действующее законодательство предусматривает возможность проведения медицинского освидетельствования граждан организациями любой формы собственности, получившими лицензии на предоставление соответствующих медицинских услуг (работ), выданные в соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г.

Необходимо учитывать, что первичное медицинское освидетельствование кандидатов в водители и получение ими медицинской справки о годности к управлению транспортными средствами происходит при получении водительского удостоверения. В последующем медицинская справка представляется в органы Госавтоинспекции при замене водительского удостоверения, выдаче водительского удостоверения взамен утраченного (похищенного) и возврате водительских удостоверений органами ГИБДД лицам, в отношении которых срок лишения права управления транспортными средствами истек.

При этом в силу п. 35 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г., водительские удостоверения выдаются на срок 10 лет.

Действующее в настоящее время Положение о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г., также предусматривает обязанность собственника (представителя собственника) представить в Госавтоинспекцию для проведения государственного технического осмотра медицинскую справку установленной формы. Периодичность государственного технического осмотра составляет от 6 до 36 месяцев.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает несколько способов и сроков медицинского освидетельствования водителей в течение 10-летнего срока действия водительских удостоверений.

Генеральной прокуратурой РФ в 2009 г. направлена информация Министру здравоохранения и социального развития РФ, в которой предложено рассмотреть вопрос о разработке комплекса мер по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения, в том числе ускорить разработку проекта Федерального закона "О медицинском обеспечении безопасности дорожного движения", установив в нем периодичность и порядок проведения обязательных медицинских освидетельствований, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину запрещается управлять транспортными средствами, порядок организации медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Минздравсоцразвития России в настоящее время разработал проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения". Проектом предусмотрено, что обязательное медицинское освидетельствование включает в себя в том числе обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом, осуществляемое в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания кандидата в водители или водителя транспортных средств.

Вместе с тем действующим законодательством РФ не предусмотрена обязанность организаций, осуществляющих медицинское освидетельствование граждан - кандидатов в водители, запрашивать в диспансерах информацию о наличии у них противопоказаний к водительской деятельности и о том, состоят ли они на учете с соответствующими диагнозами.

Существующий пробел в законодательстве приводит к получению водительских удостоверений лицами, имеющими противопоказания или ограничения к управлению транспортным средством.

Разработанный Минздравсоцразвития России проект Федерального закона полностью не решит существующую проблему, поскольку нет единого, централизованного всероссийского учета лиц указанной категории.

В связи с пробелами в действующем законодательстве прокуроры вынуждены проводить мероприятия по выявлению лиц, имеющих заболевания, при которых управление транспортными средствами противопоказано, и прекращению действия их прав на управление транспортными средствами в судебном порядке.

Генеральной прокуратурой РФ в мае и сентябре 2010 г. прокурорам субъектов Федерации направлены информационные письма об усилении прокурорского надзора за исполнением законов в сфере медицинского обеспечения безопасности дорожного движения в части соблюдения ограничений к водительской деятельности. Прокурорам субъектов Федерации предложено во взаимодействии с органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и медицинскими учреждениями организовать проведение мероприятий на предмет выявления лиц, имеющих ограничения к водительской деятельности.

По каждому факту неправомерной выдачи медицинских справок о годности к управлению транспортными средствами или неправомерного предоставления права на управление транспортными средствами различных категорий лицам, имеющим противопоказания к водительской деятельности, необходимо ставить вопрос о персональной ответственности должностных лиц органов Госавтоинспекции, принявших указанные решения, а также медицинских работников организаций всех форм собственности, выдавших соответствующие справки.

Однако в некоторых случаях прокуратуры субъектов ограничиваются предъявлением исков в суды с целью прекращения действия права лиц, состоявших на диспансерном учете с диагнозами алкоголизм, наркомания, на управление транспортными средствами.

Вместе с тем при выявлении лиц указанной категории необходимо устанавливать правомерность выдачи медицинских справок, послуживших основанием для получения водительских удостоверений. В каждом случае следует проверять, учитывались ли при выдаче медицинской справки сведения специализированных диспансеров о наличии либо отсутствии заболеваний, препятствующих осуществлению водительской деятельности.

При выявлении случаев фальсификации медицинских справок о годности к управлению транспортными средствами необходимо направлять соответствующие материалы в следственные органы для принятия решения в порядке ст. ст. 144 - 145 УПК.

В связи с этим введение в июле 2010 г. в ст. 19 ФЗ от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения" нормы, запрещающей эксплуатацию транспортных средств лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, является действенной и своевременной мерой по предотвращению дорожно-транспортных происшествий.

Название документа

Вопрос: ОАО и ЗАО (исполнитель) подписали договор на оказание услуг по организации поездки работников ОАО на морское побережье Италии. Договором предусмотрено, что требования, предъявляемые к услугам, и другие условия определяются в задании на оказание услуг. Такой документ сторонами не составлялся. ОАО считает, что ЗАО оказало услуги в меньшем объеме, чем это было предусмотрено договором, и с ненадлежащим качеством. Можно ли в судебном порядке возложить на ЗАО обязанность по выполнению услуг или потребовать расторгнуть договор и взыскать денежные средства?

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: ОАО и ЗАО (исполнитель) подписали договор на оказание услуг по организации поездки работников ОАО на морское побережье Италии. Договором предусмотрено, что требования, предъявляемые к услугам, и другие условия определяются в задании на оказание услуг. Такой документ сторонами не составлялся. ОАО считает, что ЗАО оказало услуги в меньшем объеме, чем это было предусмотрено договором, и с ненадлежащим качеством. Можно ли в судебном порядке возложить на ЗАО обязанность по выполнению услуг или потребовать расторгнуть договор и взыскать денежные средства?

Ответ: На ЗАО нельзя возложить обязанность по выполнению услуг, нельзя потребовать расторгнуть договор и взыскать с него денежные средства.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 132-ФЗ) реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных Законом N 132-ФЗ, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству РФ, в том числе законодательству о защите прав потребителей.

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем его существенным условиям.

При этом существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ).

В силу ч. 2 ст. 10 Закона N 132-ФЗ к существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся:

- полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора;

- размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;

- сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

- общая цена туристского продукта в рублях;

- информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах;

- права, обязанности и ответственность сторон; условия изменения и расторжения договора;

- сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора;

- сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии.

В рассматриваемом случае задание на оказание услуг, определяющее требования, предъявляемые к услугам, виды, содержание и объем услуг, другие условия договора сторонами не составлялось и не подписывалось.

Поскольку договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем его существенным условиям, договор, подписанный ОАО и ЗАО, нельзя считать заключенным. Соответственно, незаключенный договор не может быть расторгнут. Кроме того, отсутствуют основания для возложения на ЗАО обязанности по выполнению предусмотренных этим договором услуг, а также применению установленной договором ответственности.

Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановления ФАС Поволжского округа от 04.08.2009 по делу N А57-21120/2008, ФАС Уральского округа от 16.06.2005 N Ф09-1712/05-С4).

Л. В.Попова

Директор Департамента

налогового консультирования

ООО "Центр консалтинга "Панацея"

Подписано в печать

14.12.2010

Название документа

Вопрос: В договоре о реализации туристского продукта отсутствует информация о дате выезда из гостиницы и дате отправления из страны временного пребывания. Такие сведения содержатся в листе бронирования. Может ли туроператор быть привлечен к административной ответственности за отсутствие этих сведений в договоре?

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: В договоре о реализации туристского продукта отсутствует информация о дате выезда из гостиницы и дате отправления из страны временного пребывания. Такие сведения содержатся в листе бронирования. Может ли туроператор быть привлечен к административной ответственности за отсутствие этих сведений в договоре?

Ответ: В рассматриваемой ситуации туроператор может быть привлечен к административной ответственности. Однако по данному вопросу в определенных случаях возможно и другое решение.

Обоснование: Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Данная норма установлена п. 1 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1).

В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.11.96 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 132-ФЗ) реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных Законом N 132-ФЗ, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству РФ, в том числе законодательству о защите прав потребителей.

Одним из существенных условий договора о реализации туристского продукта является информация о потребительских свойствах этого продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания и т. д. (абз. 6 ч. 2 ст. 10 Закона N 132-ФЗ).

В рассматриваемом случае туроператор не представил полную и достоверную информацию о дате выезда из гостиницы и дате отправления из страны временного пребывания. Сведения о фактической дате выбытия, содержащиеся в листе бронирования, не могут свидетельствовать об исполнении туроператором своих обязательств, поскольку указанный документ не является взаимным соглашением сторон.

Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом об административных правонарушениях РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

При таких обстоятельствах туроператор может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.

Данный вывод подтверждается Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2009 по делу N А56-50070/2008.

Однако в определенных случаях подписание сторонами листа бронирования, в котором содержатся все существенные условия реализации туристского продукта, свидетельствует о заключении сторонами надлежащим образом оформленного договора о реализации туристского продукта (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2007 N 17АП-3825/2007-ГК).

Л. В.Попова

Директор Департамента

налогового консультирования

ООО "Центр консалтинга "Панацея"

Подписано в печать

14.12.2010

Название документа