Понятие и содержание репродуктивных прав в России и странах СНГ

(Романовский Г. Б.) ("Реформы и право", 2010, N 4) Текст документа

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РЕПРОДУКТИВНЫХ ПРАВ В РОССИИ И СТРАНАХ СНГ <1>

Г. Б. РОМАНОВСКИЙ

-------------------------------- <1> Исследование проведено по гранту Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации (проект N МД - 633.2009.6).

Романовский Георгий Борисович, доктор юридических наук, заведующий кафедрой уголовного права Пензенского государственного университета.

В статье содержится сравнительно-правовой анализ законодательного закрепления основных репродуктивных прав (свободный репродуктивный выбор, планирование семьи, искусственное прерывание беременности донорство половых клеток и т. д.) в России и других государствах СНГ.

Ключевые слова: репродуктивные права, право человека на жизнь, вопросы биоэтики.

Concept and content of reproductive rights in Russia and CIS G. B. Romanovskiy

The article contains a comparative legal analysis of the legislative consolidation of the basic reproductive rights (free reproductive choice, family planning, abortion, gamete donation, etc.) in Russia and other CIS countries.

Key words: reproductive rights, the right to life, bioethics issues.

Отказ от советской модели правового регулирования привнес в российскую юридическую науку целый комплекс новых проблем, нуждающихся в своем разрешении. Одной из таких "terra incognita" выступает понятие и содержание репродуктивных прав. Несмотря на наличие "непаханого поля", отечественные юристы не устремились на его разработку, чему, по-видимому, есть ряд объективных причин, из которых основными являются следующие. Во-первых, есть неопределенность с общим предназначением репродуктивных прав, их сущностью. Если исходить из общего толкования слова "репродуктивные", то оно происходит от латинских: re - вновь и productio - продолжение. Это вроде бы означает, что анализируемый институт имеет прямую связь с воспроизводством населения. Однако демографические интересы некоторых государств диаметрально противоположны. Если Россия озабочена сбережением народа (в усилении прироста титульных наций заинтересованы также практически все европейские страны), то Китай проводит принцип "одна семья - один ребенок" и делает все, чтобы количество китайцев на территории государства хотя бы не увеличивалось. Понятно, что объединить под один знаменатель столь различные векторы правовых интересов достаточно сложно. Во-вторых, естественный способ воспроизводства населения связан с интимной стороной жизни человека, его сексуальностью. Все государства так или иначе пытались поставить под особый контроль репродуктивное поведение своих граждан, при этом стыдливо прячась под различные правовые конструкции: поражение в правах незаконнорожденных детей, запрет на межэтнические и межсословные браки, юридизация семейных отношений, дискриминация женщин, демонизация сексуальных отношений и многое другое. Казалось бы, современные достижения в области медицины и генетики должны подтолкнуть к поиску оптимальных механизмов правового регулирования репродуктивных технологий, однако большинство государств явно не торопится. Регулирование означает также наложение определенных ограничений. В то же время искомый результат может дать колоссальный переворот в науке. Подправив природу человека, можно изначально провести такую дискриминацию, которую нельзя будет нивелировать с помощью социальных институтов. Кто-то в силу биологических характеристик будет выносливее, сильнее, умнее, более здоров. Клонирование раздвигает границы трансплантологии. Суррогатное материнство ломает тысячелетний принцип "мать та, которая родила". Новое звучание получают дискуссии о создании "эликсира бессмертия". В особом свете Александр Бард и Ян Зодерквист пропагандируют последние достижения биологии в своем произведении "Нетократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма" <1>. Базис нетократии представлен следующим лозунгом: "То, что неэтично сегодня, завтра будет принято повсеместно". Как следствие: "Этика нетократии - это гипербиологический прагматизм". Авторы оптимистично смотрят на будущее промышленного производства людей: "Эти слегка отредактированные копии могут даже выступать в роли живых хранилищ резервных органов на тот случай, если нам вдруг понадобится свежая, не затронутая воздействием алкоголя печень". -------------------------------- <1> Нельзя не сказать, что идея нетократии имеет большое количество сторонников и претендует на формирование образа будущего человека. Само произведение этих авторов весьма популярно, полную версию книги можно найти в сети Интернет. См.: http:// book. ariom. ru/ index. php? id= 672&t= rate&toprate= &tophits

Последствия реализации многих репродуктивных прав вслед за возможностью улучшения "человеческой породы" поставят ряд вопросов в том числе перед юридической наукой: какие именно качества человека нуждаются в улучшении? Должны ли все люди обладать правом доступа к таким биотехнологиям? Какие поведенческие модели нуждаются в биологической корректировке? Обращает внимание, что в зависимости от уклада жизни, нравственных представлений, религиозных убеждений поведенческие стереотипы, направленные на развитие естественного отбора в общественном понимании, могут варьироваться. В одном социуме определенное поведение будет считаться безнравственным, нередко преступным, в другом - та же самая модель поведения не просто одобряема, а поощряема, в том числе и со стороны государства. Насколько разнообразны стереотипы человеческого поведения, настолько разнообразны представления в обществе о человеческой природе. Нельзя говорить, что тот или иной человек высококачественный с точки зрения биологии, не оглядываясь на общественные представления о полезности - неполезности человека. Приведенные факторы актуализируют исследования юристов в сфере репродуктивных прав. Нельзя не отметить, что юридическая наука заметно отстает от результатов, выдаваемых современной медициной просто "на гора". В нашем государстве неоднократно предлагались нормативные акты, в той или иной мере затрагивающие репродуктивную сферу. В юридической и медицинской общественности активно обсуждается проект Федерального закона "О вспомогательных репродуктивных технологиях и гарантиях прав граждан при их осуществлении" <1>. Необходимо отметить, что на постсоветском пространстве во многих странах приняты и действуют законы о репродуктивных правах. Компаративистское исследование позволит выявить апробированные методы решения существующих проблем в анализируемой сфере, выделить недостатки содержания правовых норм. Данный опыт был бы полезен российскому законодателю. Государства, входящие в Содружество Независимых Государств, долгое время имели общую историю, что предопределяет схожесть правосознания и правопонимания. Исходя из этого содержание зарубежных правовых норм найдет отклик у российских юристов. В поддержку компаративистских исследований определенно высказался А. Бланкенагель: "Во-первых, это энциклопедический характер знания того, как функционируют другие правовые системы. Необходимо упомянуть и об экономии времени в поиске того, не предлагается ли другой правовой системой удовлетворительное и убедительное решение тех проблем, которые еще предстоит решить в собственной правовой системе; если такие решения конкретных проблем находятся, с полки готовых правовых решений берется наиболее подходящее, как если бы речь шла о покупках в магазине самообслуживания. (В отличие от нормальных магазинов самообслуживания в этом юридическом супермаркете, к счастью, все продукты можно получить бесплатно.) Помимо этого, сравнительное правоведение и сравнительное конституционное право имеют отношение к обоснованию легитимности тех или иных норм: как можно удовлетворительно объяснить гражданам наличие ограничений личной свободы, если таких ограничений свободы нет в других странах и в этих странах не наступает общественный хаос, предупреждение которого является обоснованием необходимости ограничения свободы в собственной правовой системе" <2>. -------------------------------- <1> Сергеев Ю. Д., Лебедев С. В., Павлова Ю. В., Дергачев Н. А. Проект Федерального закона "О вспомогательных репродуктивных технологиях и гарантиях прав граждан при их осуществлении" // Медицинское право. 2008. N 2. <2> Бланкенагель А. О скрытой пользе сравнительного правоведения и сравнительного конституционного права // Сравнительное конституционное обозрение. 2004. N 3. С. 51.

Предваряя исследование, необходимо отметить, что российское законодательство выглядит весьма "куце" в части закрепления репродуктивных прав. В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан <1> (далее - Основы об охране здоровья), принятых в июле 1993 г., предусматривается раздел VII "Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека". Само название раздела указывает, что его содержание должно быть посвящено регулированию специальной медицинской деятельности, а не закреплению каких-то дополнительных прав человека и гражданина. Указанный раздел содержит всего три статьи, каждая из которых посвящена отдельному аспекту репродуктивной деятельности: -------------------------------- <1> Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N 33. Ст. 1318.

искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона, искусственное прерывание беременности, медицинская стерилизация. Но первые два положения формулируются через субъективное право, оформляемое через фразу "каждая женщина имеет право", и только последнее посвящено именно правовому режиму оказания специализированной медицинской деятельности. Это означает, что термин "репродуктивные права" в условиях российской правовой системы имеет всего лишь доктринальное толкование, которое опирается на системный анализ большого количества нормативных источников, среди которых Основы об охране здоровья граждан, к сожалению, не имеют центральное значение. Одной из первых юристов-ученых, озвучивающих проблемы закрепления репродуктивных прав, стала О. А. Хазова. Под ними она понимает "права граждан самостоятельно и свободно от какого бы то ни было принуждения решать вопросы деторождения, иметь доступ к необходимой для этого информации и медицинской помощи" <1>. -------------------------------- <1> Хазова О. А. Репродуктивные права в России: пределы законодательного регулирования // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2000. N 4. С. 16.

О. А. Хазова активно использует термин "репродуктивные права", дифференцируя их в рамках следующего круга правомочий: право свободно принимать ответственные решения относительно количества детей, интервалов между их рождениями и времени их рождения; право доступа к необходимым для этого информации и средствам; право достигать высших стандартов сексуального и репродуктивного здоровья, включая право принимать решения по вопросам, касающимся репродуктивного поведения в условиях отсутствия дискриминации, принуждения и насилия <1>. -------------------------------- <1> Хазова О. А. Указ. соч. С. 16.

Свое видение репродуктивных прав представила Е. В. Перевозчикова: "Репродуктивные права - права, связанные с реализацией различных аспектов продолжения рода (деторождения), в частности с принятием решения о зачатии ребенка, с определением количества детей, интервалов между их рождением, с применением высоких репродуктивных технологий в случае, если беременность не может наступить естественным путем. Репродуктивные права - это разновидность так называемых личностных прав, которые являются подвидом личных прав человека, закрепленных в Конституции РФ" <1>. -------------------------------- <1> Перевозчикова Е. В. Конституционное право на жизнь и репродуктивные права человека: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2006. С. 9 - 10.

Т. А. Шумилова указывает на необходимость дополнения Конституции РФ нормой о равном праве мужчины и женщины на репродукцию, под которым следует понимать право супружеских пар и отдельных лиц свободно принимать ответственное решение относительно количества своих детей, интервалов между их рождением и времени их рождения и располагать для этого необходимой информацией <1>. -------------------------------- <1> Шумилова Т. А. Конституционно-правовое регулирование равенства родительских прав и обязанностей в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2003. С. 9 - 10.

Объемное видение репродуктивных прав обозначено Ю. В. Павловой: "Права, связанные с осуществлением человеком репродуктивной функции (репродуктивные права), - это права супружеских пар и отдельных лиц на достижение максимально высокого уровня репродуктивного здоровья, включающее в себя право свободно и ответственно принимать решения в отношении воспроизводства потомства без какой-либо дискриминации, принуждения и насилия, располагать для этого необходимой информацией и средствами и иметь доступ к наиболее эффективным и методам планирования семьи и методам преодоления бесплодия. Репродуктивные права включают в себя: право на свободный репродуктивный выбор и планирование семьи; право на получение информации по охране репродуктивного здоровья и планированию семьи; право на невмешательство в личную жизнь и конфиденциальность при получении услуг по охране репродуктивного здоровья; право на получение специализированной медицинской помощи в целях охраны репродуктивного здоровья; право на пользование достижениями научного прогресса в целях охраны репродуктивного здоровья и лечения бесплодия; право на донорство и хранение половых клеток; право на защиту своих репродуктивных прав" <1>. Ю. В. Павлова обосновывает, что каждое из приведенных репродуктивных полномочий черпает себя в том или ином конституционном праве (право на охрану здоровья, право на жизнь, право на государственную защиту своих прав и др.). -------------------------------- <1> Павлова Ю. В. Репродуктивная функция организма как форма реализации конституционного права человека на жизнь: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.

Н. А. Рубанова предлагает "краткую версию" репродуктивных прав, настаивая на их легальном определении. Под ними автор понимает "права по поводу репродуктивного здоровья и выражающиеся в свободном выборе поведения относительно рождения или отказа от рождения ребенка с учетом медицинских показаний" <1>. А. В. Малешина настаивает на принятии Федерального закона "О репродуктивных правах граждан и вспомогательных репродуктивных технологиях", что, по мнению автора, позволило бы урегулировать многие проблемные вопросы, такие как определение репродуктивных прав граждан, понятие вспомогательных репродуктивных технологий, ответственность за нарушение репродуктивных прав и порядка применения вспомогательных репродуктивных технологий. Однако само понятие прав А. В. Малешиной не предлагается <2>. -------------------------------- <1> Рубанова Н. А. Право человека на жизнь в законодательстве Российской Федерации: понятие, содержание, правовое регулирование: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2006. С. 9. <2> Малешина А. В. Ответственность за преступные деяния против жизни в странах общего права (на примере Англии, США и Канады): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 17 - 18.

Авторская позиция <1> сводится к тому, что термин "репродуктивные права" носит несколько условный характер. Это не самостоятельные субъективные права, тем более не являющиеся основными правами человека. Действительно, можно указывать на такие категории, как "репродуктивное здоровье", "репродуктивные возможности" как объекты "регулирования репродуктивной деятельности" со стороны государства. Кроме того, регулирование репродуктивных процессов затрагивает личные права граждан, причем в наиболее "чувствительной" сфере. Но в каждом случае необходимо выявление содержания конкретного права человека (будь то право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, право на охрану здоровья или право личной неприкосновенности). Так выявляется реликтовая природа того или иного "репродуктивного права", которая и становится предметом оценки со стороны институциональных органов. Этот поиск труден, но необходим. Таким образом, о "репродуктивных правах" нельзя говорить как о вполне сформировавшейся научной категории, относящейся к субъективным правам. Между тем предназначением всех репродуктивных правомочий является обеспечение продолжения жизни. Размножение есть форма реализации жизни, но не каждый его аспект подлежит конституционной защите. Следует отметить, что именно такое видение отдельных репродуктивных правомочий представлено в законодательстве Украины. Так, статья 281 Гражданского кодекса Украины посвящена праву на жизнь. Первые две части статьи устанавливают общие параметры нормативного регулирования: физическое лицо имеет неотъемлемое право на жизнь; физическое лицо не может быть лишено жизни; физическое лицо имеет право защищать свою жизнь и здоровье, а также жизнь и здоровье другого физического лица от противоправных посягательств любыми средствами, не запрещенными законом. Однако остальные положения практически создают принципы биоэтики, о которой сейчас много говорится в юридической науке развитых стран. Так, часть 3 касается медицинских экспериментов - закрепляется добровольное информированное согласие гражданина. Часть 4 вводит запрет на эвтаназию. В соответствии с частью 5 стерилизация может состояться только по желанию совершеннолетнего физического лица. Стерилизация недееспособного физического лица при наличии медицинских и социальных показаний может быть проведена только по согласию его опекуна, с соблюдением требований, установленных законом. Часть 6 посвящена искусственному прерыванию беременности, а часть 7 - праву женщины на искусственное оплодотворение и перенесение зародыша в ее организм. -------------------------------- <1> См.: Романовский Г. Б. Теоретические проблемы права человека на жизнь: конституционно-правовое исследование: Автореф. дис. ... д. ю.н. М., 2006. С. 11.

Для российского законодательства характерно, что отдельные репродуктивные процессы становятся объектом отраслевого правового регулирования, в рамках которого могут формулироваться отдельные права гражданина. Например, Основы об охране здоровья в статье 36 закрепляют право каждой женщины самостоятельно решать вопросы материнства. В пределах данного права указывается на право на искусственное прерывание беременности по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель. Отдельно определяется, что аборт проводится в соответствии с программой обязательного медицинского страхования. Подзаконные акты закрепляют, что при проведении самой операции женщина имеет право на эффективное обезболивание и т. д. Но приведенные права не являются репродуктивными в первозданном виде. Они носят производный характер. Это не означает, что репродуктивная деятельность находится вне правового регулирования. М. Босанац специально вводит такое свойство, как "юридический аспект жизнедеятельности" - "государственно-правовое вмешательство в воспроизводство населения, которое осуществляется путем правового регулирования, прямо или косвенно влияющего на рождаемость и сохранение потомства" <1>. Государство оставляет за собой право на регулирование отношений, возникающих по поводу искусственного прерывания беременности, полного отказа от возможности воспроизводства (стерилизация), искусственного оплодотворения и т. д. -------------------------------- <1> Босанац М. Внебрачная семья. М., 1981. С. 26.

В настоящее время российское законодательство рассматривает репродуктивные права как правомочия на получение специальной медицинской помощи. Аборт, искусственное оплодотворение, родовспоможение, планирование семьи - часть социальных услуг, осуществляемых государством через сеть создаваемых медицинских учреждений. Законодательное разрешение таких вопросов в Российской Федерации осуществляется в упоминавшихся Основах об охране здоровья граждан. На постсоветском пространстве в ряде государств, в отличие от Российской Федерации, приняты специальные нормативные акты, посвященные именно репродуктивным правам как самостоятельной категории. К таковым следует отнести: Республика Молдова - Закон Республики Молдова от 24 мая 2001 года N 185-XV "Об охране репродуктивного здоровья и планировании семьи", Закон Республики Молдова от 28 марта 1995 года N 411-XIII "Об охране здоровья"; Республика Армения - Закон Республики Армения от 26 декабря 2002 года N ЗР-474 "О репродуктивном здоровье и репродуктивных правах человека"; Республика Казахстан - Кодекс Республики Казахстан о здоровье народа и системе здравоохранения (принят в сентябре 2009 года). До недавнего времени действовал Закон Республики Казахстан от 16 июня 2004 года N 565-2 "О репродуктивных правах граждан и гарантиях их осуществления"; Республика Таджикистан - Закон Республики Таджикистан от 2 декабря 2002 года N 72 "О репродуктивном здоровье и репродуктивных правах", Закон Республики Таджикистан от 15 мая 1997 года N "Об охране здоровья населения"; Кыргызская Республика - особенностью правового регулирования репродуктивных прав в данном государстве выступает то, что на протяжении последних 10 лет уже дважды принимался специальный закон. Благодаря этому можно проследить некоторые тенденции в развитии правовой базы в указанной сфере. Так, действовал Закон Кыргызской Республики от 13 января 2000 г. N 5 "О репродуктивных правах граждан", который впоследствии был заменен на Закон Кыргызской Республики от 10 августа 2007 г. N 147 "О репродуктивных правах граждан и гарантиях их реализации". Ряд государств СНГ не имеет специальных законов, регулируя определенные виды медицинской деятельности, оказывающие воздействие на репродукцию человека. К таковым следует отнести: Республика Узбекистан - Закон Республики Узбекистан от 29 августа 1996 г. N 265-I "Об охране здоровья граждан"; Республика Беларусь - Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. N 2435-XII (в ред. Закона от 20 июня 2008 г.) "О здравоохранении", Закон Республики Беларусь от 4 января 2002 г. N 80-З "О демографической безопасности Республики Беларусь"; Украина - Основы законодательства Украины об охране здоровья; Азербайджанская Республика - Закон Азербайджанской Республики от 26 июня 1997 г. N 360-1Г "Об охране здоровья населения". Рассмотрим общее понятие репродуктивных прав, представленное в указанных нормативных актах. Так, в преамбуле Закона Республики Молдова "Об охране репродуктивного здоровья и планировании семьи" отмечается: "Настоящим законом признаются, регламентируются и гарантируются права лиц на воспроизводство, являющиеся неотъемлемой частью прав человека. Положения настоящего Закона вытекают из конституционного права на уважение и охрану интимной, семейной и частной жизни и обеспечивают невмешательство государства в вопросы планирования семьи". Репродуктивные права как таковые в законе не перечисляются, речь идет о праве на воспроизводство, под которым понимаются права лица на охрану его репродуктивного здоровья, свободное принятие решения о рождении ребенка в браке или вне брака, а также на медико-социальную помощь, включая получение информации и консультаций в данной области (статья 1). В то же время исходя из Преамбулы получается, что право на воспроизводство, являясь, с одной стороны, самостоятельным правом (хотя перечень правомочий тождествен системе репродуктивных прав, приведенных выше), с другой - черпает себя в праве на неприкосновенность частной жизни. В Законе Республики Молдова провозглашается ряд других самостоятельных прав, которые из-за неточностей своих формулировок заставляют задуматься о необходимости их существования. Так, статья 5 закрепляет право на свободное принятие решения относительно количества детей и времени их рождения в браке или вне его. Такое видение несколько настораживает, поскольку фактически допускает право на адюльтер. Если гражданин свободен в принятии решения, то брачные узы никак не могут являться сдерживающим фактором. Это как бы понятно: "загулявший" супруг не будет считаться с мнением своей второй половины. Но нельзя говорить, что каждый имеет на это субъективное право (значит, гарантированное государством). Семейное законодательство демократических государств (как и Республики Молдова) исходит из равенства супругов при решении вопросов общего жития, которые принимаются совместно. Крайней мерой ответственности за несогласованность воли может служить развод. Так и в данном случае: реализация супругом (супругой) своего права на воспроизводство вне брака вряд ли будет оставлена без внимания. Суд при рассмотрении дела о разводе положит в основу решения факт наличия "стороннего" ребенка, что для расторжения брака будет иметь одно из главенствующих значений. Закон Республики Молдова закрепляет также такие права, как право на информацию о своем репродуктивном здоровье и планировании семьи (статья 6); право на получение услуг по охране репродуктивного здоровья и планированию семьи (статья 7); право несовершеннолетних лиц на охрану репродуктивного здоровья и половое воспитание (статья 8); право на использование методов контрацепции, в том числе основанных на хирургическом вмешательстве (статья 11); право на конфиденциальность при осуществлении прав на воспроизводство (статья 12). В статье 1 Закона Республики Армения "О репродуктивном здоровье и репродуктивных правах человека" в предмете регулирования четко обозначены именно репродуктивные права человека, а также технологии в сфере репродуктивности. Однако общее понятие репродуктивных прав отсутствует, в статье 4 дается перечень (в то же время уточняется, что он носит открытый характер) "жизненно необходимых половых и репродуктивных прав", к которым относятся следующие права: самостоятельно распоряжаться своей половой и репродуктивной жизнью, если это не угрожает здоровью других лиц; создавать семью, самостоятельно определять количество своих детей и время их рождения и с этой целью располагать возможностью пользования надежными и эффективными услугами регулирования деторождения; быть защищенным от всех форм давления, в том числе сексуальной эксплуатации и насилия, принудительной беременности, абортов, стерилизации и иных нарушений репродуктивных прав; получать достоверную и полную информацию по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья, в том числе о преимуществах, эффективности и возможных опасностях методов регулирования деторождения; получать медицинскую консультацию и услуги по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья в условиях закрытости и конфиденциальности; пользоваться высококачественными медико-профилактическими услугами и быть защищенным от средств, представляющих угрозу для здоровья, в том числе от применения научных опытов; принимать собственные решения при медицинских вмешательствах, связанных с сексуальным и репродуктивным здоровьем, за исключением ситуаций, угрожающих жизни и требующих срочного вмешательства, и иных предусмотренных законом случаев; пользоваться новыми репродуктивными технологиями (включая методы регулирования деторождения и надежные и эффективные методы лечения бесплодия). Часть из приведенных прав отличается декларативностью. В частности, неясно, что следует понимать под правом самостоятельно распоряжаться своей половой и репродуктивной жизнью? Если половую жизнь можно рассматривать как половую свободу, находящуюся под безусловной защитой со стороны государства, то понятие репродуктивной жизни является открытым. По-видимому, это аналог "свободы любви", но уже с определенным результатом в виде детей. Такое понимание вызывает ожесточенную критику, что и объясняет неприятие законов о репродуктивных правах со стороны традиционных религиозных конфессий. Понятно, что репродуктивная свобода, как бы ее ни понимали (см. выше критику закона Республики Молдова), безусловно, сталкивается с ценностью семьи. Нельзя забывать, что в соответствии со статьей 23 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства. Необходимость укрепления семьи - один из базовых принципов российского семейного права. Супружеская неверность, наличие детей вне брака, отсутствие между супругами близких отношений рассматриваются в юридической науке как одни из ключевых обстоятельств, свидетельствующих о невозможности сохранения семьи и необходимости расторжения брака <1>. Понятно, что архаические нормы семейного права канули в Лету: поражение в правах незаконнорожденных детей, ответственность за распутство (вплоть до применения уголовных наказаний), нерасторжимость и недобровольность брака и т. д. Но все новые принципы семейного законодательства и его либерализация не означают отказ от института брака, хотя об этом нередко можно услышать в средствах массовой информации. Защита прав детей вне зависимости от того, родились ли они в браке или нет, и свобода репродуктивной жизни - явления, находящиеся в разных плоскостях правового регулирования. Одно из другого не вытекает и не обусловливает. -------------------------------- <1> См.: Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве / Под ред. И. В. Решетниковой. Издание третье, переработанное. М., 2005; Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под ред. П. В. Крашенинникова. М., 2006.

До недавнего времени в Республике Казахстан действовал Закон Республики Казахстан "О репродуктивных правах граждан и гарантиях их осуществления", в статье 1 которого определялось: "репродуктивные права - права граждан на охрану их репродуктивного здоровья, принятие и реализация гражданами решения относительно рождения или отказа от рождения детей в браке или вне брака, методов зачатия и рождения детей, их числа, времени и места рождения, интервалов между рождениями, а также на медико-социальную, информационную и консультативную помощь в этой сфере". В нормативном акте изначально чувствовалось влияние этатизма. Если законы Молдовы и Армении оперируют такой категорией, как "субъективные права", то применительно к тем же аспектам Закон Республики Казахстан указывал на "государственные гарантии". Так, статья 4 Закона предусматривала "государственные гарантии осуществления репродуктивных прав граждан". Статья 5 Закона продолжала принятую логику, дополняя, что государственное регулирование в области репродуктивных прав граждан основывается на принципах государственных гарантий осуществления репродуктивных прав граждан. При этом выделялись основные направления государственного регулирования. Кодекс Республики Казахстан о здоровье народа и системе здравоохранения (от 18 сентября 2009 года N 193-IV ЗРК) стал кодифицированным актом, вобравшим в себя большинство законов, регулирующих правоотношения в сфере медицины. В Кодексе появилась глава 17 "Охрана репродуктивных прав". В нем сейчас отсутствует общее определение репродуктивных прав, большинство вопросов определяется с помощью общих принципов оказания медицинской помощи. В то же время статья 96 предусматривает права и обязанности граждан в сфере охраны репродуктивных прав. Так, граждане имеют право на: свободный репродуктивный выбор; получение услуг по охране репродуктивного здоровья и планированию семьи; получение достоверной и полной информации о состоянии своего репродуктивного здоровья; лечение бесплодия, в том числе с применением современных вспомогательных репродуктивных методов и технологий, разрешенных в Республике Казахстан; донорство половых клеток; использование и свободный выбор методов контрацепции; хирургическую стерилизацию; искусственное прерывание беременности; защиту своих репродуктивных прав; свободное принятие решения относительно количества детей и времени их рождения в браке или вне брака, интервалов между рождениями, необходимых для сохранения здоровья матери и ребенка; хранение половых клеток. Несовершеннолетние имеют право на охрану репродуктивного здоровья, а также на получение нравственно-полового воспитания. Граждане обязаны соблюдать права, свободы и законные интересы других граждан при осуществлении своих репродуктивных прав. Надо сказать, что это улучшило качество закона. Например, ранее действовавший закон о репродуктивных правах закреплял государственную гарантированность права на свободный репродуктивный выбор. Подобная модель выглядела менее удачной, чем закрепление просто такого субъективного права. Если применительно к основным правам человека и социальным услугам термин "государственные гарантии" применим, то к правовым "новоделам" типа "свобода репродуктивного выбора" такой подход невозможен. Указанная гарантия была не более, чем блеф. Свобода репродуктивного выбора всегда зависит от свободы партнера. Если один гражданин выберет другого, это не значит, что второй должен подчиниться (поскольку государство гарантировало первому свободу репродуктивного выбора), вступать в интимные отношения и воспроизводить потомство. Если о субъективном праве на репродуктивный выбор можно еще говорить (при этом, правда, придется забыть об общей теории субъективных прав) как о некой условной ценности, то о содержании государственной гарантированности свободы репродуктивного выбора нужно как следует задуматься. Не означает ли это обязанность государства обеспечивать свободный репродуктивный выбор, в том числе тем, кто не может его осуществить самостоятельно? Напомним, что история знает немало примеров распределения государственных жен (а в условиях равноправия полов необходимо будет распределять и государственных мужей). В Древней Греции создавались государственные публичные дома, чтобы каждый мог решить свои проблемы с нереализованной сексуальной энергией. Невольные аналогии возникают при чтении объявлений в городских газетах "Муж на час", только в них речь идет об оказании сантехнических, ремонтных и других аналогичных услуг. Не потребуется ли менять перечень услуг, прикрываясь при этом государственной гарантированностью? Понятие репродуктивных прав закреплено в специфическом нормативном акте - Законе Республики Беларусь "О демографической безопасности Республики Беларусь", согласно которому репродуктивные права - возможность для всех супружеских пар и отдельных лиц свободно принимать решение относительно количества своих детей, интервалов между их рождением, времени их рождения и располагать для этого необходимой информацией и средствами (статья 1). Основными задачами обеспечения демографической безопасности согласно статье 5 Закона являются в том числе формирование высоких духовно-нравственных стандартов граждан в области семейных отношений, повышения престижа семьи в обществе; обеспечение репродуктивных прав граждан и содействие формированию высоких репродуктивных потребностей населения. Статья 11 указанного нормативного акта предусматривает, что основной формой реализации Закона являются Национальная программа демографической безопасности и программы демографической безопасности для административно-территориальных единиц. Сами программы демографической безопасности разрабатываются за год до начала прогнозируемого периода на пятилетний срок. Одним из элементов программ демографической безопасности должна быть государственная политика в области охраны и обеспечения репродуктивных прав граждан и формирования их репродуктивных потребностей. Согласно преамбуле Закон Республики Таджикистан "О репродуктивном здоровье и репродуктивных правах" устанавливает основы и порядок регулирования отношений в области репродуктивного здоровья и репродуктивных прав, возникающих с признанием права мужчин и женщин быть информированными и иметь доступ к безопасным, эффективным, доступным и приемлемым методам планирования семьи и деторождения, профилактики болезней, передаваемых половым путем, а также другим связанным с ним отношениям. Закон призван обеспечить конституционные права граждан на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны и гарантирует их осуществление. Перечень общих понятий, закрепляемых законом, весьма обширен. Так, указывается, что репродуктивный (репродукция) - самовоспроизводство, размножение; репродуктивная система - комплекс органов, деятельность которых направлена на обеспечение репродуктивного процесса (половые органы, головной мозг, эндокринные органы); репродуктивное здоровье - состояние полного физического, умственного и социального благополучия во всех вопросах, касающихся репродуктивной системы и ее функций и процессов; репродуктивное право - права граждан на охрану репродуктивного здоровья и свободное принятие решения в отношении рождения или отказа от рождения ребенка, а также на медико-социальную, информационную и консультативную помощь в этой сфере. Специально дополнено, что репродуктивное здоровье обуславливает здоровье в пострепродуктивные годы жизни, как для женщин, так и для мужчин. Статья 9 Закона Республики Таджикистан посвящена свободе граждан в репродуктивных отношениях, которая имеет ограничительное содержание по отношению к упомянутым выше нормативным актам: "Граждане свободны в выборе и контроле собственной репродуктивной жизни. Отношения между мужчиной и женщиной, вопросы планирования деторождения основываются на равенстве, свободе, взаимной ответственности и уважении сторон. Насильственное принуждение женщины к беременности или аборту запрещается". С одной стороны, говорится о свободе (отметим правовое уточнение: собственной репродуктивной жизни), с другой - четко оговорено, что такая свобода ограничивается равенством мужчины и женщины, взаимной ответственностью и уважением сторон. Собственно репродуктивные права граждан предусмотрены статьей 11 закона. Изначально подчеркивается, что они основаны на конституционных правах человека, таких как право на жизнь, свободу и личную безопасность, равное обращение, образование, информацию, развитие и достижение лучшего здоровья. Тем самым подчеркивается их производный характер. Выделено, что граждане Республики Таджикистан вправе реализовывать репродуктивные права по своей воле и в своих интересах. Осуществление гражданами своих репродуктивных прав не должно нарушать права, свободу и законные интересы других граждан. Кроме того, репродуктивные права основываются на признании основного права супружеских пар на свободное и ответственное принятие решений о количестве детей, времени их зачатия и интервалах между рождениями, на обладание необходимыми для этого средствами и информацией, на достижение репродуктивного здоровья. К основным репродуктивным правам относится также право людей свободно, без дискриминации решать вопросы, касающиеся репродукции. Оригинально также деление на права, которые граждане осуществляют самостоятельно, и государственные гарантии. Так, граждане имеют право: самостоятельно решать вопрос о количестве детей; принимать решение об интервале между рождением детей, исходя из медицинского и социального состояния, обеспечивающих эффективное воспитание потомства; пользоваться способами и средствами защиты от заболеваний или увечий, которые могут помешать их сексуальным или репродуктивным функциям. Государством гарантируются дородовые и послеродовые льготы матерям, защита от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального домогательства, а также доступ к информации, направленной на поощрение социального, духовного и морального благополучия, физического и психического здоровья в сфере деторождения. Таким образом обеспечивается распределение "зон ответственности". Первый блок - элемент личной свободы гражданина. Второй блок - обязательства государства по предоставлению конкретных социальных благ. Опыт Кыргызстана ценен тем, что на протяжении незначительного времени было принято два закона, посвященных репродуктивным правам, благодаря чему можно проследить динамику нормотворчества. Так, действовал Закон Кыргызской Республики от 13 января 2000 г. N 5 "О репродуктивных правах граждан", который впоследствии был заменен на Закон Кыргызской Республики от 10 августа 2007 г. N 147 "О репродуктивных правах граждан и гарантиях их реализации". Как видно, само наименование указывает на изменение концепции. К самим правам добавляются гарантии их реализации. Изменяется общее понятие репродуктивных прав. Закон 2000 года устанавливал: "Репродуктивные права - права граждан на охрану их репродуктивного здоровья и свободное принятие решений в отношении рождения или отказа от рождения ребенка в браке или вне брака, а также на медико-социальную, информационную и консультативную помощь в этой сфере". Закон 2007 года понятие расширил: "репродуктивные права - права граждан на воспроизводство потомства, охрану их репродуктивного здоровья и свободное принятие решений в отношении рождения или отказа от рождения детей в браке или вне брака, а также на медико-социальную, информационную и консультативную помощь в этой сфере". Изменение наименования повлекло за собой структурные новеллы. Если в Законе 2000 года государственные гарантии находились в 3 главе, то в Законе 2007 года - это уже 2-я глава. Благодаря этому поменялась очередность перечня и содержания репродуктивных прав (со второй главы на третью). Необходимо отметить, что содержание государственной политики в области охраны репродуктивного здоровья граждан резко изменилось. Если ранее нельзя выявить четкие посылы государства, чем непосредственно оно будет заниматься, то в Законе 2007 года обозначены конкретные ориентиры государственной политики в области охраны репродуктивного здоровья. Закон 2000 года закреплял: "Государственная политика в области охраны репродуктивного здоровья граждан направлена: на формирование сознательного отношения граждан к рождению здоровых, желанных детей; на развитие системы охраны репродуктивного здоровья граждан; на санитарное просвещение по вопросам полового воспитания подростков; на профилактику заболеваний, передающихся половым путем, и т. д. Закон 2007 года на первое место поставил всестороннее укрепление института семьи. Далее следует "формирование сознательного отношения граждан к рождению здоровых, желанных детей путем воспитания у родителей ответственности за их рождение". Среди направлений государственной политики находим также: "широкое внедрение и активное распространение программы гендерного развития, сохраняющей положительные национальные традиции, обеспечивающей равенство прав и свобод и соблюдение приоритетов родителей или лиц, их замещающих, в выборе и реализации семейных функций". Закон 2007 года устанавливает следующий перечень репродуктивных прав: право на репродуктивный выбор (статья 9), право на защиту репродуктивного здоровья (статья 10), право на получение информации по охране репродуктивного здоровья (статья 11), право на услуги по охране репродуктивного здоровья (статья 12), право на материнство (статья 14), право на лечение бесплодия (статья 15), право на искусственное прерывание беременности (статья 16), право на использование контрацепции (статья 17), право на родительство с использованием метода суррогатного материнства (статья 18), право быть донорами половых клеток (статья 19), право на рождение детей с использованием методов искусственного оплодотворения (статья 20), право на хранение половых клеток (статья 21), право на хирургическую стерилизацию (статья 21). Необходимо отметить, что новый закон не стал закреплять ряд прав, которые действительно к системе репродуктивных прав имели косвенное отношение. В то же время в Законе 2000 года они предусматривались. В частности, в законе, действовавшем ранее, закреплялись: право на свободу и безопасность личности, право на защиту от жестокого и унизительного обращения, право на усыновление (удочерение) детей, право на сохранение тайны при реализации репродуктивных прав, право граждан на защиту своих репродуктивных прав. Содержание некоторых из них определялось законодателем весьма оригинально. Например, право на свободу и безопасность личности обозначалось следующим образом: "Граждане независимо от возраста имеют право на свободу реализации своей половой и репродуктивной жизни, если это не угрожает их здоровью. Граждане независимо от возраста имеют право на свободу от навязанного им извне страха, стыда, вины, основанных на национальных традициях, и других психологических факторов, затрудняющих их обращение в службу по охране репродуктивного здоровья" (статья 6). Устанавливалось, что граждане имеют право на защиту от унизительного обращения и насилия по отношению к их репродуктивным функциям. Статья 23 Закона 2000 года закрепляла, что граждане имеют право на защиту своих репродуктивных прав путем обжалования действий (или бездействий) и решений органов, организаций и должностных лиц, связанных с реализацией гражданами репродуктивных прав, в вышестоящие государственные органы или в суд в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Кроме того, репродуктивное здоровье и поведение людей должны быть ограждены от влияния отрицательных культурных традиций и религиозных норм. С одной стороны, вполне благородный посыл - защита репродуктивных прав. Однако при закреплении права на свободный репродуктивный выбор (и некоторых других) возникает немало возможных вариантов обжалования тех или иных действий (бездействия) органов и должностных лиц. Обобщая, можно сформулировать некоторые общие выводы: 1. Законы о репродуктивных правах посвящены в большей мере организации здравоохранения, чем регулированию определенных прав человека, открытию их особого содержания. Нередко проводится логическая цепочка выделения содержания репродуктивных прав из основных прав человека (право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни и др.). Тем самым подчеркивается производный характер репродуктивных прав. В то же время отсутствует ясная концепция выявления природы репродуктивных прав из содержания основных прав человека. 2. В законах о репродуктивных правах отсутствует особенность предмета регулирования, отличающая его от иных законов, принятых в сфере организации и деятельности системы здравоохранения. 3. В большинстве случаев присутствует ярко выраженный этатистский характер законов о репродуктивных правах. Устанавливаются параметры государственной политики в сфере охраны репродуктивного здоровья, определяются государственные гарантии реализации репродуктивных прав, распределяется компетенция между носителями публичной власти. При положительной оценке всех указанных направлений следует напомнить, что выделенные законы направлены на определение содержания репродуктивных прав человека, относящихся к наиболее чувствительной сфере. Параметры же государственной политики в этой части - объект второстепенный. 4. В большинстве законов о репродуктивных правах делается попытка формулирования новых прав человека, которые на самом деле таковыми не являются. Из-за такого вольного отношения к понятию субъективного отраслевого права появляются права-фантомы, которые в реальности никакого содержания в себе не несут. К таковым правам следует отнести "право на свободный репродуктивный выбор", под которым в том числе понимается право иметь детей как в браке, так и вне его. Такие права размывают институт семьи, разрушают взаимную ответственность и уважение в межличностных отношениях между мужчиной и женщиной. Рассмотрим опыт закрепления в специальных законах, принятых на постсоветском пространстве, одного из основных репродуктивных прав, а именно права на искусственное прерывание беременности. Право на аборт занимает центральное место потому, что вызывает наибольшие дискуссии в любом обществе, причем настолько, что зачастую с помощью решения данного вопроса государством оценивают степень демократичности общества. Выделим, что как сторонники разрешения практики абортов, так и противники обосновывают свои требования на одних и тех же правовых ценностях. Страдают больше всего медики. В случае разрешения абортов противники устраивают погромы абортариев и убийства врачей, что можно наблюдать в Соединенных Штатах Америки. В сентябре 2003 г. по приговору суда в США (штат Флорида) был казнен бывший священник протестантской церкви Пол Хилл, который убил доктора, практиковавшего аборты, и его охранника. Убийца утверждал, что этим преступлением он спасает жизни нерожденных младенцев. Инцидент произошел 29 июля 1994 года в женской клинике Ladies Centre в Пенсаколе. С тех пор как произошли эти два убийства, Хилл не выказал ни тени раскаяния и продолжал убеждать своих единомышленников бороться против абортов, а акушеров - прекратить прерывать беременности. Лежа стянутый ремнями на кушетке в камере для казни в тюрьме Флориды, в свои последние минуты Хилл сказал: "Если Вы считаете, что аборт - насилие, вызывающее смерть, Вы должны выступить против насилия и сделать все, чтобы остановить это. Бог поможет вам в этом". Пол Хилл стал первым преступником, приговоренным к смерти за насилие в рамках борьбы против абортов <1>. В июне 2009 г. был убит врач Джордж Тиллер, один из самых известных в США сторонников разрешения практики абортов. Тиллер в течение многих лет был одним из наиболее известных противников тех общественных американских групп, которые по различным соображениям, прежде всего религиозным, выступают против разрешения абортов. Подозреваемый, который выстрелил в Тиллера во время церковной службы в городе Уичита (штат Канзас), задержан правоохранительными органами <2>. -------------------------------- <1> NEWSru. com: В России (4 сентября 2003 г.). <2> NEWSru. com: В России (1 июня 2009 г.).

В случае запрещения абортов врачи осуждаются женщинами, создается основа для производства "криминальных" абортов, увеличивается количество детоубийств и т. д. Исходя из этих соображений, Декларация о медицинских абортах, принятая Всемирной медицинской ассамблеей в Осло в 1970 году, категорична: "Определение отношения к этому вопросу и правил его решения в данном государстве или общине лежит вне компетенции медицины; врачи должны лишь обеспечить защиту своим пациентам и отстоять собственные права в обществе" <1>. -------------------------------- <1> Сборник официальных документов Ассоциации врачей России. М., 1995. С. 23.

Для Российской Федерации данная проблема актуализируется еще и тем фактом, что на всем пространстве СНГ Россия занимает лидирующее место в этой печальной статистике (причем на протяжении последних 50 лет). Для сравнения: в 1960 г. число абортов на 100 живорождений составляло: в Грузии - 41,6; в Литве - 58,4; в Украине - 138,1; в России - 157,2. В 1970 г.: в Азербайджане - 38,8; в Белоруссии - 128,1; в Литве - 81,6; в Украине - 157,1; в России - 254,1. В 1988 г.: в Литве - 61,4; в Белоруссии - 86,4; в Украине - 145,2; в Узбекистане - 37,2; в России - 169,6. В 1993 г.: в Литве - 74,2; в Белоруссии - 185,7; в Украине - 154,4; в Узбекистане - 21,4; в Казахстане - 91,9; в России - 235,2. В 2006 г.: в Литве - 30,5; в Белоруссии - 60,5; в Украине - 49,9; в Таджикистане - 5,4; в Казахстане - 43,3; в России - 107,2 <1>. В абсолютных цифрах число абортов в 2006 г. в России составило 1 млн. 582 тыс. (40,3 на одну тысячу женщин). В Европе в среднем на одну тысячу женщин приходится всего 15 абортов <2>. -------------------------------- <1> Демоскоп // http:// demoscope. ru/ weekly/ ssp/ sng abo. xls (16 октября 2009 г.). <2> Чебатко М. Прекратить аборты // РБК Daily. 2008. 23 апреля.

Приведенные цифры говорят сами за себя. Даже по сравнению с республиками, схожими нам по ментальности, образу жизни, исторической памяти, Россия опережает их по количеству абортов на 100 живорождений. Данная тенденция не меняется как при общем росте числа абортов, так и при их снижении. Ежегодно в нашем государстве около 60% беременностей заканчивается искусственным прерыванием, 10% теряют еще не рожденных, и только около 30% завершаются родами. Сюда следует добавить, что половина всех младенцев имеют различные врожденные заболевания <1>. -------------------------------- <1> NEWSru. com: В России (18 октября 2002 г.).

В настоящее время в Российской Федерации порядок осуществления искусственного прерывания беременности определяется статьей 36 Основ об охране здоровья. Содержание статьи выглядит несколько парадоксально, поскольку изначально речь идет о закреплении права каждой женщины самостоятельно решать вопрос о материнстве. Это достаточно широкое правомочие, которое охватывает различный спектр вариантов поведения: отказ от материнства вообще, репродуктивное поведение (наличие одного, двух и более детей), прерывание беременности, использование методов контрацепции в целях недопущения нежелательной беременности и т. д. Однако далее по тексту видим, что законодатель понимает право на материнство слишком узко, поскольку в дальнейшем речь идет только об искусственном прерывании беременности: "Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласия женщины - независимо от срока беременности". Получается, право на материнство понимается лишь как отказ от провозглашаемого блага. В то же время отметим: Российское государство не считает право женщины прерывать беременность абсолютным. Помимо обязательного условия - согласия ее самой - добавляются дополнительные, без наличия которых женщина уже не вправе в данном случае свободно располагать собой. Причем одни носят первичный характер, другие - вторичный. Первичными будут сроки беременности, при наступлении которых возникают требования о наличии социальных или медицинских показаний. Закон дополняет, что перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, а перечень социальных показаний - положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Подведем итог: при сроке беременности до 12 недель устанавливается свободный порядок проведения искусственного прерывания беременности, в этом случае достаточно только волеизъявления женщины. По истечении 12-недельного срока устанавливается разрешительный порядок проведения аборта. Женщина должна представить наличие либо социальных показаний (при сроке беременности до 22 недель), либо медицинских показаний (независимо от срока беременности). Точка отсчета, взятая от срока беременности, основывается на возможности учета всех интересов: матери, ребенка, государства. В развитие Основ об охране здоровья граждан был принят Приказ Минздрава от 14 октября 2003 года N 484 <1>, утвердивший Инструкцию о порядке проведения операции искусственного прерывания беременности. Согласно данному Приказу аборт в поздние сроки по социальным показаниям решается не единолично врачом, а в учреждениях, получивших лицензию на медицинскую деятельность, комиссией в составе руководителя учреждения, врача акушера-гинеколога, юриста, специалиста по социальной работе (при его наличии) по письменному заявлению женщины, при наличии заключения о сроке беременности, установленном врачом акушером-гинекологом. Необходимо представление соответствующих юридических документов, подтверждающих социальные показания. -------------------------------- <1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. N 52.

При наличии медицинских показаний главным условием проведения операции по искусственному прерыванию беременности является согласие женщины, которое по общим правилам должно быть добровольным и информированным. Срок беременности в данном случае юридического значения не имеет. Критерием установления медицинских показаний являются сохранение жизни матери, а также рождение нормального здорового ребенка. К ним относятся: сифилис, ВИЧ-инфекция, злокачественные опухоли, состояние физиологической незрелости, угасание репродуктивной функции женщины и др. <1>. -------------------------------- <1> Перечень медицинских показаний утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 декабря 2007 года N 736 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 9.

Согласно статье 104 Кодекса Республики Казахстан о здоровье народа и системе здравоохранения женщина имеет право на искусственное прерывание беременности. Однако законом предусматривается обязательная консультация: "В целях предупреждения искусственного прерывания беременности врачи обязаны проводить беседы, направленные на разъяснение морально-этических, психологических и негативных физиологических последствий, возможных осложнений". Обращает внимание, что закон закрепляет именно право на искусственное прерывание беременности. Напомним, что российский закон устанавливает правила осуществления аборта в контексте права на материнство. В Казахстане данное право не является абсолютным. За основу регулирования берется стандартный триместровый период: искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроках беременности до двенадцати недель, по социальным показаниям - при сроке беременности до двадцати двух недель, а при наличии медицинских показаний, угрожающих жизни беременной и (или) плода (при наличии моногенных генетических заболеваний, некорригируемых врожденных пороков развития и состояния плода, не совместимых с жизнью), - независимо от срока беременности. Закон дополняет, что искусственное прерывание беременности несовершеннолетними производится с согласия их родителей или иных законных представителей. В лечебно-профилактических организациях по желанию женщины проводится медико-социальное консультирование до и после искусственного прерывания беременности, включая индивидуальный подбор методов и средств контрацепции. Социальные показания утверждены Приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам здравоохранения от 24 июля 2001 года N 687. К ним относятся: смерть супруга во время беременности; пребывание женщины или ее супруга в местах лишения свободы; признание в установленном порядке женщины и ее супруга безработными; наличие решения суда о лишении или ограничении родительских прав; беременность после изнасилования; наличие у женщины статуса беженца или вынужденного переселенца; наличие в семье ребенка-инвалида; расторжение брака во время беременности; многодетность (более четырех детей) и др. Закон Кыргызской Республики о репродуктивных правах содержит статью 16 "Право на искусственное прерывание беременности". Обращает внимание, что наименование статьи указывает на наличие субъективного права, но в содержании о нем уже ничего не говорится. Операция искусственного прерывания беременности (аборт) сроком не более 12 недель беременности проводится по желанию женщины. По социальным показаниям искусственное прерывание беременности может производиться в сроке до 22 недель беременности с согласия обоих супругов или женщины, не состоящей в брачном союзе, а по медицинским показаниям - независимо от срока беременности. Нетрудно увидеть, что женщина, находящаяся в браке, должна обязательно заручиться согласием своего супруга. Закон Кыргызской Республики устанавливает, что организации здравоохранения обязаны информировать женщину, принявшую решение об искусственном прерывании беременности или об отказе от прерывания беременности по медицинским показаниям, о возможных негативных последствиях для ее здоровья. Искусственное прерывание беременности несовершеннолетним лицам производится с взаимного согласия несовершеннолетних, родителей или их законных представителей. Искусственное прерывание беременности проводится в организациях здравоохранения, имеющих лицензию на данный вид медицинской деятельности. До и после искусственного прерывания беременности женщинам проводится обязательное медико-социальное консультирование с последующим подбором средств предупреждения нежелательной беременности. Статья 20 Закона Республики Таджикистан о репродуктивных правах носит отсылочный характер: "Искусственное прерывание беременности, в том числе по социальным и медицинским показаниям, регулируется Законом Республики Таджикистан "Об охране здоровья населения" и настоящим Законом. До и после искусственного прерывания беременности производится медико-социальное консультирование, включая индивидуальный подбор средств предупреждения нежелательной беременности, а также профилактику и лечение последствий искусственного прерывания беременности. Запрещается производить селективный аборт в зависимости от пола плода. Согласие на медицинский аборт в отношении несовершеннолетних и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными либо ограниченно дееспособными, дают их законные представители (отец, мать, опекуны). В соответствии со статьей 33 Закона Республики Таджикистан от 15 мая 1997 года "Об охране здоровья населения" искусственное прерывание беременности, в том числе по социальным и медицинским показаниям, проводится по желанию женщины в сроки беременности, установленные Министерством здравоохранения Республики Таджикистан согласованно с Министерством юстиции Республики Таджикистан. Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется Министерством здравоохранения Республики Таджикистан, а перечень социальных показаний - положением, утверждаемым Правительством Республики Таджикистан. Порядок проведения операций искусственного прерывания беременности устанавливает Министерство здравоохранения Республики Таджикистан. В соответствии со статьей 32 Закона Туркменистана 2002 года "Об охране здоровья граждан" женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям - при сроке беременности до 28 недель, а при наличии медицинских показаний и согласии женщины - независимо от срока беременности. Искусственное прерывание беременности проводится в медицинских учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, врачами, имеющими специальную подготовку. Перечень медицинских и социальных показаний для искусственного прерывания беременности определяется и утверждается Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Туркменистана. Согласно статье 27 Закона Республики Беларусь "О здравоохранении" женщине предоставляется право самой решать вопрос о материнстве. По желанию женщины в организациях здравоохранения после консультации с врачом, а в отношении несовершеннолетней также при наличии письменного согласия ее законного представителя может быть проведено искусственное прерывание беременности (аборт) при сроке беременности не более 12 недель. При наличии медицинских показаний и согласия женщины искусственное прерывание беременности проводится независимо от срока беременности в государственных организациях здравоохранения. Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь. При наличии социальных показаний и желания женщины проведение искусственного прерывания беременности допускается при сроке беременности не более 22 недель в государственных организациях здравоохранения. Перечень социальных показаний для искусственного прерывания беременности определяется Советом Министров Республики Беларусь. Инструкция о порядке проведения искусственного прерывания беременности утверждена Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 7 февраля 2007 года N 15. Для разрешения проведения операции искусственного прерывания беременности (аборта) по медицинским и социальным показаниям в организациях здравоохранения создается врачебно-консультационная комиссия. Решение ВКК о разрешении проведения операции искусственного прерывания беременности (аборта) принимается на основании документально подтвержденных медицинских и социальных показаний. Статья 32 Закона Республики Молдова "Об охране здоровья" предусматривает: женщине предоставляется право самой решать вопрос о материнстве. Операция по искусственному прерыванию беременности может быть проведена при сроке беременности не более 12 недель только в государственных учреждениях здравоохранения. Порядок проведения таких операций при сроке беременности свыше 12 недель устанавливается Министерством здравоохранения. Необходимо отметить, что закон о репродуктивных правах вообще не регулирует отношения, возникающие в сфере искусственного прерывания беременности. Обращает внимание, что аборт в Молдове может быть осуществлен только в государственном учреждении здравоохранения. Статья 10 Закона Республики Армения о репродуктивных правах устанавливает право каждой женщины на искусственное прерывание беременности. Искусственное прерывание беременности при сроке беременности до 12 недель производится согласно заявлению женщины. Искусственное прерывание беременности при сроке беременности до 22 недель может производиться при медико-социальных показаниях, с согласия женщины. Искусственное прерывание беременности по заявлению несовершеннолетней производится с согласия ее родителей или других законных представителей, а в случае невозможности этого - на основании протокола медицинской комиссии. До и после искусственного прерывания беременности здравоохранительное учреждение предоставляет женщине бесплатную медико-социальную консультацию по вопросу выбора средств предохранения от нежелательной беременности. Надо отметить, что зарубежное законодательство также указывает на проведение обязательного послеабортного консультирования о репродуктивном планировании и противозачаточных средствах. Например, статья 16 Закона Исландии от 27 мая 1975 года N 25 устанавливает: "Женщина, которой был сделан аборт, должна быть проконсультирована о противозачаточных средствах прежде, чем она будет выписана из больницы. Если женщина замужем или если она живет с мужчиной, мужчина также должен по возможности быть проконсультирован о противозачаточных средствах. По истечении некоторого времени после аборта женщина обязана появиться для медицинского освидетельствования и беседы" <1>. Обязательность консультации по вопросам контрацепции предусмотрена Законом Финляндии от 24 марта 1970 года "О прерывании беременности" (статья 4). Порядок и условия искусственного прерывания беременности устанавливаются Правительством Республики Армения. Аналогичный порядок установлен Законом Азербайджанской Республики "Об охране здоровья населения" (статья 30). Вводится триместровый период. Только женщина уполномочена на решения вопроса материнства. Аборт допускается как в государственных, так и негосударственных медицинских учреждениях. -------------------------------- <1> См.: Понкин И. В. Демография: зарубежный опыт правового регулирования. М., 2005.

Обобщая проведенное исследование, выделим ряд общих моментов. При регулировании искусственного прерывания беременности берется за основу триместровый период, когда до 12 недель разрешается аборт по желанию самой женщины, до 22 недель - по желанию женщины, но при наличии социальных показаний, а при наличии медицинских показаний - вне зависимости от срока беременности. Необходимо добавить, что вокруг легализации абортов по медицинским показаниям возникает меньше всего споров даже в тех странах, в которых присутствует антиабортное законодательство. Однако если рассматривать условия проведения аборта по медицинским показаниям, принятые в России и странах СНГ, то они не рассматривают их с точки зрения крайней необходимости. Иными словами, достаточно наличия заболевания для проведения искусственного прерывания беременности, а не наличия реальной потенциальной угрозы жизни матери. Некоторые государства более жестко подходят к вопросу, обусловливая аборт именно целью сохранения жизни матери. К таковым будет относиться Бразилия, Нигерия, Индонезия <1>. Кстати, только законодательство Республики Казахстан содержит такую оговорку. В законах стран СНГ не указывается на необходимость сохранения жизни плода при поздних сроках прерывания беременности. Например, Закон Итальянской Республики от 22 мая 1978 года N 194 "О социальной защите материнства и о добровольном прерывании беременности" закрепляет общее правило: если существует возможность, что плод может быть жизнеспособен, беременность может быть прервана только по медицинским показаниям, и врач, выполнивший прерывание беременности, должен предпринять любое соответствующее действие, чтобы спасти жизнь плода (статья 7). Отметим, что меняется отношение общества к поздним абортам. Ярким примером могут служить США, где число сторонников ограничительных законов, направленных на предотвращение абортов в последние шесть месяцев беременности, выросло с 57% в 1996 году до 70% в 2003 году <2>. -------------------------------- <1> ЮНИСЕФ (1999 год). Женщины в переходный период. Региональный мониторинговый доклад N 6. Флоренция. С. 71. <2> Фонд общественного мнения. Американцы об абортах // www. fom. ru.

Перечень социальных показаний, принятый в большинстве стран СНГ, гораздо шире, чем тот, который действует в Российской Федерации. Обращает на себя внимание тот факт, что на международном уровне отсутствуют универсальные нормы, позволяющие сделать вывод о наличии каких-то стандартных правил в регулировании практики абортов. Благодаря такому подходу возможна приведенная вариация подходов. В то же время на европейском пространстве необходимо выделить Резолюцию ПАСЕ N 1607 (2008) <1>. В Резолюции есть констатирующая часть. Так, признается, что аборт ни при каких обстоятельствах не может рассматриваться как метод планирования семьи. Аборта следует избегать во всех возможных случаях. Все средства, не противоречащие правам женщин, должны быть использованы, чтобы снизить число как нежелательных беременностей, так и абортов. Кроме того, систематизируются общие правила, которые применяются в странах - членах Совета Европы. Обозначена обеспокоенность, "что во многих из этих стран поставлены многочисленные условия, которые ограничивают фактический доступ к безопасным, приемлемым по цене, допустимым и качественным услугам по производству аборта. Эти ограничения являются дискриминационными, поскольку женщины, которые лучше информированы и располагают финансовыми средствами, имеют лучший доступ к легальному и безопасному аборту". При этом отмечается, что при законодательном разрешении аборта практика показывает отсутствие в некоторых случаях реального доступа к услугам по производству аборта. В Резолюции подчеркивается, что аборт на обоснованных сроках беременности не следует запрещать: "Запрет абортов ведет не к уменьшению их числа, а главным образом к нелегальным абортам, которые являются более травматичными и приводят к увеличению материнской смертности и/или к "абортному туризму", который требует финансовых затрат и приводит к откладыванию аборта и, как следствие, к социальному неравенству. Легитимность аборта не влияет на потребность женщины в аборте, зато влияет на доступ к безопасному аборту". Кроме того, отмечается необходимость полового воспитания. Итогом констатирующей части выступает признание права всех людей, включая женщин, на уважение их физической неприкосновенности и на свободу контролировать собственное тело: "В этой связи окончательное решение, делать аборт или нет, является делом самой женщины, и у нее должна быть возможность реализовать это право эффективным путем". На основе приведенных доводов Ассамблея призывает страны - члены Совета Европы: -------------------------------- <1> http:// demoscope. ru/ weekly/ 2008/ 0329/ reprod01.php.

легализовать аборт на обоснованных сроках беременности, если они еще этого не сделали; гарантировать женщинам возможность реализовать свое право на безопасный и легальный аборт; предоставить женщинам свободу выбора и условия для свободного и информированного выбора, не побуждая к аборту; убрать ограничения, которые затрудняют де юре или де факто доступ к безопасному аборту, и, в частности, предпринять необходимые шаги для того, чтобы создать подходящие условия для медицинского и психологического обслуживания и соответствующего финансового обеспечения; внедрить доказавшие свою эффективность стратегии и политики в области репродуктивного здоровья и репродуктивных прав, гарантируя постоянное усовершенствование и расширение глубокого информирования и образования в вопросах секса и взаимоотношений, а также контрацептивных услуг путем увеличения инвестиций из национальных бюджетов в улучшение систем здравоохранения, поставки необходимых компонентов для охраны репродуктивного здоровья и предоставления информации; гарантировать женщинам и мужчинам доступ к контрацепции и к консультированию по контрацепции, по разумной цене, приемлемой для них и выбранной ими самими; ввести обязательное соответствующее возрасту, учитывающее гендерные особенности образование молодежи в вопросах секса и взаимоотношений (в том числе в школах), обучающее, как избежать нежелательной беременности (и, следовательно, аборта); продвигать просемейные ценности в публичных информационных кампаниях, организовать консультирование и практическую поддержку женщин, которые хотят сделать аборт из-за семьи или финансовых затруднений. Проанализировав общую концепцию репродуктивных прав человека, закрепляемую правовыми системами стран СНГ, а также содержание одного из прав - права на искусственное прерывание беременности, можно сформулировать следующие общие выводы. Репродуктивные права в последнее время активно внедряются в круг научных проблем, обсуждаемых учеными-юристами. Медицина, генетика, биология "подкидывают" одно открытие за другим, каждое из которых вторгается в сферу воспроизводства человека. Юриспруденция не успевает перерабатывать существующие, как уже возникает потребность в регулировании новых достижений. Замалчивать, думать, что все аспекты могут разрешиться сами собой, - недопустимая политика в современных условиях. Прокреация перестает быть частным делом, поскольку может происходить в отсутствие самого человека. Сейчас как фантастический сценарий рассматриваются предложения по сохранению абортированного эмбриона и выращиванию его в искусственных условиях. Но подобный эксперимент уже оценивается в науке как вполне вероятный с учетом последних достижений. Таких примеров можно приводить много и много. Решение ряда возникающих проблем некоторыми учеными-юристами видится в формулировании новой категории "репродуктивные права". Вырабатывается их концепция, содержание, структура, пределы ограничений. Некоторые государства приняли специальные законы, в названии которых четко имеется указание на "репродуктивные права". Многими предлагается полностью либерализовать данную сферу, разрешив практически все, что может наука (в том числе, даже если поставленная цель еще не достижима). Отметим, в Российской Федерации не нашлось такому подходу законодательного закрепления. Такие аспекты, как искусственное оплодотворение, искусственное прерывание беременности, медицинская стерилизация, регулируются Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Данный нормативный акт принят в 1993 году, его форма не соответствует требованиям правовой системы нашего государства, что заставляет российского парламентария всерьез задуматься о разработке принятия нового федерального закона, охватывающего в том числе заявленные аспекты. Не говоря уже о том, что содержание приведенных Основ давно уже устарело. В то же время, как представляется, включение в оборот термина "репродуктивные права" должно иметь ограничительное толкование. Вряд ли вообще их следует рассматривать сквозь призму "субъективного права". Нельзя забывать, что любое субъективное право имеет свое содержание и структуру. Классическая дифференциация возможностей включает в себя правоповедение, правотребование, правопользование, правопритязание. Но если признать, что репродуктивные права являются именно субъективными, признанными государством, тогда следует раскрывать все его элементы. А это не только правоповедение (когда можно отмахнуться: разрешено все, что прямо не запрещено), но и право требовать определенных действий от обязанного субъекта. Кто будет выступать в качестве обязанного субъекта при решении репродуктивных правомочий? Ответ на вопрос осложняется тем, что для рождения ребенка традиционно нужна инициатива двух разнополых граждан, при этом выносить и родить ребенка может только женщина. Кроме того, правопритязание - это возможность привести в действие механизм государственного принуждения. При официальном признании категории репродуктивных прав второй неразрешимый вопрос как государство будет их обеспечивать? Если женщина не хочет иметь ребенка, может ли муж заставить ее пойти на этот шаг с помощью судебных и правоохранительных органов? Если да, то как это реально может быть осуществимо? По мнению большинства ученых, любое субъективное право тогда будет таковым, когда оно подкреплено правом исковой защиты. На кого должен будет подавать в суд одинокий мужчина, который никак не может найти себе свою пару, чтобы государство обеспечило ему право на репродуктивный выбор и продолжение жизни в своем потомстве? Должно ли государство предоставить ему "государственную" жену? Должен ли создаваться "государственный резерв" из свободных мужчин и женщин? На первый взгляд эти вопросы анекдотичны. Но эта анекдотичность создается из-за того, что право - это очень серьезное оружие, с помощью которого регулировать общественные отношения необходимо с большой осторожностью. Тем более непродуманное облачение некоторых явлений в правовую форму может привести к очень неблагоприятным последствиям: юридической путанице, злоупотреблениям, игнорированию права, существенному ограничению правового статуса человека и гражданина. Поверхностный подход к регулированию прав и свобод человека недопустим, а именно он дает основание для следующего высказывания профессора А. Бланкенагеля: "вопросы прав и правовых предпосылок - это вечные и жгучие проблемы западной юридической системы, но, судя по всему, сведения об этом и информация об очень высокой цене, которую приходится платить за распределение субъективных прав без разбору, не дошли до российской глубинки <1>. Смелость рассмотренных выше законов о репродуктивных правах, принятых на территории постсоветского пространства, - тому подтверждение. Достаточно вспомнить право на свободный репродуктивный выбор и право на рождение детей как в браке, так и вне брака. -------------------------------- <1> Бланкенагель А. "Детство, отрочество, юность" российского Конституционного Суда. М., 1996. С. 44.

Европейское сообщество выработало осторожный подход к регулированию прокреации, которая относится, как отмечают зарубежные ученые, к особо "чувствительной" сфере. Это вызвано необходимостью соблюдать предельную осторожность в формулировании единых стандартов в том, что может иметь двойное (а то и тройное) толкование. В этом контексте можно привести интересный пример. В совместном заключении нескольких членов Европейской комиссии по делу "Рис против Соединенного Королевства" было отмечено: "Договаривающемуся Государству должно быть разрешено исключить из сферы брака лиц, сексуальная принадлежность которых сама по себе предполагает физическую неспособность к воспроизводству либо абсолютную (в случае транссексуала), либо в связи с половой принадлежностью другого супруга (в случае индивидов одного пола). Такие ситуации, правовое признание которых может представляться национальному законодательному органу искажающим сущность брака и его социальную задачу, оправдывают возможность государства отказывать в осуществлении права вступать в брак" <1>. Однако спустя 14 лет в 1990 году по делу "Косси против Соединенного Королевства" в решении уже была сделана оговорка, что мужчины и женщины, не способные иметь детей, пользуются правом вступать в брак так же, как и все другие. Два документа показывают, как своеобразно можно толковать "неспособность к воспроизводству" в различных ситуациях. Указание на неспособность иметь детей, которое было сделано применительно к однополым бракам в 1976 году, могло иметь место и при характеристике традиционных браков. В этом случае цель первоначального указания приобретала совсем иное значение. Последствием могла быть дискриминация многих граждан. Возникла опасность вторжения в частную жизнь, так как способность к воспроизводству, по-видимому, нуждалась бы тогда в документальном подтверждении. -------------------------------- <1> Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М., 1998. С. 328.

Приведенные факты и доводы позволяют сделать один общий вывод, что сам термин "репродуктивные права" не следует расценивать как "зеленый свет" на открытие новых субъективных прав. Это, скорее всего, условный термин. В этой сфере позволительно говорить лишь о таких категориях, как "регулирование репродуктивной деятельности", "репродуктивное здоровье", "репродуктивные возможности". В контексте именно такого понятийного ряда и следует рассматривать такие вопросы, как право на материнство, искусственное оплодотворение, отсроченное отцовство и др. Кроме того, следует отметить следующее. 1. Понятие репродуктивных прав связано с определенными правомочиями лица относительно его воспроизводства. 2. Репродуктивные права являются личными, с одной стороны, а с другой - их полная естественная реализация возможна только между двумя разнополыми гражданами. 3. Термин "репродуктивные права" носит условный характер и не связан с формулированием прав человека нового поколения. 4. Репродуктивные права относятся к наиболее чувствительной сфере, поскольку затрагивают самое ценное благо - жизнь человека. 5. Главный принцип законодателя при установлении правового режима вспомогательных репродуктивных технологий должен заключаться в здоровом консерватизме. Необходимо подытожить: потребность в принятии федерального закона, включающего в название категорию "репродуктивные права", вряд ли оправданно в настоящее время. Перечисленные аспекты могут вполне адекватно найти свое разрешение в специальных законах, регулирующих здравоохранительную сферу. Обсуждение юридических правил, затрагивающих репродуктивную сферу, возможно как при привлечении юристов-ученых, так и всех заинтересованных сторон: представителей религиозных конфессий, общественных организаций, отстаивающих права женщин, медиков, генетиков, ученых других отраслей науки. Главное, чтобы в рамках такого обсуждения не происходило изобретение новых прав, причем исходя из-за субъективно понимаемой модности.

------------------------------------------------------------------

Название документа